Чему меня научила сказка пушкина о мертвой царевне и семи богатырях

Конспект урока по литературе в 5 классе: добро и зло в сказке о мртвой царевне и семи богатырях

Конспект урока по литературе в 5 классе:

 « ДОБРО И ЗЛО В « СКАЗКЕ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А. С. ПУШКИНА.

 Учитель : Соколова Татьяна Михайловна

МОУ « СОШ № 113» г.  БАРНАУЛ

           ЦЕЛИ УРОКА:

1 Образовательные:  

  1. Раскрыть нравственный  смысл сказки Пушкина,     рассмотреть категории добра и зла  на  примере « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».
  2. Продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать и обобщать, уметь находить антитезу в сказке.
  3. Обучать умению работать с текстом
  4. Давать ответы, опираясь на текст

2. Воспитательные:

1) Формирование прочной нравственной позиции положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

2) воспитывать любовь к произведениям А.С.Пушкина.

Тип урока: комбинированный.

Индивидуальная работа: нарисовать дома иллюстрации к сказке, найти и выписать эпитеты к царице и к царевне, выписать из словаря понятие слов: добро и зло.

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение

ОБОРУДОВАНИЕ:  Выставка сказок А.С. Пушкина, портрет А.С. Пушкина, рисунки уч-ся, презентация

На доске эпиграф к уроку:   «Добро не умрет, а зло пропадет»

                                                                   Пословица

                                   ХОД УРОКА.

  1. ОРГ.  МОМЕНТ.( слайд№1,2)
  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:( слайд№3)

Когда я стала подрастать ,

         Мне Пушкина моя читала мать.

По Пушкину училась я читать .

Часами я читала в старом парке.

И ввел меня поэт в мир сказочный и яркий.

В свои тревоги погружён,

Мне часто снился царь Гвидон ,

И петушок на длинной спице,

И шамаханская царица.

В двенадцать лет меня пленила голубоглазая Людмила,

Невеста храброго Руслана .

В пятнадцать я люблю Татьяну .

Я Пушкина по много раз читаю.

И заново поэта открываю,

Я этим счастлива, и этим я богата.

Читайте Пушкина , ребята!

А теперь посмотрите на доску, ребята( слайд №4)

Посмотрите все сюда.

Тема наша, какова?

Прочитай ее , Алина .(Марина, Галина, Валентина, Карина…)

Сказка Пушкина, друзья,

О царевне молодой, доброй, милой, кроткой.

И царице злой — презлой.

Говорить мы будем,

Приглашаю всех вас я.

В сказку Пушкина, друзья.

Беседа учителя с учениками.

1. Ребята, на прошедших уроках мы познакомились с сказкой Пушкина « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». вы все ее прочитали .?

2 Что нам рассказал АС. Пушкин в этой сказке?( сюжет) Назовите главных героев сказки.( называют)

Сегодня на уроке  мы будем беседовать о героях сказки,

Цель нашей работы — раскрыть значение терминов « добро и зло» на примере сказки.

Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Учитель: ( слайд№5)

Мы все знаем такое выражение « В сказках Добро всегда побеждает Зло» .

Что же такое Зло и Добро?

Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов.

1  ученик.  Добро – это то, что хорошо полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления  о свободе и счастье.

2  ученик.   Зло – всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.

Учитель:

Можем ли мы утверждать , что добро и зло являются противоположными значениями?

Сегодня на нашем уроке мне хотелось, чтобы вы поняли значение этих слов,  и  попытаться  со всем вашим усердием увидеть, как Пушкин показывает добро и зло в сказке.

На первом уроке по этой сказке мы с вами сделали вывод, что она близка к народным сказкам.( По сюжету и композиции. )

В основе  борьба добра и зла.  Добрым  всегда помогают все силы волшебные.

  1. Проверка знаний.( слайд№6,7)

— Во всех народных сказках, которые  мы изучали на уроках литературы,   всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.

Назовите положительных героев народных сказок.

 Они олицетворяют Добро, и отрицательных – они олицетворяют Зло.

— Добро – Иван-царевич, Лягушка-царевна,Василиса Прекрасная, Иван –крестьянский  сын.

— Зло – Баба Яга,  Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо поганое.

— В сказке А.С.Пушкина тоже есть положительные герои и отрицательные.

1 вариант   называют всех положительных героев сказки.

2 вариант – всех отрицательных героев сказки.

Кто больше назвал героев сказки?

( Дети отвечают).

—  Подумайте, в  образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

(Царевны и Царицы)

Дома вы внимательно читали сказку и выписывали все эпитеты, которые принадлежат нашим героиням.

( дети читают)

Молодцы, очень много выписали. Но нам сейчас нужно отобрать такие характеристики наших героинь, которые бы соответствовали нашей теме.

.  ( слайд№8)

Царица

   Царевна

Внешность

Высока , стройна была, красива

Белолица , черноброва

красива

Поведение, характер

Горда, ломлива, своенравна, ревнива, злая

Красавица-душа, милая, приветливая.,добрая.

— Почему  царица-мачеха решила погубить молодую царевну?

Что чувствует царица, когда слышит слова зеркальца о том, что царевна прекрасна? Назовите глаголы.

( злится, кричит, ненавидит, завидует)

Как вы думаете добрый человек будет кричать, злиться, ненавидеть, завидовать  и даже погубить?

— А как Царевна относится  к Царице, которая решила её погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в лес?

  1. Анализ текста.

—  Мы составили словесные портреты героинь, а теперь обратимся к иллюстрациям сказки и сравним образы Царицы и Царевны.

— Какими мы видим наших героинь на иллюстрациях?(слайды9,10,11,12,13,14)

— И в своих рисунках вы тоже пытались показать внешний облик, сочетая с внутренним миром.( рисунки  вывешены на стенде)

( Ученики рассказывают, что они хотели своими рисунками сказать о своих героях сказки.)

Мы уже много сказали о наших героинях. А теперь попробуем  собрать все вместе, сделать вывод.

Посмотрим на презентацию ( слайд№15).

Попробуем все вместе ответить на вопросы, которые даны в презентации. ( дети отвечают ).

—   Итак, какими мы увидели в сказке наших главных героинь?

    ( слайды № 16. 17 )

—  А сейчас для того, чтобы доказать, что Царица олицетворяет Зло, а Царевна – Добро , обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых видна  яркая характеристика образов героинь.

  1. Выразительное чтение. Анализ эпизодов.

— Центральной темой нашего урока является добро и зло в сказке А.С Пушкина.

— А как в литературоведении эти понятия называются? ( антитеза)

— Давайте вспомним это определении.

( Антитеза – резкое противопоставление образов, понятий.

— Давайте теперь обратим наше внимание на текст сказки и найдем  антитезу.

Чтение анализ эпизода « Делать нечего. Она полной зависти полна». ( Выразительное чтение)

-Какой предстала перед нами царица? («  И, связав ее, живую под сосной оставить там на съедение волкам.» Она злая и жестокая)

 Чтение и анализ эпизода: ( « Но царевна молодая

                                                  Тихомолком расцветая,

                                                  Между тем росла, росла…»)

—   А в этом эпизоде, что вы узнали о молодой царевне?  

( « Поднялась и расцвела» . Стала красивой, нраву тихого и доброй)

— Во многих эпизодах нашей сказки мы увидели антитезу. В эпизоде : « День за днем идет, мелькая. А царевна молодая..» мы ее увидели  хозяйственную, трудолюбивую.)

—  Пушкин рисует образ Царевны в духе  народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность,

—  Можем ли про Царицу сказать, что она трудолюбивая?

 ( Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало любуется

Анализ эпизода « Раз Царевна молодая..»

—  Кто приходит  к Царевне с целью погубить её?

( Царица, переодетая монахиней)

—  На чьей стороне Соколко? Почему?

— Получается, что Зло победило? Царица очень рада, что  устранила соперницу. Так ли это? Кто помог  в сказке победить зло?

(Царевич  Елисей , обратившись к помощи Солнца, Месяца, Ветра спасает свою невесту. ) (  слайды № 18,19)

—  В сказках у Добра много помощников , а Зло – одиноко.

В сказке мы видим , что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

—  Что же происходит со злой Царицей – мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах её жизни.

( Зачитывают строки  «  Злая мачеха, вскочив,     )

—  Пять раз в сказке Царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней.

Но справедливость восстановлена.  Добро торжествует.

—  А сейчас обратите внимание на эпиграф. Можем ли мы, рассмотрев образы Царевны и Царицы, согласиться с пословицей

« Добро не умрет, а зло пропадет»

( Да. ведь Царица умирает, а Царевна оживает. Значит Добро победило.

6 Закрепление изученного.

Итак, в нашей сказке Зло побеждено.. Вы уже взрослые детки и понимаете, что злые, жестокие люди никому не нравятся, а добрых любят. Если нужно спасти любимого человека,  то надо спасать, не падать духом, делать доброе дело, все получится.

Подумайте, пожалуйста, чему научила нас сказка А.С.Пушкина .

Считаете ли вы себя добрыми.?

  1. Домашнее задание :

Напишите сочинение « Чему меня научила сказка Пушкина»?

Не секрет, что при написании своих сказок А.С.Пушкин использовал сюжеты русских народных сказок и легенд. А в дохристианской Руси была очень богатая народная языческая культура, в которой почитались и уважались волхвы. Если поближе рассмотреть славянских волхвов, то мы получим не жреческую касту, но шаманское общество. Доказывать здесь я это не буду. По этой теме написаны неплохие книги. Лучше вернёмся к сказке.

Мы узнаём, что однажды в царской семье родилась прелестная девочка. Она взрослела, хорошела. Особо подчёркивается её кроткий нрав и манеры (в разговоре с братьями-богатырями). Но у неё есть коварный враг — нынешняя царица-колдунья и её верный помощник — зеркало. Зеркало — вообще магический предмет, позволяющий духу человека путешествовать в иные миры. Здесь зеркало может олицетворять (и я к этому больше склоняюсь) некоего духа-помощника, говорящего
, а не показывающего информацию.

Завистливая царица велит скормить царевну волкам, но девушке удается избежать такой участи. Царевна идёт сквозь лес
. Лес — это всегда переход из мира в мир. Но если пещера, дыра в земле — переход в нижние миры, а лестница в небо или тоже дыра в небе — переход в верхние миры, то лес, туман — переход в другой мир, который можно при желании назвать параллельным. Лес — это некое междумирье. Там царевна находит обитель — терем — 7 братьев-богатырей, который стережёт пёс по кличке Соколко. Странно, что пёс к чужому человеку не проявляет агрессии, а наоборот «бежит за ней, ласкаясь». Это говорит о том, что царева была чиста душой. Да и не будь у неё такой чистоты, на терем она бы просто так не набрела.

Внутри царевна не видит хозяев, но решает уже сделать им приятное, задобрить их — прибраться в тереме. Когда же приходят богатыри, они удивляются произшедшему, но уже относятся к гостье положительно (во-первых, её впустил пёс, во-вторых, она проявила вежливость. Пользуясь терминологией волхва Велимира, соблюла Нравственный закон.). Богатыри взамен позволяют остаться царевне у них.
Далее, по прошествии некоторого времени братья спрашивают, не хочет ли царевна стать женой одного из них. Но царевна сообщает им о своём женихе — Елисее.
Есть такая категория духов «духи-мужья или духи-жены». Они предлагают шаману заключить с ними некий союз. Дух-муж -жена обучает шамана, даёт силу, но требует взамен «верности», и если этой верности нет, то такой дух зачастую убивает земного избранника/избранницу шамана, а иногда и самого шамана тоже. Здесь же царевна ясно заявила, что у неё уже есть избранник, и она будет ему верна. Богатыри смирились с таким ответом.

Злобная мачеха, тем временем, снова допрашивает своего духа-зеркало, и замышляет погубить окончательно своими руками царевну. Надо сказать, что неплохой силы была колдунья, раз смогла отыскать царевну в «междумирье».

Далее огорчённые братья-богатыри решают не хоронить в земле (что косвенно сообщает о знаниях богатырей о том, что царевна однажды пробудится), а опускают в нижний мир.
«Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили»

Кстати, число 6 — число гармонии, совершенства и творения. (Нет бы поставить гроб с трупом на землю? Зачем мертвецу быть в гармонии? Это опять говорит о мудрости и каком-то знании богатырей).

В это время царевич Елисей (с др. еврейского — «спасение», «божественное спасение». Есть некий намёк на роль героя)); хотя, возможно, Пушкину просто нравилось это имя) разыскивает невесту, прося о помощи три силы: Солнце (фактически символ Ян), Луну (Месяц — Инь) и Ветер (возможно, это символ Духа, Вечного Движения). Вот, что Ветер говорит Елисею:

Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».

Классическое описание входа в нижний мир! И царевич туда идёт, вызволяет свою невесту, и живут они долго и счастливо. С т.з. шаманизма, Елисей совершает шаманское путешествие за душой царевны и возвращает её.
Мачеха же после всего это умирает. А это уже закон «бумеранга» или воздаяния. По сути мачеха энвольтировала царевну, но колдовство не удалось благодаря богатырям, а царевич вообще его разрушил. Естественно энергия вольта вернулась к колдунье.

Ещё кое-что интересное. Имена в этой сказке даны только царевичу Елисею и собаке Соколко. И, честно говоря, я думаю, это идея самого Пушкина. В сказке герои оказываются либо духами (богатыри, пёс, Солнце, Месяц, Ветер), либо шаманами и колдунами, способными общаться с этими самими духами и путешествовать между мирами (мачеха, царевна, царевич). Герои не персонифицированы именами, возможно, потому что во времена волхвов каждый умел немного шаманить (даже сейчас в деревнях все знают элементарные принципы защиты от порчи и сглаза, что уж говорить о древности). Т.е. сказка может быть неким пособием по шаманизму, где на месте героев может оказаться каждый человек.

Тут ещё надо вспомнить о сказке «Белоснежка» братьев Гримм. Она была написана в 1812 году, а Пушкин сочинил своё сказку «О мёртвой царевне и 7 богатырях» в 1833 году. Но я сознательно не рассматриваю Сказку «Белоснежка». Она слишком жестока и имеет на себе налёт средневековья. Вспомним про железные раскалённые сандалии (в некоторых перевода — башмаки), в которых заставили танцевать мачеху на свадьбе Белоснежки и принца. От этого попахивает невежеством и кровожадностью средневековой инквизиции.
Сомнительно, что такое переложение древней, по всей видимости, языческой сказки может заслуживать большего доверия.

На данной странице приведен текст произведения А.С.Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сказка рекомендована к прочтению детям в период летних каникул по программе «Перспектива». Художник иллюстраций к сказке, размещенной на данной странице, Мешков Е.

Сказка о мертвой царевне была написана осенью 1833 года в Болдино — селе в Нижегородской области, принадлежавшему на протяжении четырех веков роду Пушкиных. В ее основу легла русская-народная сказка, записанная Александром Сергеевичем в Михайловском. Сюжет сильно перекликается с сюжетом сказки братьев Гримм — «Белоснежка и 7 гномов».

Кроме текста сказки, на этой же странице можно посмотреть онлайн мультфильм 1951 года по мотивам данной сказки, и ознакомиться с вариантом заполнения читательского дневника по данному произведению.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях с картинками

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 02Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 03Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 04На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне умерла.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 05Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 06Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 07Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 08Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 09Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:

Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 10Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 11И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 12Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась: «Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 13Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
А сама пришла домой.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 14«Что? — сказала ей царица, —
Где красавица девица?»
— Там, в лесу, стоит одна, —
Отвечает ей она. —
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
Ей на встречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 16Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно!
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 17Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 18От зеленого вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу
И оставили одну,
Отходящую ко сну.
День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечут ей они.
Так идут за днями дни.
Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?»
«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, —
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».
Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
«Спрос не грех. Прости ты нас, —
Старший молвил поклонясь, —
Коли так, не заикнуся
Уж о том». — «Я не сержуся, —
Тихо молвила она, —
И отказ мой не вина».
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.
Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ее,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась;
Наконец об нем хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
«Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей».

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 19И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чем!..»
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 20Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 21Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. «Постой,
Бабушка, постой немножко, —
Ей кричит она в окошко, —
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу».

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 22Отвечает ей черница:
«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне». — Царевна хочет
Выдти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги — и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. «Что за чудо?
Видно, выспался он худо, —
Ей царевна говорит: —
На ж, лови!» — и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала:
«Благодарствую, — сказала. —
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать — поймала. «Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 23Благодарствуй за обед».
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала…
И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! — Она его ласкать,
Треплет нежною рукою;

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 24
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!» — и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
Подождать она хотела
До обеда; не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 25Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им на встречу, грозно воя,
Пес бежит и ко двору
Путь им кажет. «Не к добру! —
Братья молвили: — печали
Не минуем». Прискакали,
Входят, ахнули. Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно.
Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой,
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 26И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решеткой оградили;

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 27И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному».
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 28Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 29Я жених ей». — «Братец мой,
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На сторо́же я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 30Я жених ее». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 31Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 32Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним.
Говоря: «Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее».

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 33Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 34
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%BE %D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5 35Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Мультфильм «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Заполняем читательский дневник

  • Краткое содержание

    • Во время отъезда царя у него умерла жена и родилась дочь. Царь снова женился. Новая жена его все время беседовала с волшебным зеркалом, которое уверяло, что она самая красивая. Дочь царя выросла и мачеха узнала от зеркала, что теперь дочь царя самая красивая. Злая мачеха решила погубить юную царевну, позавидовав её красоте. Она приказала отвести царевну в лес и там привязать. Но служанка ее пожалела и отпустила. Царевна нашла дом, навела там порядок, сготовила обед и уснула. Пришли 7 братьев и приняли ее, как сестрицу. Царевна некоторое время жила с ними. Но мачеха вновь узнала от зеркала, что она жива, и пришла, обернувшись нищенкой к царевне, и дала ей отравленное яблоко. Царевна съела его и умерла. Братья положили ее в хрустальный гроб в пещере. Жених царевны долго искал ее, обращаясь к солнцу, месяцу и ветру. Наконец, нашел, поцеловал, царевна ожила. Мачеха, узнав это, от злости умерла, а царевна вышла замуж за королевича.
  • Главная мысль или чему учит сказка о мертвой царевне?

    • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» учит доброте, верности, порядочности. Учит верить в себя и никогда не терять надежду, даже в самой сложной ситуации. Ведь доброе сердце, чистота души и помыслов, трудолюбие, любовь — истинные волшебники, которые всегда будут выше несправедливости, лжи и лицемерия.
      Сказка учит осторожности и осмотрительности, ведь враг может быть ближе, чем ожидаешь. Учит вере в хороших людей — всегда найдутся те, кто выручит и поможет. Учит благодарности — никогда нельзя забывать даже одного доброго дела, которое кто-то сотворил в твой адрес.
      Сказка о мертвой царевне учит по-доброму относиться к окружающему миру, ведь как ты отнесешься к миру, так мир отнесется к тебе.
  • Герои сказки о мертвой царевне и семи богатырях

    • Главные герои сказки: царь, царица-мачеха, царевна, королевич Елисей, Чернавка, семь братьев-богатырей.
  • Какая царевна в сказке о мертвой царевне?

    • Царевны в сказке — это русской красавицы, в котором соединяется внешняя красота («белолица и черноброва») и внутренняя («нраву кроткого она»).
  • Кто помогал царевне в сказке?

    • Царевне помогла сенная девушка царицы — Чернавка, пожалев и отпустив ее.
    • Семь богатырей, которые ее приютили.
    • Пёс, который не подпускал к дому злую мачеху в образе нищенки, а потом мешая Царевне съесть яблоко.
    • Жених, найдя царевну и разбив ее хрустальный гроб, тем самым оживив.
  • Какие богатыри в сказке о мертвой царевне?

    • Семь братьев-богатырей в сказке А.С. Пушкина:
      • гостеприимны — радушно встретили гостью, которая пришла к ним без приглашения;
      • с уважением относятся к чужому труду — нарекли царевну «сестрицей», отдав ей дань за то, что она сделала для них.
      • дружны — всегда они вместе, бок о бок;
      • бесконфликтные — ведь они не стали между собой соревноваться, кому должна достаться царевна, а пришли спросить об этом у царевны;
      • смирены — когда богатыри узнали, что у царевны есть возлюбленный, они достойно восприняли эту информацию;
      • чутки — семь богатырей сразу поняли неладное, когда заметили поведение собаки;
      • способны любить — братья полюбили царевну и с горечью пережили ее гибель.
  • Пословицы к сказке о мертвой царевне

    • Как аукнется, так и откликнется.
    • Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
    • Доброму бог помогает.
    • Завистливый по чужому счастью сохнет.
    • Красно яблоко, а с червоточиной.
  • План сказки о мертвой царевны

В творчестве Пушкина А.С. есть период, называемый Болдинской осенью (1833 год). Именно в этот период была написана . По сюжету это сказка Пушкина напоминает классическую европейскую сказку «Белоснежка». Однако «» написано в стихотворной форме красивейшим русским языком, каким отличаются все творения Пушкина.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях Пушкина А.С.

Краткое содержание сказки о мертвой царевне и о семи богатырях.

Во время отсутствия Царя, у него родилась дочь. Царица умирает, когда царь возвращается домой. Царь горюет, но прохо­дит один год, и во дворце появляется новая царица.

Новая царица очень красива, но характер у нее тяжелый: она жестока, своенравна, завистлива. Царица обладает волшебным предметом – Зеркалом. Зеркало разговаривает с царицей. Когда царица смотрится в зеркало, она спрашивает у него, кто прекрасней всех на свете. Зеркало из года в год честно отвечало, что нет никого прекраснее царицы на всем белом свете.

Но идут годы, царица уже не молода. А вот ее падчерица – царевна, наоборот подрастает и становится все прекраснее. В один прекрасный день зеркало заявляет царице, что она красива, но есть та, которая гораздо красивее. Натура царицы дает о себе знать. Зависть к падчерице не имеет пределов. Царица завет свою служанку Чернавку, и приказывает любым способом погубить царевну. Черновка, выполняя приказ царицы, ведет царевну в дремучий лес на съедение волкам.

По дороге в лес Царевна заподозрила злые намерения Чернавки. Просит Чернавку отпустить ее. Служанка не желает зла царевне, она только исполняет приказ хозяйки, поэтому соглашается отпустить царевну. Затем Чернавка возвращается к царице и сообщает ей о гибели царевны.

Царь, узнав о пропаже дочери, горюет. Жених царевны Елисей, отправляется по свету на поиски про­павшей невесты.

Царевна, долго бродит по дремучему лесу. В итоге, в глухой чаще, находит большой дом. Царевна заходит в дом. Хозяев дома нет. К вечеру хозяева появляются. Это семеро братьев-богатырей. Царевна рассказывает, что с ней случилось, и богатыри оставляют ее жить в их доме. Царевна ведет хозяй­ство по дому. Богатырям понравилась царевна. Богатыри предлагают ей выбрать одного из них себе в мужья. Царевна отвечает, что ей все богатыри милы, но нее уже есть жених, и она вынуждена отказать.

Тем временем царица, думая, что падчерица давно мертва, спрашивает у зеркала «Кто прекрасней всех на свете?» Зеркало отвечает, что царица без спору прекрасна, но царевна все равно красивее.

Под давлением служанка Чернавка признается царице, что отпустила царевну. Царица решает сама покончить с падчерицей. Она переодевается старухой и идет в лес искать царевну. Она находит дом семи богатырей. Царевна не узнает мачеху, жалеет старуху и дает милостыню. Только сторожевой пес надрывно лает на старуху. Царица дает падчерице отравленное яблоко. Царевна надкусывает его и падает мертвой.

Когда вечером вернулись богатыри, они увидели тело царевны. Пес, проглотивший отравленное яблоко, лежит рядом. Богатыри осознают, что царевну отравили. Сперва, богатыри хотели похоронить царевну, но она выглядела живой, так будто спящей. Богатыри кладут царевну в хрустальный гроб. Гроб подвешивают в горной пещере.

Довольная царица слышит от зеркала дол­гожданный ответ, что она прекраснее всех на свете.

Елисей ищет царевну по всему белому свету. Но ни­где нет его невесты. Отчаявшись, он обращается за помощью к тем, кто все видит — к солнцу, месяцу и ветру. Солнце и месяц ничего не знают о пропавшей царевне.
Только ветер дал Елисею печальный ответ:

«в… норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный»

«В том гробу твоя невеста».

Опечаленный Елисей едет посмотреть на свою невесту.

«…о гроб невесты милой

Он ударился всей силой

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

Счастливые влюбленные возвращаются домой, чтобы сыграть свадьбу. В это время царица спрашивает у зеркала «Кто прекрасней всех на свете?» и снова слышит о том, что царевна прекраснее ее. В бешенном приступе ярости царица разби­вает в дребезги зеркало. При личной встрече с царевной царица умирает от злобы и зависти. Сказка заканчива­ется свадьбой царевны и королевича Елисея.

Сюжет, взятый Пушкиным за основу «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
», имеет глубокие исторические корни. Подобный сюжет можно встретить в балладе Жуковского «Спящая царевна» и в народной немецкой сказке, в литера­турной обработке братьев Гримм в разных переводах называется «Белоснежка» или «Снегурочка».

Но есть ряд характерных отличий пушкинской «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и других произведений, в которых использовался тот же сюжет. Сюжет и смысл этих сказок практически не меняется. Как и в большинстве сказок, в конце добро торжествует над злом: царевна выходит замуж за любимого, а ее мачеха умирает. Но в сказке Пушкина ярче, чем в сказке братьев Гримм, проявляются моральные качества героев: верность царевны своему избраннику, стремление королевича отыскать свою любимую и преданность сторожевого пса, умирающего от отравленного яблока.

Кроме того, в сказке Пушкина злая мачеха умирает по неизвестной причине, то есть в результате высшего суда. То, как она оканчивает жизнь в «Белоснежке», подсказывает, что королеву настигает месть падчерицы, ее мужа и приютивших девушку гномов, которые заставляют ее плясать в раскаленных железных туфлях.

Надеемся, что после ознакомления с кратким содержанием «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» у Вас возникло желание прочесть это прекрасное творения Пушкина полностью на сайте «Хранители сказок», где представлен

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо. Также он показывает, то, что у человека внутри дороже того, что у человека снаружи.

Основная завязка сказки это ссора между царицей и царевной. И зачинщиком этой ссоры является царица. Царица начала завидовать невиданной красоте юной падчерице. Она начинает ее считать главной своей конкуренткой. Царица всегда хотела быть самой красивой в своем государстве. Ради сохранения этого титула она готова на все. Царица начинает борьбу за красоту и одновременно пытается убрать со своего пути свою падчерицу. Вступив в эту гонку, она забыло о главном, внутренней красоте. Ее внутренний мир остался без важных человеческих качеств, таких как любовь родных и сострадание. Она начала ставить себя выше всех в государстве. Все эти действия породили враждебный мир между царицей и царевной.

Это женщина была неуверенна и всегда сомневалась в себе. Из-за этого она просила у волшебного зеркала комплементы в свою сторону. Зеркало постоянно поддерживало царицу и стало ей другом, но царица все ровно его разбила. Это еще один поступок, который портит внутренние качества царицы. После этого царица и сама умирает из-за возрождения царевны. Можно сказать, что царицу погубило чужое счастье, которая она хотела испортить.

Также содержание сказки касается достоинства человека. Когда царевна, бродя по лесу зашла в дом к богатырям она сразу принялась за уборку. Богатыри оценили труд девушки и сразу же полюбили ее. Царевна признается богатырям, что влюблена в царевича Елисея и что всю жизнь будет ему верна. В это время царевич Елисей отправляется в поиски царевны. И спустя время он ее находит.

В этой сказке получился счастливый конец. Царевна вышла замуж на Царевича Елисея. И всю жизнь они прожили в любви и согласии. Пушкин смог правильно описать и выразить, через что смогли пройти царевна и царевич для того чтобы создать свою сваю семью, которая была основана на счастье и любви. Иногда, чтобы проверить свою любовь на прочность судьба преподносит нам нелегкие испытания.

Анализ 2

Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.

Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.

В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.

В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.

Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.

Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.

3 вариант

В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.

Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.

Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.

Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.

Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.

В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.

Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.

Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.

Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Наташа Ростова — любимая героиня Толстого Л. Н. в романе Война и мир

    Одно из ключевых мест в романе писатель отдаёт героине Наташе Ростовой, которая является одним из самых ярких его образов. Писатель наделяет героиню чертами характера, которые являются с его точки зрения главными в человеке

  • Сочинение Пословицы и поговорки зерна народной мудрости (воплощение) рассуждение

    В парфюмерии есть такой термин – эссенция. Этим термином обозначается вытяжка из каких-то компонентов, к примеру, если речь идет об ароматизаторе, то эссенция в дальнейшем во много раз разбавляется водой

  • Анализ рассказа Пришвина Голубая стрекоза

    М.М. Пришвин — писатель, чье творчество у читателя ассоциируется с миром природы. Мастер литературного пейзажа, автор с необыкновенной тонкостью и простотой описывал сюжет каждого своего творения

  • Сочинение на тему Великая Отечественная Война 1941-1945 года рассуждение

    В Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов в неравной битве против фашисткой Германии победила советская армия, и нет ни одного человека, который бы не знал об этом, но, к сожалению, мало кто задумывается, какими силами и какой ценой

  • Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (Характеристика и образ) Булгакова 11 класс

    Несмотря на то, что в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд олицетворяет собой образ Дьявола, персонаж этот, подобно остальным героям романа, вовсе не так однозначен.

На чтение 5 мин Обновлено

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и то о чём сказка и кто главные герои, чему учит. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению .

«Сказка о мертвой царевне» читательский дневник (анализ)

Австор — Пушкин А.С.

Год написания — 1833

Сколько страниц — 13

Жанр: волшебная сказка

Признаки волшебной сказки: говорящее зеркальце, так же говорящие солнце, месяц и ветер, превращение мачехи в нищенку, оживление Царевны, добро побеждает зло..

Герои сказки о мертвой царевне

  • Царевна — дочь царя. Внешне очень красивая, а по характеру добрая, застенчивая, честная и трудолюбивая. Любила королевича Елисея
  • Царь — погоревав о смерти своей жены женился на другой красавице ставшей мачехой царевне.
  • Царица — мачеха — красивая женщина, но злая и завистливая и к тому же очень коварная.
  • Королевич Елисей —  искал свою невесту не жалея сил везде где только мог: спрашивал о ней и у солнца, и у месяца, и у ветра.
  • Чернавка — служанка царицы. Она исполнила её приказ: отвела царевну в лес, чтобы её съели волки. Но пожалела девушку и отпустила ее.
  • Семь богатырей — витязи, которые полюбили царевну за её красоту кротость и трудолюбие. Семь богатырей были сильными, смелыми, честными и справедливыми.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» главная мысль

 Такие человеческие пороки как зависть и гордыня совсем не красят человека, а порой даже приводят к смерти. Основная мысль сказки в том, что добро побеждает зло, а истинная любовь не знает никаких преград.

План сказки о мертвой царевне

1) Рождение царевны
2) Смерть любимой жены и новая женитьба.
3) Диалог Царицы с чудо-зеркалом.
4) Зависть Царицы.
5) Приказ Чернавке.
6) Царевна знакомится с богатырями.
7) Царица дарит яблоко
8)  Отравление Царевны.
9) Хрустальный гроб
10) Елисей находит гроб и целует любимую.
11) Смерть царицы
12) Свадьба.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» краткое содержание для читательского дневника

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях кратко1) После рождения дочери царица умирает, а царь женится вновь, но царица оказалось злой и завистливой.

2) Царица не может пережить, что молодая царевна краше ее, поэтому отправляет свою служанку Чернавку, чтобы та отвела царевну в лес и связала.

3) Чернавка не убивает царевну, и та находит приют у семи богатырей и живет у них как сестра.

4) Узнав, что царевна жива, царица отправляет Чернавку в виде старухи-странницы убить царевну с помощью отравленного яблока и царевна, откусив от него умирает.

5) Богатыри хоронят царевну, но Елисей находит ее по совету ветра в хрустальном гробу в горе. Елисей разбивает гроб и царевна оживает

6) Мачеха-царица с тоски умирает,  а королевич Елисей женится на ожившей царевне.

Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

 Сказка учит быть добрым и справедливым и никому не завидовать. Внутренняя красота гораздо важнее внешней.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» отзыв

Эта сказка Пушкина мне очень понравилась, у нее интересный и захватывающий сюжет. Не смотря на то, что она написана в стихотворной форме, ее очень легко читать.  Это очень красивая история, со множеством приключений и счастливым концом.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» пословицы

  • Добрая слава злому ненавистна.
  • Доброе дело и в воде не тонет и в огне не горит.
  • Завистливый по чужому счастью сохнет
  • Хорошо то, что хорошо кончается.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» о чем сказка?

Мертвая царевна и семь богатырей план сказкиЦарица рожает дочь и вскоре после этого умирает. Скоро Царь жениться снова и у царевны появляется мачеха. Мачеха своенравная и горделивая женщина, у неё в приданном лишь одно волшебное зеркальце, оно ей говорит, кто на свете всех краше. Однажды зеркальце говорит, что царевна краше и милее царицы. Разгневанная царица повелевает Чернавке свести царевну в лес и привязать к дереву. Та выполняет её веление, но, пожалев, царевну отпускает.

Бродя по лесу, царица видит на терем. Там она прибралась и легла отдыхать. Возвратясь домой, семь богатырей обрадовались гостье, и предложили её жить с ними, назвали ее своей сестрой. Богатыри полюбили девушку, даже попросили стать для одного из них женой. Но та отказывает, признаваясь, что у неё уже есть жених.

Тем временем царице зеркальце говорит, что царевна жива и она ещё краше. Злая царевна снова отправляет Чернавку, убить царевну. Переодетая в старуху Чернавка даёт волшебное яблоко царевне. Царевна откусывает яблоко и засыпает мёртвым сном. Богатыри положили царевну в стеклянный гроб, который подвесили на высоких столбах.

Королевич Елисей, ища царевну, спрашивает у солнца и месяца, где ему найти любимую, и только ветер указывает ему дорогу. Королевич Елисей разбивает гроб, целует ее и царевна оживает.

Возвратясь домой, они встречают царицу. Которая, как только завидев царевну, умирает от тоски. Королевич и царевна закатывают пир в честь своего венчания.

План урока:

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.

Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».

pushkin i nyanya v mihailovskom
Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.

Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.

Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.

carevna i bogatyri

Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.

Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».

carica i zerkalo

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

carevna i chernica

Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.

Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.

korolevich elisei

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать


Adblock
detector