Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

История развития на возникновение и становление сказкотерапии, как самостоятельного явления, значительно повлияли труды д. эльконина и л. выготского. теория обобщает

История развития

На возникновение и становление сказкотерапии, как самостоятельного явления, значительно повлияли труды Д. Эльконина и Л. Выготского. Теория обобщает исследовательский опыт К. Юнга, Б. Беттельхейма и идеи Э. Фромма и Э. Берна. История использования терапевтических сказок отсылает к таким известным в отечественной психологии именам, как А. Гнездилов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков, Н. Сакович и Н.Киселева. Значимой датой для России считают 1997 год, когда в Санкт-Петербурге открыли Институт сказкотерапии.

Сегодня активно используют этот подход в педагогической и психотерапевтической практике. Также он может давать положительные результаты в режиссуре, актерской игре и в других творческих профессиях. Спрос дает толчок к созданию множества терапевтических программ Т. Зинкевич-Евстигнеевой, А. Лисиной и др.

М. Осорина в настоящее время изучает детскую субкультуру и истории-страшилки. Ведь пугающие рассказы могут давать отличные результаты в работе над детскими страхами. Накопленный в отечественной психологии опыт пригодился дошкольным и школьным учреждениям, центрам реабилитации инвалидов и учреждениям для подростков с отклоняющимся поведением.

Понятие сказкотерапии и ее функции

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

Сказкотерапия – это методика, которая помогает развивать дошкольника, мягко воздействовать на его эмоциональное состояние. Особенно она помогает пациентам с психологическими и поведенческими трудностями. Терапия позволяет бороться со страхами, нерешительностью, агрессивным поведением и другими качествами, которые сильно мешают ребенку. Использование детских рассказов способствует повышению умственных способностей, мышлению, воображению, а также позволяет лучше понимать, как устроен мир.

Цели коррекции при помощи сказок:

  • Уменьшение эмоционального напряжения.
  • Доверительная атмосфера во время прочтения сказки.
  • Восстановление или установление отношений между детьми и взрослыми.
  • Выявление ребенком отрицательных качеств в себе.
  • Помощь в повышении самооценки.
  • Улучшение мыслительной функции, развитие воображения.
  • Повышение уверенности в себе, формирование веры в свои силы.
  • Обучение общению с окружающими.
  • Лечение психоэмоциональных травм, аутизма, синдрома гиперактивности и других патологий.

Сказка показывает пример отношений между людьми. Часто это происходит на примере животных. Произведение помогает увидеть отрицательные и положительные стороны героев, открывает ребенку возможные нежелательные последствия, которые возникли из-за неправильного поведения. В детских рассказах всегда побеждает добро, что показывает дошкольнику или школьнику пример, что лучше быть хорошим, а не плохим. Это все воспитывает моральные качества, учит их быть благородными, добрыми, честными, справедливыми и так далее.

Произведение помогает малышу учиться фантазировать. Он представляет сюжет в разнообразных вариантах, ролях. Если маленький пациент имеет низкую самооценку, то больше подойдет сказка про короля или королеву, принцессу или принца. Дошкольник во время прочтения будет повышать свою самооценку.

Если дошкольник застенчивый, ему больше подойдут сказки про трусливого зайца. Во время прочтения рассказа на приеме у психолога пациент раскроет свои страхи. Если занятие проводится в группе детей, слушатели могут открыть страхи и справиться с ними.

Детские произведения помогают не только обучать малышей, но и лечить психические травмы. Также сказкотерапия выполняет профилактическую функцию в возникновении психологических патологий. Вымышленные персонажи открывают пациенту проблему на примере какого-либо сюжета, а потом показывают вариант ее решения.

Виды и список лучших

Известный сказкотерапевт Зинкевич-Евстигнеева Т. Д считает, что вся концепция сказкотерапии строится на пяти видов сказок:

  • Художественные («Репка», «Теремок»);
  • Дидактические («Как зайка стал смелым»);
  • Психокоррекционные («Непослушная Маша»);
  • Медитативные («Розовый сон»);
  • Психотерапевтические («Капелька»).

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывыХухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

Но в работе с детскими страхами лучше использовать психотерапевтические сказки.

Психологи выделяют страхи по возрастам:

  • 2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных;
  • в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых;
  • в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;
  • в 7-8 лет — умереть и смерти близких.

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

Так откуда же появляются детские страхи? Может, вылезают темной ночью из ящика с игрушками или из стенного шкафа? Дети часто фантазируют и придумывают их подобным образом. В темной детской комнате страх может притаиться везде. И под одеялом, и под кроваткой, и за батареей. Существует много способов борьбы со страхами, но сегодня мы рассмотрим те сказки, которые каждый родитель может прочитать или рассказать своему малышу дома.

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывыХухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

Можно выделить еще одну книгу психологов О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева «Лабиринт души. Терапевтические сказки». В ней собрана коллекция психокоррекционных и терапевтических сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. Они помогают решать разные проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок. Но мы выделим сейчас лишь те, сказки, которые касаются детских страхов.

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывыХухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывыХухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывыХухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывыХухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

Также на прилавках книжных магазинов можно встретить еще очень много достойных книг в борьбе со страхами.

Книга литовской художницы и писательницы Лины Жутауте «Тося-Бося и темнота» для 3-6 лет. Персонаж — смелая девочка, которая боится темноты. Но однажды она набирается храбрости и решает избавиться от этого страха (для детей 3-6 лет).

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

3а такими мудреными словами скрывается просмотр с ребенком фильма или мультипликационного фильма, сказки. Мы не просто включаем ребенку первый попавшийся фильм-сказку или мультик, а выбираем ту историю (страх), которая сегодня актуален для малыша. Даже сами названия мультфильмов говорят, с какими детскими страхами при просмотре может встретится малыш.

  • «Ничуть не страшно – привидение»;
  • «Принцесса и людоед»;
  • «Бабка Ежка и другие»;
  • «Тараканище»;
  • «У страха глаза велики»;
  • «Принцесса и людоед»;
  • «Ахи страхи»;
  • «Ничуть ни страшно»;
  • «Корпорация монстров»;
  • «Муха цокотуха»;
  • «Крошка Енот»;
  • «Про бегемота, который боялся прививок»;
  • «Верните Рекса»;
  • «Доверчивый дракон»;
  • «Как ослик счастье искал»;
  • «Легко ли быть храбрым»;
  • «Айболит и Бармалей»;
  • «Котенок по имени Гав»;
  • «Медвежонок и тот, кто живёт в речке».

Терапевтические сказки. Сказкотерапия для детей

 
У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия

Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.
 Как Кенгуреныш стал самостоятельнымСказка о подсолнечном семечкеБелочка-ПрипевочкаСлучай в лесуСказка о ВороненкеСказка про ежика ВитюМаленький гномСказка о песике по имени ТобикРоза и ромашкаЦветок по имени НезабудкаМаленький медвежонокСказка про ЕнотаПомидор СашкаСказка о Зайчике, который обиделся на свою мамуСказка о глупенькой мамеГномикСказка про семью карандашиковМаленький КотенокСказка о маленьком Тигренке«Серое ухо»Смелый ГномикМедвежонок и Баба ЯгаМышонок и темнотаБелочка НусяСлоненок, который боялся темнотыПриключения медвежонкаСказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали вниманиеФея Равнодушие и Страна НадеждыКенгуренок ВасяЦветик-семицветикМедвежонок и Старый ГрибКотенок МашаШустрик и ОбжорикСказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учитьсяКорабликСказка о Котенке, или Чего мне волноваться?Сказка о двух братьях и сильной волеСказка о непоседливой ОбезьянкеПетя-ПетушокОдин обычный год, или Чрезвычайное проишествиеМальчик и СветлячокДевочка Надя и Баба ЯгаСказка о ЕжонкеМальчик СережаТип и ТопСказка про маленькое ОблачкоМаленькое ПривидениеЧасыХвостатикГусеница-крапивницаНужная вещьСкрипочкаКостерчикЛовкая ЛапкаНа маленькой полянкеЩечкаСветлячокТёма и сонСмелый мальчик и Тётушка НочьСказка про кроваткуКак Илюша животик кормилПочему нужно кушатьПро Катюшину КапризкуКак Андрюша гостей встречалКак Оля полюбила садикСказка про смелого АлёшуБум-бум-бумСказка про Мишку и порядокПоцелуй ХотелкиКак Ваня научился одеваться Сказка про командировкуПесчаный вулканДень рождения старшего братаТалисманСветлячкиСветофорчикПолосатая историяЯ иду к своей звездеОтчего у ежика выросли иголкиАварийный автомобильПарковая розаКусачая кискаДевочка с мишкойТемноландияМаша и МишаЧудище за шкафомЧрезвычайное происшествиеЗубная феяСмелые звериКомарикКрасоточкаЛенивый котикКак Катя научилась руки мытьСладкоежкаИспытание дружбыОбиженная мебельБелка-жадинаПро Звонкую речку РадостьО медвежонке, который не хотел ходить в садикСказка о солнышкеСказка о ТигрёнкеПочему Серёжа не боится засыпать самСказка о грустной тарелкеКарандашиО дружбеСказка на ночьСказка про маленького ужонка, который научился плаватьСказка про таинственную пещеруСказка про отважного крабикаСказка про два родных домаСказка про дракончика МитюшуСказка про хитрого лисенка ВаськуСказка про гномика ГаврюшуСказка о Сиреневом ветеркеСказка про золотистый ОдуванчикСказка про гвоздик для скворечникаСказка о смелом домовенкеСказка про попугайчика ЛориСказка про Солнце и ЗвездочкуСказка о неумехе–ПрошкеСказка о маленьком упрямом осликеСказка о маленьком эльфеСказка о слоненке-драчунеСказка о кедровом зернышкеСказка про воробьишку АнтошкуСамостоятельный Топтыжка
 


Читать еще больше терапевтических сказокЧитать короткие сказки на ночь детям


Читать еще больше терапевтических сказокЧитать короткие сказки на ночь детям

Какие виды сказок используют в сказкотерапии?

Для сказкотерапии активно применяются известные сказки, терапевтические рассказы и истории, направленные специально на искоренение той или иной проблемы, а также специальные сказки, рассказы, истории, написанные сказкотерапевтами и психологами. Рассмотрим подробно виды сказок, которые используются в сказкотерапии.

В сказкотерапии применяют следующие виды сказок:

  1. Народные сказки. Среди них можно выделить несколько жанров: волшебные, сказки о животных, бытовые.  Волшебные сказки имеют одну историческую основу, в них присутствуют многие языческие символы и мотивы. К волшебным сказкам относятся: «Царевна-лягушка», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», «Баба-яга», «Кощей Бессмертный», «Иван-царевич и Царя-девица» и другие. В сказках о животных детей привлекает элемент узнаваемости.  Дети могут легко определить, человек с каким характером скрывается за тем или иным животным. Например, заяц всегда ассоциируется с трусливым человеком. Соответственно, основной его чертой является – трусость. Лиса символизирует  хитрого человека. Главными героями сказок о животных являются: заяц, лиса, медведь, волк, кот и петух. Примеры сказок о животных: «Кот, петух и лиса», «Волк и коза», «Кот и Лиса»,  «Петушок – золотой гребешок» и другие. Бытовые сказки отражают реальную жизнь с некоторой долей иронии. В них удивительным образом переплетается сочетание возможного в реальной жизни с необычными решениями, применимыми в тех или иных ситуациях.  Примеры: «Каша из топора», «Барин и мужик».
  2. Авторские художественные сказки. Они более насыщенны образами, переживаниями, чем народные сказки, поэтому могут помочь выявить внутренние чувства ребенка.  (Примеры: сказки Андерсена).
  3.  Дидактические сказки. Они  подходят для сказкотерапии  школьников, потому что с их помощью дети могут быстро и легко  усвоить учебный материал.
  4. Медитативные сказки. В них нет злых героев и конфликтов. Цель медитативных сказок — заложить в ребенке понятия «идеальных» отношений с окружающими миром, людьми.  Такие сказки помогают снять стресс и расслабиться.
  5.  Психокоррекционные сказки или психотерапевтические истории. Они помогают мягко проводить коррекцию поведения ребенка.  Подходят для детей до 13-летнего возраста.  Они помогают в решении конкретной проблемы. Психолог Разида Ткач дает классификацию сказок с точки зрения проблем, на решение которых они направлены. Она выделяет следующие виды сказок: для боязливых детей; для гиперактивных детей; для агрессивных детей; сказки, направленные на искоренение расстройств поведения с физическими проявлениями; сказки для детей, у которых есть проблемы в семье (рождение второго ребенка и ревность к нему первого, развод родителей и другие).
  6. Психотерапевтические сказки помогают решать следующие сложные личностные проблемы: внутренние конфликты, поиск смысла жизни, поиск своего места в жизни. Также они эффективны в работе с  детьми, у которых психосоматические болезни.

Вид сказки для проведения сказкотерапии подбирается в зависимости от возраста ребенка:

  • Маленькие дети лучше понимают сказки о животных, а также рассказы про взаимоотношения людей и животных. Они легко отождествляют себя с животными, а свои поступки с их поступками.
  • Для школьников-подростков подойдут новеллистические сказки с бытовой направленностью, а также притчи и басни, которые помогают справиться с различными конфликтами в обычной жизни. Кроме того, они привлекательны для детей старшего возраста еще своей иронией и юмором.
  • Застенчивым или приемным детям, а также ребятам с низкой самооценкой и недостатком родительского внимания и любви подойдут волшебные сказки, в основе сюжета которых необыкновенные превращения и трансформации.
  • Маленькие дети редко проникаются волшебными сказками, но зато они приобретают популярность у дошкольников, детей младшего и старшего школьного возраста. С помощью этих сказок вся накопленная жизненная мудрость потихоньку заполняет подсознание ребенка.

С какого возраста применять сказкотерапию

Сказкотерапия может применяться в любом возрасте детей: от дошкольников до подростков. При ее использовании нужно учитывать особенности возраста и необходимые ценностные установки.

Для дошкольников

В дошкольном возрасте сказкотерапия – обязательная часть воспитательного процесса. Именно в таком виде малышам легче всего усвоить необходимые знания и навыки

Дети развивают свое воображение, внимание, память и речь, учатся пересказывать и объяснять смысл прочитанного взрослыми, отличать плохие и хорошие черты героев

Кроме образовательных задач сказкотерапия решает и ряд психологических.

В 2-3 года сказки помогают ребенку адаптироваться к детскому саду, снизить тревожность из-за новых условий и отсутствия родителей рядом.

В 3-4 года такая терапия помогает наладить общение со сверстниками и взрослыми и развивать речь.

К 5-6 годам у детей проявляются первые страхи и комплексы, поэтому цель сказкотерапии на этом этапе – преодоление различных проблем и уверенность в своих силах.

Для младших школьников

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

С поступлением в школу у детей появляется еще больше задач, которые помогает решить метод сказкотерапии. Народные и авторские сказки помогают адаптироваться к школьным условиям и порядкам

Дети продолжают развивать память, воображение и внимание, учатся целеполаганию

В этом возрасте сложнее использовать сказки как коллективный метод терапии, потому что личность каждого ребенка развивается, становится все более сложной и отличной от одноклассников. Поэтому психологи больше работают с детьми по отдельности (особенно при проработке девиантного поведения).

Для подростков

В сложном подростковом возрасте сказкотерапия может стать хорошим инструментом самовыражения. С помощью различных произведений подростки могут рефлексировать, отслеживать свои эмоции и реакции на поступки и мысли героев, идентифицировать себя с ними. Это помогает найти свое «я» и проработать различные проблемы с самооценкой, неуверенностью в себе, преодолением негативных мыслей и др.

Виды сказок

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

Психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева занималась изучением сказкотерапии и разработала классификацию сказок.

Художественные

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

Это традиционные сказки (народные и авторские), которые своим сюжетом могут корректировать поведение ребенка. Например, с помощью таких сказок можно объяснить, чем может обернуться излишняя избалованность («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Если сюжет позволяет, то специалист может адаптировать и изменить сказку под требуемую ситуацию. Но в решении глубоких и сложных проблем такие сказки не используются.

Психокоррекционные

Этот вид сказок используется для корректировки отдельных черт личности: лени, агрессивности, капризности, трусливости и др. Подходит не только для маленьких детей, но и для подростков, и взрослых. Не требует обязательного обсуждения и обыгрывания, иногда достаточно только прочтения и обдумывания.

Психотерапевтические

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

Наиболее часто используемый вид сказок для дошкольников. Они помогают разобраться с явлениями и событиями окружающего мира, которые влияют на развитие личности ребенка. С помощью психотерапевтических сказок можно избавиться от самых глубоких внутренних проблем (например, боязнь темноты, грозы и др.). Разрабатываются и сочиняются под конкретного ребенка.

Медитативные

Такие сказки помогают снять напряжение, оказывают расслабляющее действие. Произведения, в которых нет никакого негатива и зла, способствуют преодолению проблем с социальной адаптацией и депрессивными настроениями. Иногда они используются с целью выявить вопросы, которые тревожат пациента на подсознательном уровне. Рассказывание медитативных сказок хорошо сочетается с приятной музыкой или звуками природы.

Дидактические

Дидактические сказки решают широкий спектр образовательных и воспитательных задач. Они используются в детских садах и школах для более легкой подачи учебного материала. Поэтому в настоящее время существуют десятки авторских коррекционно-развивающих программ, построенных на сказкотерапии.

Суть метода сказкотерапии

Понятие сказкотерапии

Сказкотерапия – это давний способ социализации, передачи знаний и жизненного опыта от одного индивидуума другому; расширение воображения слушателя; психологической помощь при казалось бы неразрешимой жизненной ситуации.

Сущность сказкотерапии заключается в психологической развитости, решении внутренних проблем человека. При анализе той или иной сказки человек мысленно представляет сюжет в современном свете, анализирует сказочные ситуации, героев. Таким образом он мысленно приходит к пониманию и решению реальных жизненных обстоятельств.

Специалисты выделяют три направления в данном виде терапии:

  • Диагностика. Определяет главные сценарии, используемые человеком при определенных условиях и жизненных ситуациях. Специалист определяет основные черты характера индивидуума, его сильные стороны, умственные способности, таланты, его восприятие окружающей среды;
  • Терапия. Помогает человеку создать свой образ в конкретных условиях, настроиться на определенную модель поведения для достижения поставленных задач;
  • Прогностическое направление сказкотерапии помогает человеку осознать, как его поведение в настоящем времени может повлиять на его жизнь в будущем.

В сказках заложены неизменные ценности человеческой цивилизации, культуры,суть нравов всего общества, формировавшееся из поколения в поколение. Поэтому главное ее воздействие на человека происходит на духовном, моральном уровне: развитие, осознание себя и своего жизненного пути.

Методы сказкотерапии

  • Рассказывание и сочинительство сказки. Специалист предлагает ребёнку рассказать какую-нибудь народную либо авторскую сказку или же сочинить свою. Сказкотерапевт слушает и наблюдает за рассказчиком, это помогает ему выявить внутренние проблемы клиента, определить, что его беспокоит, раздражает или тревожит.
  • Сказкотерапия хорошо сочетается с другими методами и упражнениями арт-терапии (песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, игротерапия и др.). Ребёнок с помощью красок, пластилина, песка, глины, цветных аппликаций изображает сюжет сказки, обозначая свои эмоции. Специалист анализирует результат, выявляя, что пугает клиента, вызывает у него тревогу, беспокойство, заставляет злиться или расстраиваться.
  • Создание кукол. Расслабляющий метод. В процессе работы ребёнок вкладывает в куклу свои скрытые желания и мысли и с помощью специалиста может заметить проблемы и найти способы их разрешения.
  • Диагностика. Сказкотерапевт в процессе, казалось бы, непринуждённой беседы с ребёнком затевает игру с использованием кукол или мягких игрушек, в процессе которой выявляет и уточняет имеющиеся проблемы. Такая психодиагностика очень хорошо подходит для детей, так как в ненавязчивой и деликатной форме позволяет раскрыть потайные переживания и страхи ребёнка.

Определение

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.

Использоваться обособленно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро нашла большое число поклонников среди профессиональных психотерапевтов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение.

Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

Задачи можно выделить следующие:

  • формирование эмоционального опыта;
  • преодоление внутренних противоречий;
  • получение образца поведения в различных ситуациях.

Нередко сказка становится средством развития личности, воображения, памяти

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

Лучший возраст

Специалисты советуют начать использовать сказки с 2 лет, поскольку младшие дети еще не в состоянии провести простейший анализ и разобраться в причинно-следственных связях, то есть работа будет неэффективной. А с 2 лет вполне можно использовать простые терапевтические сказки, помогающие успокоить малыша, предотвратить истерику, дать пример положительного поведения.

В 3 года использовать сказкотерапию можно уже более активно, в том числе и в сочетании с другими методами арт-терапии.

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

Направления

Принято выделять несколько направлений сказкотерапии:

  • Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит каждый из них.
  • Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме.
  • Передача опыта. Родитель не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным опытом и знаниями через сказочный сюжет.
  • Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3 лет, родители предлагают не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов, что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев.
  • Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их.
  • Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка – очень удобный для этого способ.

Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она помогает решить широкий комплекс проблем как у детей, так и у взрослых.

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

Функции

Принято выделять такие функции сказкотерапии:

  • Возможность быстро наладить контакт терапевта и клиента, вне зависимости от возраста последнего.
  • Многие проблемы психики скрыты глубоко в подсознании. Небольшой текст сказки помогает извлечь их на поверхность и проанализировать.
  • Герои помогут найти выход из сложных ситуаций и рассмотреть варианты альтернатив.
  • Сказки позволяют лучше разобраться в себе и избавиться от внутренних противоречий.
  • Этот текст дает возможность терапевту получить всю информацию, даже если клиент (чаще взрослый) пытается что-то скрыть.

Сказки – отличный способ победы над фобиями, помогут они и привить необходимые для полноценной жизни навыки, дадут возможность разобраться с тем, что есть добро, а что – зло, раскрыть индивидуальность собственной личности, преодолеть жизненные трудности. И, что самое удобное, использовать такой метод могут родители, даже не имея профессионального образования.

Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки отзывы

Некоторое время назад психолог нам порекомендовала обратить внимание на терапевтические сказки, направленные на решение определенных психологических проблем у ребенка. В сети, в свободном доступе выложено достаточно много произведений, но мне захотелось купить именно бумажную книгу. За сим пошла на «Лабиринт».

Цена книги «Лабиринт души. Терапевтические сказки» — 511 руб. Со скидкой обошлась за 427 руб.

Место покупки — ИМ «Лабиринт».

Почему я решила приобрести именно ее? Подкупило большое количество сказок и широкий спектр проблем детского и подросткового возраста, охваченный в историях. Плюс положительные отзывы на сайте интернет-магазина.

Авторы книги:

Хухлаева Ольга Владимировна — доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

Хухлаев Олег Евгеньевич — кандидат психологических наук, профессор кафедры «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» Московского государственного психолого-педагогического университета.

На самом деле, авторы сказок совсем не Хухлаевы, а их студенты и воспитанники, о чем мы узнаем из заключения.

terapevticheskaya skazka 2

А я-то думаю, что ж за язык повествования такой в некоторых историях?! Сразу можно понять, где сочинял студент отличник, а где троечник. ))

Оформление

У нас 14 -е издание, из 175 страниц, бумага и печать офсетные. Страницы тонкие, просвечиваются. Книга формата А5 в твердой обложке. Картинок нет.

terapevticheskaya skazka 3Терапевтические сказки. Лабиринт души terapevticheskaya skazka 4 terapevticheskaya skazka 5

Стоит отметить, что с данной книгой очень удобно работать, так как в ней есть указатели направленности сказочных историй и ключевых фраз. Например: «Я плохой, у меня ничего не выйдет!», «Мама и папа больше меня не любят».

terapevticheskaya skazka 6Указатель направленности сказочных историй

Кроме того, присутствует разделение по возрасту слушателей. Таким образом, есть возможность подобрать сказку для конкретного ребенка.

В начале книги размещены обращения к родителям и психологам. В первом случае даны неплохие рекомендации, как работать с изданием. Во втором (как по мне, бестолковом) какое-то затяжное объяснение понятие «метафора».

Далее следуют 27 историй для дошкольников, 30 для школьников и 12 для подростков. В заключении две сказки для взрослых: описательная о любви; и депрессивная о силе детских переживаний. Первая хорошо бы зашла «тургеневским девушкам!. А вторая оставляет неприятный осадок и ощущение недосказанности.

По окончании каждой детской сказки приводятся вопросы для беседы с ребенком. В этом несомненный плюс издания.

terapevticheskaya skazka 7Вопросы для обсуждения историй

Все сказки написаны предельно простым языком. Встречаются, как очень увлекательные красивые повествования, так и простенькие, с «коряво» составленными предложениями. Не мало ошибок и опечаток.

Большая часть произведений — это просто жизненные истории, где в роли главных персонажей вместо обычных мальчиков и девочек выступают животные. Но иногда попадаются и более «волшебные» сказки. Их и слушать интересней.

Откровенно говоря, многие сказки не нашли отклика у детей. Их внимание было явно поглощено другими вещами.

Как мы работаем с книгой терапевтических сказок «Лабиринт души».

По рекомендации психолога читаю только одну сказку в день.

Столкнувшись с тем, что в книге есть ошибки, обычно перед прочтением сказки детям, я просматриваю ее сама и решаю, стоит ли произведение внимания или нет. Иногда исправляю некоторые предложения.

Сказки, придуманные дошкольниками, как мне кажется, можно использовать в качестве отправной точки для развития собственной фантазии малыша.

Возрастное деление слушателей довольно-таки условное. Например, мой восьмилетний сын очень увлекся историей об индейце, помещенной в разделе для подростков. Она действительно здорово написана!

Заметила, что старший сын проявляет больший интерес к терапевтическим сказкам, чем младший, трехлетний. Возможно это связано с тем, что у младшего нет серьезных проблем. Хотя ему очень понравилась история о слоненке, который боялся темноты. Несколько раз просил ее перечитывать. И про Белочку-Припевочку. Видимо, его все-таки беспокоит собственная несамостоятельность.

Иногда прочитанная история заставляет ребёнка задуматься, и он сам изъявляет желание поговорить о проблемной ситуации. Думаю, что это хороший знак. Наше общение и обсуждение сказок благотворно влияет на поведение старшего сына.

Некоторые истории довольно примитивны, имеют незатейливый сюжет и явно озвучивают проблему. Такие я не читаю, а беру их за основу для собственных сочинений, наполняя подробностями и сдабривая приключениями героев.

На мой взгляд, во многих произведениях для дошкольников не хватает описательной части. Рассказывая ребёнку сказку, я обычно стараюсь сделать акцент на каких-то деталях, описать окружающую обстановку, будь то лес или африканская саванна. Хочется, чтобы ребенок живо представил себе окружающий мир героев, погрузился в сказочную атмосферу. Как мне кажется, этот момент особенно актуален, учитывая, что в книге нет иллюстраций. Но это лично мои причуды. ))

С другой стороны, в чём проблема? Нет — нарисуем! Ведь это один из приёмов работы в сказкотерапии. Поскольку младший ребенок у меня пока не рисует, мы с ним обычно садимся и начинаем обсуждать, какой момент ему больше всего запомнился из услышанного, какой рисунок он бы хотел нарисовать? Так рождаются иллюстрации.

terapevticheskaya skazka 8Сказка о Ёжике, который хотел, чтобы на него обращали внимание terapevticheskaya skazka 9Слоненок, который боялся темноты

Рисунки выполнены аквамаркерами «Сонет».

Художества старшего я, пожалуй не покажу.))

Еще один из приемов работы над сказкой, который рекомендуют Хухлаевы — это драматизация. Его мы успешно реализуем с помощью коллекционных фигурок животных. Инсценировка сказочных сюжетов проходит весело и увлекательно!

Сказкотерапия. Метод драматизации

Я считаю, что книга терапевтических сказок «Лабиринт души» станет хорошей отправной точкой для думающих и любящих родителей. Поэтому рекомендую!

Снижаю балл из-за ошибок и некоторых откровенно слабых историй.

О методе сказкотерапии я слышала давно, но как-то не придавала ему особого значения, а зря. Поведение и желания сына постоянно указывали на то, что нельзя пренебрегать данным методом в психологической коррекции. Каждый вечер, укладываясь спать, сын просил рассказать ему сказку. Причем именно свою. Он сам выбирал персонажей (например, «сегодня расскажи мне про енотов»), а я начинала выдумывать различные сюжеты. Вот тут бы мне очень пригодилась книга терапевтических сказок под редакцией Хухлаевых. Но ничего, лучше поздно, чем никогда!

СКАЗКИ ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

Довольно часто к психологам обращаются мамы и папы агрессивных детей. Одни родители жалуются на то, что их ребенок дерется со сверстниками, другие на то, что их сын (или дочь) издевается над домашними животными, третьи называют свое чадо «разрушителем» или «варваром», громящим все вокруг, и т.п.

Чем обусловлено агрессивное поведение ребенка? Является оно врожденным или приобретенным? На сегодняшний день не существует однозначного ответа на данный вопрос. Проблема соотношения вклада наследственности и среды в развитии человека уже давно стала предметом научного интереса и продолжает вызывать споры среди ученых.

Одни ученые считают, что агрессивность – врожденная черта и ее корни находятся в биологической природе человека (анатомических, физиологических и биохимических свойствах индивида). Другие утверждают, что агрессивные тенденции обусловлены привычками, приобретенными в результате общения с другими людьми (родителями, учителями, друзьями) или под воздействием фильмов и телепередач, демонстрирующих насилие. Компромиссной точкой зрения является мнение, что врожденное и приобретенное присутствует в каждом нашем действии.

Поведенческие психологи выделяют ряд семейных факторов, которые влияют на формирование агрессивных тенденций в поведении ребенка. Среди них:

• недостаток тепла, ласки со стороны родителей;

• незаинтересованность, равнодушное отношение;

• непринятие, демонстрация плохого отношения;

• отсутствие контроля, безразличное отношение к проявлению агрессивного поведения;

• непоследовательность в использовании наказаний;

• применение физических наказаний.

СКАЗКА ДЛЯ ДИМЫ, КОТОРЫЙ КОЛОТИЛ МАМУ ДО СИНЯКОВ

Этот случай не совсем типичный. Ко мне обратилась мама Димы, который истязал ее бесконечными требованиями. Причем попытки перевести эти требования в просьбы и научить сына использовать соответствующие ситуации слова, «я прошу», «пожалуйста» были безуспешными. В случае, когда мама отказывалась выполнять требования, Дима начинал ее колотить не очень сильными, но многочисленными и фиксированными ударами по одному и тому же месту руки, ноги, спины или груди, вплоть до появления синяков. Остановить мальчика могли только слезы женщины, но и после этого он не просил у нее прощения. После разговора с мамой был сформулирован запрос – нивелировать опыт агрессивного поведения, научить ребенка предъявлять просьбы в социально-принятой форме и просить прощения за «плохие» поступки. В работе с Димой помимо терапевтической сказки были использованы техники других психотерапевтических подходов.

Могучий дуб и маленький кабанчик.

На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей.

На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и всю осень.

Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди. И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву.

Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына: «Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созреют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя!» Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая-пребольшая рана.

Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне.

Наступила весна, кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и… не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее.

«Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? – спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг. – Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может…»

И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану.

– Кто посмел тебя так поранить? – спросил он у дуба.

– Это следы твоих копытец, – грустно вздохнул дуб. – Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни по-прежнему ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их.

– Почему? – огорчился кабанчик.

– Посмотри внимательно на мою рану, и ты сам поймешь почему, – ответило дерево.

Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто-часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал: «Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?»

Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает:

– Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

– Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, – ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.

– Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо-трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву.

Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и зарастет, – прострекотала сорока и полетела прочь.

– Что приговариваешь? – вдогонку закричал кабанчик. – Какие слова?

– Волшебные… – раздался вдалеке голос улетающей птицы.

В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото.

Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой.

Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу.

Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой, бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать: «Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста…»

И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют, это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки.

В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.

Сказка для Тимофея, который дрался в школе

Впервые ко мне привели чудо-ребенка по имени Тимоша, когда ему было четыре с половиной года. У мальчика в тот период появилось странное хобби, которое не на шутку испугало родителей:

Тимоше нравилось надевать мамины кофточки, обувать ее туфли, красить губы и подолгу «кривляться» перед зеркалом.

Папа, ярко выраженный атлетик с чисто мужским характером, настоял, чтобы мама обратилась за консультацией к психологу.

Я не буду подробно останавливаться на диагностических методиках, с помощью которых изучались особенности поведения мальчика, скажу только, что опасения отца были напрасны. В ходе беседы с Тимошей и его мамой выяснилось также, что ребенок просто очарован певицей Веркой Сердючкой, а папа и сам не прочь посмеяться, когда артистичный ребенок пародирует своего кумира. Разумеется, родителям были даны соответствующие рекомендации по выходу из этой щекотливой ситуации. Но случай Тимоши интересен другим, его пример – яркая иллюстрация силы родительского внушения.

Вторая встреча с мальчиком произошла через полтора года, в середине сентября. Он пошел в первый класс, но уже через две недели директор попросила родителей забрать документы.

С первого дня по любому поводу Тимоша пускал в ход кулаки.

Учительница говорила родителям, что не может припомнить другого такого драчуна и что «с этим надо что-то делать».

«Ребенок не смотрит жестоких фильмов, не играет в компьютерные «стрелялки» и «убивалки», не видит агрессивного поведения в семье. Откуда в нем это?» – искренне не понимал отец.

Но стоило ему ответить на один-единственный вопрос психолога, как все встало на свои места. Я спросила отца Тимоши: «Вы, конечно, помните причину первого обращения к психологу. Могу я уточнить, как часто после консультации вы убеждали Тимошу в том, что настоящий мужчина не тот, кто надевает женские платья и красит губы, а тот, кто не плачет, умеет постоять за себя и дать сдачи?≫ Ответ был: «Часто». После такого откровения со стороны отца я отметила, что «ошибки воспитания» надо исправлять, и настояла на том, что он станет активным участником консультации наравне с Тимошей, его старшим братом Костей и мамой.

Сейчас, вспоминая ту консультацию, я невольно улыбаюсь.

Мы сели рядом, я и Тимоша, мама и Костя чуть позади нас, папа устроился в дальнем углу комнаты. Вначале, когда Тимоша говорил про школьные дела, папа сидел спокойно и прислушивался к беседе. Но, когда я начала рассказывать мальчику сказку, мужчина поднялся и начал нервно ходить по комнате. Видимо, он ожидал увидеть сеанс гипноза, а тут – обычная сказка. Но это была не обычная сказка, это была сказка с инсценировкой.

Львёнок в школе

В одном лесу жила семья львов: папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая.

Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко.

Пришло время младшему львенку идти в школу.

– Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, – мечтал маленький львенок, – пойду в школу и заставлю всех себя уважать.

С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников.

Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?» Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я – самый ловкий, я – самый сильный». Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил.

Я в классе самый сильный».

Прошло две недели, только никто из одноклассников не хотел с львенком дружить. Грустно стало львенку, пришел он домой и спрашивает старшего брата:

– Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя?

Молчит старший брат. Спокойно наблюдает из-за куста за молодым козленком, который на полянке пасется. А маленький львенок все вокруг брата бегает, то за ухо укусит, то за хвост потянет:

– Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

– Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии.

Вот ты бегаешь вокруг меня, мелькаешь перед глазами, как суетливая муха, а я глаз не отвожу от козленка. Сила моя в выдержке и в спокойствии. За то меня другие звери уважают, что ни на кого напрасно не кидаюсь.

Послушал маленький львенок старшего брата и пошел к маме-львице:

– Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе!

Я же сын царя зверей!

Обняла львица своего сыночка, лизнула его нежно и шепнула на ушко:

– Любимый мой котенок, ты же нежный и ласковый. Сила твоя царская в доброте. Если будешь к другим зверятам внимательным и добрым, они все с тобой дружить захотят.

Маленький львенок для себя уже решил: «Буду спокойным и сдержанным, буду добрым и внимательным». Но вдруг задумался:

«А для чего мне тогда царская сила?» С этим вопросом маленький львенок побежал к отцу.

– Сказал мне старший брат, что сила царская в выдержке и спокойствии. Мама сказала, что моя сила в доброте. А для чего мне тогда царская сила, для чего мне мускулы, когти и острые зубы? – спрашивает львенок отца.

Посмотрел царь зверей на своего сына, положил тяжелую львиную лапу ему на плечо и мягким голосом произнес:

– Правы и мама, и брат. Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.

Обрадовался львенок, что раскрылась ему царская тайна.

Он знал, теперь у него обязательно будут друзья, а одноклассники будут его уважать и любить, как все звери в лесу уважают и любят папу, маму и брата.

ИНСЦЕНИРОВКА

Сказка закончилась, а дальше предстояло ее инсценировать. Проигрывание сказки было спланировано специально, так как в некоторой психологической помощи нуждались все члены этой семьи. Вначале Тимоше предстояло общение со старшим братом. Он должен был сесть рядом и спросить у Кости секрет царской силы. Согласно сюжету сказки, старший львенок объясняет младшему, что сила в выдержке и в спокойствии.

В какой-то мере послание «сила в выдержке и в спокойствии» было адресовано самому Косте, так как в реальной жизни он довольно часто раздражался и конфликтовал с Тимошей.

Потом львенок с огромной радостью шел к маме, садился ей на колени. Она нежно обнимала его, целовала в щечку и говорила, что сила в доброте.

Эта сцена была своеобразным способом снять запрет на «телячьи» нежности установленный строгим отцом и вернуть матери право на проявление нежности к детям.

Сложности возникли при проигрывании последнего диалога. Тимоше предстояло подойти к отцу, по сюжету сказки царю зверей, и поговорить с ним. Мальчик с большим трудом поддался моим просьбам и, пересилив волнение, а возможно, и страх, приблизился к отцу. Справедливости ради скажу, что отцу Тимоши хватило родительской мудрости: он бережно прижал к себе сына и спокойным, ровным, мягким голосом объяснил, для чего львенку мускулы, когти и острые зубы.

Это была победа, маленькая победа взрослого мужчина над самим собой – дать право ребенку быть ребенком, дать право себе и другим ошибаться и исправлять свои ошибки.

* * *

Через две недели мне позвонил папа Тимоши и признался, что вначале счел консультацию пустой тратой времени. Он не мог поверить, что сказка способна повлиять на изменение ситуации, но отсутствие драк после консультации убедило его в том, что «психология – удивительная наука, а сказка может творить чудеса».

Крокодильчик

(Сюжет сказки для детей, проявляющих словесную агрессию)

Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик. Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубы.

Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов. Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть.

Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы. С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать необходимо только за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребенка.

4. Расширять поведенческий репертуар ребенка, обучать его приемлемым формам выражения гнева и отрабатывать навыки неагрессивного реагирования в конфликтных ситуациях.

5. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

6. Развивать способность к сопереживанию.

7. Учить брать ответственность на себя.

Здесь я собираю небольшую коллекцию своих сказок для разного возраста и на разные темы. Если Вам понравилась сказка и актуальна ее проблематика, обратите внимание, возможно, она входит в определенный тематический цикл, ссылка на который будет дана вверху страницы. Пройдя по ссылке на тематический сборник, вы сможете ознакомиться с другими сказками на эту же тему.

Сказка о том, как мама разучилась быть организованной Сказка, направленная на повышение организованности и аккуратности, обращающая внимание ребенка на тот пример, который подает ему мама.

Волос Великого Победителя Сильное желание выигрывать — обязательная черта победителя. Поэтому и расстройства от поражений вещь естественная. Но как найти в поражениях позитив и конструктив, чтобы не так болезненно их переживать?

Старательная шляпница Сказка о перфекционизме.

Сказка о гиане Однв из самых волшебных сказок, в которой намешано очень много интересных мыслей, о мотивации, о неидеальности, о прощении и даже о концентрации внимания.

Тетушка Время Медитативная сказка о смерти близких.

Сказка о стране любимых игрушек. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка для детей, которым трудно делиться. Возраст 3-8 лет.

Сказка об отце и сыне — ювелирах Красивая история о навязчивом стремлении к идеальности и безупречности.

Сказка о Маленькой Зубной Фее Сказка для повышения уверенности в себе, для тех, кому прошлые неудачи мешают верить в себя. Возраст от 4 лет.

Сказка о Чистограде и Грязномории. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ и о том, что чистота может сохраниться в этом мире только если каждый регулярно будет прилагать к этому усилия. Смотрите видеосказку:

Персиковое дерево. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка для повышения уверенности, для любого возраста. И для взрослых тоже, прочитайте и почувствуйте на себе как работает сказкотерапия.

Градусник профессора Заболейко Сказка о том, что быть здоровым намного приятнее, чем болеть.

Как мама спасала страну короля Чистомоя Сказка, которая поможет в часы разлуки с мамой.

Сундучок сокровищ. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка для адаптации в детском саду, вселяющая уверенность, что вечером мама всегда обязательно придет забрать ребенка домой. Смотрите видеосказку:

Сказка про телеладошки В этой сказке сбылась мечта девочки о новом мире, в котором играть на планшете и смотреть мультики можно было в любое время. Понравилось ли девочке жить в таком мире — читайте сами.

Улины ушки Сказка о девочке, которая слышала только то, что хотела слышать.

Страна Счастливых Королев Это терапевтическая сказка для мам. Если вы хотите прочувствовать на себе, как работает сказкотерапия, что чувствует слушатель и читатель, когда проблема сказки созвучна его переживаниям, прочитайте эту сказку для взрослых.

Сказка о Хризантиме Востроухом Еще одна сказка для неидеальных мам, написанная неидеальной мамой.

Сказка о королевской подписи Против горшочных проблем.

Сказка о волшебном блокноте Может ли быть настоящая дружба скоротечной и кто он такой, ис тинный друг? Такие вопросы предложит для размышления эта сказка о доверии в дружбе.

Сказка о принцессе, которая любила елочные игрушки Сказка для повышения уверенности в себе, о том, что для того, чтобы увидеть настоящую ценность вещи, часто нужно время.

Сайнара и Кутумэй Взрослая красивая и романтичная сказка для повышения уверенности в себе, которую с удовольствием слушают и малыши. И даже если они не понимают всех сложностей сюжета, они наполняются верой в счастливый конец, мальчики представляют себя мужественными охотниками, а девочки — прекрасными и мудрыми хранительницами семейного счастья.

Как ежик за грибами собирался. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Короткая простая сказка, пример трансформации взрослой метафоры в детскую сказку.

Сказка о постельных гномиках Для тех, кто не застилает свою кроватку.

Сказка про новую кроватку. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Которая легко и понятно объяснит деткам, почему нужно спать в своей собственной кроватке, а не вместе с мамой и папой.

Сказка о гноме и сирене Сказка для девочек, воспитываемых одинокими мамами.

Лиловая раковина Сказка для мальчиков, воспитываемых одинокими мамами.

Сказка о фруктовой фее Короткая простая сказка, пример трансформации взрослой метафоры в детскую сказку..

Маленькая Лесная Колдунья и медвежонок Красивая история для деток, которые не хотят стричь ноготки.

Самая сахарная сказка Это сказка для сладкоежек любого возраста.

Сказка о двух друзьях и книгах Это сказка о том, как важно говорить со своими близкими, а не хранить в душе обиды на них.

Сказка о полной банке варенья Сказка для сладкоежек и грязнуль — пример негативного парадоксального внушения мыслей о чистоте.

Хромая Зельда Это сказка о женском счастье и о том, что если поверить в себя, можно измениться до неузнаваемости.

Сказка про бабушкину куклу. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка, которая поможет делать первые шаги в самостоятельности.

Сказка о пяти лягушачьих источниках Это сказка о пользе чтения и образования, о том, что знания позволяют другими глазами смотреть на мир, наполняя жизнь интересом и счастьем.

Как Костю поливали. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Для тех, кто боится нырять и мыть голову.

Сказка о двух братьях и потерянном доверии Эта сказка — настоящая скандинавская сага о двух королевских сыновьях, которая рассказывает что такое доверие и предательство.

Королева Чистоглядия Двадцать Вторая. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Еще один пример трансформации метафорической истории в детскую сказку.

Сказка о заклятии жадности Серьезная и глубокая сказка о принце, на которого было наложено заклятие жадности, а также о настоящей дружбе, ибо страшные чары могло разрушить только это глубокое чувство.

Сказка для единственных и неповторимых Которая поможет снизить конкуренцию в братско-сестринских отношениях, а еще эта сказка о необходимости говорить с близкими о своих эмоциях и чувствах.

Сказка о четырех друзьях Это сказка о настоящей дружбе, написанная, как пример сказки по десяти словам, когда сначала составляется случайный список слов, а потом сочиняется сказка, в которую эти слова должны быть вписаны.

Как медведь обниматься учился Это сказка об объятиях, которая напоминает об очень простом способе почувствовать внимание и любовь своих близких и рассказывает, как обниматься правильно.

Голубые клубни Сказка для читателей постарше, в которой поднимается сразу много вопросов, это и доверие, и умение верить в свою мечту и силы, даже если близкие отказываются верить в тебя.

Сказка о неубранных игрушках и волшебнике Легопупсе Сказка на одну из самых первых тем приучения к порядку и аккуратности — уборку игрушек.

Сказка о двух колоннах Сказка о доверии в команде, о необходимости разделять отвественность между всеми участниками.

Упорное деревце на краю обрыва. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка о компромиссе, о том, что уступить, это не значит проиграть или сдаться.

Не сказка, а быль о чудесном растении Вы можете читать эту сказку как дидактическую, а можете найти в ней и актуальную психологическую проблематику.

Как туфли мягкие ножки искали. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка о том, что ласку и тепло в отношениях не нужно искать и ждать от окружающих, а нужно наполнять этим отношения самому.

Сказка о мальчике, который хотел дружить с клубничкой Сказка, написанная для детей аллергиков, чтобы помочь им отказаться от тех аллергенов, которые они упели полюбить. Тем не менее, сказка является очень многоуровневой и может быть полезна всем в вопросах построения отношений.

Сказка о маленьком кенгуренке. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Для отлучения от груди.

Проклятие эльфов липового парка Тоже сказка на тему аллергии, которая, при этом, может восприниматься гораздо шире — как сказка об истинной поддержке.

Сказка о сонном гномике создана для того, чтобы помочь детям научиться свободно мечтать. В эту сказку встроена целая коллекция игр, развивающих фантазию, в которые ребенок сможет включиться прямо в процессе чтения или возможно воспользоваться идеями этих развивающих игр впоследствии.

Сказка про Муркиных котят. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ или не обижайте маленьких и слабых.

Сказка про доктора и волшебный сугроб Направлена против боязни врачей.

Васильки счастья Сколько стоит счастье и можно ли его продавать?

Сказка о пойманном кузнеце счастья Адресована тем, кто сильно переживает из-за проигрышей в играх.

Прививка долголетия Сказка о боязни уколов и о том, что испытать и пережить что-то, чего мы очень боимся, часто оказывается намного проще, чем преодолеть собственный страх этого.

Три волшебных ключика на дне прозрачного озера. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Для тех, кто боится нырять и мыть голову.

Когда просыпается древний охотник Эта сказка об агрессии, о том, как взять эту сильную эмоцию под контроль и направить в конструктивное русло.

Влад и Владилена Взрослая сказка о взрослых отношениях, о ярлыках, которые мы иногда вешаем друг на друга.

Метод бабочки простая сказка с красивой и удивительно точной метафорой, которая расскажет об одном из способов повышения внимания.

Губайдуллина Миляуша Илҗдусовна,

Педагог- психолог,

МБДОУ №7 ,

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.

Сказкотерапия это лечение сказками, то есть совместное открытие с ребенком тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию различных психологических проблем. Кроме того работа с «лечащими» историями сближает родителей и детей.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир.

В коррекционных сказках можно найти множество человеческих проблем и разнообразные способы их решения.

Сказкотерапия, как любая другая психотерапия, — форма познания и лечения души.

Задачи сказкотерапии:

— снизить уровень тревожности и агрессивности,

— развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

— развить умение преодолевать трудности и страхи.

Данное занятие направлено на коррекцию тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Тревожность это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность, не связана с какой- либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности. В коррекционной работе с тревожными детьми дошкольного возраста, метод сказкотерапии наиболее подходящий.

Оборудование: магнитофон, диск с расслабляющей музыкой (например «Звуки природы», «Шум океана»), подушки для сидения по количеству участников, листы бумаги формата А-4, цветные карандаши, стол для песочной анимации.

Методические приемы: словесный (вопросы), игровой, беседа, внушение, релакспауза.

Структура занятия: 

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.
  3. 1 этап занятия.
  4. 2 этап занятия.
  5. 3 этап занятия.
  6. 4 этап занятия.
  7. Подведение итогов. Прощание.

Ход занятия.

  1. этап. Цель: снять напряжение, расслабить мышцы лица, успокоить детей.

Упражнение «Воздушный шарик»

-Ребята, встаньте в круг. Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются и растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу. Упражнение можно повторить 3 раза.

Вопрос: «Легко ли вам было надувать воображаемые шарики?», «Что вы испытывали при этом?»

Упражнение «Дудочка»

Ребята, давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начните медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!

Вопрос: «Вам понравилось играть в оркестре?» «Какие ощущения вы испытываете?»

2 этап. Цель: устранение демонстративной агрессивности.

Мы с вами весело поиграли, немного устали, а теперь устраивайтесь на ковре по — удобнее и послушайте волшебную сказку, которая называется «Смелый гномик».

Сказка «Смелый гномик»

Направленность: повышенная тревожность, общая боязливость.

В одном лесу на опушке жил маленький гномик. Жил он весело и беззаботно, одно только мешало его радостной жизни. Боялся наш гномик Баба-Яги, живущей в соседнем лесу. И вот однажды мама попросила гномика сходить в лес за орехами. Гномик сначала хотел попросить своего друга Тролля сходить с ним, потому что Тролль не боялся Баба – Яги. Но потом решил доказать Троллю и маме, что он тоже смелый и пошел в лес один. Гуляя по лесу целый день, гномик нигде так и не нашел орешник. Смеркалось. Задул холодный ветерок, и весь лес наполнился неясными шорохами и скрипами. Гномик подумал, что это наверное злая Баба- Яга пугает его. На дрожащих ногах он продолжил поиски. В конце концов стало совсем темно, и он выбился из сил. Гномик от отчаяния прислонился к какому- то дереву и заплакал. Вдруг это дерево заскрипело и оказалось, что это не дерево, а избушка Баба- Яги. От испуга Гномик упал на землю и онемел от страха, в это время дверь избушки отворилась, как бы приглашая войти. Ноги не слушались его, пошатываясь, он поднялся и вошел в избушку. К его удивлению, Баба – Яги он не увидел. Вдруг с печи раздались тихие звуки и гномик увидел ее: скрюченная, несчастная, обмотанная шарфом, она тихо всхлипывала. «Не бойся меня,- промолвила Баба- Яга, — я не сделаю тебе ничего плохого. Я заболела, потому что много суетилась по лесным делам: кому советом, кому лекарством помогала». Гномик сначала хотел убежать, но ноги его не слушались, и он остался. Постепенно он оправился от испуга, ему вдруг стало жалко бедную, разболевшуюся Бабу- Ягу и он ее спросил: «Чем я могу помочь тебе?»

— Принеси мне пожалуйста из леса еловых веток, сосновых шишек и коры березы, я сварю отвар и поправлюсь. Наутро гномик исполнил просьбу старушки. Она была так благодарна Гномику, что вручила ему корзину с лесными орехами и волшебный клубок, который помог ему найти дорогу домой. Выходя из леса, Гномик оглянулся и увидел за собой много зверей, которые хором закричали: «Слава смелому Гному! Ты очень помог нам, потому что лесу не хватало добрых дел Баба- Яги. Спасибо тебе».

Дома мама и Тролль встретили гномика с радостью. Все вместе сели пить чай с тортом и с восхищением слушали приключения маленького путешественника. Мама нежно обняла сына и сказала: «Ты у меня самый любимый и самый смелый».

Вопросы: «Почему Гномик отправился в лес один?», «что бы вы сделали на месте Гномика, увидев Бабу- Ягу?», «Помогли бы вы ей?», «Почему Гномик перестал бояться Баба- Яги?»

3 этап. Цель: закрепление и осознание прослушанной истории.

Ребята, вы прослушали сказку о гномике. Сейчас, я попрошу хорошо подумать и нарисовать рисунок,  иллюстрирующий эту сказку. Сначала я предлагаю вам поработать с волшебным песком на светящемся столе. Попробуйте изобразить сказку с помощью этого песка. (дети рисуют). А теперь предлагаю сесть за стол и нарисовать сказку на бумаге.

Обсуждение нарисованного.

4 этап. Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение, дать почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками – трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся (дети показывают)Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? (дети разбегаются по группе, прячутся). А, что делают зайки, если видят волка? (психолог играет с детьми в течение нескольких минут). А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными и смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А, что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним, и когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра (дети в течение нескольких минут изображают слона).

Вопросы: кем вам понравилось быть слоном или зайчиком? Почему?

5 этап.   Релакспауза «Тихое озеро»

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие воображения.

Психолог: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Приятная истома охватывает вас, вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».

Психолог: «Молодцы, ребята вы очень постарались и многому сегодня научились (проговорить). Психолог хвалит каждого за проделанную работу и раздает детям сладкие призы.

Вывод: Организация описанной выше поэтапной коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста, позволяет снять  излишнее мышечное напряжение, способствует повышению самооценки и улучшению взаимоотношений между детьми.

Список использованной литературы

  1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А., — Сказкатерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста.- СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2012. – 112с.
  2. Козлова С.А., — Мой мир- М.,2000.-224c.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. – Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- СПб.: Издательство «Речь», 2007.-136с.
  4. Мосина Е.С. – Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. – 2-е изд.- М.: Генезис, 2013.-160с.
  5. Под ред. Свистуновой Е.В. – Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия- М.: Форум, 2014.-192с.
  6. Сертакова Н.М. – Методика сказкотерапии в социально – педагогической работе с детьми дошкольного возраста: Метод. Пособие дляпедагогов и психологов ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2012. – 224с.
  7. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. – терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми- М.: ФОРУМ, 2013.-132с.
  8. Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – Лабиринт души: Терапевтические сказки- 11-е изд.- М.: Академический проект, 2014.-175с.


Adblock
detector