Рассказы о блокаде ленинграда читать

Книги детям о великой отечественной войне.память о прошедшей войне мы храним в наших сердцах! и, конечно, все что знаем о

Книги детям о Великой Отечественной войне.

Память о прошедшей войне мы храним в наших сердцах! И, конечно, все что знаем о ней, мы должны передать нашим детям. Маленькие граждане нашей страны должны знать ее героические страницы и гордиться своей Родиной и своим народом. Тема Великой Отечественной войны находит живой отклик в сердцах ребят. В старшей группе детского сада мы беседовали с детьми о блокаде Ленинграда, войне и Дне Победы, городах-героях. Я была рада, что такие важные темы бесед вызывают у детей эмоциональный отклик. Их души открыты добру, милосердию и состраданию!

       При знакомстве детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с темой войны стоят три основные задачи:

Познакомить детей с праздником «День Победы». Рассказать о Великой Отечественной войне.

Продолжать знакомить с событиями Великой Отечественной войны посредством художественного слова, рассматривая репродукции картин о войне, слушая песни военных лет.

Воспитывать уважение к памяти павших бойцов и старшему поколению.

Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. И очень хочется пожелать родителям ознакомить ребят с замечательными книгами о Великой Отечественной войне (Рекомендательный список литературы):

      В достижении этих целей помогут классические художественные произведения, а также прекрасно иллюстрированные книги, основанные на документальных материалах.

Солдатская сказка К.Паустовского “Похождения жука-носорога“. Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!

Рассказ К. Паустовского «Стальное колечко» о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке, которая она и получила за свою доброту от солдата. А также о необыкновенной любви к своей Родине, к своему краю, к природе, которая нас окружает.

 В книгу Анатолия Митяева “Письмо с фронта” вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Читатель вместе с героями переживает трудности пути солдата-фронтовика к Победе.  Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боев и сражений, приближают к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война – тяжелая работа, и меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно её выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями. Издание проиллюстрировано множеством цветных репродукций.

Рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: “Как Сережа на войну ходил”, “Семеро солдатиков”, “Кепка-невидимка”, “Иван-виллис”, “Подкидыш”, “Пусть стоит старый солдат” и другие.

 Пронзительная сказка “Как Сережа на войну ходил” о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной дедушка …, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке.

 С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага.

Повесть-сказка “Крайний случай” замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921-2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы.В конце говорится о памятнике солдату Ивану, главному герою книги. В книге это обыграно очень сказочно. Когда выстрелил в Ивана Фриц – Рыжий лис (фашист), то он «не упал – побоялся девочку уронить. Только почувствовал, как тяжёлым металлом наливаются ноги. Бронзовыми стали сапоги, плащ, лицо. Бронзовой – девочка на его руках…»

 И здесь мы можем подойти к рассказу о реальном памятнике – это и будет связь книги и событий «дней минувших» с нашей современностью. В книге есть иллюстрация. Памятник «Воину-освободителю» скульптора Вучетича находится в Берлине. Это один из трех находящихся в Берлине советских мемориалов. Прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Здесь захоронено 7000 советских воинов.

Повесть “Вот как это было” посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии – в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. Однако, при всей непритязательности повествования, в кульминационных главах повести чувствуется подлинный драматизм.

 “Кукла” – это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях – хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.

Георгиевская, С. М. “Галина мама”. Пошла воевать и мама маленькой девочки Гали. Однажды она поехала верхом на лошади отвозить важный пакет…  Что с ней случилось и какой подвиг она совершила, узнаете из книги.

Книга > Льва Кассиля тоже о Великой Отечественной войне, о том, как сражались за Родину снайперы, зенитчики, летчики, артиллеристы, пехотинцы, связисты, саперы, партизаны…

Алексеев С. «Орлович-Воронович». Это отдельное детское издание писателя в тон-ком переплете интересно тем, что там описываются сражения времен Великой Отечественной войны специально для дошкольников.

Книги  А. Митяева  «Самовар>> ,  и  «Землянка»   Детям легко будет читать эти книги о войне, написаны они очень просто. Здесь не нагнетается ужаса, кошмара войны.

 Аркадий Гайдар «Поход». Прекрасное произведение о войне для дошкольников. Рассказывают о совсем маленьком мальчике – малыше Альке. У которого ночью папу призвали воевать, а он не видел этого и страшно разозлился с утра, что его тоже не взяли «в поход». А мама ему «разрешила» идти в поход, только сказала, что к нему нужно тщательно готовиться.И вот пока шли дни, и Алька вместе с мамой шили рубахи, знамёна, флаги, пока он выстругивал саблю, война закончилась, и папа вернулся. «Он, конечно, обнял мать. И она поздравила его с победой. Он, конечно, крепко поцеловал сына. Потом осмотрел всё Алькино снаряжение. И, улыбнувшись, приказал сыну: всё это оружие и амуницию держать в полном порядке, потому что тяжёлых боёв и опасных походов будет и впереди на этой земле ещё немало». Вот такой конец.

 Юрий Герман «Как это было». Эта книга посвящена очень важным событиям в истории нашей Родины – Великая Отечественная война, блокада Ленинграда. Историю мы видим глазами маленького Мишки. И ничего в повествовании не выходит за рамки понимания такого маленького героя, и соответственно, читателя. Поэтому это книга именно для детей дошкольного возраста. Описывается всё очень будничным, простым языком. Но, тем не менее, многие моменты «бьют» прямо в сердце. Конечно, для современного дошкольника уже может быть в чем-то сложновата эта книжка. Каких-то понятий они могут уже не знать. Да что уж там, и мы уже их не все знаем. Поэтому в предисловии к книге «Родителям и воспитателям» вы можете найти объяснение таких понятий. И, конечно, нельзя забывать, что дети на войне взрослели гораздо раньше, и эти герои тоже уже не вполне могут быть понятны нашим дошкольникам. А книга эта о жизни мальчика в Ленинграде во время войны.

Рекомендации родителям  «Как рассказать детям о Блокаде Ленинграда» 

«У того, кто не помнит своей истории – нет  будущего»    А. С. Пушкин

Очень важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.

Нужно ли рассказывать детям о войне, о Блокаде Ленинграда? Да, нужно! И нужно для того, чтобы в ребенке развить чувство гордости за свою Родину, за свой город; воспитать уважение к подвигу жителей и защитников нашего города в тяжелые дни Блокады, чтобы священная память о блокаде и дальше хранила, удерживая Россию в истории, чтобы наши дети росли настоящими Людьми, Гражданами, Патриотами России.

В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» — в этом родителям следует полагаться на свой опыт.

Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств.

Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырёх — пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

  • Рассказывайте об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
  • Читайте детям известные произведения:  «Мальчиш — Кибальчиш» А.П.Гайдара, «Сын полка» В.П.Катаева,  « Как Сережа на войну ходил». Ю.Яковлева Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной дедушка… погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
     «Твои защитники» Л.Кассиля; «Вот как это было» Ю.П.Германа Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии — в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания; «Арбузный переулок» В.Ю. Драгунского (в кн. «Денискины рассказы»). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве; «День Победы» С.Михалкова и другие.
    Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о Блокаде Ленинграда, о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии. Учите с ними стихи наизусть.
  • Смотрите вместе с детьми фильмы военной тематики, военный парад, концерты военной песни. Сходите вместе с ребенком на акцию « Бессмертный полк». Наличие единомышленников сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху.
  • Расскажите о ваших воевавших предках, поведайте истории высочайшего героизма солдат на этой Священной войне. Если есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами, детьми блокадного Ленинграда. Пусть он услышит рассказы очевидцев – они производят совсем другое впечатление.
  • Расскажите о детях Великой Отечественной войны. Ребенку постарше стоит рассказать о знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Рассказы про взрослых и даже про юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по возрасту, не может не задеть за живое.
  • Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, блокады покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, памятники, отвести его к Вечному огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Всё вместе это сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их.

Лужский рубеж — система оборонительных укреплений в 130–200 км от Ленинграда, построенная в июне-июле 1941 года. Рубеж был проложен от Нарвского залива в Балтийском море до озера Ильмень для защиты Ленинграда от вражеских армий, состоял из двух оборонительных полос протяженностью около 175 км с расстоянием между ними от 15 до 25 км. Перед передним краем рубежа и в его глубине устанавливались противотанковые мины, проводилось заболачивание местности, устраивались искусственные лесные завалы. Лужский рубеж построили ленинградцы, по большей части — женщины и подростки. По подсчетам историков, в его строительстве приняли участие более 500 тыс. человек.

Не пустить врага к Ленинграду

Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 года — именно в этот день немецкие войска перешли границу Ленинградской области и начали наступление на фронте от Пскова до Идрицы. Многочисленные бреши на советско-германском фронте привели к катастрофической ситуации для Красной армии, Ленинград оказался в огромной опасности.

Мобилизация войск в Ленинграде летом 1941 года ТАСС

Мобилизация войск в Ленинграде летом 1941 года

© ТАСС

​​​​​​​Руководство нацистской Германии бросило на захват Ленинграда группу армий «Север» — 29 дивизий, 760 боевых самолетов. «Основные усилия противник сосредоточил вдоль шоссе Псков — Луга. Лужской оперативной группе предстояло обороняться на огромном, более чем 250-километровом фронте», — рассказывает историк Александр Слесарчук.

Среди тех, кого советское командование направило для защиты Ленинграда, были курсанты военных училищ. Совсем еще мальчишкам предстояло не дать немецко-фашистским дивизиям подступить к Ленинграду.

Так на огромном Лужском рубеже оказались учащиеся Ленинградского пехотного Краснознаменного училища имени С.М. Кирова. Зеленые, подчас не успевшие еще ничему научиться парни стали красноармейцами. Из 1760 человек 810 поступили в училище в 1941 году.

Занять оборону

28 июня 1941 года начальник училища полковник Герасим Мухин издал приказ № 313, в соответствии с которым ЛПКУ им. С.М. Кирова было переведено на штат стрелкового полка. Кировцы получили задачу — оборонять северо-восточный берег реки Луги у деревни Большой Сабск: 32−35 км по линии фронта и 15 км в глубину. Участок обороны превосходил все существующие уставные нормы. Так в войну вступили 1903 человека — учащиеся и преподавательский состав.

На эту тему

Спроси про Ленинград.

5 июля училище получило приказ занять рубеж по реке Луге. К 12 июля отрыли окопы и траншеи, подготовили позиции для орудий. Артиллерия училища — два 76-мм орудия, две 45-мм пушки, два 82-мм и 16 50-мм минометов. В училище имелось 117 пулеметов. Основное число курсантов вооружили винтовками.

120 бойцов, подготовленных в качестве истребителей танков, имели на вооружении гранаты и бутылки с горючей смесью. Боевые действия училища поддерживал артдивизион Ленинградского артиллерийского училища (ЛАУ).

Достаточно ли было сил для обороны такого большого участка, от грамотной защиты которого зависела безопасность важного объекта — Ленинграда?

«Любой человек, знакомый с военным делом, понимает, что для создания прочной обороны на широком фронте такими силами и средствами требуется высокое воинское мастерство, беспредельное мужество и отвага, умелое руководство боем со стороны командиров всех степеней и высокий моральный дух всего личного состава», — утверждает историк.

Неравные силы

По изначальному плану немецкого руководства войска должны были молниеносно захватить Ленинград, пройдя через город Лугу. 12 июля 41-й моторизованный корпус 4-й немецкой танковой группы прорвался вдоль Ленинградского шоссе к Луге, но был остановлен его защитниками.

Тогда немецкое командование решило изменить направление главного удара, нацелив его на Кингисепп. 14 июля передовой отряд немецких войск захватил плацдарм на правом берегу реки Луги у села Ивановского и подошел к Большому Сабску, где путь нацистам преградили курсанты-кировцы. Большой Сабск в ходе ожесточенных боев 14−15 июля пришлось оставить: силы противника были слишком велики.

Немецкие солдаты к северу от Луги Ullstein bild/ullstein bild via Getty Images

Начались ожесточенные бои, где отлично вооруженным немецким дивизиям, рвущимся к своей главной цели, пришлось противостоять молодежи со стрелковым оружием, гранатами и бутылками с горючей смесью.​​​​​​​

Непрерывный бой

Самая сильная вражеская ударная группировка была сосредоточена у Сабского плацдарма. Здесь перед фронтом ЛПКУ и 90-й стрелковой дивизии противник сосредоточил 1-ю танковую и 36-ю моторизованную дивизии.

«Одна только 1-я танковая дивизия насчитывала около 115 танков и большое количество бронетранспортеров, — рассказывает историк. — Тяжелейшим днем оказалось 17 июля. Бой шел непрерывно 15 часов, но врагу не удалось продвинуться ни на шаг. Фашисты потеряли только в этом бою 600 человек».

Этот натиск красноармейцы выдержали. От захвата Кингисеппа фашисты отказались, им не помог ни непрерывный огонь, ни бомбардировки с воздуха.

На эту тему

В Музей блокады Ленинграда передали документ с рецептами блюд на основе древесных опилок

22 июля у деревни Язвище враг ввел в бой свежие силы — два полка мотопехоты с танками. На рассвете по всему фронту разгорелся неравный бой. Танки шли на позиции курсантов.

С каждым днем нацисты становились все злее, их атаки — ожесточеннее. Они выжгли лес в районе обороны, бомбили наши позиции авиацией, шквальным артиллерийским огнем. 8 августа немецкие войска перешли в генеральное наступление силами 4-й танковой группы, в которую входили в том числе 1-я, 6-я и 8-я танковые дивизии, имеющие на вооружении современные танки — Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV.

12 августа подразделения ЛПКУ в ходе изматывающих боев были окружены в районе Большой Александровки. Бои продолжались до 13 августа, когда в войска пришел приказ заместителя народного комиссара обороны снять училище с фронта.

Оставшиеся в живых обессилевшие, раненые, воевавшие почти без продовольствия и боеприпасов бойцы ЛПКУ в ночь на 15 августа, захватив фашистский дозор на дороге, вышли из окружения. Училище было направлено в тыл  «для подготовки командных кадров». 

40 дней стойкости

«Из общего числа прибывших на огневой рубеж по состоянию на 13.07.41 г. 1903 человек из окружения вышло 339 курсантов и командиров», — говорит Александр Слесарчук. Курсанты были на войне, в самой гуще сражений, почти 45 дней.

На эту тему

Парад не по уставу.

Потеряв в боях убитыми, ранеными и пропавшими без вести около 1400 человек, училище без приказа не оставило ни одной занимаемой позиции, ни метра земли. Точное число уничтоженных вражеских солдат неизвестно, но бойцам ЛПКУ удалось на месяц задержать наступление на Ленинград.

«Одна только 1-я танковая дивизия вермахта понесла большие потери, и к 16 августа в ней насчитывалось всего 44 боеготовых танка, что составляет до 40% от общей численности дивизии», — рассказывает историк. 

Найденные имена

До сих пор тысячи солдат числятся пропавшими без вести в годы войны на Ленинградской земле. В регионе работает множество поисковых отрядов, с каждым годом удается получить все больше информации о павших героях. Поисковому отряду «Авангард» удалось установить имена двух курсантов, погибших на Лужском рубеже в 1941 году.

«Мы проводили поисковые работы на Сабском оборонительном направлении с 2003 года. Одного курсанта мы поднимали в 2007 году — это берег реки Вруды. Личных вещей при нем было очень мало — только небольшие кусочки от портупеи, ремешки», — вспоминает командир отряда Лариса Фетисова.

Личные вещи курсантов, найденные во время поисковых работ на Сабском оборонительном направлении Личный архив Ларисы Фетисовой

Личные вещи курсантов, найденные во время поисковых работ на Сабском оборонительном направлении

© Личный архив Ларисы Фетисовой

Имя курсанта определить не удалось, отряд готовился к погребению. Но за пять дней до планируемой даты Фетисова, очищая ремешки, заметила на них фамилию — Суханов.

«Я обратилась в совет ветеранов и выпускников Ленинградского высшего общевойскового командного дважды Краснознаменного училища имени Кирова (это название носит ЛПКУ с 1958 года). Они в срочном порядке позвонили в Подольск, в Центральный архив Министерства обороны России, и мы установили имя курсанта — Суханов Василий Назарович», — говорит командир.

Василий родился в 1921 году в селе Беспалово Омской области. На войну был призван в декабре 1940 года. Это вся информация, которую удалось выяснить. Поисковики установили, что Суханов воспитывался в детском доме, отыскать его родных не удалось. Он погиб 19 июля 1941 года.

Среди курсантов был еще один Суханов. Ему удалось покинуть Лужский рубеж живым — об этом есть документы.

Второго курсанта авангардовцы нашли в полутора километрах от Большого Сабска. «Там во время войны был дзот. Мы поднимали бойцов и нашли кусочек ремешка, на нем были инициалы — З.А.В. У меня в руках был список погибших, я нашла одно соответствие — Заблецов Алексей Васильевич, 1916 года рождения», — вспоминает женщина.

Сейчас предметы, найденные поисковиками, хранятся в краеведческом музее Большого Сабска.

В память о защитниках

В Большом Сабске расположен мемориал в память о погибших на Лужском рубеже. «В то время, когда немцы все-таки захватили Сабск и курсанты отступили, немцы приказали всех погибших солдат и офицеров собрать в сарай. Сарай этот стоял возле дороги, через которую проходил мост. Немцы сожгли этот сарай вместе с телами павших бойцов. Позднее, в день 50-летия Октябрьской революции, там воздвигли обелиск в память о курсантах», — рассказывает Лариса Фетисова.

Обелиск в память о курсантах Ленинградского пехотного Краснознаменного училища имени Кирова Личный архив Ларисы Фетисовой

Обелиск в память о курсантах Ленинградского пехотного Краснознаменного училища имени Кирова

© Личный архив Ларисы Фетисовой

«В районе выхода ЛПКУ из окружения поисковый отряд «Ленпех-Петергоф» установил памятную доску. Благодаря отряду в городе Луге именем генерала Мухина названа улица, а другая носит название Курсантов-Кировцев. В городе Волосово именем курсантов-кировцев названа новая улица. В деревне Сабск первая и единственная улица, имеющая название, — улица имени курсантов-кировцев», — говорит Слесарчук. В районе боев училища установлено более 15 информационных знаков и два поминальных креста в память о курсантах ЛПКУ и ЛАУ.

В Ленинградской области курсирует электропоезд имени курсантов-кировцев, несет боевое дежурство противодиверсионный катер «Кировец».

«Маленькие рассказы о больших делах»

Сведений о подвигах бойцов сохранилось немного. Известно, что десятки немецких солдат, пулемет и две бронемашины уничтожил пулеметчик по фамилии Таран. Дзот курсанта Артемьева оказался выведен из строя во время боя. Воин перебежал в соседний дзот, весь расчет которого погиб, и уничтожил на реке понтон с полусотней вражеских солдат.

На эту тему

"Осталась одна Таня":

Нацисты дважды пытались построить переправу через реку, и оба раза их работу срывал курсант Твердохлеб. Полковник Мухин, под началом которого бойцы ЛПКУ мужественно держали оборону, был ранен и погиб в 1943 году в боях на западе Украины.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте по борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1942 года училище было награждено вторым орденом Боевого Красного Знамени.

«Кировцы, верные боевым традициям своего Краснознаменного училища, — говорится в статье в номере газеты «На страже Родины» от 10 августа 1941 года, — дали врагу жестокий отпор. По всему фронту идет слава о подвигах курсантов». На газетной полосе эти заметки напечатаны под рубрикой «Маленькие рассказы о больших делах». Позже об этом написала и газета «Смена».

Анастасия Стрепенюк


Adblock
detector