Рассказы детей из опыта их сущность и значение в развитии ребенка

из опыта работы цель: познакомить педагогов с современными технологиями экономического воспитания дошкольников, научить применять их в работе. финансовое просвещение и

(Из опыта работы)

Цель: Познакомить педагогов с современными технологиями экономического воспитания дошкольников, научить применять их в работе.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике.

Наш детский сад второй год реализует примерную парциальную образовательную программу ДО «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Для детей приобщение к экономике – это подготовка к жизни, социальной адаптации в обществе. Формируя у детей правильное представление о финансовом мире, и воспитывая бережливость и деловитость, мы помогаем ему стать самостоятельным и успешным человеком.

Чтобы научить наших воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. Хочу поделиться с вами опытом работы в этом направлении.

Для успешной организации образовательной деятельности мы изучили современные технологии экономического воспитания. Провели педсовет в форме деловой игры «Финансовый ринг», на котором обсудили, в каких видах деятельности мы можем их использовать.

Каждый педагог, представил одну из технологий, используя игровой подход. Например: Технология «Образовательная ситуация». Знакомим детей с профессиями, в которых встречается финансовая грамотность. Для этого используем схему «познавательной гусеницы».

Для знакомства детей с понятием «Реклама», можно использовать технологию «Ситуационная задача».

Например: молочный завод расширил производство молочной продукции. Детям предлагаем прорекламировать новые сорта молочных товаров, т. е сделать рекламу и презентовать её с помощью технологий: «Мастерская» (дети изготавливают рекламу) и «Мини-постановка» (показывают).

Для работы с родителями эффективной технологией являются технологии «Беседа-обсуждение», «Проблемная ситуация».

Например: для родителей предлагается ситуация «Если на каждую просьбу, что-то купить ребёнок реагирует раздраженно то….». Предлагаются варианты ответов. Задача воспитателя донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить из данной ситуации.

С помощью «Социо-игровой» технологии, через сюжетные ,подвижные сюжетно- ролевые игры знакомим детей с понятиями — аукцион, бартерный обмен, покупка, продажа .

Сегодня я хочу вас научить, как использовать социо-игровую технологию экономического воспитания. Рассмотрим, как можно раскрыть сущность понятия – бартер, используя игру «Бартерный обмен».

Первый вариант игры.

Определить фокус группу для первого варианта игры. Предлагаю педагогам бочонки с мёдом и вареньем.

Объясняю правила игры и раскрываю ситуацию.

На «ярмарке» стоят торговцы и купцы, которые хотят выгодно обменять свой товар.

Первый торговец продаёт мёд, чтобы купить домой варенье. Второй торговал вареньем, чтобы получить деньги и купить мёд. Помогите продавцам решить возникшую проблему.

(Поменяться бочонками.)

Второй вариант игры (с усложнением)

Объясняю правила игры и раскрываю ситуацию.

У меня День рождения я хотела бы для гостей приготовить гуся, но у меня нет денег. Что делать? Но, у меня есть сапоги, которые мне малы. Пойду на «базар», и обменяю сапоги на гуся.

Определяю фокус группу с помощью карточек «товаров» для обмена. (Сапоги, гусь, топор, рубашка, пила). Предлагаю использовать игровой подход.

Я пришла на «базар» и принесла сапоги обменять на гуся. Прохожу по всему «базару», смотрю то, что есть. Люди меняют следующий товар: топор, рубашку, пилу, гуся.

Вижу, стоит Людмила, она меняет топор на гуся. Я к ней подхожу и прошу её никому не отдавать гуся, т.к. я вернусь и заберу его. (Таким образом, учим детей договариваться.)

Я иду дальше по «базару», стоит Ольга. Она принесла пилу и хочет её поменять на сапоги. Меняю сапоги на пилу.

Я иду с пилой встречаю Елену, которая пришла с рубашкой, и меняет её на пилу.

Я обменяла пилу на рубашку. Далее встретила Валентину, которая меняет топор на рубашку.

Я беру топор, возвращаюсь с ним к Людмиле и обмениваю его на гуся.

В результате четырёх обменов я получила то, что хотела, причём, товар был получен без денег.

Таким образом, мы с педагогами определили, что все формы технологий носят интегративный характер и позволяют развивать разные виды деятельности.

В результате работы включения экономического воспитания в образовательную деятельность, в детском саду пополнилась развивающая предметно пространственная среда.

— Поделись опытом работы в журналах «Дошкольник» и «Воспитатель детского сада».

— Пополняем «Методическую копилку» по экономическому воспитанию.

— На сайте ДОУ разместили полезные ссылки для родителей.

— Разработали кейс дидактических игр по экономическому воспитанию.

Данная система работы положительно воздействует на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников.

Выбирая кружки и секции для ребенка, мы стремимся сделать так, чтобы у него был широкий кругозор, хорошие навыки коммуникации, опыт работы в команде и многое другое. Но в этой гонке за развитием важно сохранить главное — его мечты.

какие внешкольные занятия лишние

Сколько внешкольных занятий у вашего ребенка?

По данным Минпросвещения России, доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, в 2019 году в целом по стране составляла 75%, а к 2024 увеличится до 80%.

Рынок дополнительных занятий для детей растёт со скоростью света, и ещё на этапе начальной школы ребёнок может попробовать себя во многих сферах и получить разный опыт. У родителя, и я сталкивался с этим не раз, возникает ощущение «мы уже везде опоздали»: взрослые переживают, что их ребенок проиграет, если не будет чего-то знать или уметь, поэтому порой записывают его сразу в несколько кружков.

Волноваться раньше времени не стоит. По моему опыту преподавания, главная задача ученика до 5-го класса — увидеть мир и понять, что ему интересно и близко, а уже после — набирать больше знаний и навыков (как универсальных для любой профессии, так и профильных для того дела, которое пришлось ему по душе и на котором он решил сосредоточиться). Безусловно, здесь дополнительное образование становится отличным помощником.

Однако загруженность ребёнка важно выстраивать исходя из его ресурса — необходимо сохранять баланс между развитием и свободным временем на отдых и общение со сверстниками. Помните, что перед вами маленький человек, который находится только в начале своего жизненного пути, и его нагрузка не должна быть чрезмерной — не стоит расписывать график малыша по минутам.

Я считаю, что ключевой критерий дополнительного образования — положительные эмоции ребёнка. Занятия ему должны нравиться, а не вменяться в обязанность. Тогда они помогут сформировать интерес и, главное, научить мечтать. А это то, что отвечает нашей глобальной цели — помочь ребенку в итоге стать счастливым человеком.

Как подбирать дополнительные занятия по возрасту

Внешкольные занятия в каждом возрасте отвечают разным задачам. Например, занятия в 6-7 лет, с одной стороны, помогают ребёнку научиться слушать и быть внимательным, а с другой — с раннего возраста познавать мир в его разнообразии. На этом этапе программа и глубина знаний — не самое главное. Основные факторы эффективности обучения — интерес ребёнка и атмосфера занятий. Стоит отметить, что здесь многое зависит от преподавателя и их взаимодействия с учеником.

В 8-12 лет ребёнку особенно важно научиться прислушиваться к себе и обращать внимание на то, что ему действительно интересно. Здесь уже большее значение приобретает программа курса и конкретные навыки, которые он получает. Отмечу, что до 12 лет долгосрочная мотивация у детей ещё не так хорошо развита, поэтому особенно ценно, когда ребёнок сразу видит результаты своего труда — ему так проще. Схема «научился-применил» поможет сохранить интерес и укрепить веру в свои силы.

Ваш ребёнок начал изучать цифровое творчество и на первом уроке научился создавать простую анимацию? Важно закрепить успех практической задачей — например, сделать для бабушки с дедушкой анимированную новогоднюю открытку.

С 13 лет дети уже начинают более серьёзно задумываться о выборе своего пути и о будущей профессии. Здесь важно дать подростку больше информации о том, как устроен взрослый мир — это поможет ему определиться с направлениями, в которые он хочет погрузиться, а значит, у него появятся большие шансы воплотить в жизнь свои мечты.

Приведу пример. Несмотря на то, что я 12 лет преподаю цифровые навыки и осознаю перспективы развития в ИТ-сфере, я не стал настаивать на том, чтобы мои дети уже сейчас занимались программированием — ввиду их возраста (6, 9 и 10 лет) мы пока только пробуем разное и стараемся выявить склонности и интересы каждого.

Конечно, они видят, как я преподаю, спрашивают о том, что их увлекает, таким образом мы формируем «спрос на будущее» — создаем интерес, который в дальнейшем может даже перерасти в профессию — но мы с женой никак не настаиваем. Своим детям я стараюсь дать возможности и инструменты, которые помогут реализовать их мечты. Важное уточнение: их мечты, а не наши с супругой.

Как выбрать школу для дополнительного образования?

  1. Посетите пробный урок — возможность теста сейчас есть практически у любой школы. Самым важным критерием станет обратная связь от ребёнка: было ли ему интересно и хочет ли он продолжать занятия. Обратите внимание на общение ребёнка с преподавателем: от того, смог ли он установить связь с учеником, во многом зависят вовлечённость студента и успех обучения.
  2. Почитайте отзывы — простой и доступный инструмент, который поможет больше узнать о школе и посмотреть на неё глазами реальных клиентов.
  3. Посмотрите на результаты учеников — они покажут эффективность программы и многое скажут о квалификации преподавателей.
  4. Помните про принцип «не обязанность, а радость» — если ребёнок спешит на занятие и стремится поделиться своими успехами, вы точно попали в цель.

выбор кружков и секций для детей

А что делать, если не получилось?

Без паники! Одна из целей дополнительного образования — отсечь заведомо неперспективные пути развития для ребёнка. Если навык, который начал получать ученик, «не прижился», это только сужает круг поисков и помогает сконцентрироваться на том, что ребёнку действительно близко.

Например, мои родители — музыканты, и конечно, они отвели меня в музыкальную школу. Знаете, почему у меня остались тёплые воспоминания о занятиях и мне периодически хочется вернуться к инструменту? Я закончил заниматься ровно в тот момент, когда уроки перестали приносить мне удовольствие. Я понял, что данная профессия — не моё, и нашёл себя в другом. Родители поддержали мое решение. Не расстраивайтесь, если какой-то дополнительный навык не подошёл — продолжайте поиск того, что нравится и подходит ребенку.

Хотя встречается и другой сценарий, когда, казалось бы, не самый успешный студент не хочет оставлять предмет и берёт упорным трудом. У меня был ученик Давид, у которого никак не ладилось с информатикой. Мы несколько лет пытались победить эту науку, но в 9-м классе решили смириться и сделать упор на математику, с которой у него всё было прекрасно.

Мы стали уделять больше внимания этой дисциплине, а в информатике шли по стандартной программе, плюс я рекомендовал материалы для самостоятельного изучения, например, программы образовательного центра «Сириус».

И парень меня по-настоящему удивил! Он решил доказать, что может быть успешен во всем, в чем пожелает, — он не бросил информатику и продолжил попытки разобраться в предмете. И постепенно все труды — и предыдущее обучение, и обучение по материалам — дали результат.

Спустя два года Давид получил 100 баллов на ЕГЭ по информатике, поступил в НИУ «Высшая школа экономики» на факультет компьютерных наук и стал одним из сильнейших студентов на потоке. Вера в себя, возможность получать знания и готовность прикладывать большие усилия стали ключевыми факторами успеха.

Помните, мы учим детей не для того, чтобы сделать их профессионалами. Прежде всего мы стремимся помочь им стать счастливыми людьми. И если мы поставим во главу угла интересы и мечты ребёнка, шансы увидеть его улыбку и благодарность — стопроцентные.

Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16

Консультация для педагогов

 «Методы и приемы при
организации занятий по познавательному развитию »

(в рамках педагогического
совета на тему:

 «Создание условий для использования
современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста,
инновационных технологий, направленных на познавательно-поисковое развитие
детей»)

                                             Подготовила:
Воронова Л.М.

                                                                 
воспитатель.

Новочеркасск 2021.

Познавательное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО.

Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный
вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились
воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного
в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить
смышлёного, любознательного, догадливого, предусмотрительного, остроумного,
сообразительного, человека с активной позицией, творческую личность – короче
говоря, умного. Умён тот, кто умеет мыслить. Для
этого ребенок, в дошкольном возрасте должен научиться сомневаться.
Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.
Как часто мы от родителей слышали в детстве, что еще не доросли, чтобы спорить.
Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение,
сомневаться и искать ответ
.

Но это не значит, что в дошкольном возрасте нужно стремиться
к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое:
активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее
чувствителен, наиболее восприимчив. Только тогда обучение будет
развивающим.

ФГОС ДО (стандарт) использует три
термина в «Познавательном развитии»
:

·         Познавательные
интересы
 — это стремление ребёнка познавать новое, выяснять
непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и
желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения;

·         Познавательные
действия
 — это активность детей, при помощи которой, он стремится
получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя
целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные
способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора;

·         Познавательное
развитие
 — это совокупность количественных и качественных изменений,
происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под
влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития
является развитие умственных способностей.

         
Определены цель и задачи «Познавательного развития».

1)            ФГОС
ДО (стандарт) определил содержание образовательной области
«Познавательное развитие»:

·         Развитие
сенсорной культуры
 (знание о  цвете, работа 
с ГФ, сравнение предметов, материалов и их свойств);

·         Формирование
элементарных математических представлений
 (количество
и счет, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве);

·      Развитие
познавательно-исследовательской деятельности
 (многообразие
животного мира; эксперименты по выявлению свойств неживой природы; поведение
культуры человека в природе; применение правил взаимоотношений с растениями и
животными; сравнение объектов и явлений природы) и продуктивной (конструктивной)
деятельности;

·         Формирование
первичных представлений о себе и других людях
 (люди:
взрослые и дети; освоение представлений ребенка о себе и своей семье);

·         Формирование
первичных представлений о малой Родине и Отечестве
 (родной
город, родная страна, планета Земля).

2)            ФГОС
ДО (стандарт) выдвигает требования к условиям
 реализации
образовательной области «Познавательное развитие»:

·           Игровое
обучение.

·           Построение
образовательной деятельности на основе взаимодействия.

·           Создание
комфортной эмоциональной обстановки, организация доброжелательных отношений в
коллективе взрослых и детей.

·           Поддержка
детской инициативы. Предоставление возможности выбора материалов, видов
активности.

·           Исключение
любых форм насилия.

·           Создание
РППС, обеспечивающей: игровую, познавательную, исследовательскую активность,
экспериментирование с доступными материалами.

3) Во ФГОС ДО обозначены целевые ориентиры, к которым
мы с вами должны подвести наших воспитанников:

— любознательность;

— уверенность в своих силах;

— положительное отношение к себе и другим;

— инициативность и самостоятельность;

— активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

— способность ребенка к фантазии, творчеству, воображению;

— способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных
решений.

Познавательное развитие
ребенка дошкольного возраста рассматриваем

как эволюционный,
включающий несколько стадий:

1. Любопытство. Бессознательное стремление к познанию.
Ребенка привлекает занимательность, яркость, необычность самого предмета.

2. Любознательность. Ценное состояние личности.
Ребенок стремится проникнуть в суть воспринимаемого, проявляет удивление,
радость познания, удовлетворенность деятельностью.

3. Познавательный интерес. Направленность личности.
Ребенок проявляет устойчивое внимание, целенаправленность, мотивацию;
дошкольник стремится проникнуть в суть отношений, связей, закономерностей
действительности.

4. Познавательную активность. Ценное личностное
образование, которое появляется в процессе познавательной деятельности.
Источник познавательной активности — познавательная потребность, и процесс
удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на
выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Для реализации образовательной программы используются различные
способы и приемы взаимодействия взрослого с детьми в разных возрастных
группах:

Младший возраст – деятельность под
руководством взрослого; педагоги поддерживают детское любопытство; развивают
интерес к совместному со взрослыми познанию.

Средний возраст – педагоги развивают
целенаправленное восприятие и поощряют самостоятельное познание окружающих
предметов.

Старший возраст – педагоги развивают
интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.

Выделяют следующие методы
формирования познавательной активности

Наглядные
методы: 
наблюдение, метод демонстрации, использование ТСО.

Наблюдение
— это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и

явлений
окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и
речь.

Метод
демонстрации, включает различные приемы: показ предметов, образца, способа

действий,
демонстрация картин, иллюстраций

Использование
ТСО — в обучении дошкольников используется демонстрация диафильмов,
кинофильмов, презентаций.

Словесные
методы:
 объяснение, рассказ педагога, рассказ детей, чтение.

Практические
и игровые методы
: упражнение, игровые методы, элементарные
опыты, моделирование.

Ценность этих методов заключается в том, что они дают возможность
ребенку

самому
найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Формы и приемы организации
образовательного процесса по познавательному развитию реализуются в трех
блоках
:

1.      В
непосредственно образовательной деятельности.

2.      В
совместной с педагогом деятельности.

3.      В
самостоятельной деятельности.

НОД

ОД в режимных моментах

Самостоятельная

деятельность детей

üПоказ

üЭкскурсии, наблюдение

üБеседа

üОпыты, эксперименты

üОбучение в условиях специально оборудованной интерактивной среды

üИгровые занятия с использованием полифункционального игрового
оборудования, сенсорной комнаты

üИгры, игровые упражнения

üПроектная деятельность

üПродуктивная деятельность

üПроблемно-поисковые ситуации

üНапоминание

üОбъяснение

üОбследование

üНаблюдение

üРазвивающие игры

üИгра-эксперимент

üПроблемные ситуации

üИгровые упражнения

üРассматривание чертежей и схем

üМоделирование

üКоллекционирование

üПроекты

üИнтеллектуальные игры

üТематическая прогулка

üКонкурсы

üКВН

üТрудовая деятельность

üТематические выставки

üМини-музеи

üИгры — развивающие, подвижные, со строительным материалом

üИгры-эксперименты

üИгры с использованием автодидактических материалов

üМоделирование

üНаблюдение

üИнтегрированная детская деятельность

üОпыты

üТруд в уголке природы

üПродуктивная деятельность

Формы взаимодействия с семьями воспитанников при
реализации образовательной области «Познавательное развитие»:

1. Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей
в ДОУ, их достижениях и интересах:


     Чему мы научимся? (Чему мы научились)?


     Наши достижения,


     Познавательно–игровые мини–центры для взаимодействия
родителей с детьми в условиях ДОУ,


     Выставка продуктов детской и детско–взрослой
деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.).

2. Собеседование с ребенком в присутствии родителей. Проводится с
целью определения познавательного развития дошкольника и является тактичным
способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребенка.
Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием
ребенка и жестокой установки на результат.  

3. Совместные досуги и мероприятия на основе партнерской
деятельности родителей и педагогов, родителей и детей.   

4. Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись).
Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с
родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребенка, его
работоспособность, развитие речи, умение общаться со сверстниками.

5. Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр,
библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об
окружающем мире, формирования адекватных форм поведения в общественных местах,
воспитания положительных эмоций и эстетических чувств.   

6. Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни
с      оформлением плакатов, которые становятся
достоянием группы. Помощь родителей ребенку в подготовке рассказа или наглядных
материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и
др.).  

7. Создание в группе тематических выставок при участии родителей:
«Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии
наших родителей», «Транспорт» и др. с целью расширения кругозора дошкольников.
Организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей
умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.

8. Совместная работа родителей с ребенком над созданием альбомов:
«Моя семья», «Семья и спорт», «Я живу в городе Коркино», «Как мы отдыхаем» и
др., по созданию альбома «Мои интересы и достижения» и др.; по подготовке
тематических бесед «Мои любимые игрушки», «Игры детства моих родителей», «На
пороге Новый год», тематических альбомов экологической направленности —
«Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д..     

9. Проведения встреч с родителями с целью знакомства с их
профессиями, формирования уважительного отношения к людям
труда.        

10.Создание в группе «коллекций» — наборы открыток, календарей,
минералов и др. предметов для познавательно–творческой
работы.        

11. Воскресные экскурсии ребенка с родителями по району
проживания, городу с целью знакомства. Совместный поиск исторических сведений о
нем.

12. Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом
познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.

Использование инновационных технологий в ДОУ —
необходимость, позволяющая усовершенствовать педагогический процесс,
способствуя всестороннему комплексному развитию дошкольников.

·           Здоровьесберегающие —
направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, сознательное
приобщение к здоровому образу жизни (стретчинг, динамические паузы, пальчиковая
и дыхательная гимнастики, зарядка для глаз, корригирующий тренинг, релаксация,
музыкотерапия, сказкотерапия, цветотерапия.

·           Технологии проектной
деятельности
 — системы практической работы, предусматривающие
постановку вопроса и самостоятельный поиск ответа.

·           Экспериментальные,
познавательно-исследовательские
, представляющие собой
комплексные практики наблюдения за отдельными явлениями, изучение свойств
предметов с последующим формулированием общих выводов.

·           Информационно-коммуникационные,
реализуемые посредством включения в перечень дидактических средств компьютерной
техники, «умных» гаджетов.

·           Личностно-ориентированные —
техники адаптации условий группового воспитательного процесса под каждого
ребенка с учетом индивидуальных проявлений его личности.

·           Игровые
 призванные сберечь и закрепить главный метод познания мира,
характерный для детей дошкольного возраста, через игру, в увлекательной форме.

Подводя итог, можно сделать выводы:

1.        Можно
и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

2.        Ребёнку
интереснее мыслить, чем запоминать.

3.        Найденное
в процессе мышления становиться знанием.

4.        Процесс
мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без
проблемной ситуации нет мышления.

5.        Вопросы
«почему?», «как ты считаешь?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?»
— проблемные; они направлены на развитие мышления.

6.        Вопросы
«где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.

7.        Никого
нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и
самостоятельно.

От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес
и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его
развития в целом.


Adblock
detector