Эссе на тему нравственные уроки лидии михайловны по рассказу в распутина уроки французского

Опубликовано: 08.01.2022 поступок лидии михайловны это подвиг доброты или преступление педагога? в. распутин не зря в рассказе уроки французского показал

Опубликовано: 08.01.2022

Поступок Лидии Михайловны это подвиг доброты или преступление педагога?

В. Распутин не зря в рассказе «Уроки французского» показал две точки зрения на действия учительницы: рассказчика и директора. В связи с противоположными мнениями героев у читателя возникает вопрос: поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога?

Поступок

Лидия Михайловна, учительница французского языка, всеми силами пыталась накормить мальчика, который по-настоящему голодал. Так как рассказчик, имея чувство собственного достоинства, отказывался на любые предложения учительницы помочь, она решает пойти на хитрость: предложить главному герою сыграть в игру ее детства. Сначала она просто показывает правила игры, затем предлагает ему играть на деньги, что подвергается осуждению директора школы, который жил по соседству с Лидией Михайловной.

Мнение директора

Конечно, с точки зрения педагогики учительница французского языка поступила неправильно: считается недопустимым играть со своим учеником на деньги. Поэтому решение директора школы настолько категорично: он увольняет Лидию Михайловну.

Однако чтобы так поспешно выносить приговоры, необходимо полностью вникнуть в произошедшую ситуацию, понять причины, по которым учительница поступила так, а не иначе. Василий Андреевич же этого не делает. Он не задается вопросом, что именно стоит за действиями Лидии Михайловны. Директор называет поступок героини «преступлением», «растлением» и «совращением».

Оценка рассказчиком

Учительница не могла совершить педагогическое преступление своим поступком, потому что с помощью него она смогла преподать ученику уроки: уроки доброты и милосердия.

Именно поэтому рассказчик вспоминает Лидию Михайловну с душевной теплотой и трепетом. С помощью мнения главного героя выражается и авторская позиция относительно действий учительницы: он уважает ее желание помочь ребенку.

Лидия Михайловна играет с мальчиком на деньги, желая помочь ему в денежном плане. Делает она это для того, чтобы он мог пережить трудные для себя времена.

Мнение директора не совпадает с оценкой поступка учительницы главным героем. Автор дает право читателю самому выбирать позицию.

В.Распутин «Уроки французского»

Раскрыть идейное содержание произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором.

Просмотр содержимого документа
«В.Распутин «Уроки французского»»

Класс: 11 нац.

Предмет: русский язык

Тема: В. Распутин «Уроки французского»

Цели урока:

1. Раскрыть идейное содержание произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором.

2. Развивать навыки анализа текста.

3. Воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира.

Оборудование: Портрет писателя, работы учащихся, кроссворд,

Индивидуальные задания:

Раскрыть литературные термины: автобиография, антитеза, прототип.

Подготовить краткую биографическую справку о писателе.

Подготовить краткие литературные характеристики героев.

Формируемые элементы компетенций:

ключевые: коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования, компетенция социально-гражданской активности;

предметные: литературоведческая и литературно-речевая компетенции.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Используемые методы и приёмы на уроке: исследование, работа в группах, беседа

Технологическая карта урока:

Повторение пройденной темы

Вступительная беседа.

Начать наш урок мне хочется со стихотворения Андрея Дементьев

Доброту не купишь на базаре, Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть. И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам, Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, — так и остался хамом. Этот вот — от чванства занемог.

Видимо, порой образованью Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале. Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали, Кем бы в жизни ни были потом.

-Что такое доброта?

II. Выявление авторской позиции.

— От какого лица ведётся повествование?

Обращаю внимание учащихся на то, что повествование ведётся от первого лица, такое

произведение называется автобиография.

— Как вы считаете, автор и герой в рассказе – это одно и то же лицо?

Замечаем, что автор и герой не слиты воедино, они разделены временным промежутком: герой- это ученик, мальчишка, он живет, чувствует, радуется и плачет здесь и сейчас; а автор прожил долгую и трудную жизнь, он осмыслил и, самое главное, оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.

III. Работа над произведением.

-Как объяснить такое долгое вступление к рассказу: наличие эпиграфа, статьи, истории создания, посвящения, предисловия?

Распутин намеренно заставляет читателя проникнуться мыслью о серьёзности сделанных выводов из пережитых событий, нацеливает на целостное восприятие и глубокое осмысление текста.

Ученики замечают, что сначала роль учительницы едва заметна, а затем возрастает всё больше и больше по мере того, как она начинает принимать большее участие в жизни мальчика. Лидия Михайловна вошла в жизнь мальчика уже не как учительница, занимающая эпизодическое место, а как главное действующее лицо.

— Почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?

-Как герой догадался, что посылку отправляла не мать?

-Почему он перестал бояться французского языка

-Зачем учительница стала играть с учеником на деньги «пристенок» и «замеряшки»

-Как ей удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?

-Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всём узнал директор?

Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает

несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с

макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать

ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой

-Все ли герои рассказа добры и благородны?

Литературные характеристики героев.

Далее ребята создают литературную галерею персонажей произведения «Уроки французского» с помощью цитат и рисунков. (Проверка домашнего задания)

«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)

«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.» (Вадик)

«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)

«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.» (Лидия Михайловна)

«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой) .

IV. Обобщение знаний. (см. картинки в приложении)

Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.

Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.

Приводим в систему все возникающие в рассказе противопоставления с помощью схемы.

Герою противопоставлен автор, об этом уже упоминалось в начале урока, противоположны и образы ученика и учительницы. С другой стороны, у героя есть антиподы в детской среде – Птаха и Вадик, они выбирают сторону зла. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости. Окружающих героя людей (внешний мир) можно условно разделить на две группы: добрых, участливых, сопереживающих, бескорыстных ( это мать мальчика, дядя Ваня, жители деревни) и безразличных, завистливых, порочных ( жители райцентра, тетя Надя и её дети, одноклассники). Внутренний мир героя терзают другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством.

Делаем вывод, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос : на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек ( воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Победу добра над злом в сердце отдельно взятого ребёнка мы видим в рассказе «Уроки французского».

Обращаемся к статье перед рассказом. Она и заключает в себе основную идею: только следуя законам доброты можно победить зло. Выделяем из статьи законы доброты Распутина:

1. «Истинное добро со стороны того, кто творит его , имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.»

2. «На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать) ,а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.»

3. « И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.»

V. Итог урока.

— Удалось ли В.Г.Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди?

VI. Домашнее задание.

Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя.

1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».

2. «Шофер единственной в колхозе полуторки».

3. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».

4. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»

5. «Он расхаживался, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи…»

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ташкирменская основная общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района РТМБГБУ Татарстан Республикасы Лаеш муниципаль районы Ташкирмән төп гомуми белем бирү мәктәбе.

Визитная карточка

У нас учатся: 43 ученика
У нас учат: 13 учителей

Открытый урок по литературе по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского» (6 класс)

Открытый урок по литературе в 6 классе

по произведению Валентина Григорьевича Распутина

Цели урока:

1. Раскрыть идейное содержание произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором.

2. Развивать навыки анализа художественной прозы.

3. Воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира.

Оборудование : Портрет писателя, рисунки учащихся, презентация, кроссворд.

Индивидуальные задания:

· Раскрыть литературные термины: автобиография, антитеза, прототип.

· Подготовить краткую биографическую справку о писателе.

· Подготовить краткие литературные характеристики героев.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

— Ребята, как вы понимаете, что такое добро?

— Кто для вас является добрым человеком?

Дети приводят примеры из жизни. Делаем выводы о том, что добро бывает разным, для каждого своим: веселым, случайным, героическим…

— Сегодня мы вновь поговорим о произведении В.Г.Распутина «Уроки французского» и попробуем выяснить, как он видит добро и, кроме того, выделяет его основные законы. Во многом на его мировоззрение повлияло тяжёлое детство.

Слушаем подготовленного ученика с краткой биографической справкой:

Сознательное детство его (В.Г.Распутина), тот самый «дошкольный и школьный период», который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», — отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».

В период войны Распутин также чувствовал отношение людей друг к другу и понимал их отношение к обществу. Это также наложило свой отпечаток на юную душу будущего писателя. И позднее в своем творчестве Распутин поставит в рассказах и повестях нравственные проблемы общества, которые он постарается решить и сам. . ( Н. Тендитник «Очерк жизни и творчества В. Распутина»)

II. Выявление авторской позиции.

— От какого лица ведётся повествование?

Обращаю внимание учащихся на то, что повествование ведётся от первого лица, такое произведение называется автобиография. (Индивидуальное задание)

— Как вы считаете, автор и герой в рассказе – это одно и то же лицо?

Замечаем, что автор и герой не слиты воедино, они разделены временным промежутком: герой- это ученик, мальчишка, он живет, чувствует, радуется и плачет здесь и сейчас; а автор прожил долгую и трудную жизнь, он осмыслил и, самое главное, оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.

III. Работа над произведением.

-Как объяснить такое долгое вступление к рассказу: наличие эпиграфа, статьи, истории создания, посвящения, предисловия?

Распутин намеренно заставляет читателя проникнуться мыслью о серьёзности сделанных выводов из пережитых событий, нацеливает на целостное восприятие и глубокое осмысление текста.

Анализируя данную последовательность, ученики замечают, что сначала роль учительницы едва заметна, а затем возрастает всё больше и больше по мере того, как она начинает принимать большее участие в жизни мальчика. Лидия Михайловна вошла в жизнь мальчика уже не как учительница, занимающая эпизодическое место, а как главное действующее лицо.

— Почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?

-Как герой догадался, что посылку отправляла не мать?

-Почему он перестал бояться французского языка?

-Зачем учительница стала играть с учеником на деньги «пристенок» и «замеряшки»?

-Как ей удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?

-Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всём узнал директор?

Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

-Все ли герои рассказа добры и благородны?

IV. Литературные характеристики героев.

Рассказываю учащимся, что Валентин Григорьевич Распутин-мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений,чтобы достаточно точно описать человека.

Далее ребята создают литературную галерею персонажей произведения «Уроки французского» с помощью цитат и рисунков. (Проверка домашнего задания)

«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)

«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.» (Вадик)

«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)

«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.» (Лидия Михайловна)

«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой)

Обращаю внимание, что в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом, в соседних абзацах. Для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы он использовал антитезу. (Индивидуальное задание)

Антитеза — художественный приём, служащий для для усиления выразительности речи путём противопоставления понятий, мыслей.

V. Обобщение знаний .

Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.

Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.

Приводим в систему все возникающие в рассказе противопоставления с помощью схемы.

Герою противопоставлен автор, об этом уже упоминалось в начале урока, противоположны и образы ученика и учительницы. С другой стороны, у героя есть антиподы в детской среде – Птаха и Вадик, они выбирают сторону зла. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости. Окружающих героя людей (внешний мир) можно условно разделить на две группы: добрых, участливых, сопереживающих, бескорыстных ( это мать мальчика, дядя Ваня, жители деревни) и безразличных, завистливых, порочных ( жители райцентра, тетя Надя и её дети, одноклассники). Внутренний мир героя терзают другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством.

Делаем вывод, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос : на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек ( воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Победу добра над злом в сердце отдельно взятого ребёнка мы видим в рассказе «Уроки французского».

— Ребята, вспомните всё, о чем говорилось ранее: позицию автора, строение рассказа, характеристики героев, литературные приёмы. В совокупности всё это поможет нам раскрыть идею рассказа. Для чего он был создан?

Учащиеся высказывают свои мысли и предположения.

-Вдумайтесь в смысл названия произведения.

-Какое слово вы считаете главным в названии?

Читаем в толковом словаре значение слова урок.

1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету.

2. Учебная работа, заданная школьнику на дом.

3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.

4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам.

5. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар.).

На первый план выходит третье значение слова, недаром статья, предшествующая рассказу, называется «Уроки доброты». Обращаемся к этой статье. Она и заключает в себе основную идею: только следуя законам доброты можно победить зло. Выделяем из статьи законы доброты Распутина:

1. «Истинное добро со стороны того, кто творит его , имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.»

2. «На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать) ,а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.»

3. « И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.»

VI . Итог урока.

— Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди?

VII. Домашнее задание.

Дома учащиеся пишут сочинение «Как я узнал (а), что такое доброта.»

Конспект урока по рассказу «уроки французского»

На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности: мыслительная, речевая, коммуникативная, исследовательская, художественно-эстетическая, что способствует развитию творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.

Ход урока

I. Стадия вызова.

В мае этого года мы отмечаем 67 лет со дня окончания Великой Отечественной войны (слайд)

Учитель: Война! Это страшно! А как детское сердечко сжималось от потерь, боли страдания, страха. И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту (слады 2-4)

Во все времена эти понятия остаются неизменны. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли своё отражение в народной мудрости.

Проверка домашнего задания (высказывание о добре, доброте)

Учитель:

– Ребята, а как вы понимаете, что такое добро?

– Кто для вас является добрым человеком?

Составить акростих на тему: «Добро».

Учитель: Доброта. Именно это качество, человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Слайд.

И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока «Уроки доброты».

Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку я предлагаю вам выбрать самостоятельно

Чем добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях (Л.Н. Толстой)

Верю я, придет пора.
Силу подлости и злобы одолеет дух добра. (Б. Пастернак)

Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока

(потому что, во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям).

Учитель: Говорить о произведении Распутина, не сказав о нем самом просто нельзя, ибо мы упустим что-то очень важное, главное.

1 ученик: Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Он ощутил на себе тяготы военного и послевоенного детства.

1948 год – недавно закончилась война. В стране разруха, не хватает продовольствия.

Действует карточная система снабжения продуктами. Слайд.

2 ученик: Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым. Слайд.

Учитель: Олег Дмитриев написал стихотворение об одном мальчишке, но таких в то время были тысячи

3 ученик читает стихотворение:

Сидит кусочком хлебушка тарелку молча трет
Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврет
И вот тарелка светится, сверкает белизной.
Как будто чудо-зеркальце, из сказочки одной
Еще движенье корочки и выплывет со дна
Холодная, голодная, последняя война
Всплывет щадящей плошкою полуподвальный свод
И мальчуган с ладошкою, протянутой вперед
Все ближе, нестерпимее в заветном там кольце
Кричат глаза огромные на узеньком лице
Забудь, другое времечко и сказочка не та
Но все же чиста тарелочка, тарелочка пуста.

Сибирь – родина писателя. Глухая деревня Усть-Уде в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода, герой рассказа никогда не ел яблок, он даже их не видел.

В 1973 году появился в печати один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель называет этот рассказ автобиографическим.

Словарь – урока – слайд

И пользуясь положением писателя Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.

Да и нет (блиц-задание на знание биографии)

  1. писатель Валентин Распутин родился и вырос в деревне, в Сибири.
  2. детство провел в небольшой деревне, расположенной в низовьях реки Ангары.
  3. закончил физико-математический факультет и готовился стать учителем, одновременно занимался журналистикой (историко-филологический).
  4. в начале 60-х годов появились его первые рассказы
  5. в 1973 году вышел его лучший рассказ «Уроки французского».
  6. этот рассказ он посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери Александра Вампилова.
  7. его герой – двенадцатилетний мальчик, которого мать привозит из деревни и определяет на учебу в районную школу (одиннадцатилетний).
  8. фрагментарность рассказа делает его в чем-то похожим на личный дневник.
  9. этот рассказ помог разыскать учительницу Лидию Михайловну, которая в героине рассказа узнала себя.
  10. Распутин говорил о своем рассказе то, что мне многое пришлось выдумать. (там мне ничего не пришлось выдумывать, все это происходило со мной)

II. Стадия осмысления.

  1. Выявление авторской позиции (персонаж, человек, повествование)
  2. Проблема: персонаж, человек, повествователь.

Компонент мира художественной литературы

– ребята, какие проблемы мы с вами выставили?

– от какого лица ведется повествование? (от первого)

– как вы считаете, автор и герой в рассказе одно и то же лицо? (автор и герой слиты воедино)

– и все же, их что-то разделяет, что? (время, герой – это ученик, мальчишка, он живет, радуется, чувствует здесь и сейчас).

Автор прожил долгую жизнь, он осмыслил оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.

Сейчас вам предлагается провести интервью автора с автором. Автор – ребенок – детские голоса, автор – взрослый человек – взрослый голос. (работа в группах)

Детский голос.

  1. Больше на меня не обращали внимания я отошел в сторону и стал наблюдать. Разобраться в игре ничего не стоило
  2. Я вертелся между Вадиком и Птахой. И в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивал одно и тоже: «Перевернул! Перевернул!». Во мне все как-то затвердело и сомкнулось. Вообще у меня не было сил достать из себя слово. Не было в тот день и не могло быть, во всем белом свете человека несчастнее меня
  3. упал, – брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличного объяснения.

После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.

Взрослый голос.

  1. Я оставался один, не понимая и не выделял из горького своего положения одиночества откуда мне было знать, что в своем деле он вырвался вперед, и больше всех его ненавидит тот, кто идет по следу.
  2. я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками

– не знаю, как в математике, а в лице жестокости, которая, как я позже заметил с годами становиться чуть ли не профессиональным призраком учителей даже самых добрых и мягких.

Составить синквейн:

  • Автор – мальчик
  • Автор – взрослый

III. Переходим к работе над композицией рассказа.

Ребята, какие проблемы мы выставляем (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Учитель: Как объяснить такое долгое вступление. Есть эпиграф, история создания, посвящение, предисловие. Зачем все это?

Распутин нас заставляет проникнуться мыслью о серьезности сделанных выводов, он настраивает нас на глубокое осмысление текста. Работа в парах.

Составить кластер. Слайд (композиция рассказа)

  1. Составляет кластер.
  2. Написать эссе (история героя)

IV. Литературная характеристика героев (проблема: портрет, внешний, внутренний, портрет-описание, портрет-впечатление).

Распутин – мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, что бы достаточно точно описать человека. Слайд.

Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками. (слайд)

Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым шагом приступал к деньгам.

Он расхаживал перед линейкой, раскинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагом плечи.

Учитель: Какой художественный прием использует автор чтобы подчеркнуть душевную доброту учительницы и трудное положение мальчика. (антитеза).

Лабораторная работа. (слайд)

Задание: Привести в систему все возникающие в рассказе противопоставления.

Вывод: в произведении отражена борьба добра и зла, именно в период взросления решается на темной или светлой стороне жизни останется человек.

Зачем Распутин вводит эпизод с игрой на деньги.

Сколько игр было на деньги (2).

Как назывались? (чика замеряшка).

Кто оказывается все время рядом с мальчиком? (учительница).

Если говорить о роли учительницы, то сначала она едва заметная, а затем возрастает все больше и больше.

Мозговой штурм.

– почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?

– как герой догадался что посылку отправляла не мать?

– почему он перестал бояться уроков французского?

– зачем учительница стала играть с учеником на деньги?

– как в этих играх описано мастерство и плутовство?

Как играет герой?

Как учительнице удалось, убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?

Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всем узнал директор?

Учитель: Из рассказа мы знаем, что учительница потеряла работу, но осталась ее доброта, ее душевная щедрость.

– сколько посылок пришло мальчику?

Почему он отказался от первой и вспоминает о второй? (потому что здесь учительница проявила свое внимание и чуткость, она знала о том, что мальчик никогда не ел яблоки и она их ему прислала).

Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему, естественно ей приходиться идти на хитрость, чтобы помочь не обижая своей жалостью.

Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

«Прием пластилиновый герой»

Сейчас, используя пластилин, слепите то, что характеризует учительницу как человека.

– ребята. А ваши учителя добрые?

– а как по-вашему лучше быть добрыми или лучше строгими

Нужно ли современному учителю чувство юмора? (для чего)

Защита своих поделок.

V. Стадия рефлексии.

– Для чего как вы думаете создан этот рассказ?

Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявить милосердие и любовь, таким человеком оказалась молодая учительница.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной, значит, ты хочешь быть человеком.

Урок русского языка и литературы Тема: «Духовные ценности»

воспитывать миролюбие, доброту, уважение к старшим, чувство собственного достоинства.

Методические приемы: беседа, пересказ текста, конструирование предложений, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет писателя, репродукции картин, рабочий листок по русскому языку ( у каждого ученика), учебник, мини ЕГЭ по произведению.

Количество уроков: 2

Х О Д У Р О К А:

1. в с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я

Сегодня у нас с вами одновременно урок русского языка и литературы. На протяжении нескольких уроков мы знакомились с творчеством писателя Валентина Григорьевича Распутина, рассказом «Уроки французского». В нем говорится о голодном послевоенном детстве, о трудностях, с которыми сталкивались мальчишки того времени , об учительнице французского языка, которая сумела дать самый главный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована. Сам автор считал, что «это в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни.

Для чего он это делает?

Вовсе не из-за недостатка воображения, как может показаться, и не из-за желания непременно рассказать обо всем, что пережил. Есть такие понятия как: «духовные ценности», «духовная память», которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста.

Вот так и случилось, что спустя более чем 20 лет писатель сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то с ним, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда не забывалось, что постоянно просилось в нем на люди. Он написал этот рассказ в надежде, что те уроки, которые преподала учительница лягут на душу как маленького , так и взрослого читателя.

ИТАК, СЕГОДНЯ НА УРОКЕ мы раскроем понятия «духовная память» и «духовные ценности» и проясним мотивы поведения мальчика.

2. б е с е д а п о в о п р о с а м:

Мы оставили героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили

Кто начал драку?

Как ведет себя герой в драке и после нее?

Чем была драка для Вадика и Птахи?

В чем разница между героем и Вадиком по отношению к игре?

Какими словами и выражениями можно оценить поведения Вадика и Птахи?

( жестокость, бессердечие, обман, бесчестие)

3. р а б о т а с л и с т к о м п о р у с с к о м у я з ы к у

4. п е р е с к а з э п и з о д а

От слов «В школе, наутро после драки …..» до слов « ….. так домой ехать нельзя …»

Как учительница выясняет, что случилось с героем?

Какие чувства испытывает герой?

Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?

Каким представляется директор? Что в образе запоминается, бросается в глаза?

Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?

( работа с текстом и рабочим листком, составляя характеристику)

К о м м е н т а р и й у ч и т е л я

( в восприятии деревенского мальчика « в одежде» — это значит не в обносках, не в перешитых с чужого плеча вещах, как у него)

Какой художественный прием применяет автор в описании Лидии Михайловны?

( АНТИТЕЗА учитель – ученик , два портрета )

Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?

Почему мальчик нарушает слово не играть на деньги?

Почему Лидия Михайловна заставила героя дополнительно заниматься?

( мальчик этого не понимал, рассказчик, взрослый уже человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасала его, помогала ему )

Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?

Какие черты характера проявляет герой?

( запись в листок )

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки»?

Чем она рисковала?

Что выдавало ее во время игры?

Какие эпитеты можно подобрать для характеристики Лидии Михайловны?

( умная, образованная, воспитанная)

Какими словами можно охарактеризовать поступки учительницы?

( доброта, сочувствие, сострадание, милосердие, гуманность, человечность )

Была ли для Лидии Михайловны игра развлечением?

Какова была ее тайная цель?

Почему она пыталась «мошенничать»?

( усыпить бдительность ученика, не желающего брать подачки)

5. ч т е н и е по р о л я м – эпизод «разоблачения»

* Как повел себя директор? ( работа с листком)

К о м м е н т а р и й у ч и т е л я ( директор должен был знать о бедственном положении ученика и постараться ему помочь, однако в арсенале директора были карательные методы)

* Как ведет себя Лидия Михайловна?

* как достигается временная протяженность этой сцены?

( работа с листком ….. она «медленно, …….)

Почему учительница не объяснила свой поступок директору?

Какая черта характера объединяет учителя и ученика в этой сцене?

( чувство собственного достоинства – рабочий листок)

6. в ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е

Эпизод со слов « Через три дня……….»

( Это называется послесловие. Оно открывает новые черты личности Лидии Михайловны: выдержка, чувство ответственности, она ничем не выдала своего душевного состояния при прощании с мальчиком, поддержала его. Всю «вину» она взяла на себя. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал, что не одинок, что есть на свете ДОБРОТА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ. ЭТО И ЕСТЬ «ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ»

— какие главные уроки преподал нам Распутин?

У нас еще есть понятие «духовная память»

— как вы это понимаете?

( это мысли взрослого человека, его память)

ВЫВОД: доброта, милосердие должны быть главными принципами во взаимоотношениях людей, они жили и живут во все времена, даже самые страшные, и нельзя оправдать свою жестокость, злобу, царящие вокруг или тяжкими временами; жить на земле всегда тяжело, так не будем отягощять свою жизнь отсутствием доброты, сочувствия.

РАБОЧИЙ ЛИСТОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Игровая ситуация … переросшая в открытое силовое столкновение – мальчишескую драку.

Мальчики, которые избивали героя ( ………………..), были старше и сильнее.

Он почти не защищается, только кричит в отчаянии, отстаивая справедливость.

Художественный прием — ………….. ( противопоставление)

… она медленно, медленно поднялась с колен … раскрасневшаяся и взлохмаченная ……..

Героя и Лидию Михайловну объединяло ………………………

И больше я ее никогда не видел.

Раньше я видел яблоки только на картинках, но, догадался, что это они.

Мини ЕГЭ по литературе

В. Г. Распутин «Уроки французского»

Прочитайте фрагмент текста от слов « ……. Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счете.» до слов « И он воздел над головой руки.» и выполните задания А 1- А 5, В 1 – В 4, С1

А 1. определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:

1) роман 2) повесть 3) очерк 4) рассказ

А 2. какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование

2) является развязкой сюжетного действия

3) является кульминацией сюжета

4) является эпилогом

А 3. от какого лица ведется повествование

1) от первого 2) от третьего 3) через систему рассказчиков

4) это монолог героя

А 4. как ведет себя Лидия Михайловна, понимая, что директор застал ее за непозволительным для учительницы занятием?

1) не знает, что делать 2) она спокойна

3) пытается срочно что-то придумать 4) быстро уходит

А 5. с какой целью автор при характеристике Лидии Михайловны использует такие слова и выражения: «медленно, медленно поднялась с колен». «спокойно ответила»?

1) выявляет отсутствие в героине серьезного отношения к жизни

2) наделяет ее героическими чертами

3) характеризует мужество героини

4) подчеркивает сложность ситуации

В 1. укажите художественно – выразительное средство, которое помогает автору описать образ и выразить свое отношение к нему ( «пораженный голос», «твердый, звенящий голос», «удивленный голос» )

В 2. назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий ( « … заспорили о счете», «Мы кричали, перебивая друг друга …»)

В 3. выпишите из фрагмента название игры, в которую играли Лидия Михайловна с главным героем.

В 4. выпишите из фрагмента слова, с помощью которого директор охарактеризовал поступок Лидии Михайловны

С 1. как ведет себя Лидия Михайловна во время игры с мальчиком и во время беседы с директором школы?

План рассказа Уроки французского (6 класс) Распутин

Главный герой приезжает из деревни в районный центр на квартиру к маминой знакомой, чтобы пойти учиться в среднюю школу.

Учебный процесс

Учёба давалась мальчику хорошо, проблемы были только с произношением французского языка. Рассказчик постоянно голодает и сильно тоскует по дому.

Игра на деньги

Однажды Федька – младший сын хозяйки квартиры приводит повествователя в компанию ребят, играющих в «Чику». Суть игры заключалась в том, чтобы перевернуть как можно больше монет орлом вверх. Герой постепенно осваивает все навыки и начинает выигрывать, но играет очень осторожно. Такое поведение не нравилось ребятам. Уличив одного из игроков в жульничестве, герой подвергся нападению.

Уроки французского

Синяки замечает учительница французского Лидия Михайловна. Девушка удивляется, узнав, что мальчик играет на деньги, чтобы прокормить себя. После разговора с ней ученик обещает больше не играть, но голод вынуждает его снова вернуться к той компании. Рассказчика вновь избивают. Обнаружив очередные следы побоев, Лидия Михайловна берёт шефство над мальчиком – теперь они занимаются французским индивидуально. Главный герой приходит к учительнице на квартиру, из-за чего чувствует себя очень неловко. В один день протагонист получает странную посылку с макаронами, сахаром и упаковкой гематогена. Догадавшись, кто это прислал, повествователь возвращает коробку учительнице. Но уроки французского на этом не заканчиваются.

Игра с Лидией Михайловной

Однажды учительница предлагает герою сыграть на деньги с ней. В один момент мальчик обнаружил, что девушка ему поддавалась. В разгорячённом споре оба не заметили, как в квартиру вошёл директор школы, живший по соседству. Лидии признаётся, что она играет в азартные игры со своим учеником, и через несколько дней она увольняется из школы. А зимой школьник получает ещё одну полную посылку макарон, с тремя яблоками на дне.

План №2

  1. Переезд мальчика в райцентр для продолжения учебы в средней школе.
  2. Успехи в обучении, но затруднения в произношении французских слов.
  3. Игра с ребятами в «чику» на деньги, возникший конфликт с Вадиком и Птахой.
  4. Беседа о произошедшем споре с Лидией Михайловной и возвращение в игру.
  5. Дополнительные уроки дома у Лидии Михайловны, ее посылка.
  6. Игра в «пристенок» и уезд Лидии Михайловны.

Подробнее

Главный герой жил в квартире у знакомой их семьи и учился как следовало, а значит прилежно. За исключением одного предмета — французского языка. Мальчик без труда переводил выражения, запоминал речевые обороты, но с произношением иностранных слов были большие затруднения и преподавательница Лидия Михайловна морщилась, закрывая глаза. Главный герой переживал, голодал и тосковал по родной деревне, ведь никогда раньше он не отлучался от семьи и не жил среди чужих людей самостоятельной жизнью. Еды, которую привозил дядя Ваня из деревне, постоянно не хватало.

В сентябре приятель Федька повел мальчика играть в «чику». Занятие оказалось интересным и захватывающим, играли каждый день. У главного героя хорошо получалось выигрывать деньги, на них он покупал молок, но спустя некоторое время разгорелся конфликт. Вадик, считавшийся одним из лучших игроков, жульничал и мальчик не стал об этом молчать. Вскоре в спор встрял друг Вадика – Птаха и обернулось все дракой, а именно разбитым носом главного героя.

На следующее утро пришлось идти в школу, так как занятия мальчик не пропускал. Он старался не привлекать к себе внимания, но одноклассник Тишкин обо всем рассказал классной руководительнице, по совместительству учительнице французкого, Лидии Михайловне. После уроков состоялся разговор с мальчиком, в ходе которого Лидия Михайловна спросила, как тратятся выигранные деньги и, услышав о покупке молока, задумалась. Вскоре она попросила обойтись без таких игр и отпустила домой.

Интерес пересилил и герой вернулся в игру, где на четвертый день его опять избили те же ребята. По приходу в школу, к несчастью, был урок французкого, после которого Лидия Михайловна попросила мальчика остаться на дополнительные занятия для улучшения произношения иностранных слов.

Преподавательница попросила приходить к ней домой, так как в школе занимается вторая смена, которая мешает изучению. В квартире учительница рассказывала истории из жизни и часто предлагала вместе поужинать, мальчик наотрез отказывался. Тогда она подарком прислала ему посылку с макаронами и гематогеном, но герой понял чья посылка, ведь его семья не могла позволить себе макарон.

Герой начал делать успехи в произношении иностранных слов и тогда Лидия Михайловна показала игру своего детства в «пристенок». Им было весело и интересно играть. Очень увлеченные, они не заметили на пороге директора школы, который попытался выяснить происходящее. Лидия Михайловна во всем призналась и через 3 дня уехала на Кубань, откуда мальчику пришла посылка с макаронами и кубанскими яблоками.

План произведения Уроки французского

Несколько интересных сочинений

Для многих рисование это просто хобби, а для некоторых это и вовсе становится профессией. Рисовать любит каждый человек,

Произведение «Дикий помещик» говорит о том, что без труда простого народа жизнь высших чинов невозможна. Образы главных и второстепенных героев помогают раскрыть суть произведения.

Алексей Максимович Горький написал автобиографическое произведение-трилогию, первая часть которого рассказывает о детстве писателя в семье деда, Василия Васильевича Каширина.

Повествование в рассказе ведется от лица рассказчика – Игнатьича. Рассказчик – автобиографический образ, судьба героя во многом похожа на судьбу самого писателя.

Иван Яковлевич Библин появился на свет шестнадцатого (четвертого по старому стилю) августа 1876 года под Санкт-Петербургом, в поселке Тарховка. Его семья была выходцам из старого рода купцов

Конспект урока литературы 6 класс: Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

Цель: оценить произведение Распутина как уроки доброты.

Задачи: 1) дать определение понятия «добро»;

2) определить поступки героев с позиции добра и зла;

3) выразить своё отношение к поступкам героев произведения.

Оборудование: х/ф «Уроки французского», высказывания о доброте

Ход урока.

1. Создание колоборативной среды.

2. Стратегия «Комплименты»

3. Определение темы урока

(на доске — высказывания о доброте, на партах — набор букв РОБОТАД)

— Составьте из этих букв слово по теме нашего урока

— Какое слово у вас получилось? Как вы думаете. Что оно обозначает?

Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать людям добро.

4. Составление кластера со словом «Доброта» (подбор синонимов)

(любовь, забота, сострадание, помощь, отзывчивость, чуткость, сердечность)

— А какой антоним можно подобрать к слову добро? ЗЛО

— Кто для вас является добрым человеком? (примеры)

— Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока, используя это слово и название пр-ия.

Уроки доброты

5. А теперь определим вместе цель нашего урока и его задачи.

— С чем мы будем работать? Какое определение дадим? Что определим?

Учитель: — Сегодня мы вновь поговорим о пр-ии В. Распутина «Уроки французского» и попробуем выяснить, как он видит добро, и, кроме того, выделяет его основные законы.

2. Основная часть урока.

1) Актуализация знаний (Опрос) — Кто является главным героем пр-ия?

Почему Лидия Михайловна постепенно вошла в жизнь мальчика уже не как учительница, а как главное действующее лицо?

2) Работа в парах. Анализ эпизодов.

Первая драка. Реакция учительницы. (Стар. учеб. Стр.281-283; кн.-127-128)

— Как повела себя учительница в данной ситуации?

— О чём она беседует с мальчиком? (стр. 131; 283-284)

Вторая драка. Индивидуальные занятия. (стр. 287- 289; 134)

— Почему Л.М. стала приглашать мальчика не в школу, а домой? (стр.134)

— Как проходили их занятия?

Эпизод с посылкой. (стр. 289-292; 135-136)

— Почему Л.М. решила послать посылку?

— Как мальчик догадался, что эта посылка не из дому?

Игра в «пристенок» и «замеряшки» (стр. 293-296)

— Почему Л.М. решилась играть на деньги в игру «замеряшки» со своим учеником? Вспомните, как сама учительница объясняет это своему ученику. (стр. 291-292)

— Как вы расцениваете её поступок?

3. Просмотр фрагмента из фильма. («Игра в «замеряшки») (01.10. 55- 01. 14. 25)

— Как ведут себя герои в данном эпизоде?

— Как учительнице удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему? (стр.140-144)

Учитель: Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами… Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по- настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

4. Знакомство с понятием антитеза

Учитель: Основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у Распутина- антитеза. Антитеза — противопоставление образов, эпизодов, слов.

— Кто из героев вам понравился? Почему?

— Кто не понравился? Почему?

Окружающих героя людей можно разделить условно на 2 группы: добрых и злых.

Самостоятельная работа в паре: составить таблицу «Добро и зло в рассказе), оформить в виде постера, защитить.(ватман, маркеры)

Добрые, участливые, сопереживающие, бескорыстные: мать мальчика, дядя Ваня, жители деревни, учительница.

Безразличные, завистливые, порочные: тётя Нюра, её дети, одноклассники, Вадик, Птаха, жители райцентра, директор.

Т.о., в произведении отражена извечная борьба добра и зла. Исход этой борьбы может решить добрый человек, который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.

— Кто это делает в пр-ии? (Л.М.)

Победу добра над злом в сердце отдельно взятого ребёнка мы видим в рассказе «Уроки французского». Вдумайтесь в смысл названия рассказа. Какое слово вы считаете главным в названии? Давайте выясним его значение в Толковом словаре.

Индивидуальное задание: выписать определение слова «урок»

Урок 1) учебный час (в средних учебных заведениях), посвящённый отдельному предмету;

2) учебная работа, заданная школьнику на дом;

3) нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод на будущее;

4) преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным людям;

5) работа, заданная для выполнения в определённый срок.

— Какое из значений нам подходит?

Учитель: Конечно же, третье. Недаром статья, предшествующая рассказу (старый учебник стр. 270-271) называется «Уроки доброты». Обратимся к ней и давайте выделим из неё законы доброты Распутина. Коллективная работа

5. Обобщение.

— Удалось ли Распутину на примере истории своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие, добрые люди?

— Раскрыли ли мы тему урока?

— Удалось ли достичь цели? Что мы сегодня узнали?

— Где нам могут пригодиться полученные знания?

6. Подведение итогов. Оценивание.

7. Рефлексия (обратная связь): напишите мне sms – что вам понравилось, не понравилось на уроке?

8. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Как я узнал, что такое доброта?»

Читайте также:

      

  • Профессия кто охраняет лес
  •   

  • Для чего после письменных работ учитель проводит работу над ошибками
  •   

  • Почему я выбрала профессию машинист локомотива
  •   

  • Как по квадрату пифагора определить профессию
  •   

  • Где хранится трудовая книжка при работе по совместительству

на тему: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Тема урока: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Дата проведения: 12.02.2019г.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний..

Технология урока: развитие критического мышления, технология проблемного обучения.

   1. Образовательная – научить понимать, в чем заключается нравственная проблематика рассказа;

   2. Развивающая – развивать творческие способности, воображение учащихся; развивать речевую культуру учащихся;

        3. Воспитательная – способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

 Личностные.

— сформированность гуманистических ценностных ориентаций; сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные.

познавательные: сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации для выполнения учебных заданий; сформированность устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя; сформированность умения строить логическое рассуждение;

регулятивные: сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

коммуникативные: сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Предметные: определить смысл названия рассказа; определить, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика; повторение и систематизация изученного.

Основные термины, понятия: нравственность, доброта, сострадание, душевная щедрость, бескорыстие, гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, упрямство в достижении цели, самолюбие, благородство.

Оборудование компьютер, мультимедийный проектор, презентация; портрет В. Г. Распутина, эпиграф — высказывание В. Г. Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащегося

Формируемые                      УУД

1. Орг. момент

— Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Ребята, я думаю, вы легко ответите на вопрос: без чего или без кого не может существовать школа?

 — Действительно, школа не может существовать без учителей и учеников. Они взаимосвязаны, необходимы друг другу. Вот и для проведения сегодняшнего урока мне необходима ваша помощь. Давайте договоримся помогать друг другу и поддерживать в трудную минуту. Согласны?

— А на урок сегодня я пришла не с пустыми руками, а с ЯБЛОКОМ.

Вспоминая последнее произведение, которое мы с вами читали, о чем оно вам говорит?

— Я предлагаю сделать яблоко символом нашего урока!

Учитель, ученик.

Яблоко – это скрытая мечта главного героя. Он смог увидеть и попробовать их лишь в конце произведения

Коммуника-тивные: конструктивное общение

2.Целеполагание и мотивация

-Писатель как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства».(Слайд №1)

-Как вы понимаете эти слова?

-Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»?

-Как одним словом можно назвать эти чувства?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Запишите тему урока «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»(Слайд №2)

-А почему уроки?  Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

-Посмотрите еще раз на тему урока и подумайте, в чем нам предстоит разобраться, какие цели мы поставим на уроке?

Итак, цель нашего урока – понять какие уроки нравственности несет произведение Распутина «Уроки французского».

(Несколько человек высказывают свое мнение.)

-На примерах поступков героев мы учимся хорошему поведению, пониманию друг друга, воспитываем в себе положительные качества характера.

-Доброты, сострадания, душевной щедрости, бескорыстия.

-Нравственность.

-О нравственности.

-Школа, учебный предмет, знания, воспитание.

-В чем состоят уроки нравственности? Кто дает эти уроки? Кому?

Личностные: формирование познаватель-ных мотивов, интереса к новому, иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

уровень развития моральных суждений.

Регулятивные

умение ставить перед собой цель, выстраивать алгоритм действий

3.Актуализация знаний.

-Кого вы считаете главным героем рассказа?

Давайте вспомним, что мы знаем о мальчике.  

1. Почему мальчик оказался в райцентре? (слайд №3)

2. Как он чувствует себя на новом месте? (слайд №4)

3. Почему он не убежал в деревню? (слайд №5)

4. Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? (слайд №6)

5. Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?

(слайд №7)

-Нарисуйте в тетрадях таблицу из двух колонок. Первую обозначьте «мальчик». Впишите в таблицу черты характера главного героя. Зачитайте.

-Я тоже наблюдала за героем. Вот что у меня получилось.

Вы согласны с тем, что все эти качества присутствуют в характере мальчика.

(Слайд №8). Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность.

(Прием «ловушки»: среди перечисленных черт характера есть несвойственные мальчику черты).- Если желаете, допишите не отмеченные вами черты характера.

-Молодцы!

-Мальчика, Лидию Михайловну.

(Цитатный план)

1.«Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр».

2.«Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».

3. «Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»

4. «…ни с кем из ребят я тогда не сошелся.»

5. «Получив его (рубль), …я покупал баночку молока».

-Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, упрямство в достижении цели, самолюбие, благородство.

(Дети замечают ошибки: любовь к игре, беззаботность.)

Регулятивные

находить нужную информацию с помощью текста.

Познаватель-ные: осуществлять поиск информации, анализировать, сравнивать, отбирать нужное

Коммуника-тивные: строить понятные для собеседника высказывания

4. Постановка учебной задачи

(роль Лидии Михайловны в судьбе ребенка).

5.Построение проекта действий.    (Осмысление дальнейшего содержания)

5.Реализация построенного проекта

6.Решение проблемной ситуации.

Просмотр эпизода «Игра в «пристенок»

7. Первичное проговаривание во внешней речи.

-Вы сказали, что главным героем рассказа является и учительница французского Лидия Михайловна. Почему?

-Когда она появляется в рассказе? После какого события?

-Какие черты Лидии Михайловны запомнились мальчику?

-Подтвердите текстом.

-Обозначим вторую часть таблицы «Лидия Михайловна» и постепенно заполняем ее также чертами характера.

-Почему Лидия Михайловна среди других отстающих по ее предмету учеников выбрала именно главного героя, а не Тишкина, например?

-Как Лидия Михайловна сама объясняет причину ребенку?

-Какие шаги предпринимает учительница, чтобы выполнить задуманное?

-Почему  попытка помочь не удается?

-Сумела ли учительница найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?

Давайте мы свами сейчас посмотрим как это происходило.

(Показ фрагмента фильма)

-Знала ли Лидия Михайловна, чем является ее последний шаг — игра в «пристенок» или «замеряшки»?

-Да. Азартные игры , да еще на деньги, учителя с учеником считались безнравственным поступком. За подобное поведение  беспощадно увольняли учителя из школы. Она не могла этого не знать.

-Почему же она решается на запрещенную игру? Может, у нее был выбор – не играть?

— Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны?

Давайте посмотрим еще один фрагмент

(Фрагмент фильма, где директор)

-Может быть, все-таки согласитесь с мнением Василия Андреевича? Он же директор?

-Какой художественный прием использует автор при изображении характеров Лидии Михайловны и директора школы, портретов учительницы и ученика?

-Чем заканчивается история игры в «пристенок?»

-Попробуйте представить, как чувствовал себя герой после отъезда Лидии Михайловны.

-В начале рассказа автор говорит как раз о чувстве вины перед учителями, которую, очевидно, ученики ощущают, когда взрослеют.

-Почему Лидия Михайловна снова присылает посылку мальчику?

-Какую же роль в жизни мальчика сыграла Лидия Михайловна?

-Она играет немаловажную роль в судьбе мальчика.

-После драки мальчика с Вадиком и Птахой.

-Ум, красота, молодость, отсутствие жесткости в лице.

-«Она сидела передо мной аккуратная…, запах духов, который я принимал за самое дыхание»; «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять… что я здесь делаю?»

(Учащиеся в ходе урока записывают слова, обозначающие черты характера героини).

-Лидия Михайловна прониклась пониманием и сочувствием к голодающему, но способному  ученику. Она оценила его целеустремленность, порядочность и решает дополнительно заниматься, чтобы не только помочь в произношении французских слов, но и просто покормить ребенка.

(Заполнение таблицы)

-«Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

-Она приглашает ученика к себе домой, предлагает ему ужин, отправляет посылку с макаронами.

-Ученик не мог принять от Лидии Михайловны приглашение к столу и посылку из-за гордости.

А Лидии Михайловне не хватило хитрости, чтобы учесть «деревенский» набор продуктов.

(Заполнение таблицы).

-Да. Она предложила играть на деньги в «пристенок».

-Знала, что это является нарушением общепринятых моральных норм, этики отношения учителя и ученика.

-Нет, не могла она не играть, потому что учительница поставила цель – помочь ученику, и добивается намеченного любыми средствами. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удаётся этот обман.

(Заполнение таблицы).

-Положительно.

-Нет, директор не мог понять ситуацию, ВОв ожесточила его сердце, он не стал разбираться в причине поступка Лидии Михайловны. Он выполнял свои обязанности.

-Прием антитезы.

— Увольнением Лидии Михайловны из школы.

-Наверное, очень переживал, считал себя виноватым в судьбе учительницы.

— Учительница бескорыстная, добрая, способная к самопожертвованию.

(Заполнение таблицы).

 — Лидия Михайловна открыла ему другой мир, показала другую, новую жизнь. В её квартире даже воздух был пропитан «легкими и незнакомыми запахами другой жизни», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Теперь он узнал, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть «духовные ценности».

Регулятивные

прогнозировать и оценивать поступки героев  художественного произведения в соответствии с ситуацией;

устанавливать последователь-ность событий в тексте.

Познаватель-ные: осуществлять поиск информации.

Регулятивные

прогнозировать и оценивать поступки героев  художествен-ного произведения в соответствии с ситуацией;

классифициро-вать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, общие признаки.

Познаватель-ные: находить нужную информацию с помощью текста; создавать произвольное и осознанное высказывание в устной форме.

Личностные: оценка действий субъекта с точки зрения нарушения/соб-людения моральной нормы; уровень развития моральных суждений;

Коммуника-тивные: понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию; умение участвовать в продуктивном  диалоге, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Познаватель-ные: создавать осознанное высказывание в устной форме.

8.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону

-Назовите черты характера Лидии Михайловны, которые вы заметили в ходе урока.

-А у меня так. (Слайд № 9). Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм.

(Прием «ловушки»).

Согласны?

-Посмотрите на таблицу.(Слайд № 10). Что вы замечаете?

(Учащиеся называют, дополняют свои записи).

(Учащиеся находят ошибки на экране: склонность к азартным играм, эгоизм).

-У героев есть сходства в характере. (Отмечают общие черты).

Познаватель-ные: классифициро-вать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументиро-вать общие признаки.

9.Включение в систему знаний и повторение

А теперь мы немного вернемся назад и попробуем представить, как и почему Лидия Михайловна пришла к решению помочь мальчику? А для этого я попрошу первую группу составить личный дневник Лидии Михайловны. Напишите ее от первого лица с момента, когда она узнала, что мальчик играет на деньги.

А вторая группа напишет монолог директора после увольнения Лидии Михайловны (его мысли, думы, переживание, состояние).

Третья группа напишет, что символизируют такие детали как яблоко, макароны, молоко…(возможны другие детали)

На это я вам даю 3 минуты.

-Теперь мы можем ответить на вопрос, какие уроки нравственности получил автобиографический герой В. Г. Распутина от всех событий и благодаря учительнице? (Слайд № 11)

-Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Слайд № 12)

— Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботиться о матери.

— Герой старается понять поведение Владика, Птахи, Тишкина.( «Никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперед». «Не жди пощады, не ищи заступничества». «Остолбенел от предательства»).

— Он понял, что унижение оскорбляет человека. («Горько, навзрыд заплакал», «не было человека несчастнее меня». «Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся»).

— Он учится преодолевать свои слабости. («Когда что – то не выходит, все сделаешь для  того, чтобы вышло, так просто не отступишься»).

— Можно сказать, что он приобрел опыт общения, «научился держать себя», «справился с диковатостью», начал задавать вопросы, вступать в спор.

— Он приобрел духовный опыт выхода из драматических ситуаций при ощущении внутренней правоты.

— Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь.

-Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице.

(Ученики записывают, потом зачитывают.)

Познаватель-ные: создавать  осознанное высказывание в письменной форме.

Регулятивные оценивать поступки героев  художествен-ного произведения.

Коммуника-тивные: умение аргументиро-вать свою точку зрения с помощью фактов и дополнитель-ных сведений, строить понятные для собеседника высказывания.

10. Рефлексия

Теперь,  пусть каждый из вас выберет свой — нужный ему в этот момент жизни урок.

Продолжите предложения:

-Я научился (-лась)…

-Я понял(а)…

-Я рад(а)…

-Мне не понравилось…

-Я хочу…

-А я хочу закончить урок словами  В. Г. Распутина: «Хорошего сердца и    правильной  души так не достает нам, что чем  больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет».

А теперь каждый себе сам поставьте оценки

Да, мы говорили о добре, самопожертвовании, о моральных, нравственных качествах человека. Моральный человек – высоконравственный Учитель.

О школе, об учениках, учительнице, директоре, но в большей степени – о совестливой памяти, о благодарности учителю и вообще учителям.

 Распутин пишет о том, что добро бескорыстно, оно не требует награды, не ищет прямой отдачи. Оно бескорыстно, а потому бесценно.

Главная мысль автора — это мысль о любви к детям, готовность заслонить их собой от беды. Ибо нет большего счастья, чем творить добро.

Коммуника-тивные: адекватно воспринимать  предложения и оценку учителя, одноклассни-ков.

Личностные: формировать познавательную и социальную мотивацию;

стремиться к самосовершен-ствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

Формы контроля и оценки результатов урока: опрос.

Информация о домашнем задании.        — Домашнее задание на выбор (Слайд № 13).

Написать заметку в стенгазету «Советую прочитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».


Adblock
detector