Чем сказка о мертвой царевне и семи богатырях близка произведениям устного народного творчества

Слайд 1урок внеклассного чтения по прочитанным летом произведениям подготовила : дьякова юлия викторовнаслайд 2список литературы для чтения на лето после

Слайд 1

Урок внеклассного Чтения по прочитанным Летом произведениям Подготовила : Дьякова Юлия Викторовна

Слайд 2

Список литературы для чтения на лето после второго класса перед третьим ( список выдается в мае) 1 Былина « Болезнь и исцеление Ильи Муромца» 2 А.И.Куприн « Слон» 3 К.Г.Паустовский « Растрепанный воробей»; « Теплый хлеб» 4 М.М. Зощенко « Великие путешественники» 5 В.В. Бианки « Как муравьишка домой спешил» 6 Г.Х Андерсен « Дикие лебеди» 7 П.Ершов « Конек – Горбунок» 8 А.Гайдар « Горячий камень» 9 В.Губарев « Королевство кривых зеркал» 10 А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 11 К.Паустовский « Стальное колечко» 12 В. Драгунский « Девочка на шаре» 13 Н. Носов « Витя Малеев в школе и дома»; «Веселая семейка»; « Дневник Коли Синицина » 14 М. Пришвин « Кладовая солнца» 15 Е. Шварц « Сказка о потерянном времени» 16 Л.Гераскина « В стране невыученных уроков» 17 Р. Киплинг « Рикки-Тикки-Тави », « Путешествие голубой стрелы» 18 П.Бажов « Огневушка-поскакушка », « Голубая змейка»

Слайд 3

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 4

Вопросы по произведению « Болезнь и исцеление Ильи Муромца» .Былина В честь какого города Илье Муромцу дали прозвище ? Как звали мать Ильи? Как звали отца Ильи? Какая болезнь настигла Илью Муромца? Сколько Илья Муромец провел в избе? Что попросили путники у Ильи? После чего в Илье появилась сила несусветная? Что путники велели Илье купить на торжище? Какую работу ночью проделал Илья Муромец? Какой город поехал оборонять Илья Муромец?

Слайд 5

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 6

А.И . Куприн « Слон» Как звали главную героиню рассказа? Сколько лет было Наде? Чем , по словам доктора, болела Надя? Каким способом можно было вылечить Надю? Что однажды попросила у отца девочка? Где отец достает живого слона для дочери? Как зовут слона, которого директор зверинца отпускает с отцом Нади, чтобы помочь ей поправиться? Как отец заманивает слона на второй этаж их дома? Как Надя и Томми проводят время? Через сколько дней после встречи со слоном Надя полностью выздоравливает?

Слайд 7

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 8

К.Г. Паустовского « Растрепанный воробей» Кого можно увидеть на старых стенных часах? Как звали девочку, которая стояла у окна? Что случится, если проснётся нянюшка Петровна? Кем была мама девочки? Кого впервые должна была танцевать мама девочки? Что подарил маме Машин отец? В какое время года происходит действие? Кто воровал предметы из комнаты? Как зовут воробья? Что украла ворона, когда Маша решила за ней понаблюдать? Что организовали Пашка и Чичкин, чтобы помочь девочке и её маме вернуть украденное? Куда принёс растрёпанный воробей отнятый у вороны стеклянный букет?

Слайд 9

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 10

К.Г Паустовского « Теплый хлеб» Как звали главного героя произведения? Какое прозвище было у Фильки? Откуда в деревне, в которой жил Филька, взялся конь ? Кто выходил коня? Почему коня кормили всей деревней ? Как Филька обидел коня ?. Что случилось после того, как мальчик плохо обошелся с конем ?. Как Филька спас деревню? Как конь отреагировал на извинения мальчика? Что Фильке было труднее всего сделать ?

Слайд 11

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 12

Зощенко «Великие путешественники» В каком возрасте главный герой рассказа Зощенко «Великие путешественники» Минька вознамерился совершить кругосветное путешествие? Кто , кроме Стёпки и Миньки, намеревался отправиться в кругосветное путешествие? Где состоялось общее собрание путешественников? В какой наибольший срок должны были уложиться путешественники? На что должны были пойти денежные средства путешественников? Как называлась деревня, из которой стартовали «великие путешественники»? Кто был владельцем собаки по имени Тузик? По какой причине посуда и глиняный рукомойник оказались раздавленными? Кто из путешественников пострадал от укуса осы? Что предпринял перед сном Степка, чтобы наутро не сбиться с пути? По какой причине Минька и Лёля приняли решение возвратиться домой? Знал ли Степка о том, что во время сна Лёля и Минька повернули его ноги в сторону дома? До какого пункта довёз детей на телеге добродушный дяденька? Почему мама считала, что её дети не готовы к кругосветному путешествию? Почему папа был уверен, что его дети не готовы к кругосветному путешествию?

Слайд 13

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 14

К сказке Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил« С какого дерева Муравьишку унёс сухой листик далеко от муравейника? Почему герой ушиб ножки и не мог сам вернуться домой? Какое насекомое стало первым помощником муравья?. Кто помог герою перебраться через луг со скошеннной травой ?. На какое насекомое предложил пересесть Муравьишке Паук ?. Какую преграду помог преодолеть герою Жучок- Блошачек ?. Кто перенёс героя через забор ? Какое насекомое помогло муравью преодолеть водную преграду ?. Куда принёс Хрущ героя ?. Какое насекомое стало последним помощником Муравьишки

Слайд 15

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 16

Г.Х . Андерсена « Дикие лебеди» Сколько было братьев у Элизы ? На ком женился отец Элизы ? Как королева отнеслась к детям? Когда братья превращались в лебедей, а когда становились людьми? Каким образом Элиза смогла улететь со своими братьями? Где остановились Элиза с братьями, оказавшись над сушей? Как Элиза узнала о том, как можно снять чары с братьев? Что необходимо было сделать девушке, чтобы спасти братьев от чар? Каким было главное условие, которое должна была исполнить Элиза , чтобы снять заклятие с братьев ?

Слайд 17

Как называется произведение и кто автор? Почему так изменился главный герой?

Слайд 18

Вопросы к произведению Ершова « Конек- Горбунок» Сколько сыновей было у отца ? По словам хитрого старшего брата, всю ночь… Что взял с собой в дозор Иван-дурак ? Каков был рост Конька -горбунка? Материал, из которого состояла гора на поляне Жар-птиц ? Во что посадил Иван Жар-птицу, которую поймал ? Кто главный помощник Ивана в сказке?

Слайд 19

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 20

К какому жанру относится произведение Аркадия Петровича Гайдара » Горячий камень ? Кто жил на селе? Чем старик зарабатывал свой хлеб? Когда старик пришёл в село, что поняли люди ? Кто полез в колхозный сад ? Зацепившись за ограду, куда упал Ивашка? Как поступил сторож с Ивашкой ? Когда Ивашка заблудился, куда он попал ? Что Ивашка обнаружил на болоте ? Сколько лет было Ивашке? По своей натуре, каким был Ивашка ? Что Ивашка захотел вернуть старику ? Зачем Ивашка взял холщевые рукавицы, когда пошёл на болото? Почему старик не стал разбивать камень? Прошло много лет, что произошло с камнем?

Слайд 21

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 22

В.Губарев «Королевство кривых зеркал» Как Оля и Яло попали в сказочный город? 2 . Назовите особенность стеклянного города. 3 . Как девочки попали во дворец? 4 . Зачем Оля и Яло хотели непременно попасть к королю? 5 . Как тетушке Аксал удалось устроить встречу девочек с королем? 6 . В чем заключалось «одно важное государственное дело» короля? 7 . Как Оле удалось сбежать от Нушрока ? 8 . Как погиб Нушрок ?

Слайд 23

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 24

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях А.С. Пушкин Через какое время царь опять женился Какое приданое дал царь царевне ?-. По чему богатыри узнали, что перед ними царевна Кому мачеха приказала погубить царевну. Имя пса, спасшего царевну Что царевна дала нищенке Герои-помощники королевичу Елисею ? Как Елисей разбудил царевну Что стало с мачехой

Слайд 25

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 26

Вопросы по тексту К.Д. Паустовский « Стальное колечко» Что нужно было купить Варюше в соседнем селе для деда? Кого встретила Варюша на железнодорожной платформе? Что получила Варя в подарок от солдата? Что стало со стальным колечком? Что оставила Варя в том месте, где потеряла колечко? Кто такой Сидор? На какой палец надела колечко Варя, когда нашла его? Какие цветы увидела Варюша на заре в лесу?

Слайд 27

И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у нее были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот Как называется произведение и кто автор?

Слайд 28

В.Драгунский « Девочка на шаре»

Слайд 29

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 30

Н.Носова « Витя Малеев в школе и дома» По какому предмету нужно было заниматься Вите летом? В каком классе учился и как звали учителя Вити? Какие животные жили у кости дома? Какое обещание дали все ребята класса после собрания? Что не хватало в характере Вити Малеева, чтобы вовремя начать учить уроки? Чему стал учить Костя собаку? Что помогло всем ребятам в классе добиться успехов? С какими оценками перешли в 5 класс Витя и Костя? Какие поступки героев ты осуждаешь, а какие одобряешь?

Слайд 31

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 32

Вопросы по тексту Н.Носова « Веселая семейка » Какую интересную(научную) книгу читал Коля Кого захотели завести ребята Какое приспособление для выведения цыплят решили сделать ребята Чем нагревали инкубатор Чем измеряли температуру в инкубаторе Какие яйца необходимы для выведения цыплят Кто дал ребятам яйца О чём здесь говорится «Яйца — это живые существа. Только жизнь не заметна в них. Она как будто дремлет внутри яйца….» Что нужно делать с яйцами в инкубаторе Что ребята придумали, чтобы легче было запомнить какие яйца они переворачивали Какую траву ребята посадили для цыплят Сколько дней выводятся цыплята в инкубаторе

Слайд 33

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 34

Н. Носова « Дневник Коли Синицина » -Какую работу вел мальчик летом? — Какое интересное занятие он себе нашел? — Каким был результат работы?

Слайд 35

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 36

М.Пришвин « Кладовая солнца» Где происходит действие в «Кладовой солнца»? От чьего лица ведётся повествование? Узнайте героя по описанию: «Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые» Узнайте героя по описанию: «…коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий». Какое ремесло освоил Митраша в свои 10 лет? Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь? Что осуждает автор в Насте? Что сделала Настя с собранной клюквой?

Слайд 37

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 38

Е.Шварц . « Сказка о потерянном времени » Что обещал Петя Зубов каждый год? Как приходил Петя на уроки в школу каждое утро? Когда Петя обнаружил, что превратился в старичка? Куда побежал Петя, увидев своё отражение? Как отреагировала мама Пети? Куда убежал Петя, когда дома ему не нашлось места? Что сделал Петя, когда нашёл пустой домик? Как дети должны были вернуть своё время назад? Куда отправился Петя, когда узнал, как вернуть время? Что было в руках у первой старушки – девочки Маруси, которую нашёл Петя? Что делала Надя Соколова, когда дети встретили её? Что случилось с волшебниками, когда дети начали крутить стрелки часов ?

Слайд 39

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 40

Л . Гераскина « В стране невыученных уроков » Сколько землекопов получилось в результате решения Витей задачи? Куда отправили учебники Витю для исправления? Кто вместе с Витей отправился в Страну невыученных уроков? Какие слова нужно было написать Вите, чтобы открылся замок? Какой приговор был вынесен Виктору королем? Что искал большой белый медведь? В чем обвиняли Портного в арифметической задачке? Почему корова хотела съесть Витю и Кузю? Почему медведю было жарко, а обезьяне холодно? Кто помог Вите и Кузе вернуться домой?

Слайд 41

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 42

К.Киплинг « Рикки-Тикки-Тави » Каким животным был персонаж сказки Рики -Тики- Тави ? На какое животное похож Рики -Тики- Тави ? Кто жаловался Рики -Тики- Тави на то, что Наг съел их ребенка? Кто такой Наг? Кого хотел убить Наг? Как рождались дети Нагены ? Что сделал мангуст, убив последнюю змею в саду? Что заслуживает Рикки-Тикки-Тави ? Благодарны ли люди и звери мангусту?

Слайд 43

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 44

«Путешествие голубой стрелы» Р.Киплинг Кто разносил детям подарки в сказке «Путешествие Голубой Стрелы»? Что хотел получить в подарок мальчик Франческо? Что такое «Голубая Стрела»? Кто первым из игрушек сошел с поезда? С кем познакомился сидящий пилот? Каких морских обитателей вспоминал в своих ругательствах полубородый капитан? Кому подарили электропоезд «Голубая Стрела»? Какой подвиг совершил Роберто? Кем предложила работать Фея мальчику Франческо? Что случилось со щенком Кнопкой в конце сказки?

Слайд 45

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 46

Вопросы викторины к сказу П.Бажова « Огневушка-поскакушка » · 1. Кто является главным героем сказа: · 2. Какие волшебные персонажи есть в сказе? 3. Кто самым первым увидел Огневушку-Поскакушку ? · 4.Где появлялась Огневушка-Поскакушка ? · 5.Девчонка, которая пляшет, указывала на: · 6.Что происходило с девчоночкой, когда она плясала вокруг костра? · 7. Кто не раз хотел спугнуть счастье Федюньки ? · 8. Огневушку-Поскакушку видели все, а дорогу к золоту она показала только Федюне . Почему? 9. Сколько годков дед Ефим и Федюня пожили в достатке?

Слайд 47

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 48

Вопросы по произведению П.Бажова « Голубая змейка» Почему мальчики зимой сидели дома? Что по девичьему обряду делают перед Новым годом? Как ребята отомстили Марьюшке за подзатыльники? Кто ребятам рассказал про голубую змейку? Что будет, если змейка покажется двоим или троим людям? Почему змейка показалась мальчишкам в первый раз? Что загадали Лейко и Ланко , когда голубая змейка дала им половинки черно-золотого камня?

Слайд 49

Молодцы!!!

I Региональная конференция учащихся

«Шаги в науку – Байкал»

Секция: Литературоведение

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А.С. Пушкина – наследница сказки народной

Автор работы:

ученик 5  класса

МБОУ «Ульдургинская СОШ им. Ц. Номтоева»

Доржиев Доржи Бэлигтоевич

Тезисы: сказка как малый литературный жанр, русский фольклор в творчестве Пушкина, признаки народной сказки в сказке Пушкина

Оглавление

  Введение                                                                                         1

   Глава I.  Сказка как литературный жанр                                                2                                        

   Глава II.  Русский фольклор в творчестве А.С. Пушкина                        3

   II.1. Использование признаков народной сказки в сказке А.С. Пушкина        

   «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»                                   4

   Заключение                                                                                5

   Список литературы                                                                        6

Введение

 Произведения А.С. Пушкина как слияние народной русской традиции и культуры европейской. Русская литература богата народными и литературными сказками. Народные сказки зародились в глубокой древности, литературные намного позже. Несмотря на разные периоды, они очень похожи во многом. Порою бывает трудно определить, а что же у них общего? Сравнение народной сказки и литературной помогла нам обнаружить глубину чувств поэта и его оценку народного мира с его мудростью, светлым отношением к жизни, идеалами верности и преданности.

 Мы не знаем с каких пор стали сказываться   сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и традициями. Мы считаем нашу исследовательскую работу актуальной, думаем, что учащиеся должны знать различие литературной сказки от народной.

Наиболее распространенное искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах- сказка. Сказка нас учит всему: а именно, благодаря сказке ребенок овладевает навыками взрослой жизни, распознает критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания.

Исследователями до сих пор изучается и литературная, и народная сказка. Тема мало исследована. И чтобы все это узнать, нам пришлось изучать материалы из разных источников. Мы просмотрели статьи авторов И.П. Лупановой, М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова, В. Непомнящего.

Цель моего исследования:  выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», и установить близость их к народной сказке «Самоглядное зеркало».                                                                 

Задачи:

  • познакомиться с творчеством А.С. Пушкина и изучить материал по данной теме;
  • прочитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и сопоставить ее с народной сказкой «Самоглядное зеркало».
  • установить использование традиционных основ народной сказки в литературном произведении;
  • на основе выявленных традиционных приемов установить близость народной и пушкинской сказки.

Объектом исследования является сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная сказка «Самоглядное зеркало».

Метод исследования: поиск материала по данной теме по источникам книг.

Гипотеза. Мы предполагаем, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к русской народной сказке «Самоглядное зеркало».

Глава I.  Сказка как литературный жанр

 «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действительность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства»- говорил С.Я .Маршак.  Что  называется сказкой?

Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле, занимательный рассказ о необыкновенных событиях, часто фантастических. Наиболее древние- это сказки о животных и волшебные. Гораздо позднее появились бытовые сказки, в которых осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда необычные жизненные ситуации. Есть народные сказки, есть и  сказки литературные, созданные писателями.

В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека.

Вымысел сказки стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердым в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом.

Начало собирания, публикации и научного изучения сказок начинается в ХlХ веке.

В первые десятилетия ХIХ века появились авторские сказки. Первым был А.С. Пушкин. Он подал пример наполнения сюжета народных сказок новыми идеями.

Глава II.  Русский фольклор в творчестве А.С. Пушкина

 Для литературы 19 века характерно широкое обращение к устному народному творчеству. А.С.Пушкин показал все богатство и красоту русской народной культуры. Песни, сказки, загадки, предания, пословицы, поговорки- все наследие народа включалось поэтом в произведения. О «русском раздолье» языка народной сказки с восхищением говорил Пушкин: «Сказка сказкой, а язык наш сам по себе, как в сказке». А.С Пушкин из множества сказок, рассказанных няней, сделал конспект семи сказок, среди которых «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Самоглядное зеркало»

Часто включал он в свои произведения подлинные поговорки и пословицы, загадки и притчи, предания и песни. «Несмотря на французское воспитание, несмотря на то, что в кругу родных его говорилось преимущественно на французском языке, Пушкин, как известно, уже в детстве был окружен элементом народности.

«Но Пушкин знакомился с народными сказками и песнями не по одним только рассказам своей няни, — проникнувшись любовью к народности, он и сам входил в простонародные кружки, подслушивая там язык и песни. В 1825 году, проводив до Пскова своих деревенских соседей, он «время пребывания во Пскове посвятил тому, что занимало теперь преимущественно его мысли, изучению народной жизни: ходил по базарам, терся, что называется, между людьми, и весьма почтенные люди города видели его переодетым в мещанский костюм, в котором он даже раз явился в один из почетных домов Пскова. Пушкин владел значительным количеством памятников народного языка, добытых собственным трудом.

«Первый биограф и замечательный исследователь творчества Пушкина П.В. Анненков находил в его сказках особую силу их создателя и проникновение в самый дух народной поэзии: «Склад и течение речи удивительно близко подходит к обыкновенным приемам народной фантазии, и только по особенной полноте и грации подробностей видите, что тут прошла творческая рука поэта. Они кажутся деревенской песней, пропетой великим мастером».


Нянины сказки «
Царь Салтан», «Мертвая царевна» Пушкин с ее слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. О том, как сам Пушкин в Михайловском слушал нянины сказки и как их любил, можно судить по его письму к брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Арина Родионовна- первоклассная сказочница, старалась всячески скрасить одиночество поэта, который неоднократно повторял, что «с нею только мне не скучно». Однообразие и хандра убивали поэтическое вдохновение, зато Пушкин записывал древние северно-русские предания, послужившие в будущем началом для его поэтических сказок.

Недаром сам Пушкин называл свои сказки «народными». Его сказки «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» имеют сюжетную связь с народными.

Так, «Сказка о Балде» напоминает народную сказку «Батрак Шабарш». «О рыбаке и рыбке» — «Жадную старуху», запись которой подарил поэту В. И. Даль, известный собиратель фольклора. «Сказка о Салтане» близка сказке «О чудесных детях». Пушкин видел в народном творчестве неисчерпаемые темы и сюжеты для литературы.

Таким образом, сказки поэта лучше любого определения могут ответить на вопрос о том, что такое литературная сказка. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны.

   II.1. Использование признаков народной сказки в сказке А.С. Пушкина        «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Каждый этап истории русской литературы давал много нового в осмыслении ценностей народного творчества. А. С. Пушкин перевел прозаические сюжеты в стихи  и создал  много оригинального в этой области. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» напечатана в «Библиотеке для чтения» (1834г., Т.2). Окончена, согласно помете в автографе, 4 ноября 1833г. В сюжете использованы мотивы сказок, рассказанных в Михайловском Ариной Родионовной и записанных поэтом в рабочей тетради той поры, но выстроен сюжет на основе одной из   сказок братьев Гримм («Белоснежка»), только семь карликов, у которых нашла приют героиня, заменены семью богатырями.
Из другой сказки   Пушкин взял и заключительный эпизод: там молодая королевна, разыскивая мужа, превращенного в голубя, обращается к солнцу, месяцу и ветрам, и только южный ветер подсказывает ей, где найти мужа.

Со сказками братьев Гримм Пушкин познакомился, очевидно, по французскому их переводу начала 1830 гг., который сохранился в составе его библиотеки. Сопоставляя сказки, можно сказать, что сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи  богатырях»   имеет схожие черты с народной.

В русской народной сказке  «Самоглядное  зеркало» используется: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», «семь» «девять», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале.

В ходе исследовательской работы было установлено, что А.С. Пушкин писал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» в народном духе, поэтому сходство с народной сказкой заложено было изначально. Поэт выбрал сюжет как у народной сказки: злая мачеха хочет погубит падчерицу, но наказана за свою жестокость. Главная идея лежит в фольклорном русле: противостояние добра и зла и победа добра и справедливости. Теперь рассмотрим на примере текста сказки:

1. В этой сказке нет зачина, но есть концовка:

«…Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил…»

Посмотрим заключительные строки русской народной сказки «Королевич и его дядька» «… Свадьба королевича была веселая. И я там был, мед-вино пил, по усам текло, а в рот не попало» или в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» заканчивается …Я там был, пиво пил; пиво – то по усу текло, да в рот не попало.
2. По ходу чтения мы выписывали слова, которые не свойственны книжной речи. Например,
 «инда очи разболелись глядючи», «издалеча», «не кручинься, бог с тобой», «что-де», «выдь ко мне», «аль товар не по купцам», «светлая светлица», «на полати взобралась», «как тягаться ей со мною», «дурь – то успокою», «весть царевну в глушь лесную». «свадьбу тотчас учинили».

3. В народной сказке нет имен у сказочных героев. На протяжении всей сказки мы узнаем только «и царица …», «царевна молодая», «чернавка, сенная девушка», братья, царь и одно имя – королевич Елисей.

4 Сопоставляя с другой сказкой, можно сказать, что эта сказка волшебная, так как есть: а) волшебство (зеркальце): «…Свойство зеркальце имело: говорить оно умело…»; б) Оживание царевны «…Дева вдруг ожила…»; в) олицетворения: «…Братец мой, — отвечает месяц ясный,- не видал я девы красной…»

5. Проведенное нами исследование показывает, что в русской сказке чаще всего встречаются числа 3, 9 и 7. А. С. Пушкин тоже использует числа: «…девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит…»; «…семь торговых городов…», «…входят семь богатырей, семь румяных усачей»; «…ждали три дня, но она…».

6. Молодая царевна имеет такие же качества как и героини в  народной  сказке : « нраву кроткого такого», красавица, мила. Она трудолюбива:

«… И   хозяюшкою   она

В   терему   меж тем одна

Приберет и приготовит,

И м она   не  прекословит… Или

…Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку… Или

…Пряла, сидя под окном…»

7. Герои, преодолевая преграды, обращаются к силам природы. Королевич Елисей обращается три раза: к солнцу, к месяцу, к ветру.

Елисей просит помощи у сил природы, обращаясь к «красно солнцу», «месяцу ясному» и «ветру буйному». Королевич сначала хвалит их, проявляя уважение к силе и могуществу сил природы, а потом уже спрашивает о невесте молодой и просит о помощи:

«…Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

8.Как и в народной сказке мачеха хочет избавиться от падчерицы, она полна зависти.

«…Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить…»

9. Народная сказка заканчивается благополучно. Добро побеждает, а зло наказывается.

 «…Свадьбу тотчас учинили,

, И с невестою своей

 Обвенчался Елисей…»


На основе выявленного можно сказать, что «
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к народной сказке. Пушкинская сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, поэтому она является прямой наследницей сказки народной.

        

Заключение

В   работе над сказкой Пушкин пользуется материалами народной сказки, щедро привлекая все фольклорное богатство: народно-поэтические символы, эпитеты, сравнения, фольклорные клише,   Герои сказок добры, трудолюбивы, скромны, верны и преданны своей любви.

 Сказку Пушкина роднит с народной русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет и   обилие народных выражений, традиционных образов. На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что пушкинская сказка близка к народной сказке. Его сказка – прямая наследница народной сказки. Что   за  сказка , просто прелесть!

И.П. Лупанова наглядно показала, что из фольклорных источников литературной сказки главным образом преобладает народная волшебная сказка. Она также выявила, что авторскую сказку в основном характеризует «не только и не столько разработка распространенных в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой» [26, с. 490].

На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что «авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе» [27, с. 82], и «самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их». [2, с. 169]

Список литературы

1. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор// Сказки Пушкина в школе.- М.: Просвещение, 1972, с.33

2.Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989., с.59.

3. Н.В. Колосова. Болдинская осень. М. «Молодая гвардия», 1982г., стр.31

4. С.Я. Маршак. О сказках Пушкина, статья в учебнике с.114

5.Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. — М.: Сов. писатель, 1987. — 448 с.

6. Пушкин А.С. Стихи и сказки. «Детская литература», 1978, стр.7

7. Пушкин. А.С. Т.2, Библиополис, С-П.,1993, с.615

8. Чернышевский Н.Г. Литературная критика., М. «Художественная литература»,1981г., стр.133

9.Сапожков С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл [Текст] / С.В. Сапожков // Детская литература. — 1991. — №3. — С.124..

6 июня наша страна отмечает 221-ю годовщину со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

А.С. Пушкин — автор всем известных и любимых сказок. Не одно поколение детей выросло на сказках Пушкина, его творчество, ставшее неотъемлемой частью нашей культуры, сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказки Пушкина написаны в живой и легко воспринимаемой стихотворной форме, созвучной народным напевам и сказаниям. Фольклор вдохновил поэта и обогатил его творчество красочными образами и сюжетами. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал Пушкин под впечатлением от рассказов своей няни Арины Родионовны, донесшей до него великолепие и мудрость народного творчества. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Сказочный мир Пушкина наполнен героями, созданными под влиянием фольклора, такими как царь Салтан, царевна Лебедь, кот ученый, богатыри, Балда, также здесь присутствуют исконно славянские мифологические персонажи — Кощей и Баба Яга с Избушкой на курьих ножках.

Как провести этот день с дошкольником? 

1. Немного биографии

Александра Сергеевича  знают не только в нашей стране. Он известен всему миру. Конечно, сначала был просто маленький Саша Пушкин. Родился он очень давно – 6 июня 1799 года. В то время ещё не жили ни вы, ребята, ни я, не было на свете даже моей бабушки. Саша жил в большой семье. У него были старшая сестра и два младших брата. А ещё у Саши была няня Арина Родионовна. В доме у них было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано – в три года.

Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства Арина Родионовна знала много сказок и очень хорошо их рассказывала. Арина Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка… Эти сказки маленький Саша мог слушать подолгу. Но когда он вырос, он не забыл свою няню, он написал о ней стихотворение «Буря мглою небо кроет…» и, когда приезжал домой, обязательно слушал сказки и рассказы своей старенькой няни.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село, в Лицей – школу для мальчиков. Здесь он проучился шесть лет,встретил своих будущих друзей: Ивана Пущина, Антона Дельвига. В Царском Селе Пушкин начал писать свои настоящие стихи (можно продемонстрировать рисунок : Пушкин читает стихи своим друзьям). Пушкин любил рисовать и часто рядом со стихами он рисовал пером.

Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В Казани, в самом центре города стоит памятник поэту. Создан музей Пушкина.

Каждый год печатаются новые книги с его стихами, сказками. Но есть одна старая книга, которая хранится в музее. Учитель- Онегин Д. С. – прислал с фронта своим дочерям письмо и книгу со стихами Пушкина. Он думал, что погибнет на войне, не вернётся домой. В письме он написал, чтобы дочери хранили эту книгу, раненую в бою. Но он вернулся, много лет хранил эту книгу, а потом передал её в музей.

2. Посмотрите этот замечательный мультфильм в котором говорится о Великом поэте простыми, понятными любому ребёнку словами.

https://yadi.sk/i/ET5mbxBJpoSMog

3. С какого возраста  нужно читать детям Пушкина?

В соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой знакомство со сказками Пушкина начинается уже в 1 младшей группе (дети от 2 до 3 лет). Воспитатель читает отрывок из «Сказки о царе Салтане»

Конечно, педагог не сообщает детям автора и название сказки, а привлекает внимание малышей к кораблику с парусами, пущенному по воде. Предлагает всем подуть, посмотреть, как побежит кораблик на раздутых парусах. Вот так в игровой форме начинается знакомство с волшебными сказками великого поэта.

Во второй младшей группе (дети от 3 до 4 лет) воспитатель знакомит детей с отрывками из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Образы солнышка, ветра, месяца дотупны и понятны детям этого возраста. Иллюстрации в книгах прекрасно дополняют чтение отрывков. Конечно, воспитатель вправе сам решать сообщать ли дошкольникам автора данных строк или нет. Я считаю, что уже в младшей группе дети вполне могут запомнить фамилию Пушкин.

В средней группе (дети от 4 до 5 лет) предагается заучивание отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»- «Ветер, ветер, ты могуч!». Работа над поэтическим прозведением включает в себя всегда предварительную работу- знакомство с новыми словами, объяснения их смысла, чтобы не отвлекаться на это во время чтения. Детям необходимо сообщить имя, отчество и фамилию поэта, показать портрет. Предложить вспомнить стихотворение про ветер, которое они уже читали ранее. Если дети затрудняются, педагог читает. Здесь снова на помощь приходят иллюстрации.

Почему объяснение новых слов так важно в работе над сказками Пушкина? Дело в том, что в них содержится столько архаизмов, т. е. слов, вышедших из употребления, что дошкольнику будет очень трудно понять смысл целой фразы. Следует привести примеры архаизмов: ланиты (щеки, выя (шея, длань (ладонь, внемлить (слушать).

Сказки Пушкина нужно читать очень внимательно, а не вырывать какие-то места для запоминания.

Так в старшей группе знакомство со сказками продолжается чтением «Сказки о царе Салтане,сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сказка достаточно большая по объему, поэтому прочитать за один раз не получится. Значит, это будет чтение с продолжением. Здесь можно использовать прием-запомнить место, на котором остановились, а в следующий раз предложить вспомнить. 

В подготовительной к школе группе детям читают «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

4. А теперь можно и повтворить.

Рисуйте, делайте поделки, аппликацию. Здесь Вас никто не ограничивает. Дайте полёт фантазии.


Adblock
detector