Чеченские и ингушские народные сказки

Россия многонациональная страна. в ней живут представители около 80 народов. но много ли мы знаем об их культуре и

7f53cc8f3c480bcc9dcc8dca4d068dde
27ca8cc2fa3d057be307d76817f4ab1f
2e4a57942eaf7350c61fbbc3b1b43d60
b4f1201e38e831cef4ec8ba3075570a1
d2666834f0acf250a9fbdca672b9e7b6
f0b9f19ad879365205e58215ae031315
5768009d5e9074345ea5a7a32de1b194

Россия — многонациональная страна. В ней живут представители около 80 народов. Но много ли мы знаем об их культуре и обычаях?

Каждый народ живёт в своих природных условиях, по-своему налаживает быт, слагает свои особые сказки и легенды, в которых отражается специфическая картина мира. Но мы удивимся, насколько схожи бывают сюжеты, родившиеся в разных концах нашей огромной страны. И насколько единодушны народы в своих ценностях! Все они прославляют трудолюбивых, добрых, находчивых и смелых героев — и порицают злых, жадных и ленивых.

Приобщиться к истории народов России нам помогут сказки, собранные и пересказанные Марком Ватагиным и проиллюстрированные Александром Коковкиным и Татьяной Чурсиновой. В помощь юному читателю составила этнографическую справку Изабелла Шангина.

Текст печатается по изданию:

Сказки России : переск., сост., вступ. ст. и примеч. М. Ватагина ; рис. А. Коковкина. — Л. : Детская лит., 1983.

Содержание:

Сказка ложь, да в ней намёк . . . . 3

РУССКИЕ СКАЗКИ

Василиса Премудрая и морской царь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Алтрапка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Небылицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

КАРЕЛЬСКИЕ СКАЗКИ

Лиса, волк и медведь . . . . . . . . . . 33

Бедняк и судья . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Чёрная уточка . . . . . . . . . . . . . . . . 36

СААМСКИЕ СКАЗКИ

Жених из чужой земли . . . . . . . . . 43

Как бедняк зимовал . . . . . . . . . . . 45

Как приходила чудь белоглазая 46

НЕНЕЦКИЕ СКАЗКИ

Белый медведь и бурый медведь 51

Три сестры — три невесты . . . . . 52

Два брата и великан . . . . . . . . . . . 59

КОМИ СКАЗКИ

Перя-богатырь . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Старуха Йома и две девушки . . . 66

МОРДОВСКИЕ СКАЗКИ

Четыре ленивца . . . . . . . . . . . . . . . 70

Дуболго Пичай . . . . . . . . . . . . . . . . 71

Девушка-берёзка . . . . . . . . . . . . . . 77

ТАТАРСКИЕ СКАЗКИ

Шурале . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80

Три совета отца . . . . . . . . . . . . . . . 81

Что дороже? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82

КАЛМЫЦКИЕ СКАЗКИ

Кто сильнее? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89

Великий хан и драгоценные его друзья . . . . . . . . . . . . . . . . . 92

Медноволосая девушка . . . . . . . . . 102

АДЫГЕЙСКИЕ СКАЗКИ

Медведь, волк, лиса и кабан . . . . 114

Кто больше? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115

НОГАЙСКИЕ СКАЗКИ

Мудрость стариков . . . . . . . . . . . . 120

Два товарища . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

КАБАРДИНСКИЕ СКАЗКИ

Охотник и ханская дочь . . . . . . . . 126

Малыш и великан . . . . . . . . . . . . . 130

БАЛКАРСКИЕ СКАЗКИ

Верблюд, лиса и волк . . . . . . . . . . 134

Два хана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135

ОСЕТИНСКИЕ СКАЗКИ

Алып . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139

Богач, бедняк и женщина . . . . . . 141

ЧЕЧЕНСКИЕ СКАЗКИ

Великие шейхи . . . . . . . . . . . . . . . 144

Морской конь. Легенда . . . . . . . . . 146

Кого выбрать?. . . . . . . . . . . . . . . . . 150

ИНГУШСКИЕ СКАЗКИ

Как Фушт-Бейг заработал у ведьмы жеребёнка . . . . . . . . 153

Волк, лиса и ёж . . . . . . . . . . . . . . . 162

АВАРСКИЕ СКАЗКИ

Лев, волк и лиса . . . . . . . . . . . . . . 164

Суд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165

Жена горца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168

МАНСИЙСКИЕ СКАЗКИ

Эква-Пырись и птица Товлын-Карс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170

Эква-Пырись и журавль . . . . . . . . 176

НГАНАСАНСКИЕ СКАЗКИ

Лебедь и ворон . . . . . . . . . . . . . . . . 181

Чина-Барангуй . . . . . . . . . . . . . . . . 182

Силач Сангуды . . . . . . . . . . . . . . . . 187

ЭНЕЦКИЕ СКАЗКИ

Безголовые люди . . . . . . . . . . . . . . 189

Война с юраками . . . . . . . . . . . . . . 191

СЕЛЬКУПСКИЕ СКАЗКИ

Ичекочко и богатый купец Корсэ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196

Как Ичекочко вернул старику глаза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200

КЕТСКИЕ СКАЗКИ

Уньгет и Тильгет . . . . . . . . . . . . . . 204

Женщина и фыргынь . . . . . . . . . . 208

ТУВИНСКИЕ СКАЗКИ

Оскюс-оол и дочь Курбусту-хана 211

Оскюс-оол, постигший три науки 221

ТОФАЛАРСКИЕ СКАЗКИ

Как наказали медведя . . . . . . . . . . 224

Умная девушка и хан Улузун . . . . 225

Живая вода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226

ЭВЕНКИЙСКИЕ СКАЗКИ

Пройдоха-лис. . . . . . . . . . . . . . . . . . 230

Парень-сирота. . . . . . . . . . . . . . . . . 237

Эвенк и чангит . . . . . . . . . . . . . . . . 240

БУРЯТСКИЕ СКАЗКИ

Старик ловкач . . . . . . . . . . . . . . . . . 243

Охотник и докучливая жена . . . . 247

Как ленивому старику трижды повезло . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252

ЯКУТСКИЕ СКАЗКИ

Почему у горностая кончик хвоста чёрный . . . . . . . . . . . . . . 260

Чирок и беркут . . . . . . . . . . . . . . . . 261

Девушка-хвощинка и дочь восьминогого абаасы . . . . . . . . 265

ЮКАГИРСКИЕ СКАЗКИ

Как братья жён себе искали . . . . 273

Охотник и грабители . . . . . . . . . . 278

ОРОЧСКИЕ СКАЗКИ

Сердитый Удяка . . . . . . . . . . . . . . . 280

Красавица и злая Пэгэликту . . . . 283

Лиса и нерпы . . . . . . . . . . . . . . . . . 288

НИВХСКИЕ СКАЗКИ

Паренёк и тигр . . . . . . . . . . . . . . . . 291

Белый хорёк . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294

ИТЕЛЬМЕНСКИЕ СКАЗКИ

Бескрылый гусёнок . . . . . . . . . . . . 298

Ленивая, строптивая Сирим . . . . 301

Удалой Эмемкут и завистливый Сисильхан. . . . . . . . . . . . . . . . . . 307

КЕРЕКСКИЕ СКАЗКИ

Железный кала . . . . . . . . . . . . . . . . 311

Лиса и ворон Кукки . . . . . . . . . . . . 315

Кукки и мыши . . . . . . . . . . . . . . . . 322

КОРЯКСКИЕ СКАЗКИ

Младший брат Оё. . . . . . . . . . . . . . 327

Как старуха Кытна вернула домой свою дочь. . . . . . . . . . . . 333

Мивит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336

ЧУКОТСКИЕ СКАЗКИ

Белая медведица . . . . . . . . . . . . . . 338

Оленевод и кэле . . . . . . . . . . . . . . . 344

Вапыркан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345

ЭСКИМОССКИЕ СКАЗКИ

Кицинику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347

Девочка Укаманан . . . . . . . . . . . . . 349

Силач Какаляхак . . . . . . . . . . . . . . 353

Этнографическая справка . . . . . . 357

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Жители восьми селений, которые Рамзан Кадыров пригрозил отторгнуть от Ингушетии, являются этническими ингушами, указал географ Якуб Гогиев. Чечня еще в 2013 году формально включила в свой состав населенные пункты Сунженского района Ингушетии, включая города Карабулак и Сунжу, отметил правозащитник Тимур Акиев. 

Как писал «Кавказский узел», Рамзан Кадыров уже дважды за последние дни предупреждал ингушскую сторону, что если проявления недовольства нынешними границами не прекратятся, то они будут пересмотрены еще раз, и снова в пользу Чечни. Кадыров даже уточнил, что добьется от Кремля согласия на отторжение от Ингушетии восьми селений.

11 ноября «Чеченавтодор» провел земляные работы на берегу реки Фортанги, по которой проходит граница с Ингушетией, что вызвало возмущение в Ингушетии — как среди местных жителей, так и у чиновников. Рамзан Кадыров назвал недовольных «кучкой провокаторов, которые пытаются разыграть националистическую карту». Чеченская делегация 21 ноября выезжала на берег Фортанги, чтобы по шариату решить вопрос о принадлежности приграничных земель, однако представители Ингушетии не явились. Тогда 23 ноября по приказу Кадырова все силовые подразделения Чечни выдвинулись на три дня на границы республики. Опрошенные «Кавказским узлом» эксперты расценили это как демонстрацию силы, отметив, что не видят угрозы вооруженных столкновений. Маневры чеченского управления Росгвардии вызывают беспокойство, поскольку цели столь масштабной операции неясны, а аналогов у нее нет, указали опрошенные «Кавказским узлом» полковник полиции Амир Колов и председатель профсоюза полиции Дагестана Магомед Шамилов.

Рамзан Кадыров, говоря о восьми населенных пунктах, которые могут быть переданы Чечне, имел в виду приграничные села Сунженского и Малгобекского районов Ингушетии, считает учредитель ингушского историко-географического общества «Дзурдзуки» Якуб Гогиев. «Это Сунженский район. Перед ликвидацией Ингушской области этот район присоединили к Чечне. Вот они и берут как самую удобную для себя дату 1934 год. А еще часть Малгобекского района», – сказал он корреспонденту «Кавказского узла». По словам Гогиева, 95% жителей этих населенных пунктов составляют этнические ингуши.  

Руководитель ингушского отделения Правозащитного центра «Мемориал»* Тимур Акиев напомнил, что Чечня еще с 2012 года выдвигала претензии к территориям Ингушетии.

«Дело дошло до того, что 9 февраля 2013 года вступил в силу закон Чеченской Республики «Об образовании муниципального образования Сунженский район и муниципальных образований, входящих в его состав, установлении их границ и наделении их соответствующим статусом муниципального района и сельского поселения», принятый чеченским парламентом еще 18 октября 2012 года и подписанный Рамзаном Кадыровым. Согласно этому закону, в Сунженский район Чечни, состоящий из узкой полосы земли и двух сел, должны были быть включены территории Сунженского района Ингушетии, включая города Карабулак и Сунжу, населенные пункты Нестеровская и Троицкая, села Аршты и Чемульга. Помимо этого, есть претензии и по Малгобекскому району. По этому закону в Сунженский район Чечни включили два населенных пункта, которые находятся в Малгобекском районе – Вознесенское сельское поселение с административным центром в станице Вознесенской с входящим в его состав населенным пунктом – селом Аки-Юрт», – рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Акиев.

По его словам, после соглашения 2018 года чеченская сторона внесла изменения в этот закон, а в январе 2020 года Сунженский район Чечни переименовали в Серноводский район.

Соглашение о чечено-ингушской границе, подписанное в сентябре 2018 года, привело к массовым народным протестам в Ингушетии. Активисты обвинили тогдашнего главу республики Юнуса-Бека Евкурова в передаче части ингушских земель соседнему региону. «Кавказский узел» регулярно обновляет хронику «Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней», в которой собрана информация о тех событиях и преследовании противников соглашения.

Федеральный центр относится к подобным заявлениям Кадырова как к чему-то не заслуживающему реакции, считает политолог Алексей Малашенко. «Кремль молчит, поскольку сейчас не время заниматься такими вопросами. У Москвы сейчас столько международных проблем, что не время реагировать на новые запросы Кадырова о новых территориях. Своим молчанием Кремль показывает, что этот вопрос следует закрыть и оставить на будущее», – сказал Малашенко корреспонденту «Кавказского узла».

Проблем для Кремля такие заявления Кадырова не создают, указал политолог. «Для Кремля он не создает проблем. Его цель – показать, что если мы с вами не найдем решения, то Кремль решит за вас в нашу пользу. То есть он создает проблемы для ингушской стороны. Тогда вопрос решили не в их пользу. Сейчас Кадыров снова надеется на такой исход», – пояснил Малашенко.

Вопросы границ могут быть решены между регионами России путем переговоров, указал президент Союза адвокатов России Игорь Трунов. В соответствии со статьей 67 Конституции РФ, границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. То есть вопрос о границах между субъектами РФ при наличии спора должен разрешаться, прежде всего, путем переговоров с участием правомочных органов государственной власти соответствующих субъектов РФ и посредством нахождения ими согласованного решения, исходя из того, что граница территории одного из них – это одновременно и граница территории другого. А окончательное решение по границам утверждает Совет Федерации, поскольку, согласно пункту «а» части 1 статьи 102 Конституции РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ относится к ведению Совета Федерации», – сказал Трунов корреспонденту «Кавказского узла».

По его словам, иная ситуация складывается в случае, если надлежащим правовым способом определенная граница между двумя сопредельными субъектами федерации отсутствует, а следовательно, в вопросе о том, как и где она пролегает, имеет место правовая неопределенность. «В таком случае речь идет не о целесообразности изменения принадлежности какой-либо территории одному или другому субъекту РФ, а об их общей, взаимной потребности разграничить свои территории и, соответственно, юрисдикцию, то есть разрешить вопрос об установлении границы между ними, тем более что скорейшее прекращение состояния территориальной неурегулированности является их конституционной обязанностью», – отметил он.

Новости о территориальных спорах Чечни с соседними регионами «Кавказский узел» размещает на тематической странице «Как Кадыров Чечню укрупняет». Подробнее о новом витке спора о границе говорится в справке «Кавказского узла» «Русло Фортанги: почему злится Кадыров», а о его предыстории – в справке «Спор о чечено-ингушской границе: аргументы сторон».

* организация внесена Минюстом России в реестр иноагентов.

23 февраля 1944 года – ужасная трагедия в истории чеченского и ингушского народов. В ходе так называемой операции «Чечевица», сотни тысяч людей были погружены сотрудниками НКВД, НКГБ и «СМЕРШ» в товарные вагоны для перевозки скота и отправлены за тысячи километров от родного дома, навстречу холоду, голоду и болезням. Людей лишили крова, имущества, родной земли, а детей, женщин и стариков, которые по тем или иным причинам не могли транспортировать таким чудовищным образом, хладнокровно расстреливали, сжигали заживо в собственных домах и бросали в мороз. 

Спустя 77 лет после этой трагедии, несмотря на то, что очевидцев этих событий осталось совсем немного, память об этом черном дне живёт в чеченском народе. Абдула Махмудович Бугаев– заведующий отделом историко-филологических и социально-политических исследований КНИИ РАН, кандидат исторических наук, доцент, рассказал корреспонденту ИА «Чечня Сегодня» о деталях этой страшной трагедии с исторической точки зрения, приводя архивные документы и статистику. 

Какие причины послужили основанием для выселения чеченского и ингушского народов в феврале 1944 года? Власть обвинила их в коллаборационизме. Насколько это соответствовало действительности?

Прежде чем ответить на многозначный вопрос, сформулированный Вами, хотел бы процитировать преамбулу Указа Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве её территории», изданный с грифом «Без публикации» 7 марта 1944 года, постфактум, спустя 19 дней после фактического начала ликвидации национальной автономии чеченского и ингушского народов.

Цитата не маленькая, но очень важно, чтобы смысл преамбулы цитируемого государственного акта, по сути его мотивации, был обозрим для понимания его противоречивости и несостоятельности.

Цитата: «В связи с тем, что в период Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе, многие чеченцы и ингуши изменили Родине, переходили на сторону фашистских оккупантов, вступали в отряды диверсантов и разведчиков, забрасываемых немцами в тыл Красной Армии, создавали по указке немцев вооруженные банды для борьбы против Советской власти, также учитывая, что многие чеченцы и ингуши на протяжении ряда лет участвовали в вооруженных выступлениях против Советской власти и в течение продолжительного времени, будучи не заняты честным трудом, совершают бандитские налеты на колхозы соседних областей, грабят и убивают советских людей», — Президиум Верховного Совета СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Всех чеченцев и ингушей, проживающих на территории Чечено-Ингушской АССР, а также в прилегающих к ней районах, переселить в другие районы СССР, а Чечено-Ингушскую АССР ликвидировать».

Во-первых, обозначим событийные хронологические рамки: «…в период Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе».

Битва за Кавказ охватывает период с лета 1942 г. по осень 1943 г. Активная фаза наступательных действий фашистских войск на Кавказе – 25 июля – декабрь 1942 года.

Во-вторых, обозначим «фигурантов» обвинения: «многие чеченцы и ингуши…».

В-третьих, характер их преступлений: «изменили Родине, переходили на сторону фашистских оккупантов…» и так далее.

Все эти пункты исчерпываются, как нам представляется, данными следующего архивного документа: «Министерство внутренних дел СССР. 4 Спецотдел. Дело № 138 (Особая папка. Справки по контингентам и другим вопросам. Начато: июль 1952 г. Окончено: декабрь 1958 г. На 309 листах в 3 томах. Т. 2. Хранить постоянно.

…с 1937 по 1940 год было зарегистрировано 109 банд, с 509 участниками в них и арестовано 1026 бандодиночек. 

….

С июня 1941 по 1 января 1945 год ликвидировано 232 банды, с 1263 участниками и арестовано более 3500 бандодиночек и бандпособников.

Как свидетельствуют архивные источники за период август 1942 год – август 1943 год на территорию Чечено-Ингушской АССР «было выброшено 8 команд парашютистов общей численностью 77 человек…». Из них «арестовано 17 человек, принуждено к явке – 24 чел., убито – 7 человек, перешли линию фронта – 6 человек».

О чём же говорят эти цифры, если их перевести в контекст обвинения?

 Для получения аргументированного ответа простым арифметическим подсчётом сопоставим их с общим количеством(численностью) чеченцев и ингушей, подвергшихся выселению.

По официальным данным НКВД СССР в Казахскую и Киргизскую ССР с 23 по 29 февраля 1944 года было переселено 496460 чеченцев и ингушей.

Таким образом, получается 1263+3500 =4763, что составляет 0,95% от общей численности чечено-ингушского населения.

Так можно ли говорить, что «многие чеченцы и ингуши изменили Родине…»?!

Вопрос далеко не риторический! И ответ на него убедительно свидетельствует, что для чудовищного обвинения наших народов ни Сталин, ни Берия не имели никаких серьёзных оснований.

Более того, абсурдна всякая попытка обвинить в чём-либо целый народ.

Как могли чеченцы переходить «на сторону фашистских оккупантов», если ни пяди земли чеченской не было оккупировано фашистами?!

Точно также и по другим позициям цитируемого нами Указа.

Хочу отметить, что сама постановка вопроса «За что выселялись народы?» как минимум не корректна. Правомерно ставить вопрос «Почему выселялись народы, в том числе чеченский и ингушский?».

В поисках ответа на этот вполне логичный вопрос ряд авторов выдвигают версии, которые заслуживают внимания. Но их анализ – задача академической аудитории.

Как осуществлялась сама операция по переселению такого большого количества людей: чеченцев и ингушей?

Подготовка операции, цинично получившей название «Чечевица», осуществлялась в строгой секретности и с тщательным учётом всех нюансов. О всех перипетиях я говорить не буду, но отмечу, на мой взгляд, основные из них.

Подготовка к выселению чеченцев и ингушей началась ещё ранней осенью 1943 года. Есть свидетельства, что первоначально планировалось чеченцев и ингушей переселить в регионы Сибири. В течение января 1944 года окончательно было решено выслать в Казахстан и Киргизию.

Под видом подготовки проведения масштабных военных учений в горной местности республики перед её началом органами власти были поставлены задачи осуществить ремонт дорог, в первоочередном порядке — горных и высокогорных районов, провести переучёт населения, особо тщательно чечено-ингушского. 

В начале 1944 года в Чечено-Ингушетию стали прибывать оперативные сотрудники органов внутренних дел регионов СССР, особенно центральных, а также контингент внутренних войск. В начале февраля в республику их прибыло: оперативных работников НКВД, НКГБ и СМЕРШ – 19 тыс. офицеров и бойцов НКВД – 100 тыс. чел.

Подготовкой организации выселения руководил непосредственно Лаврентий Берия – нарком НКВД СССР, член Государственного Комитета Обороны СССР.

Республика была разбита на четыре оперативных сектора.

Выселение началось ранним утром 23 февраля 1944 года. Это была бесчеловечная чудовищная акция. Не вижу необходимости в деталях рассказывать о бесчинствах и издевательствах, которые творились исполнителями зловещей воли тирана Сталина над беззащитными людьми только из-за того, что они чеченцы или ингуши. О них многократно писалось и говорилось.

Прием эшелонов со спецпереселенцами чеченцами и ингушами в Казахстане и Киргизии был закончен 21 марта 1944 года. По состоянию на эту дату всего в Казахскую ССР и Киргизскую ССР прибыло 180 эшелонов с общей численностью 494456 человек, в том числе:

— в Казахской ССР было разгружено 147 эшелонов, в них 405941 человек;

— в Киргизской ССР было разгружено 33 эшелона, в них 88515 человек.

В пути следования во всех 180 эшелонах умерло 1361 человек, или 0,27%. Было госпитализировано 1070 человек. Это цифры из официальных источников. Но есть основания полагать, что последствия транспортировки людей в скотских вагонах были значительно тяжёлыми.  

После выселения основной массы чеченцев и ингушей, из гор было вывезено 6544 чел., пытавшихся уклониться от ссылки.

На 15 апреля 1944 года на территории Грузинской ССР проживали 2741 чеченцев и 14 ингушей. Они также были отправлены в места ссылки основной массы чечено-ингушского населения.

Таким образом, общая численность чеченцев и ингушей, подвергшихся выселению, к 1 маю 1944 составляла 505759 чел.

          

Расскажите пожалуйста, с чем столкнулись чеченцы и ингуши в ходе самой высылки? Имели ли место трагедии наподобие Хайбаха, которые не получили огласки?

 С первой же минуты начала выселения чеченцы и ингуши столкнулись с вопиющим беззаконием. Исполнители воли тиранов относились к своим жертвам как, мягко говоря, каратели, приводящие в исполнение приговор высшей власти. Бесспорно, были и случаи, когда отдельные офицеры, солдаты сочувственно, с состраданием относились к «наказанным», особенно к пожилым, женщинам и детям, немощным, больным. Но это единичные примеры.

Хайбах – это страшная трагедия! Она обнажила не только чудовищную жестокость диктаторского режима, но и уродство его слуг, исполнителей его воли, его стражей. 24 августа 1991 года я стал свидетелем перезахоронения останков жертв Хайбаха. Эту картину невозможно воспроизвести без содрогания, без жалости и скорбных слёз…

Мне лично неизвестно, были ли подобные расправы. Однако есть архивные сведения о расстрелах невинных людей в отдельных районах Чечено-Ингушетии, и не только в высокогорных…

В 2011 г. издательством РОССПЭН совместно с Фондом «Президентский центр Б. Н. Ельцина» в серии «История сталинизма» издана книга «Вайнахи и имперская власть: проблема Чечни и Ингушетии во внутренней политике России и СССР (начало XIX-середина XX в.). Можно сказать, что это сборник документальных источников. Не все сюжеты авторами разделов интерпретируются объективно, без предвзятости… Но в целом для думающего читателя, исследователя добротный материал для изучения страниц истории нашего народов, в том числе и трагических. Кстати, здесь приводятся отдельные факты незаконных расстрелов «ни в чём не повинных граждан» (См. С.649-…).

По прибытии в места ссылки какие основные проблемы встали перед «спецпоселенцами»? 

 С первой минуты пребывания на чужой земле проблемой № 1 стала проблема элементарного выживания. Людей косили голод, холод, болезни, в т. ч. эпидемии. Об этом свидетельствует официальная статистика. На 1 января 1945 г. численность наличного чечено-ингушского населения во всех местах спецпоселения составляла 457698 чел.

 В т. ч.:

 Мужчин……………………………………………109390 чел.

 Женщин……………………………………………125595 чел.

 Детей до 16 лет……………………………………222713 чел.

К этому времени с 21 марта 1944 года численность чеченцев и ингушей уменьшилась на 48061 чел. 

 По данным на 1 января 1949 года убыль чечено-ингушского населения составила более 130 тысяч человек.

Первое время местное население к ссыльным относилось, мягко говоря, недоброжелательно. Были разного рода эксцессы. Чеченцы и ингуши в местах «спецпоселения» значительный период времени чувствовали себя незащищёнными. Таковыми они были: бесправные, под надзором комендатур, точнее – комендантов, главная функция которых – жандармская.

В 1948 году государство объявило всех спецпоселенцев высланными на вечные времена.

Жестокость отношения к ним усилилась.

Когда иллюзии скорого возвращения на родную землю рассеялись, спецпоселенцы стали искать и находить способы и механизмы отстаивания своих прав. Об этих нюансах достаточно объёмно написал казахский исследователь Жарас Акишевич Ермекбаев.

Надо также отметить, что со временем и местное население изменило свое отношение к «наказанным народам». Казахи, киргизы, в районах компактного проживания которых создавались спецпоселения чеченцев и ингушей, стали всячески помогать невинно пострадавшим. До сих пор немало семей поддерживают не только дружеские, но и родственные отношения с представителями этих народов, в то трудное время подавших руку братской помощи нуждающимся. А нужда была во всём.

Положение изменилось практически сразу же после смерти тирана Сталина.

Как 13 лет проживания на чужбине в тяжелейших условиях повлияли на народ?

Он стал консолидированным. Ещё более окрепла непоколебимость его веры во всемогущество Всевышнего, в справедливость Его суда. Расцвели его духовно-нравственные силы. Общая беда, общность судьбы укрепляли узы единства. И такое состояние нашего этноса сохранялось до политического раскола чеченского общества на рубеже 80-х – 90-х гг. прошлого столетия. Идеологи деструктивных сил, тогда активно действовавших, по наущению своих «кураторов» и «инвесторов» сделали немало, чтобы разрушить это единство, руководствуясь известным принципом «разделяй и властвуй». Хвала Аллаху, что нашёлся человек, глубоко осознавший недальновидность и пагубность этих явлений, и поэтому взявший на себя ответственность за будущее своего народа. Он – Ахмат-Хаджи Кадыров – ради этой благородной цели пожертвовал своей жизнью, показав нам всем пример беззаветного служения своему народу. Дала гIазот къобал дойла цуьнан! 

С чем столкнулись люди, возвращавшиеся на родину после реабилитации?

С чем может столкнуться человек, встреченный в своём родном, родительском доме, ну скажем так, как непрощенный гость? Каково может быть его морально-психологическое состояние? Ответ очевиден!

Процесс полной реабилитации репрессированных народов должен был начаться сразу же после ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором Н. С. Хрущев – первый секретарь ЦК КПСС – подверг разоблачительной критике культ личность Сталина и его последствия. Можно сказать, что он начался, но не в отношении чеченского и ингушского народов. Тогда был начат поиск приемлемого (для иерархии официальной власти) варианта невозвращения чеченцев и ингушей на свою историческую родину. Можно сказать, что конструировался вариант их резервации в местах спецпоселений. И эту идею поддерживали партийные боссы соседних республик Грозненской области (создана 22 марта 1944 года в основном на территории бывшей ЧИАССР), за исключением Кабардинской АССР. Однако, когда руководству страны стало ясно со всей очевидностью, что с таким решением не согласится чеченский народ, самый многочисленный из северокавказских народов, и он будет поддержан братьями-ингушами, в кабинетах Кремля стали понимать (ближе к осени 1956 г.), что необходимо безотлагательно приступать к решению вайнахских проблем. 24 ноября 1956 было принято Постановление ЦК КПСС «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов». Этот директивный документ и дал старт практической реализации полной реабилитации чеченцев и ингушей.

 После их поголовного выселения практически все населённые пункты, за небольшим исключением, были заселены новыми жителями из различных регионов Советского Союза. Если старожилы бывшей Чечено-Ингушетии в основной массе своей с пониманием относились к возвращению на свою землю её автохтонов, то «новосёлы», за редким исключением, проявляли не только недоброжелательность, но порою и враждебность. Такое отношение приводило к конфликтам, в т. ч. и с тяжёлыми последствиями. Об этих проблемах честно и откровенно на разных партийных форумах говорили Муслим Гайрбеков, Шамсуддин Сагаев, Ваха Татаев, Дзияудин Мальсагов и другие. Ситуация заметно успокоилась в 1961-1962 гг.

До сих пор много людей проживают в тех местах, в чем основная причина того, что люди остаются там? Материальная проблема или что-то иное? Действует ли программа по возвращению желающих домой?

К концу 1961 года из Казахстана и Киргизии возвратились 468 тыс. чеченцев и ингушей, в т. ч.: в Чечено-Ингушскую АССР – 432 тыс. человек, Дагестанскую АССР – 28 тыс. человек, Северо-Осетинскую АССР – 8 тыс. человек.  

По тем или иным причинам на территории Казахской и Киргизской ССР оставались около 57 тыс. человек чечено-ингушского населения. 

В последующие годы каких-либо правовых преград для возвращения на свою историческую родину у чеченцев и ингушей не было.

В официальных документах констатировалось, что к концу 1962 года все чеченцы и ингуши, пожелавшие вернуться в Чечено-Ингушскую АССР, такой возможностью воспользовались.

Оставались жить в Казахстане, Киргизии, Узбекистане по собственной воле. Мотивация была разная. Но выбор был добровольный. Каких-либо затруднительных проблем, решить которых в то время не было возможности, на мой взгляд, не существовало.

В последующие годы отдельные чеченские и ингушские семьи, вернувшиеся на свою родную землю, возвращались в Казахстан и другие республики, и надо сказать, что чувствовали там себя вполне равноправными гражданами Советского Союза.

Во времена политического кризиса в республике, преодоления его тяжёлых последствий также немало чеченских семей выехало в Казахстан и Киргизию. И по отзывам знакомых мне известно, что отношение к ним там было тёплым, дружественным. И сегодня остаётся таковым.

В создании каких-либо программ, Вами обозначенных, никакой необходимости нет. Сегодня каждый волен выбирать себе своё местожительство в соответствии с действующими нормами законодательства соответствующих государств. 

По Вашему мнению, чеченцы и ингуши преодолели моральный ущерб от этой трагедии? Что нам нужно делать, чтобы вынести урок и не допустить повторений подобных трагедий?

Я осмелюсь сказать, отвечая на данный Ваш вопрос, что последствия любой несправедливости, в т. ч. и вопиющей, каковой была депортация чеченцев, ингушей и других народов, заметно преодолеваются, сглаживаются, если государство оказывается способным честно осознать ошибки своих правителей, бывших или действующих, и принять исчерпывающие решения, гарантированно обеспечивающие торжество справедливости без каких-либо оговорок. 6 апреля 2015 года Указом Президента РФ В. В. Путина столица Чеченской Республики — город Грозный — удостоена почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы». Лично для меня, как и для сотен тысяч чеченцев, эта высокая и заслуженная государственная награда есть высшая демонстрация торжества исторической справедливости, есть важная грань процесса полной реабилитации чеченского народа. 

К сожалению, этого не желают осознать те, кто и сегодня продолжают конструировать спекулятивные версии, оправдывающие сталинские преступные деяния, в т. ч. и принудительные выселения целых народов. Поэтому не перестаёт сказываться боль трагедии февраля 1944 года.

Так как Вы представитель научного сообщества республики и работаете с молодыми учёными, много ли студентов или аспирантов, которые занимаются этой темой? Есть ли защищенные кандидатские или докторские диссертации на эту тему?

Интерес, в том числе научный, академический, есть и будет. Но чтобы удовлетворить его, требуется серьёзная исследовательская работа. Прежде всего на основе глубокого анализа широкого источникового – архивного материала. Как известно, архивы республики в период вооружённого столкновения на её территории практически уничтожены полностью. Сейчас силами сотрудников Архивного управления ЧР база документов пополняется. Надеюсь, что это существенно поможет исследователям, в т. ч. и тем, кто занимается изучением проблем истории нашего народа.

Есть монографические исследования, диссертации. Но в основном они принадлежат учёным не из нашей республики. Фундаментальное исследование темы депортации чеченского народа остается ещё задачей нерешённой. Это моя точка зрения, не претендующая на бесспорность.  

 

Ислам Газалоев

#23 февраля #репрессии #чеченцы #ингуши

  • Кавказ / ЮФО / Краснодар

Просмотров: 1 203Комментариев: 0


КРАСНОДАР. В Новороссийске ликвидируют последствия стихии

КРАСНОДАР.

checheninfo.ru

Добавить комментарий

  • Похожие новости
  • Популярное
  • ДАЙДЖЕСТ
  • Комментируемое
  • СТАВРОПОЛЬЕ. Последствия стихии ликвидируют на Ставрополье

  • КРАСНОДАР. В Новороссийске открылся еще один мобильный пункт вакцинации

  • КРАСНОДАР. В Новороссийске усилился норд-ост

  • КРАСНОДАР. В Армавире ликвидируют аварию на теплотрассе

  • КРАСНОДАР. В Новороссийске появятся два новых троллейбуса

  • ЧЕЧНЯ. Оборона Грозного . ВОВ (краткие сведения)

  • ЧЕЧНЯ. Чеченцы и Ингуши в годы ВОВ (1941-1945)

  • ЧЕЧНЯ. Брестская крепость.Чеченцы

  • ЧЕЧНЯ. Чеченские герои Великой Отечественной …

  • ЧЕЧНЯ. Установление советской власти в Чечне: первые акции сопротивления

  • Названа десятка богатейших боксёров мира
  • Ученые разработали новую память для будущих поколений микропроцессоров.
  • ЧЕЧНЯ. Благодаря Google Maps арестовали босса сицилийской мафии
  • 15 креативных идей для компактного хранения обуви
  • Профессор МГЛУ рассказала о вреде гаджетов для детей
  • ЧЕЧНЯ. Как Чеченский генерал Наполеона побеждал

  • ЧЕЧНЯ. Печать шейха устаза Кунта-Хаджи

  • ЧЕЧНЯ. Чеченцы и Ингуши в годы ВОВ (1941-1945)

  • ЧЕЧНЯ. Столица имамата Дарго и военные крепости Чечни

  • Начало формирования «Дикой дивизии»

БОЛЬШЕ ИНТЕРНЕТ НОВОСТЕЙ:

ЧТО ЧИТАЮТ:


Время в Грозном

Чеченские и ингушские народные сказки    

Горячие новости

Это интересно


Календарь новостей

«    Январь 2022    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31  

Здесь могла быть Ваша реклама

checheninfo.ru

     

checheninfo.ru

Лента
новостей

  • Хулуси Акар встретился со специальным представителем Турции по армяно-турецкому диалогу

  • Как не набрать лишний вес во время новогодних праздников?

  • ЧЕЧНЯ. Восстановление республики и основоположники чеченской литературы

  • Промышленные винтовые компрессоры ЗИФ

  • ЧЕЧНЯ. В Чеченской Республике стартовал сезон черемши

  • ЧЕЧНЯ. В Шелковском районе восстанавливается оросительная сеть

  • ЧЕЧНЯ. В республике в 2021 году зарегистрировано 1037 пожаров

  • 3 января — День рождения соломинки для коктейлей

  • Эксперты: Вспышка «омикрона» в РФ ожидается к началу февраля

  • ЧЕЧНЯ. За сутки в ЧР выявлено 48 новых случаев

  • ЧЕЧНЯ. В с. Гойское начато строительство новой мечети

  • За незаконную благотворительность в России собираются ввести наказание

  • Скончался председатель Европарламента Давид Сассоли

  • Мировой рекорд: В США выявлено более 1,13 млн случаев заражения коронавирусом за сутки

  • ЧЕЧНЯ. Перед судом предстанет водитель автомобиля совершивший ДТП, в результате которого погибли трое взрослых и малолетний ребенок

  • С.ОСЕТИЯ. Новый социологический опрос Госавтоинспекции определит приоритетные задачи в сфере дорожной безопасности

  • ЧЕЧНЯ. Пять образовательных программ нефтяного вуза в Грозном прошли международную аккредитацию

  • ЧЕЧНЯ. Дни культуры Чечни пройдут в субъектах РФ и за рубежом к 100-летию республики

  • Число случаев заражения коронавирусом в Европе превысило сто миллионов

  • АСТРАХАНЬ. Суд вынес приговор полицейским по делу о незаконной миграции в Астраханской области

Смотреть все новости

  • Намедни
  • Диаспора
  • Экспресс-инфо
  • СТАВРОПОЛЬЕ. Экс-глава Железноводска понял что «все течет и изменяется …»
  • ЧЕЧНЯ. Испуганная попытка главы СНБО А. Данилова ответить на заявление Р. Кадырова может дорого обойтись Украине
  • ЧЕЧНЯ. Рамзан Кадыров объяснил свое высказывание о присоединении Украины к России
  • ЧЕЧНЯ. Депутат Госдумы А. Бородай несет дичь о мечетях и мусульманах (видео)
  • ЧЕЧНЯ. Чечечы спасли москвичку от избиения
  • ЧЕЧНЯ. Проект в области физики из ЧР получил грант Российского научного фонда
  • Муфтий Беларуси попросил Фонд Кадырова оказать помощь в строительстве мечети в Бресте
  • ЧЕЧНЯ. Внук сельского учителя из высокогорного Шатоя создал уникальный тренажер (видео)
  • ЧЕЧНЯ: Хроника главных событий прошедшей недели от «ЧИ» за 60 секунд (23-29. 08.21). ВИДЕО.
  • ЧЕЧНЯ. Хроника недели 02.08-08.21 . Видео
  • ЧЕЧНЯ. Хроника недели ЧР . (08-14.06.20). (Видео)
  • Экспресс — информ: в стране и в мире (10-16.12.2019 г.)

Наши последние опросы

В Госдуме РФ собираются на Новый год ввести для всех россиян «бонус»
Поддерживаете ли Вы инициативу?

ЧЕЧНЯ. Чеченцы о добровольной вакцинации (Видео).
Прошли ли Вы вакцинацию от короновируса?

ЧЕЧНЯ. Жители о сотрудниках МЧС
Как Вы оцениваете деятельность МЧС по ЧР?

Какими соцсетями чаще всего пользуются в Чечне? (Видео).
Какими соцсетями чаще всего пользуются в Чечне?

Опрос среди жителей Чеченской Республики хотели бы они переехать в другой регион России (Видео).
Хотели бы Вы переехать в другой регион РФ?

ЧЕЧНЯ. ФК «Ахмат» объявил голосование за дизайн формы на следующий сезон
Выбираем дизайн формы ФК «Ахмат»

Одобряете ли вы антитабачный законопроект?
Одобряете ли вы антитабачный законопроект?

Нужна ли "хартия ответственного блогера"?
Нужна ли «хартия ответственного блогера»?

  • Мозаика
  • Этнословарь
  • Хронограф
  • ЧЕЧНЯ. Чеченский свадебный обряд как сложный эстетический комплекс
  • ЧЕЧНЯ. Солдатский котелок времен ВОВ привел в поисковиков в Шатой
  • ЧЕЧНЯ. Культовая нагрузка вайнахской лезгинки
  • ЧЕЧНЯ. Бамутское курганное захоронение
  • ЧЕЧНЯ. 24 апреля 1997 г. скончался видный политолог чеченец Абдурахман Авторханов
  • ЧЕЧНЯ. 3 января — трагическая дата для чеченского народа (Видео).
  • ЧЕЧНЯ. 92 года назад в Грозном состоялся первый концерт симфонической музыки
  • ЧЕЧНЯ. 107 лет назад героически погиб бесстрашный сын чеченского народа абрек Зелимхан Харачоевский
  • КАВКАЗ. Откуда появилось это слово
  • Чал дера (адам, герз)
  • О происхождении русского слова «шебутной» …
  • К1ур бойла шун/хьан

  • Чеченские
    хроники
  • ЖЗЛ
  • Лики
    истории
  • ЧЕЧНЯ. Дочери абрека Зелимхана вспоминают
  • ЧЕЧНЯ. Народы Чечено-Ингушетии в политической жизни Северного Кавказа
  • ЧЕЧНЯ. Гудермес – взгляд в прошлое
  • ЧЕЧНЯ. Воззвание войскового старшины атамана Вербицкого к туземному населению. 1909
  • ЧЕЧНЯ. Руководитель восстания в горных районах Чечни Алибек-Хаджи Алдамов
  • ЧЕЧНЯ. Чеченский партийный и государственный деятель Супьян Моллаев
  • ЧЕЧНЯ. Один из руководителей чеченских восстаний 1860–1861 и 1877 гг. Ума Дуев
  • ЧЕЧНЯ. Руководитель Ауховской общины в 1560-1638 гг. Майда Янбеков (чеч. Маlда)
  • ЧЕЧНЯ. Чеченский политический и общественный деятель А-М. Чермоев
  • ЧЕЧНЯ. Военный и религиозный деятель Чечни XIX в. Атаби Атаев
  • ЧЕЧНЯ. Автор реформ Имама Шамиля Юсуф-хаджи Сафаров
  • ЧЕЧНЯ. Арцу (Орцу) Исхакович Чермоев

Последние комментарии

  • Сэнди: Надо будет попробовать этот вариант. Во, правда в наших . . .

  • 1919: Ну почему же не  может быть? Очень даже может!  Видь есть . . .

  • 1919: Если это не секрет, придоставь эти документы, «которые он . . .

  • Start: А наможет быть такое, что есть  народы, у которых  нация . . .

Чем заняться
в Грозном?

Добрро пожаловать в ЧР

Библиотека

Ш. Оздамиров “Зеламха волчохь”. Байташ
Ш. Оздамиров “Зеламха волчохь”. Байташ

ЧЕЧНЯ. Чеченское предание "Склон Мажки"
Чеченское предание «Склон Мажки»

ЧЕЧНЯ. Чеченское предание. Камень–крест
Чеченское предание. Камень–крест

ЧЕЧНЯ. Села Сата — дочь Дялы.
Села Сата — дочь Дялы.

Чеченское предание "Мялхистинцы и У–Нана "
Чеченское предание «Мялхистинцы и У–Нана »

ЧЕЧНЯ. Возвращение благодати (предание)
Возвращение благодати (предание)

ЧЕЧНЯ. Бесстрашная Кудаха. (Детские истории маленькой Альбики).
Бесстрашная Кудаха. (Детские истории маленькой Альбики).

Храбрый муркензи. (Детские истории маленькой Альбики).
Храбрый муркензи. (Детские истории маленькой Альбики).

МЫ В СЕТЯХ:


Я.Дзен

Наши партнеры

Чеченские и ингушские народные сказки Чеченские и ингушские народные сказки Чеченские и ингушские народные сказки

Онлайн вещание «Грозный» — «Вайнах»

Чеченские и ингушские народные сказки Чеченские и ингушские народные сказки Чеченские и ингушские народные сказки

Наши видеопроекты

  • ТВ версия «ЧИ»
  • Видео-«ЖЗЛ»
  • Чечня в обьективе
  • Абрек. Видео
  • Кинотеатр «ЧИ»
  • Клип-топ
  • ТВ и РВ ЧР
  • ЧГТРК. Онлайн
  •      Чеченские и ингушские народные сказки

    Народная музыка является частью фольклора и традиционно передается из уст в уста, то есть не имеет письменной формы.

    В музыкально-исторической науке самыми древними принято считать духовые инструменты. Они восходят к эпохе палеолита. Музыкальные инструменты были разнообразны: от самых простых изобретений до сложных конструкций, совершенных по своим звуковым возможностям. Прототипами современных духовых инструментов можно называть самые простые конструкции. Для свистковых звуков использовали листья, стебли растений, кору деревьев, свистковую флейту (шок-локхарг) и т. д.

    Самые ранние музыкальные инструменты готовились из тростника и стеблей растений, кости, рога, качественной глины: свирель (шедолг), флейта (шеда), флейта из патиссона (шаьмали), зурна из тыквы (ябакха зурам) и другие. Звуковые инструменты носили прикладной характер: свистковую флейту (шок-локхарг) использовали охотники во время охоты на птиц (со временем она стала детской музыкальной игрушкой); сигнальный рожок (му1-локхарг) передавал на расстояние сигнал об опасности и др.

    Музыка была связана с календарными праздниками и важными вехами в судьбе человека — свадьбой, жизнью, похоронами. Многообразие жанров песенной культуры показывают колыбельные и свадебные песни, песни-заговоры лекарей (лазар-хьестар), плачи-причитания (песни-белхамаш) и мн. др.

    Фольклорные источники говорят о музыкальных инструментах, на которых ещё в древности играли предки ингушей. Длительное время исполнение наигрышей было характерно для горцев. К примеру, эпический герой Колой-кант сделал из бедровой кости козлёнка зурну и на ней исполнил свою мелодию. Её до сих пор знают в народе как «Мелодию Колой-канта».

    Героями народных песен являлись ингушские нарты, а в народе пелись нартские сказания. Со временем на смену эпическому творчеству народа пришли героико-эпические песни «илли», воспевающие родовых богатырей, их мужество, верность слову, нравственность. «Илли» исполнялись под музыкальный аккомпанемент. Каждая строка кончалась долгим и быстрым перебором струн.

    Постепенно в прикладном характере музыки стали преобладать развлекательные жанры. В народе стали пользоваться успехом мелодии для слушания (ладувха ашараш), танцевальные мелодии (халхара ашараш) и др. Почти каждое селение имело свою мелодию лезгинки: Джейрахская танцевальная (Джейрхой-халхар йиш), мелодия танца селения Кури-юрт (Кури-юрта халхара йиш), Назрановская танцевальная (Наьсархой халхара йиш), Базоркинская танцевальная (Мочкхий-юртара халхара йиш), мелодия танца с. Ахки-юрт (Ахки-юртара халхара йиш) и др.

    Мелодии исполнялись на различных музыкальных инструментах. Популярностью среди ингушей стали пользоваться скрипки со смычком (ч1ондарг) и тип виолончели (1ад хьокха пандар). Помимо них в народе были известны и такие музыкальные инструменты, как волынка (паьшк), шарманка (т1аьраска), зурна (зурма), барабан (фата), продолговатый походный барабан (бирг1а), балалайка (дахчан пандар), гармошка (каьхата пандар), инструмент «двенадцать сладких струн» (шийта мерз) — прообраз современной арфы и др.

    Изучению музыкальных инструментов народа посвятила своё исследование Фатима Цолоева «Вайнахские музыкальные инструменты: этнокультурные аспекты», занимавшая многие годы должность заместителя министра культуры ЧИАССР. Сами исполнители, зная народные мелодии, акустические свойства природных материалов животного и растительного происхождения, изготовляли различные музыкальные инструменты. Среди них были признанные в других регионах музыканты. Изготовленные ими «изящные музыкальные инструменты… считались одними из лучших в горной Ингушетии, очень высоко ценились также в соседних районах Грузии и Северной Осетии».

    Особой популярностью пользовались народные исполнители (илланчий), рассказывающие в тон музыкальному инструменту героические сказания прошлого. Аккомпанируя себе, исполнитель импровизировал и, углубляясь в положение воспеваемого героя, пел о жизни, об исторических событиях, о личностях. Илланчи были выходцами из простых крестьян, и для них исполнительское искусство не являлось специальностью. Однако бывали и потомственные музыканты, славившиеся своим исполнением музыки и песен. Илланчи не пел, а только говорил в тон балалайке, это было вроде нашего речитатива. Илланчи был значимым человеком в обществе, его убийство общество рассматривало как особо тяжкое преступление.

    Известными становились имена музыкантов в своём краю: Осман Барахоев (Барах), Хамид Богатырёв (Эгикал), Джахар Дзарахов (Фалхан), Заам и Тотарч Мерешковы (Ангушт), Магомет и Терсбот Аушевы (Новый Жейрах), Эсмурза Куриев (Нясаре), Берд Хаутиев (Шоани) и др. Они могли быть охотниками, земледельцами, ремесленниками и при этом хорошо умели играть на том или ином музыкальном инструменте. Об одном из охотников пишет В. Виноградов. В с. Эгикале в могильнике рядом с «гробом лежал деревянный музыкальный струнный инструмент, так называемый дойчик-пандур… На обратной стороне дойчик-пандура сделан резной рисунок линейного типа, изображающий охоту на оленя».

    Под игрой музыкантов исполнялись песни-эпосы, под их игрой начинались танцы.

    Со временем смычковые инструменты были вытеснены более ярким и сильным звучанием — гармоникой. Чаще на гармони играли девушки. Их имена становились известными в селе и обществе. Это Раиса Ужахова, Ляля и Заида Мальсаговы, Аминат Нальгиева, Касрат Хашиева и многие другие. Тремолированием выдержанных созвучий при помощи мелких быстрых движений меха, филигранной мелизматикой гармонисты создавали особое звучание. Нередко они сами писали слова и мелодии песен. Мелодии в народе называли именами видных гармонистов и танцоров: «Танцевальная в исполнении Касрат» (Касрата халхара ийш), «Музыка в исполнении Айшет — дочери Уми» (Уми 1айшета халхара ийш), «Лезгинка Шамсудина» (Шамсудина халхара ийш), «Песня, исполненная Идрисом» (Идриса даьккха илли) и др.

    У ингушей имеется прекрасная песенная традиция. В ней многоголосое хоровое исполнение сочетается с сольным исполнением. Хоровым исполнением создавалось впечатление раскатистого эха в горах и гармонии мира, в котором издревле жили горцы. Песенная культура, как живая струна, реагировала на изменения, происходившие в культуре народа в связи с принятием ислама.

    Некоторая часть народных песен стала обретать религиозную направленность к концу ХIХ века. Героические песни с могучими яркими образами стали сменяться короткими «зикрами» и «назмами» (религиозные песнопения). Вместо воли к борьбе и лучшей жизни зазвучали «скорбные жалобы, взоры сказителей обратились от земли к небу».

    Традиции хорового и сольного исполнения сохранились в религиозных песнопениях ингушей.

    В конце ХIХ — начале ХХ века в музыкальной культуре ингушей, как и в других видах искусства, повысился интерес к внутреннему миру человека. Интерес к музыкальному искусству горцев стали проявлять исследователи. Впервые ингушские песни на ингушском языке были записаны Магомедом Джабагиевым в конце XIX — начале XX вв. при помощи созданного им самим ингушского алфавита на основе латинской графики. Позже они были опубликованы в различных изданиях, самым значительным из которых является изданный в 1935 году в Париже сборник «Ингушские народные тексты» на ингушском и французском языках (перевод Ж. Дюмезиля). Ингушские песни записал в начале ХХ века и Фома Горепекин при помощи разработанного им самим алфавита. В 1932 году в Орджоникидзе вышел в свет сборник Д. Измайлова «Ингушские песни». И всё же долгое время исследователями делались записи только текстов ингушских песен, а мелодии оставались неизученными.

    Большую работу по сбору и записи музыкального творчества народов провела музыкально-этнографическая комиссия, созданная в начале ХХ века при Московском государственном университете. Из материалов комиссии для ингушской песенной культуры интерес представляют записанные Д. И. Аракишвили цова-тушинские песни, в числе которых была похоронная песня «Дала». В архивах Москвы краеведу Б. Газикову удалось обнаружить религиозные песнопения (назымы, зикры) в исполнении Асламбека Солтиева и Белана-муллы Оздоева, записанные в 1910 году. Назымы и зикры в исполнении известных солистов Ахмеда, Аюба и Мурзабека Евкуровых из селения Ольгети были чуть позже записаны А. Митрофановым.

    В начале ХХ века мелодии и песни ингушей изучали А. Митрофанов, Г. Мепурнов, Н. Речменский, Ч. Колесников и др. Значительное число ингушских мелодий и песен сохранилось благодаря тому, что они оставили нотные записи мелодий и тексты ингушских песен.

    В 1932 году Андриан Митрофанов совершил экспедицию в горную Ингушетию и записал мелодии и песни музыкантов Буни Хидирова, Лом-Али Аушева и Сулеймана Гарсова из Эгикала, Берда Хаутиева из Шоана, Белана Эльжаркиева и Фатимы Марзиевой из Салги, Магомета и Терсбота Аушевых из Нового Жейраха, Гази-Магомеда Даурбекова. Им были исследованы все ингушские музыкальные инструменты, расшифрованы и записаны нотами песни. Самым важным трудом А. П. Митрофанова является работа «Музыкально-песенное творчество горцев Северного Кавказа».

    Композитор и дирижер Георгий Мепурнов собрал и обработал музыкальные произведения и издал в 1936 году сборник «Песни Чечено-Ингушетии». В том же году им был создан ансамбль народных инструментов, которым сам же руководил. Материалы, собранные Николаем Речменским (1897-1963), вошли в сборники произведений под названием «Чеченские и ингушские народные мелодии для фортепиано в две руки».

    Александр Халебский, автор сюиты на ингушские и чеченские темы для симфонического оркестра, руководитель Государственного ансамбля песни и танца ЧИАССР, внёс большой вклад в музыкальную культуру народов.

    В 30-40-х гг. среди ингушей были известные профессиональные музыканты: Зоя Чабиева — оперная певица, исполнявшая свои произведения на сценах Владикавказа, Хадиза Мальсагова, виртуозно игравшая на арфе в Бакинской консерватории в 30-х годах ХХ века, и другие.

    Заметное место в духовной жизни ингушей в 50-70-х гг. занимало музыкальное искусство. Для его развития был характерен возрастающий интерес к народной музыке ингушей. 25 июля 1959 г. проходил смотр творчества композиторов республики. Участники смотра дали высокую оценку творчеству народных певцов-ашугов А. Э. Хамхоева, И. Б. Цицкиева. Десятки их песен были популярны в 60-70-х годах ХХ века.

    Поэт, композитор, исполнитель народных песен, заслуженный артист РСФСР и ЧИАССР Ахмет Эльмурзиевич Хамхоев (1910-1992) был автором более 200 песен и 14 сборников стихов. Он имел необыкновенные вокальные данные, пел широко, звучно, красиво. Ахмет Хамхоев писал стихи, музыку. В его репертуаре были песни «Лунная ночь», «Девичья любовь», «Песня весны», «Любимой», «Песня о мире», «Стальной конь» (на стихи А. Озиева), «Звените, струны», «Родные горы» и другие. В 60-х гг. ХХ века «Ингушский вальс», написанный Ахметом Хамхоевым, исполнял заслуженный артист СССР Муслим Магомаев в сопровождении Чечено-Ингушского симфонического оркестра.

    Песни и музыка Идриса Цицкиева (1918-1974) отличались ярким исполнением. Идрис играл на скрипке, балалайке, домбре, флейте, рояли. Он обладал гениальной памятью. Будучи незрячим от природы, он запоминал голоса и звуки и мог с точностью узнавать по звукам и людей и мелодии. В его репертуаре были «Песня о луне», «Лоли», «Мелодия Кодзоева», «Бисархой», «Песня Чондырг», «Ингушская лезгинка», «Назрановская лезгинка», «Танец Муртаз-Али», «Айша», «Танец села Базоркино» и другие. Идрис был виртуозным исполнителем религиозных песнопений.

    Из поколения в поколение сохраняются в народе музыкально-поэтические произведения, которые мы называем ещё и музыкальным фольклором, являющимся частью музыкального искусства в целом.


    Adblock
    detector