Что чуть не погубило карасагыша из тувинской народной сказки

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 1 солнышко конспект занятия для детей старшей группыобразовательная область речевое развитиенаправление:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Солнышко»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Образовательная область «Речевое развитие»

Направление: «Чтение художественной литературы»

   Тема: «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым»

https://4.bp.blogspot.com/-TcvvWIjfMTk/UYz5lWDuz9I/AAAAAAAAENY/HvDIhF_O4mc/s1600/010+0060023+1.jpg 

Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории:

Семис-оол Аяна Валериевна

г.Шагонар – 2021г

Тема: «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым»

 (старшая группа)

Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему;

Образовательные: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова; использовать в речи слова с противоположенным значением (большой – маленький; сильный — слабый.);

Развивающие: расширить представления детей о верблюде, его внешнем виде, прививать любовь к животным; активизировать словарь детей.

Воспитательные: воспитывать интерес к устному тувинскому народному творчеству; воспитывать умение слушать сказку, оценивать поступки героев;

Словарь: степь, марал, тайга, могучие рога.

Методические приемы: беседа, вопросы, напоминание, работа со схемой, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадки.

Средства реализации: книга, иллюстрации к сказке, картина из серии «Домашние животные. Верблюд», магнитофон с записью мелодии для исполнения песни, фотографии: степь, марал, тайга.

                            Ход занятия.

1. Организационно-поисковый.

-Ребята, я   загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать. Отгадав, вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

                     Не старик он – а горбат,

                     Не овца — а шерсти клад.

                     И силен, и терпелив.

                     По душе ему пустыни,

                     Там живет, где зреют дыни.

                                                                         (Верблюд)

— Почему вы думаете, что это верблюд?

Д: Потому что у верблюда есть горбы и живет он в пустыне.

На стенд выставляю картину «Верблюдица с верблюжонком»

— Посмотрите на картину. Кто это?

Д: верблюд с верблюжонком.

— Как можно назвать ласково верблюжонка?

Д: верблюдик, верблюжонок, верблюжоночек, …

— Как можно сказать про верблюжонка, какой он?

Д:  Рыженький, лохматый…..

— Верблюжонок маленький, а верблюд… — большой.

— Верблюд большой, сильный. А верблюжонок?

Д: маленький, слабый…

Да, ребята, верблюжонок еще слабый. А когда подрастет, то будет …сильный.

 Верблюжонок вырастет и станет красивым и сильным животным.

2. Мотивационно-побудительный.

 Сегодня я хочу вам рассказать тувинскую народную сказку «Как верблюд стал некрасивым»

            Рассказываю сказку (используя ширму).

                             КАК ВЕРБЛЮД СТАЛ НЕКРАСИВЫМ

(тувинская народная сказка)

  Говорят, когда-то давно верблюд был самым красивым животным. У него был пышный длинный хвост и красивые могучие рога.

  Однажды он подошел напиться к реке и повстречал марала.

— Я иду на праздник, одолжи мне твои рога, братец! — попросил марал.

 Верблюд согласился и остался ждать его на берегу.

 B тот же день встретился ему конь и попросил:

— Я иду на праздник, одолжи мне твой хвост, братец!

 Верблюд опять согласился и остался ждать его на берегу.

 Марал и конь ускакали. Верблюд в ожидании целый день пил воду и глядел на дорогу. Но ни коня, ни марала не было видно. Марал обманул верблюда, ускакал в тайгу и перестал выходить в степь. Чужие рога навсегда прижились y него.

  Конь, который обманом взял хвост, пугливо убегает прочь, едва завидит верблюда.

   A верблюд c тех пор стал самым некрасивым и сердитым животным.

— Понравилась вам сказка?  Вы запомнили как она  называется?

— Про кого говорится в этой сказке?

— Каким был верблюд в давние времена?

Д: верблюд был красивым, у него были могучие рога и пушистый длинный хвост.  

— Куда однажды пришел верблюд?

Д: Он пришел к реке.

— Кого он там повстречал?

Д: Марала.

— О чем попросил марал верблюда?

Д: Одолжи мне свои рога.

— С кем еще повстречался верблюд на берегу?

Д: Верблюд повстречал коня.

— Что попросил конь у верблюда?

Д: Он попросил хвост.

— Что делал верблюд в ожидании коня и марала?

Д: Он пил воду и глядел на дорогу.

— Почему марал перестал выходить из леса?

— Почему конь, увидев верблюда убегает прочь?

— А что произошло с верблюдом?

Д: Он стал некрасивым.

— Как вы думаете хорошо поступили конь и марал?

Как вы понимаете слово степь?

Степь — это большое безлесное, ровное пространство с травянистой растительностью.  

-А марал? Это большой благородный олень (показ иллюстрации).  

— А что такое тайга? (Это густой лес, где растет очень много деревьев в нем всегда сыро и мрачно).  

 —  А сейчас я вам еще раз расскажу сказку, а вы постарайтесь ее запомнить, потому что потом вы будете пересказывать эту сказку. Чтобы вам было легче пересказывать, я приготовила для вас карточку – подсказку. Я буду рассказывать сказку, а вы внимательно слушайте и смотрите на карточку.

              Повторное рассказывание сказки воспитателем.

— Перед тем как начать пересказывать сказку давайте встанем и отдохнем.

Выполним упражнение

Физминутка. «Быстро встаньте, улыбнитесь»

Выполняются движения по тексту:

                      Быстро встаньте, улыбнитесь,

                      Выше, ниже, потянитесь.

                       Ну-ка, плечи распрямите,

                      Поднимите, опустите.

                      Влево, вправо повернитесь,

                       Рук коленями коснулись.

                      Сели — встали, сели — встали

                       И на месте побежали.

— Отдохнули, давайте дальше продолжать наше занятие.

    После повторного рассказывания предлагаю детям пересказать сказку. (Начинает самый сильный ребенок или по желанию).

 — Скажите, чей пересказ вам понравился больше всего и почему?

Д: Мне понравился рассказ Маши, потому что он был полным и эмоциональным.

— А тебе Айдыс, чья сказка понравилась?

—  Как вы думаете, какой верблюд грустный или веселый?

Д: Грустный.

— А почему?

Д: Потому что марал и конь обманули его и забрали у него хвост и рога.

              Чтобы ему не было грустно давайте споем ему веселую песенку, которую мы учили на музыкальном занятии.

     (Включаю магнитофон и дети исполняют песенку)

Интересно прокатиться

На коне и на слоне!

Но удобнее сидится

У верблюда на спине!

                С виду горд и непреклонен,

                Он на деле не таков!

                По натуре он тихоня

                И добряк из добряков!

У кого возможность будет

Съездить в жаркие края

Прокатиться на верблюде!

Право здорово друзья.

(С. Баруздин)

3.Рефлексивно-корригурующий.

 Вам понравилось наше занятие?

А что понравилось больше всего?

Как называется сказка, которую мы пересказывали?

Викторина по тувинским

        народным сказкам:

    « В гостях у сказки»

МАДОУ детского сада «Малышок»

ЧайбарАлзимааАлдын-ооловна.

Развлечения: Викторина для детей старшего дошкольного возраста                                    

                         «В гостях у сказки»

Пояснительная записка:

Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в воспитанников  веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Форма — проведения: викторина.

Форма организации совместной деятельности: игровая мотивация, объяснение, вопросы к воспитанникам, музыкальное сопровождение.

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)

Место проведения: музыкальный зал.

Цель: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям тувинских народных  сказок.

2.Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение, память, интонационную выразительность речи.

3. Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, создание эмоционально-положительной обстановки и формирование доброжелательных взаимоотношений.

  Задачи:  

  • открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
  • используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
  • развитие эмоционально – чувственной сферы;

Актуальность: Сказка-это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения. Народная сказка дошла до нас в той форме, в какой она передавалась от поколения к поколению и выдержала проверку временем. В последнее время дети тувинской национальности не говорят на  своем родном языке. Поэтому, преподавание тувинского языка в дошкольных учреждениях крайне необходимо.

Образовательная область:  Коммуникация.

Предварительная работа: Формировать умение внимательно слушать произведение, развивать слуховое восприятие, рассматривание  и чтение  тувинских сказок с иллюстрациями; чтение сказок, беседа с детьми о детских писателях Тувы. Воспитывать любовь к сказкам, в которых воплощены традиции тувинского народа.

Необходимый материал:  выставка  тувинских народных сказок, картинки с изображением атрибута сказки; музыка.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, картинки с изображением.

Оформление: Выставка тувинских народных сказок, островки с заданиями: 1.«Отгадай сказку»,

 2.«Отгадай сказочного героя»,

3.«Угадай из какой это сказки?».

Предполагаемый результат: 

— приобщение воспитанников к истокам тувинской народной культуры, культуры через знакомство со сказками, создание радостного настроение от встречи с любимыми героями сказок.

                            ХОД ЗАНЯТИЯ

(звучит медленная тувинская народная музыка).

Дангына:      — Здравствуйте, гости дорогие!

                           Желанные да долгожданные

                           Приветствую вас на пороге сказки

          А вы любите сказки?

Дети: Да, любим.

Дангына: Я приглашаю вас на выставку книг. Обратите внимание на эти  книги,  какие здесь произведения?

Дети: Сказки.

Дангына: Какие это сказки?

Дети: Тувинские   народные  сказки.

Дангына: А как вы  думаете, кто их написал? Кто сочинил? Почему они тувинские народные?

Дети: Их сочинил и придумал тувинский  народ.

Дангына:     Сказка в гости к нам стучится

                       Скажем сказке « Заходи»

                       В сказке может всё случиться,

                       Что же будет впереди?

                       Сказка по свету идёт,

             Всех нас за руку ведёт.

             Сказка умница и прелесть,

              С нами рядышком живёт.

Дангына: Сказки придумывали люди и рассказывали друг другу, так через много-много лет сказки дошли до нас.

Возьмитесь, дети за руки и очутимся в сказке.

( звучит медленная музыка и на экране появляется озеро Сут-Холь).

      В давние времена, когда озеро Сут-Холь

      Было еще маленькой лужей,

      А гора Сюмбер-Ула-маленькой сопкой

       На южном склоне Арзайты-горы,

      Жили-были Оскус-оол и золотая Царевна.

        Всем, друзья они знакомы,

                      Всех ребят  они  любили

        В гости все их  приглашали.

 А сегодня Оскус-оол и золотая  Царевна  отправили вам  интересную  и необычную игру — викторину, на которой вам пригодятся ваши знания и умения.

 Вам нравятся сказки? А много ли сказок вы знаете? Вот это мы сегодня и проверим.

 Ну что, начнем наше путешествие? Тогда отправляемся на островок, называется она «Отгадай сказку». ( Находит там конверт  и распечатывает, а там  загадки). Тут загадки, я   буду загадывать  загадку, а вы будете отгадывать, про какую сказку я вам говорю.

Загадки о тувинских народных сказок:

  1.Никому не давал себя в обиду,

Это кто ж такой рогатый?
    Да ещё и бородатый?

   Храбрый и упертый.

   Остался у семи коз матерей,

    Медными рожками.

(Тувинская народная сказка «Козлик — медные рожки»).

2.Угадай, какой же птице

      Ночью темною не спится

      Ночью мерзнет, а днем спит

Из-за своей лености не свила себе гнезда.

(Тувинская народная сказка «Ленивая сова»).

 3. В небе кружит ночью длинной,

   Самый крупный, самый сильный.

   Из большой семьи совиной

Крючконосый мудрый…

(Тувинская народная сказка «Мудрый филин»)

4.Острые зубки,
     Серые шубки,
     Быстрые ножки

      Было  их семь
      Наставник –кот съел их.         
(Тувинская народная сказка  «Семь мышей») 

5. Она красива и мила,

Обаятельна всегда,

В сказке  помогала старику,

И желанья исполняла!

(Тувинская народная сказка  «Золотая птица»)

6.  Есть три брата родные:

Старший говорит: спрятано под ковриком,

Средний говорит: многолапое и маленькое,

Младший говорит: паук.

(Тувинская народная сказка « Три брата»).

7.Совсем он крохотный,

Но гордый он и смелый,

 У  жадного Караты-Хана,

Жемчужину украл.

 (Тувинская  народная сказка  «Мальчик с пальчик»).

8. Нет скота у меня,

   Но богат я душой.

   Но Кучулуг — не сможет никогда,

   Назваться добрым другом.

 (Тувинская  народная сказка  «Хитрый и богатый»).

9.Такая у него судьба:
Несёт по жизни два горба.
Хвост свой одолжил коню,

А рога маралу.

 (Тувинская  народная сказка «Как  верблюд стал некрасивым»)  

Ребята, пора нам отправляться на второй островок   «Отгадай сказочного героя».

1. Ну как же мне не плакать. Было у меня семеро братьев и сестер — никого не осталось, было у меня семь матерей – тоже ни одной не осталось. ( Козлик -медные рожки)

 2.  В старые  времена на реке Чинге-Кара-Хем жили два человека: один хитрый, а другой  богатый. (  Аргалыг и Кучулуг).

 3.  Как звали  бедного пастуха, который пас овец  Караты -Хана? (Оскус-оол)

4.   Как звали сына бедного старика Кара-Сала, ростом с пальчик.                    ( Эргектей-оол)

 5. Откатил Шулбус камень и столкнул его в яму. Летит старик вниз, а за ним следом овца  за овцой падают. Как зовут героя этой сказки?  ( Боралдай).

 6. Не руби,  старик,  моё дерево — заговорила человечьим голосом. (Золотая птичка)

Дангына:     Молодцы, и с этим заданием вы справились. Следующий наш островок – «Угадай из какой это сказки?». Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете угадывать из какой они сказки.

 (Дангына  показывает картинки, а дети называют ту сказку, из которой этот предмет).

 Медные рожки  (Козлик – медные рожки)

 Пшённая каша в пиале ( Каша в кувшине).

  Новая белая юрта (Хитрый и богатый)

  Старик с топором (Золотая птичка).

  Чёрный шёлковый халат, идики, соболья шапка  (Хеверик).

  Рога и  хвост ( Как верблюд стал не красивым)

Подвижная игра: «Сказка дала нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть

Отдохнем-и снова в путь!

Если будем наклоняться

Влево-вправе десять раз.

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять,

Оскус-оол дает совет:

-Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз,два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз,два, три, четыре, пять,

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения).

Дангына:     — Давайте с вами отправимся на следующий островок, в который мы будем сочинять сказку.

(Воспитатель предлагает детям игровой приём  «Салат из сказок»). Посмотрите, какие персонажи встретились нам на пути – Оскюс-оол, Хеверик,  Аргалыг и Кучулуг, Бродячий лама.

Посмотрим, как вы справитесь с последним заданием викторины – «О какой сказке идёт речь?»

 1. Услужил  ему Аргалыг и стал себе спокойно жить- поживать.                             ( Хитрый и богатый).

 2. У  старого Кара-Сала ярко пылал очаг в юрте, и мальчик играл жемчужиной, перекатывая её из ладони в ладонь.                                        (Мальчик с пальчик)

 3. Согнал старик овец к большому камню, величиной  с целую корову, и ждёт, что дальше будет?  (Боралдай)

 4.  Поздним  зимним вечером шёл бродячий лама.  (Каша в кувшине).

 5.  Выходи на бой, вставай перед моими рогами!  ( Козлик – медные рожки)..

 6.  Спорили  о том, чего в году больше бывает: дней и ночей. ( Мудрый филин).

 7.  Жили – были старик со старухой. Однажды пошёл старик в лес за дровами. Облюбовал он себе высокое дерево и только взмахнул топором.        ( Золотая птичка)

 8. Слушай, я же твою юрту сжёг, откуда у тебя новая юрта? (Хитрый и богатый).

 9. Стража,  держи Эргектей-оола! (Мальчик с пальчик)

 10. Зашли братья,  угостили их чаем, мясом и уложили спать. (Три братья).

Рефлексия:

Дангына:  —Где сегодня мы с вами были? Понравилось ли вам викторина по сказкам? Чему учат нас сказки?

Дети: (ответы детей).

Дангына:   — Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины. Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете тувинские народные  сказки. Вот вам от меня смайлики с улыбкой и сказки тувинского народа.

Под музыки дети выходит из зала.

Спасибо вам, ребята! До свидания!

Список использованной литературы.

  1. Сборник «Тувинские народные сказки».
  2.  Материалы 2 слета народных сказителей и певцов. Сост. С.М.Орус-оол г.Кызыл, 2012.
  3. Электронный информационный журнал «Новые исследования Тувы».
  4. Новый сборник тувинских народных сказок на тувинском языке.
  5.  Духовная культура тувинцев»  А.К.Кужугет, 2006 г.

Конспект НОД для детей старшей группы на тему:

«Наступила весна. Экологическая сказка»

Цель: формирование умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Задачи:

1. Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.

2. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и

животных, углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

3. Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Материал: конверт с письмом; карточки для проведения дидактических

игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения,

происходящие в природном окружении весной; плоскостное изображение

березы; музыкальная игрушка — птичка; аудиозапись «Голоса птиц»; круг с

лентами; плоскостное изображение солнца по количеству детей.

Формы организации деятельности:

Фронтальное занятие с элементами игровой деятельности

Структура НОД:

Получение письма от волшебника

Сочинение продолжения сказки

Игра «Сравни и назови».

Упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чем мы говорили».

Пальчиковая гимнастика с прищепками

Итоговое коллективное составление рассказа по опорным картинкам

Словесная игра «За что я люблю весну»

Сюрпризный момент «Солнышко в подарок».

Рефлексия.

Предполагаемый результат: Выявить у детей умение участвовать в составлении коллективного рассказа с опорой на картинки.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: — Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила

конверт с нарисованной золотой рыбкой и надписью «Лучики». Наверное, оно пришло то волшебника. Я решила дождаться вас и

посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и

прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, что за

сказка там спряталась? (Ответы детей).

Дети с воспитателем садятся на ковер и читают письмо.

Воспитатель: «Жили — были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень.

Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца — Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: —  «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

Воспитатель: —  «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте

лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как

выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает

фразу, а дети должны ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик).

Солнце круглое, как… (мячик).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).

Солнце румяное, как… (блинчик).

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей).

Конечно, нет!

Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел

яркими красками?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в конверте есть еще карточки.

Воспитатель: «Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать

продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же

Солнце помогло весне?»

Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны.

Ответы детей:

Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.

Начал таять снег.

Потекли ручьи.

Зазвенела капель.

Воспитатель: «А что же было дальше?»

Воспитатель выставляет карточки с изображением веток с набухшими почками и лопнувшими почками.

Ответы детей:

Вода напоила землю.

На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.

Воспитатель выставляет карточки с изображением первых цветов.

Воспитатель: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из — под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать – и — мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».

Воспитатель выставляет изображение березы весной и с помощью детей

закрепляет карточки с изображением цветов под изображением березы.

Воспитатель: «А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку».

Выполняется упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чем мы говорили».

Дети садятся по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего «рисуют»: капель, солнышко, цветы и т. д.

Воспитатель: «А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?

Ответы детей:

Гусеницы.

Жуки.

Муравьи.

Мухи.

Воспитатель: «А как вы думаете, кто этому обрадовался?».

Ответы детей: — «Птицы».

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

Воспитатель: — «Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?»

(«Птичье пение»).

Проводиться игра «Хорошо – плохо».

Воспитатель: —  «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетаю

т, а весной возвращаются? (« Перелетные») Скажите, а что хорошего, что птицы осенью улетают от нас?»

Ответы детей:

— Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.

— Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой

спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.

Воспитатель: — «А что плохого, в том, что птицы улетают от нас?

Ответы детей:

— Мы не видим птиц, не слышим их пения.

— Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.

Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к

изображению березы.

Воспитатель: «Посмотрите, на нашей березе сидят птицы? Каких перелетных птиц вы знаете?»

Ответы детей:

Скворец.

Грач.

Трясогузка.

Ласточка.

Воспитатель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? («Строят гнезда») Давайте поможем птичке построить гнездо.

Проводиться пальчиковая гимнастика с прищепками.

Воспитатель ставит под березу музыкальную игрушку — птичку. Под веселую

музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо.

Воспитатель выставляет под березой карточку с изображением зайца после

линьки.

Воспитатель: «Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?

Ответы детей:

— Животные линяют: меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий

— Некоторые животные меняют окраску: лиса, заяц и белка стали серыми.

Воспитатель выставляет карточки с изображением цветущих кустарников и

деревьев: черемуха, яблоня, вишня, сирень, ольха и т. д.

Воспитатель: — «А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны?» («Зацветают деревья и кустарники»).

— Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе

продолжим сказку «Как солнце весне помогало».

Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные

картинки.

Ответы детей:

Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит

капель. Бегут веселые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются,

появляются листочки. На проталинах распускаются первые весенние цветы.

Появляются насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы. Они

проверяют старые гнезда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы

вывести птенцов. Звери линяют – меняют густой пушистый мех на более

легкий, редкий. Меняется и цвет меха. Зацветают деревья.

Воспитатель: «Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?» («Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее»).

Затем воспитатель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в кружок.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: «Скажите, вы любите весну?» (Ответы детей) Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга,

лежащего на полу.

Дети произносят по предложению (Например: «Я люблю весну за

веселую, звонкую капель» и т.д.) и вытягивают ленту.

Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? («Солнце») А вы – его

добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».

Воспитатель вынимает и конверта бумажные солнышки и раздает и раздает им в благодарность от волшебника за то, что они помогли Весне победить холод.

Рефлексия: — Что мы сегодня задумали сделать? Как нам это удалось сделать? Где вы сможете применить свои знания?

План
1. Русский язык в нашем доме
2. Уроки русского языка и литературы
3. Любовь к родному языку
Мой родной язык русский. Я разговариваю по-русски дома, во дворе и в школе. Мои предки были русскими и жили всегда в России. Любовь к родному языку передаётся из поколения в поколение в нашей семье. Каждый человек, рожденный в своей стране, может легко научиться говорить на языке своих соотечественников. Но, основу необходимо закрепить.
Главную роль в формировании грамотного литературного языка берет на себя школа. В школе все уроки, кроме иностранного языка, проводятся на родном для нас языке. Мы учимся разговаривать и писать правильно. Я читаю много и понимаю, что наш язык очень красив и велик. Наши народные сказки являются ярким примером богатства и разнообразия русского языка. Сколько интересных и необычных слов можно встретить, читая сказки русских писателей! Поэты в своих стихах показывают нам то, какой русский язык мелодичный и красивый. Человек ведь не только разговаривает на родном языке, он ещё на нем и думает.
Русский язык находиться в душе каждого русского человека. По моему мнению, человек должен относиться с любовью и уважением к своему родному языку. Важно, научиться не только разговаривать по-русски, но и научиться любить свой язык.

Сочинение на тему “Мой родной язык русский” 5 класс

План
1. Почему именно русский язык
2. Богатство русского языка
3. Русская литература
Русский язык я слышу с самого детства. Мои мама и папа родились и живут в России. Дома мы всегда разговариваем на русском языке. Любовь и уважение к родному языку прививают в первую очередь родители. Если ребенок слышит с самого раннего детства стихи и сказки на родном языке, он будет стремиться разговаривать на нем. Я считаю, что русский язык очень мелодичный и красивый.
Чтобы речь была богатой, с лёгкостью можно подобрать множество синонимов. С их помощью мы разнообразим нашу речь. Они помогают выразить наше настроение. Мы можем сказать, что устали что-то делать. Но, чтобы ярче показать нашу усталость, употребляем синонимы: утомиться, умаяться, выдохнуться или выбиться из сил. Не многие иностранные языки смогут похвастаться таким богатым лексическим запасом, как наш родной русский язык.
Великие писатели и поэты содействовали развитию родного языка. Они придумывали неологизмы и не позволяли стереть с памяти народа устаревшую лексику. А. С. Пушкин внёс огромный вклад в сохранение и развитие родного языка. Он с детства слушал сказки своей любимой няни на русском языке. Затем приложил много сил и времени, чтобы сохранить живой русский язык в своих произведениях. Многие отечественные поэты и писатели понимали, что в своих литературных творениях они смогут сохранить самобытность родного языка.
В русской литературе есть много произведений, которые восхваляют и славят русский язык. Очень ярко выразил мысль о том, что только литературные творения смогут сохранить язык, И. А. Бунин в своём стихотворении “Слово”. Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. Вот поэтому необходимо беречь этот дар и приумножать. Носитель языка должен не только говорить на своём родном языке, но и знать произведения великих классиков. И, только тогда каждый житель нашей страны может с гордостью сказать:”Мой родной язык русский”!

Сочинение на тему “Мой родной язык русский” 8 класс

План
1. Значение языка в нашей жизни
2. Проблемы в русском языке
3. Гордость за русский язык
Возникновение и развитие устной и письменной речи играет огромную роль в становлении всего мира. Начиная с древности, люди придумывали слова, чтобы общаться друг с другом. Язык является системой, которая состоит из букв и слов. Создав эту систему, наши предки стремились записать все события, которые происходили с ними. Издавна у людей было желание передать накопленные знания своим потомкам. Наше поколение получило в дар готовое средство общения и хранения информации. Все, что от нас требуется – это любить и беречь русский язык.
Но, в последнее время возникает опасность потери чистого русского языка. Если внимательно просмотреть статьи в Интернете, можно подумать, что они написаны на иностранном языке. Какое огромное количество заимствованный слов используют современные люди! Когда вы в последнее время слышали простые и понятные слова: ” управляющий”, ” неудачник”, “стоянка”. Все чаще и чаще их заменяют английскими соответствиями: ” менеджер”, ” лузер”, “паркинг”. Большинство людей уверены в том, что эти слова являются русскими. Но, это не так.
Конечно же, любой язык переживает изменения. Были времена, когда русская интеллигенция общалась только на французском или немецком языках. Русский же язык считался языком бедняков. Поэты и писатели того времени прилагали огромные усилия, чтобы доказать всем, что родной язык не хуже иностранного. Своими бессмертными произведениями они смогли показать богатство и многогранность русского языка. Не стоит повторять ошибок прошлого! Очень важно сохранить индивидуальность своего родного языка, а не заменить его иностранным.
Русский язык имеет богатый словарный запас. В нашем родном языке присутствует огромное количество синонимов и антонимов, омонимов и паронимов. Все эти и многие другие средства языка украшают и обогащают русский язык. Стоит прочитать литературные произведения наших великих классиков, чтобы убедиться в этом и начать гордиться своим родным языком. Мой родной язык русский, чем я и горжусь!


Adblock
detector