Рассказ учителя дидактические возможности метода

Автор: багрянская тамара валентиновна организация: мкоу инзенская сш 3 им. д.п. ознобишина населенный пункт: ульяновская область, г. инза цель урока:

Автор: Багрянская Тамара Валентиновна

Организация: МКОУ Инзенская СШ №3 им. Д.П. Ознобишина

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Инза

Цель урока: продолжить формирование знаний учащихся о проявлении широтной зональности, ее отражении в природе умеренных, субполярных и полярных поясов. (1СЛ.)

Планируемые результаты:

предметная: научиться объяснять основные понятия по теме, расширить знания о взаимосвязи компонентов природы; характеризовать природные зоны по плану, показывать по карте.

метапредметная:

познавательные: умение работать с текстом, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
коммуникативные: высказывать суждения по проблемам, находить общее решение, подтверждать их фактами; владеть элементарными практическими умениями работы с учебником при исследовании;
регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

личностная: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности вести диалог с другими людьми смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, на что побуждает деятельность, ради чего осуществляется.

Методы и формы обучения: проблемный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы: индивидуальные, фронтальные, групповая работа.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные ресурсы: И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. География 7 класс. Материки, океаны, народы и страны. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2015.

И.В. Душина. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Методическое пособие. Москва. Издательский центр «Вентана граф» 2014.

Карта(физическая, климатическая, почвенная, природных зон), картины, гербарии, видеофильмы.

Ход урока.

Орг. Момент.

Проверка знаний.

Вопросы. (2СЛ.)

  1. Каковы причины наличия в субтропических климатических поясах несколько природных зон?

Ответ. Различное количество осадков, выпадение их по сезонам в различных климатических областях этих поясов, что в свою очередь, обусловлено характером подстилающей поверхности.

  1. Охарактеризуйте зону средиземноморских вечнозеленых жестколиственных лесов, редколесий и кустарников.
  2. Покажите на карте зону переменно-влажных муссонных субтропических лесов
  3. Какие сельскохозяйственные культуры выращивают во влажных муссонных субтропиках?
  4. Покажите на карте зону субтропических полупустынь и пустынь. Какие виды растений и животных характерны для этой зоны?

Выводы. В связи с климатическими различиями в субтропических поясах много природных зон. Природа субтропиков сильно изменена, в зоне много антропогенных комплексов. (3 СЛ.)

Изучение новой темы.

Фрагмент фильма. Природные зоны умеренного и полярного поясов.

Учитель просит назвать учащихся тему урока.

Учитель называет тему урока и задачи урока. Тему урока записывают в тетрадь.

Вопрос к классу.

Какие климатообразующие факторы влияют на формирование климата умеренного пояса.

Ответ. Приток солнечного тепла, движение воздушных масс, подстилающая поверхность. Чем дальше от океана, тем меньше выпадает осадков.

Объяснение зоны полупустынь и пустынь умеренного пояса. (4СЛ.)

Формируется в условиях самого сухого климата умеренного пояса. Максимальные площади эти зоны занимают в азиатской части Евразии. Большие амплитуды годовых и суточных температур, малое количество осадков, высокая испаряемость создают суровые условия для жизни. Особенно засушливы внутренние территории Центральной Азии.

Задание. По климатической карте установите черты сходства и различия пустыни умеренного пояса (Прикаспийская низменность) и пустыни тропического пояса (пустыня Сахара).

Сравнить. Температуру, осадки, испаряемость.

Ответ. Прикаспийская низменность.

Климат-резко континентальный. Средние температуры января от- 14 °C на севере до −8 °C на побережье, июля — от +22 °C на севере до +24°С на юге. Осадков от 200—150 мм на юго-востоке до 350 мм на северо-западе, испаряемость — около 1000 мм. Часты суховей.

Ответ. Пустыня Сахара.

Климат северной Сахары сухой, субтропический.

Годовая разница среднесуточных температур составляет примерно 20 °C. Зимы относительно холодные на севере и прохладные в центральных районах. Среднемесячная зимняя температура северной части пустыни составляет +13 °С. Средняя месячная температура воздуха в июле достигает +37,2 °C. Лето жаркое, максимальная зафиксированная температура +57,8 °C (Ливия); поверхность земли может прогреваться до +70-80 °C. Климат юга пустыни, сухой тропический. Температура иногда падает ниже нуля. Абсолютный минимум, составляет −15 °C. Воздух прогревается до 50 °C. На юге среднегодовые осадки составляют примерно 120-130 мм, на севере их меньше — 70-75 мм. Относительная влажность воздуха — 30-50%. Сильный ветер в пустыне, называемый Сироко, — очень частое явление. Высокая испаряемость на уровне 6000 мм в год.

Вывод. Большие участки зоны пустынь умеренного пояса лишены видимых признаков жизни. Там, где есть растительность, она разрежена. Растут полынь, солянка, акация, тамариск, саксаул. Животный мир представлен копытными (куланы, антилопы) и грызунами(суслики, пищухи, тушканчики).

Деятельностный компонент: на контурную карту нанесите границы пустынь умеренного пояса на материках, отметить зимние температуры в пустынях.

Слово учителя. Отгадайте загадку.

Тут, куда ни кинем взгляд,

Травы ровные стоят

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами. (Степь)

Вопрос к классу. Какую следующею природную зону мы будем изучать?

Объяснение учителя. (5СЛ.)

Зона лесостепей и степей, как и пустынь, расположены в глубине материков, вдали от океанов. В степях для произрастания деревьев недостает влаги, поэтому господствует травянистая растительность. Лесостепи образуют промежуточную зону между лесами и степями. В Европе лесостепи и степи занимают Среднедунайскую и Нижнедунайскую равнины и южную часть Русской равнины. Сейчас они почти распаханы.

Между степью и тайгой в центре Евразии-от Урала до Алтая-протянулась узкая полоса редкостойных лесов, чередующихся с лугами. Это особая северная «лесостепная область». Участки лесов, называемые колками, образованы здесь почти исключительно березой.

В Северной Америке лесостепи и степи вытянуты в меридиональном направлении по оси материка. Большая часть их распахана или превращена в пастбища. Степи во многом утратили свой первозданный облик.

Просмотр видеофильма. Природная зона степей.

Задание классу.

На основе видеофильма составить образное описание зоны степей, возможностей ее хозяйственного использования, мер по сохранению природы.

Сообщения учащихся.

Вывод. Плодородные черноземные почвы и благоприятные климатические условия способствуют развитию земледелия, садоводства, виноградарства. При продвижение на восток становится суше и черноземные почвы сменяются каштановыми. Для азиатской части характерны сухие степи, где растут низкорослые ковыли, полынь, тонконог. При искусственном орошении каштановые почвы дают хорошие урожаи, но большая часть этих степей служит пастбищами.

Задание. Назовите и покажите на карте зону широколиственных лесов.

Рассказ учителя. (6СЛ.)

Зона широколиственных лесов расположена в южной половине умеренного пояса, где теплое лето, мягкая зима, благоприятное соотношение тепла и влаги. Основные почвы этих лесов-плодородные лесные буроземы и серые лесные почвы.

На всех материках зона широколиственных лесов сильно изменена. Здесь очень высокая плотность населения. В Европе уже в Средние века лесные массивы выжигали, вырубали, расчищали земли под пашни. Так в Великобритании и Франции вместо лесов на обширных площадях произрастают заросли кустарников, среди которых много вереска. Сведение лесов привело к обеднению животного мира.

Деятельностный компонент: на основе анализа текста учебника установите различия в видовом составе растений и животных широколиственных лесов на материках.

Сообщения учащихся.

Вывод. В Западной Европе распространены в основном буковые и дубовые леса с примесью каштана и граба. В Северной Америке эти леса отличаются богатством видов: орех, магнолии, платан, тюльпанное дерево. Из животных обитают олень, косуля, кабан, лесная куница, барсук.

Деятельностный компонент: сравните географическое положение смешанных и широколиственных лесов на материках, используя карты атласа; установите причины различий в их климате.

Сообщения учащихся.

Вывод. Смешанные и широколиственные леса расположены в умеренных и субтропических климатических поясах. (7СЛ.)

Зона смешанных лесов расположена севернее зоны широколиственных десов

Характерный признак лесов подобного типа – наличие в них и лиственных, и хвойных деревьев, причем доля последних не должна быть менее чем 5 %.
Зоны смешанных лесов можно найти практически на любом континенте, они характеризуются большим разнообразием флоры и фауны.

Смешанных лесов достаточно много на территории России, встречаются они также в Европе, в Северной и Южной Америках, в Японии и Новой Зеландии.

Особенностью климата смешанных лесов является то, что они в отличие от широколиственных лесов способны выдерживать более низкие температуры. Средние температурные показатели января варьируют от -5°С до -15°С, средняя температура в июле показывает от +15°С до +20°С. Характерен годовой уровень осадков от 400 до 800 мм и невысокая испаряемость, что приводит к избыточной влажности и заболачиванию территории.

Рассказ учителя.

Леса располагаются преимущественно на равнинных территориях. Почвы здесь серые или бурые лесные. Причем, чем больше в составе леса лиственных деревьев, тем плодороднее будут его почвы. В североамериканских лесах к лиственным деревьям примешиваются веймутова сосна, белая ель, бальзамическая пихта. На востоке Азии смешанные леса отличаются большим разнообразием. Эта территория не подвергалась оледенению, поэтому здесь много эндемиков и реликтов, таких как кедр корейский, дуб монгольский, орех маньчжурский, липа амурская. Богатый подлесок состоит из сирени, рододендрона, винограда, лимонника. Почвы в зоне смешанных лесов дерново-подзолистые и серые лесные. В лесах обитают лось, бурый медведь, косуля, волк, лисица, в Приморье сохранился тигр.

Многие заповедники и национальные парки лесных зон внесены в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это парк Вуд-Баффало в Канаде,

Беловежская Пуща на территории Польши и Беларуси. (8СЛ.)

Самостоятельная работа. Практикум.

Класс делится на 2 группы. В группе выбирается наставник, который должен направлять и руководить работой группы, а также будет делать сообщение по результатам работы. Каждая группа выполняет свое задание.

Слово учителя. Вы сейчас отправляетесь путешествовать по природным зонам. Удаляясь от экватора к полюсам.

Просмотр видеофильма. Природные зоны умеренного и полярного поясов.

1 группа. Зона хвойных лесов. Работа с атласом и текстом учебника.

(10 СЛ.)

Задание.

1. Географическое положение природной зоны.

2. Виды растений и животных, которые характерны для тайги каждого из материков Северного полушария.

3. На контурную карту нанести границы зоны тайги, отметить климатические показатели; на основе анализа текста учебника и атласа.

2 группа. Зоны субполярных и полярных поясов. Работа с атласом и текстом учебника. (11СЛ.)

Задание.

  1. Географическое положение
  2. Климатические условия (сочетания тепла и влаги)
  3. По гербарным образцам составить описание растений тундры и арктических и антарктических пустынь. Выявить сходство и различия, установить причины.

Ответы учащихся.

1.Группа. (9СЛ.)

1. Зона хвойных лесов занимает самую большую площадь в умеренном поясе. Полоса хвойных лесов расположена в высоких северных широтах между 50° и 70° северной широты, к югу от тундры и к северу от листопадных лесов и степей умеренной зоны.

2. Растительный покров ее обширных пространств довольно разнообразен. Основные породы деревьев в лесах Европы-ель и сосна, при продвижении на восток к ним примешиваются пихта, кедровая сосна и лиственница. Животный мир хвойных лесов разнообразен: в европейских лесах много пушных зверей, обитают волк, рысь, бурый медведь, лисица, лесная куница. В американских лесах-грызли(подвид бурого медведя),скунс, дикобраз. Самое крупное млекопитающее лесов-лось.

3. Климатические показатели.

Выпадает 300–800 мм осадков в год, а средние показатели температуры: -39-10°C в январе, +16-20°C в июле.

2. Группа. (12 СЛ.)

1. Субполярный пояс. Расположен в северном полушарии, в Евразии и на севере Северной Америки (называют субарктическим). В южном полушарии встречается лишь на островах (субантарктический). Полярный пояс. Пространства земной поверхности, ограниченные полярными кругами, называются полярными поясами.
Вокруг Северного полюса он называется арктическим, Южного — антарктическим (по-гречески анти- против).

2. Субарктический и субантарктический пояса.

Для них характерна смена воздушных масс по сезонам: летом — умеренные, зимой — арктические и антарктические. Летние температуры в лесотундре немного выше +10С, а зима длинная и суровая (до −55 °С). Осадки 100-300мм.

Летний сезон арктического пояса длится всего 3 недели, при этом температура воздуха чуть выше 0°С. А зимы длинные, морозные, с температурой не выше -30-40°С.
Климат Антарктиды еще суровее. Здесь была отмечена самая низкая температура на земном шаре (-88,3°С). Годовое количество осадков до 500мм.

  1. Брусника обыкновенная – это вечнозеленый кустарник высотой до 25 см с ползучим корневищем. Листья – многолетние, плотные, кожистые, голые. Сверху листья темно-зеленые, блестящие, снизу более бледные и тусклые. Листья зимуют под снегом. Цветки мелкие, с белым венчиком. Соцветие- кисть. Цветет в мае – июне. Плод- многосемянная ягода. Плоды ярко-красные.

Исландский мох — вид лишайников, произрастающий на почве. Симбионт микроскопических грибов и водорослей. Кустистый лишайник, без вегетативных органов, с прямостоячим слоевищем высотой 10-15 см, с полным отсутствием развитой корневой системы. Слоевище крепится к почве, с помощью ризоидов.Цвет растения зависит от освещения, влажности и других климатических условий среды обитания.

Различия. Карликовые формы растений. Мелкие листья одеты волосяным покровом. Растения стелются по Земле, образуя подушки. Корни расположены близко к поверхности. Растения многолетники. Яркая окраска цветов, привлекает насекомых.

Беседа.

1.Какие виды хозяйственной деятельности освоило население тайги?

2.Какие растения произрастают в тундре?

3. Почему места скопления птиц называют «птичьими базарами»?

(там стоит невообразимый шум и гам).

4.Покажите на карте арктические и антарктические пустыни.

5.Назовите животных обитающих в Антарктике?

Вывод.

Географические пояса являются крупными подразделениями широтной зональности. Они чередуются как на континентах, так и на поверхности океана. Пояса закономерно повторяются в Северном и Южном полушариях. Географические и климатические пояса практически совпадают.

В каждом географическом поясе существуют свои природные зоны.

Образование природных зон обусловлено климатом, поэтому природные зоны на суше отличаются друг от друга растительностью. Из всех разнообразных компонентов природы, именно растительность очень ярко выражена и отображает все даже незначительные изменения природы. При изменении хоть одного из компонентов, в первую очередь это отразится на растительности.

Закрепление учебного материала.

Вопросы.

  1. В каком полушарии (Южном или Северном) умеренный пояс материков включает больше природных зон? Почему? Какая из зон этого пояса занимает большую площадь?
  2. В чем причина нарушения широтной зональности в размещении некоторых зон умеренного пояса? Каких именно?
  3. В каких природных зонах сохранились древние виды растений? Почему?
  4. Природа каких изученных на уроке зон особенно ранима? Почему?

Домашнее задание. Параграф 20. Творческие задания.

Комментарий к уроку.

Литература.

  1. Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова.-М.: Школьная Пресса, 2002.
  2. Сценарии конкурсов, интеллектуальных и развивающихся игр, праздников, шоу-программ для средней школы/ Авт.-состав. Вера Надеждина.- Минск:Харьвест, 2008.
  3. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Саратов: Приволж. Кн. изд-во, 1989.
  4. Учебное электронное издание. «География. Наш дом-Земля. Материки, океаны, океаны, народы, страны». Для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала: Душина И. В., Коринская В.А., Щенев В.А.
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс. vSCHOOL. Ru.
  6. Видеофильмы. Природные зоны умеренного и полярного поясов.

vk.com >video_185125566_456239018.

Природная зона степей.

https://ok.ru/ video/6592333189.

Приложения:

  1. file0.docx.. 42,3 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 2,4 МБ

Опубликовано: 16.11.2021

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Макарово»

План самообразования

учителя истории и обществознания  

Хорошевой Людмилы Алексеевны

МКОУ «СОШ с. Макарово»

с.Макарово

Тема самообразования : «Мультимедийные технологии как основа объяснительно — иллюстративного метода обучения и как средство повышения эффективности обучения истории и обществознания»

Цель: 

  • Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;
  • Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особенностей учащихся.

Задачи: Пополнять педагогическую копилку наличием разнообразного методического, дидактического материала и технологий подготовки занятий, позволяющих учителю создавать интересные по структуре и содержанию уроки с использованием индивидуального и дифференциального подхода к учащимся.

Основные формы и методы работы

  • Изучение и подбор методического материала по выбранной теме.
  • Редактирование материала, написание творческой работы по теме самообразования, открытые уроки, выступления на педсоветах и МО учителей.
  • Определение элементов объяснительно-иллюстративного метода обучения.

Ведущие идеи:

  • личностный подход;
  • успешность и преемственность обучения и воспитания;
  • гуманизация отношений;
  • экологическое образование и воспитание;
  • практическая направленность обучения;
  • дифференциация обучения

Объяснительно-иллюстративный метод обучения – основное назначение состоит в организации усвоения информации учащимися. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учителем  осуществляется  с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности. Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

 Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы как основа объяснительно-иллюстративного метода представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

«Мультимедийные технологии как основа  объяснительно-иллюстративного метода обучения и как средство повышения эффективности обучения истории и обществознанию» В связи с этим своей главной задачей считаю помочь ученикам освоить мыслительные операции, развить творческие способности, поисковую деятельность, а также хорошо разбираться в исторических процессах и событиях.

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках в следующем:

• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофрагменты;

 • возможность осуществлять автоматизированный контроль с целью объективного оценивания знаний и умений;

 • оптимизация учебно-познавательного процесса, что способствует повышению мотивации к обучению, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся;

 • возможность отчасти решить проблему здоровье сбережения, т.к. нейтрализуется страх ребенка быть неуспешным.

Предполагаемые результаты самообразования 

  • Повысить качество преподавания предмета  до 70%.

Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

  • Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
  • Создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  • Разработать  дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Возможности использования объяснительно-иллюстративного метода обучения на различных этапах урока:

Этапы урока

Содержание

Цели

Условия достижения положительных результатов

организационный

демонстрация темы и целей урока

Подготовить учащихся к работе на уроке

доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе

проверка домашнего задания

демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории

выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию

выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;

устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися

актуализация опорных знаний и способов действий

вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу

восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий

формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели

формирование новых понятий и способов действий

основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала

демонстрация нового учебного материала

применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения

систематизация новых знаний

применение знаний, формирование умений

вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений

выполнение тренировочных заданий

использование различных способов закрепления знаний; обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

контроль и учет знаний

задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

организация контроля и самоконтроля

использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях

Применяя на уроках объяснительно-иллюстративный метод в сопровождении мультимедийных презентаций, программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице — “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. процессе относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебного  компьютера и мультимедийного проектора.

Уроки с использованием объяснительно-иллюстративного метода кроме учебных целей по предмету имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся: получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей, данный метод как инструмент профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Можно выделить следующие особенности объяснительно-иллюстративного метода:

  1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  2. Повышение производительности урока.
  3. В зависимости от подготовленности учащихся, можно определять по ходу урока темп и объём излагаемого материала.
  4. Установление межпредметных связей с другими предметами.
  5. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и учителями-предметниками.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

  1. Избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение.
  2. Ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
  3. Дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся.
  4. Учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Данная тема по самообразованию дает мне возможность создавать собственные оригинальные информационные объекты подбирать дополнительные наглядные материала по теме урока и компьютерные  презентации, которые помогают в создании и разработке уроков, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Методы обучения по программам дополнительного образования детей.

Подготовила методист

Шершнева Светлана Васильевна

Метод (греч. methodos — путь к чему-либо, прослеживание, исследование) — способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом1.

В структуре методов выделяют приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Моделирование образовательного процесса в системе дополнительного образования невозможно без знания и использования методов организации образовательной деятельности на занятии. Большинство методов описаны в традиционной и инновационной педагогике. Нельзя представить дополнительное образование без инструмента образовательной деятельности, накопленного веками. Но именно в области методов больше всего проявляется собственное творчество педагога, его индивидуальное мастерство, и поэтому методы всегда были и останутся сферой высокого педагогического искусства. На занятиях учебных групп и коллективов педагог может использовать как один метод, так и одновременно сочетать несколько методов, при этом они будут взаимопроникать друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие педагогов и обучающихся.

Согласно приоритетной идее единства обучения, воспитания и развития, в дополнительном образовании педагогами данной сферы комплексно используются методы обучения, воспитания и развития. Выбор методов обучения определяется учетом возможностей обучающихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков;

с учетом специфики изучаемой образовательной области, направления деятельности; возможностей материально-технической базы обучения.

Методы обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения[1].

Педагоги дополнительного образования используют в своей деятельности достаточно большой набор методов обучения. Примеры двух таких вариантов можно рассмотреть в представленной ниже таблице.

1 вариант

2 вариант

  • словесные: рассказ, беседа, диалог, инструктаж;

  • методы практической работы: упражнения, репетиции, графические работы; проектно-конструкторские методы: разработка творческих проектов;

  • моделирование, создание моделей, конструкций, создание творческих работ, проектирование (планирование деятельности);

• наглядные методы обучения: демонстрация, показ.

  • словесные (лекции, рассказ, беседа, разбор, объяснение, разучивание),

  • метод упражнения,

  • прослушивание,

  • анализ,

  • наблюдение,

  • самоконтроль,

• метод контроля

В целях представления целостной картины использования дополнительным образованием методов обучения рассмотрим классические системы, которые интересны дополнительному образованию.

По источнику знаний (традиционная):

Практический

метод

Наглядный

метод

Словесный

метод

Работа с книгой

Видеометод

Опыты,

упражнения,

учебно-производительный

труд

Иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся

Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут

Чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование

Просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного педагога», контроль

По характеру познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):

— объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

— репродуктивный;

— проблемное изложение;

— частично-поисковый (эвристический);

— исследовательский.

По дидактической цели:

— методы получения новых знаний;

— методы закрепления знаний;

— методы контроля.

По месту в структуре деятельности (Ю. К. Бабанский):

— методы организации и осуществления учебной деятельности;

— методы ее стимулирования и мотивации (методы формирования мотивов, в частности, дидактические игры);

— методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью (методы устного, письменного, лабораторно-практического контроля и самоконтроля).

В последнее время активно используется педагогами дополнительного образования следующая система методов обучения, которая учитывает вариативность содержания и многогранный характер деятельности субъектов образовательного процесса. В ней представлены

1. Словесные методы обучения (лекция, объяснение, рассказ, чтение; беседа, диалог (диалог педагога с обучающимися, диалог обучающихся друг с другом), консультация, работа с учебником и книгой).

2. Методы практической работы: упражнения (упражнение, тренинг, тренировка, репетиция); письменные работы конспект, выписки, составление тезисов (доклада), реферат, письменные ответы на вопрос, составление аннотации (произведения, статьи), составление рецензии (отзыва), написание заключения (обобщения, выводов), графические работы (составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей, составление структурнологических схем, заполнение матриц, работа с географическими и историческими картами).

3. Метод наблюдения (запись наблюдений, ведение дневника наблюдений, зарисовка, рисунки, запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов, фото-, кино-, видеосъемка, проведение замеров (температуры воздуха; состояния воды, почвы и др.)).

4. Исследовательские методы (лабораторные и экспериментальные занятия: опыты, их постановка, проведение и обработка результатов опытов; лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами, техническими устройствами, эксперименты, опытническая работа на участке).

5. Метод проблемного обучения (проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы, эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания, демонстрация опыта, использование наглядности); самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств, самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему, поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов)).

6. Методы программированного обучения (объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно; самостоятельное изучение определенной части учебного материала: выбор между правильным и неправильным ответом (линейное программирование); выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвленное программирование)).

7. Проектно-конструкторские методы (разработка проектов, программ; построение гипотез, моделирование ситуации, создание новых способов решения задачи, создание моделей, конструкций, конструирование игр; конструирование из бумаги, создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей, сказок), разработка сценариев спектаклей, праздников, художественное конструирование, создание произведений декоративно-прикладного искусства, проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел).

8. Метод игры (игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т. д., игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-конкурс, играпутешествие, ролевая игра, деловая игра, настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры-конструкторы).

9. Наглядный метод обучения (наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, геометрические фигуры, муляжи и т. д.); демонстрационные опыты: по химии, физике, астрономии и др.; видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы).

10. Использование на занятиях средств искусства; активных методов познавательной деятельности; психологических и социологических методов и приемов.

Проведение занятий с использованием средств искусства:

— изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография): знакомство, изучение, обсуждение, создание произведений изобразительного искусства, занятия на природе;

— декоративно-прикладное искусство: знакомство с декоративно-прикладным искусством, изучение народных промыслов, изготовление художественных изделий, художественная обработка утилитарных предметов (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, орудия труда, средства передвижения, игрушки и т. д.), художественное конструирование. При обработке материалов (дерево, металл, керамика, стекло, текстиль, природные материалы и др.) использование резьбы, росписи, инкрустации, литья, ковки, чеканки, гравировки, выжигания, вышивки, вязания, набойки, плетения и др.

— литература (проза, поэзия, устное народное творчество): чтение, прослушивание, обсуждение, сочинение литературных произведений, создание литературных композиций, встречи с писателями и поэтами, литературные игры и конкурсы, конкурс чтецов и рассказчиков, создание рукописного журнала (книги);

— музыка: по родам и видам (симфоническая, камерная, духовная, народная, фольклорная, джазовая, рок-музыка, популярная музыка и др.); по средствам исполнения: вокальная (соло, ансамблевая, хоровая), инструментальная (оркестровая, ансамблевая, соло); вокально- инструментальная; по жанрам: симфония, сюита, соната, опера, песня, марш, танец и др. Прослушивание, пение, исполнение, разучивание, импровизация, сочинение музыкальных произведений; создание музыкальных композиций; встречи с композиторами, музыкантами, исполнителями, музыкальные игры;

— хореография: просмотр балетных спектаклей, выступлений ансамблей танца; исполнение и разучивание танцев (народных, бальных, современных), создание танцев (спектаклей), исполнение и создание хореографических этюдов (изображение средствами хореографии явлений природы, животных, предметов и т. д.);

— пантомима: создание живых композиций (картин, портретов, предметов); изображение средствами пантомимы литературных и сказочных героев произведений, героев кинофильмов и мультфильмов, животных и птиц, загадок, пословиц, поговорок и т. д.;

— театр: драматический, музыкальный, литературный, исторический, психологический, дидактический, театр миниатюр, театр одного актера, театр балета, театр пантомимы (пластики, жеста, мимики), театр кукол, театр теней, театр зверей, просмотр, обсуждение, инсценирование, постановка, создание спектаклей, знакомство с историей театра, театрализованные игры;

— кино: просмотр и обсуждение фильмов, создание фильмов: рисованных, диафильмов, слайд-фильмов, мультфильмов, кино-, видео-, телевизионных фильмов, учебных, документальных, научно-популярных, художественных фильмов;

— радио и телевидение: запись, прослушивание и просмотр радио- и телепередач, их обсуждение, создание радиои телевизионных передач, студий.

Активные методы познавательной деятельности, используемые на занятиях:

семинар; диспут; обсуждение сообщений, докладов, рефератов; конференция; чтения (литературные, исторические, научные); защита (проекта, программы, реферата); олимпиада; турнир; викторина (викторина с вариантами ответов, заочная викторина); аукцион знаний; мозговая атака; брейн-ринг, КВН; устный журнал; заочное путешествие во времени и пространстве; встреча со специалистами, учеными, изобретателями и рационализаторами, авторами научно- популярной литературы); пресс-конференция; час вопросов и ответов; конкурс; смотр знаний и умений; эстафета (рассказ-эстафета, задание-эстафета); познавательные игры; рисованные научно-популярные фильмы; интеллектуальный марафон.

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

— анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты;

— интервьюирование (опрос по телефону, компьютерный опрос);

— психологические тесты;

— создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);

— психологический театр;

Использование различных методов не остается постоянным на всем протяжении учебного процесса, оно изменяется от младших к средним и далее к старшим группам. Интенсивность применения одних методов возрастает, других снижается. Целесообразность и выбор применения того или иного метода обучения зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/475246-metody-obuchenija-po-programmam-dopolnitelnog

Классификации методов обучения и методов воспитания

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к ожидаемому результату.

В педагогической практике под методами обучения понимают способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Понятие метода обучения отражает способы работы учителя, ученика, их взаимодействия и особенности их работы. В настоящее время нет единой классификации методов обучения. Вот некоторые распространённые классификации:

По источнику передачи информации и получения знаний:

Словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой).

Наглядные (применения наглядных пособий, схем, моделей)

Практические (упражнения, практические, лабораторные работы).

По характеру познавательной деятельности:

Объяснительно- иллюстративные Репродуктивные

Проблемного изложения

Частично – поисковые (эвристические)

Исследовательские

По уровню активности учащихся и характеру восприятия:

Пассивные (рассказ, объяснение, экскурсия, демонстрация).

Активные (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).

На основе целостного подхода к процессу обучения (Ю. Бабанский): 

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностью.

Большое количество подходов, классификации методов обучения объясняется тем, что ученые и учителя ищут такие методы и приемы обучения, которые бы наилучшим образом способствовали их решению.

Ниже будет приведено описание методов по классификации, предложенной Юрием Бабанским, советским педагогом. Его книги несут характерный след своего времени – огромное количество цитат Ленина, Маркса, Энгельса, материалов съездов КПСС и поэтому местами тяжелы для современного читателя. Однако поскольку качество советского школьного образования признаётся достаточно высоким, я не без интереса прочитала и законспектировала часть, описывающую классификацию методов обучения, особенно часть, посвященную методам стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности в классификации, предложенной Ю. Бабанским, включают обширный список:

перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств)

— словесные (лекция, рассказ, беседа, и др.)

Лекция и рассказ экономят учебное время, активно управляют восприятием учебного материала школьниками. Вместе с тем оба этих словесных метода обучения в недостаточной мере позволяют учащимся высказывать собственные суждения. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.

— наглядные (демонстрация, иллюстрация)

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов.

К демонстрационным методам относят также показ фильмов. Уже в 1983 году автор уделяет огромное значение демонстрации видеоматериалов, как мощному виду воздействия на учащихся.

— практические (опыты, упражнения, выполнения заданий)

К практическим методам относят письменные упражнения по предметам, лабораторные опыты. К практическим методам автор относит «упражнения, выполняемые учащимися со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами»

— логические (индуктивные, дедуктивные, аналогии, др.)

Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному.

— гностические (исследовательские, проблемно – поисковые, репродуктивные)

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения вычленяются прежде всего на основе оценки степени творческой активности школьников в познании новых понятий, явлений и законов.

— самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.)

Помимо методов, общих для многих классификационных схем – различных методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, Ю.Бабанский особо выделяет методы, повышающие интерес и ответственность школьников, которые в современных условиях, допускающих дистанционные формы обучения в большом объёме, приобретают важное значение. «Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства…»

Ю. Бабанский выделяет следующие методы:

— методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.)

— методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.)

Методы формирования интереса к учению

Исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности,

2) наличием познавательной стороны этой эмоции,

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Важно вызвать у учеников эмоциональный отклик на изучаемый материал. Этого можно достичь путем введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, чтение отрывков из художественной литературы, посвященных жизни выдающихся ученых и общественных деятелей. Успешно применяются и такие приемы повышения занимательности обучения, как рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов, показ занимательных опытов. Большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого речь учителя, конечно, остается информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников.

Для того чтобы содержание учебной деятельности произвело на учащихся наиболее сильное впечатление, оно должно быть приближено к последним открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни. С этой целью учителя подбирают специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Также к методам стимулирования относится метод познавательных игр; проведенные в более позднее время эксперименты показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль тогда, когда они используются как один из методов, а не как заменитель традиционных методов.

Метод дискуссии, как стимулирующий интерес и обучению и непосредственно стимулирующий обучение за счет максимально возможной конкретизации знаний, такой же сильный, как и опасный. Например, на уроках истории и обществоведения этот метод может затронуть слишком острые для современного общества темы, поэтому применять его нужно с осторожностью.

Методы формирования долга и ответственности в учении

Темы долга, общественной значимости учения и ответственности в обучении, достаточно понятные во время составления Ю. Бабанским классификации методов, в настоящее время несколько усложнились. Мотив повышения производительность труда, роли науки в развитии производства на благо страны сейчас являются по большей части пустым звуком. Однако тема «непрерывное самосовершенствование – это долг человека» является безусловно перспективной и признается большинством политических, экономических, философских и религиозных систем.

Разъяснение личностной значимости учения не претерпело со времени написания классификации значительных изменений. Нужно напоминать учащимся в беседах и на уроках, что отсутствие должного культурного и нравственного кругозора ставит личность в неблагоприятное положение, что культурный кругозор становится важнейшим условием успешного вхождения личности в коллектив, ее участия во всех сферах деятельности. Еще в большей мере необходимо изучение цикла общественных наук, который создает условия для успешного участия в общественно-политической жизни общества, позволяет разобраться в событиях внутренней и международной жизни. Все эти, казалось бы, само собой разумеющиеся для взрослого человека положения нуждаются в специальном аргументированном разъяснении ученикам.

Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом средней общеобразовательной школы.

Метод поощрения школьников применяется в целях поддержания и развития хороших начал в их поведении, в учебной деятельности. Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе — это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др. Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях.

К методам контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностью Ю. Бабанский относит

— методы устного контроля (индивидуальный и фронтальный опрос)

— метод письменного контроля (письменные контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты, письменные зачеты и пр.)

— контрольные лабораторные работы

Так же Ю. Бабанский выделяет новый для того времени и уже ставший привычным сейчас «машинный контроль», то есть проверку знаний с использованием ИКТ. Однако уже тогда указывает на возможную будущую проблему массового компьютерного тестирования: «Машина соблюдает высокую степень объективности контроля, но не может учесть психологические особенности ученика. Не позволяет она проверить и логичность, грамотность речи, своевременно оказать ученику помощь при затруднениях. Все это требует рационального сочетания машинного и безмашинного контроля за качеством подготовки учеников.»

Также Ю. Бабанский подчеркивает важность методов развития самоконтроля учащихся.

Хочу закончить реферат цитатой Ю. Бабанского: «Гиперболизация и недооценка отдельных методов научно не оправданы, нелогичны и нецелесообразны. В каждом конкретном случае необходимо руководствоваться принципом оптимального сочетания форм, методов и средств обучения.»

Муранова П. Р. 2021

Педагогические методы и приемы обучения

Основу образовательных технологий составляют не только глубокие знания предмета учителем, но и его умение донести их до класса. В помощь учителям сформировались методы обучения на уроке, которые стали базой для выработки техники коммуникации с учениками. Благодаря этому учителю стало легче находить со школьной аудиторией контакт и заинтересовывать ее учебным предметом.

Методы обучения настолько многообразны, что их сложно подвести под единую классификацию. Тем не менее унификация методов работы на уроке необходима для улучшения качества преподавания. Школьные учителя должны точно представлять, какие цели достижимы с применением методов организации обучения. Понимание основ просвещения дает весомые результаты: у детей появляется желание учиться, для них становится понятной и интересной даже сложный учебный предмет.

Что следует понимать под методом обучения

Многообразие формулировок, относящихся к этому понятию, свидетельствует о заинтересованности представителей школьного сообщества в модернизации педагогики как науки.

Методом обучения в педагогической практике считают путь информации от учителя к учащемуся, закономерность, которая определяет ход учебного процесса и развития познавательной деятельности учащегося. Понятие трактуется как упорядочивание навыков учителя с целью установления коммуникаций и как способ доверительного сотрудничества с классом и каждым учащимся в отдельности.

Какие задачи решает методика обучения

Главной задачей применения методов обучения на уроках является усвоение учебного материала всеми учениками и переход к следующей теме. Чтобы добиться результата, нужно действовать поэтапно:

  • добиться усвоения темы с использованием наглядных материалов, повышающих уровень ее восприятия;
  • закрепить навыки, проверить познавательную активность учащихся;
  • приступить к формированию практических навыков, без которых теория не имеет смысла.

Задачи многоплановы и каждый учитель при подготовке к уроку составляет для их достижения план.

Мы будем рады приветствовать всех авторов публикаций, проявивших интерес к конференции по педагогике и психологии.

Какие бывают методы обучения на уроке

Несмотря на сложности, которые возникали во время систематизации накопленной информации по этому вопросу, в педагогике удалось вычленить три группы методов обучения.

  1. Организационные разделяются по источнику изложения предмета: словесные, наглядные или практические. По характеру учебной деятельности выделяют проблемное изложение, метод иллюстраций. По логике подачи материала: индуктивные и дедуктивные приемы.
  2. Контролирующие нацелены на подтверждение приобретенных учащимися знаний: это самостоятельное выполнение упражнений, контрольные работы, письменные и устные зачеты, экзамены, опросы и т.д.
  3. Стимулирующие призваны вызвать у ребенка интерес к обучению, стремление быть первым и за это получить поощрения. Для этого проводят конкурсы и викторины, в том числе во внеурочной деятельности, чтобы закрепить практические умения.

Преподавание также ведется с применением активных и пассивных методов, набирают популярность интерактивные и эвристические способы, которые пока несовершенны и требуют дальнейшей проработки.

Понятие о методах обучения и их классификация

В первую очередь учитель выбирает между пассивным и активным ведением урока. Первый вариант традиционен для российских школ: учитель ведет урок, а ученики слушают и записывают. Активное ведение урока, напротив, подразумевает участие учащихся во всем, что происходит на уроке. Детальная классификация поможет точнее понять, когда и какие стратегии и тактики следует использовать учителю:

  • распространено применение словесных методов; это лекция, рассказ, беседа, личная консультация;
  • наглядность подразумевает дополнение лекций пособиями: плакатами, схемами, аудио- и видеоматериалами;
  • практические подходы говорят за себя: ученик на практике изучает предмет. Упражнения, которые он выполняет самостоятельно, способствуют закреплению полученных навыков.

Выше перечислены традиционные приемы, которые учителя чаще всего применяют в работе. Педагогическая наука не стоит на месте, с каждым годом появляются новые решения. К ним относятся интерактивные методы, которые актуальны в связи с развитием интернета:

  1. деловая игра — искусственная имитация рабочих процессов, когда каждый учащийся играет роль делового партнера;
  2. погружение популярно при изучении иностранного языка. Данный метод основан на теории программирования подсознания человека;
  3. кейс-методика основана на создании наставником определенной ситуации, которую он предлагает ученикам для решения;
  4. проектный способ дает школьникам свободу действий, они сами ставят перед собой цели, ищут пути их достижения и информацию по вопросу;
  5. синектика основана на аналогиях и сравнениях;
  6. эвристический подход подразумевает постановку перед учащимися ряда вопросов, ответ на каждый из них считается достижением цели. Эвристическая беседа учителя и учеников – это часть коллективного решения вопроса;
  7. популярны проблемный и исследовательский подходы, которые часто объединяют, их суть заложена в названиях: ученик проводит исследование, чтобы решить проблему;
  8. в основе модульного способа лежит разделение тем на подтемы. Класс не двигается дальше, пока все не освоили очередной информационный блок;
  9. РКМЧП: развитие критического мышления предполагает, что учащийся должен самостоятельно проверять каждый факт, донесенный до него учителем;

Возможности современных педагогических технологий безграничны и направлены на улучшение воспитательной, образовательной и прикладной сторон процесса. Научный подход к проблеме необходим для исключения проблемы формального получения аттестата, способствует появлению мотиваций к получению новых знаний, улучшает направление просвещения в целом.

Автор:

logo

Читайте также


Adblock
detector