Чижиково горе смысл сказки

Фан уже рассказывал о подземельях под ростовом-на-дону, изрезавших главные улицы городского центра. но на этом сюрпризы, которые таит в себе

ФАН уже рассказывал о подземельях под Ростовом-на-Дону, изрезавших главные улицы городского центра. Но на этом сюрпризы, которые таит в себе Ростовская область, не заканчиваются. Многие дончане до сих пор верят, что на месте Аксайских подземелий располагается вход в древнегреческое царство Аида, который охраняет Цербер, а в средние века на Дону вели раскопки представители венецианского братства. За многие сотни лет все эти доводы соединились в единое целое, обросли еще большими легендами, оставив факты лишь узкопрофильным специалистам, при помощи которых ФАН и попытался развеять эти мифы.

Кобяково городище

Этот археологический памятник расположился на правом берегу Дона и проложил границу между Ростовом-на-Дону и Аксаем. Ученые не раз доказывали косвенную связь Кобяковки с Танаисом (античный город с III века до н. э., расположен между Ростовом и Таганрогом у реки Мертвый Донец — Прим. ФАН) со времен Древнего Рима и Боспорского царства. В настоящее время принято считать, что Кобяково городище населяли племена меотов, которые переселились на Дон с Кубани по приказу боспорского царя. Однако о том, кто они такие, до сих пор ведутся научные споры.

«Кто такие меоты — тайна покрытая мраком. Дело в том, что античный источник называет меотами племена, которые жили на берегах Кубани, они известны с первых веков нашей эры. Собственно, эти племена долгое время занимались земледелием и скотоводством, но в какой-то момент на рубеже тысячелетий что-то произошло, что заставило их переселиться с Прикубанья на Дон.

Первые поселения появляются на месте нынешнего Азова. Это Крепостное и Подазовское городища. А потом меоты перешли на правый берег и образовали шесть поселений в разное время на территории нынешнего Ростова-на-Дону, постепенно осваивая правобережье Дона.

Принято считать, что это переселение связано с войной Боспорского царства против Танаиса. Так как он был самостоятельным городом, населенным греками, и стоял особняком к Боспорскому царству, оно захотело наложить руку на его богатства. На рубеже тысячелетий началась война, и, дабы усмирить Танаис, боспорские цари переселили сюда меотов. Но это не все научные предположения. Один из авторов пишет, что меоты, которые живут по Дону, гораздо воинственнее, чем Прикубанские. Есть предположения, что они сражались, но с кем именно — история не знает, а наши степи в то время были населены сарматами», — рассказывает археолог, научный сотрудник Ассоциации «Южархеология» Вера Ларенок.

Барбаро

Федеральное агентство новостей (ФАН) / Макс Чуев

Согласно данным донских археологов, раскопки Кобякова городища показывают, что у меотов с сарматами были достаточно тесные связи, вплоть до совместных браков, о чем свидетельствуют антропологические исследования.

«Многие вещи к сарматам попадали через меотов, в частности украшения и оружие. Это мы видим по раскопкам курганов с сарматскими захоронениями. Интересно, что сарматские курганы, особенно богатые нерядовыми захоронениями, концентрируются рядом с меотскими городищами. Так, недалеко от Кобяковки находился курган сарматской жрицы. Он раскопан в конце 1980-х годов и там нашли погребенную женщину-сарматку с огромным количеством украшений, в расшитом золотом костюме. Все это сейчас хранится в ростовском музее краеведения в зале драгоценных и редких экспонатов», — добавляет археолог.

Однако наши специалисты были далеко не первыми, кто исследовал Кобяково городище. Задолго до первой Северо-Кавказской экспедиции ГАИМК 1923 года под руководством Александра Миллера здесь побывал известный итальянский купец Иосафат Барбаро. Он приехал на Дон в 1437 году и провел 16 лет в поисках древних артефактов.

Барбаро

Федеральное агентство новостей (ФАН) / Макс Чуев

Венецианское братство

Основным доказательством пребывания венецианцев в Средние века на Дону принято считать дошедшие до наших дней очерки Иосафата Барбаро «Путешествие в Тану». Рассуждая о Кобяковом городище, многие археологи до сих возвращаются к ним и порой даже цитируют.

Один из ростовских мифов гласит, что Барбаро приехал на Дон по заданию братства, дабы найти то ли вход в царство Аида, то ли Священную Грааль. Эти домыслы встречаются и сегодня, причем не только в устном фольклоре, но что именно стало причиной для подобных выводов, неизвестно.

Можно лишь предположить, что с родом Барбаро (известный адмирал Донато Барбаро был дядей Иосафата Барбаро — Прим.ФАН), связано несколько итальянских зловещих легенд, повествующих о неком чудище, которому приносили жертвы в Канале Сирот. Кстати, именно на нем и стоит Теодор, распложенный на правой колонне площади Святого Марка, перед Дворцом дожей. По официальной версии, это существо всегда олицетворяло морское могущество Венеции.

«Все это городская мифология, без этого не обойтись. Люди, которые не слишком сведущи в истории Ростова и области, да и в археологии, придумывают подобные сказки. Все это, конечно, связано с раскопками Кобякова городища. Потому что одна из первых экспедиций проходила там в начале прошлого века в 20-е годы. Буквально сто лет назад там работал Александр Миллер. И, конечно, был интерес. Станичники из Аксая приходили и смотрели, что копают там археологи. Люди всегда интересуются. Потом в 50-60 -е годы прошлого века прошла большая академическая экспедиция института культуры из Ленинграда. Они проводили раскопки при строительстве Аксайского моста через Дон, кроме того, в то же время по территории городища проводили газопровод. Все эти работы длились почти шесть лет.

Общество охраны археологических памятников в конце девяностых — начале нулевых и в 2007-м также провели крупномасштабные раскопки. За это время много кто интересовался, что это и как это. Нам приходилось объяснять, что это не сказка, это быль. Жили такие меоты в первые века нашей эры. Были у них городища и здесь их хоронили. Мы эти захоронения и исследуем», — делится Вера Ларенок.

Барбаро

Global Look Press / Christian Reister

Сам Барбаро в своих дневниках ни слова не упоминает о связях с венецианским братством. Его целью в поездке на Дон являлся некий клад, спрятанный в одном из курганов, расположенных близ Кобякова городища.

«Все мы — семеро купцов — находились в доме вышеназванного Бартоломео Россо в канун дня Св. Екатерины (причем трое из поименованных лиц уже бывали в этих местах до нас) и вели беседу об этом самом кладе. Наконец мы пришли к соглашению между собой и сделали запись, скрепленную клятвой (документ был написан рукой Катерина Контарини, а копия его и до настоящего времени хранится у меня), о том, что отправимся копать на той горе.

Мы нашли 120 человек, чтобы отвезти их вместе с нами на эту работу; каждому мы платили по меньшей мере три дуката в месяц. Спустя восемь дней все мы семеро вместе со 120 наемными работниками, выехали из Таны, забрав с собой одежду, продовольствие, оружие и инструменты; все это мы везли на санях, двигаясь по льду, по реке. Мы добрались до нужного нам места уже на следующий день, потому что оно находится на самой реке и отстоит примерно на шестьдесят миль от Таны», — писал Иосафат Барбаро.

Ученые подтверждают факт раскопок Иосафата Барбаро. По их мнению, все зафиксировано в исторических источниках и все описано. Не факт конечно, что он копал именно на Кобяковом городище, так как по правому берегу их несколько.

«Мы приблизительно говорим, что это Кобяково городище, хотя у нас на правом берегу Дона их шесть. Просто ученые предположительно рассчитали, сколько и куда от Азака они могли проплыть на своих кораблях. Многие городища действительно представляли высокий холм, но это могло быть, скажем, Ростовское, Темерницкое или Кизитериновское городище. У нас по этому поводу вопросов больше, чем ответов.

В результате Барбаро нашел все же городище, а не курган, и он дальше пишет, что, к сожалению, кроме каких-то обломков костей и черепков они ничего не нашли и были разочарованы своими находками. Причем он описывает свои городища, не зная этого. Описывает слои — зола, глина и так далее. И в этом с научной точки зрения ему можно верить», — говорит автор нескольких книг по раскопкам Кобякова городища Вера Ларенок.

Барбаро

Федеральное агентство новостей /

Ростовский зверь

О ростовском монстре заговорили в середине прошлого века, когда в начале 1950-х стали строить подземный бункер для руководства СКВО на случай ядерной войны. В настоящее время он не функционирует. Часть бункера давно передана Аксайскому военно-историческому музею, а другая так и осталась замурованной в аксайских холмах. Но именно со строительством этого объекта и скорым отказом от него связана главная городская легенда, объединяющая как диковинного зверя, так и раскопки венецианцев.

Согласно устному преданию, все началось в 1956 году, когда в подземных ходах Аксая пропал военнослужащий. На его поиски командование выслало пять человек, но из новой группы военных вернулись только трое.

По приказу руководства были организованы поиски пропавших, но никаких следов солдат так и не обнаружили. Чтобы исключить новые трагедии, поиски были приостановлены, а данные засекречены. Документов или людей, способных подтвердить эту информацию с доказательствами, найти не удалось. Тем не менее с момента этого инцидента люди заговорили о монстре, живущем под землей. Они тут же вспомнили раскопки Иосафата Барбаро и таинственного зверя, который обитал в венецианском Канале Сирот.

Немалую роль в становлении городской легенды сыграли и бюллетени №1–6 за 1927 год Северо-Кавказского бюро краеведения Ростова-на-Дону, в которых описывается одна из находок.

«В 1926 году последовала случайная находка земляной пещеры, обнаруженной на крайнем по направлению к устью Кобяковской балки холме городища. По мнению экспедиции, обследование найденной пещеры, обладавшей земляным сводом и пилястрами, позволяет определить ее как помещение византийской крипты — подземной часовни», — сказано в документе.

Стоит отметить, что на предметах, найденных в крипте, встречались изображение загадочного зверя, похожего по внешнему облику на крокодила, неизвестного фундаментальной науке. Но археологи не могут без улыбки воспринимать вопросы о загадочном существе.

Барбаро

Федеральное агентство новостей /

«Только не смешите меня Цербером, я устала от таких вопросов. Людям объясняешь, что там было на самом деле, но почему-то уже несколько десятилетий звучит один и тот же вопрос, так а Цербер был? Ну хватит уже. Барбаро был простой купец, история его знает таким, о его связях с Братством кровавых святых мне ничего неизвестно. То, что там стояли военные части и что у них были подземные бункеры, это всем известно. Но их там никто не ел», — отмечает археолог Вера Ларенок.

По данным ростовских геологов и геодезистов, под катакомбами на глубине 40 метров есть подземное озеро, а еще глубже на 200 метров — даже подземное море. Все холмы изрезаны как естественными, так и рукотворными пещерами, которые во времена приливов могут заполняться водой.

О городище Кобяково написано несколько десятков книг и научных трудов. Каждый из ученых излагает свой взгляд на происхождение меотов и возникновение городищ по донскому правобережью. Однако многие люди до сих пор пытаются найти новые факты мистической составляющей, ссылаясь на запись Барбаро: «Мы нашли все, как было предсказано. Поэтому мы еще больше уверовали в то, что нам говорилось», забывая, что это описание первого дня его раскопок.

Барбаро

Федеральное агентство новостей /


Adblock
detector