Чучело во множественном числе как пишется

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать,

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Только и всегда пиши!

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

(Из сборника «Занимательная грамматика»)

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

А инженеру — лучше,

Я бы строить дом пошёл —

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Поворчав себе в усы,

Осторожно взял часы.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком — торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

Слог. Ударение. Звуки и буквы

Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу

В сочетаниях жи, ши

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

Туча, роща, саранча,

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Кричу, ворчу, ищу, тащу.

Я с у пишу и чу, и щу.

(Из сборника “Занимательная грамматика”)

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы.

5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

А инженеру – лучше,

Я бы строить дом пошел –

Пусть меня научат.

Хороший дом, большущий дом

И заживут ребята в нем

Удобно и просторно.

Щуря глаз И хмуря брови,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнем

Да крутит хвостом. (Свинья)

Но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

Жужжит, как пчела. (Самолет)

Узоры вышивает. (Иголка)

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком – торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмет ерша с хвоста.

Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на реке тишина. Мы плывем на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолетики.

Мой папа любит рыбалку. Он часто берет меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

school.home-task.com

Школа XXI век

(с) мы все учились понемногу

%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 21 %D0%B2%D0%B5%D0%BA

%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0

%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0

%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B

Сочетания ча, ща, чу, щу

%D0%B6%D0%B8 %D1%88%D0%B8 .
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Чай, чайник, чашка, чаща, роща, щавель, выручай, гуща, часто, час, часы, часовой, чайка, туча, чугун, хочу, часть, чуб, чудо, учу, щука, щуплый. (22 слова.)

Мяч, щенок, ящик, щука, часы, ножницы, плащ, кирпич, станция, рукавицы, чайка, туча, чашка, чайник, циркуль, цыплёнок. (16 слов.)

Чужие края, тёмные чулки, чуткий сон, кислый щавель, щадить растения, зубастая щука, щурить глаза, чистить зубы, лесная чаща, живой уголок, широкая дорога. (22 сло­ва.)

жи, ча, ща, щу.

ЧИЖИ.
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев. (39 слов.)

Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ща, щу.

ОБЫКНОВЕННАЯ РОЩА.
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники! (48 слов.)

Выборочные диктанты.

Записать слова с буквами ш, ч, щ.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лищь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят…

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Чашка, роща, щавель, часы, чулки, чуб, часть, чижи, чайка, щука, жёлтый, чёрный, ёжик, машина, жи­вой, широкий, туча, чулок. (19 слов.)

НАЧАЛО ЗИМЫ.
Птицы улетели в тёплые края. На землю падают пер­вые снежинки. Утренние заморозки побелили крыши домов, деревья. За ночь выросли снежные рощи на стёклах окон. Пришла зима. (28 слов.)

Письмо по памяти.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга. (14 слов.)
(А. П у ш к и н.)

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты. (22 слова.)
(М. Лермонтов.)

Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. 2-й класс

Цель:
развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости.

Задачи:

  • формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, внимание, память;
  • воспитывать положительное отношения к учёбе.

Средства обучения:
компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.

1. Организационный момент

Учитель:
Дети отвечают:
Вот так! Показывают движения.

Как живешь? Вот так! (пальчик)
Как идешь? Вот так! (шагаем)
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
Как молчишь?
А сидишь?

2. Актуализация знаний

– А сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Вы готовы со мной работать? Путешествовать будем по станциям.

Остановка «Догадайся!»

– Послушайте логическое упражнение:

В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.

(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)

– Определите, какие орфограммы встречались в этом упражнении и сформулируйте тему урока. (Ответы детей)

– Тема нашего урока: Правильное письмо сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
– Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Орфография». Орфография – это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на письме ошибок. Для этого поработаем с плакатом «Что такое орфограмма?»

(Интерактивный плакат: 1, 2 задание) 2, 3 слайды

Остановка «Чистюлька»

Чистописние:
ж ш ч щ ж ш ч щ.

– Посмотрите на доску. 4 слайд – Какие буквы вы видите?
– Какими звуками на письме они обозначаются?Д айте характеристику этих звуков. (Шипящие, звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые, звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие).

– Какие знаете сочетания с данными буквами?
– Запишите красиво буквы в тетрадь.

3. Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности

Остановка «Познавай-ка»

Знакомство с новыми словарными словами: капуста, хороший

1) На этой остановке нас ждёт загадка:

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка! (Капуста)
5 слайд

– Это новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, подберите слова-родственники и запишите. (Запись в тетради: Капуста, капустный лист, капустница.)

– Что знаете про капустницу? (Это бабочка, которая поедает капусту).

– Какая бывает капуста?

2) Прочитайте пословицы о капусте на классной доске, объясните смысл.

Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь капустой.
6 слайд
Без капусты – щи не густы

3) Распространите текст, подходящими по смыслу словами. (Карточки)

– Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова. (коллективная и самостоятельная работа, проверка по цепочке)

Наступила ________ осень. _______ ________ созрел урожай овощей. Капуста уродилась на славу! ______ _______ кочаны лежат на грядках. Капуста не только _______, но и красивый овощ.

(Слова для справок:
сочные, поздняя, богатый, на полях, на славу, крупные, вкусный.)

– А если капусты и других овощей уродилось на огороде много, то как мы говорим про такой урожай? (Богатый, большой, хороший).
7 слайд
– Это ещё одно новое слово из словаря. Запишите его в тетрадь, подберите слова-родственники.
– Когда ещё употребляем в речи это слово? (хороший ученик, хороший друг). Подберите противоположное слово (антоним).

Остановка «Проверяй-ка»

– Запишите с доски в тетрадь слова, подчеркните орфограмму.
Проверка по тренажёру «Волшебная труба». 8, 9,10 слайды
Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак, прищурил, щупальца.

Физкультминутка

4. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации

Остановка «Вспоминай-ка»

– Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!

Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по уровням

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.

Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.

Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).

Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.

Пушистые, кружились, снежинки.
Веры, у, новые, лыжи.
Мороза, не боятся, и, стужи, дети.

Остановка «Думай-ка»

– А теперь мы поиграем. Игра называется «Найди ошибки»

(Интерактивный плакат) 11 слайд

5. Подведение итогов и формулирование выводов

Остановка «Конечная»

– На этой остановке мы подведём итоги урока.
– Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?
– Слова, с какой орфограммой нам встречались?
– Какие правила русского языка помогали нам на уроке?
– Давайте послушаем, какие же есть стихи про изученные орфограммы.

(Рассказывают подготовленные дети)

1 учащийся:

Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И
всегда пиши!

2 учащийся:

Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!

3 учащийся:

Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У
.

Домашнее задание.

Выучить новые словарные слова, нарисовать рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

– Урок окончен, молодцы! 12 слайд
– Спасибо за работу!

Урок по русскому языку по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу». 1-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели деятельности учителя:
Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши
с буквой и
,

ча–ща
с буквой а

, чу–щу
с буквой у.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

(объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • научатся:
    соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу
    и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу
    ;
  • получат возможность научиться:
    оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.
  • Метапредметные

    (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

    • познавательные –
      овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
    • коммуникативные
      – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
    • регулятивные –
      оценивает свои достижения на уроке.
    • Личностные:

      формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

      Методы и формы обучения:
      объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

      Образовательные ресурсы:
      индивидуальные карточки с деформированным текстом (Приложение
      ). Таблица словарных слов. Презентация.

      Ход урока

      I. Организационный момент.

      Встало солнышко давно
      Заглянуло к нам в окно.
      Нас оно торопит в класс,
      Вновь урок у нас сейчас!

      Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

      II. Актуализация знаний.

      Каллиграфическая минутка.

      – Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите

      внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы будем повторять?

      01

      – Запишите слова с изученными буквосочетаниями и подчеркните их. Какие сочетания вы подчеркнули?

      – Какие буквосочетания мы сейчас повторили? (ЧК, ЧН, ЧТ)

      III. Самоопределение к деятельности.

      Картинный диктант.

      На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова:
      роща
      , жи
      раф, ши
      шка, чу
      гун, щу
      ка, ча
      йник.
      Учащиеся произносят данные слова.

      – На какие три группы можно разделить эти слова? (жи – ши, ча – ща, чу – щу)

      – Запишите слова в три столбика.

      – Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работы друг друга по шаблону.

      – Кто назовёт тему нашего урока?

      IV. Работа по теме урока.

      1. Наблюдения над слогами-слияниями ЖИ, ШИ.

      – Напишите транскрипцию слогов-слияний жи-ши.

      ([жы], [шы].)

      – Что заметили? (Звуки [ж], [ш] твёрдые, после них слышится гласный «ы».)

      – Звуки [ж
      ], [ш
      ] – всегда твёрдые, но после букв ж
      и ш
      нужно писать и.
      так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.

      Жи
      и ши
      с буквой и
      всегда пиши:
      Мыши, ежи, ужи,
      Лыжи, лужи, камыши.

      (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ)

      2. Наблюдение над согласными звуками [ч’], [щ’].

      Сделайте звуко-буквенный анализ слов туча, роща. [туч

      а], [рощ
      а].

      (по вариантам)

      – Какие в этих словах звуки [ч’]
      , [щ
      ’]? (Согласные, мягкие, глухие, шипящие).

      – Буквы ч
      и щ
      обозначают мягкие непарные звуки [ч’], [щ’], поэтому перед любыми гласными читаются мягко. Люди договорились, что после ч
      и щ
      пишется буква а.

      (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧА – ЩА)

      – А сейчас сделайте звуко-буквенный анализ слов чудак
      и щука. (по вариантам)

      – Что заметили? (звуки [ч’], [щ’] произносятся мягко, но пишется буква у. так договорились люди).

      – Какое правило можем вывести? (Ча – ща пиши с буквой а;
      чу – щу пишем с буквой у
      ).

      (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧУ – ЩУ)

      Работа по учебнику.

      А сейчас мы с вами применим наши знания на практике и начнём работу с учебником.

      Упр. 1 с. 115.

      Откройте учебник с. 115 и найдите упр. 1.

      – Какую «работу» выполняют буквы и, а, у
      в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?

      – Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу
      ?

      – Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

      – Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И?

      – Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А?

      – Почему в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У?

      Физминутка для глаз.

      Вы метёлочки метите
      Мои глазки остудите.
      Дети моргают ресничками.

      Надо глазочки сомкнуть
      И немного отдохнуть.
      Дети закрывают глаза и сидят спокойно.

      Глазки, глазки просыпайтесь
      За работу принимайтесь.
      Дети открывают глаза и приступают к работе с учебником.

      Упр. 2 с. 116.

      – Прочитайте ещё раз слова из упр. 1 и запишите эти слова. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

      – Выполните задание самостоятельно.

      – Прочитайте сведения о языке.

      – Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?

      – Как пишутся сочетания ЧА – ЩА?

      – Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ?

      – Рассмотрите рисунки и произнесите слова-названия предметов.

      – Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)

      – Какой буквой нужно обозначать его на письме? (И,)

      – Напишите слова-названия предметов.

      V. Физкультминутка.

      Ча-ча-ча,
      Мы сидели молча. (Встают, ходьба на месте)
      .
      Чу-чу-чу,
      Снова прыгать я хочу. (Прыжки на месте)
      .
      Жи-жи-жи,
      На плечи руки положи. (Круговые вращения руками)
      .
      Щу-щу-щу,
      Руки вниз я опущу. (Наклоны вниз с вытянутыми руками)
      .
      Ща-ща-ща,
      Приседаем, не пища. (Приседания).

      Ши-ши-ши,
      Посидим теперь в тиши. (Садятся за парту)
      .

      VI. Закрепление изученного материала.

      1. Работа по учебнику.

      Упр. 4 (с.117).

      – Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)

      – Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

      – Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

      – Подберите другие слова, в которых есть буквосочетания жи
      и ши.

      – Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.

      2. Словарная работа.

      Пьёт бензин как молоко,
      Может бегать далеко.
      Возит грузы и людей.
      Ты знаком, конечно, с ней? (Машина.)


      Найдите в толковом словаре лексическое значение слова машина
      и прочитайте.

      Инна: «Машина – это механизм, совершающий какую-либо работу»

      Савелий: «Машина – это автомобиль»

      – Правильно, ребята! А пришло оно из латинского во французский, а затем в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – сооружение.

      – Запишите в тетрадь слово машина.
      Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

      – Придумайте со словом машина
      предложение и запишите его.

      3. Индивидуальная работа с карточками над деформированным текстом.

      – Прочитайте. Что интересного вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

      – Определите, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.

      – Прочитайте получившееся стихотворение. Вспомните, кто автор этих строк. (С.Я. Маршак.)

      – Назовите слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ. (Лужи, стужи.)

      – Запишите составленное стихотворение.

      – Сделайте самопроверку текста по шаблону.

      Упр. 6 (с. 118).

      – Сколько предметов называют данные слова? (Один.)

      – Измените, эти слова так, чтобы они называли несколько предметов.

      – Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

      4. Запись под диктовку.

      У Даши живёт кот Рыжик. Он рыжий и пушистый. Кончик хвоста белый. Рыжик любит играть.

      – Подчеркните сочетания ЖИ – ШИ.

      VII. Рефлексия.

      На экране высвечиваются рисунки с сочетаниями: ча, ща, чу, щу, жи, ши. Дети читают слова, затем в течение 2 минут ещё несколько раз проговаривают их про себя, как бы фотографируя их. Потом они записывают слова по памяти: ча
      сы, снежи
      нка, ши
      на, чу
      чело, щу
      пальце, ча
      шка, ща
      вель, чаща,
      площа
      дь
      . После записи они проверяют их написание по шаблону, предварительно поменявшись в парах тетрадями.

      – Подчеркните изученные орфограммы.

      – Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

      – Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

      – А кому нужно ещё потренироваться?

      VIII. Подведение итогов урока.

      – Что нового вы узнали на уроке?

      В сочетаниях жи – ши,

      Только и
      всегда пиши!
      В сочетаниях ча – ща

      Пиши только букву а!

      В сочетаниях чу – щу

      Пишут только букву у!

      – Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

      – Молодцы! Спасибо за урок! Вы все прекрасно поработали!

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      • Издательство Нестор история
        Запрос цены
        Римское право. Учебное пособие
        Шебалкин И.В.Римское право — М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. – 78 с.
        Римское право является фундаментальной наукой и учебной дисциплиной, закладывающей основы знаний будущих юристов. Её изучение […]
      • Перегон судов различного назначения
        Любое судно проектируется и строится для определенного района и конкретных условий эксплуатации, что отображается в классе судна.Но часто возникает необходимость в перегоне судна с одного водного бассейна в другой в условиях, на которые […]
      • Устав службы на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации
        ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ ГЛАВА 3. ЭКИПАЖ СУДНА ГЛАВА 4. КАПИТАН ГЛАВА 5. ОБЩЕСУДОВАЯ СЛУЖБА ГЛАВА 6. СУДОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ […]
      • Итоговая контрольная работа по экологии, 11 класс
        Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»
        Итоговая контрольная работа по экологии
        Часть А. (только один верный ответ в каждом вопросе)
        А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания […]
      • 6. Система налогов и сборов
        «Налоговая система» и «система налогов» – не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким образом, […]
      • Федеральный закон 196-ФЗ О безопасности дорожного движения
        Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ
        О безопасности дорожного движения
        (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 […]
      • Образец заявления о выдаче паспорта. Форма N 1П
        Приложение N 1 к Административному регламенту исполнения государственной функции по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, по […]
      • Физика. 9 класс. Дидактические материалы. Марон А.Е., Марон Е.А.
        М.: 2014. — 128с. М.: 2005. — 128с.
        Данное пособие включает тренировочные задания, тесты для самоконтроля, самостоятельные работы, контрольные работы и примеры решения типовых задач. Предлагаемые […]

    1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

    2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Око­ло цветов шипы. (8)

    3. У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

    4. Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё пада­ют. (14)

    5. У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ков­шик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

    6. У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

    7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пуши­стые малыши утята. (9)

    8. Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

    9. Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите друж­бой. (17)

    10. Птицы высиживают яйца. А гадюки рожда­ют живых детёнышей. Этим змейкам толь­ко один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

    11. Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Бе­регитесь, пушистые мыши! (29)

    12. Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

    13. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

    14. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

    15. У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

    16. Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вер­шины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

    17. На наших участках живут ежи и рыжие бел­ки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповни­ке и шипит. А вон пушистый бельчонок ска­чет через душистые ландыши. (32)

    18. Нарвалы — это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

    19. Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от хо­лода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

    20. У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

    21. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

    22. Что за детёныши? Они живут в лесу. У ма­лышей ноги большой длины. Большие и ши­рокие уши. Это лосята. (19)

    23. Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в ка­мыши. (30)

    24). Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пу­шинка лежит у конуры. Наша Пушинка слу­жит людям. Она сторожит двор. (27)

    25. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У драко­на большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружи­ем. Дракон убежит. (28)

    26. Носороги — крупнейшие животные. Оружие носорога — рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на живо­те или на боку. Эти животные долго живут. (26)

    27. Живёт барс высоко в горах. Мать малень­ких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

    28. Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

    29. Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Ско­ро ужин. Карлсон спускает Малыша с кры­ши. (31)

    Слова с сочетаниями ЧА, ЩА

    1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача — грачата. У зайчихи пи­щат зайчата. (15)

    2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

    3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

    4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У вол­ков — волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

    5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галча­та и скворчата. (15)

    6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

    7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашеч­ку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

    8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

    9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ве­тер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

    11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хвата­ют беднягу за хвост и за уши. (23)

    12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго — два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часо­вой не обращает внимания. (30)

    13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко — это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

    14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

    15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может на­чаться дождь. Крольчата бегут домой. Тем­нота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

    16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обе­щают приходить почаще. (32)

    17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечи­ки. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный ар­тист! Мы попрощались со скрипачами. Ког­да мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

    18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша ов­чарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по до­щатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

    Слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ

    ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

    1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу пра­вило. (10)

    2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

    3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

    4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

    5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кру­чу его в руках и тащу в дом. (17)

    6. Пищуха — маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю — чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

    7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уп­лыл по речушке Щуре. (35)

    8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)

    9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу — схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

    10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

    11. Пища песцов — рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в веч­ной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холо­дильнике. (27)

    12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупаль­ца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

    13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опас­ность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чу­гунок. Стал чумазый. (37)

    14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кон­чаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

    15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужест­ранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

    16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и став­лю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

    17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо приро­ды! (22)

    18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане ло­пату. Каждому овощу я поищу место. При­тащу лейку с водой. В огороде поставлю чу­чело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

    s29552119s49909861

    Выборочные диктанты

    1. Записать только слова с буквосочетаниями ЖИ, ШИ.

    1) У реки растут камыши. 2) После дождя во дворе лужи. 3) Цветут ландыши. 4) Поют чижи. 5) Улетели стрижи. 6) Ерши живут в реке, моржи — в море, ежи — в лесу. 7) Лыжи натерли жиром. 8) У Лены карандаши. 9) Мой чище уши. 10) Хороши душистые розы. 11) У розы шипы. 12) Пиши без ошибок. 13) Пиши, да не спеши. 14) Кружились снежинки.

    2. Записать только слова с буквосочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

    1) Частый дождик во дворе. 2) Юра Чайкин решил задачу. 3) Вороны громко кричали. 4) Над водой кружились чайки. 5) Рыбаки поймали леща и щуку. 6) Птицы ищут пищу. 7) У галки галчата. 8) У волка волчата. 9) Чашка и чайник — посуда. 10) Дети пришли в рощу. 11) Сороки трещат. 12) Коровы мычат. 13) Мыши пищат. 14) Дятлы стучат. 15) На лугу рос щавель. 16) Чайки и щурки — птицы.

    Проверочные диктанты

    Зимой

    Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку. (34 слова)

    Летом

    Наша дачка у лесочка. Там речка Щур. Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и два леща. Окунька мы дали коту. (31 слово)

    Заяц и кот

    У Димы жил пушистый зайка. Наш кот Васька и зайка дружили. Кот любил молочко. Заяц ел капусту. Весной зайка стал скучать. Мальчик отпустил зверька в лес. (29 слов)

    Слова для справок: о
    тпустил.

    В роще

    Как хорошо весной! Мы идем в дубовую рощу. Тут весело поют чижи и дрозды. Громко кричат грачи. Стучат пестрые дятлы. Трещат шустрые сороки. Над цветком жужжит пчела. (29 слов)

    Орфографические минутки

    1. Подчеркнуть в словах буквосочетания с твердым шипящим согласным звуком.

    Ежи, чижи, этажи, камыши, мыши, уши, жир;

    Пружина, ошибка, душистый, житель, шишки;

    Жирный, шить, пушистый, шило, снежинка, ерши;

    Дружить, лужи, ландыши, мыши, лыжи, жизнь.

    2. Записать, изменяя число предметов.

    Малыш — малыши, стриж, этаж, ерш, морж, ландыш;

    Груша, карандаш, еж, уж, камыш, ухо, лужа, нож.

    3. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

    Час, чай, чайник, чайка, чаща, часть, свеча, чашка;

    Прощать, площадка, мочалка, саранча, перчатка;

    Встречать, кричать, ворчать, молчать, пищать, трещать;

    Чадо, чары, чайный, частый, чаша, качать, журчать;

    Туча, задача, удача, тысяча, куча, встреча, щавель;

    Щука, щуренок, чугун, чучело, ворчун, чудо, чулки;

    Чулан, чудный, чужой, щупальца, щуриться, чищу;

    Кричу, пищу, плачу, молчу, лечу, стучу, тащу.

    4. Подчеркнуть в словах буквосочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЧТ, ЩН.

    Бочка, точка, девочка, ручка, тачка, строчка, дочка;

    Колючка, сестричка, курочка, уточка, дудочка;

    Что, чтобы, почта, мачта, мечта, прочти, чтение;

    Точный, вечный, срочный, мрачный, речной;

    Помощник, хищник, хищный, овощной (суп);

    Мощный (удар), женщина, каменщик, барабанщик.

    Урок-игра по русскому языку

    «Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

    Учитель
    : Фасгиева Галина Тагировна

    УМК
    : «Перспектива»

    Тема урока
    : «Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

    Тип урока
    : обобщение и систематизация знаний и умений.

    Форма проведения
    : урок-игра.

    Цель
    : закрепить навык правописания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

    Задачи урока:

      закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, обобщить знания учащихся по данной теме;

      способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности;

      развивать орфографическую зоркость учащихся;

      воспитывать интерес к русскому языку.

    Планируемые результаты

    Метапредметные

    Планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям.

    Наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать.

    Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

    Предметные

    Различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения.

    Грамотно писать слова с орфограммой «Гласные после шипящих»

    Личностные

    Осознание собственных достижений при освоении учебной темы; позитивное отношение к результатам обучения.

    Оборудование
    : Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык», интерактивная доска, интерактивная энциклопедия по русскому языку, листы с заданиями, листы для рисунков, М.Ю. Полникова «Дидактическая тетрадь по русскому языку», цветные карандаши, фломастеры, фишки.

    Ход урока

      Этап мотивации к учебной деятельности.

    Прозвенел и смолк звонок,
    Начинается урок.
    На меня все посмотрели
    Улыбнулись и присели.

    2. Актуализация опорных знаний.

    Ребята, сегодня наш урок мы начнём со стихов.

    Учащиеся читают стихи.

      В сочетаниях жи, ши

    Только и всегда пиши!

    Мыши, ёжики, ужи,

    Лыжи, лужи, крыши.

    Жирафы, шины и моржи,

    Шиповник и карандаши

    Кружить, служить, дружить и жить,

    Спешить, смешить, шипеть и шить.

    Запомни слоги жи и ши

    И только с буквой и пиши.

      В сочетаниях ча, ща

    Пишем только букву а.

    Куча, гуща, каланча,

    Туча, роща, саранча,

    Чаща, дача и печать

    Нужно с буквой а писать.

      В сочетаниях чу, щу

    Пишут только букву у.

    Я грамотно писать хочу,

    Слова на чу и щу учу:

    Чулок, и чудо, и чугун,

    Чудак, и щука, и ворчун,

    Чумазый, чучело, чурбан,

    Чудесный, чувства и чулан,

    Кричу, ворчу, тащу.

    Я с у пишу и чу, и шу.

    Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

    Правильно, о правописании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

    Урок у нас сегодня необычный, а называется он «Клуб весёлых и находчивых» (КВН)

    Вам необходимо разделиться на две команды, выбрать капитанов и придумать название своим командам. Далее каждая команда получает задания и выполняет их (ребята сами выбирают себе задания, а также помогают в команде друг другу)

    Оценивать конкурсы и выставлять баллы будут жюри. Побеждает команда, получившая наибольшее количество баллов.

    Итак, мы начинаем нашу игру, желаю всем успехов!

    На доске появляется слайд.

    Конкурсы.

      Конкурс «Капитанов»

    Капитанам нужно правильно произнести скороговорку.

    1 команда

    В кустах душистого жасмина

    Живёт ежиха Жозефина.

    2 команда

    Среди душистой травушки

    Сидит пушистый заюшка.

      Конкурс «Нарисуй скороговорку»

    Капитаны отдают командам свои скороговорки и ребята рисуют к ним рисунки.

    Пальчиковая гимнастика.

    Внимание, девочки!
    Внимание, мальчики!
    Приготовьте трубочки,
    Разомните пальчики!

    Чтобы нам добыть огонь,
    Трём ладонью о ладонь.
    Вдруг ладошка заискрится,
    Трубка наша загорится!

    Ножки вместе, ровно спину.
    Мы сидим за пианино.
    Мы разучиваем гамму.
    Ножки вместе, спинку прямо.

    Вот за партами ребята
    Расшалились, как котята:
    Парты пальчиками трут,
    Словно лапками скребут.

    В парке есть глубокий пруд.
    Караси в пруду живут.
    Чтобы стаю нам догнать,
    Нужно хвостиком махать.

    Раз огромный крокодил
    Табуретку проглотил.
    А теперь разинул пасть:
    Как бы парте не пропасть!

      Конкурс «Ошибки Незнайки!»

    Ребята получают листы с текстом и исправляют ошибки.

    Жыл я рядом с лесом и гулял в лесной чяще.

    Разрослись там вшырь кусты шыповника.

    Укололся я о шыпы и упал как чюрбан.

    Смотрю, в кустах – хижына!

    Сощюрил я глаз и увидел в окне свечю.

    Но на свет не пошёл – вдруг там жывёт чюдовище!

      Конкурс «Допиши слово или отгадку»

    Условие — в словах должны быть орфограммы жи-ши, чу-щу или ча-ща.
    Кот живет у нас на крыше,
    А в чулане живут _ _ .
    ***
    Не поедет без бензина
    Ни автобус, ни _ _ _ .
    ***
    Если с крыши потекло
    И сугробы ниже –
    Значит, солнце припекло,
    Убирайте _ _ .
    ***
    По полям бегут ручьи,
    На дорогах …
    Скоро выйдут муравьи
    После зимней _ _.
    ***
    Покружилась в воздухе
    Звездочка немножко,
    Села и растаяла
    На моей ладошке. (Это _ _ _)
    ***
    Белые горошки
    На зеленой ножке. (Это _ _)

    ***
    Клубок, да не пуш_стый.
    Колючий, да ерш_стый. (Это _)

    Идут, бегут, а с места не сойдут. (Это _ _)

      Конкурс «Один — много»

    Напиши слова во множественном числе.

    Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.

    Музыкальная физкультминутка «Утренняя гимнастика с Серебрянкой»

      Конкурс «Допиши слова»

    Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

    Коровы — м________, птецы — п__________, змея- ш__________, сычи — кр__________, кузнечики -тр__________, дятлы — ст________.

      Конкурс «Замени слова»

    Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой «жи-ши, ча-ща, чу-щу».

    Ароматный чай — д_____________ чай,

    просторные улицы — ш_____________ улицы,

    толстый кот — ж____________ кот,

    мохнатые ели — п_____________ ели,

    огромные лужи -б ___________ лужи,

    прекрасный малыш — заме____ый малыш,

      Конкурс «Кто быстрее!»

    Интерактивная энциклопедия по русскому языку для начальной школы. Вставить пропущенные буквы в слова.

      Конкурс «Наша история»

    Учебник с.77 упр.113, составить текст по опорным словам.

      Конкурс «Посмотри и напиши»

    Дидактическая тетрадь с.21 упражнение 3

    Подведение итогов. Рефлексия.
    Вручение медалей победившей команде.

    – Что на уроке было самым интересным?
    – Что на уроке показалось вам самым трудным?
    – Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу на уроке.

    Слог. Ударение. Звуки и буквы

    Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу

    Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

    КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    В сочетаниях жи, ши

    Только и всегда пиши!

    Мыши, ежики, ужи,

    Лыжи, лужи, крыши.

    Жирафы, шины и моржи,

    Шиповник и карандаши,

    Кружить, служить, дружить и жить,

    Спешить, смешить, шипеть и шить.

    Запомни слоги жи и ши

    И только с буквой и пиши.

    В сочетаниях ча, ща

    Пишем только букву а.

    Куча, гуща, каланча,

    Туча, роща, саранча,

    Чаща, дача и печать

    Нужно с буквой а писать.

    В сочетаниях чу, щу

    Пишут только букву у.

    Я грамотно писать хочу,

    Слова на чу и щу учу:

    Чулок, и чудо, и чугун,

    Чудак, и щука, и ворчун,

    Чумазый, чучело, чурбан,

    Чудесный, чувства и чулан,

    Кричу, ворчу, ищу, тащу.

    Я с у пишу и чу, и щу.

    (Из сборника “Занимательная грамматика”)

    2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

    ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

    1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    Столяру хорошо,

    А инженеру – лучше,

    Я бы строить дом пошел –

    Пусть меня научат.

    Я сначала начерчу

    Дом такой, какой хочу.

    Хороший дом, большущий дом

    На все четыре стороны,

    И заживут ребята в нем

    Удобно и просторно.

    (В. Маяковский)

    Щуря глаз И хмуря брови,

    Поворчав себе в усы,

    Часовщик Иван Петрович

    Осторожно взял часы

    (С. Михалков)

    2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    Золотое решето

    Черных домиков полно.

    Сколько черненьких домков,

    Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

    Лежит под плетнем

    Да крутит хвостом. (Свинья)

    Никого не огорчаю,

    Но всех плакать заставляю. (Лук)

    Летит, как стрела,

    Жужжит, как пчела. (Самолет)

    Одноглазая старуха

    Узоры вышивает. (Иголка)

    ПОСЛОВИЦЫ

    1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком – торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмет ерша с хвоста.

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    Утром на реке тишина. Мы плывем на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолетики.

    НА РЫБАЛКЕ

    Мой папа любит рыбалку. Он часто берет меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

    ЖИВОЙ УГОЛОК

    В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

    (No Ratings Yet)

    Схожі записи:

      3 класс Повторение изученного в 3 классе ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ Объяснить орфограммы в выделенных словах. УЧИТЕСЬ СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ Природа – это волшебник. Она…

      ТЕКСТ УРОК 45 ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ 242 Прочитай. Предложения какой группы связаны между собой по смыслу? Какую группу предложений можно озаглавить? Как? 1. Мы ходили…

      1 класс Слог. Ударение. Звуки и буквы Обозначение на письме согласных звонких и глухих СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать слова. Подчеркнуть буквы, обозначающие согласные…

      СЛОВО УРОК 71 БОЛЬШАЯ БУКВА В НАЗВАНИЯХ ГОРОДОВ, СЕЛ, УЛИЦ, РЕК 369 Спиши. Подчеркни большую букву в словах. Город Луцк, село Степное, улица Солнечная, река…

      ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ § 33. ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. ПРАВОПИСАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ – Числительные по своему составу делятся на простые, сложные и составные….

      ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 2 Культура речи ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Грамматические нормы Ср. p. Ж. р. М. р. Бюро Кольраби Кенгуру Жюри Леди Конферансье Интервью Мадам Маэстро Метро…

      Урок 13 Буквы о, а Учимся правильно произносить и писать слова с о в начале слова и в предударном слоге 91. Послушай стихотворение, которое прочитает…

      С НОВЫМ ГОДОМ! Же ше це Лес Цепь Мышеи Ужей Ниже Даже Хуже Уже Цена Шесть [ы] Ценный К шести Шесть – шесто́й По улице…

    Похожие статьи


    Adblock
    detector