Рассказ герои советского союза представители разных народов

Каждый, кто интересуется историей древнего востока, знаком с книгами выдающегося семитолога, основателя советской кумранистики иосифа давидовича амусина. он опубликовал около

Каждый, кто интересуется историей Древнего Востока, знаком с книгами выдающегося семитолога, основателя советской кумранистики Иосифа Давидовича Амусина. Он опубликовал около ста работ, посвященных общим и частным проблемам кумрановедения, включая четыре монографии: «Рукописи Мертвого моря» (1960), «Находки у Мертвого моря» (1964), «Тексты Кумрана» (1971) и «Кумранская община» (1983).

Работы Иосифа Амусина включены в обязательный список литературы для студентов профильных факультетов, их штудируют к экзаменам историки, классические филологи, археологи и теологи. Работы его актуальны до сих пор – хотя автор трудов о кумранской общине никогда не был в тех краях и не держал в руках ни одного подлинного артефакта. Подобная судьба постигла многих советских ученых – они были на десятилетия отрезаны от мировой научной мысли.

Иосиф Амусин оказался в еще худшем положении, чем многие его коллеги: он был политически неблагонадежен и судим, так что ему пришлось пробиваться в науке окольными тропами. Но он всю жизнь искал Истину, и именно она была двигателем его исследований, поддерживала его и давала силы бороться.

Иосиф Амусин – еще и тот человек, который дерзнул доказывать историчность личности Иисуса Христа, опровергая бытовавшую в СССР мифологическую трактовку, предложенную публике Виппером, Рановичем, Ковалевым и другими маститыми советскими учеными.

Популярность книг этого выдающегося ученого сложно переоценить. Внучатый племянник Амусина вспоминал забавный случай, произошедший с ним в Израиле. Когда во время экскурсии в Кумран местный экскурсовод услышал его фамилию, то в шутку попросил за него подержаться – на счастье…

Земляк Марка Шагала

Иосиф Давидович Амусин родился 29 ноября 1910 года в Витебске. В начале XX века этот город был оплотом ортодоксального иудаизма. В его кварталах литературного русского языка практически не знали. В хедере он выучил иврит, а одним из самых сильных впечатлений его детства была бар-мицва. В 13 лет в торжественной обстановке он прочитал речь на иврите, которую помнил всю жизнь. Страна Израиля, ее вера и древний язык навсегда стали спутниками Амусина, невзирая на то что из Советского Союза он никогда никуда не выезжал.

Отец Иосифа был человеком среднего достатка, но после революции лишился вообще всего. Пришлось мальчику самому становиться на ноги. В Витебске делать было нечего, лучшие университеты по-прежнему находились в бывшей столице Российской империи. Остряки тогда любили пошутить: «Псковские и витебские – самые питерские!» Иосиф не стал исключением и в 15 лет отправился в Ленинград. Подрабатывал то грузчиком, то чернорабочим, совмещая работу с учебой в экономическом техникуме, а в свободное время Амусин бежал в еврейскую библиотеку на Стремянной улице. Там в 1920-е годы собирался весь цвет еврейской интеллигенции: литераторы, историки, общественные деятели. Эти знакомства привели к тому, что молодой человек вскоре вступил в сионистско-социалистическую организацию и… вместе с прочими оказался в когтях ОГПУ, когда органы устроили широкомасштабную облаву на представителей еврейского национального движения.

Особым совещанием при Коллегии ОГПУ 28 сентября 1928 года учащийся Ленинградского экономического техникума Иосиф Амусин был осужден на три года ссылки. 17-летний юноша проходил по статье 58-4 «Помощь международной буржуазии», которую огэпэушники частенько использовали против сионистов. Через несколько месяцев Амусину снизили срок ссылки до двух лет.

Юноша сначала оказался в селе Ильино Томского округа, затем был переведен в село Каргасок Нарымского края. Традиционно в Каргасок ссылали наиболее беспокойных каторжан: из такой глуши бежать было практически невозможно. Кого там только не было: русские эсеры, анархисты, представители различных оппозиционных левых организаций – десятки интересных людей! Иосиф быстро влился в разношерстную компанию интеллигенции, впервые приобщившись к русской культуре, а также социал-демократическим идеям, ходившим в среде советских каторжан.

Во время одного из тяжелых этапов он, в окровавленных обмотках вместо сапог, попался на глаза руководительнице Политического Красного Креста Екатерине Пешковой, жене Максима Горького. В декабре 1929 года то ли благодаря содействию «Политпомощи» в лице Пешковой, то ли по каким-то другим причинам Амусин был отпущен из Каргаска. В 1932 году ему позволили поселиться в Казани, где бывший ссыльный с трудом устроился счетоводом в одну из организаций города. Но и там он умудрился попасть под каток репрессий: когда была объявлена подписка на заем коллективизации, Амусин демонстративно отказался сдавать деньги и открыто высказал свое отношение к экспериментам на селе. После чего тотчас же был уволен.

Иосифу Давидовичу пришлось вновь обратиться в Красный Крест, теперь уже за содействием в поисках работы. Чудом он смог закрепиться в Ленинграде. Его друзья уже успели отучиться в институтах, а Иосиф Давидович с 1933 по 1935 год работал на Ленинградском весово-кассовом заводе бухгалтером. Много читал, занимался самообразованием, твердо пообещав себе поступить в ЛГУ. В 1935 году ему это удалось, но пришлось прибегнуть к хитрости: абитуриент скрыл в анкете свою судимость, иначе документы можно было даже не подавать.

Он занимался там любимым периодом античности, который перекликался с древней историей еврейского народа – ее Амусин прекрасно знал с юности, помнил наизусть тексты древних книг, не говоря о Пятикнижии Моисеевом и Талмуде, изученных еще в хедере. В кружке античной истории он сделал свой первый доклад – «Пушкин и Тацит», начал работать над темой «Гоголь и античность». Но вскоре спокойной жизни настал конец.

В январе 1938 года студент кафедры истории Древней Греции и Рима Ленинградского госуниверситета Иосиф Амусин был арестован сотрудниками НКВД – его и еще нескольких членов кружка античности взяли по наводке их однокашника по фамилии Гиллельсон. Его арестовали за несколько недель до этого по обвинению в организации враждебной меньшевистской ячейки в Ленинграде. Чекисты выбивать показания умели, поэтому вслед за Амусиным и его товарищами в тюрьме вскоре оказался и их руководитель, крупный советский ученый-античник Сергей Иванович Ковалев.

Методы следствия

На допросе Ковалев показал, что в октябре 1935 года он создал при кабинете истории античного мира студенческий кружок, который якобы должен был стать прикрытием для пропаганды антимарксистских взглядов и обработки студентов. Цели кружка звучали зловеще: сплочение всех антисоветских сил – меньшевиков, правых, троцкистов, а также вредительская работа и активные методы борьбы путем террора. Студенты якобы лишь притворялись, что им интересно восстание Бар-Кохбы в Иудее и система древнеримского долгового рабства. В действительности-де они готовили восстание против советской власти!

Своеобразной «вишенкой на торте» было пояснение со стороны чекистов, каким образом осуществлялся подкоп под большевиков. Дескать, преподаватель Георгий Стратановский «завербовал в организацию» группу студентов-античников второго и третьего курсов истфака – Амусина, Гиллельсона, Ботвинника и ряд других. Студенты принялись практиковать метод академизма, который применялся «в отрыве от актуальных задач и сосредоточении на исследовательских работах». В документах следствия чекисты называют это «чисто буржуазным исследованием», хотя означает этот термин обычную качественную исследовательскую работу. Но это считалось преступлением.

В обвинительном заключении, датированном 26 марта 1938 года, говорится, что студент Иосиф Амусин признал себя виновным. Это якобы было подтверждено на очной ставке с его другом Гиллельсоном.

А вот как на самом деле выглядело следствие, со слов ученого. Оперуполномоченный 9-го отдела УГБ УНКВД по Ленинградской области Колодяжный предъявил Амусину обвинение в том, что в коридоре ЛГУ он был в июле 1937 года завербован в контрреволюционную меньшевистскую организацию. Амусин на это ответил, что в июле 1937 он был… на сборах в военных лагерях. Тогда Колодяжный заявил, что в таком случае это было в августе 1937 года. И на это у Иосифа Давидовича было алиби: сборы продолжались и в августе. «Тогда в сентябре!», – недовольно рявкнул Колодяжный. – «Так в сентябре 1937 года я как раз был в Кисловодске!» Ни слова больше не говоря, Колодяжный начал избивать подследственного. В результате Иосиф Амусин вынужден был себя оговорить и подписать сфальсифицированный протокол.

Иосифу Давидовичу как уже имевшему судимость «тройка» дала самый большой срок – восемь лет лагерей. Сидеть молодому исследователю довелось в Уссольлаге, где он работал на лесоповале в компании матерых уголовников. Они отбирали продуктовые передачи, могли зарезать любого. Всю жизнь Иосиф Давидович вспоминал эти страшные дни, удивляя окружающих способностью пить, не морщась, чистый спирт, а также глубоким знанием тюремного арго и уголовных понятий. Как вспоминал позднее сам Амусин: «Мне самому непонятно, как я только уцелел».

После ареста главы НКВД Ежова заключенные стали подавать жалобы в прокуратуру, разоблачая преступную деятельность следователей и отказываясь от своих признательных показаний. В своей жалобе на имя прокурора профессор Ковалев признался в том, что под непрестанными угрозами следователя Колодяжного и в атмосфере террора, царившего тогда в НКВД, он оговорил целый ряд невиновных людей. Профессор настаивал, что студент Амусин никакой контрреволюционной деятельностью не занимался, а был полностью поглощен наукой. Характеристика на Амусина была самой положительной: «Амусин – очень сильный и академически, и политически студент, бессменный секретарь студенческого научного кружка. Очень разносторонний. Его доклады «Пушкин и Тацит», «Перевод «Илиады» Гнедича» были напечатаны в студенческом научном журнале».

Помогла Амусину и мать его «подельника» Марка Ботвинника, адвокат по профессии, которая добилась у генерального прокурора пересмотра дела. Безусловно, Иосиф Давидович ни к какому подполью не принадлежал. Первой встречи лоб в лоб с советской властью оказалось достаточно, чтобы осознать всю тщетность борьбы одиночек с системой.

Правда, однако, была и в том, что отрицательное отношение к советской власти у него никогда не менялось. Органы понимали, что взяли своего заклятого врага. Сестре Амусина чекист так и сказал, сообщая об освобождении брата: «Ваш брат – старый волк, и вышел он только потому, что попал в эту молодую компанию».

Иосифа Амусина освободили из-под стражи 29 ноября 1939 года. Он был полностью реабилитирован и вернулся к учебе.

В Древнем Риме не было антисемитизма?

Сдав экзамены экстерном, Иосиф Давидович в 1940 году перевелся на четвертый курс. В это время параллельно с учебой Амусин работал секретарем у крупнейшего исследователя общественных отношений античности и древнегреческой науки Соломона Яковлевича Лурье. На факультете образовалось своеобразное землячество белорусских евреев: помимо профессора Лурье, уроженца Могилева, там училась дочка главного минского раввина Лия Менделевна Глускина. Ее предок, Минский Гаон – реб Ерухим-Лейб Перельман, был очень известным ученым-талмудистом, славящимся своими знаниями среди восточноевропейского еврейства. В 1934 году отца Лии Менделевны пригласили в Ленинград на должность главного раввина города. В 1939 году Иосиф Давидович вернулся в университет и оказался с Лией Глускиной на одном факультете. Прямо накануне войны, в марте 1941 года, Иосиф и Лия поженились.

С началом войны Амусин попал санинструктором под Гатчину. Затем был блокадный Ленинград: отец Иосифа, Давид Львович, в эти страшные дни умер в своей квартире от голода. 18 июля 1943 года Иосифу Амусину была вручена медаль «За оборону Ленинграда». Войну он окончил в звании лейтенанта медицинской службы батальона, участвовавшего в освобождении Восточной Пруссии.

После войны он вернулся в Ленинград и стал читать в Педагогическом институте курс древней истории, был зачислен в аспирантуру в Институт востоковедения АН СССР и начал работу над диссертацией, которая первоначально называлась «Антисемитизм в Древнем Риме», но затем по требованию партийного руководства тему сформулировали более нейтрально: «Послание императора Клавдия александрийцам».

В 1949 году в стране Советов начала раздуваться безобразная антиеврейская кампания. Иосиф Давидович вышел на защиту диссертации как раз в тот момент, когда по всей стране евреев увольняли с работы. Да еще и рискнул выступить в защиту обвиненного в «безродном космополитизме» профессора Соломона Лурье. Ему бы несдобровать, но Иосифа Давидовича поддержал Дмитрий Сергеевич Лихачев, с которым Амусин познакомился еще во время своей первой отсидки в 1920-е годы. Так что диссертацию Амусин успешно защитил, ответив на все каверзные вопросы оппонента, праправнука Кутузова, специалиста по древнегреческой литературе Ивана Толстого. Однако все равно сразу же вылетел и из Ленинградского госуниверситета, и из Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена.

Работа молодому ученому нашлась вдали от Ленинграда – в городе Ульяновске. Местный провинциальный вуз готовил не исследователей, а учителей школ. Иосиф Давидович коротал время, читая Тацита в оригинале.

В 1954 году он вернулся с семьей в Ленинград, нашел ставку референта в Институте археологии, потом перешел в отдел Древнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР. Все эти годы он продолжал работать над библейской тематикой, за что подвергался постоянной критике со стороны бдительных партийных идеологов. Получил в 1965 году докторскую степень… Но когда власти СССР подняли очередную антиизраильскую истерию и потребовали от евреев, работавших в Институте востоковедения АН СССР, подписать верноподданническое письмо, осуждающее «сионистских агрессоров», Амусин решительно отказался от этого.

В те времена, когда за изучение иврита человека могли уволить с работы или даже посадить в тюрьму, Иосиф Давидович мог начать лекцию о кумранской общине фразой на древнееврейском языке: «Ата бахартану миколь ха-амим» («Ты избрал нас между всеми народами»). Публика, как правило, была в шоке. Читая лекции, Амусин очень увлекался. Однажды, приведя слова одного из римских прокураторов об иудеях: «Я истребил это племя», Иосиф Давидович добавил: «Но их истребить невозможно» – и провел сравнение с Третьим рейхом.

Ученый считал лицемерие советской власти не менее отвратительным, чем апартеид в ЮАР. Спуску он не давал и своему народу, громко возмущаясь отношением к индусским евреям из группы Бней-Исраэль (маратхи), чьи права израильский Верховный раввинат не соглашался признать равными с правами других евреев. Никогда не порывая связь с еврейской культурой, Амусин принимал активное участие в судьбе сосланного в Казахстан специалиста по библейской литературе Меира Канторовича.

После выхода на пенсию Иосиф Амусин продолжал работать – теперь уже консультантом. Ученого не стало 12 июня 1984 года. Его имя вписано золотыми буквами в историю еврейской интеллигенции XX века, прожившей тяжелую жизнь, но не отказавшейся от своих моральных обязательств и достигшей профессиональных высот.

«Детали» в сотрудничестве с проектом «Еврейские герои» ∼√

Для контакта с проектом вы можете обратиться на страницу «Еврейские герои» в Facebook или отправить письмо на электронную почту


  • Сотрудники проекта «Еврейские герои» работают в архивах стран, находящихся на территории бывшего Советского Союза. Их цель – увековечить имена евреев, чей поступок незаслуженно стерся из человеческой памяти. В этой рубрике «Детали» продолжат публиковать рассказы о жизни евреев, чей вклад в цивилизацию и борьбу с различными формами тоталитаризма стал фактом истории.

30 лет назад, 25 декабря 1991 года, в 19:00 по московскому времени президент СССР Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения с заявлением об отставке. В тот же день с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации. 26 декабря 1991 года Совет республик Верховного Совета СССР на своем последнем заседании принял декларацию «В связи с созданием Содружества Независимых Государств». В соответствии с документом Советский Союз прекратил существование как государство и субъект международного права. В те дни материалы об этих событиях почти целиком заняли полосы ведущих газет во всем мире. Вот что они писали тогда о распаде СССР и уходе Горбачева в отставку.  

США

The Washington Post: «1 января 1991 года Советский Союз представлял собой растревоженного гиганта, охваченного экономическими и этническими проблемами, но по-прежнему являвшегося сверхдержавой. 1 января 1992 года Советский Союз перестанет существовать. В мгновение ока 74-летний советский эксперимент был сведен на нет бандой заговорщиков-консерваторов, которые не смогли осуществить прямой путч, но взяли в плен 19 августа Михаила Горбачева, когда он проводил отпуск в Крыму. Они просчитались, поскольку не приняли во внимание Бориса Ельцина, сплотившего российский народ.

На эту тему

Чем был ГКЧП и можно ли было спасти Союз. Что говорят свидетели событий 1991 года

Когда переворот провалился и Горбачев вернулся в Москву 21 августа, все изменилось — теперь Ельцин, а не Горбачев был центральной властью. Через три дня Горбачев ушел с поста главы Коммунистической партии и призвал к ее роспуску, но уже ничто не могло остановить поднявшуюся волну. Сначала независимыми стали страны Балтии, а затем и остальные 12 республик. Одиннадцать из них присоединились к Содружеству Независимых Государств, Россия и Ельцин выдвинулись на первые места, Горбачев оказался в стороне. Он ушел в отставку на Рождество…

В первый же день после потери властных полномочий Михаил Горбачев заложил основы своего политического возрождения. Вечером на приеме для своих сотрудников и примерно 50 журналистов он подчеркнуто демонстрировал гостеприимство, излучая огромное обаяние и одновременно не скрывая обиды. «Скоро я определю свою роль, — заявил он. — У меня большие планы». Горбачев наслаждался моментом, раздавал автографы, обнимался с людьми, которых он до сих пор называет «товарищами», обменивался шутками и иногда хватал сардины с банкетного стола…

Но в других углах банкетного зала гостиницы «Октябрьская» (ныне «Президент-отель» — прим. ТАСС), некогда роскошного пристанища элиты Коммунистической партии, а теперь совместного предприятия с западными капиталистами, помощники Горбачева признавали, что, несмотря на уверенный вид и шутливый настрой, он испытывает боль и сожаление… «Конечно, есть чувство победы, но также есть чувство обиды, разочарования», — сказал глава администрации Горбачева Григорий Ревенко…

Пока администрация США готовилась к установлению полных дипломатических отношений с Россией и другими бывшими советскими республиками, Буш сказал журналистам, что они с Ельциным согласны, что им важно как можно скорее провести встречу… По поводу контроля над ядерным оружием [в России] Буш заявил, что «исключительно удовлетворен» теми договоренностями, о которых ему рассказывали в нескольких разговорах по телефону Ельцин и Горбачев. Сразу после объявления о своей отставке Горбачев передал Ельцину «ядерный чемоданчик» с секретными кодами для запуска вооружений из огромного советского ядерного арсенала. Ельцин сказал в интервью, что сделает все, что в его силах, чтобы никогда не допустить использования кнопки запуска ядерных вооружений…

В небе вновь развевается флаг Российской республики — бело-сине-красное знамя времен Петра Великого. По мнению российских историков, в XVIII веке царь перенял эти цвета у других европейских стран. Нидерланды и Франция используют такие же цвета, но в других сочетаниях… Посольство России в Вашингтоне было застигнуто врасплох, поскольку у него не оказалось нового флага, когда президент СССР Михаил Горбачев подал в отставку, окончательно закрепив этим роспуск Советского Союза. Представители посольства изо всех сил пытались найти экземпляр флага в Вашингтоне и в конце концов обнаружили его в русской православной церкви. Флаг сейчас развевается над посольством на 16-й улице…

Тоталитарная система, которая управляла разношерстным Советским Союзом с помощью террора и страха, была ликвидирована. Его упадок был настолько быстрым, а последствия этого настолько ошеломляющими, что у российских граждан не было времени, чтобы привыкнуть к своим новым свободам в различных областях — от прессы и религии до представительных органов законодательной власти и многопартийной политической системы. Все это часть горбачевского наследия. Но нет никаких гарантий того, что все это сохранится. На данном этапе нет также никакой уверенности в конечном успехе».

The New York Times: «Советское государство, за свою короткую, но насыщенную историю отметившееся великими достижениями и ужасными страданиями, умерло после длительного и болезненного увядания. Ему было 74 года. Союз, созданный на утопических обещаниях и родившийся в жестоких потрясениях Великой Октябрьской революции 1917 года, всколыхнулся в последний раз во мраке позднего декабря 1991 года — лишенный идеологии, расчлененный, разоренный и голодный, но внушающий ужас даже своим развалом.

Конец Советского Союза пришел с отставкой Михаила Горбачева и созданием Содружества Независимых Государств. Вскоре после телевизионного выступления Горбачева красный флаг с серпом и молотом над Кремлем был спущен, и на его месте взвился бело-сине-красный флаг России.

Не было никаких церемоний, лишь бой курантов на Спасской башне, довольные возгласы нескольких удивленных иностранцев и яростная тирада от одинокого ветерана войны

The Wall Street Journal: «Теперь, когда советский президент Михаил Горбачев наконец ушел с дороги и российский флаг реет над Кремлем, российский президент Борис Ельцин взял на себя всю ответственность за спасение страны от экономического коллапса и народных волнений. Однако никто не может предугадать, как герой демократических сил, который победил августовский путч, сможет пережить испытание непопулярными и тяжелыми задачами, которые ждут его впереди.

Ельцин, который пытается показать деморализованному обществу и скептически настроенной мировой общественности свою способность к действию, объявил о ряде всеобъемлющих реформ, чтобы решить самые опасные вопросы, в том числе те, которые при любой возможности избегал решать Горбачев. В то же время он пытается сохранить недавно сформированное экономическое и социальное единение с 11 другими республиками. Сохраняющаяся дисгармония между автономными республиками в составе России и правительством Ельцина еще больше усложняет задачу по сохранению стабильности».

Бразилия

Folha de S.Paulo: «Ельцин на пике власти, в то время как Горбачев недостойно загнан в угол и представлен маргиналом. Если это правда, что история не ограничивается противостоянием личностей, то правда и то, что личности являются отражением исторических условий. Текущая конфигурация власти в России не должна никого успокаивать — наоборот… Одним из главных результатов стало то, что политические проблемы в России опять были решены в верхах, без участия гражданского общества».

O Globo: «Сильный мороз в столице России был под стать апатии, с которой население Москвы встретило отставку Михаила Горбачева и конец СССР. Москвичи, которые решительно противостояли участникам августовского путча, пассивно наблюдали за политическим разворотом и были более обеспокоены тяжелым экономическим кризисом, из-за которого их будни превратились в стояние в очередях перед пустыми прилавками. Наблюдать за распадом СССР из первых рядов в Москве не пришел никто. Никто не протестовал. Никто не ликовал. Немногочисленные выступления, организованные консерваторами, собрали мало участников».

Великобритания

The Guardian: «XX век завершился в семь часов вечера по московскому времени 25 декабря 1991 года. Момент, когда Михаил Сергеевич Горбачев, последний руководитель Советского Союза, уступил место первому правителю новой России Борису Николаевичу Ельцину, выглядит более значимым событием, чем все то, что нас только еще ждет в ближайшие восемь лет… Завершились два больших конфликта, которые характеризовали весь XX век: противостояние между капитализмом и коммунизмом, а также борьба старых империй с новыми сверхдержавами. Обе схватки шли одновременно на протяжении десятилетий. Большевизм наконец «совершил самоубийство», как того яростно требовал Уинстон Черчилль в 1918 году.

На эту тему

Крах консерваторов.

Прекратилось и другое великое противостояние, которое велось между англо-саксонскими странами и новыми государствами, такими как Германия и Япония. Закат Советского Союза стал основой для возникновения Германии в качестве главной европейской силы: без этого возрождение Германии после катастрофы Второй мировой войны было бы незавершенным…

Борьба между Борисом Ельциным и Михаилом Горбачевым часто рассматривалась как идеологическое соперничество: националист против интернационалиста, экс-коммунист против коммуниста. Это было не совсем так. Оба являлись бывшими коммунистами, но один из них смог отказаться от партии и своего прошлого более решительно, чем другой. И оба полагали, что российское влияние на соседние страны должно сохраниться, но Ельцин смог предложить более нейтральный и приемлемый вариант союза.

Их противостояние было эпическим и, возможно, даже трагическим с учетом полной несовместимости темпераментов. Для Горбачева Ельцин был импульсивным, своенравным задирой, явным вредителем. Для Ельцина Горбачев был «любителем полумер и полушагов», который хотел казаться «мудрым всеведущим героем», но на деле был хитрым управленцем и манипулятором».

Ирландия

Irish Independent: «Президент Буш, говоря о распаде Советского Союза как об одной из величайших драм XX века, быстро решил признать Россию и пять других республик в составе Содружества Независимых Государств. Он также напоследок сказал любезные слова в адрес Михаила Горбачева, высоко отметив его усилия, направленные на то, чтобы «оставить позади десятилетия темных репрессий и заложить фундамент свободы»…

Буш до последнего не хотел обрывать связи с Горбачевым — даже тогда, когда российский лидер Борис Ельцин заручился широкой народной поддержкой… Тем не менее в рождественском обращении к нации Буш нашел приятные слова и для Ельцина, хотя в этом случае похвала была не столь щедрой».

Франция

Sud-Ouest: «Великая, исключительная заслуга Горбачева, гарантирующая ему место в истории, заключается в огромном проекте обновления, который вопреки консервативной идеологии руководителей страны и традициям коррумпированного и неравноправного общества, привел к полному отказу от коммунизма… Мир также в долгу перед ним за его волю к разоружению, которой был проникнут его проект с самого начала».

Le Monde: «Политическая судьба Михаила Горбачева, несомненно, вдохновила бы Шекспира, а его несбыточные мечты — Сервантеса. Однако его прощание с властью в рождественский вечер не было ни трагедией, ни фарсом. Со сцены спокойно и достойно ушел актер, лишенный роли, произносящий свой заключительный монолог без отречения и горечи».

Германия

Der Spiegel: «Потемкинские деревни разрушены, но туман иллюзий в бывшей советской империи еще не рассеялся. У стран — наследниц Советского Союза мало общего. Появилось 15 новых государств, большинство из которых уже получили дипломатическое признание. Но тщетными остались попытки в первые дни сформировать общий рынок, военный альянс и скоординировать внешнюю политику».

Италия

Corriere della sera: «Последним шагом главы советского государства стало подписание указа, согласно которому он подает в отставку с поста главнокомандующего вооруженными силами и передает контроль над 27 тыс. ядерных боеголовок Борису Ельцину. Но новый хозяин Кремля даже не соизволил появиться на короткой церемонии передачи «ядерного чемоданчика» и послал министра обороны маршала Шапошникова забрать орудие апокалипсиса».

Польша

Gazeta Wyborcza: «Без парада и барабанного боя, без гражданской войны и уличных беспорядков первый и последний президент СССР Михаил Горбачев оставил свой пост. Советский Союз перестал существовать. Это было сделано с соблюдением политической культуры, которая непривычна для истории этой страны. Но все произошло в атмосфере большой революции…

Советская, коммунистическая империя, в тени которой мы прожили полвека, прекратила свое существование. Горбачев не прибегнул к насилию, чтобы защитить свою власть… Без крови и несчастий коммунизм из угрозы, все еще нависающей над нашей страной, преобразился в предмет изучения историков».

Индия

Times of India: «Можно с уверенностью сказать, что, когда в XXI веке историки рассмотрят в ретроспективе крах самого смелого и впечатляющего социального эксперимента, который когда-либо осуществлялся человечеством и кульминацией которого стала отставка Горбачева, национализм займет особое место в их схеме. Было бы преувеличением говорить, что советский социализм разбился о скалу национализма, но нельзя отрицать, что важнейшая причина распада СССР, определившая его форму, имеет к национализму большее отношение, чем любому другому фактору.

Этот распад можно проследить до демонтажа советской империи в Восточной Европе в 1989 году, который породил новый национализм, захвативший теперь часть Европы. Ослабление советской власти в Восточной Европе, которое символизировало падение Берлинской стены, стало спусковым крючком для радикальных, болезненных и все более серьезных изменений в самом Советском Союзе».

Япония

Asahi Shimbun: «По сути дела, окончилась «эра Горбачева» — утонченного политика-интеллектуала, столь отличавшегося от прежних лидеров СССР. Однако его идеалы вошли в противоречие с событиями реальной жизни, слова советского президента все больше становились пустым звуком, не встречая отклика. В советских республиках возобладал прагматизм и тяга к реальной выгоде, мощным фактором стал рост национального самосознания, стремление к политической и экономической самостоятельности».

Yomiuri Shimbun: «В памяти народов мира Горбачев останется как гигант исторического масштаба, однако внутри СССР к нему возникло совсем другое отношение. Перестройка зашла в тупик и потерпела провал в первую очередь в сфере экономики. Простые жители равнодушно отнеслись к краху Советского Союза и не видят пока перспектив прекращения своих экономических тягот».

Египет

Al-Ahram: «После того как Украина провозгласила независимость, а в Минске было объявлено о создании Содружества, сердце Советского Союза остановилось. Все мечтания Михаила Горбачева о перестройке СССР канули в Лету. Борис Ельцин совершенно открыто заявил, что создание нового Содружества направлено на то, чтобы не допустить противостояния между Россией и Украиной, особенно сейчас, когда в границах бывшего Советского Союза вспыхивают конфликты между разными народами. Содружество реализовало принцип построения взаимоотношений между советскими республиками на новой основе».

Ирак

Al-Jumhuriya: «Горбачев, который стал генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 года, прославился политикой реформ, более известной по терминам «перестройка» и «гласность». Эта политика породила политический и экономический хаос и привела к национальным и религиозным конфликтам между народами Советского Союза, который состоял из 15 республик с населением более 285 млн человек. Недавние августовские события, связанные с попыткой государственного переворота, стали началом конца Горбачева».

Израиль

Maariv: «СССР пришел конец. Борис Ельцин и Михаил Горбачев договорились. Теперь советская власть прекращает свое существование, а Советский Союз будет превращен в Содружество Независимых Государств. Красный флаг уходит в историю с башен Кремля в канун Нового года. Горбачев уходит в отставку, и это конец целой эпохи».

Нас 145 миллионов 800 тысяч человек. Таковы предварительные итоги всероссийской переписи населения.

Онлайн и в живую россиян начали считать по осени и считали до середины декабря. Как и в случае с вакцинацией, переписная кампания пробуксовывала и была даже продлена на несколько дней. В общем, ждем подробных данных в начале 2022-го. Уверен, будет много интересных показателей.

В конце концов, как еще продемонстрировать, сколь уникален и разнообразен российский народ, как не в цифрах. Например, по разным оценкам, только в Сургуте и Сургутском районе проживают представители около 120 национальностей. Как сохранить свою идентичность, но при этом вместе со всеми отмечать общий праздник?

Вам кажется странным, что 

кто-то 

 в новогоднюю ночь от души бьет об пол фарфоровую посуду, надевает только красные трусы или стучит по соседским дверям буханкой хлеба? А 

кто-то 

 считает дикой традицию россиян выходить после боя курантов на улицу, запускать фейерверки и обниматься от души с каждым встречным. У каждого народа свои обычаи празднования Нового года. Тем-то и замечателен Сургут — город, на территории которого живут представители самых разных народов, от ханты до бразильцев. Так почему же нам не перенять друг у друга самое лучшее, интересное, вкусное и веселое?

Парагваец Уильям Бертолини новый год в Сургуте встречает уже девятый раз: за это время устроился в языковую школу «Лингва», встретил любовь и сегодня уже точно знает, какое его желание в новом году сбудется первым: для первой дочки уже куплено все необходимое. Девочка с парагвайским характером и сургутской закалкой должна появиться на свет со дня на день. Ну а пока надо успеть отметить Новый год. Некоторые блюда местной кухни уже стали обязательными атрибутами праздника в этой семье: особенно южноамериканцу приглянулся винегрет. Однако ни одно торжество не обходится без приготовления любимого «чипа-гуасу».

«Это

что-то 

 похожее на кукурузный пирог: обжаренные в говяжьем жире зерна кукурузы, запеченные в духовке с соусом из лука, томатов и сыра», — делится рецептом Уильям Бертолини.

Главная новогодняя традиция, которую Уильям Бертолини с братом Цезарем привезли из Парагвая в Сургут — это поедание 12 виноградин под бой курантов. Эта традиция в Южную Америку пришла из Испании и плотно закрепилась.

«Одна из наших новогодних традиций — это съесть 12 виноградинок: по одной на месяц в году. Это приносит удачу! И еще одна традиция — мы берем пустую сумку или чемодан и делаем круг вокруг дома, если хотим, чтобы этот год был богатым на путешествия», — рассказывает Уильям Бертолини.

На другом конце Сургута уроженка Молдовы Лидия Селезень хлопочет на кухне, чтобы успеть приготовить главные традиционные деликатесы к праздничному столу: мамалыгу, плацинду и новогодние котлеты — чигирь — особое праздничное блюдо.

«Я их обычно делаю с индюшачьих (прим. внутренностей): сердца, печени, желудочка. Все эти внутренности варятся, рубим их кубиками, и заворачиваем — у поросенка есть такая пленочка, называется сеточка, даже русские у нас здесь на рынке знают, что молдаване ее постоянно берут, и это прям все заворачивается так красиво и немножко обжаривается, потом — в духовку», — поясняет Лидия Селезень.

Главная особенность празднования в Молдове, рассказывает Лидия Селезень, это новогодние колядки: веселая толпа ходит по дворам с котомками, куда складывает полученные от хозяев дары. По поверью, кто щедро одарит гостей, к тому в новом году придут удача и достаток.

«Колядки здесь, в России — ходят дети, поют, сеют-посевают. Но это в старый Новый год и на Рождество. А в Молдавии у нас прямо в Новый год! После того, как бьют куранты, посидели, застолье, и начинают друг к другу ходить в гости», — рассказывает Лидия.

Еще один наш герой, чье меню в Новый год отличается от привычного для Сургута, Файзуло Аминов. Он приехал в Югру из солнечного Таджикистана 34 года назад. На родине, еще в советские времена, основным атрибутом праздника на столе были апельсины, а главное блюдо — новогодний плов.

«Давали подарки детям. И внутри всегда был один апельсин. И так как в советское время эти все экзотические фрукты были в дефиците, помню свое детство, мы этот апельсин неделю или две нюхали, нюхали, а потом только съедали. Но на всех мероприятиях, на всех праздниках, королем дастархана (стола) является праздничный плов», — заверил Файзуло Аминов.

Традиции празднования Нового года у уроженцев Таджикистана мало чем отличаются от российских: тут тоже свой отпечаток оставил Советский Союз. Однако разница все же есть: настоящую елку в Азии найти было не так-то просто, поэтому «дерево» вместе с украшениями делали в семьях собственными руками.

«Соответственно, найти живую елку — это невозможно и экзотично. Мы ее ставили, наряжали по-своему, что находили. Естественно, не с таким ассортиментом, как сейчас, но тем, что было: мы сами вырезали, красили, клеили, лепили. Вместо (прим. снега) были ватки, отрывали, и как будто дождик, снег», — поделился воспоминаниями Файзуло Аминов.

В семье Воронцовых такой проблемы никогда не было, признается Ольга. Найти елку коренной сургутянке всегда было просто. А вот раздобыть главный ингредиент стола — красную икру — и при этом не похоронить весь семейный бюджет…

«Ну, конечно! Красная икра! Как без красной икры? Вы знаете, как сейчас говорят, автомобиль — это предмет роскоши, так и красная — тоже предмет роскоши. Хочется почувствовать себя вот этими сильными и независимыми, богатыми, свободными людьми, и хотя бы ложечку красной икры на блинчик да намазать. (кор.: Главный атрибут?) Да, к новогоднему столу — обязательно!» — уверена Ольга Воронцова.

У Воронцовых главная новогодняя традиция — это загадывать желание под бой курантов, писать его на бумажке, поджигать и бросать в бокал с…в общем, в бокал с 

чем-нибудь 

 .

«Мы каждый, каждый Новый год встречаем исключительно в кругу семьи. Это самая важная ценность. Ну а из шутливых таких традиций: те же самые записки с желаниями. Во многих странах делают так же. Просто все по-разному. Кто-то виноград ест,

кто-то 

 клубнику, булочки там, ну а в России принято жженную бумагу шампанским запивать. Никто не знает — сбывается или нет, но все так делают», — отмечает Ольга.

Новый год в Сургуте — это то время, когда представители разных народов, вдобавок к своим традициям, обращаются к местным обычаям: «Иронию судьбы», смотрят, конечно, не все, но оливье на столе и бутерброды с красной икрой есть у каждого. И несмотря на разные языки, культуру и гастрономические предпочтения, в минуты праздника в домах разливается шампанское и звучат пожелания на предстоящий год.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы, представители ряда общественных организаций и СМИ, с тревогой наблюдаем, как в последнее время определенные силы всё больше пытаются сделать российский Кавказ чем-то чуждым, а то и враждебным России. С одной стороны, этому способствуют получившие известность случаи неподобающего поведения со стороны позорящих свой народ и семьи отдельных представителей кавказской молодёжи. С другой – имеет место целенаправленный экспорт в кавказский регион со стороны заинтересованных внешних сил «пантюркистских» и радикально-исламистских идей, имеющих целью подрыв единства народа России, провоцирование дестабилизации и сепаратизма.

Мы считаем народы Кавказа братскими по отношению к русскому народу и другим коренным народам России, и потому придаём огромное значение правильному позиционированию Кавказа, как неотъемлемой части тысячелетней Русской цивилизации. Что означает с одной стороны – поддержку самобытности каждого из этих народов, а с другой – ощущение ими своего единства с Россией, Русским миром и Русской цивилизацией, общности нашей исторической судьбы. Как говорил поэт Расул Гамзатов: «За границей я — русский, в России – дагестанец, в Дагестане – аварец».

Единство означает наличие общих побед и общих героев. Поэтому мы считаем важным прославление подвига представителей народов Кавказа, ставших по праву и национальными героями нашего общего Отечества. Важным шагом в этом направлении могло бы стать создание на Кавказском бульваре Москвы «Галереи кавказских героев Отечества», состоящей из бюстов таких людей, служивших России и отдавших за неё жизнь. Совместное чествование этих героев и памяти об их подвиге представителями разных народов России позволит формировать правильный позитивный образ Кавказа и его народов и положить конец политическим спекуляциям на тему его «чуждости» и «отделения».

Полагаем, что в качестве Первого шага в этом проекте может стать установка в Москве на Кавказском бульваре и торжественное открытие бюста Героя Советского Союза адыгского (черкесского) поэта Хусена Андрухаева.

8 ноября 1941 года возле села Дьяково (нынешняя территория непризнанной Луганской Народной Республики) во время боя он остался прикрывать вынужденный отход своих товарищей. На крики немцев: «Рус, сдавайся!», раненый Хусен Андрухаев, отстреливаясь, отвечал: «Русские не сдаются!». Когда кончились патроны, он взял в руки противотанковые гранаты и, дождавшись, когда фашисты подберутся ближе, подорвал себя вместе с ними.

Бюст Хусена Андрухаева уже изготовлен по инициативе активистов «Русско-кавказской инициативы» и ныне находится в Москве в здании «Союза писателей России» на Комсомольском проспекте.

Мы считаем, что именно бюст Хусена Андрухаева достоин стать первым в «Галерее кавказских героев Отечества», а его посмертные слова «Русские не сдаются!» — её лозунгом и девизом. В дальнейшем галерея постепенно должна дополняться бюстами других прославивших нашу Родину сынов Кавказа – как наших современников – таких, как Магомед Нурбагандов («Работайте, братья!»), так и исторических личностей – генерала Петра Багратиона, маршала Ивана Баграмяна и др., которые могут быть созданы в том числе при содействии соответствующих национальных республик Кавказа. Периодически проводимые там акции памяти, посещение этого места школьниками и молодёжью способны сделать для формирования правильного образа Кавказа и его народов гораздо больше, чем любые формальные мероприятия по такого рода воспитанию.

Уважаемый Владимир Владимирович! Мы понимаем, что вопросы градостроительной политики в Москве относятся к компетенции московского мэра. Однако в данном случае речь идёт не просто об установке очередного памятника, а о важнейшем политическом и идеологическом решении, серьёзно влияющем на национальную политику страны, на всё выстраивание отношений федеральной власти с республиками Кавказа. Символы всегда играли важнейшую роль в идеологических вопросах, и общие герои нашего общего Отечества могут и должны стать одной из основ общенационального единства, столь необходимого России в нынешние нелёгкие времена. Именно поэтому просим Вас поддержать нашу общественную инициативу и оказать содействие в её реализации. Уверены, что принятие соответствующего политического решения снимет многие вопросы на уровне руководства Москвы и позволит реализовать проект уже в 2022 году.

С уважением:

О.Ю.Кассин, председатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор»;

А.Д.Степанов, главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия», председатель Международной общественной организации «Русское собрание»;

В.К.Хомерики, президент «Конгресса Национальных Объединений России»;

В.Е.Хомяков, сопредседатель «Русско-кавказской инициативы»;

А.А.Аджигириев, председатель Адыгейского Республиканского общественного движения «Старейшины Адыги»;

А.В.Бочкарев, генеральный директор «Международного фонда славянской письменности и культуры»;

Д.Ш.Халидов, заместитель председателя президиума «Российского конгресса народов Кавказа»;

П.А.Евдокимов, главный редактор газеты «Спецназ России» Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»;

В.Ю.Киселёв, председатель правления Фонда содействия в реализации социальных и экономических прав ветеранов и инвалидов «Вымпел-Гарант»;

А.Б.Смирнов, председатель Межрегиональной общественной организации «Союз десантников»;

П.Ф.Алёшкин, главный редактор Общероссийского молодёжного журнала «Наша молодёжь», доктор исторических наук, академик РАЕН;

В.П.Петров, председатель Межрегиональной общественной организации «За Веру, Честь и Родину»;

Ю.В.Курносов, директор «Русской аналитической школы», доктор философских наук;

М.К.Тулепов, председатель Российского общественного союза антифашистов «РОСА»;

А.И.Рязанов, председатель Межрегионального общественного движения «Народный Центр»

Илл. Александр Чечин «Подвиг Героя Советского Союза Андрухаева Х. Б.»


Adblock
detector