Экономические сказки для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад 4 росинка комбинированного видаг. шарыпово красноярского края.мастер-класс для педагогов доуформирование финансовой грамотности у детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»

г. Шарыпово Красноярского края.

Мастер-класс  для педагогов ДОУ

«Формирование финансовой грамотности

у детей дошкольного возраста»

Экономические сказки для детей старшего дошкольного возраста

        Составила: воспитатель

                                        Генрих Ирина  Владимировна.

г. Шарыпово 2021 г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представиться — Генрих Ирина Владимировна, работаю в  МБДОУ «Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида», в городе Шарыпово, воспитателем, имею высшую квалификационную категорию, являюсь победителем Краевого конкурса «Дети», лауреат  городской профессиональной премии «Призвание»,  награждена «Почетной Грамотой Министерства образования Российской Федерации». Педагогический  стаж: 30 лет.

Слайд №1 

Тема  мастер-класса: «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Слайд № 2

Своё выступление мне хочется начать с высказываний:

«Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость,                                                      а умело расходовать – искусство».  

 Бертольд Авербах

«Финансовая грамотность становится навыком, необходимым для каждого человека в двадцать первом веке. Поэтому разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением государственной политики во многих странах «Группы двадцати», включая Россию» 

Антон Германович Силуанов

министр финансов РФ

Слайд № 3        

Актуальность

    В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена».

   Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.  Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков.  Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической грамотности. Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.          

 Слайд № 4

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа»  Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших».

    Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

Слайд №5

Цель мастер класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в  использовании современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности  дошкольников в условиях ДОУ.

Слайд №6

Задачи:

— познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

— способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ;

— побудить участников мастер-класса к широкому использованию современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности  дошкольников в условиях ДОУ.

Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, кейс первые уроки царицы Экономики, картотека игр, предметные картинки с изображением профессий, видами работ дидактические игры «Супермаркет», «Сигнальщики», «Что дороже?», «Какие бывают доходы?»

Ожидаемые результаты: участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности  дошкольников в условиях ДОУ.

Ход мастер – класса:

Теоретическая часть: 

Слайд №7

 Экономическое воспитание дошкольников — экономическая педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование у дошкольников элементарных экономических знаний и экономического сознания.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций.

Слайд №8

  Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации:

— загадки;

— пословицы;

— сказки;

— экономические задачи;

— дидактические игры;

— сюжетно-ролевые игры;

— занятия.

Главное — говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая и я, уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.

Практическая часть:

Слайд №9

— Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.

За правильный ответ получаем фишки.

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)

6.Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)

7.Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)

8.И врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату). 

9. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке…(проценты

Слайд №10

Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды?

Скупой

2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя».

Хвалит

3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?

Двигатель

4. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?

Блоха.

Да. Молодцы. Все ответы верны.

Слайд №11-15

Уважаемые коллеги! Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?

«Колобок»

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?

Золотая антилопа

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?

«Курочка Ряба», золото

5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.

Кот в сапогах.

-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. 

Слайд №16

Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?

2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?

4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?

5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

Слайд №17-18

Уважаемые коллеги! Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем. 

Игра «Где и на что можно потратить деньги?»

 Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Лото «Экономические сказки» 

Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Игра «Найди пару»

Игра «Пазлы «Кому, что нужно для работы?» 

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.  

Слайд №19-20

Игра «Супермаркет» 

Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.

Игра «Математическая пицца» сюжетной логико-математической игры «Пиццерия» 

Цель: Развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе сюжетной логико-математической игры, развитие интеллектуальной и экономической культуры. «Математическую пиццу» можно использовать и для сюжетно — ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Пиццерия», «Семья», «День Рождения» и др.

«Сигнальщики» (товар или услуга)

Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».

Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.

Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. ( парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).

Слайд №21-23

Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.

 («Семья», «Семья», «Дочки-матери», «Столовая», «Кафе» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход», «Зоопарк». «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии»)

Спасибо. Все ответы верны.

Слайд №24

Эффективность: 

Для детей:

— приобретение новых знаний социально-экономического характера;

— приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи

— усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;

— получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

— развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

— развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

— осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

Слайд №25

Для родителей:

Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

-Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

-Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.

-Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Слайд №26

Рефлексия. 

Солнышко.

Закончи предложение:

«Моё настроение похоже на:

солнышко;

солнышко с тучкой;

тучку.

Играйте с детьми в экономику!

Уважаемые коллеги, ваши вопросы?

Слайд №27-28

Информационные ресурсы:

Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.

Глазырина. Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справочные и методические материалы / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.

Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «ФИНАНСОВЫЙ ГРАМОТЕЙ. Пособие для воспитания финансовой 53 грамотности от 5 до 99» / Иркутск: ООО «Альмира», 2012.— с. 28 ил.

Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с.

Электронный ресурс: http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/Denegnie_skazki_Raskraska.pdf 

Верхнее меню » Формирование финансовой грамотности дошкольников

Экономические сказки для детей старшего дошкольного возраста

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Нормативно-правовые документы

  • Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 г.г.
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Уважаемые родители!
Приобщая дошкольника к эко­номике, вы поможете ему стать са­мостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истин­ные ценности от мнимых. Дети вы­растут социально адаптированны­ми, успешными людьми, будут лег­че преодолевать жизненные невзго­ды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной траге­дией.
Предлагаем Вашему вниманию практические материалы, которые помогут Вам сформировать определенные представления и практические умения в вопросах финансовой грамотности.

Материалы по финансовой грамотности для родителей и педагогов

  • Презентация «Включение основ финансовой грамотности в ДОУ Знакомство с программой Азы ФГ»
  • Презентация «Экономическое воспитание дошкольника»
  • Презентация «Приключение кота БЕЛОБОКИ. Образовательный курс»
  • Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»
  • Экономический словарь
  • Парциальная программа Экономическое воспитание дошкольников
  • Сборник методических материалов Формирование предпосылок финансовой грамотности для старших дошкольников
  • Сборник демонстрационных материалов

Развитие основ финансовой грамотности у детей

  • Онлайн-курсы финансовой грамотности на которых ребенок освоит базовые принципы денег и финансовых инструментов
  • Игра на портале Банка России
  • РЕБУС-1 Лабиринт
  • РЕБУС-2 Размышления Мини
  • РЕБУС-3 Приключения в Банке
  • РЕБУС-4 В магазине
  • Сборник демонстрационных материалов
  • История о рублике и его друзьях
  • Картотека сказок для детей 5-7 лет
  • Книга Дети и деньги
  • Маленькая энциклопедия по экономике
  • Методический сборник с разработками игр по финансовая грамотность
  • От 4х лет Деньги в кармане
  • Откуда в Мишкином магазине мед взялся
  • Пазл
  • Пазл 2
  • Рабочая тетрадь по фин.грамотности
  • Сборник демонстрационных материалов по финансовой грамотности
  • Сборник задач Путешествие в мир финансов
  • Сборник методических материалов
  • Сказка Хранители бюджета
  • Тематический альбом Супермаркет 5-6 лет
  • Чему учат детей бизнесмены из сказок и мультфильмов
  • Чему учат детей бизнесмены из сказок и мультфильмов
  • Что почем Экономика для малышей
  • Экономика для детей в сказках
  • Экономические сказки
  • Азбука финансовой грамотности
  • Передвижка Дети и деньги
  • Финансовая грамотность
  • Феечка Копеечка знакомится с профессиями
  • Сборник методических разработок ФГ ДО
  • Книжка-раскраска Как сорока карту теряла

АНИМИРОВАННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 

  

МультколлекцияЭкономические сказки для детей старшего дошкольного возраста

  • Ошибочные способы получения денег
  • Профессор Почемушкин — Обучающий мультфильм – Как появились деньги — энциклопедия
  • Райский остров — Смешарики 2D. Азбука финансовой грамотности ПРЕМЬЕРА 2018!
  • Сборка отрезков из мультфильмов про деньги
  • Фиксики — Деньги — Fixiki
  • Фиксики — О деньгах ? — обучающий мультфильм для детей ??
  • Фиксики Копилка
  • Азбука денег
  • Мультик о деньгах
  • Интерактивный мульт-сериал по финансовой грамотности «Богатый бобрёнок»
  • Фиксики — Советы — Срок годности
  • «Дети и Деньги». Самоучитель семейных финансов для детей
  • Сказ поморский про финансовую грамотность

Диссеминация опыта работы педагогов ДОУ по формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В рамках реализации постановления Администрации города Новочеркасска от 26.12.2018 № 2113 «Об утверждении муниципальной программы «Экономическое развитие города Новочеркасска» 10 марта 2020г. на базе МБДОУ детского сада №9, в преддверии Всемирного защиты прав потребителей прошла встреча представителей Управления образования Администрации города Новочеркасска, специалистов отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города и НФИ ООО «База».

Главной целью встречи являлось экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Участники встречи отметили актуальность вопроса по включению основ финансовой грамотности в воспитательно — образовательный процесс дошкольников, рассмотрели современные научные и практические подходы по организации изучения «Основ финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях.

Познакомились с программой образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», которую внедряет в работу с детьми старшего дошкольного возраста коллектив детского сада.

Педагоги детского сада провели открытый показ совместной деятельности с детьми 5- 6 лет по теме «Я – юный покупатель!».

Взрослые совместно с детьми побывали в «Клубе юных финансистов»:

  • приняли участие в экономической разминке;
  • узнали, что у товара есть срок годности, который указан на основном носителе информации о товаре – этикетке;
  • познакомились с ассортиментом некоторых продовольственных и промышленных товаров, сертифицированных брендом — «Сделано на Дону»;
  • узнали, что в стране существует закон «О защите прав потребителей»;
  • продемонстрировали свои умения в игровой деятельности, используя интерактивное оборудование «Экономград» Новочеркасской фабрики интерактива «База» (обладатель знака качества «Сделано на Дону»).

В состав консультантов и экспертов мероприятия входили сотрудники Администрации города: и.о начальника Отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Васильев Михаил Сергеевич, ведущий специалист Острокулакова Татьяна Николаевна, заместитель начальника Управления образования Муравьева Ольга Юрьевна, представители Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Новочеркасске, Аксайском, Багаевском и Веселовском районах специалист эксперт Зоричева Вера Анатольевна, филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в Аксайском районе, юрисконсульт Тирауули Анжела Аресовна, НФИ ООО «База» заместитель директора Апрышко Юрий Вячеславович, СМИ.

Представители всех организаций сошлись в едином мнении, что изучение основ финансовой грамотности в детском саду должно проходить в игровой форме, с использованием не только традиционных форм обучения, но и современных технологий, а также осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Перед педагогами стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

Вручая подарки детям, и.о. начальника отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Михаил Сергеевич Васильев подчеркнул, что результаты познавательно-исследовательской деятельности дошкольников радуют: «Несомненно, ребята с удовольствие приняли участие в игре, а значит, вместе мы делаем большое дело – рассказываем нашим детям о том, как отстоять свои права. Ведь цель игры – повышение правовой грамотности маленьких жителей города, развитие заинтересованности детей в изучении закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Благодарственными письмами Администрации города за содействие и поддержку в организации и проведении мероприятия отмечены заведующий МБДОУ детского сада № 9 Чаусова Ольга Николаевна, заместитель заведующего по ВМР МБДОУ детского сада № 9 Соломенникова Виктория Вадимовна, воспитатель Игошина Ирина Викторовна МБДОУ детского сада № 9

Все участники встречи остались довольны сотрудничеством и пожелали юным финансистам удачи в изучении основ финансовой грамотности.

Играем в сюжетно-ролевую игру «МАГАЗИН»

%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B0 %D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0 %D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C %D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F %D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE %D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0 1

Подготовительная группа детского сада

Содержание проекта

Название проекта: «Детская экономика».

Вид проекта: познавательно-творческий, информационный.

По продолжительности: краткосрочный (2 недели — с 15 по 29 января 2021 года).

По содержанию: социально-педагогический, информационный.

По характеру контактов: педагог – ребенок — родитель, в рамках ДОУ.

Участники: дети подготовительной группы №17, воспитатели, родители.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.

Актуальность:

В современном мире очень сложно жить без экономических знаний.

Основам экономики не обучают в дошкольных образовательных учреждениях несмотря на то, что знания о финансах и умение грамотном их распределять с учетом возможностей, потребностей и желаниях открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Обучение экономической культуре дошкольников не сводится к тому, чтобы научить детей в дальнейшем зарабатывать деньги. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности изначально должны прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевают первичными экономическими знаниями.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо осуществлять от простого к сложному, в игровой, понятной детям форме. Именно в дошкольном возрасте у нас есть уникальная возможность дать детям основы финансовой грамотности, первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте.

Цели проекта: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Задачи:

для детей:

  • Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
  • Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике;
  • Способствовать формированию представлений взаимосвязи понятий «труд — продукт — деньги», «качество — цена»;
  • Способствовать формированию знаний о качествах: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (на примере богатства человека в финансовом и нравственном плане);
  • Способствовать формированию умения рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности;
  • Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
  • Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • Развивать у детей интерес к финансовой грамотности посредством игр, викторин, мероприятий;
  • Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие, взаимовыручку;
  • Воспитывать ценность и уважение к труду человека и окружающему предметному миру, как результату труда людей.

для педагогов: 

  • Создать условия для успешного освоения воспитанниками знаний о основах экономики, финансовой грамотности;
  • Подготовить детей к итоговому мероприятию по финансовой грамотности «В гостях у Буратино и Алисы» среди воспитанников групп детей старшего дошкольного возраста ДОУ.

для родителей:

  • Развитие интереса к экономическому воспитанию детей совместно с ДОУ;
  • Формирование основ финансовой грамотности у детей на личном примере грамотного распределения своих финансовых возможностей с учетом потребностей и желаний на практике;
  • Укрепление взаимоотношений взрослых и детей.

Практическая значимость: формирование финансовой грамотности в ДОУ приближает дошкольников к реальной жизни, способствует развитию экономического мышления, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности (целеустремленность, честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и т.д.)

Новизна проекта:

Новизна проекта «Детская экономика» заключается в том, что финансовое просвещение и экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Данная работа позволяет педагогам решить одновременно несколько задач дошкольного образования, а именно:

  • воспитание и обучение детей;
  • развитие всесторонне развитий личности;
  • подготовка детей к самостоятельной социальной жизни, посредством формирования основ финансовой грамотности.

Работа по данному проекту осуществляется интеграцией во все образовательные области дошкольного образования: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

В результате реализации проекта «Детская экономика» у детей старшего дошкольного возраста сформируются представления о основах экономики, что является частью не только финансовой грамотности, но и эстетического и нравственного воспитания ребёнка.

Предполагаемые результаты:

  • Дети приобрели первичный финансовый опыт, умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • Педагоги практически освоили первый опыт системы работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;
  • Родители получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Этапы и сроки реализации проекта:

1 этап — Информационно-накопительный этап

(с 11 по 13 января 2021 года):

  • Изучение уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста группы №17 о основах экономики, выявление уровня финансовой грамотности (констатирующая диагностика);
  • Анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
  • Изучение методической литературы, сбор материала (сказки, стихи, загадки, пословицы, подвижные, сюжетно-ролевые игры, интерактивные пособия, познавательные фильмы и мультфильмы на тему проекта) необходимого для реализации цели проекта;
  • Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на реализацию проекта;
  • Внесение циклов проекта в перспективный план работы;
  • Привлечение родителей (законных представителей) к участию в совместной творческой, образовательной деятельности с детьми в реализации проектной деятельности.

2 этап — Организационно-практический этап

(с 14 по 20 января 2021 года):

  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • Совместное изготовление атрибутов и организация сюжетно-ролевых игр по теме проекта;
  • Просмотр познавательных и мультипликационных фильмов для детей на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
  • Консультации для родителей по теме проекта: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста», «Учите ребенка считать деньги»;
  • Проведение ООД и совместной деятельность по теме проекта.

3 этап – Презентационно-завершающий этап

(с 21 по 27 января 2021 года):

  • Изучение уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста группы №17 о основах экономики, выявление уровня финансовой грамотности (итоговая диагностика);
  • Выставка продуктов детской деятельности;
  • Создание и оформление коллективной творческой работы — книги группы №17 «Мои потребности и желания»;
  • Проведение выступлений детей группы №17 на тему «Мои финансы»;
  • Выставка «Копилки»;
  • Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Копилка своими руками»;
  • Пополнение РППС электронными пособиями (презентациями, интерактивными играми, познавательными фильмами, мультфильмами, аудио сказками) на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
  • Развлекательное мероприятие «В гостях и Буратино и Алисы» среди воспитанников групп детей старшего дошкольного возраста на уровне ДОУ.

Реализация проекта «Детская экономика» позволила сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания о основах финансовой грамотности, воспитать у детей желание, стремление к пополнению, умножению, сохранению своего семейного бюджета.

Образовательные области: социально — коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие, физическое развитие.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Цель: активизировать познавательный интерес к основам экономики, финансовой грамотности (истории денег, способам их получения, сбережения, приумножения, распределения бюджета и т.д.).

Познание

Беседы: «Деньги и их роль в жизни», «Почему все взрослые работают?», «Что такое финансовая грамотность?», «Почему не все можно купить и продать?», «Какие бывают товары?», «Товар — цена», «потребности и желания», «Где живут деньги?», «Бюджет», «Услуга и товар», «Все профессии важны» и т.д.

Познавательные фильмы для детей: «История денег. От куниц до бумажных», «Что такое бюджет и как его составлять», «Как устроены наличные деньги», «Как и зачем сберегать», «Виды доходов», «Виды и периодичность расходов», «Банковские карты», «Дом денег. Банки».

Проведение ООД и совместной деятельность с использованием интерактивных пособий на тему финансовой грамотности.

Чтение художественной литературы

Сказки: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», С. Я. Маршак «Кошкин дом», К.И. Чуковский «Телефон», Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей», А. Романов «Чудеса в кошельке», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и т.д.

Знакомство детей с пословицами, загадками, связанные с финансами.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Банк», «Почта», «Салон красоты» и т.д. (разыгрывание сюжетов, объединение нескольких сюжетов в один и т.д.)

Продуктивные виды деятельности:

ХЭР (художественное конструирование из бумаги в технике оригами с элементами рисования) «Кошелек»;

ХЭР (пластелинография) «Монета»

ХЭР (рисование) «Купюра», «Потребность — желание»;

Физическое развитие

  • Игры-соревнования «Желания — потребности», «Самый быстрый», «Пополни кошелек»;
  • Игры-имитации «Изобрази профессию», «Кто что делает?»;

Взаимодействие с родителями

  • Анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
  • Консультации: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста», «Учите ребенка считать деньги»;
  • Выставка «Копилка»;
  • Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Копилка своими руками»;
  • Фотовыставка «Мои личные финансы».

Показателями эффективности работы стало следующее:

Для детей:

  • Сформированы знания детей о основах экономики, финансовой грамотности:
  • Сформированы знания о деньгах, как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления, способах сбережения и приумножения;
  • Сформированы знания о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике;
  • Сформированы знания о взаимосвязи понятий «труд — продукт — деньги», «качество — цена»;
  • Сформированы знания о качествах: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (на примере богатства человека в финансовом и нравственном плане);
  • Сформированы знания о умении рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности;
  • Приняли участие в развлекательно-познавательном мероприятии «В гостях у Буратино и Алисы» среди воспитанников групп детей старшего дошкольного возраста на уровне ДОУ, где дети группы №17 справились успешно с поставленными заданиями.

Для педагогов:

  • Рост профессиональной компетентности педагогов;
  • Обогащение методической базы на тему «Формирование финансовой грамотность у детей дошкольного возраста»;
  • Закрепление осознанного отношения к своему собственному бюджету.

Для родителей:

  • Информированность о финансовой грамотности;
  • Проявление интереса к формированию основ экономики, финансовой грамотности совместно с детьми;
  • Укрепление взаимоотношений взрослых и детей.

Реализация проекта «Детская экономика» позволила сформировать и расширить представление детей группы №17 о основах экономики, финансовой грамотности.

Родители проявили интерес к формированию финансовой грамотности у дошкольников и отразили свои впечатления в совместной творческой деятельности.

Список литературы:

  1. А.Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.
  2. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  3. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  4. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  5. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  6. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  7. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), — Калининград, 2015.
  8. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  9. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников – Москва, 2019.
  10. О.А. Блохина Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО.» — Калининград – 2017.
  11. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.
  12. Сборник методических разработок «Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста» — Калининград, 2018.
  13. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, — СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  14. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  15. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  16. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Радуга»

Проект

«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

 

Подготовила:

воспитатель МКДОУ д/с №3 «Радуга»

Ковалева Алла Игоревна

с. Донское

2021г.

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно- познавательный

Место реализации: Ставропольский край, Труновский район, с. Донское, ул. Коммунальная 21 МКДОУ д/с №3 «Радуга»

Участники проекта:

  • дети подготовительной группы (6-7 лет);
  • воспитатели группы;
  • родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (в течение одной недели (с 15 по 19 февраля))

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Актуальность проекта

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Дети — это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Цель проекта:

 содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Получение навыков совершения реальной покупки в магазине;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький экономист».
  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для НОД и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Основное содержание проекта.

Проект поспособствовал вхождению детей в социально-экономическую жизнь, формированию у них основ финансовой грамотности. Дети начинают осознавать смысл таких качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, трудолюбие. У детей формируются такие представления как:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  • Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег).
  • Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине).
  • Финансы нужно планировать.
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  • Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  • Финансы – это интересно и увлекательно.

План реализации проекта.

Понедельник 15.02.21г. Ответственный: Ковалева А.И.

1.Консультация и рекомендации для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» [см. приложение № 1]

2.Беседа «Что такое потребности?»

3.Демонстрация презентации «История денег»

4.НОД «Дом, в котором «живут» деньги»

Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).

Материал: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев.

5.Игра «Купи другу подарок» [см. приложение № 2]

Цель: формировать умение подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Вторник 16.02.21г. Ответственный: Ковалева А.И.

1.Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

2.Д/и «Хочу- надо» [см. приложение № 2]

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».Среда:

3..«Презентация семейный бюджет»

4..Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;

5.НОД «Путешествие денежки»

Среда 17.02.21г. Ответственный: Ковалева А.И.

1.Д/и «Что быстрее купят?» [см. приложение № 2]

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

 2.Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

3.Игровая ситуация «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.

Четверг 18.02.21г. Ответственный: Ковалева А.И.

1.Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» [см. приложение № 2]

2Продуктивная деятельность: изготовление поделок для ярмарки

3.Д/и «Кто что делает?»[см. приложение № 2]

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Пятница 19.02.21г. Ответственный: Ковалева А.И.

1.Д/и «Угадай, где продаются»

Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него. [см. приложение № 2]

2.Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».

3.«Ярмарка поделок»- формировать умение устанавливать собственную цену стараясь продать «товар» по собственной цене.

4.Подведение итогов проекта. Сюжетно ролевая игра «Магазин» [см. приложение № 3]

Предполагаемые результаты

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Дети активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проекта.
  • Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

. Дети начали осознавать смысл таких качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, трудолюбие. У детей сформировались такие представления о том, что:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  • Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег).
  • Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине).
  • Финансы нужно планировать.
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  • Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  • Финансы – это интересно и увлекательно.

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Список использованных литературных источников

1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, — СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы

Формирование финансовой грамотности дошкольников. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру (maam.ru)

https://dohcolonoc.ru

https://nsportal.ru

Воспитатель, МБДОУ №4 «Умка», г. Сургут, ХМАО – Югра

Доценко Н.Г. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет: план работы по самообразованию на 2018-2019 гг. // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 11.01.2022).

Заказ № 332371


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к плану работы по самообразованию


Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом — 

Приучай его с детства заниматься трудом, 

Чем он раньше познает, как хлеб достаётся — 

Тем полезней ему будет в жизни потом!..

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет»

Цель: создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина

Задачи: 

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. 
  2. Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
  3. Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в старшем дошкольном возрасте.
  4. Определить направления работы по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.
  5. Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность выбранной темы 

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. 

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. 

Этапы работы по самообразованию (Приложение 1)

Свою работу по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на несколько этапов:

1 этап – организационно-ознакомительный.: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет — ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МБДОУ.

3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

Перспективный план работы по самообразованию МБДОУ №4 «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет» (Приложение 2).

План самообразования может быть реализован в течение как одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах). Прежде чем начинать работу по данной теме, необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. Показатель готовности – наличие экономического опыта у дошкольников. Этот опыт связан с социальным статусом семьи и экономическими знаниями, которыми ребёнок овладел к старшему дошкольному возрасту (например, ребёнок из семьи рабочих, рано научившийся обслуживать себя и привыкший к экономии электроэнергии и воды, более «экономически» сознателен, чем его ровесник из богатой семьи, привыкший к домработницам, убирающим дом, и бесконтрольному расходу природных ресурсов). Выявить уровень экономического опыта у детей помогут диагностические методики, представленные в пособии А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (раздел «Как организовать занятия по программе»). Наконец, не менее важную роль играет наличие интереса к теме у педагога и родителей

Анализ анкет показал, что 90 % родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 10% не согласны знакомить с экономикой, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложная и не интересная для детей. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях МБДОУ, и продолжать реализовывать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

К ним относятся:

  1. анкетирование родителей по теме формирование финансовой грамотности дошкольников;
  2. информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома 
  3. участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в МБДОУ (экономические ярмарки, познавательные квесты, конкурсы);
  4. создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Мониторинг сформированности финансовой грамотности воспитанников проводиться на основании выделенных экономических категорий и показателей к ним. В результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 21 %, а детей с низким уровнем развития снизилось на 9%. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Литература: 

  1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.
  2. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55. 
  3. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с. 103. 
  4. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. № 7. С. 8.
  5. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. № 8. С. 63. 
  6. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 9. С. 3-6. 
  7. Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 140.
  8. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. М.: КноРус, 2012. 106 с. 
  9. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008. 169 с.
  10. Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. СПб.: Детство–Пресс, 2013.
  11. Казакова Н.Мы любим рекламу // Обруч. 1999. № 1. С. 29.
  12. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. № 6.
  13. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. 2008. № 11. С. 75.
  14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь.М.: Росмен, 1999. 
  15. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001. 130 с.
  16. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.:АРКТИ, 2006. 88 с.
  17. Струнилина Н.А. Формированиеначалэкономическогомышленияудошкольников // ДетскийсадотАдоЯ. 2003. № 4. С. 93.
  18. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство – Пресс, 2001. 176 с. 
  19. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. 88 с. 
  20. Смоленцева А.А. Проблемно-игроваятехнология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с.63. 
  21. Ульева Е.Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках. Ростов-н/Д: Феникс, 2018. 45 с.
  22. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
  23. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2017.
  24. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С. 128.
  25. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации //URL: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnostinaseleniyarf#_Toc2313584511 
  26. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 гг. 
  27. Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков: сборник методических разработок.  Ставрополь: СКИРОПКиПРО. 2016. 147 с.


Adblock
detector