Цель сказки зимовье зверей

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страницы 86-89. укм перспективараздел мир народной сказки. маленькие

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

AVvXsEg2pwRAor iuQKy71QVGAm eGgQAU3IQ4hoPwtYvhk8XfMrCV3dJnwcfFRDmTH5xD06qbj1wV9Du oimwLAJUSg7XrXrFl4nLx1iDnphd11OKcrmksJw1fyh5esUCKpYBT5jLNkTIpAeByOt528K0sllmmQ8PRWaE8RtuYUk3aQ j3J1QtMQI sXn0 uw=w400 h253

Конспект интегрированного занятия  по речевому развитию

                                                                          Чтение сказки «Зимовье зверей»

Тема: чтение сказки «Зимовье зверей»

Цель: углубление интереса детей к художественной литературе.

Задачи:

-продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев;

-формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу;

-активизировать словарный запас детей: зимовье, рубить избу, столбы тесать, щепу драть, стены конопатить;

-обогащать словарный запас детей: «У страха глаза велики»;

— подвести к пониманию образного содержания пословиц;

— развивать внимание и монологическую и диалогическую речь;

-развивать зрительное восприятие;

-воспитывать у детей интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать.

Материал: сундучок, книга «Зимовье зверей», мультимедийный проектор записи музыки «Зима» Чайковского, «Волшебство», звуки паровоза, заготовки вагончиков и локомотива, музыка «Паровоз букашечка»,  презентация к сказке, смайлики.

Предварительная работа: знакомство со сказкой “Зимовье зверей”, обсуждение отличительных особенностей каждого героя.

1. Стимулирование интереса 

(дети заходят в группу под музыку Чайковского «Зима»)

Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы!

-Ребята, скажите какое сейчас время года? (зима)

-А чем отличается зима от других времен года? (холодно, лежит снег и т.д.)

— Ребята, а как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки — зимы?

— Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады?

— А зимой можно отправляться в путешествия?

— Вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться путешествовать в удивительную сказку. Но только на чем мы туда поедем? Как нам в нее попасть? (на поезде, самолете, пароходе, автобусе, паровозе и т. д.)

— А может, мы построим волшебный паровоз, который сможет нас доставить?

Под веселую музыку «Паровоз Букашка» ребята “строят” паровоз, из заготовленных вагончиков и отправляются в путь. Выполнив работу, закрывают глаза и хором произносят: “Раз, два, три, в сказку попади”.

— Вот мы и приехали в сказку. Но в какую? Вы знаете? (нет) («Зимовье зверей»)

А чтобы узнать, попробуйте отгадать загадки:

1. Розовая спинка, на спинке щетинка, хвост крючком, а нос пятачком? (Свинья)

2. Большой, рогатый, мычит, хвост метелкой? (Бык)

3. Хвост с узорами, а сапоги со шпорами, рано встает, громко песни поет? (Петух)

4. Мягкие лапки, на лапах царапки, ходит легко, любит молоко? (Кот)

5. И в жару и в холод носит шубу он? (Баран)

6. Кто зимой холодной, ходит по лесу голодный? (Волк)

Молодцы, все мои загадки отгадали. Вы узнали, из какой сказки герои (ответы)

Все ответы иллюстрируются на слайдах.

2. Подготовка к восприятию

(Звучит музыка «Волшебство»)

— Ребята, вы слышите музыку? Интересно, откуда она?

— Ребята, посмотрите, здесь есть волшебный сундучок. Что же в нем?    Воспитатель достает сундучок. Произносит слова:

Раз, два, три, Волшебный сундучок, Что-нибудь нам подари!

(Воспитатель вынимает из сундука детскую книгу)

Ребята, а что это? (книга) А что же с ней нужно делать (читать)

(Дети рассаживаются полукругом.)

3. Чтение сказки «Зимовье зверей» (чтение сказки сопровождается показом иллюстраций на слайдах)

-О чем рассказывается в сказке? (о том, как звери строили зимовье)

-Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? (дом)

-Для чего звери построили себе дом? (чтобы жить, зимовать)

-Кто что делал?

(бык «столбы тесал»- выравнивал бревна;

баран «щепу драл» — мелко колол дерево на щепки;

свинья «глину месила», кирпичи клала;

кот мох носил, «стены конопатил» -затыкал щели в стенах; петух крышу крыл.)

-Что значит «рубить избу»? (строить дом)

-Что случилось однажды? (пришли волки)

-Как зверям удалось спастись? (звери испугали волков)

-Вам понравилась сказка?

Обрадовались звери, что спаслись от волка и на радостях стали веселиться, танцевать. Ребята, давайте, и мы с вами отдохнем немножко.

4. Физкультминутка «Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима!     (кланяемся)

Что в подарок принесла?        (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,       (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый                   (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки,              (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

5. Разъяснение пословицы, продолжение беседы.

Есть такая пословица: «У страха глаза велики» как вы ее понимаете? (Страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным).

-О ком можно так сказать в нашей сказке? (о волке)

-Что показалось волку?

Я прочту об этом еще раз (читаем сказку еще раз отрывок о волке)

Итак, ребята, не надо бояться того, чего на самом деле нет.

Ну что ребята, в гостях у сказки мы побывали, сказку почитали, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Давайте закроем глаза и произнесем слова: “Раз, два, три, из сказки выходи”.

6. Итог занятия.

— Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были? (в сказке)

— Что делали? (читали сказку)

-Какую сказку читали? («Зимовье зверей)

-Зачем нужны книги? (чтобы узнавать много нового и интересного)

-Понравилось ли вам сегодня путешествовать?

-Тяжело ли было отвечать на вопросы? Почему?

(Воспитатель подводит итог)

Если вам понравилось, то возьмите смайлик, который улыбается. Если не понравилось, то возьмите грустный смайлик (дети берут смайлики и объясняют свой выбор).

На чтение 14 мин. Просмотров 21 Опубликовано

Содержание:

Сюжет и персонажи

В сказке «Зимовье зверей» герои узнают, что хозяева хотят пустить их под нож, спасаются бегством и скрываются в лесу.

У старика и старухи было хозяйство. В нем жили домашние животные:

  • баран;
  • бык;
  • свинья;
  • гусь;
  • петух.

Надумал как-то хозяин отправить петуха на мясо. Тот проведал и сбежал в лес. Такая же участь ожидала свинью, и она убежала вслед за петухом. На очереди был баран. Он тоже не захотел попадать под нож и скрылся в лесу, да еще и гуся прихватив с собой. Оставшийся бык, чтобы избежать печальной участи, последовал примерку собратьев.

Звери поселились в лесу дружной компанией. Летом здесь им жилось прекрасно, но оно подошло к финишу, и первым о том, как жить дальше, забеспокоился бык — нужно строить домик для зимовки. Сказал он об этом барану и получил отказ — теплая шерсть спасет от лютого мороза. Свинья тоже не захотела помогать товарищу — как только похолодает, можно зарыться в землю. Гусь понадеялся на крылья, а петух собирался переждать зиму под елкой.

Бык тогда сам построил избушку, и зажил в ней припеваючи с теплой печью.

В морозы звери попросились в теплый дом. Кто-то грозился выбить дверь, другой выщипать мох, третий подкопать землю и избу уронить, четвертый — смести с крыши землю. Добрый бык всех пустил к себе зимовать.

Прознали про зимовье волк с медведем. У них возник коварный план: напасть на дружную компанию. Вперед отправился волчище. Но бык его к стене припер рогами, баран начал бодать, петух оглушил криком, гусь пощипал, а свинья грозилась съесть живьем. Волк вырвался и убежал, а медведь и вовсе забоялся. Зажили звери в избе, не зная горя и печали.

Главная мысль

В произведении использован аллегорический прием. На примере животных раскрываются некоторые человеческие качества.

Бык является воплощением надежности, благородства, остальные звери показаны легкомысленными, ленивыми и безответственными (Баран, Свинья, Гусь, Петух), а волк и медведь — грубые и коварные в этом случае.

Рассказ учит действовать сообща и быть дружными, смелыми, решительными. Только так можно справиться с нападками врагов. Друзья, не дожидаясь смерти, нашли в лесу убежище. Самым дальновидным и практичным оказался бык, решившийся на строительство избы. Совместные действия испугали хищников.

Детальный анализ сказки «Зимовье зверей» дает понять, как нужно поступать в жизни не только аллегорическим животным. Подобные ситуации могут возникать и среди людей. Поучительный сюжет учит ценить такие качества, как дружба и взаимопомощь, умение собраться при решении сложных вопросов, с которыми сложно справиться в одиночку. Еще в произведении есть предостережение, что нельзя лениться и совершать необдуманные поступки.

Тема дружбы поднимается во многих русских пословицах: «Когда мы едины, мы непобедимы» — в этом смысл сказки. Краткое содержание «Зимовья зверей» для читательского дневника можно записать несколькими ключевыми фразами:

  1. Домашние животные жили в хозяйстве у старика со старухой.
  2. Звери узнают о решении хозяина их зарезать и убегают в лес.
  3. Бык решился на строительство избы, но ленивые звери не захотели помочь товарищу по несчастью.
  4. Инициатор стройки соорудил себе домик в абсолютном одиночестве.
  5. Друзья попросились к быку на зимовку, и он всех простил.
  6. Незваные гости явились.
  7. Волк и медведь уходят несолоно хлебавши.

Сплоченный и дружный коллектив может дать отпор врагам и победить в схватке с грозным и сильным соперником. Важно не количество и сила хотя и от этого тоже что-то зависит, но храбрость, смекалка, стремление к единой цели, взаимовыручка.

Над моралью, которая кроется в пересказе о животных, полезно подумать не только взрослым и юным читателям.

Отзывы читателей

Очень поучительная история. Это одна из моих любимых сказок в детстве. Подобные книги надо читать вместе с детьми. Звери сумели дать отпор сильным соперникам. Это говорит о том, что коллектив, если он сильный, может собраться и выполнить любую задачу. Очень понравился бык: несмотря на то, что остальные звери дали слабину в ответственный момент, он простил это.

Отличная сказка про животных. Понравилось, что бык оказался очень добрым и простил своим товарищам лень и упрямство, когда они отказались помогать ему в строительстве. Он пустил их в избушку, и это оказалось верным решением.

Еще тесты

Читайте также

«Никита» — краткое содержание рассказа А.П. Платонова для читательского дневника«Белоснежка и семь гномов» — сказка для читательского дневникаКраткое содержание рассказа А.П. Чехова «Размазня» для читательского дневника«Старый дед и внучек» — басня Л.Н. Толстого для читательского дневника

«Зимовье зверей» – добрая и поучительная история о домашних животных, которые нашли приют в лесу, и, благодаря своей дружбе, смогли одолеть волка и медведя.

zimove-zverey-chitatelskiy-dnevnik-72434.jpg

Краткое содержание «Зимовье зверей» для читательского дневника

ФИО автора: Русское народное творчество

Название: Зимовье зверей

Число страниц: 4. «Зимовье зверей». Издательство «Мелик-Пашаев». 2016 год

Жанр: Сказка

Год написания:

План

  1. Главные герои
  2. Сюжет
  3. План пересказа
  4. Главная мысль
  5. Чему учит
  6. Отзыв
  7. Пословицы
  8. Что понравилось

Главные герои

Бык, баран, петух, гусь, свинья – домашние животные, сбежавшие в лес, дружные и бесстрашные.

Старик и старуха – хозяева сбежавших зверей.

Волк и медведь – наглые и сильные хозяева леса, но на деле оказались трусишками.

Сюжет

Жили старик со старухой, которые держали большое хозяйство. У них были баран, бык, свинья, гусь и петух. И вот, однажды, решил старик петуха зарезать. Когда об это узнал петух, то убежал в лес. Тогда старик надумал зарезать свинью, но и она в лес убежала. Когда баран узнал, что теперь старик его хочет зарезать, то также скрылся в лесу, захватив с собой гуся. Остался у старика только бык, но и он сбежал в лес от страшной доли.

И вот стали звери стали жить дружно все вместе, только в лесу. Когда лето подошло к концу, бык забеспокоился – нужно строить домик на зиму. Позвал он барана на помощь, но тот отказался – у него шерсть теплая, и никакие морозы ему не страшны. Свинья также отказала в помощи – как станет холодно, она закопается в землю да листву. Позвал тогда бык гуся, но тот надеялся на свои крылья, а петух, и в вовсе, собирался пересидеть зиму под елкой.

Делать нечего, построил сам бык избу, затопил печь и горя не знает. Когда наступили лютые морозы, не выдержали звери, стали к нему проситься в теплый домик. Бык был добрым, и всех пустил.

Однажды волк и медведь узнали, что в лесу появилась теплая избушка, и решили ее отобрать. Первым зашел в нее волк, и тут звери дружно на него напали, и все бока намяли. Испугался волк, и бросился наутек. Он обо всем рассказал медведю, и больше они никогда даже близко к той избе не подходили. А звери жили в ней, и горя не знали.

План пересказа

  1. Домашние животные старика и старухи.
  2. Старик решает зарезать животных.
  3. Звери скрываются в лесу.
  4. Бык предлагает построить избу, но никто не хочет помогать ему.
  5. Теплый домик быка.
  6. Звери просятся в домик.
  7. Зимовье зверей.
  8. Нежданные гости.
  9. Волк и медведь уходят ни с чем.

Главная мысль

Только действуя сообща, дружно, можно справиться с любой бедой.

Чему учит

Сказка учит быть дружными, смелыми, решительными. Учить быть осторожными и держать ответ за свои поступки.

Отзыв

Друзья не стали дожидаться смерти, и скрылись от старика в лесу. Самым умным и практичным среди них оказался бык, который построил теплую избу. Вместе друзьям удалось даже испугать даже медведя и волка, и обеспечить себе спокойную жизнь в лесу.

chitatelskiy-dnevnik-72434-risunok-illyustraciya-k-skazke-zimove-zverey.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Зимовье зверей.

Пословицы

  • Гусь свинье не товарищ.
  • Если хочешь чтобы дело был сделано хорошо, сделай его сам.
  • Вместе можно и море напрудить.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

Что понравилось

Понравилось, что бык оказался очень добрым, и простил своим товарищам лень и упрямство, когда они отказались помогать ему в строительстве. Он пустил их в избушку, и это оказалось верным решением.

Русская народная сказка «Зимовье зверей» Жанр: народная сказка о животных в обработке А. ТолстогоГлавные герои сказки «Зимовье зверей» и их характеристика

  1. Бык, баран, петух, гусь, свинья. Домашние животные, которым пришлось сбежать в лес. Там они дружно жили в домике и никого не боялись
  2. Волк и медведь. Любители дармовщины. Получили так, что дорогу забыли к зимовью зверей.
  3. Старик. Вечно голодный любитель мяса.

План пересказа сказки «Зимовье зверей»

  1. Домашние животные старика
  2. Коварные планы старика
  3. Звери бегут в лес
  4. Инициатива быка
  5. Домик быка
  6. Зимовье зверей
  7. Волк и медведь

Кратчайшее содержание сказки «Зимовье зверей» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Было у старика пять животных и решил он их зарезать.
  2. Убежали животные в лес и зажили там на славу
  3. Построил бык себе домик на зиму, а остальные звери  в него переселились
  4. Узнали про домик волк и медведь, отобрать захотели
  5. Волк зашел в дом, а там его звери в оборот взяли, насилу вырвался
  6. Медведь испугался и раньше убежал.

Главная мысль сказки «Зимовье зверей» Тем кто дружен и за все берется сообща, не страшны никакие враги и никакие морозы.Чему учит сказка «Зимовье зверей» Сказка учит быть дружными, все дела делать сообща, учит быть предусмотрительными и осторожными. Учит прощать ошибки своим друзьям. Учит не бояться врагов и смело давать им отпор.Отзыв на сказку «Зимовье зверей» Замечательная русская сказка, которая говорит о том, что лучше вместе, чем одному. Мне нравится в этой сказке практичность быка, который конечно больше всего боялся морозов, а потому сразу позаботился о своем доме. Но мне нравится и то, что он не стал упрямиться и простил своим друзьям их слабость и лень. Ведь в одиночку даже бык не справился бы с волком и медведем.Пословицы к сказке «Зимовье зверей» Гусь свинье не товарищ. Если хочешь чтобы дело был сделано хорошо, сделай его сам. Вместе можно и море напрудить. Вся семья вместе, так и душа на месте.Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Зимовье зверей» Жили старик и старуха и было у них много зверей в хозяйстве: бык, баран, петух, гусь и свинья. И вот захотел старик петуха зарезать. Узнал про то петух, в лес убежал. Видит старик — нет петуха. Решил свинью зарезать. Узнала про то свинья, тоже в лес сбежала. Видит старик — и свинья пропала. Решил барана зарезать. А тот не только сам в лес сбежал, но и гуся с собой позвал. Остался у старика только бык. Делать нечего, решил старик быка зарезать — очень уж кушать хочется. Но бык как услышал про это, тоже в лес убежал. И вот живут в лесу звери, горя не знают. Но лето кончилось и начал бык волноваться, о зиме и морозах беспокоиться. Позвал он барана домик строить, а тот не хочет, на шерсть надеется. Позвал свинью — и та не хочет, закопаться думает. Позвал бык гуся, а тот на крылья рассчитывает Петух и вовсе под елкой сидеть собрался. Плюнул на них бык, сам избу построил, печь затопил в тепле нежится. А зима холодная, морозная. Бежит баран к быку — пусти в домик,  а то двери вышибу. Пустил бык барана. Следом свинья катится. Угрожает подкоп сделать, избушку уронить. Пришлось и ее пустить. А там и гусь с петухом показались. Гусь грозит мох из сруба вытащить, петух землю с крыши сгрести. И их пустил добрый бык. Живут все вместе, не тужат. Узнали о том волк и медведь и позарились на избушку теплую. Пошли избу отбирать. Волк первым заходит. Тут его бык рогами к стене прижал, а баран с разбегу по бокам. Свинья в подполе бушует, живьем волка требует, гусь за бока щиплет, да петух на крыше ножи точит. Медведь как услышал такое, наутек кинулся. Еле вырвался волк, догоняет медведя, рассказывает, что мужиков в избе полно. Черный его к стене ухватом прижал, серый обухом, белый щипцами, а красный ножи готовит да по брусу бегает. И еще один в подвале сидит, живым требует. Не ходили больше к избе волк с медведем, а звери жили и горя не знали.Рисунки и иллюстрации к сказке «Зимовье зверей»

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: русский народ

Жанр: сказка

Главные герои:звери

Фольклор очень непосредственен и нравоучителен, и краткое содержание сказки «Зимовье зверей» это подтверждает.

Сюжет

Близилась зима. Бычок забеспокоился о своем будущем и стал искать, где перезимовать. Ему встретился баран, который тоже заботился о том же вопрос. Шли они по лесу, и встретилась им свинья и примкнула к компании. Затем увидали они петуха да гуся. Баран сказал, что он не пропадет, у него густая шерсть. Свинья сказала, что тоже переживет морозы — закопается в почву. Гусь и петух решили перезимуют в дупле дерева. А бык построил себе домик. Когда ударили морозы, стали проситься к нему товарищи, и пустил их хозяин дома. Услышав петушиные пения, лиса позвала волка и медведя, чтобы вместе съесть добычу. Первым пошел медведь, но такой отпор дали ему обитатели избы — бык забодал, баран бил, свинья и гусь щипали, а петух пронзительно кричал, что косолапый умчался от них в ужасе и сказал волку и лисе, что на него напали люди.

Вывод (моё мнение)

Если сплотиться и дружно давать отпор врагам, можно победить даже очень грозного и сильного противника. Важно не количество, и не сила, хотя и от них многое зависит, но храбрость, смекалка и единство и поддержка в борьбе.

Добавить в избранное

Сказка Зимовье зверей – хороший жизненный урок для больших и маленьких читателей: нужно действовать сообща ради достижения поставленной цели. С удовольствием сказку прочитают онлайн и дети, и родители.

Сказка Зимовье зверей

Читать сказкуСлушать аудиосказку

Кто автор сказкиКраткое содержание сказкиАнализ сказкиМораль сказкиПословицы, поговорки и выражения сказки

Скачать сказку Зимовье зверей: (word) – (pdf)

Сказка Зимовье зверей читать

Загрузка текста сказки…

Кто автор сказки

Сказка Зимовье зверей – фольклорная.

Краткое содержание сказки

Зимовье зверей – поучительная сказка о животных. Когда приближалась зима, рассудительный Бык призывал своих друзей построить дом, чтобы в тепле и добре вместе зимовать. Но у всех нашлись отговорки. Построил Бык добротную избушку, и холода ему не страшны. А его друзья озябли от стужи и вспомнили о теплой избушке Быка. Хочешь – не хочешь, пришлось идти к Быку. Добрый Бык был рассудительным, не стал он друзей за беспечность упрекать. Он понимал, что вместе зимовать веселее. Отогрелись, живут – горя не знают. Встретились как-то лесные хищники Лиса, Волк и Медведь и решили поживиться в избушке Быка. Только на этот раз обитатели избушки, наученные горьким опытом, действовали совместно и дали отпор наглым хищникам, да так, что убежали они без оглядки. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Зимовье зверей

В сказке использован прием аллегории: в образах животных показаны человеческие качества. Бык воплощает надежность, хозяйственность, благородство, остальные персонажи – легкомыслие, безответственность и лень (Баран, Свинья, Гусь, Петух) или грубость и коварство (Медведь и Лиса). Чему учит сказка Зимовье зверей? Сказка учит не лениться, ценить дружбу и помогать товарищам в беде. А еще предостерегает от необдуманных поступков.

Мораль сказки Зимовье зверей

Над моралью сказки полезно подумать и детям, и взрослым: если действовать дружно и сплоченно, любое дело сладится. Это касается отношений в семье, на работе, с друзьями. В единении – сила. Эту истину следует усвоить с детства.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Когда мы едины, мы непобедимы.
  • Объединишься – победишь, разъединишься – побежишь.
  • Дружному стаду волк не страшен.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/chitatelskiy-dnevnik/zimove-zverey.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/zimove-zverey.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/07/blog-post_14.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1881-zimove-zverey.html
  • https://ihappymama.ru/iq/skazki/zimove-zverej-russkaya-narodnaya-skazka/

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема: Сказка «Волк и семеро козлят»

Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора.

Тема: Сказка «Гуси-Лебеди»

Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора; драматизация.

Тема: Сказка «Лиса и журавль»

Цель: познакомить детей с алыми формами фольклора; развивать речь, память.

Тема: Сказка « Маша и медведь».

Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора; развивать речь, память.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Тема: Русская народная сказка «Зимовье» (в обработке Соколова-Микитова И.)

Цель: закрепить особенности времени года зима; определить связь между зимними условиями и особенностями поведения зверей; развивать мышление, речь, память

2. Тема: Русская народная сказка « Петушок и бобовое зёрнышко».

Цель: углубить интерес детей к литературе, к жанру сказки; развивать способность к целостному восприятию текста, выделяя содержание. Особенности главных героев.

1. Тема: К. Ушинский «Лекарство», «Васька»

Цели: расширить читательский опыт за счёт слушания литературных произведений; развивать умение пересказывать рассказы; воспитать желание работать в коллективе.

2. Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»

Цель: углублять интерес детей к литературе; воспитать желание к постоянному общению с книгой в совместной деятельности со взрослым и сверстниками; поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанном произведении в художественной деятельности

  1. Тема: «У солнышка в гостях» словацкая народная сказка

Цель: углублять читательский опыт за счёт слушания произведений; воспитать уважение к культуре других народов.

2. Тема: С Маршак «Вот какой рассеянный»

Цели: расширить читательский опыт за счёт слушания произведений; развивать речь, память.

.

1. Тема: Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке»

Цель: учить самостоятельно пересказывать рассказы с помощью взрослого; развивать память

2. Тема: Стихи русских поэтов об осени

Цель: углублять интерес детей к литературе; развивать желание учить стихи; прививать любовь к поэзии.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

  1. Тема: Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»

Цель: учить детей понимать образное содержание сказки, идею, видеть взаимосвязь между содержанием и названием сказки; развивать память, внимательность

2. Тема: Русская народная сказка «Теремок»

Цель: учить пересказывать по ролям; выразительно

  1. Тема: Ознакомление с малыми формами фольклора

Цели: познакомить детей с малыми формами фольклора; воспитать интерес к народному творчеству.

  1. Тема: Как у нашего кота

Цели: расширять читательский опыт (опыт слушания) за счёт разных жанров фольклора (прибаутки, заклички, загадки); развивать умения художественно-речевой деятельности на основе литературных произведений (пересказ, заучивание); воспитать любовь к народному творчеству.

  1. Тема: Сказка русская народная «Лисичка со скалочкой» (в обработке М. Булатова)

Цель: развивать связную речь, память, воображение; упражнять в счёте предметов; воспитывать доброжелательность, инициативность в общении.

  1. Тема: Немецкая сказка «Заяц и ёж»

Цель: познакомить детей со сказками других народов; развивать внимание, желание слушать.

        1. Тема: Сказка русская народная «У страха глаза велики»

Цель: развивать речь, память, внимание; умение участвовать в коллективном разговоре; воспитать интерес к народному творчеству.

        1. Тема: Украинская сказка народная « Рукавичка»

Цель: учить пересказывать по ролям; воспитать любовь к народному творчеству

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Тема: Русская народная сказка «Как лиса волка обманула»

Цель: формировать умения отмечать негативные действия героя, рассуждать о них вместе с воспитателем и сверстниками; развивать умения участвовать в коллективном разговоре; воспитывать честность, дружелюбие, стремление к положительным нормам поведения

2. Тема: Узбекская народная сказка «Хвастливый заяц»

Цель: углублять интерес детей к литературе; расширять читательский опыт за счёт слушания; развивать умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов.

1. Тема: Я. Аким «Ёлка наряжается»

Цели: развивать способности к целостному восприятию текста; обеспечивать развитие умений художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений; развивать речь.

2. Тема: Разучивание потешек, пословиц и поговорок о зиме.

Цели: обеспечивать развитие умений художественно-творческой деятельности на основе текстов; воспитывать интерес к малым формам фольклора.

1. Тема: Чтение стихов о зиме русских поэтов. Разучивание наизусть.

Цель: воспитать интерес к классике; закрепить знания о зиме; развивать речь, внимание, память.

2. Тема: Разучивание загадок о зиме, новом годе.

Цель: воспитать интерес к малым формам фольклора, желание слушать и отгадывать загадки; развивать память, речь, внимание, сосредоточенность.

  1. Тема: А. Барто «Снегирь»

Цель: углублять интерес к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; расширять читательский опыт за счёт слушания.

2. Тема: К. Аксаков «Мой Марихен так уж мал…»

Цель: способствовать восприятию и пониманию текста детьми; развивать речь.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Тема: Разучивание рождественских стихов.

Цель: углублять интерес детей к литературе; воспитать интерес к фольклорным формам.

2. Тема: Снегурушка и лиса. (русская народная сказка)

Цель: учить слушать сказки; расширять читательский опыт за счёт слушания разных жанров; воспитать любовь и уважение к народному творчеству

1. Тема: И.Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном…»

Цель: познакомить детей с творчеством русских поэтов; воспитывать желание к постоянному общению с книгой.

2. Тема: Б.Житков «Кружечка под ёлочкой»

Цель: углублять интерес детей к литературе; воспитать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Тема: Мордовская народная сказка в обработке С. Фетисова «Как собака друга искала»

Цель: развивать связную речь, память, внимание; повторить и расширить понятие домашние животные; воспитать доброжелательность.

2. Тема: Русская народная сказка « У страха глаза велики»

Цель: развивать навыки и умения участвовать в коллективном разговоре, связную речь.

1. Тема: Французская народная сказка «Горшочек каши»

Цели: углублять интерес детей к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; развивать связную речь, память.

2. Тема: В. Одоевский «Мороз Иванович»

Цели: закрепить и повторить зимние признаки, праздники зимы, обычаи; развивать речь, желание работать в коллективе.

  1. Тема: Малые формы фольклора (Барашеньки; Дедушка Ежок)

Цель: познакомить с малыми формами фольклора; способствовать общему развитию ребёнка, опираясь на культурные ценности нашего народа.

2. Тема: С. Чёрный « Про девочку, которая нашла своего мишку»

Цель: формировать способность рассуждать; развивать навык слушания, приобщения к культуре ведения беседы

1. Тема: В. Жуковский «Мальчик- с- пальчик»

Цель: формировать способность рассуждать; развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты.

2. Тема: Чтение стихов об Армии.

Цель: развивать навык слушания.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Тема: Чтение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки»

Цель: развивать связную речь, память, внимание; воспитать доброжелательность, желание помогать своим родным.

2. Тема: Чтение сказки «В гостях у солнышка»

Цель: развивать навыки и умения участвовать в коллективном разговоре, связную речь.

1. Тема: Чтение сказки «Пых»

Цели: углублять интерес детей к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; развивать связную речь, память.

2. Тема: Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»

Цели: закрепить знания детей о членах семьи; учить составлять рассказ по картине, придерживаясь содержания сказки; развивать речь.

  1. Тема: Малые формы фольклора: «Наша то хозяюшка…», «пошла Маша..»

Цель: познакомить с малыми формами фольклора; способствовать общему развитию ребёнка, опираясь на культурные ценности нашего народа.

2. Тема: Чтение стихотворений о весне русских поэтов.

Цель: формировать умение слушать; развивать речь.

1. Тема: И. Мезнин «Чёрное и серое», «Простое слово»

Цель: формировать способность рассуждать; развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты.

2. Тема: Н. Носов «Метро», «Ступеньки»

Цель: развивать навык слушания; учить устанавливать причинные связи, понимать взаимосвязь завязки.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Тема: К.И. Чуковский «Айболит»

Цель: развивать связную речь, память, внимание; воспитать доброжелательность, желание помогать своим родным.

2. Тема: К.И. Чуковский «Федорино горе»

Цель: развивать навыки и умения участвовать в коллективном разговоре, связную речь.

1. Тема: Малые формы фольклора «Солнышко –колоколнышко»

Цели: углублять интерес детей к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; развивать связную речь, память.

2. Тема: В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок»

Цели: учить составлять рассказ по картине, придерживаясь содержания сказки; развивать речь.

  1. Тема: Е. Чарушин « Из сборника про Тюпу»

Цель: способствовать общему развитию ребёнка.

2. Тема: Чтение стихотворений о весне русских поэтов.

Цель: формировать умение слушать; развивать речь.

1. Тема: К. Ушинский « Спор зверей»

Цель: формировать способность рассуждать; развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты.

2. Тема: М. Зощенко «Глупая история»

Цель: развивать навык слушания; учить устанавливать причинные связи, понимать взаимосвязь завязки и финала произведения

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема: Сказка «Зайцы и ёж»

Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора других народов.

Тема: «У солнышко в гостях»

Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора; драматизация.

Тема: Тютчев Ф. « В небе тают облака»

Цель: познакомить детей с литературными произведениями русских писателей; развивать речь, память.

Тема: К. Ушинский «Лекарство».

Цель: развивать речь, память

рисуем сказку иллюстрации

УРОК ИЗО

Елена БАЖЕНОВА,
учитель ИЗО ГОУ СОШ № 9,
аспирант МПГУ, г. Москва

Занятия с учащимися
младшего школьного возраста

Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства занимает важное место в системе художественного образования учащихся младшего школьного возраста. Создание иллюстрации к народной сказке дает богатые возможности для развития творческого воображения и образного мышления детей.

Иллюстрирование народных сказок с ранних лет прививает детям любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками. А ребенок, воспитанный на родных ему сказках, будет всегда с уважением относиться к чужим обычаям и культуре.

Рисование иллюстрации требует от маленького художника особой подготовки — и не столько в технике рисования, сколько в способности мыслить образами и создавать художественные образы, используя весь багаж знаний и умений. Как известно, в начальной школе багаж знаний и умений учащихся еще беден, и учителю необходимо прежде всего развивать наблюдательность и зрительную память учеников, включая в работу над композицией рисование с натуры и по памяти.

Для расширения этих знаний перед процессом иллюстрирования на своих уроках я даю задания и упражнения, основанные на рисовании с натуры, в частности — выполнение набросков. Наброски можно выполнять разными способами:

1. От начала до конца непосредственно с натуры.

2. Комбинированным способом: сначала по наблюдению с натуры, а затем по памяти.

3. По воображению — первоначальное воплощение в обобщенном виде какого-либо творческого замысла или художественного образа, темы, сюжета (набросок-эскиз) выполняется на основе восстановления и комбинирования своих представлений о предметах и явлениях.

Кума-лиса, медведь Михаил Иванович. Иллюстрации Е. Рачева

Кума-лиса, медведь Михаил Иванович. Иллюстрации Е. Рачева

Созданию сказочных художественных образов можно посвятить целый урок, при этом ученики создают образы не только главных героев — персонажей сказки, но и окружающего мира.

Нужно показывать ученикам образцы народных росписей (хохломской, полхов-майданской, городецкой) с растительными орнаментами. Ребятам можно предложить изобразить землю в виде «земного ковра» с травами, кустами, цветами. Для этого поверхность земли можно закрасить каким-нибудь цветом, затамповать поролоном, а затем по высохшему слою прорисовывать элементы растений.

Интересным получается рисунок поверхности земли с помощью восковых мелков. Зелеными, желтыми мелками рисуют траву, цветы. После чего, подобрав нужные оттенки, акварелью поверх рисунка изображают землю.

Сказочные цветы можно сделать в ходе упражнений. Для этого учащимся предлагается сравнить реалистичные изображения — фотографии, гербарии — с образцами народных росписей. Спросить у учащихся, чем эти изображения отличаются друг от друга, и предложить им самостоятельно нарисовать сказочные цветы. Для работы нужно выбирать разные материалы, очень эффектно смотрятся рисунки, выполненные гелевой ручкой по акварельному подмалевку.

Лес является основным местом действия в русских народных сказках. В иллюстрациях к русским сказкам можно видеть, сколько внимания уделяют художники прорисовке разных пород деревьев.

Учащимся трудно рисовать деревья. В данном случае можно использовать силуэт. Изображение силуэта деревьев интересное и в то же время сложное задание, здесь необходимо минимальными изобразительными средствами передать породу дерева. Можно рисовать деревья по мотивам лубочных картинок, с элементами декора. Полезны также задания на рисование деревьев в манере какого-либо художника. Для этого вместе с учениками надо проанализировать иллюстрации художников, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства, используемые для передачи сказочности, на декоративные элементы (орнамент, разнообразные линии), на цветовую условность, охарактеризовать особенности колорита в иллюстрациях. Можно сравнить репродукции разных художников, найти вместе с учениками отличительные особенности их манеры.

При создании сказочных образов, элементов природы нужно соблюдать следующие правила:

1. В начале работы помочь детям выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта.

2. При компоновке мотивов обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.

3. Обратить внимание учеников на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: прямолинейные, мягкие, угловатые, волнистые.

4. В работе с такими природными материалами, как кора, срезы деревьев, пни, камни, необходимо превращать фактурную поверхность материала в декор, выразительный по ритму и пластике.

5. Изображая стилизованный лес, дети должны обобщать форму, стремиться максимально использовать одну и ту же форму, меняя размеры и конфигурацию.

6. Декор в пейзаже используется по-разному: композиция может быть сплошь заполнена ажуром или сделан орнаментальный акцент в некоторых местах — все зависит от замысла.

7. Цвет для сказочных образов предпочтительнее выбирать условный.

Сказки о животных являются основным жанром для иллюстрирования в школьной программе.

Образы животного мира олицетворяют в сказках человеческие пороки, слабости и недостатки. Нередко человека сравнивают со зверем: «злой, как волк», «хитер, как лиса», «топает, как медведь», «верный, как пес». Учащимся можно предложить поиграть в театр, пригласить ребенка к доске и попросить его изобразить с помощью жестов, движений, например, хитрую лису или трусливого зайца. Все это помогает эмоционально окрасить урок.

Слова в сказках очень помогают выбрать характер линий, мазка, цвет, фактуру.

Чтобы нарисовать хитрую, льстивую лисицу, как описывают ее в сказках, необходимо использовать волнистую извивающуюся линию. Лиса любопытна, мордочка у нее вытянутая, ушки острые, торчком — все услышит хитрая, ничего не пропустит. Пышный мех можно показать полусухой щетинной кистью или способом тамповки поролоном. Хвост у лисы длинный, напоминающий форму листа дерева.

Рисование лап всегда вызывает затруднения у школьников. Начинать рисование нужно с бедер. Затем обратить внимание на изгиб задней ноги, многие дети воспринимают его как колено, вывернутое назад, но этот изгиб — не колено, а пятка. Передние ноги нарисовать проще.

Для того чтобы животное получилось похожим, необходимо выполнить несколько набросков с чучела лисы или с хорошей фотографии с изображением лисы и продемонстрировать последовательность рисования животного на доске. В данном случае также пригодится динамическая модель лисы — она позволяет выполнить наброски лисы в разных динамических положениях.

Для изображения медведя на уроках можно использовать богородскую игрушку. В ней все очень живо и близко детям, фигуры животных передаются тонко, выразительно, жизненно достоверно. Выполнив несколько набросков с такой игрушки, ученики поймут индивидуальные особенности животного.

При создании сказочных образов животных нужно освоить следующие требования:

1. Для усиления выразительности сказочного образа можно утрировать некоторые черты. Особенностью хищных зверей, волка например, является мощная пасть, значит, ее можно изобразить крупнее, чем она есть на самом деле. Медведь — очень мощное животное, с массивным туловищем, огромными лапами, когтями — этот акцент тоже можно использовать.

2. Важно учесть, что декор должен не разрушать форму, а наполнять ее красивой фактурой, поэтому орнаментальный рисунок следует располагать по линиям развития формы.

3. Следует избегать изображения сложных ракурсов, лучше использовать профильное изображение животного или другие максимально характерные повороты.

4. Можно «очеловечить» объекты животного мира — поставить на две лапы, изобразить мимику, использовать соответствующие атрибуты, одеть в народный костюм, при этом важно учитывать особенности костюма, его элементы, цветовую гамму.

Большую роль в таких заданиях играют разные техники — восковые мелки и акварель, тамповка поролоном гуашевыми красками.

На уроке обязательно должны присутствовать наглядные пособия с изображением русских народных костюмов, иллюстрации художников. Учитель обращает внимание детей на то, какие изобразительно-выразительные средства используют художники для передачи сказочного животного: на цветовую условность, яркость красок, плоскостность изображения, орнаментальность одежды, использование контурной линии, декора, на в основном профильное изображение, так как именно оно наиболее точно передает характерные особенности того или иного зверя.

Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно выбирали сюжет для иллюстрирования. Но если ученик затрудняется в выборе, можно предложить ему отрывок текста, напечатанный заранее на отдельном листе бумаги. Возможен и другой вариант, когда всем ученикам предлагаются разные отрывки текста сказки для иллюстрирования. В данном случае рисунки получаются разнообразными, что позволяет создать макет книги, проиллюстрированной детскими рисунками.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «КОЛОБОК»

1-й класс

Цели и задачи урока

1. Обучить детей выполнять иллюстрации к сказке.

2. Развивать интерес к творчеству художников-иллюстраторов.

3. Научить передавать простейшими средствами основные события сказки, смысловую связь между объектами в рисунке.

4. Научить выделять главное в рисунке, используя разные художественные приемы.

Оборудование

Для учащихся: лист бумаги, карандаш, гуашь, кисти, баночка для воды.

Для учителя: иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачева к русским народным сказкам, динамические модели персонажей сказки, наглядное пособие с карманами «Лиса и колобок».

Методические рекомендации

Данной теме необходимо посвятить три урока. На первом учащиеся выполняют наброски животных с чучела или с динамических пособий.

Динамическая модель лисы

Динамическая модель лисы

На втором уроке дети вспоминают содержание сказки, главных персонажей, место действия, для этого используются иллюстрации художников. Следует обратить внимание на выбор формата листа, на способы передачи сказочности, на конкретные средства декоративности, на образную характеристику персонажей. В ходе беседы ученикам можно задать вопросы:

Какой лес изображен на картинке, сказочный или реальный? Почему художник изобразил персонажей в одежде, стоящими на двух лапах? Хорошо ли мы видим главных героев? Почему художник выбрал вертикальный (горизонтальный) формат?

Возможные варианты композиций, разнообразие образов можно продемонстрировать с помощью наглядного пособия с карманами-прорезями. Пособие позволяет также рассмотреть разные способы создания сказочного образа, подчеркивания главного героя в композиции (тоновая и цветовая контрастность, масштабность, атрибуты) и изучить некоторые методы стилизации.

Затем все пособия убираются, и дети вместе с учителем выбирают возможные сюжеты для рисования. Важно, чтобы дети рассказали, как они будут рисовать, в какой последовательности, каких героев, какого размера, что будет главным, каким будет фон и др.

Метод словесного воссоздания образов, разработанный Н.П. Саккулиной и Т.С. Зерновой, является эффективным методическим приемом, помогающим детям выразительно передавать изобразительные объекты и события в рисунке.

Наглядное пособие. Плакат с прорезями

Наглядное пособие. Плакат с прорезями

Далее ученики приступают к самостоятельной работе. Учитель проводит текущий инструктаж, в ходе которого выявляет ошибки, а общие замечания по рисункам высказывает всему классу, также занимается индивидуально.

На следующем уроке учащиеся работают с цветом. На этом уроке необходимо продемонстрировать работы художников Ю. Васнецова, Е. Рачева с целью анализа цветового решения иллюстраций.

Ученики с помощью учителя должны понять, какие средства художественной выразительности используют художники для передачи сказочности и необычности происходящего, для характеристики главных героев и пейзажа (цветовую условность, орнаментальность, очеловечивание образов и др.).

Творческие работы учащихся 1-го класса . Иллюстрации к сказке «КОЛОБОК»

Творческие работы учащихся 1-го класса
Иллюстрации к сказке «КОЛОБОК»

На этом уроке учитель показывает последовательность выполнения рисунка красками. Сначала делаем фон: небо, землю, лес, большие плоскости основного цвета костюмов главных героев, затем, после высыхания рисунка, прорисовываем мелкие детали.

Творческие работы учащихся 2-го класса. Иллюстрации к сказке «ЗИМОВЬЕ ЖИВОТНЫХ»

Творческие работы учащихся 2-го класса
Иллюстрации к сказке «ЗИМОВЬЕ ЖИВОТНЫХ»

На данном уроке учитель проводит индивидуальную работу, показывает детям, как с помощью тонкой кисти рисовать мелкие детали, как правильно держать кисть, как выделять контур формы изображения и др.

В конце урока учитель демонстрирует рисунки, анализирует их вместе с учащимися.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ЗИМОВЬЕ ЖИВОТНЫХ»

2-й класс

Цели и задачи урока

1. Научить детей:

а) самостоятельно сочинять композиции по мотивам сказки;

б) создавать сказочные художественные образы, используя различные средства декоративности;

в) передавать смысловую связь сюжета.

2. Развивать у учащихся воображение, фантазию, способствующие формированию творческих способностей.

3. Воспитывать усидчивость и самостоятельность при выполнении работы.

Оборудование

Для учащихся: лист бумаги, гуашевые краски, карандаш, кисти.

Для учителя: мультфильм «Зимовье животных», видеомагнитофон, наглядные пособия с изображением реалистичных и сказочных персонажей, динамические модели животных.

Методические рекомендации

Перед тем как нарисовать иллюстрацию к сказке, учащимся необходимо сделать наброски животных — персонажей данной сказки. Учитель должен показать правила рисования, последовательность работы. Перед выполнением набросков учитель вместе с детьми описывает индивидуальные особенности животных, их повадки, характерные черты. Для набросков лучше использовать метод рисования, при котором основные формы упрощаются до геометрических фигур с последующей прорисовкой деталей. Дети быстро осваивают этот метод. Поскольку трудно найти чучела всех животных, можно показать детям динамические модели или предложить нарисовать животных по представлению. Можно предложить детям создать образ сказочного животного, обязательно показав варианты его создания.

В начале следующего урока можно провести беседу с учащимися о народных сказках, показать иллюстрации, внимательно их рассмотреть и проанализировать: как художники передают сказочные происшествия, какими средствами они выражают радость, удивление, страх. Обратить внимание детей на окружающие объекты в иллюстрациях, например на деревья, которые изображаются тоже необычно, в одной манере. Образы деревьев можно показать в народных росписях.

Затем детям надо вспомнить содержание сказки, можно показать им мультфильм, а после этого раздать отрывки из сказки для создания сюжетной композиции.

Важно, чтобы учащиеся прочитали отрывки и рассказали, как они будут изображать сюжет, ведь один и тот же сюжет можно представить по-разному.

Свежее восприятие художественного текста вызывает у детей яркие зрительные образы, а их конкретизации помогают просмотр мультфильма, знакомство с произведениями народного творчества и иллюстрациями художников-профессионалов. После этого учащиеся приступают к рисунку в карандаше (учитель должен убрать наглядные пособия с изображением сказочных животных). В ходе самостоятельной работы учитель обращает внимание ученика на ошибки. Общие для всех ошибки выносятся на публичное обсуждение.

На втором уроке учащиеся приступают к работе с цветом. На этом уроке учитель объясняет (напоминает) последовательность выполнения рисунка красками, рассказывает о роли цвета в передаче эмоций и чувств, о приемах выделения главного персонажа (цветовом контрасте), о способах получения сложного цвета.

В конце урока подводится итог, анализируются рисунки, можно провести небольшую экскурсию.

Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства не только играет важную роль в обучении и развитии учащихся, но и вносит неоценимый вклад в их нравственное воспитание.

Источник: art.1september.ru


Adblock
detector