Чарушин рассказ про лису

Мы поможем в написании ваших работ! знаете ли вы? сборник текстов и заданий по развитию навыков техники чтения в 1
infopediasu

Zdam


edugr3

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сборник текстов и заданий

По развитию навыков техники чтения

В 1 классе

.

1. Первый этап каждого урока чтение по кругу целыми словами столбиков и строчек слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ, ДОМ – ЗУЬ, ДОМ – ЗУБ – НОС, ДОМ – ЗУБ – НОС – ЛЕС, …

image001 2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся. НАПРИМЕР: В ЛЕСУ, ПО РЕКЕ, …

3. Читай скороговорку многократно от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секундомера.

4. Выбери 2 – 3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе; повторив первые два, читай третье и так до конца. НАПРИМЕР: «СЕЛИ», «СЕЛИ ГУСИ», «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». Старайся каждый раз читать предыдущие слова всё быстрее и, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его.

5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова)

6. Прочитай, расставляя логические ударения:

а) БА БЯ БЬЯ? БА БЯ БЬЯ? БА БЯ БЬЯ?

б) Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

в) Прочитай, определи логическое ударение в вопросе соответствии с ответом.

Они были вчера в кино? — Да, они.

Они были вчера в кино? — Да, были.

Они были вчера в кино? — Нет, позавчера.

Они были вчера в кино? — Нет, они были в театре.

г) Прочитай фразу: «Купи, пожалуйста, мороженое».

Ласково, мягко попроси. Проси досадуя. Резко прикажи.

7. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.

Темп чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно.

СРЕДНЕ – норма чтения со всеми правилами выразительности.

БЫСТРО – скороговорка.

8. Совместное хоровое чтение небольших отрывков. Дети, читающие по слогам, работающие с читающими бегло, значительно увеличивают темп чтения и начинают читать целыми словами.

9. Чтение отрывков в разных темпах.

а) Чтение, с изменением силы звучания голоса: ТИХО – ОБЫЧНО – ГРОМКО; ГРОМКО – ТИХО – ОБЫЧНО;

б) Комбинация силы звучания голоса и темпа чтения:

МЕДЛЕННО – ГРОМКО; БЫСТРО – ТИХО;

10. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и постарайся передать своё отношение к прочитанному.

а) Выбери 2-3 предложения. Ребёнок первый раз читает их вслух медленно. Запиши время. Второй раз он читает на 2-3 секунды быстрее, третий ещё быстрее и т. д. Доведи скорость чтения до предела возможностей.

б) Выбери 2 – 3 предложения и читай их по очереди со взрослым, записывая время:

Взрослый – 23 сек., 21 сек., 19 сек., 17 сек.,

Ребёнок – 1 мин. 16 сек., 1мин., 30 сек., 46 сек.

Береги учебники (Занятие 1)

  1. Читай быстро целыми словами «по кругу»

лист бери не бери

книга береги не береги

учебник рисуй не рисуй

надень загибай не загибай

обложка вырывай не вырывай

страница только не учебник

  1. Дети играют в прятки. Найди 7 детей.

image003

image0053. Запиши буквы в те клетки, куда показывают стрелки, и прочитай слово.

  1. Прочитай текст, выделяя голосом, подчёркнутые слова.

Береги учебник.

Береги свои учебники. Не загибай страницы. Не вырывай страницы. Не рисуй в книге. Надень на учебник чистую обложку. Бери книгу только чистыми руками.

  1. Буратино подчёркивал буквы как на образце: А и Б Найди у него ошибки.

Ш О Ь Л А П А Б Ю Л Г Щ Г Д Ж Б А Н К Ц Ш Щ З Х

Д П А В Ы Б И Т Ь А В А Б Ю Л О И Т Ь БА Е Н А Л

  1. Прочитай текст «Береги учебник» многократно: тихо, громко, очень громко.
  1. Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.

осы мак

кот усы

рот кит

рак рог

  1. Перескажи текст «Береги учебники».
  1. Скажи, чем похожи и чем отличаются.

ДЕРЕВО и КУСТ

РУЧКА и КАРАНДАШ

ПОРТФЕЛЬ и СУМКА

  1. Слова близкие по значению соедини стрелками.

беречь взять

завернуть отгибать

загибать обернуть

брать сохранить

Сад (занятие 3)

  1. Читай быстро целыми словами «по кругу»

сады корзины растут

яблони мальчики срывают

сливы девочки работают

вишни школьники кладут

Найди ошибки в рисунке.

image012

  1. Каждый последующий слог произноси всё тише, а затем всё громче.

Сад.

Возле школы сад. Там растут яблони, сливы и вишни. Школьники работают в саду. Мальчики срывают яблоки. Девочки кладут яблоки в корзины.

  1. Прочитай рассказ «Сад» ещё раз. Подчеркни группы слов, которые читаешь как одно слово.
  1. Прочитай рассказ «Сад» и придумай к нему три вопроса.
  1. Подчеркни то, что соответствует содержанию.

Сад был возле дома или школы? Школьники отдыхают или работают в саду? Мальчики или девочки срывают яблоки? Девочки кладут яблоки в мешки или в корзины?

  1. Нарисуй предмет, который должен лежать в пустой клетке.

image014

Грачи (занятие 4)

  1. Читай целыми словами «по кругу»

грачи грачей

зимой вместе

можно живут

сядет осенью

ворон видеть

Грачи.

Осенью грачи улетают на юг. Но не все. Зимой тоже можно видеть гра-чей. Живут они вместе с воронами. Сядет стая ворон на дорогу, а с ними – грач.

Зима в лесу. (занятие 5)

Зима в лесу.

Выпал снег. Чистой, белой скатертью накрыласьи отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы. Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес… Кружевными белыми арками согнулись стволы молодых берёз…

И.Соколов-Микитов

  • А какие слова ты выделишь в остальных предложениях?

У кого растут усы?

У кого растут усы?/ Есть усы у мотыльков.

У моржа и у лисы,/ У тюленей и жуков

У бобра и у крота,/ Есть — у зайца и сверчка.

У кота и у кита./ У сома и хомяка.

Есть у тигров и мышей,

Есть – у львов и у ежей…

Даже папа для красы

Отпустил себе усы.

7. Читай стихотворение «У кого растут усы?» многократно, записывая время ______, ______, _______ .

Найди 10 отличий.

image024

Медведь. (занятие 7)

  1. Читай целыми словами «по кругу»

сидит малина медведь причмокивает

урчит жадный чавкает обсасывает

голые по одной веточки жадный же

ягода остаются объешься сладкоежка

мишка заболит срывает не по одной

  1. Читай на одном дыхании, как одно слово:

image019image008image025

не по одной а весь ну и

  1. Читай, причитывая по одному слову. А где ты сделаешь паузу и возьмёшь дыхание?

Медведь не по одной ягодке срывает, а весь куст целиком обсасывает.

  1. Кто прячется в зарослях?

image027

  1. Соедини слоги стрелками так, чтобы получились слова.

ча сок

мед ща

ле ведь

  1. Прочитай рассказ. Скажи, почему медведя называют сладкоежкой?

Медведь.

Сидит медведь – сладкоежка ест малину. Чавкает, урчит, причмокивает. Не по одной ягодке ест, а весь куст целиком обсасывает. Одни голые веточки остаются. Ну и жадный же ты, мишка! Смотри, объешься – живот заболит.

  1. Прочитай предложение с интонацией: — удивления, осуждения, возмущения.

Ну и жадный же ты, мишка!

  1. Какой слог надо добавить, чтобы получились слова.

в image028 едь

в image029 едица

в image030image031image032image033 ежонок

вежата

вежий

  1. Читай: сначала тихо, а закончи чтение очень громко; сначала очень громко, а закончи очень тихо.

Смотри, объешься – живот заболит.

Про ёжика. (занятие 8)

  1. Читай «по кругу» целыми словами.

осень ящерицы таскает попрятались

ночь клубок гнездо гнёздышко

ёжик лягушки находить сухие

земля готовит осенние листочки

норка тёплое весенние свернув

добыча мягкий солнышко свернувшись

  1. Соедини точки и узнаешь, кто это:

image035

  1. Прочитай рассказ «Про ёжика». Запиши время ________ .

Про ёжика.

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, ящерицы. Трудно находить жуков, лягушек. В ясные осенние дни готовит ёж тёплое гнёздышко. Ночью и днём таскает в норку под старым пнём сухие листочки и мягкий мох.

Ёжик проводит в норке под снегом долгую зиму. Спит он свернувшись клубочком, до весеннего солнышка.

  1. Выдели в рассказе «Про ёжика» группы слов и прочитай на одном дыхании.

в землю в ясные ночью и днём

в норку под старым под снегом

про ёжика у ежей до весеннего

  1. Первое и второе предложения рассказа «Про ёжика» читай как вопросительные.
  1. Придумай вопросы к третьему предложению рассказа «Про ёжика».
  1. В пятом и седьмом предложениях рассказа «Про ёжика» определи паузы.
  1. Сравни рисунки. В левом зачеркни те предметы, которых нет в правом.

image037

  1. Расставь правильно перепутанные слоги:

даш – ко – гнёз __________________

точ – ки – лис ___________________

гол – и – ки _____________________

10. Прочитай рассказа «Про ёжика», выделяя голосом подчёркнутые слова. А может быть, ты выделишь другие слова?

Щенки. (занятие 9)

  1. Читай быстро целыми словами «по кругу».

Сеня назвал Гриша и Сеня

Гриша вырос научил

Шарик подарил научился

Дружок баловал был строг

щенки не баловал и не научился

собака хорошая дал кличку

  1. Научись читать как одно слово.

с Шариком а Дружок

так ничему и не научился

  1. Найди 10 отличий.

image038

  1. Прочитай, выделяя голосом подчёркнутые слова.

Грише и Сене подарили щенков?

Да, Грише и Сене.

Грише и Сене подарили щенков?

Нет, не подарили.

Грише и Сене подарили щенков?

Нет, кошек.

  1. Составь несколько предложений из данных слов.
  • Шарик, своего, назвал, Гриша, щенка.
  • Гриша ___________________________________________________
  • __________________________________________________________
  • __________________________________________________________
  1. Поставь вопрос к подчёркнутому слову.

Гриша назвал своего щенка Шарик.

Как Гриша назвал своего щенка?

Сеня дал своему щенку кличку Дружок.

  1. Буратино подчёркивал буквы как на образце: А и Б. Найди ошибки.

Й Ц У А К Е Б Н А Н Г Ш Б Ш Щ А З Ф Б Х А

Ъ Ф А Ы В А П Б Р О Л Б Д Ж Э А Я Ч С Б М

Б И А Т Ь Б Ю Й Ц Я Ч С М А И Т Ь Б Ю Э Ж

  1. Прочитай рассказ, выделяя голосом подчёркнутые слова.

Щенки.

Грише и Сене подарили щенков. Гриша назвал своего щенка Шарик. Сеня дал своему щенку кличку Дружок. Сеня баловал Дружка.. Гриша был с Шариком строг. Шарик вырос хорошей собакой. А Дружок так ничему и не научился.

  • А какие бы слова ты выделил в остальных предложениях?

Про лису. (занятие 10)

  1. Читай целыми словами.

лиса лисичка охотница

ловит услышит готово

мышь мышей мышкует*

пенёк пискнет попалась

зубок заметит пушистый

видно кинется шевельнёт

рыжая смотрит шевельнётся

  1. Читай скороговорку «по кругу», увеличивая скорость чтения.

Я рыжая лисица, Я зайку догоняла

Я бегать мастерица, И в ямку бух!

Я по лесу бежала, А там петух.

  1. Читай, выделяя голосом подчёркнутые слова.

Лисичка зимой мышкует? Лисичка зимой мышкует.

Лисичка зимой мышкует? Лисичка зимой мышкует.

Лисичка зимой мышкует? Лисичка зимой мышкует.

4. Соедини точки и узнаешь, что нарисовано.

image040

5.Прочитай рассказ. Подчеркни пары слов, которые читаешь как одно слово.

Про лису.

Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице.

Е.Чарушин

Дорисуй зверька.

image041

7. Закончи предложения.

image020image020image020image020

В image020image020image020image020image020 норе живёт И

В дупле живёт

8. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах

ли – са – ды – ра – ки – ты

______________________________________________________________________________________________________________________________

ла – па – ра – но – ша – лун

______________________________________________________________________________________________________________________________

Трус. (занятие 11)

  1. Читай целыми словами.

Саша была в шкафу

трус гроза слышно

влез и гром не слышно

шкаф темно прошла

сиди душно прошла ли

за то и душно всегда

  1. Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.

Ф Ы В А И В А Н Г О Р 1. _____________________

С А Ш А И Т Ю Б Ь Л Т 2. _____________________

О Н М А К Н Г Т А Н Я 3. _____________________

  1. Прочитай предложения. Следи за вдохом и выдохом.

(вдох) Была гроза (выдох) и гром.

(вдох) Была гроза и гром. (выдох)

(вдох) Саше не слышно было, (вдох) прошла ли гроза.

4.Нарисуй такой же замок.

image043

5. Читай скороговорку «по кругу».

У Саши шашки.

6. Читай рассказ многократно.

Трус.

Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша всегда в шкафу, за то, что ты трус.

По Л.Толстому

  • Прочитай, почему Саша влез в шкаф?

Почему киты молчат.

Почему,/ почему Почему киты молчат,

Говорят коровы – МУ,/ Ничего не говорят,

Кошки – МЯУ,/ Хоть имеют киты

ГАВ – собаки,/ Преогромные рты?

Овцы – БЕ,/ Потому, что киты

А киты – ни БЕ ни МЕ?/ В рот набрали воды!

И.Мазнин

В лесу . (занятие 13)

Читай целыми словами.

завыл воздух тонкая разноцветные

ветер вьётся паутина тропинки

вьюга замела паутинка весенний

когда хорошо объявит деревья

заснул осенью приход съёжился

опали листья о приходе наступление

  • Читай слоги

НЮ – НЬЮ ВЯ – ВЬЯ – ВЪЯ ДЕ – ДЬЕ — ДЪЕ

Читай как одно слово.

image048

в лесу не деревьях но вот

в воздухе и опали а сам

3. Прочитай рассказ.

В лесу.

Хорошо в лесу осенью! В воздухе вьётся тонкая паутина. На деревьях много разноцветных листьев. Но вот листья съёжились и опали. Завыл ветер. Вьюга замела все тропинки. Лес заснул. Спит лес, а сам ждёт, когда весенний ветер объявит о приходе весны.

Перескажи рассказ «В лесу».

10. Сопровождая фразу: «Я очень рад» различными жестами:

— протяни радостно руку для приветствия,

— одёрни руку испуганно,

— сердито пригрози пальцем,

— пожми равнодушно плечами,

— подзови хитро к себе.

11. Напиши слова в порядке усиления действия:

пронеслась, прошла, пробежала

  • _____________________________________
  • _____________________________________
  • _____________________________________

Помоги добраться до грибка.

image052

3. Читай скороговорку.

В перелеске* у пригорка собирал грибы Егорка.

Объясни значения слова ПЕРЕЛЕСОК.

4. Сочетание звуков произноси в различном темпе: усиливая или ослабевая, повышая или понижая голос.

ки – кэ – ка – ко – кы ги – гэ – га – го — гы

* Перелесок – Небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков, или редкий лес.

Чья корзинка тяжелей?

Ходили два приятеля,/

Ходили по грибы./

Ходили да ходили,

Устали от ходьбы.

В одну ходили сторону,

И поровну прошли.

Да только вот не поровну,

Не поровну нашли.

В одной корзинке — белые,

И все как на подбор!

В другой – один – единственный

Трухлявый мухомор…

Б.Заходер.

Допиши предложения.

По порядку счёт веди

Рифмы парные найди.

Эти рыжие сестрички

Называются _____________ .

Эти дружные ребята

Называются _____________ .

8. Соедини стрелками пословицы в левой части с половинкой в правой.

Ученье – свет, так и не будет скуки.

По одежде встречают, а неученье — тьма.

Грамоте учиться — а по уму провожают.

Не сиди сложа руки — всегда пригодится.

Дети рисуют. (занятие 15)

  1. Читай целыми словами.

волны рисует солнышко

стоит светит избушка

рыжик по горам кораблик

висит скачет нарисовал

огонёк опушка на опушке

валит собака картинка

дымок бегает тропинка

  1. Прочитай стихотворение и нарисуй к нему иллюстрацию.

Картина

На стене висит картинка:

Лес, избушка и тропинка.

Огонёк в окне горит,

Из трубы дымок валит.

image053

  1. Выучи стихотворение «Картина» наизусть.
  1. Закрась детали, помеченные точками, и увидишь что нарисовано.

image055

  1. Прочитай рассказ, делая паузы на точках. Скажи кто что нарисовал.

Дети рисуют

Лена рисует море. Ярко светит солнышко. На море волны и кораблик.

Витя нарисовал горы. По горам скачет всадник на коне. Маша рисует избушку. Она стоит на опушке леса. В окошке свет. К дому ведёт тропинка. Перед домом бегает собака Рыжик.

  1. Подчёркнутые слова, читай на одном дыхании. Продолжи подчёркивать сам.
  1. Придумай три вопроса к предложению:

Лена рисует море.

  1. Первые три предложения рассказа «Дети рисуют» читай «по кругу» многократно. Научись читать максимально быстро.
  1. Исправь ошибку.

Рог до ушей – хоть завязки пришей.

Читай целыми словами.

укроп растёт горошек помидоры

салат грядка сладкий приправа

пучок слушал редиска внимательно

лучок и укроп отвечай-ка запомнил

огород и салат повтори обязательно

огурец наступит порядок маленький

Прочитай стихотворение.

Прочитай, запомни, повтори!

Что растёт на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы* и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку,

Что растёт на нашей грядке?

В.Корин

*Приправа – то, чем приправляют кушанье для вкуса.

Про кошку.

  1. Читай целыми словами.

кошка мяучит подолгу

живёт играет наверно

блюдце удирает немного

пьёт исчезает немножко

молоко знаете понемножку

далеко входит аккуратно

придёт первой обратно

  1. Прочитай, выделяя голосом подчёркнутые слова.

Что вы знаете про кошку?

Что вы знаете про кошку?

Что вы знаете про кошку?

Что вы знаете про кошку?

Про кошку.

Что вы знаете про кошку?

Всё, наверно, понемножку:

Кошка первой входит в дом.

То мяучит, то играет,

То куда-то удирает,

Исчезает далеко.

А когда придёт обратно,

То из блюдца аккуратно

Пьёт сырое молоко….

В.Приходько

Исправь ошибки.

Жучка будку не доела; На верхушке каланчи*

Неохота: надоело. День и ночь кричат врачи.

А о чём они кричат,

Забодал меня котёл, Вы спросите у врачат.

На него я очень зол.

*Каланча – высокая наблюдательная вышка над зданием пожарной команды.

8. Прочитай стихотворение «Про кошку», выделяя голосом подчёркнутые слова. Продолжи подчёркивать самостоятельно.

Собака, львица и щенок.

Собака, львица и щенок.

В одном зоопарке собака долго воспитывала молодую львицу. Львица выросла, но всегда слушалась собаку. И когда однажды у собаки появился маленький щенок, львица ежедневно помогала собаке. Она обычно смотрела за щенком, учила его. Если щенок убегал, львица всегда находила его и переносила на место.

Л.Толстой

Про волка.

Волк.

Машу взяли в зоопарк. Вот волк. Маша его сразу узнала:

— Ты почему Красную Шапочку съел?

Волк молчит.

— Ты почему трёх поросят обижал?

Волк поджал хвост.

— Вот сиди теперь в клетке, плохой серый волк!

Волк отвернулся. Значит, ему стыдно. Значит, больше не будет!

Я.Тайц.

8. Приготовь чтение по ролям. Слова автора – тихо. Слова девочки – громко.

Про собаку.

Собака.

У Шарика шуба густая, тёплая. Он всю зиму по морозу бегает. И дому негобез печки — просто собачья будка, а там соломка постелена, а емуне холодно. Шарик лает, хозяйское добро стережёт, злых людей не пускает, заэто все его любят да сытно кормят.

Е.Чарушин

Перескажи рассказ «Собака».

Кошка Маруська.

Читай целыми словами.

поймала довольная в чулане

пыжится накормила за это

фыркает котёночек на коврике

песенки маленький на всех

хозяйка мурлыкать сам с собой

Маруська топорщится за хвост

молочко неинтересно сам себя

Бишка

Читай целыми словами.

Бишка уточек а ну-ка

книга книжка в книжке

пошла читать по ночам

прочь будет с меня

воров собачка да волков

пугаю поноска* на охоту

зайку говорит и этого

слежу стерегу не сплю

*Поноска – вещь, которую несёт в зубах приученная собака.

2. Произнеси фразы: «Закрой книгу», «Сядь на место» с разной: а) ласково, мягко, попросите; б) просите, досадуя; в) резко прикажите.

3 image078. Найди 10 отличий.

Бишка.

«А ну-ка, Бишка, что в книжке написано?» Понюхала собачка книжку и прочь пошла. «Не моё, — говорит, — дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу – будет с меня и этого».

К.Ушинский

Печатать я училась.

Читай целыми словами.

лампа клавиши стучала

ручка прочту-ка портфель

лежит плывёт большая

тучка пришёл кастрюля

кипит работа в кастрюле

бежит училась мурлычут

ложки к лампе слетелись

сидят сначала получилось

Найди несуразности.

image083

Прочитай стихотворение.

***

…Печатать я училась,

По клавишам стучала.

И вот что получилось,

Прочту-ка всё сначала:

«Плывёт по небу РУЧКА.

Лежит в портфеле ТУЧКА.

У пса большая ПАПА.

Пришёл с работы ЛАПА.

Кипит в кастрюле МАША.

Бежит по саду КАША.

Сидят, мурлычут МОШКИ.

Слетелись к лампе КОШКИ…»

Г.Сапгир.

6. Читай: начало каждой строчки стихотворения тихо, а последние слова громко.

7. Так говорят, когда обращаются с просьбой:

Будьте любезны, дайте, пожалуйста …

Покажите, пожалуйста …

Вы не скажете …

Я бы хотел узнать …

Не скажете ли вы …

Будьте добры, скажите, пожалуйста …

  • Обратитесь с просьбой, используя данные формы обращения: к продавцу, к учителю, к пассажиру в метро, к другу.

Разговор с пчелой.

Читай целыми словами.

ужалила за лето наносили

цветок полные зимний

любимый залепят запасают

ужасно и жилище утепляют

домик осенью проберётся

на ужин только морозный

Пчёлы.

Не страшна холодная зима пчёлам. За лето наносили они полные соты мёду. Но на зиму пчёлы не только еду запасают. Они и жилище утепляют. Осенью все щели залепят. Не проберётся в их домик морозный зимний ветер.

Перескажи рассказ пчёлы.

6. Прочитай вопрос, выделяя голосом по очереди каждое слово.

Как ты могла? Как ты могла? Как ты могла?

Прочитай стихотворение.

Разговор с пчелой.

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?!»

Пчела в ответ:

«А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:

Я берегла его на ужин!»

М.Бородицкая

8 image088. Рассмотри рисунки и впиши в клетки кроссворда названия насекомых.

Загадки

Найди силуэт этого петушка.

image089

Загадки

Мохнатенькая, усатенькая,

Молоко пьёт, песенки поёт. __________________

В лесу у пня

Суетня, беготня:

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит. _______________

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? _______________

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапе. ___________________

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами. _____________

Квохчет, клохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает. ___________________

Светлячок.

Прочитай рассказ.

Светлячок.

Поздно ночью я оказался в лесу. На небе ни луны, ни звёзд. Я уже с тропинки сбился. Вдруг впереди огонёк появился, махонький такой, но живой огонёк.

— Ты кто? – спрашиваю я.

— Светлячок.

— А тропинка где?

— Тропинка твоя левее, — говорит мне светлячок.

Вышел я на тропинку и вскоре дома оказался. Спасибо светлячку.

С.Баруздин.

3. Произнеси фразу: «Я уже с тропинки сбился» с разной интонацией:

  1. оправдываясь;
  2. досадуя;
  3. резко.

Прочитай и допиши.

Та – та – та У нас дома чистота.

Ты – ты – ты Сметану съели всю коты.

Ать – ать – ать Мы идём ____________ .

Ат – ат – ат Берём с собой ___________ .

Ща – ща – ща Мы несём домой __________ .

Ащ – ащ – ащ Мы наденем ______________ .

Аш – аш – аш У Марины ________________ .

7. Прочитай, показывая голосом оценку:

Положительную

Сколько цветов!

Как он поёт!

Кислятина какая-то!

Отрицательно

Сколько цветов!

Как он поёт!

Кислятина какая-то!

Театр зверей

Театр зверей

В школу приехал театр зверей. Какие тут актёры! Спектакли показывают дрессированные звери. Собака и медведь, попугай и обезьянка, серые мыши и морские свинки, енот и ворона. Мышки катаются в вагончиках. Обезьянка катает свинок в карете. Енот стирает в корыте. Вышел медведь. Он смешно танцует. Всем весело.

Сделай рисунки одинаковыми.

image100

Наши друзья

Наши друзья

Каждый день чистят клювики

когда встаём свои.

Мы с братишкою вдвоём, Тут щеглы,

взяв крупы чижи,

и хлебных крошек, синицы

на крыльцо бежим и проныры воробьи.

скорей. Ждут нас также

Много ласковых, терпеливо

хороших и красавцы снегири …

прилетает к нам друзей. Все привыкли –

на кормушке сидя, не пугливы,

птицы хоть руками их бери!

Г. Ладонщикова

4 image104. Рассмотри рисунки, вставь в кроссворд названия этих птиц.

image105image106image107

image108

image109image110

image111image112

Читай целыми словами.

метели полощет скворечник

в синей от земли качается

на воде улетают осыпаясь

по грядке журавли в огороде

чёрные кукушки слыхать

и грачи опустел не слыхать

грачихи крылья узорный

Лиса и лисята.

Лиса и лисята

В лесу живёт лиса. Там под деревом у неё глубокая нора. В норе – лисята. Лисица не покидает их… Мать лижет им мордочки, хвостики, животики. Шерсть лисят всегда чистая.

Подросли лисята… Настало время их к охоте приучать. Лиса тащит детям то мышку, то птицу, то зайца… Сядет в сторону и следит, как лисята добычу ловить учатся.

В.Чаплина

Рыбалка

Рыбалка

Стоят чудесные летние дни. Дед и внук решили пойти на рыбалку.

Миша и дедушка встали пораньше. На зорьке они спешили к реке.

От воды поднимался туман. Рыболовы расположились на берегу. Закинули удочки. Стали следить за поплавком.

– Ловись, рыбка, ловись! – шептал мальчик.

Вот и первая рыбка!

— Карась, карасик! – радовались рыбаки.

Кто что поймал?

image126

Рыбы

Прочитай рассказ

Рыбы

Рыбы – это животные, живущие в воде. У них особое строение тела. Плавники позволяют рыбам двигаться во всех направлениях. Кожа рыб покрыта чешуёй, а дышат они жабрами.

Рыбы бывают хищными, например, акула и безобидными, такими, как карасик. Он питается травкой.

Рыб, живущих в море, называют морскими. Это акула, сельдь, камбала, треска. А сом, линь, карась, окунь, карп, налим живут в реках. Это речные рыбы.

Рыбы бывают разные от огромных китов до крохотных гуппий.

5 image129. Прочитай рассказ «Рыбы», выпиши названия рыб:

Про сома.

Прочитай стихотворение.

Про сома

Широка и глубока

Под мостом текла река.

Под корягой

Под мостом

Жил в реке усатый сом.

Он лежал на дне часами,

Шевелил во сне усами.

С.Михалков

Исправь ошибки.

На безрыбье и бак – рыба.

Под лежачий камень мода не течёт.

Купить кита в мешке.

Напиши отгадку.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. _______________________

Снегири.

Читай целыми словами.

стоят делают сильные

холод кормушка школьники

птица снегирь красивая

грудка головка красненькая

спинка появился крылышки

нечего удивить чёрненькие

можно заметили серенькая

Снегирь

Перед первым снегом летят к нам снегири. Люди заметили: появился снегирь – жди снега. Птиц этих можно видеть в саду, в лесу, в парке.

Стоят сильные холода. Птицам нечего есть. Школьники делают для них кормушки.

Вот на кормушку сел снегирь. Это очень красивая птица. Грудка у снегиря красненькая. Головка и крылышки чёрненькие. Спинка серенькая.

Читай как одно слово.

д image048 ля них в лес

у снегиря в саду

и крылышки на кормушке

Библиотека класса

Читай целыми словами.

книжка любите интересная

товарищ бегать любимая

потом побегут библиотека

другая помоги вот и будет

решите выбрать меняться

каждый возьмёт любите ли

вместе почитать по кругу

2. Какая обложка должна быть вместо вопроса?

image137

3. Запиши за какое время ты прочитаешь вс

18 ноября 2021

Методический кабинет

                                    Конспект занятия по обучению детей пересказу в средней группе

Тема: Пересказ рассказа «Лиса» ( Е. Чарушина)

Подготовила: воспитатель Волкова Н.А.

Цель:

Создать условия для формирования навыков  связного последовательного пересказа короткого текста с использованием графических схем.

Основные задачи:

Образовательные:

 — Познакомить детей с новым рассказом.  Формировать умения целостно и эмоционально воспринимать литературный текст, следить за развитием событий, отвечать на вопросы по содержанию текста.

— Обогащать представления детей об образе диких животных (лисицы).

Развивать познавательный интерес.

Развивающие:

. Формировать умения использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики животного, способствовать формированию развёрнутого связного высказывания.

 — Формировать умение составлять простые предложения из 2,3 слов, опираясь на графические схемы.

— Активизировать и обогащать  словарный запас. Развивать артикуляционный аппарат, закрепить произношение звука с.

Воспитательные:

— Прививать любовь к произведениям художественной литературы.

-Воспитывать интерес, сочувствие и доброжелательное отношение к диким животным.

Методические приемы:

Чтение произведения, беседа, пересказ; физкультминутка «Лиса»;  использование ИКТ;

рассматривание схем; проговаривание чистоговорок; сюрпризный момент.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование,  мольберт, схемы для графического плана, дорожка, кружки ( пеньки).

Предварительная работа:

· Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.

· Загадывание загадок. Продуктивные виды деятельности. Знакомство с графическими схемами.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, физическое, социально – коммуникативное развитие.

                              Ход занятия

1. Организационный момент. Обращаю внимание на гостей. Поздороваемся. Эмоционально – игровой настрой на совместную деятельность.

2. Подготовка к восприятию текста.

Создание фона восприятия рассказа.

Игровой момент.

Слайд 1 (на экране – сорока).

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам прилетела сорока и рассказала, что в лесу произошла неприятная история. Лиса утащила у зайчика корзину с морковками, которые он приготовил на зиму. Зайчик плачет.

Слайд 2 ( на экране плачущий зайчик)  Что нам делать? Как  мы можем  зайчику  помочь?

-( ответы детей).

А как мы можем добраться до леса?

(предположения детей)

Воспитатель: Посмотрите, дорожка, она ведёт прямо к лесу. Но нам надо будет преодолеть много препятствий.

(дети преодолевают препятствия).

Выполняют ходьбу, подлезание, прыжки

Слайд 3 ( на экране появляется лес)

А вот мы и попали с вами в лес. Как красиво в лесу! Какой чистый и свежий воздух!

Дыхательное упражнение « Лесной воздух». Давайте почувствуем его, для этого кладём ручки на животик, делаем вдох носиком, надуваем животик, как шарик, а выдох ртом.  повторить (2 -3 раза).

Проводится гимнастика для глаз. Игра прятки. (дети закрывают глаза)

 Слайд 4 ( появляется лиса с корзинкой, в которой лежит морковка).

Воспитатель: Смотрите, смотрите, дети! Кто это? (Лисичка). Посмотрите, какая она? Как вы думаете, это та лиса, которая утащила морковку у зайчика? (ответы детей).

Давайте скажем про неё вот такую чистоговорку. Са – са – са, к нам пришла лиса

Сы – сы – сы хвост пушистый у лисы, су – су – су, в лесу увидели лису.

Как вы думаете,  чем питается лиса?

За кем она любит охотиться? (За птичками, за мышками.)

Воспитатель: Правильно.

(дети садятся на стульчики)

3. Чтение рассказа.

Развитие произвольного внимания, памяти.

Воспитатель:  Дети, я знаю интересный рассказ про лису, я думаю, что он вам тоже понравится. Послушайте рассказ «Лиса», который написал Е. Чарушин. Вы его внимательно слушайте и старайтесь запомнить.

По ходу чтения идут слайды.

Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше

было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где чуть – чуть

шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы

рыжей, пушистой охотнице.

4. Словарная работа. ( мышкует. кинется, охотница)

Воспитатель: Ребята, вы догадались, что значит слово «мышкует»?

Если дети затрудняются, объясняю, что «мышкует» означает ловить

мышей.

Воспитатель: А что значит «кинется»? (Быстро побежит.)

А что значит слово « охотница»? ( охотится за мышкой).

В случае затруднения,  объясняю детям семантику слов.

5. Беседа по содержанию.

Развитие диалогической речи.

Дети отвечают.

Воспитатель:

— Что делает лисичка зимой? (Лисичка зимой мышкует.)

— Куда встает она? (Лисичка встает на пенек.)

— Зачем она встает? (Чтобы подальше было видно.)

— Что она слушает и смотрит? (Она смотрит и слушает, где пискнет, где

шевельнется мышь.)

— Что лиса делает, когда услышит и заметит мышку? (Услышит, заметит и

кинется.)

— Чем лиса ловит мышей? (Лиса ловит мышей зубами.)

Проговариваем слова индивидуально и хором.

6. Физкультминутка «Лиса».

Утром Лисонька проснулась

Лапкой вправо потянулась.

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала.

Лапки, ножки и бока –

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну красавица Лиса!

До чего же хороша! ( повторить 2 раза)

8. Повторное чтение рассказа.

Развитие долговременной слухоречевой памяти.

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю рассказ, а помогут мне  волшебные схемы.

В процессе чтения  демонстрирую детям графические схемы на мольберте, заменяю  картинки схемами.

9.Развитие связной речи.

Формирование навыка работы по алгоритму

Воспитатель: Предлагаю рассказать рассказ ( дети пересказывают рассказ с  наглядной опорой в виде графических схем). Помогаю детям наводящими вопросами.

10. Итог.

Сюрпризный момент.

Педагог: Ребята, вы все были молодцы, хорошо занимались, и лисичка отдала корзинку с морковкой.  

Слайд  ( лиса без корзинки).

Слайд (весёлый зайчик). Посмотрите, как зайчик обрадовался! Вы такие молодцы!

Рефлексия. Дети, вам понравилось наше путешествие в лес?

        Что было интересного, кого мы встретили, кому помогли. Значит у нас всё получилось. Как здорово! Давайте похлопаем друг другу. Я хочу вас поблагодарить за прекрасное путешествие, сколько было трудностей, но мы с ними справились.

Вот настало время возвращаться в детский сад. Возвращаемся опять по дорожке, преодолевая препятствия. Дети возвращаются в группу.

Свежие публикации данной категории

Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли на ближний увал по землянику. Огород наш упирался дальним пряслом в увал. Через жерди переваливались ветви берез, осин, сосен, одна черемушка катнула под городьбу ягоду, и та взошла прутиком, разрослась на меже среди крапивы и конопляника. Черемушку не срубали, и на ней птички вили гнезда.

Деревня еще тихо спала. Ставни на окнах были закрыты, не топились еще печи, и пастух не выгонял неповоротливых коров за поскотину, на приречный луг.

А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках.

Енисей тоже был в тумане, скалы на другом берегу, будто подкуренные густым дымом снизу, отдаленно проступали вершинами в поднебесье и словно плыли встречь течению реки.

Неслышная днем, вдруг обнаружила себя Фокинская речка, рассекающая село напополам. Тихо пробежавши мимо кладбища, она начинала гуркотать, плескаться и картаво наговаривать на перекатах. И чем дальше, тем смелей и говорливей делалась, измученная скотом, ребятишками и всяким другим народом, речка: из нее брали воду на поливку гряд, в баню, на питье, на варево и парево, бродили по ней, валили в нее всякий хлам, а она как-то умела и резвость, и светлость свою сберечь.

Вот и наговаривает, наговаривает сама с собой, довольная тем, что пока ее не мутят и не баламутят. Но говор ее внезапно оборвался — прибежала речка к Енисею, споткнулась о его большую воду и, как слишком уж расшумевшееся дитя, пристыженно смолкла. Тонкой волосинкой вплеталась речка в крутые, седоватые валы Енисея, и голос ее сливался с тысячами других речных голосов, и, капля по капле накопив силу, грозно гремела река на порогах, пробивая путь к студеному морю, и растягивал Енисей светлую ниточку деревенской незатейливой речки на многие тысячи верст, и как бы живою жилой деревня наша всегда была соединена с огромной землей.

Кто-то собирался плыть в город и сколачивал салик на Енисее. Звук топора возникал на берегу, проносился поверх, минуя спящее село, ударялся о каменные обрывы увалов и, повторившись под ними, рассыпался многоэхо по распадкам.

Сначала бабушка, а за нею я пролезли меж мокрых от росы жердей и пошли по распадку вверх на увалы. Весной по этому распадку рокотал ручей, гнал талый снег, лесной хлам и камни в наш огород, но летом утихомирился, и бурный его пугь обозначился до блеска промытым камешником.

В распадке уютно дремал туман, и было так тихо, что мы боялись кашлянуть. Бабушка держала меня за руку и все крепче, крепче сжимала ее, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть, провалиться в эту волокнисто-белую тишину. А я боязливо прижимался к ней, к моей живой и теплой бабушке. Под ногами шуршала мелкая ершистая травка. В ней желтели шляпки маслят и краснели рыхлые сыроежки.

Местами мы пригибались, чтобы пролезть под наклонившу- юся сосенку, по кустам переплетались камнеломки, повилика, дедушкины кудри. Мы запугивались в нитках цветов, и тогда из белых чашечек выливались мне за воротник и на голову студеные капли.

Я вздрагивал, ежился, облизывал горьковатые капли с губ, бабушка вытирала мою стриженую голову ладонью или краешком платка и с улыбкой подбадривала, уверяя, что от росы да от дождя люди растут большие-пребольшие.

Туман все плотнее прижимался к земле, волокнистой куделею затянуло село, огороды и палисадники, оставшиеся внизу. Енисей словно бы набух молочной пеною, берега и сам он заснули, успокоились под непроглядной, шум не пропускающей мякотью. Даже на изгибах Фокинской речки появились белые зачесы, видно сделалось, какая она вилючая.

Но светом и теплом все шире разливающегося утра тоньше и тоньше раскатывало туманы, скручивало их валами в распадках, загоняло в потайную дрему тайги.

Топор на Енисее перестал стучать. И тут же залилась, гнусаво запела на улицах березовая пастушья дуда, откликнулись ей со двора коровы, брякнули боталами, сделался слышен скрип ворот. Коровы брели но улицам села, за поскотину, то появляясь в разрывах тумана, то исчезая в нем. Тень Енисея раз-другой обнаружила себя.

Тихо умирали над рекой туманы.

А в распадках и в тайге они будут стоять до высокого солнца, которое хотя еще и не обозначило себя и было за далью гор, где стойко держались снежные беляки, ночами насылающие холод и эти вот густые туманы, что украдчиво ползли к нашему селу в сонное предутрие, но с первыми звуками, с пробуждением людей убирались в лога, ущелья, провалы речек, обращались студеными каплями и питали собой листья, травы, птах, зверушек и все живое, цветущее на земле.

Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно. Вот туман по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу из-за дальних увалов полоснуло ярким светом, празднично заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на камнях, на валежинах, на упругих шляпках молодых маслят, в каждой травинке и былинке.

Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым голосом, как будто она и не спала, будто все время была начеку: «Тить-тить-ти- ти-ррри…».

— Что это, баба?

— Это Зорькина песня.

— Как?

— Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает.

И правда, на голос зорьки — зорянки, ответило сразу несколько голосов — и пошло, и пошло! С неба, с сосен, с берез — отовсюду сыпались на нас искры и такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса. Их было много, и один звонче другого, и все-таки Зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась яснее других. Зорька улавливала какие-то мгновения, отыскивала почти незаметные щели и вставляла туда свою сыпкую, нехитрую, но такую свежую, каждое утро обновляющуюся песню.

— Зорька поет! Зорька поет! — закричал и запрыгал я.

— Зорька поет, значит, утро идет! — пропела благостным голосом бабушка, и мы поспешили навстречу утру и солнцу, медленно поднимающемуся из-за увалов. Нас провожали и встречали птичьи голоса; нам низко кланялись, обомлевшие от росы и притихшие от песен, сосенки, ели, рябины, березы и боярки.

В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я наклонился, взял пальцами чугь шершавую, еще только с одного бока опаленную ягодку и осторожно опустил ее в туесок. Руки мои запахли лесом, травой и этой яркой зарею, разметавшейся по всему небу.

А птицы все так же громко и многоголосо славили утро, солнце, и Зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала…

Да и по сей день неумолчно звучит.

1. Блин

Это было давно. Это было месяца четыре назад.

Сидели мы в душистую южную ночь на берегу Арно.

То есть сидели-то мы не на берегу, — где же там сидеть: сыро и грязно, да и неприлично, — а сидели мы на балконе отеля, но уж так принято говорить для поэтичности.

Компания была смешанная — русско-итальянская.

Так как между нами не было ни чересчур близких друзей, ни родственников, то говорили мы друг другу вещи исключительно приятные.

В особенности в смысле международных отношений.

Мы, русские, восторгались Италией. Итальянцы высказывали твердую, ничем несокрушимую уверенность, что Россия также прекрасна. Они кричали, что итальянцы ненавидят солнце и совсем не переносят жары, что они обожают мороз и с детства мечтают о снеге.

В конце концов мы так убедили друг друга в достоинствах наших родин, что уже не в состоянии были вести беседу с прежним пафосом.

— Да, конечно, Италия прекрасна, — задумались итальянцы.

— А ведь мороз, — он… того. Имеет за собой… — сказали и мы друг другу.

И сразу сплотились и почувствовали, что итальянцы немножко со своей Италией зазнались и пора показать им их настоящее место.

Они тоже стали как-то перешептываться.

— У вас очень много шипящих букв, — сказал вдруг один из них. — У нас язык для произношения очень легкий. А у вас все свистят да шипят.

— Да, — холодно отвечали мы. — Это происходит от того, что у нас очень богатый язык. В нашем языке находятся все существующие в мире звуки. Само собой разумеется, что при этом приходится иногда и присвистнуть.

— А разве у вас есть «ти-эч», как у англичан? — усомнился один из итальянцев. — Я не слыхал.

— Конечно, есть. Мало ли что вы не слыхали. Не можем же мы каждую минуту «ти-эч» произносить. У нас и без того столько звуков.

— У нас в азбуке шестьдесят четыре буквы, — ухнула я.

Итальянцы несколько минут молча смотрели на меня, а я встала и, повернувшись к ним спиной, стала разглядывать луну. Так было спокойнее. Да и к тому же каждый имеет право созидать славу своей родины, как умеет.

Помолчали.

— Вот приезжайте к нам ранней весной, — сказали итальянцы, — когда все цветет. У вас еще снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!

— Ну, в феврале у нас тоже хорошо. У нас в феврале масленица.

— Масленица. Блины едим.

— А что же это такое блины?

Мы переглянулись. Ну, как этим шарманщикам объяснить, что такое блин!

— Блин, это очень вкусно, — объяснила я. Но они не поняли.

— С маслом, — сказала я еще точнее.

— Со сметаной, — вставил русский из нашей компании.

Но вышло еще хуже. Они и блина себе не уяснили, да еще вдобавок и сметану не поняли.

— Блины, это — когда масленица! — толково сказала одна из наших дам.

— Блины… в них главное икра, — объяснила другая.

— Это рыба! — догадался, наконец, один из итальянцев.

— Какая же рыба, когда их пекут! — рассмеялась дама.

— А разве рыбу не пекут?

— Пекут-то пекут, да у рыбы совсем другое тело. Рыбное тело. А у блина — мучное.

— Со сметаной, — опять вставил русский.

— Блинов очень много едят, — продолжала дама. — Съедят штук двадцать. Потом хворают.

— Ядовитые? — спросили итальянцы и сделали круглые глаза. — Из растительного царства?

— Нет, из муки. Мука ведь не растет? Мука в лавке.

Мы замолчали и чувствовали, как между нами и милыми итальянцами, полчаса назад восторгавшимися нашей родиной, легла глубокая, темная пропасть взаимного недоверия и непонимания.

Они переглянулись, перешепнулись.

Жутко стало.

— Знаете, что, господа, — нехорошо у нас как-то насчет блинов выходит. Они нас за каких-то вралей считают.

Положение было не из приятных.

Но между нами был человек основательный, серьезный — учитель математики. Он посмотрел строго на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:

— Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, т. е. так называемым маслом. Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно.

Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом.

Итальянцы пошептались и спросили робко:

— А с какою целью вы все это делаете?

Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:

— Чтобы весело было!

2. Широкая масленица

Из кухни несется чад, густой, масленный. Он режет глаза, и собравшиеся у закуски гости жмурятся и мигают.

— Блины несут! Блины несут! Несут,

Но вам не хватит. Ваш сосед взял два последних, а вам придется подождать «горяченьких».

Но, когда принесут «горяченьких», окажется, что большинство уже съело первую порцию, — и прислуга начинает подавать опять сначала.

На этот раз вам достается блин — один, всеми отвергнутый, с драным боком и дыркой посредине.

Вы берете его с кротким видом сиротки из хрестоматии и начинаете искать глазами масло.

Масло всегда бывает на другом конце стола. Это печальный факт, с которым нужно считаться. Но так как со своим маслом приходить в гости не принято, то нужно покориться судьбе и жевать голый блин.

Когда вы съедите его, — судьба, наверное, улыбнется, и вам передадут масло с двух сторон сразу. Судьба любит кротких и всегда награждает их по миновании надобности.

На самом почетном месте стола сидит обыкновенно блинный враль. Это просто-напросто хитрый обжора, который распускает о себе слухи, что он может съесть тридцать два блина.

Благодаря этому он сразу делается центром внимания. Ему первому подают, его блины прежде других подмасливаются и сдабриваются всякими масленичными аксессуарами.

Съев штук пятнадцать-двадцать, — сколько аппетита хватит, — с полным комфортом, он вдруг заявляет, что блины сегодня не совсем так испечены, как следует.

— Нет в них чего-то такого, этакого, — понимаете? Неуловимого. Вот это-то неуловимое и делает их удобосъедаемыми в тридцатидвухштучном количестве.

Все разочарованы. Хозяевы обижены. Обижены, зачем много съел, и зачем никого не удивил.

Но ему все равно.

— Что слава? яркая заплата на бедном рубище певца!

Он всех надул, поел, как хотел, и счастлив.

Еще несут горяченьких.

Теперь, когда все сыты, вам дают сразу три хороших горячих блина.

Вы шлепаете их на тарелку и в радостном оживлении окидываете глазами стол.

Направо от вас красуется убранное зеленью блюдо из-под семги, налево — аппетитный жбан из-под икры, а прямо у вашей тарелки приютилась мисочка, в которой пять минут назад была сметана.

Хозяйка посмотрит на вас такими умоляющими глазами, что вы сразу громко закричите о том, что блины, собственно говоря, вкуснее всего в натуральном виде, без всяких приправ, которые, в сущности, только отбивают настоящий вкус, и что истинные ценители блина предпочитают его именно без всяких приправ.

Я видела как-то за блинами молодого человека великой души, который, под умоляющим взглядом хозяйки, сделал вид, что нашел в пустой банке икру и положил ее себе на тарелку. Мало того, он не забывал на кусок блина намазывать эту воображаемую икру и проделывал все это с такой самоотверженной искренностью, что следившая за ним хозяйка даже в лице изменилась. Ей, вероятно, показалось, что она сошла с ума и лишилась способности видеть икру.

После блинов вас заставят есть никому не нужную и не милую уху и прочую ерунду, а когда вам захочется спать, — вас потащат в гостиную и заставят разговаривать.

Пожалуйста, только не вздумайте взглянуть на часы и сказать, что вам нужно еще написать два письма. Посмотрите на себя в зеркало, — ну кто вам поверит?

Лучше прямо подойдите к хозяйке, поднимите на нее ваши честные глаза и скажите просто:

— Я спать хочу.

Она сразу опешит и ничего не найдет сказать вам.

И пока она хлопает глазами, вы успеете со всеми попрощаться и улизнуть.

А хозяйка долго будет думать про вас, что вы шутник.

Так чего же лучше?

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.

УКМ «Школа России»

Раздел «О братьях наших меньших»

1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.

На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».

Дополним выставку книгами:

  1. Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
  2. Г. Балл «Желтячок»
  3. Б. Заходер «Русачок»
  4. В. Сутеев «Мешок яблок»
  5. М. Горький «Воробьишко»
  6. Б. Житков «Мангуста»
  7. М. Пришвин «Изобретатель»

2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…

Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.

Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.

3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.

Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.

Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.

События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.

Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.

4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?

На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.

5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.

Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.

6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.

Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.

Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.

Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.

План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса

  1. Дорога к озеру.
  2. Встреча с мальчишками.
  3. Укор взрослого.
  4. Счастливого пути, утята!

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1. Объясни, почему рассказ так называется.

Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.

2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.

  1. Мальчики одни.
  2. Легли спать.
  3. За дверью кто-то топает ногами.
  4. Пришли папа с мамой.

3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.

Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.

Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.

Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.

Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.

Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!

Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.

Б. Житков «Храбрый утёнок»

1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.

Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.

2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.

Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.

3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?

В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.

Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.

4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.

Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.

5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.

На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.

На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.

План рассказа про Алёшу по рисункам

  1. Появление хулигана или собаки.
  2. Испуг малышей.
  3. Появление Алёши.
  4. Изгнание хулигана или собаки.

6. Подведи итог, сделай вывод.

С тех пор хулиган больше не приставал к малышам. 

Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.

А мальчик Алёша стал героем двора.

Пишем статью в школьную стенгазету.

1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?

Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.

Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.

2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».

Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.

3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.

План статьи в стенгазету для 2 класса

  1. Зима — суровое время года.
  2. Долг каждого человека.
  3. Как помочь лосям.
  4. Как помочь птицам.
  5. Вывод-заключение.

Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Соотнеси авторов произведений и названия.

«Страшный рассказ» — Е. Чарушин

«Кошкин щенок» — В. Берестов

«Ребята и утята» — М. Пришвин

«Храбрый утёнок» — Б. Житков

«Музыкант», «Сова» — В. Бианки

Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.

2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.

Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»

Рассказ: В. Бианки «Музыкант»

3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.

То есть, всеми перечисленными качествами.

1


Adblock
detector