Чтение сказки в даля старик годовик в подготовительной группе

чтение сказки в.и.даля старик-годовикцель: познакомить детей с творчеством русского писателя в.и.даля, обобщить и систематизировать знания детей по теме времена

 Чтение сказки  В.И.Даля «Старик-годовик

Цель: Познакомить детей с творчеством русского писателя В.И.Даля, обобщить и систематизировать знания детей по теме «Времена года»

Задачи:  продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять знания детей о временах года; обогащать и активизировать словарь детей.

Развивать монологическую и диалогическую речь детей; развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.

Воспитывать желание детей слушать произведение;

воспитывать чувство уважения друг к другу; воспитывать желание познавать новое.

Материал и оборудование: портрет В. Даля, картины с временами года, виды календарей.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по временам года, рассматривание картин и иллюстраций, отгадывание загадок,

Словарная работаСтарик-годовиккалендари: настенный, настольный, карманный, отрывной.

Ход НОД:

Здравствуй правая рука

Здравствуй левая рука

Здравствуй, друг

Здравствуй друг

Здравствуй наш веселый круг!        (сели на стульчики)

Ребята! Помогите мне отгадать загадку.
В:На одном боку цветы расцветают,
На другом  — листы опадают,
На третьем – плоды созревают,
На четвёртом  — сучья подсыхают.
Д: времена года
В:  Какое время года наступило?
Д: весна
В:А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?
Д: тает снег, ярче греет солнышко, капель, деревья набивают почки и т.д

В: Сколько всего времён года? (четыре)

Загадывание загадок о временах года.

 Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«КУПАЙТЕСЬ»- приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (лето)

Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (осень).

Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня… (зима).

Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (весна).

Я сейчас прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.
Чтение сказки- загадки В.И. Даля «Старик — годовик»
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.

В: Ребята, кто знает , что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» — спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.


Мужики стали жать рожь.


В: Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.


Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.

В:Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (дети отвечают полным, развернутым ответом)
Д: из рукава старика годовика вылетели времена года.

Назовите, какие времена года вы знаете?
Назовите  зимние месяцы, летние, весенние, осенние.
В. — Вы очень хорошо определили времена года.

В. -А что нам помогает узнать дни, месяцы?

Д. — Календарь.

В. — Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года.

В. -Это настенный, этот настольный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей).

В: Ребята, а сколько же в году месяцев?
Д: В году 12 месяцев.
В: А ты как думаешь?
(дети повторяют ответ)

В Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Д: недели.

 В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле?
Д: Это дни недели.
В: Ребята, а назовите дни недели.
Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?
Д: Это день и ночь.

В: Молодцы, вы ответили

В: Ребята, так кто же такой Старик- годовик?

Д: год.

В: Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым?

Зима, весна, лето, осень – так и прошел год, и так до бесконечности

Физкультминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Д/и с мячом «Ответь на вопрос «еще?»

В. -Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»

В. — Утром светло, а днем еще …

Д. -Светлее.

В. — Вечером темно, а ночью еще …

Д. -Темнее.

В. — Осенью холодно, а зимой еще …

Д. -Холоднее.

В. — Весной солнце светит ярко, а летом еще …

Д. — Ярче.

В. — Весной птицы поют звонко, а летом еще …

Д. -Звонче.

В. — В пальто тепло, в шубе еще …

Д. -Теплее.

В. — Весной день длинный, а летом …

Д. –Длиннее

В: Определение главной мысли сказки:

В: А почему это произведение названо сказкой — загадкой?

Д: потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.

В: Что сказочного?

Д: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т.д.

Главная мысль, мораль.

Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?

Чему хотел научить?

В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего

Итог занятия

  •  С каким автором вы сегодня познакомились?
  • Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?

Конспект занятия по развитию речи

Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик»

Цель: учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять и закреплять знания детей о временах года;

Задачи: развивать связную речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; совершенствовать умение образовывать (по образцу)прилагательные в сравнительной степени; развивать внимание, мышление и память; воспитывать желание познавать новое.

Материал и оборудование: картина (времена года, виды календарей, портрет В. Даля, домик старика.

Словарная работа: Старик-годовик, календари: настенный, настольный, карманный, отрывной, «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь», светлее, темнее, холоднее, ярче, теплее, звонче, длиннее.

Ход НОД:

В. -Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас отправиться в путешествие. А вот на чем, угадайте?

Братцы в гости снарядились.

Друг за друга уцепились

И помчались, в путь далек,

Лишь оставили дымок.

Д. — Поезд.

В. — Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте свои места поехали. (Фонограмма – движущийся поезд.)

В. — Мы приехали. Посмотрите, избушка. Вы знаете, в этом домике живет Старик-годовик. В домике он оставил задания.

В. — Кто же такой Старик-годовик?

В. — Кто это вы узнаете из сказки 0 загадки, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русские язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых Владимира Ивановича Даля (показываю портрет). Послушаем его одну сказку.

Старик-годовик. (прослушиваем)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

В: Ребята, кто знает , что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» — спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.

Мужики стали жать рожь.

В: Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

В: Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Старик — годовик приготовил нам задания, которые мы должны выполнить. Вы готовы?
-Как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Д. Времена года. (картина «Времена года»)

Задание №1.

В. -Давайте послушаем звуки природы в разные времена года и определим к какому времени года они подходят. Закройте глаза.

В. — Слышите? Как вы думаете, какое это время года?

Д. — Зима

В. -Какие зимние месяцы вы знаете?

Д. — Декабрь, январь, февраль.

В. — Покажите на картине это время года. — Почему ты так думаешь?

Д. — Потому что снег идет, дети снеговика слепили.

В. -Следующий звук. Что мы слышим? Дождь идет, ветер сильный, холодно. Какое время года?

Д.:- Осень.

В. — Какие осенние месяцы вы знаете?

Д.: сентябрь, октябрь, ноябрь.

В. — Покажите на картине. — Почему выбрали эту картину?

Д.: — Дождь идет, листья пожелтели.

В. — Давайте послушаем дальше. Что вы слышите? Это капель, тает снег, ручьи текут. — И какое это время года?

Д.: — Весна

В. — Какие весенние месяцы вы знаете?

Д. — Март, апрель, май.

В. — Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?

Д. — Птицы прилетели, снег тает.

В. — Знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок. Это какое время года?

Д. — Лето.

В. -Какие летние месяцы знаете?

Д. июнь, июль, август.

В. -Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?

Д. — Бабочки летают, трава зеленая.

В. — Вы очень хорошо определили времена года.

В. -А что нам помогает узнать дни, месяцы?

Д. — Календарь.

В. — Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года.

В. -Это настенный, этот настольный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей).

В. — Кто нам скажет, сколько месяцев в году?

Д. — В году 12 месяцев.

Задание №2.

В: Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Д: недели. 
В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле?

Д: Это дни недели.

В: Ребята, а назовите дни недели.

Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? 

Д: Это день и ночь.

В: Молодцы, вы ответили

В: Ребята, так кто же такой Старик- годовик?

Д: год.

В: Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? Давайте посмотрим на экран. Зима, весна, лето, осень – так и прошел год, и так до бесконечности

Физкультминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

В. — Во время физ. минутки, что мы вспомнили?

Д. — Дни недели.

Задание №3.

Д/и с мячом «Ответь на вопрос «еще?»

В. -Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»

В. — Утром светло, а днем еще …

Д. -Светлее.

В. — Вечером темно, а ночью еще …

Д. -Темнее.

В. — Осенью холодно, а зимой еще …

Д. -Холоднее.

В. — Весной солнце светит ярко, а летом еще …

Д. — Ярче.

В. — Весной птицы поют звонко, а летом еще …

Д. -Звонче.

В. — В пальто тепло, в шубе еще …

Д. -Теплее.

В. — Весной день длинный, а летом …

Д. -Длиннее.

Задание №4.

Д/и «Собери картинку правильно» Дети собирают картины по порядку.

В: А теперь давайте присядем на стульчики.

В: Определение главной мысли сказки:

В: А почему это произведение названо сказкой — загадкой?

Д: потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.

В: Что сказочного?

Д: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т.д.

Главная мысль, мораль.

Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?

Чему хотел научить?

В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего

Задание № 5Загадки о временах года.

 Сверкает морозный узор на окошках, И падает снег на деревья, дома, Пурга замела все тропинки, дорожки, На улице холодно — это ЗИМА.

— Снег растаял, трава зеленеет, На кустах и деревьях – листва, И на улице стало теплее, Светит солнышко — это ВЕСНА.

— Птицы, бабочки летают, Много солнечного света, Пчелки вьются над цветами, Лес зеленый – это ЛЕТО.

— Листва желтеет на деревьях, Дожди бывают часто очень, И птицы к югу улетели, Холодный ветер – это ОСЕНЬ.

В. — Дети, ну теперь вы можете сказать, кто такой Старик-годовик?

Д. — Год.

В. -Сколько времен года?

Д. – 4 времен года.

В. — Назовите месяцы каждого времени года.

Д. –Зимние: декабрь, январь, февраль; весенние: март, апрель, май; летние: июнь, июль, август; осенние: сентябрь, октябрь, ноябрь.

В. — Какие календари бывают?

Д. — Настенный, настольный, отрывной, карманный.

В. –Дети вы все сегодня занимались хорошо, и выполнили все задания Старика годовика.

Итог занятия

  • Что нового и интересного узнали  сегодня?
  • С каким автором вы сегодня познакомились?
  • Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
  • С какими новыми словами познакомились?
  • Что понравилось?
  • Что показалось трудным?
  • О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

В: До свидания!

Определение главной мысли сказки:

А почему это произведение названо сказкой? Что сказочного? Что выдумано автором? Главная мысль, мораль.

Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить? Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.

Старик годовик

Владимир Даль

Старик годовик

Старик-годовик — сказка Владимира Даля, в которой любознательные ребята заметят немало интересного. В ней показано, как на простор выходит старик и размахивает рукавом и выпускает птиц. Что происходит в природе после таких действий старика, и почему все меняется, прочтите вместе с детьми в сказке-загадке. Она развивает память, наблюдательность и воображение юных читателей. Произведение также учит любить природу, относиться к ней с уважением и замечать красоту каждого дня.

Старик годовик

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц.

Каждая птица со своим особым именем.

Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.
Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые.

У каждой птицы по четыре крыла. 

В каждом крыле по семи перьев. 

Каждое перо тоже со своим именем. 

Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.
Вопросы.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (времена года)
Какие то четыре крыла у каждой птицы? (недели)
Какие семь перьев в каждом крыле? (дни недели)
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?

Короткие рассказы Евгения Чарушина для детей о животных и о природе.Список произведений.Краткая биография и творчество Чарушина. Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Что за зверь? Медведь-рыбак Медвежонок Медвежата На нашем дворе Перепёлка Про зайчат Рябчонок Верный Трой Кот Епифан Друзья Волчишко Как Томка не показался глупым Воробей Почему Тюпу прозвали Тюпой Тюпа маленький Почему Тюпа не ловит птиц Сорока Пунька и птицы Лисята Томка Как Томка научился плавать Томка испугался Томкины сны Никита-доктор Мишки Захочешь есть — говорить научишься Яша Мартышки Заяц Кабан Удивительный почтальон Медведица и медвежата Рысь и рысенок Олениха с оленёнком Белка с Бельчатами Зайчата Северный Олень Волк Лиса Медведь Рысь Барсук

Читать все рассказы Чарушина.Список произведений Читать рассказы других авторов

Я весь перегнулся, как сова, ноги в одну сторону, а голову назад хочу вывернуть, на коленях стою, ружье высвобождаю к тетереву.

А за шалашом-то что делается! Все поет, все говорит и в небе, и в кочках болотных, и в лесу, везде. Косачи бормочут со всех сторон, журавли хором кличут, бекасы блеют, куропать тявчет, то тут, то там, то тут, то там. Звенит все. Жарко мне, какой там холодно!

А туман пластами стелется, над самой землей идет. Идет из леса — леса не видать: снизу одни пни, сверху вершины, а посреди леса белое, сизое ходит. В лощину скатится — лощины нет, и прямо с небом туман сходится. И будто из неба то береза торчит, то ель. В самой гуще, как в каком-то облаке, два тетерева сшиблись. Хлещут крыльями, скачут, дерутся.

И вдруг прямо передо мной сел тетерев. Прилетел — черный, стройный, на коротких ножках. Прилетел, напыжился, забормотал. Шею свою гнет, словно жеребец, скачет, бороздит землю тугим крылом. Хвост с косицами развернул, черный хвост с белым подхвостьем.

Вот он пригнул шею к земле и заворковал. Вот поднял — чуфыкнул. А вот запрыгал. Птица не птица, конь не конь. И вдруг побежал куда-то маленькими, быстрыми, шажками — на ногах-коротышках.

Побежал… Убегает.

Я высунул ружье-берданку, поймал его на мушку и…

Трах!!!

Как плетью по земле стегнуло. И сразу замолкло все… Только далеко-далеко, — может, версты за две — одна куропатка тявчет. Потом другая начала ближе, забормотал тетерев, над самой головой забунчал, заблеял бекас, и опять все запело.

А я выскочил из шалаша, ноги не слушаются, подгибаются, руки трясутся, добежал, взял его в руки. Косач черный, тяжелый, красная бровь как цветок.

Туман в клочья разлезся — тает. На меня туман наполз и ушел потом. А я стою, в руке тетерева держу.

ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ

Рисунки автора

Посвящаю товарищу по охоте — Борису Блинову.

Я не буду утверждать, Что охотники не врут… Конечно, это бывает. Знаете, вот ночью, когда костерок потрескивает, чайничек закипает, а коростель в кустах надрывается-кряхтит: крех… крех… крех… крех… крех… крех… крех…

Вот тогда все как-то делается по-особенному, не так, как всегда. Закуриваешь ты не от спички, а от какой-нибудь веточки с угольком на конце. Иногда из этой веточки — пф-ф-ф — пыхнет вбок струйка дыма… Чай пьешь почему-то из проклятой консервной банки. Ведь обязательно забудешь дома кружку… А начнешь говорить и… чувствуешь — вроде и верно перехватываешь. Не то, что уж врешь без зазрения совести, нет… ты всем в глаза смотришь прямо и честно, а вот все-таки будто чуть-чуть перехватил… В общем, даже самому интересно. Я это, конечно, не про себя, а просто замечал, что вот бывают такие любители малость присочинить.

Но, знаете, ведь действительно на охоте случаются такие удивительные происшествия, что поверить трудно. И, конечно, какой-нибудь городской человек, не охотник, разве поверит, поймет, прочувствует — да никогда! Он далек, понимаете, от природы. Другое дело — охотник. Выслушает серьезно. Головой покачает, а потом и сам… тоже припомнит что-нибудь интересное… Так и разговариваем.

Ведь вот однажды какой случай вышел. Были мы на охоте втроем: фельдшер — Степан Сергеевич, степенный человек, одним словом, научный работник, Борис и я.

Борис — он актер, только с бородой. Бороденка такая остренькая, паршивенькая. Ему в кино надо было какого-то бородатого изображать, — так заставили не бриться.

Моросит, понимаете, на лугах. Чорт его знает что. Не то туман, не то дождь. Кругом слякоть. Поздняя осень. А наш гончар «Давило» действительно задавил зайца-подранка, унес в кусты, сожрал и завалился спать. Где он улегся, — неизвестно. Он хитрый, — знает, что будет ему на орехи.

Вот мы и без гончара.

А за зайдем да без голоса собачьего — это уныние, мертвая охота.

Идем мы мокрые, холодные, по мокрым кустам — зайца шугаем. Борис бредет, кричит: «Нноо! Нно! Зайчики! Вылезай! Вылезай!» А то завопит истошным голосом (чем голос удивительнее, тем лучше: собака верней понимает):

Эх! Тут был! Тут спал! Тут спал! Ночевал!

А собаки-то, понимаете, и нет. Ходим мы, ходим, бродим мы, бродим. И все без толку.

И до того мы озябли и вымокли, что вы, сухие люди, и не поймете. Борис как ступит правой ногой, так у него из дыры в сапоге — жжить! — струя воды.

Сошлись у пригорка. Что ж? Заворачивать домой надо. Постояли, постояли, и вот тут Борис стал философствовать. «Вот природа, — говорит, — человеку дала все. У меня талант чорт знает какой. Ум. Внешность. А вот чутья, простого собачьего чутья — нет. Несправедливость, — говорит. — Знаете, как это иногда артисты по радио по-ученому завывают: „Неспраааведлиивоость! Обббидда!“ Сам ходил бы, сам чуял бы и сам бы стрелял… Несправедливость!»

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно. Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром. С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.

Подробнее о творчестве Чарушина

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев. Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров. Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами. Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С.Я.Маршак, В.В.Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский. Прожил Чарушин 64 года. Он умер в 1965 году. Но осталось много его книг и большая любовь к своей Родине. ———————————————————— Рассказы Евгения Чарушина о животных и о природе.Читаем бесплатно онлайн
Читать все рассказы Чарушина Читать рассказы других авторов

Сочинение «Мой любимый писатель Евгений Чарушин»

Чарушин – это один из моих самых любимых русских писателей.

Помимо произведений, мне нравятся его рисунки.

Иллюстрации Евгения Ивановича к книгам других знаменитых литераторов вызывают восторг талантом художника.

А рассказы Чарушина открывают нам особенный мир животных – такой неповторимый и уникальный.

Читая истории Евгения Ивановича, складывается впечатление, что он сам их пережил.

Это вызывает доверие к автору и его словам.

Все произведения Чарушина ассоциируются у меня с искренностью, новыми открытиями, любовью и теплотой к живой природе.

Простые и яркие образы позволяют полностью перенестись в мир птиц и животных.

Мне нравится, что произведения Евгения Ивановича не только интересные, но и полезные.

Поэтому я часто советую их своим друзьям.

Интересные факты из жизни Чарушина

Факт 1. В Вятском коммерческом училище Евгений был настолько непослушным, что однажды даже организовал подрыв печки.

Факт 2. В гимназии Чарушин подружился с Юрием Васнецовым. Эта дружба была длиною в жизнь.

Факт 3. Любимой техникой рисования у Чарушина была литография. Он пренебрегал изображением среды, герои его иллюстраций были вне пространства.

Факт 4. С женой Натальей Евгений Иванович прожил счастливую, спокойную жизнь. У них был один сын Никита. Чарушин успел увидеть и внучку, которая была названа в его честь.

Факт 5. Тяжёлый труд во время войны сильно подорвал здоровье Чарушина. Во время Кировских росписей он неоднократно терял сознание.

Краткая биография Евгения Чарушина для детей начальной школы

Евгений Иванович Чарушин родился в ноябре 1901 года в Вятке.

Семья писателя была достаточно обеспеченной, а детство Евгения – счастливым.

В 6 лет Чарушина отдали в Вятское коммерческое училище, но из-за постоянных проказ он был переведён в учебное заведение попроще.

После учёбы Евгений Иванович ушёл на фронт, а затем поступил в Петроградскую академию художеств.

Первой книгой с иллюстрациями Чарушина стал «Мурзик» Бианки.

В дальнейшем им создавались иллюстрации для произведений Маршака, Чуковского, Горького, Пришвина.

А также Евгений Иванович занимался оформлением спектаклей, созданием плакатов, делал рисунки для росписи фарфора.

По совету Маршака Чарушин начал писать.

Дебютным было произведение «Щур».

Большинство своих рассказов и сказок Евгений Иванович посвятил животным.

В возрасте 63 года Чарушина не стало.

Все произведения Чарушина, что я читал, имели добрый, счастливый финал.

А это оставляет хорошее впечатление о прочитанном.

_______


Adblock
detector