Чарушин страшный рассказ план 2 класс составить

Конспект открытого урока.учебный предмет: литературное чтение класс: 2 класстема: е. и. чарушин страшный рассказцель: познакомить с произведением е. чарушина страшный

Конспект открытого урока.

Учебный предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: познакомить с произведением Е. Чарушина «Страшный рассказ», развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Проявление  интереса к уроку чтения;

осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

формирование ценностного отношения  к полученным знаниям (бережное  отношение к природе).

Метапредметные умения.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в индивидуальной работе, работе в группе.

Соотносить выполненное задание с образцом.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.

Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах.

Анализировать поступки героев;

Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса, группы и учителя.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Уметь воспринимать на слух художественное произведение.

Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Работать вгруппе, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные умения:

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации;

Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание;

Развивать умение работать с текстом.

Оборудование: презентация для интерактивной доски; карточки с текстами, ребусами, тестами, деформированным планом; выставка книг, толковый словарь.  

Ход  урока

  1. Организационный момент. С.1

         — Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

— Мне очень приятно видеть в  ваших глазках искорки любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.  Я желаю вам, чтобы     радостное и творческое  состояние не покидало  вас  в течение  всего  урока.  

II. Проверка домашнего задания.

1.Пересказ рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» от имени уточки.

Эксперты: 3 человека. (оцениваем последовательность и четкость изложения материала, грамотную речь рассказчика, умение заинтересовать слушателей)

2. Тест по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята».

            5 человек получают тест (тест проверяет эксперт)

1.Как звали в рассказе дикую уточку?

А)Кря-кря;

Б)Нарт-нарт;

В)Чирок-свистунок.

2.Куда вела утка своих утят?

А)Из болота на речку;

Б)Из леса в озеро;

В)Из деревни в город.

3.Где утка вывела своих утят?

А)На кочке, в болотистом лесу;

Б)В камышах, на берегу озера;

В)На дереве, в теплом гнездышке.

4.Почему так далеко от озера пришлось выводить утят?

А)Утка-мама боялась лисы;

Б)На озере не было еды;

В)Весной озеро широко разливалось, и не было прочного места для гнезда.

5.Что делали утка с утятами около кузницы?

А)Щипали траву;

Б)Купались в песке;

В)Переходили дорогу.

6.Кто увидел утят около кузницы?

А)Заяц Кирюха;

Б)Ребята;

В)Дедушка Мазай.

7.Что сделали ребята с утятами?

А)Стали ловить;

Б)Покормили хлебом;

В)Погнали на озеро.

8.Кто помог освободить утят?

А)Собака Мухтар;

Б)Автор рассказа М.Пришвин;

В)Утка-мама.

Вывод.

-Ребята, чему же научил нас этот рассказ? (высказывания детей)

Все звери и птицы – это наши «братья меньшие». Мы их должны защищать и по мере возможности помогать им. Ребята ради забавы совершили некрасивый поступок. Надеюсь, они поняли свою ошибку. Этим рассказом М.Пришвин хочет предостеречь нас от таких вот необдуманных поступков. Мы должны быть настоящими друзьями природы. А что это значит? Кто как это понимает?

Зажгите в своем сердце маленький огонек – любовь ко всему живому, и тогда нам всем жить на этой земле станет намного радостнее и интереснее.

С.2Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин. (Учитель читает цитату, которая также представлена на слайде.) “Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами  жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.  Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. 

Сегодня мы продолжим разговор о природе.

III. Постановка темы и целей урока  

1.Вызов:

С.3— Отгадайте загадку и вы узнаете, кто герой нового произведения..

                   Сердитый недотрога  
                  Живет в глуши лесной,
                  Иголок очень много,
                  А нитки — ни одной.

— Почему я именно эту загадку вам предложила? (Мы будем изучать произведение, героем которого будет ёжик.)

2.Сообщение подготовленного ученика

Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке 5 – 6  тысяч иголок. Каждая иголка растёт 12—18 месяцев.

Обыкновенный ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку.

Ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви.  Из растений может поедать ягоды и фрукты.

У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат (каждая самка может выносить до 8 ежат, но это встречается редко). Детеныши появляются на свет, абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов, начинают появляться первые, мягкие колючки. И только через 15 дней, ежата полностью покрываются колючками.

3. Постановка  темы урока

         — Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который очень любил животных, наблюдал за ними, писал  произведения  и бережно  к ним относился.

С.4 Его фамилию вы узнаете, если разгадаете ребус, который найдёте на ваших карточках.                    

 4.Выставка книг Е. И. Чарушина С.5

— Какие рассказы  Чарушина вы уже читали? Поделитесь своими впечатлениями о них.

— Составьте из букв слова и вы узнаете, как называется произведение, которое мы будем читать.

                   С.6     трсаншйы   арссазк   

— Было ли вам когда-нибудь страшно?

— Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши предположения,  мы узнаем после его прочтения.

ТЕМА. Е.ЧАРУШИН «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ»

IV. Работа по теме 

        1. Узнаём биографию.

Метод «Инсерт» (чтение с пометками)    

(Учащиеся получают раздаточный материал – статья о  Е. И. Чарушине):

Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — замечательный художник и писатель. Он родился на Урале, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Е. Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом.  Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.

В 1930 г. вышел его первый рассказ. Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

Е. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно».                                                                                          С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, которые он, став  художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.

         2.  Аналитическая работа.С.7

(Дети заполняют таблицу)

Я знаю

+

Для меня новое

!

Любит природу

Пишет

Рисует

30 лет писательской деятельности

анималист

Иллюстрирует книги М.Пришвина, В.Бианки,

С.Я. Маршака М.Горького.

       3. Словарная работа  С.8

В тексте вы встретите незнакомые слова. Эти слова принесла нам мудрая сова. Прочитаем их с экрана.

— Кто знает значение этих слов? (Спросить желающих)

Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.

Чулан — небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.

               Клеть – кладовая при избе или в отдельной постройке.   

— Толкование этих слов можно прочитать в словарях. (Показать словарь)

         4. Первичное чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми.

Физминутка  

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку.

Прибежали, прибежали,

Ёжики, ёжики.

Наточили, наточили

Ножики, ножики.

Прискакали, прискакали

Зайчики,  зайчики.

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

«Девочки! Мальчики!»

V.  Анализ текста.

Обсуждение  после прочтения.

-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

— Где произошёл случай,  описанный в рассказе? (На даче – у самого леса, в маленьком домике)

— С чего всё началось? (Родители ушли в гости, а дети остались одни)

— Найдите строки в начале рассказа, которые характеризуют  мальчиков. Зачитайте.

—  Можно ли назвать детей смелыми? Почему? (Нет)

— А что думает о них автор?  (Автору понравились ребята)

— Почему испугались мальчики? (Услышали топот)

Прочитайте  диалог о том, как мальчики уговаривали себя не бояться.

— Что больше всего испугало ребят? (Неизвестные шаги)

— Кто испугал ребят? (Ёжик)

— Как они чувствовали себя под одеялом? (Закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу, лежали тихо-тихо, чтобы их никто  не услышал)

— Предположите, сколько  мальчикам было лет?  Из каких строк мы это видим?

 — Зачитайте из текста фрагмент, в котором происходит переломный момент в событиях.

Подберите и зачитайте в тексте  строки к иллюстрации.

 — Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом? (Стали  искать кто же напугал ребят)

— Как вёл себя ёжик, когда его искали?  (Свернулся в углу шариком)

— Почему ёж свернулся шариком?

— Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?

 Почему ёжик не ушел потом в лес?

— Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

— А как бы поступили вы?

 — Можно ли считать рассказ на самом деле страшным?

 — Можно ли назвать мальчиков смелыми?

— Можем ли мы  ребят осуждать их за трусость?

— Какое чувство преобладало у ребят в начале рассказа? (Страх)

—  А когда тайна была раскрыта? (радость удивления и открытия)

— Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?

— Чему учит нас этот рассказ?  ( Уважать  и беречь  животных. Нельзя  диких животных  брать к себе домой. Ведь их дом — это лес.  Каждый счастлив только у себя дома.)

 Что вы читали? (Рассказ)

— Что вам больше всего понравилось в рассказе?

— Какой совет даёт автор?

— Какая главная мысль рассказа?

2. Работа с пословицами.  Работа в группах.  

Задание для каждой группы одинаковое.

— Чья группа быстрее соберёт пословицы?

Пуганая ворона и куста боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

Трусливому зайцу и пень волк.

Трус своей тени боится.

У страха глаза велики.

— Какие пословицы больше всего подходят к нашему рассказу?

Проверка на интерактивной доске

VI.Работа над составлением плана (с/р)

  1. Самостоятельная работа

У каждого ученика на карточках деформированный план рассказа– Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.

Презентация на интерактивной доске

План:

1)Мальчики остались одни.

2)Странные звуки.

3)Испуганные дети.

4)Родители вернулись.

5)Неожиданная находка.

6)Ёжик остался на даче.

2. Взаимопроверка (в парах)

Рефлексия

— Что на вас произвело наибольшее впечатление?

— Какие задания показались интересными?

— Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

— Чему учит нас этот рассказ? 

У кого в жизни была похожая ситуация?

—  Послушайте, с какими словами обращается к вам Евгений Иванович Чарушин:

«Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

VII. Домашнее задание.

Подготовьте чтение по ролям.

+Одно из заданий по желанию:

-Пересказ  самого интересного момента  в рассказе.

-Картинный план в виде книжки-раскладушки

VIII. Самооценка

-А теперь оцените свою работу на уроке, используя лист самооценки.

Лесенка

Верхняя ступень: много узнал,всё понятно на уроке, интересно, легко справлялся с заданиями

Вторая ступень: узнал новое, испытывал затруднения, есть над чем поработать

Нижняя ступень: ничего не понял, не интересно, не справлялся с заданиями

ГДЗ по литературному чтению 2 класс Климанова Виноградская Горецкий

Авторы: Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий

Издательство: Просвещение

Тип книги: Учебник

ГДЗ учебник «Литературное чтение. 2 класс. ФП. ФГОС» Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, В. Г. Горецкого. Издательство «Просвещение». Серия «Школа России. ФГОС». Состоит из двух частей (1 часть — 160 страниц, 2 часть – 160 страниц).

Во втором классе ребятам предстоит знакомство с литературными произведениями лучших отечественных и зарубежных авторов, в том числе Пушкина, Крылова, Есенина и многих других. В течение всего учебного года школьники смогут развивать свои навыки осознанного, беглого, выразительного чтения, сделают значительный шаг вперед в развитии художественно-творческих и познавательных способностей, обогатят свой лексикон, сделают речь более правильной и разнообразной. Второклассники познакомятся с пословицами и поговорками, потешками и прибаутками, считалками и небылицами, загадками и сказками, в том числе русскими народными. Учебное пособие для младших школьников содержит на своих страницах множество иллюстративных материалов, позволяющих ребятам более точно и детально представить события, описываемые в тексте.

Сайт ЯГДЗ представляет решебник, который поможет ребятам и их родителям достигнуть качественных успехов в процессе выполнения готового домашнего задания ГДЗ 2 класс Климанова. Школьники смогут в течение всего учебного года в максимально короткие сроки проводить домашнюю подготовку по предмету, благодаря чему освободится время для освоения более трудных дисциплин.

Часть 1

КАК РАССКАЗАТЬ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ

РАБОТА В ПАРЕ. Стр. 5

1 2

ИСТОРИЯ КНИГИ

РАБОТА В ПАРЕ. Стр. 6

1 2

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 10

1 2 3 4 5 6

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЧТО УЖЕ ЗНАЕМ И УМЕЕМ

ВОПРОСЫ. Стр. 12

1

В МИРЕ КНИГ. Стр. 13

1 2 3 4

РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТРАНИЦЫ

ШИБАЕВ А. ВСПОМНИ СКАЗКУ. Стр. 14-15

1

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 17

1 3 4 5 8

ТЫ, РЯБИНУШКА… , БЕРЁЗА МОЯ, БЕРЁЗОНЬКА

ВОПРОСЫ. Стр. 19

1 2 4 5

ПЕТУШОК, ПЕТУШОК… , КОШКА НА ОКОШКЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 20

1 2 3

СТУЧИТ, БРЕНЧИТ НА УЛИЦЕ… , КУДА, ЗАИНЬКА, БЕЖИШЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 21

1

КОНЬ РЕТИВЫЙ… , ОЙ ТЫ, ЗОРЕНЬКА-ЗАРЯ… , НАЧИНАЕТСЯ СЧИТАЛКА

ВОПРОСЫ. Стр. 22

ОЙ, ЛЮЛЯ, ТА-РА-РА!

ВОПРОСЫ. Стр. 23

1 2 3 4

ЗАГАДКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 25

3 4

КОВАЛЬ Ю. СКАЗКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 27

1 3

ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО

ВОПРОСЫ. Стр. 29-30

1 2 3 4 5 6 7

У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 33

1 2 3 4 5 6 7

ЛИСА И ТЕТЕРЕВ

ВОПРОСЫ. Стр. 35-36

1 2 3 4 5 8 9 10 11

КАША ИЗ ТОПОРА

ВОПРОСЫ. Стр. 39

1 2 3 4 5 6 7 8 9

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ

1 ВОПРОС. Стр. 40 2 ВОПРОС. Стр. 40 3 ВОПРОС. Стр. 41

4 ВОПРОС. Стр. 41

1 2 3 4

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

ВОПРОСЫ. Стр. 45

1 2 5

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 46-52

1 2 3 4 5 6 7 10 11 12 14 15 17 18 19 20

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ

В МИРЕ КНИГ. Стр. 55

1 2 3 5

ТЮТЧЕВ Ф. ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 58

1 2 3 4

БАЛЬМОНТ К. ПОСПЕВАЕТ БРУСНИКА

ВОПРОСЫ. Стр. 59

1 2 3 4 5

ПЛЕЩЕЕВ А. ОСЕНЬ НАСТУПИЛА

ВОПРОСЫ. Стр. 60

1 2 3 4 5

ФЕТ А. ЛАСТОЧКИ ПРОПАЛИ

ВОПРОСЫ. Стр. 61

1 2 3

ТОЛСТОЙ А. ОСЕНЬ. ОБСЫПАЕТСЯ ВЕСЬ НАШ БЕДНЫЙ САД

ВОПРОСЫ. Стр. 62

1 2 4

ЕСЕНИН С. ЗАКРУЖИЛАСЬ ЛИСТВА ЗОЛОТАЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 63

1 2 3

БРЮСОВ В. СУХИЕ ЛИСТЬЯ, СУХИЕ ЛИСТЬЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 64

1 2

ТОКМАКОВА И. ОПУСТЕЛ СКВОРЕЧНИК

ВОПРОСЫ. Стр. 65

1 3

БЕРЕСТОВ В. ХИТРЫЕ ГРИБЫ. ГРИБЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 66-67

1 2 3 4 5

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ

В МИРЕ КНИГ. Стр. 73

1 2 3 4

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 78

1 2 3 6

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 86-87

1 2 3 4 5 6 8

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

ВОПРОСЫ. Стр. 88-89

1

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

ВОПРОСЫ. Стр. 91

1 2 3 5 6

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 93

1 2 3 4 6

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 94-95

1

КОТЁНОК

ВОПРОСЫ. Стр. 97

1 2 3 4 5

ПОГОВОРИМ О САМОМ ГЛАВНОМ

ВОПРОС. Стр. 98

ТОЛСТОЙ Л. Н. ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 98

1 3 4

ТОЛСТОЙ Л. Н. ФИЛИПОК

ВОПРОСЫ. Стр. 102

1 5

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 103-104

1 2 3 4 5

ПИВОВАРОВА И. ЖИЛА-БЫЛА СОБАКА

ВОПРОСЫ. Стр. 111

1 2 3

БЕРЕСТОВ В. КОШКИН ЩЕНОК

ВОПРОСЫ. Стр. 112

1 2

ПРИШВИН М. РЕБЯТА И УТЯТА

ВОПРОСЫ. Стр. 115-116

1 3 4 5 6 7 8 9 10

ЧАРУШИН Е. СТРАШНЫЙ РАССКАЗ

ВОПРОСЫ. Стр. 119

1 3 4 5 6 8 9 10 11 12

ЖИТКОВ Б. ХРАБРЫЙ УТЁНОК

ВОПРОСЫ. Стр. 121

1 2 3 4 5 6 7

БИАНКИ В. МУЗЫКАНТ

ВОПРОСЫ. Стр. 124

1 2 4 5 7

БИАНКИ В. СОВА

ВОПРОСЫ. Стр. 127-128

1 2 3 5

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 130-131

1 2 3 4 5 6

ПОГОРЕЛОВСКИЙ С., ПРОКОФЬЕВ А

ВОПРОС. Стр. 137

БУНИН И. ПЕРВЫЙ СНЕГ

ВОПРОСЫ. Стр. 138

1 2 4

БАЛЬМОНТ К. СНЕЖИНКА

ВОПРОСЫ. Стр. 139

1 2

АКИМ Я. УТРОМ КОТ

1 ВОПРОС. Стр. 140 2 ВОПРОСЫ. Стр. 140

ТЮТЧЕВ Ф. ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ

ВОПРОСЫ. Стр. 141

1 2

ЕСЕНИН С. ПОЁТ ЗИМА — АУКАЕТ

ВОПРОСЫ. Стр. 142

1 2 3 5

БЕРЁЗА

ВОПРОСЫ. Стр. 143

1 2 4

ПУШКИН А. С. ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 144

1 2 3 4

ЗИМА!.. КРЕСТЬЯНИН, ТОРЖЕСТВУЯ

ВОПРОС. Стр. 145 ВОПРОС. Стр. 145

ДВА МОРОЗА

ВОПРОСЫ. Стр. 148

1 2 3 4 5 6

МИХАЛКОВ С. НОВОГОДНЯЯ БЫЛЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 151

2 3

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 152

1 2

Часть 2

ПИСАТЕЛИ — ДЕТЯМ. В МИРЕ КНИГ

ВОПРОСЫ. Стр. 5

1 2 3 4

КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ. ПУТАНИЦА

ВОПРОСЫ. Стр. 12

1 2 3 4 5 6 7

РАДОСТЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 14

1 2 4 5 6

ФЕДОРИНО ГОРЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 22

1 2 3 4 5 6 7 8 9

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ. СИЛА ВОЛИ

ВОПРОСЫ. Стр. 25

1 2 3

МОЙ ЩЕНОК

ВОПРОСЫ. Стр. 27

1 2 3 4 5

АГНИЯ ЛЬВОВНА БАРТО. ВЕРЁВОЧКА

ВОПРОСЫ. Стр. 31

1 2 3 4 5 6

МЫ НЕ ЗАМЕТИЛИ ЖУКА

ВОПРОСЫ. Стр. 32

1 3

ВОВКА — ДОБРАЯ ДУША

ВОПРОСЫ. Стр. 33

2

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ. ЗАТЕЙНИКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 37

1 2 3 5 7

ЖИВАЯ ШЛЯПА

ВОПРОСЫ. Стр. 41

1 2 4 5

НОСОВ Н. НА ГОРКЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 46

1 2 3 4 5 7 8 9

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 47-48

1 2 4 5 6 7 8 10 12

Я И МОИ ДРУЗЬЯ. ЧТО УЖЕ ЗНАЕМ И УМЕЕМ

ВОПРОСЫ. Стр. 50

1 2

ЕРМОЛАЕВ Ю. ДВА ПИРОЖНЫХ

ВОПРОСЫ. Стр. 55

1 3

ОСЕЕВА В. ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

ВОПРОСЫ. Стр. 59

1 2 3 5 7

ОСЕЕВА В. ХОРОШЕЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 61

2 3 4 5 6

ОСЕЕВА В. ПОЧЕМУ

ВОПРОСЫ. Стр. 67 ВОПРОСЫ. Стр. 68

ВОПРОСЫ. Стр. 71

1 2

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА. ЧТО УЖЕ ЗНАЕМ И УМЕЕМ

ВОПРОСЫ. Стр. 74

В МИРЕ КНИГ. Стр. 75

2 3 4

ТЮТЧЕВ Ф. ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 79

1 2 3 4

ТЮТЧЕВ Ф. ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 79

1 2 3 4

ПЛЕЩЕЕВ А. ВЕСНА

ВОПРОСЫ. Стр. 80

ДРОЖЖИН С. ВЕСЕННЕЕ ЦАРСТВО

ВОПРОСЫ. Стр. 81

1 2 3

БЛОК А. НА ЛУГУ

ВОПРОСЫ. Стр. 81

1 2 3

ПЛЕЩЕЕВ А. В БУРЮ

ВОПРОСЫ. Стр. 83

1 2 3

БУНИН И. МАТЕРИ

ВОПРОСЫ. Стр. 84

1 2 3

БЛАГИНИНА Е. ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 85

1 2

МОШКОВСКАЯ Э. Я МАМУ МОЮ ОБИДЕЛ

ВОПРОСЫ. Стр. 87

2

ВАСИЛЬЕВ С. БЕЛАЯ БЕРЁЗА

ВОПРОСЫ. Стр. 88

1 2 3

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 90

1 2 3 5 7

ВВЕДЕНСКИЙ А. УЧЁНЫЙ ПЕТЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 99

1 2 3 4 5 6

ХАРМС Д. ВЫ ЗНАЕТЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 103

1 2 3

ТОКМАКОВА И. ПЛИМ

ВОПРОСЫ. Стр. 104

ТОКМАКОВА И. В ЧУДНОЙ СТРАНЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 105

1 2

ЗАХОДЕР Б. ПЕСЕНКИ ВИННИ-ПУХА. ВОРЧАЛКА

ВОПРОСЫ. Стр. 107

1 2 3

ВОПРОСЫ. Стр. 108

1

УСПЕНСКИЙ Э. ЕСЛИ БЫЛ БЫ Я ДЕВЧОНКОЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 109

1 2 3 4

УСПЕНСКИЙ Э. НАД НАШЕЙ КВАРТИРОЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 111

1 2 3 4 5

УСПЕНСКИЙ Э.. ПАМЯТЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 112

1 2 3 4

УСПЕНСКИЙ Э. ЧЕБУРАШКА

ВОПРОСЫ. Стр. 116

1

ДРАГУНСКИЙ В. ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

ВОПРОСЫ. Стр. 121

2

ОСТЕР Г. БУДЕМ ЗНАКОМЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 125

1 3 4 5

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 126

1 2 3 4 5 6

ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ХРАБРЕЦЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 133

1 2 3

ПЕРРО Ш. КОТ В САПОГАХ

ВОПРОСЫ. Стр. 142

1 2 3

ШВАРЦ Е. КРАСНАЯ ШАПОЧКА

ВОПРОСЫ. Стр. 143

2

ВОПРОСЫ. Стр. 145

1 2 4

АНДЕРСЕН Г. X. ОГНИВО

ВОПРОСЫ. Стр. 149

2

СЮЗОН И МОТЫЛЁК

ВОПРОСЫ. Стр. 151

1

ЗНАЮТ МАМЫ, ЗНАЮТ ДЕТИ

ВОПРОСЫ. Стр. 151

1 2

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 152-153

1 2 3 4 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Слайд 1

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВМЕГЕРО Н.Г.МБОУ СОШ№3Г.ТАТАРСКНОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ52 урокВиталий Валентинович Бианки Музыкант

Текст слайда:

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МЕГЕРО Н.Г.
МБОУ СОШ№3
Г.ТАТАРСК
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

52 урок

Виталий Валентинович
Бианки
Музыкант


Слайд 2

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Этот зверь лесной —....Отгадайте

Текст слайда:

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной —….

Отгадайте загадку


Слайд 3

О наших соседях - бурых медведяхБурые медведи живут и на равнинах, и в горах, там, где есть

Текст слайда:

О наших соседях — бурых медведях
Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, там, где есть глухие леса с буреломом, болотами, водоемами. Они отличные охотники, но ча­сто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь — большой любитель меда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться.


Слайд 4

Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где мож­но спокойно проспать до весны.Говорят, что зимой медведь лапу

Текст слайда:

Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где мож­но спокойно проспать до весны.
Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.


Слайд 5

Следы бурых медведей иногда можно спутать с человеческими. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: медведь

Текст слайда:

Следы бурых медведей иногда можно спутать с человеческими. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь.


Слайд 6

Мишка и мушка.Мишка брёл лесной опушкой.Повстречался мишка с мушкой.Закричала мушка грозно:-Уходи, пока не поздно!-Гром тут грянул, как

Текст слайда:

Мишка и мушка.
Мишка брёл лесной опушкой.
Повстречался мишка с мушкой.
Закричала мушка грозно:
-Уходи, пока не поздно!-
Гром тут грянул, как из пушки.
Убежал медведь с опушки.

Речевая разминка.


Слайд 7

О братьях наших меньших

Текст слайда:

О братьях
наших
меньших


Слайд 8

Николай ИвановичСладковАлексей Александрович ШибаевОни и мыКто кем становится?

Текст слайда:

Николай Иванович
Сладков

Алексей Александрович
Шибаев

Они и мы

Кто кем становится?


Слайд 9

Борис Владимирович Заходер Плачет киска в коридореИрина Михайловна ПивовароваЖила-была собака

Текст слайда:

Борис Владимирович
Заходер

Плачет киска в коридоре

Ирина Михайловна
Пивоварова

Жила-была собака


Слайд 10

Владимир Дмитриевич БерестовКошкин щенокМихаил МихайловичПришвинРебята и утята

Текст слайда:

Владимир Дмитриевич
Берестов

Кошкин щенок

Михаил Михайлович
Пришвин

Ребята и утята


Слайд 11

Евгений Иванович ЧарушинСтрашный рассказБорис СтепановичЖитковХрабрый утёнок

Текст слайда:

Евгений Иванович
Чарушин

Страшный рассказ

Борис Степанович
Житков

Храбрый утёнок


Слайд 12

1. Хозяйка кормит утят.2. Боятся стрекозы.3. «Должно быть, наши утята заболели...»4. Алеша обещает помочь.5. Утенок сдержал свое

Текст слайда:

1. Хозяйка кормит утят.
2. Боятся стрекозы.
3. «Должно быть, наши утята заболели…»
4. Алеша обещает помочь.
5. Утенок сдержал свое слово.
6. Стрекоза больше никогда не прилетала.

План рассказа


Слайд 13

Виталий Валентинович Бианки (1894-1959)

Текст слайда:

Виталий Валентинович
Бианки
(1894-1959)


Слайд 14

Виталий Бианкиродился в 1894 году вгороде Петербурге.Фамилия емудосталась от предковитальянцев. Отец егобыл учёным-орнитологом. В семьеБианки было троемальчиков.

Текст слайда:

Виталий Бианки
родился в 1894 году в
городе Петербурге.
Фамилия ему
досталась от предков
итальянцев. Отец его
был учёным-
орнитологом. В семье
Бианки было трое
мальчиков. В их
квартире хранился
небольшой зоопарк.


Слайд 15

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Ему было

Текст слайда:

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Ему было пять лет. Первое ружьё ему подарили в 13 лет. Он очень любил поэзию и футбол.


Слайд 16

Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю.

Текст слайда:

Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю.


Слайд 17

В Петрограде в литературном кружке онпознакомился с Чуковским и Маршаком.Первый рассказ Бианки был опубликованв журнале «Воробей». А

Текст слайда:

В Петрограде в литературном кружке он
познакомился с Чуковским и Маршаком.
Первый рассказ Бианки был опубликован
в журнале «Воробей». А самой знаменитой
книгой стала книга «Лесная газета».


Слайд 18

Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои - животные, птицы, растения. Он написал приблизительно

Текст слайда:

Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений.


Слайд 19

Бианки - мастер литературной сказки. Почти все его сказки - научны, они рассказывают о живом мире природы,

Текст слайда:

Бианки — мастер литературной сказки. Почти все его сказки — научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.


Слайд 22

МУЗЫКАНТМузыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой.

Текст слайда:

МУЗЫКАНТ

Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой.


Слайд 23

Завалинка – земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Текст слайда:

Завалинка –
земляная насыпь вдоль наружных стен избы.


Слайд 24

Опушка – полянка в лесу.

Текст слайда:

Опушка –
полянка в лесу.


Слайд 25

Медвежатник – человек, который охотится на медведей.

Текст слайда:

Медвежатник –
человек, который охотится на медведей.


Слайд 26

Обсуждение рассказа-Понравился вам рассказ?-Что делал старик, когда встретил колхозника?-Что сказал ему колхозник?-Как поступил старик?-Что он услышал в

Текст слайда:

Обсуждение рассказа
-Понравился вам рассказ?
-Что делал старик, когда встретил колхозника?
-Что сказал ему колхозник?
-Как поступил старик?
-Что он услышал в лесу? Удивился ли он?
-Что делал медведь?
-Почему старик не стал стрелять?


Слайд 27

РАБОТА В ГРУППЕСОСТАВЬТЕ ПЛАН РАССКАЗА

Текст слайда:

РАБОТА В ГРУППЕ
СОСТАВЬТЕ ПЛАН РАССКАЗА


Слайд 28

Выберите предложения для названия 4 частей рассказа «Музыкант».Охотник пожалел медведя.Старик пошёл охотиться на медведя. Медведь – музыкант.

Текст слайда:

Выберите предложения для названия 4 частей рассказа «Музыкант».

Охотник пожалел медведя.
Старик пошёл охотиться на медведя.
Медведь – музыкант.
Старый медвежатник любил музыку.


Слайд 29

ПЛАН РАССКАЗА «МУЗЫКАНТ» 1 часть. Старый медвежатник любил музыку.2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.3 часть. Медведь

Текст слайда:

ПЛАН РАССКАЗА «МУЗЫКАНТ»

1 часть. Старый медвежатник любил музыку.
2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.
3 часть. Медведь – музыкант.
4 часть. Охотник пожалел медведя.


Слайд 30

Старик медвежатник играл на балалайке?Знакомый колхозник видел в лесу волка?Старик присел отдохнуть на пенёк?Звук, который услышал старик,

Текст слайда:

Старик медвежатник играл на балалайке?
Знакомый колхозник видел в лесу волка?
Старик присел отдохнуть на пенёк?
Звук, который услышал старик, слышался с опушки?
Медведь сидел на дереве?
Старик убил медведя?

ТЕСТ

Проверка: — — + + — —


Слайд 31

Домашнее заданиеСТР. 145 ЗАД. 6

Текст слайда:

Домашнее задание

СТР. 145 ЗАД. 6


Слайд 32

Итог урока-КАКОЙ РАССКАЗ ЧИТАЛИ НА УРОКЕ?-КТО ЕГО АВТОР?-МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ РАССКАЗ Б. ЖИТКОВА СКАЗКОЙ? ДОКАЖИТЕ.

Текст слайда:

Итог урока

-КАКОЙ РАССКАЗ ЧИТАЛИ НА УРОКЕ?
-КТО ЕГО АВТОР?
-МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ РАССКАЗ Б. ЖИТКОВА СКАЗКОЙ? ДОКАЖИТЕ.


Слайд 33

Рефлексия- Выберите и продолжите любое предложение* На сегодняшнем уроке я узнал…* На этом уроке я похвалил бы

Текст слайда:

Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение

* На сегодняшнем уроке я узнал…
* На этом уроке я похвалил бы себя за…
* После урока мне захотелось…
* Сегодня я сумел…


Слайд 34

Спасибо за внимание!!!

Текст слайда:

Спасибо за внимание!!!


Соколова

Лидия

Васильевна

учитель начальных классов

МКОУ «Ярковская СОШ» Новохопёрского района Воронежской области

Урок литературного чтения

во втором классе

по теме: «Е.И.Чарушин «Страшный рассказ».

Цели: продолжить изучение рассказа Е.Чарушина «Страшный рассказ», совершенствовать технику чтения, развивать логическое мышление, память, речь, учить детей делить текст на смысловые части, озаглавливать их, читать по ролям, расширять литературный кругозор детей, обогащать словарный запас, прививать интерес к чтению, воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к родной природе.

Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное, определять последовательность событий, составлять план рассказа, пересказывать подробно по плану, сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

Метапредметные: учить формулировать собственное мнение и позицию, выделять важную и ценную информацию, участвовать в обсуждении, оформлять свои мысли в устной речи, строить понятные высказывания, слушать и понимать других, формировать коммуникативные навыки работы в группе.

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу, формировать положительное отношение к учёбе, самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.

Виды деятельности: работа с книгой, беседа, работа в группах, парах, составление плана, игровая деятельность.

Оборудование.

Учебник Л.Ф. Климанова и др. «Литературное чтение», 2 кл., ч.1, рабочая тетрадь «Литературное чтение» М.В.Бойкина, 2 кл., презентация, мультимедийная установка, карточки с планом, книжки с иллюстрациями Е.Чарушина, карточки для игры «Верно-неверно», изображение ёжика, смайлики…

Ход урока.

Оргмомент. Организация класса на работу. (Урок открытый.На уроке присутствуют гости)

Мотивация урока.

— Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл прочитанного и услышанного, делать для себя какие-то выводы.

Дыхательная гимнастика. Глубокий вдох – выдох одним толчком воздуха.

Глубокий вдох – выдох тремя толчками-порциями.

Речевая разминка.– Ребята, а кто это трещит в лесу? (Изображение сороки)

Она предлагает и вам «потрещать».

Работа над скороговоркой. Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

— Читаем с экрана скороговорку. Почувствуем её ритм. Положите руки на стол ладонями вниз. Переворачиваем ладошки поочерёдно, проговаривая каждое слово, постепенно увеличивая темп (1) медленно; 2) в среднем темпе; 3) 3 раза быстро).

Целевая установка урока.

— Произведения какого раздела мы изучаем?

— Кого мы так называем?

— О каких животных мы уже прочитали стихи и рассказы?

— Сегодня ещё поработаем над произведением, которое изучали на прошлом уроке.

— Как называется рассказ? Кто его автор?

— Что можете рассказать о Е.Чарушине? Что запомнили о нём? (Писатель- художник) Слайд – портрет писателя.

Отец Чарушина был архитектором. Он придумывал, рисовал дома. Альбомы, карандаши, краски – всё это очень нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. « Я рос с карандашом в руках» — так говорил. Е. Чарушин, вспоминая своё детство. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Сын помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду около дома.

Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Чарушина с животными. Он сам их ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах – банки с рыбками, в клетках распевали, свистели птицы. Это были друзья мальчика.

Рассказывают, что будучи 6-летним мальчиком Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Так, он наелся «невообразимой гадости» – каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.

Плавать научился Женя в 11 лет, когда вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. 

Когда Женя вырос  и стал Евгением Чарушиным, он иллюстрировал книги о животных.

Среди лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге С. Маршака «Детки в клетке». В своих рисунках Е. Чарушин точно изображает животных в движении, действии.

(Показываю книги с рисунками Е. Чарушина, вывешиваю иллюстрации на доску)

Это только часть книг, которые иллюстрировал Чарушин. А также он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцев, а также про зверей, живущих в лесу. Художник, который рисует животных, называется анималист. 

Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Например, в своих книгах Е. Чарушин написал об удивительном котёнке Тюпе. Он жил у него дома, и его прозвали Тюпой за то, что он смешно тюпал губами, как-будто разговаривал. Как точно художник изобразил пушистого котёнка – Тюпа притаился, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде!

— Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер?(Наблюдательным)

— А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните, как выглядит это животное?

— Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим, о ком был рассказ. 

Е. Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного».

 Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете почему? Писатель говорил об этом так: “Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты – человек, хозяин всей природы, тебе все знать нужно”.

— Как вы думаете, что сегодня будем делать с текстом?

Второй урок давайте спрогнозируем вместе.

— Какие виды работы вы предлагаете? (Чтение по ролям, деление на части, озаглавливание частей, пересказ).

Работа по теме урока.

Актуализация знаний. Загадка. Добродушен, домовит, Весь иголками покрыт.

Слышен топот шустрых ножек. Это наш приятель…(ёжик).

— Какова роль ежа в этом рассказе?

— Действительно ли этот рассказ страшный?

— Какие чувства у вас возникли при первичном чтении?

(Ужас, страх, испуг, трепет, боязнь, паника)

— В какой момент вы волновались?

— Что у вас вызвало улыбку?

Жужжащее чтение (в течение одной минуты).

Этап закрепления и применения знаний

Почему рассказ, где главные герои мальчики, помещен в раздел “О братьях наших меньших”? Для чего писатель рассказал нам эту историю?

Кто еще главный герой в этом рассказе? (ежик)

Беседа по вопросам, сопровождающаяся чтением «цепочкой».

— Как получилось, что дети остались одни?

— Где всё произошло?

Проблемный вопрос:— Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).

— Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? — — Что такое диалог? Кто участвует в разговоре? Распределяем роли.)

Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде, чем читать, определим ТОН – спокойный или взволнованный;

ТЕМП – быстро, медленно или не спеша;

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

— Что напугало ребят?

— Как вы думаете, испугались мальчики, когда услышали какой-то топот?

Прием “Эмпатии”

У: Давайте войдем в этот рассказ. Вошли. Вы теперь Шура и Петя. Как бы вы себя повели? Какие чувства испытывали мальчики, когда слышали звуки за дверью? Расположите эти слова в порядке возрастания чувств.

Страх Ужас Испуг Беспокойство (испуг, беспокойство, страх. ужас)

У: Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент?

— Что сделали родители, когда вошли в дом?

— Как вёл себя ёжик, когда его искали?

— Чем закончился рассказ?

Физкультминутка.

Проблемная ситуация.

— Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите. (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, действуют реальные герои – мальчики, их родители, настоящий ёжик)

Работа в парах по РТ с.45.

Выполним задание 1.

— Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так? (Мальчики очень испугались)

— Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?

— Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Поработайте в паре.  Задайте друг другу вопросы. Дети рассказывают свои случаи из жизни.

Работа над планом. Выбор подчёркнутых слов. Конверты «Восстанови события, расположив последовательно пункты плана»

Работа в группах. 1 группа — о еже, 2 группа — пословицы.

Сравнение текстов.

Учебник, с.155 – чтение учителем статьи из энциклопедии.

— Что нового узнали о ежах?

— Чем похожи и чем различаются эти тексты? (Вывод, с.154)

Проверка и оценивание усвоения изученного. Игра на внимательность.

— Сейчас мы узнаем, кто  в нашем классе был самым внимательным.

1. Без мамы и папы дети не ложились спать.

2. Мальчиков звали Шура и Петя.

3. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

4. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.

5. В углу свернулся шариком ёжик.

6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

Рефлексия (размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния)

— Ожидали вы такого поворота событий?

— Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

— Можем ли мы осуждать мальчиков за трусость?

— Почему ёжик не ушёл в лес?

— Как вы думаете, возьмут его мальчики в город?

— А как бы вы поступили? (Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес.Только голодных и раненых животных можно взять, чтобы помочь им, но потом обязательно отпустить.)

Этап обобщения

Составление коллективного синквейна «Ёжик» 

Ёжик

Круглый, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёжик охотится по ночам, или Ёж – полезное животное.

Хищник.

Домашнее задание.

У: Ребята, а у вас не создалось такого впечатления, что рассказ не закончен? Согласитесь со мной, что на даче живут только летом, а с приходом осени все уезжают в город. Что же может произойти дальше? Чем закончится эта история? Попробуйте продолжить рассказ.

У: Название этого произведения “Страшный рассказ”, но на самом деле ничего страшного нет. И даже случившееся с мальчиками вызывает улыбку. Попробуйте подобрать другой заголовок к рассказу. (“Случай на даче”, “Ежик”, «История про ёжика», «Случай с мальчиками»)

Итог урока.

— Сбылся наш прогноз в начале урока? Выполнили всё намеченное?

— Что для себя вы открыли на этом уроке? Что запомнилось? Для чего нужен этот урок?

— О чём заставляет задуматься нас Е.Чарушин? (Чтобы не бояться. Нельзя детям одним оставаться дома долгое время. Надо беречь животных, помогать им вернуться домой.)

— Чему учит нас этот рассказ? (Уважать, беречь животных. Не нужно брать диких животных домой. Ведь их дом – это лес. Каждый счастлив только у себя дома. Изучать повадки животных, чтобы их не бояться.Быть дружными, готовыми прийти на помощь в трудную минуту, поддержать товарища, друга.)

Отношение к природе.

— Почему надо любить и беречь природу?

На этот вопрос Е.Чарушин ответил так: «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

— За отличную работу ребята получают изображение ёжика на память.

— Где бы вы могли найти и прочитать другие  произведения Е. И. Чарушина?

Вырази своё отношение к уроку. Самооценка. («Светофор»)

— Что на уроке понравилось?

— За что я себя могу похвалить? Что у меня получилось?

6

Тема: Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»

Цель урока: познакомить с творчеством Е.И.Чарушина,

формировать навыки правильного и выразительного чтения, закреплять умение прогнозировать и анализировать, развивать креативность мышления, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: рисунки учащихся к рассказу Е. И. Чарушина «Про зайчат», карточки для составления плана, карточки со словами: чулан, сени; портрет писателя, текст о котёнке на листах , иллюстрации ёжика и ужа, наборы слов из текста для прогноза , названия центров,

фразеологизмы и их толкования, карточки для рефлексии.

Ход урока

І. Организационный момент

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей.

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

ІІ. Проверка домашнего задания

а) На доске рисунки детей к рассказу Е.И. Чарушина «Про зайчат».

— Рассмотрите рисунки, которые нарисовали ребята к рассказу.

Кто может ответить: к какому рассказу нарисовали ребята рисунки? Кто автор этого рассказа? ( Е.И. Чарушин «Про зайчат»)

б) — Вчера мы составили план пересказа этого рассказа. Но кто- то за ночь всё перепутал. Расставьте пункты плана на свои места.

(два ученика работают у доски, другие в парах на местах расставляют очерёдность пунктов плана)

в) – Кратко перескажите рассказ по плану. (Оценка пересказа товарищей сигналами)

г) – Какова же главная мысль этого рассказа? (В лесу жить вольнее)

ІІІ. Артикуляционная разминка

— Скажите, а кто ещё в лесу живёт?

Вообразим, что вы лесные жители. Попробуйте подражать, издавать характерные им звуки.

Змея ( ш-ш-ш )

Волк (у-у-у )

Оса (з-з-з )

Ёж (ф-ф-ф)

IV. Актуализация знаний. Введение темы урока

а) – Отгадайте загадку : в этой загадке 2 отгадки.
С «у» — ползучий, с «ё» — колючий?
(после ответов учитель открывает карточки с отгадками, рисунки ужа и ежа )

Уж Ёж
-Какая в этих словах орфограмма?
— Проверим написание этих слов скороговоркой:
У ужа ужата, у ежа ежата.
— Характеристика звука «ж».

б/ -Это стихотворение, которое поможет узнать, кто является главным героем следующего рассказа.
(Стихотворение записано на доске, при его чтении используются следующие виды чтения, названия которых также записаны на доске: тихо, медленно, с ударением на каждом слове, по ролям, быстро, наизусть)
-Что ж ты, ёж, такой колючий?
-Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
-Так кто же будет главным героем рассказа, вы догадались ? (Ёж.)

(убираю с доски изображение ужа, стихотворение)

в) — Обратите внимание на тему урока, прочитайте.

V. Знакомство с биографией и творчеством Е.И. Чарушина

а) — Кто же автор рассказа, с которым будем знакомиться сегодня?

— Что вы уже знаете о Е.И. Чарушине? (ответы детей)


Он изображал разных зверей и птиц, иллюстрировал книги, посвященные животным, и сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцев, а так же про зверей, живущих в лесу – волков, медведей, лисиц.)

(Если дети не говорят, что он художник- анималист, вопрос:

— Как называют художников, которые рисуют животных?)
(Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Он наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Художник хорошо умел показать характер, нрав каждого зверя.)

б) – Обратите внимание на выставку книг. Здесь представлены не только книги самого автора, но и книги других авторов, иллюстрации к которым делал художник- анималист Е.И. Чарушин.

в) – У вас на партах лежат листочки. Рассмотрите рисунок.

— Кто изображён на рисунке?

-А хотите узнать, что это за котёнок? Тогда самостоятельно, шёпотом прочитайте текст. (дети читают)

— Как звали котёнка?

— А почему его так прозвали?

(Вот удивленный котенок Тюпа. Он жил у Чарушина дома, и его прозвали Тюпой за то, что он смешно тюпал губами, как будто разговаривал. Как точно художник изобразил пушистого котенка – Тюпа притаился, наблюдая за бабочкой, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде! Нельзя не улыбнуться, глядя на него.)

VI. Работа над рассказом Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»

а)- Прочитайте, как называется новый рассказ Е. И. Чарушина?

-Какие чувства у вас возникают при чтении этих слов?


б) Прогноз:
на доске запись:
Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно;
не страшно, не боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу;
пришли (родители); зажгли; ежик

— Прочитайте слова, записанные на доске .

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе? /2 человека делают свой прогноз/

в) Чтение рассказа учителем

— Послушайте рассказ Евгения Чарушина, подумайте: верно ли мы сделали прогноз и почему автор назвал свой рассказ «Страшным»?

а/ Оправдался ли прогноз?
б/ Объясните название рассказа.

— А вам было страшно, когда вы слушали рассказ? В какой момент?

— А чтобы снять состояние страха- сделаем минутку отдыха , разминку для глаз.

(звучит приятная музыка)

Глазки влево, глазки вправо,

Глазки вверх и глазки вниз.

Быстро – быстро поморгали,

Кончик носа увидали.

А сейчас глаза по кругу:

Вправо- раз, и два, и три,

Влево – раз, и два, и три.

А теперь глаза зажмурим-

И откроем широко.

И опять мы их зажмурим-

И посмотрим далеко.

Мы увидим всё вокруг,

Слева друг, и справа друг.

Возьмёмся за руки , друзья!

За работу нам пора!

г/ Словарная работа

— Ребята, когда вы слушали рассказ, все ли слова вам были понятны?

— Хорошо. Тогда объясните мне, пожалуйста, значения следующих слов:
чулан – подсобное помещение; (кладовка?)
сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом.

д) Самостоятельное чтение рассказа детьми шёпотом

— А сейчас вы будете самостоятельно читать текст шёпотом и , если что-то вам будет непонятно- делайте себе пометки, после чтения разберёмся.

Обратите внимание на то, как вели себя мальчики в этой ситуации.

(дети читают про себя)

— Есть вопросы?

е) Работа над содержанием рассказа. Выборочное чтение

— Я слышала, что ребята из соседнего класса говорили, что эти мальчики трусы, поэтому они и боялись. Согласны ли вы с эти мнением? Почему?

— Что сказано про мальчиков в начале рассказа? Зачитайте.

— Какие они? (аккуратные, послушные, самостоятельные, дружные)

— Предположите, сколько им лет? (дошкольники)

-Какие предложения из рассказа подтверждают, что они ещё малыши?

(говорили неправильно: «не пыхчи», «не пыхтю»)

-Как правильно надо говорить? («не пыхти, не пыхчу»)

— Зачитайте фрагмент из текста, в котором происходит переломный момент в событиях. ( от детей уходит страх, когда пришли родители.

Все дети могут испытывать страх, если остаются одни, без поддержки родных людей.)

ж) Работа в центрах

* Центр «Читатели»

-Подготовить к чтению по ролям выразительно диалог ребят (стр. 43-44)

*Центр « Искатели»

— Разбить текст на смысловые части, составить план (поможет сюжетная линия, даны названия частей)

1. Остались одни.
2. Испугались.
3. Да это ежик./

*Центр «Языковеды»
Даны карточки с фразеологизмами. Надо установить лексическое значение фразеологизмов и расположить их в той последовательности, в которой развиваются события в рассказе .
— У страха глаза велики. /преувеличивать/
— Совсем одни. /родители ушли/
— Брать под свое крылышко. /окружить заботой, вниманием/
— Сердце в пятки ушло. /испугались/
— В мгновение ока. /быстро залез под одеяло/
— Слава Богу. /облегчение, радость/
— Вот тебе и раз. /удивление/

Проверка работы центров:

— Выразительное чтение диалога ребят.

-Оцените работу центра сигналами.

-Вывесите план на доску. Озвучьте названия частей, зачитайте их начало.

-Н/д вывешивается карточка с фразеологизмами в нужном порядке. Толкуется их значение.

VII. Домашнее задание:


а) Выбирайте себе задание по душе:

Научиться читать «выше нормы».
– Подготовить краткий пересказ.
– Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.

б) Порассуждайте (вопросы раздаются детям на карточках):

— Почему еж свернулся шариком?
— Подумайте, для чего ежик в доме?
— Где настоящий дом ежа?

VIII. Итог урока. Рефлексия

— Как называется рассказ , с которым познакомились сегодня на уроке?

— Кто автор этого рассказа?

— Чем вам было интересно заниматься на уроке?

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Поделитесь им с ёжиком.

Подарите ему жёлтое яблочко, если у вас светлое, радостное настроение, подарите ему зелёное яблоко- если вам не очень весело, вам грустно.

(дети на местах поднимают вверх яблочки)

-Урок окончен. Всем спасибо за работу.


Adblock
detector