Русский лес рассказ соколов микитов слушать

Разработка урока чтения в 1 классе тема: произведения о родной природе. и. соколов-микитов русский лес отрывок. задачи: познакомить учащихся

Разработка урока чтения в 1 классе

Тема: Произведения о родной природе. И. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок).

Задачи:$ — познакомить учащихся с произведениями о родной природе;

— учить выразительному чтению по слогам с переходом на чтение целыми словами;

— учить развернуто отвечать на вопросы к тексту;

— учить определять жанр и тему произведения.

Цели: — формировать умение читать вслух правильно и осознанно, с пониманием прочитанного;

— развивать интерес к миру природы;

— воспитывать бережное отношение к природе.

$Планируемые результаты деятельности:

Личностные: мотивация учения, понимание ответственности по отношению к родной природе.

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность деятельности на уроке, учиться высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.

Познавательные: ориентироваться в учебнике и тетради, поиск и выделение информации, находить ответы на вопросы в тексте или по иллюстрации.

Коммуникативные: слушать и понимат$ь речь других, выразительно читать текст, договариваться с партнером в паре, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Предметные результаты: правильно читать текст по слогам с переходом на чтение целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию текста; относить произведение к одному из жанров.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:$ портрет И. С. Соколова-Микитова, опорные слова на карточках

Характеристика этапов урока:

Этап

$

Цели

Деятельность учителя

$Деятельность учащихся

1.Организационный

2. Актуализация

знаний.

Постановка проблемы.

3. Планирование

4. Открытие нового знания

А) Новое о писателе

Б) Чтение произведения

В) Словарная работа

$

Г)Вторичное чтение и работа над пониманием прочитанного

5. Физминутка

6. Закрепление н$ового знания.

Работа в тетради:

Задание 1

Задание 2

Отгадывание кроссворда — работа в паре

Самопроверка

7. Упражнение в чтении

А) Работа с загадками

Б) Выразительное чтен$ие песенки-заклички

8. Рефлексия

— организовать направленное внимание на начало урока, проверить готовность обучающихся

— подвести детей к формулировке темы и постановке задач урока

— формировать умение ставить цели на уроке

— формировать умение расставлять очередность этапов работы на уроке

$

— познакомить обучающихся с информацией о писателе

— познакомить с произведением

— объяснить непонятные слова

$— формировать умение работать с текстом, расширять кругозор и обогащать словарный запас, находить ответы на вопросы

— снять напряжение детей, дать возможность проявить двигательную активность

— формировать умение работать с текстом и рабочей тетрадью

— формировать умение сотрудничать, согласовывать свои действия с партнером

— отрабатывать навыки чтения

— формулировать и аргументировать свое мнение, дать анализ и оценку успешности своей работы

Весело звенит звонок

Призывает на урок.

— Прове$рьте, все ли есть на парте для успешной работы?

— Сегодня к нам пришли гости, поприветствуйте их, подарите друг другу улыбку. А я вам желаю удачной работы.

— Произнесите четко и быстро согласные, дополните гласными, назовите слово.

-Что объединяет эти слова? Докажите (весна)

$— Вчера мы с вами узнали о том, что происходит весной на реке.

— А как вы думаете, что происходит в лесу с наступлением весны? Что можно услышать, войдя в лес?(Записываю на доске)

— Как проверить ваше предположение?

— Откройте учебники на с.37-38, определите тему нашего урока.

— Как называется раздел, который мы начали изучать?

— Исследуйте с. 37-38 учебника и с.22 рабочей тетради и скажите, чему будем учиться на уроке?

-Давайте вместе спланируем наш урок. Посмотрите, какие этапы работы я вам предложила. В каком порядке, по-вашему, мы будем над ними работать?

ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

$НОВОЕ О ПИСАТЕЛЕ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

СРАВНЕНИЕ СВОЕГО ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ С ТЕКСТОМ

-Что нам поможет на уроке добиться ваших целей?

-Рассмотрите портрет. Какое у него лицо?

-Когда он рос, его окружали добрые трудолюбивые люди и сам он был таким.

-Послушайте рассказ о нем и поду$майте, о чем мог писать такой человек, как он?

— И. С. Соколов-Микитов родился в 1892 году в лесном Смоленском крае, в деревне. Его отец был лесником. Мальчик рос среди богатой русской природы. Иван Сергеевич любил бродить по лесным тропинкам и наблюдать за жителями леса.

— Так о чем писал Соколов-Микитов?

Чтение учителем. Запоминайте непонятные слова.

— Понравилось ли вам художественное произведение?

— Определите жанр.

— О чем этот рассказ?

$Какие слова вам были непонятны?

-Кто такие рябчики?

— Как понять «пробуждающийся лес»?

-Что значит «непроходимое болото»?

ГУГУКАЮТ, ПУХОВИКАМИ – обратимся к словарю на с. 37.

— Давайте еще раз перечитаем рассказ, чтобы быстро найти ответы на вопросы учебника.

— Ответим на вопросы учебника.

— Так что же происходит с природой весной?

— Какое настроение у вас возникло после прочтения рассказа?

Мы вхо$дим с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрели вправо, влево

Наклонились и присели,

А потом все дружно встали

И за парты тихо сели.

— Откройте тетради, прочитайте задание.

— Трудным ли вам представляется это задание?

— С чего начнете работу?

На доске:

  1. Совы

  2. Соловьи

  3. Рябчики

  4. Журавли

  5. Пч$елы

— Как вам помогла работа в паре?

— Совпало ли ваше предположение о том, что можно услышать в лесу с текстом?

$- Как надо вести себя в лесу? Почему?

Слушает, помогает, направляет

Читает учитель.

Люди призывали закличкой весну, в данном случае, чтобы быстрее прилетели журавли.

-Давайте заучим ее.

Организует рефлексию

— Что нового узнали?

— Захотелось ли вам побывать в весеннем лесу?

По опорным словам:

Сегодня я узнал(а)…

Мне было трудно…

Было интересно…

— На каком задании вы были наиболее успешны?

— По желанию дома можно прочитать полный рассказ Соколова-Микитова «Русский лес», найти заклички о весне

Приветствуют учителя, гостей.$

Проверяют готовность учебника, тетради, цветных карандашей.

Упражнение «Молния»

ВД ВОДА

РЧЙ РУЧЕЙ

СЛНШК СОЛШЫШКО

$ЛДХД ЛЕДОХОД

ПРТЛН ПРОТАЛИНА

ЖВРНК ЖАВОРОНОК

(Шум ручья, пение птиц, как ветер гуляет в листве и т.д.)

Узнать, прочитать об этом в учебнике.

Открывают учебники, называют тему урока.

Читаем о родной природе.

УЗНАТЬ… РАСКРАШИВАТЬ…

ЧИТАТЬ…

НАХОДИТЬ…

ОЦЕНИВАТЬ…

ОТГАДЫВАТЬ…

$РАЗУЧИВАТЬ…

ДОКАЗЫВАТЬ…

СРАВНИВАТЬ…

Расставляют очередность этапов

(Учебник, рабочая тетрадь, знания, учитель)

Доброе

$С любовью писал о природе родного края

Следят по тексту, слушают.

Рассказ

Ответы детей

Читают по цепочке по предложению

Дети по очереди читают вопросы, находят ответы в тексте

Она оживает, пробуждается.

Радостное, веселое

$

Маршируют.

Разводят руки в стороны.

Смотрят вправо, влево.

Выполняют наклоны, приседают.

Встают.

Садятся за парты

Читают задание, отвечают на вопрос, раскрашивают рисунок

Планируют работу в паре, разгадывают кроссворд

Осуществляют самоконтроль с опорой на лист.

Ответы детей.

Читают загадки, отгадывают их, находят слова, которые помогли отгадать

Заучивание заклички под руководством учителя.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотнося цель и результаты, степень их соответствия

Конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века»)

учителя МАОУ «СОШ г. Зеленоградска» Городюк Ксении Аркадьевны

Тема урока: И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Цель урока:

-прививать любовь к природе, учить понимать природу;

— работать над развитием выразительной речи, мышления;

-расширить кругозор детей;

Образовательные: способствует формированию читательских умений, сознательному усвоению материала, несет пропедевтические (подготовительные ) основы для изучения литературного произведения, обеспечивает межпредметные связи с уроками окружающего мира. Развивающие: развивает наглядно-образное мышление учащихся, наблюдательность, зрительную память.

Воспитательные: способствует формированию у учащихся эстетического вкуса, умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса,

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

-определять правила работы в группах,

-оценивать усваиваемое содержание( исходя из личных ценностей)

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цель деятельности на уроки — высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в учебнике;

— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

— проводить анализ учебного материала;

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина « Литературное чтение 2 класс», тетрадь, запись на доске, цветные карандаши, фильм «Узоры».

Ход урока

1.Организационный момент

-Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажем, как мы умеем работать.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Проверьте все ли на месте,

Все ль в порядке?

Разминка  для  глаз.

Игра  »  Фотоглаз».

На  доске:          зима

                            лес

                           сугроб

                                узоры

У: Сколько  слов  вы  запомнили?

У: Назовите  эти  слова?

У: Какие  слова  вы  прочитали?

У: Используя  эти  слова,  скажите,  какую  картину  можно  нарисовать?

У: Какие  узоры  можно  увидеть  на  снегу?

У: Кто может оставить узоры на снегу? ( животные)

2.Изучение нового материала

У: Как вы думаете, о ком мы с вами сегодня будем на уроке говорить?( о животных)

Давайте познакомимся с произведением автора Ивана Сергеевича Соколова –Микитова «Узоры на снегу»

Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892 году в. Осеки Калужской губернии. Русский писатель-путешественник.Учился в Смоленском училище, не закончив обучение ,служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство». Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы, сборники русских детских игр.

У: Ребята, скажите, пожалуйста, в каком разделе мы с вами работаем?

У: Какие произведения уже прочитали?

У: Что общего у этих произведений?

У: Какое произведение будем читать?

3.Первичное восприятие чтения.

У: Внимательно  послушайте  рассказ  и  ответьте  на  вопрос:

У: Какие  узоры  на  снегу  увидел  автор?

У: Приходилось ли вам встречать в зимнем лесу следы животных?  (Да или нет).

У: Могли вы определить, чьи это были следы? (Да, следы собаки, птиц)

У: Хотелось бы вам увидеть, как выглядят следы тех животных, о которых написано в произведении И.Соколова — Микитова? (Да)

 У: Перечислите этих животных. ( Заяц, лиса, волк, горностай, лиса, лоси.)

У: Какое животное вам мало знакомо? (Горностай)

4.Физкультминутка

Вот метель гулять пустилась

Сюда снежинка прилепилась,

Вот она взлетает, порхает,

Следите за ней глазами.

5. Проверка восприятия.Просмотр видеоролика.

У: Предлагаю вам еще раз прочитать этот текст, теперь уже на экране и посмотреть. Как выглядят эти следы. Смотрите и запоминайте. Заодно обратите внимание на то, как выглядит горностай.

У: Чьи следы вам больше всего запомнились? Почему?

У: Следы каких животных похожи? ( лисы и горностая) Чем? ( формой,цепочкой)

У: Следы волка похожи на следы домашнего животного, как вы думаете, кого?

У: Откройте ученик на странице 159

У: Ответим на вопросы в учебнике.

У: Объясни, почему рассказ называется «Узоры на снегу»

У: Какие животные нарисовали узоры на снегу? Найди и прочитай ответ в тексте.

У: Перечитай первый абзац. Сравни описание с иллюстрацией.

6.Работа в тетради

У:Откройте тетради на печатной основе страница ()

У: Давайте вспомним, о каких животных рассказал автор?(заяц,горностай,волк,лиса,лоси)

У: Прочитайте, название, каких животных вы записали в тетрадь?

У: Верните каждое слово по слогам так, как оно записано на доске.

У: Каких животных вы никогда не видели? Показываю картинки.

У: Найдите и прочитайте, как передвигался зайчик?

У: Найдите его следы на рисунке.

У: Чем питался зайчик?

У: Что нам рассказывает автор о горностае?

У: За кем он охотился?

У: На что похожи следы старой лисицы?

У: Найдите ее след.

У: Как передвигались по опушке волки? Почему?

У: Как нам автор рассказывает о лосях?

У: Почему они копытами поднимали снег?

У:Что это за скатерть?

У: Какие слова использует автор, для описания снежного покрова земли? Подчеркни их.

У: Как ты понимаешь выражение «читать следы» ? Запиши.

У: Посмотрите на доску вам предлагается решить кроссворд по картинкам. О следах каких животных говорится в рассказе? Раскрась картинки.

У: А след, какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)

У:Почему?

7. Выставка книг

У:Ребята, вас заинтересовали произведения И.Соколова-Микитова?

У:Вот только их маленькая часть. Остальные ждут вас в библиотеке.

У: Ребята сегодня на выставке не хватает одной книги. Догадайтесь какой?

У: Верно. Теперь я могу поставить нашу книжку на выставку.

8. Итог урока

 У:Расскажите,  что нового узнали на уроке?

 У:Какое произведение читали?

 У:Познакомившись с рассказом И.Соколова-Микитова, что вы можете сказать о

нём, как о человеке?

 У:Смог бы он написать этот рассказ не бывая в лесу?

 У:Что может заставить человека часто бывать в лесу?

 У:Только любовь к природе, животным, её глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такие замечательные произведения.

9.Рефлексия

У:Давайте посмотрим какой след оставил этот урок  в ваших душах?

У каждого на столе несколько ладошек.

У:Если вам понравился урок прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет-красные.

У:Вот и мы оставили свои следы.

Имя прилагательное – это очень интересная часть речи в русском языке. Сама по себе, она не называет ни действие, ни предмет, а лишь конкретизирует его, добавляя некий признак. В связи с этим может возникнуть закономерный вопрос: а нужно ли оно вообще нашему языку, и что будет,

Если бы мы от него отказались? Попробуем порассуждать.

Прилагательное называется именем, и это дает ему определенные характеристики. Поимо него, в нашем языке присутствует еще одно имя – существительное. Совершенно очевидно, что оба они очень взаимосвязаны. Однако взаимосвязь эта не совсем одинаковая с каждой стороны.

Существительное называет предмет, и оно говорит конкретно. Это стол, это мальчик, а это любовь. Тут все понятно, и вряд ли наша речь могла бы обойтись без этой своей части. Прилагательное же – дело другое. Оно как бы характеризует предмет, добавляя к нему какой-либо признак, то есть распространяет,

Делает речь более красочной и образной. И вот тут возникает еще один вопрос: а так ли уж необходим эта образность нашей речи? Или все-таки можно обойтись без такого, пусть и приятного, но все же бонуса?
На самом деле, нельзя.

Строя любой текст, устный или письменный, мы хотим донести до собеседника, или адресата, определенную информацию. И если мы скажем сухо: “Вот стоит стол”, пропадет какая-то изюминка, индивидуальность высказывания. Ведь такое предложение может построить хоть кто, оно безликое, оно не имеет никакой души. Но все поменяется в один миг, если включить в высказывание прилагательные. Фраза расцветет, приобретет индивидуальность, засияет своими собственными красками.

Каждый может охарактеризовать тот самый стол по-своему, добавив ему важный признак. А так как люди все разные, то и важные признаки могут быть совершенно разными. Для кого-то таковым станет прилагательное “деревянный”, для кого-то – “круглый”, “низкий”, “письменный”, а особо творческая натура может казать “волшебный” или “сказочный”. Как видно, прилагательные придают любому высказыванию индивидуальность и проявляют личностные характеристики говорящего или пишущего. Но и не только это.

Имя прилагательное – это конкретизация речи, выделение именно того самого стола из ряда похожих. Это характеристика, подчеркивание индивидуальных особенностей, называние существенных признаков. И, кроме того, это украшение нашей речи. Ведь без прилагательных любая фраза была бы подобна голому скелету. Простая констатация фактов, без какого-либо творчества. По сути, только прилагательное дает такие безграничные возможности для сравнений, для поэтичности, для красоты. Если существительные и глаголы – это скелет высказывания, то прилагательное – это его душа, возможность стать особенным, непохожим ни на какие другие.

Именно поэтому данная часть речи является одной из основных. И именно поэтому без нее не обойдется ни один литературный текст.

Сочинения по темам:

  1. Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной…
  2. Существует мудрая поговорка: “Друзья познаются в беде”, и это правда. Друг это тот человек, которому можно доверять. Я думаю, что…

Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в художественной, им отчасти публицистической, речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, — самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства.

Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах… (П.). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (П.). Нередко прилагательные характеризуют и поведение героя, хотя в этом случае с ними успешно конкурируют глаголы; ср.:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах так

небрежен!

(А.С. Пушкин)

При этом предпочтение отдается кратким формам прилагательных, берущим на себя предикативную функцию.

В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете
(М. Г.). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.

В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Купр.). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах.

В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов — все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел. Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны…): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».

Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Поэтому замечания опытных писателей о стиле молодых авторов особенно часто касаются употребления прилагательных. Так, М. Горький обратил внимание на стилистическую беспомощность одного из начинающих литераторов, «украсившего» речь прилагательными: Бессмысленная, вялая какая-то, скучная смерть веяла ровным дыханием. Горький пишет: «Это очень характерная фраза для вас. А ведь в ней, несмотря на три определения понятия «смерть», — нет ясности. Сказать «вялая смерть» и прибавить к слову «вялая» — «какая-то» — это значит подвергнуть сомнению правильность эпитета «вялая». Затем вы добавляете — «скучная», — к чему это нагромождение?».

При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».

Тема:
Для
чего
нужны
прилагательные
?

Вводный урок
» на тему: «Для чего нужны прилагательные?» по принципу исследования предполагает групповую деятельность учащихся, согласно педтехнологии «обучение в сотрудничестве.

Цель
: 1. исследование особенностей употребления прилагательных в речи

2. развитие проектно- исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, анализа, обобщения в виде проекта); развитие информационно-коммуникативной компетенции

3. воспитание ответственности учащихся за общий результат групповой деятельности (формирование умений сотрудничества)

Неряшливый — грязный, аккуратный

Мудрый – умный, глупый

Отважный – храбрый, трусливый

Равнодушный – безразличный, инициативный

Знаменитый – популярный, неизвестный

Ласковый – нежный, грубый

Жестокий – беспощадный, добрый

В каких случаях мы употребляем подобные прилагательные? (когда характеризуем человека)

В литературе – оценочные слова

Вывод№5:
прилагательные используются в портретном описании и как слова оценочного характера.

4).Обобщим результаты исследования
: — какова главная функция прилагательных? (описательная). Использование их в художественном тексте в качестве эпитетов, как оценочные слова.

Работа над составлением проектов: мы начали изучать прилагательные, в дальнейшем эта работа завершится итоговым проектом по теме «Имя прилагательное». Сегодня начнём первую страницу проекта. В каждой группе распределим обязанности: а) «теоретики»
(обобщить знания, полученные в результате исследования), б) «творческие люди»-
подобрать загадки, стихи, пословицы с использованием прил. чтобы это красиво оформить нужны в) «художники
»
и г)«сочинители
» — вам предлагается текст к репродукции одной из самых известных картин И. Левитана «Март». (Пейзажи настроения). Как вы заметили, в нём не хватает прилагательных. Вставьте недостающие слова, чтобы получился интересный весенний текст.

Вот и закончилась… зима. Март! … солнышко согрело … берёзки, и их вершины кажутся …. Снег становится … . На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. …..воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.

5). Защита и обсуждение проектов
каждой группы (сравнивание).

6). Итоги урока, дом. задание
: в любом художественном найти и выписать отрывок с множеством прилагательных, определить их роль в данном эпизоде.

Прилагательное играет большую роль в речи потому, что, во-первых, оно обозначает признаки предметов, во-вторых, украшает нашу речь. И, наконец, они могут являться средством художественной выразительности — эпитетами.

Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предмета в языке есть специальные слова — имена прилагательные.

Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть, даже еще богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится (Бабайцева, 1993: 109).

Отличительным признаком употребления имен прилагательных в разных функциональных стилях является преобладание относительных прилагательных в научном, официально-деловом стилях и обилие качественных прилагательных в художественной речи. В этом проявляется влияние экстралингвистических факторов, определяющих семантико-тематический отбор качественных слов в текстах разного содержания и функционально-стилевой принадлежности (Голуб, 1997: 337).

Так, обращение к относительным прилагательным в законодательных документах обусловлено необходимостью частого выражения в них отношений между лицами и государством, лицами и предметами и т.д. Немало прилагательных выполняют роль терминов, а также входят в состав устойчивых словосочетаний-терминов и собственных имен (около 30%): Содружество Независимых Государств, Государственная Дума, федеральные войска.
Показательно, что в официально-деловом стиле наиболее употребительны краткие прилагательные со значением модальности. Как правило, они указывают на долженствование или предписание: Каждый гражданин обязан; Письменные сделки должны быть подписаны лицами, их совершившими; Вызов экспертов обязателен
(Голуб, 1997: 338).

В деловых документах прилагательные этой группы составляют 75% от всех кратких форм, в то время как в научных текстах их употребление отмечается крайне редко, а в художественной речи они практически не встречаются.

В публицистическом стиле также происходит специализация некоторых семантических групп прилагательных, которым отводится особое место в составе оценочной лексики, несущей большую экспрессивную нагрузку. Это такие прилагательные, как дремучий, разнузданный, махровый, оголтелый, обвальный
и т.д. В публицистической речи они выступают указателями наивысшей степени качества, передаваемого существительными, к которым относятся.

Однако было бы неверно исключать из состава прилагательных, используемых в книжных стилях, общеупотребительные лексемы, которые, как правило, представлены в любом тексте; например в научной монографии:

Применение математических методов в психологии… сопряжено с огромными трудностями, и прежде всего потому, что построение вероятностной модели явления
достаточно тонкая задача, требующая подчас даже больших усилий, чем последующая работа математика с такой моделью
(Голуб, 1997: 343).

В книжных стилях прилагательные, выступающие в чисто информативной функции, не употребляются в переносном значении и не допускают синонимических замен в случае терминологизации, например:

Готовая к выпуску книга включает помимо авторского текста ряд дополнительных текстов.… Поэтому появилась необходимость отличать объем литературного произведения, оплачиваемого автору, от полного объема книги. Для этого введена единица измерения
издательский лист. Для измерения количества бумаги, идущей на изготовление книги, служит печатный лист.

Такое употребление прилагательных, исключающее установку на эстетику речи и преследующее лишь практическую цель, соответствует функционально-стилевой специфике использования морфологических ресурсов языка.

Потенциальные же изобразительно-выразительные возможности имени прилагательного реализуются в художественной и публицистической речи, предоставляющей в распоряжение стилистики обширный материал для наблюдений. Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в названных стилях речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, — самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства (Голуб, 1997: 350).

Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах…
(Пушкин). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые
(Пушкин).

В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете
(М. Горький). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.

В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный.
Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка
(Куприн). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах (Голуб, 1997: 351).

В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов
все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел.
Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны…
): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».

Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Поэтому замечания опытных писателей о стиле молодых авторов особенно часто касаются употребления прилагательных.

При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву
»… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь
». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду» (Голуб, 1997: 352).

Изученный нами материал об особенностях функционирования прилагательных в разных стилях речи стал лингвистическим обоснованием разрабатываемой нами проблемы развития речи младших школьников.

В результате анализа лингвистической литературы установлено следующее:

1. Имя прилагательное как знаменательная часть речи не имеет однозначного решения в аспекте рассмотрения его объёма и содержания. В широком понимании в прилагательное включаются порядковые числительные, отдельные местоимённые слова, которые также обозначают признаки предметов или указывают на них. В нашей работе представлено традиционное понимание имени прилагательного как части речи, обозначающей признак предметов и выражающей его в словоизменительных категориях рода, числа и падежа, в предложении обычно выступающее в функциях определения и именной части составного именного сказуемого.

2. По значению и грамматическим характеристикам имена прилагательные делятся на 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные. Данная классификация используется в школьной практике и принята в нашей работе. Нами рассмотрены и другие классификации прилагательных, в частности, предложенная в «Русской грамматике», которая предполагает деление прилагательных на два лексико-грамматических разряда: качественные и относительные, относительные, в свою очередь, — на собственно-относительные, порядковые и местоименные, собственно-относительные — на непритяжательные и притяжательные. Другой вариант классификации прилагательных предполагает деление их на знаменательные и местоименные; знаменательных прилагательных — на качественные и относительные; относительных — на собственно-относительные и порядковые, собственно-относительных — на непритяжательные и притяжательные.

3. Имя прилагательное, как и имя существительное, имеет грамматические категории рода, числа и падежа. В работе описано различие этих грамматических категорий у названных частей речи: у существительных они семантически значимы, у прилагательных зависят от существительных, не связаны с фактами реальной действительности, в результате чего являются словоизменительными.

4. В речи имена прилагательные играют важную роль. Они обозначают признак предмета, украшают нашу речь, могут выступать средствами художественной выразительности — эпитетами. Богатая и гибкая система прилагательных содержит разносторонние изобразительно-выразительные возможности, которые реализуются эстетической функцией этой части речи. Прилагательное также выполняет информативную функцию и используется для сужения объема понятия, выражаемого существительными, что делает прилагательное незаменимым во всех стилях, но особенно когда возникает необходимость в конкретизации значения, выраженного предметным словом.

В дипломной работе рассмотрена роль прилагательных в различных стилях речи. Прилагательные делают речь более точной, в деталях представляют объект, внешний вид человека, его характер, поступки и т.д. Эта функция прилагательных особенно важна для развития речи младших школьников. Формирование умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи, кроме расширения и обогащения словарного запаса младших школьников, способствует развитию у них умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов окружающей действительности. Решению задач развития речи младших школьников в процессе использования имён прилагательных и посвящена следующая глава.

Введение

Несмотря на богатство и красоту русского языка, наша речь порой выглядит очень скудной. Нас волнует вопрос, как можно сделать ее более интересной, образной, впечатляющей?

Попробуйте рассказать
о русской зиме человеку, живущему в другой стране. Мы можем словами нарисовать такой пейзаж: «Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки». Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные. Посмотрите, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграет» всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: «Пришла холодная зима. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки».

Мало просто назвать окружающие нас предметы, нужно суметь отличить их друг от друга. Сделать это можно по различным признакам: форме, цвету, весу, вкусу, запаху и т.д. И первые помощники людям в этом деле прилагательные. Это они бесконечно отвечают на вопросы: какой? какая? какие? Это благодаря прилагательным утро становится солнечным и добрым, мама – веселой, красивой и любимой, суп – вкусным и аппетитным, книжка – интересной, увлекательной, задачка – легкой, а ты – умным.

Мы знаем, что
имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Оно обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют — создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир.
Имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст.

Мы поставили перед собой проблему: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные?

Наша цель: изучение текстов и определение роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном и разговорном по трем параметрам:

  1. Частота употребления прилагательных;
  2. Значение, в котором они употребляются;
  3. Роль прилагательных в речи.

Для достижения поставленной цели мы изучили печатные издания (художественную литературу, учебники, словари, газеты) и интернет-ресурсы.

Глава I. Имя прилагательное как часть речи

  1. Прилагательное – самостоятельная часть речи

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой», «какая», «какие», «какое», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым (Приложение 1, Приложение 2).

Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют четыре разряда прилагательных: качественные, относительные, порядковые и притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Как правило, имеют следующие признаки:

  • Сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» (очень большой, слишком красивый, чрезвычайно умный).
  • Из качественных прилагательных возможно образовать: сложное прилагательное путем повтора (вкусный-вкусный, большой-большой), однокоренное прилагательное с приставкой не- (неглупый, некрасивый).
  • Имеют антоним (глупый — умный), а иногда и гипероним (большой – огромный).

Большинство качественных прилагательных, и только они, имеют две формы: полную (умную, вкусную) и краткую (умен, вкусен). Полная форма склоняется по числам, родам и падежам. Краткая форма не склоняется. В предложении краткая форма употребляется как сказуемое, а полная – обычно как определение.

Существуют три степени сравнения качественных прилагательных: положительная (красивый), сравнительная (красивее) и превосходная (красивейший).

Положительная степень обозначает, что предмет (группа предметов) обладает неким признаком (красивый дом). Сравнительная степень обозначает, что признак у одного предмета (предметов) выражен сильнее, чем у другого предмета (предметов) (лев больше, чем волк). Превосходная степень обозначает, что предмет (набор предметов) обладает неким признаком в большей степени, чем все остальные предметы той же группы (сильнейший футболист в нашей команде, лучший хирург в стране).

Относительные прилагательные обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Выражают отношение предмета к другому предмету (дверной), материалу (железный), свойству (стиральный), времени (январский), месту (московский), единице измерения (пятилетний, двухэтажный) и т.д. Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу (отцовский, сестрин, лисий). Отвечают на вопрос «чей». Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Границы лексико-грамматических разрядов прилагательных подвижны. Так, притяжательные и относительные прилагательные могут приобретать качественное значение: собачий хвост (притяжательное), собачья стая (относительное), собачья жизнь (качественное).

Прилагательные склоняются по падежам и числам, а в единственном числе по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется.

Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото – болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный. Прилагательные также могут образовываться путем словосложение двух основ: бледно-розовый, трехлетний.

Глава II. Роль имени прилагательного в речи

Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.

Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.

  1. Художественный стиль

Литературно-художественный стиль – функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании характеристики героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Прилагательные делают художественный текст красивее, образнее, как правило, в тексте часто выступают в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся.

Обратимся к отрывку из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:

…- Постой,

Отвечает ветер
буйный
,

Там за речкой
тихоструйной

Есть
высокая
гора,

В ней
глубокая
нора;

В той норе, во тьме
печальной
,

Гроб качается
хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того
пустого
места.

В том гробу твоя невеста…

Здесь автор использует имена прилагательные, как в прямом (высокая гора, глубокая нора, гроб хрустальный, пустое место), так и в переносном (ветер буйный, за речкой тихоструйной, во тьме печальной) смысле, делая текст образным, живописным и ярким. С помощью прилагательных (буйный, могуч) автор уподобляет ветер живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием ветер.

Примеры прилагательных в художественных текстах, их роль и функции мы отобразили в таблице:

Художественное произведение

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

…Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На
мутном
небе мгла носилась;

Луна, как
бледное
пятно,

Сквозь тучи
мрачные
желтела,

И ты
печальная
сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под
голубыми
небесами

Великолепными
коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный
лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

Прилагательные помогают более ярко и выразительно описывать предмет. Здесь уже присутствуют не просто прилагательные, а художественное образное определение – эпитеты.

И.С. Соколов-Микитов «Зимний лес»

Зимой и летом, осенью и весною хорош
русский
лес! В
тихий зимний
день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься.
Глубокие
и
чистые
лежат под деревьями сугробы. Над
лесными
тропинками
кружевными белыми
арками согнулись под тяжестью инея стволы
молодых
берез.
Тяжелыми
шапками
белого
снега покрыты
темно-зеленые
ветви
высоких
и
маленьких
елей.

Идешь по
зимнему тихому
лесу и не налюбуешься.
Высокие, недвижные
спят сосны.
Синеватые
тени их
стройных
стволов лежат на
белых нетронутых
сугробах.

Невидимой
жизнью полнится
зимний
лес. От дерева к дереву тянутся
легкие беличьи
следы,
маленькие мышиные
и
птичьи
следочки.

Прилагательные создают образ зимнего леса, рисуют картину природы, которую легко себе представить. Характеризуют признаки зимнего леса, ярко, красочно описывают предметы, создают образную богатую картину, отражают эмоциональное восприятие, придают выразительность речи.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

…У лукоморья дуб
зеленый
;

Златая
цепь на дубе том

И днем и ночью кот
ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса – там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на
неведомых
дорожках

Следы
невиданных
зверей;

Избушка там на
курьих
ножках

Стоит без окон, без дверей…

Проанализировав фрагменты из нескольких произведений А.С. Пушкина и произведения И.С. Соколова-Микитова, мы пришли к следующим выводам:

  1. Роль прилагательных в художественном стиле трудно переоценить. Так в отрывках из произведений А.С. Пушкина прилагательные составили 31-34 %;
  2. В художественном стиле прилагательные в основном используются в переносном значении, являются эпитетами, служат для создания метафор, т.е. являются средством создания художественного образа.
  1. Публицистический стиль

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской. Прилагательные в этом случае в большинстве своем напоминают прилагательные художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

Для анализа мы обратились к статьям и информационным заметкам газеты «Магнитогорский металл»:

Статьи и заметки

Характеристика, функции, роль прилагательных

«В
минувшую
субботу
Магнитогорская
таможня
двадцатый
раз отметила
профессиональный
праздник.
Современная
таможня – один из
важнейших государственных
институтов. От того, как организована ее работа, во многом зависит эффективность многих отраслей
отечественной
экономики, качество
внешнеэкономических
связей России и, в конечном счете, уровень жизни россиян…»

Качественные прилагательные используются в превосходной степени.

«Вчера над
южными
районами
Челябинской
области прошла
небывалой
силы гроза. В ряде мест были повалены
телеграфные
столбы, порваны провода, с корнем вырваны
столетние
деревья.

К этому прибавилось еще одно
стихийное
бедствие:
ливневый
дождь местами вызвал
сильное
наводнение. Нанесен
некоторый
ущерб
сельскому
хозяйству. Временно было прервано
железнодорожное
и
автомобильное
сообщение между
соседними
районами».

Прилагательные уточняют место событий, характеризуют последствия событий.

В ходе наших наблюдений за статьями публицистического стиля мы сделали такие выводы:

  1. Количество прилагательных в публицистических статьях меняется; результаты исследования показали, что в выбранных нами статьях из газеты «Магнитогорский металл» прилагательные составляют 11-19 %;
  2. В публицистическом стиле в равной степени используются прилагательные в прямом и переносном значении;
  3. Прилагательные делают информацию более точной, конкретной, полной и образной.
  1. Научный стиль

Главное назначение научного текста, его лексики – обозначать явления, предметы, называть их и объяснять. Для усиления выразительности в научном стиле речи, в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая и т.д.

Для изучения научного стиля мы обратились к анализу некоторых статей из Толкового словаря русского языка В.И. Даля:

  • Лодка, лодочка, лодчонка
    ж. –
    гребное
    судно вообще;
    небольшое
    судно для
    речного
    и
    прибрежного
    плавания.
    Канонерская
    лодка

    военное
    мелкое
    судно, с одною или двумя пушками
    большого
    калибра.
    Набойная
    лодка
    – с набоями, насадами, поднятыми бортами.
  • Опупок
    м.
    опупь
    ж.
    опупье
    ср. –
    округлый
    холм,
    пологая
    и
    ровная
    горка;
    округлая
    вершина горы;
    возвышенное
    место, образующее остров во время разлива. || Шишка, пуговка, выпуклость.
    У оленя до рогов появляются на лбу опупки. В числе украшений на
    серебряной
    посуде бывали опупки.

А также к учебнику русского языка за 5 класс (первая часть):

  • Лингвистическая кладовая

В
современном
русском
языке существует
небольшая
группа имен
существительных
с очень
древними
приставками:
пра-
,
па
— и
су
-. В словах
пра
дед,
пра
бабушка,
пра
матерь,
пра
внук приставка
пра
— добавляет к корню значение «
отдаленная
степень
прямого
родства», в словах
пра
язык,
пра
родина ее значение – «
первоначальный
,
древний
».

В ходе анализа нами были сделаны следующие выводы:

  1. В текстах научного стиля прилагательные составляют примерно 5-10 %;
  2. В научном стиле прилагательные, как правило, употребляются в прямом значении, так как предназначены передавать точную информацию;
  3. Прилагательные делают научные сведения более конкретными, точными.
  1. Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, для обмена информацией по бытовым вопросам в непринужденной обстановке. Разговорный стиль речи характеризуется богатыми
изобразительными и выразительными возможностями языка. К средствам речевой выразительности часто обращаются поэты, писатели, публицисты.

Обычная форма разговорного стиля – диалог. Например, вот такой диалог мамы и дочери:

Мама, купи мне это платье.

Но оно такое
дорогое
!

Ну, мама, оно такое
красивое
и
элегантное
.

Нет, оно слишком
короткое
.

Ну, мама, оно ведь такое
строгое
, как я хотела!

Ладно, куплю я тебе это
черное
платье.

Мы видим, что без употребления имен прилагательных девочка не смогла бы уговорить маму купить ей платье.

Еще один диалог из произведения для детей Надежды Купавы «Тигр»:

Вот, мама, скажи, тигр какой?-

Доченька, он
полосатый
,

Бывает и
добрый
, и
злой
…-

А дочка: — Еще
усатый
!

И мордочка, как у кота.

Глаза такие
большие
!

А где от ушей до хвоста

Ему полоски пришили? –

Он, дочка, родился такой.

Папа и мама такие…

Таким образом, для разговорного стиля характерна эмоциональность, образность. Здесь есть большая свобода для выбора эмоциональных слов, в том числе прилагательных. К сожалению, люди в разговорной речи очень часто исключают прилагательные, видимо в целях экономии времени. Но наш пример доказывает, что порой мы не можем без них обойтись.

Заключение

Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке.
Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и непонятна.

Имена прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом различные функции:

  • передача более точной информации,
  • создание художественного образа,
  • обмен информацией по бытовым вопросам.

Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На наш взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи. Приятно беседовать с человеком, который использует имена прилагательные в своей речи для описания предметов и их качеств.

Библиографический список

  1. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. М.: Астрель: АСТ, 2006. 349 с.
  2. Интернет-портал
    https://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. Пушкин А. С. Стихотворения. М.: Русская книга,1998. 336 с.
  4. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций: в 2 ч. Ч.1; под ред. А.Д. Шмелева. М.: «Вента-Граф», 2014. 304 с.
  5. Соколов-Микитов И. С. Русский лес. М.: Эксмо, 2014.
  6. Электронные образовательные ресурсы
    http://festival.1september.ru/
    http://znanija.com/

Приложение 1

Приложение 2

Отличительные признаки прилагательного

Грамматические признаки

Имя прилагательное

  1. На какой вопрос отвечает?

Какой? Чей?

Высокий человек, красивая песня

  1. Что обозначает?

Признак предмета

  1. К какому слову в предложении относится?

К имени существительному:
чистый воздух

  1. Как изменяется?

По падежам, числам и родам:
высокие сосны, острая боль, морской воздух

  1. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)?
  1. Определение:
    Высокие сосны трещали от стужи.
  2. Именная часть сказуемого:
    Воздух чистый и прозрачный.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

ФИО руководителя проекта

Коновалова Елена Викторовна

Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы

«МОУ СОШ № 32»

ФИ учащихся

Сличенко Елизавета

Место учебы, класс

Ученица 5 класса «МОУ СОШ №32»

Предметный раздел

Русский язык

Межпредметные связи

Литература, информатика.

Уровень владения учениками проектной технологией

Начальный уровень

Тема проекта

Проект «Роль имен прилагательных в речи »

Вид проекта

Информационно-исследовательский проект с использованием межпредметных связей; по продолжительности – краткосрочный.

Цель проекта

Цель проекта —
научиться употреблять прилагательные в своей речи.

Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки о прилагательных, изучить их функции в различных стилях языка.
Выявить роль прилагательных в различных функциональных стилях речи.

Задачи

Собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию о прилагательных;

Изучить тексты разных стилей

Выяснить частоту употребления прилагательных и их роль в тексте разных стилей.

Формировать умение правильно использовать их в речи.

Этапы работы (перечень из содержания)

Формирование темы исследования;

Подготовка презентации;

Защита проекта;

Коллективное обсуждение, результаты оценки.

Реальность реализации и практическая ценность проекта

Краткое описание выполненного проекта

Реализуя проектную идею, школьница узнала много о функциональных стилях, употреблении прилагательных в разных стилях речи.

Проанализировала тексты разных стилей.

Усвоила значение понятия «стили речи». А также пришла к выводу, что прилагательные используются во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом

Разные функции. Ученица научилась самостоятельно

находить необходимую информацию, делать ее анализ, обобщать материал, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Участница проекта пришла к выводу: необходимо постоянно знакомиться с текстами разных стилей, использовать прилагательные в речи, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

Презентация проекта

Защита проекта проходила в классе. Предполагается представление на школьной научной конференции.

Особенности реализации проекта

Постановка задачи ученикам

Формировать умение правильно использовать в речи прилагательные, работать со справочной литературой, с Интернет ресурсами, составлять презентацию.

Ход выполнения проекта

ПЕРВЫЙ ШАГ: ученица выдвинула проблему: во всех ли функциональных стилях необходимы прилагательные?

ШАГ ВТОРОЙ: — ученица собрала воедино, проанализировала и обобщила имеющуюся в справочной литературе информацию о стилях речи, роли прилагательных.

ТРЕТИЙ ШАГ: — проанализировала тексты разных стилей.

Оформление материала.

Защита проекта.

Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом

Методы исследования, наблюдения, логический анализ, метод обобщения.

Приемы работы:

Изучение различных источников;

Работа с документами;

Подбор текстов;

Работа в сети Интернет.

Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения

Требуемое оборудование для проведения проекта
(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)

Microsoft Word, Internet Explorer, программы для сканирования и обработки изображения, Power Point.

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта

Оценка работы осуществляется по следующим критериям:

тема проекта раскрыта полностью. Вывод: необходимо постоянно знакомиться с текстами различных стилей. Использовать прилагательные в речи, чтобы речь стала точнее, богаче.

Примеры работ

Примеры ученических работ

Презентация

Рефлексия по итогам работы

Отклики учеников

Работа над проектом заинтересовала пятиклассницу.

Перспективы развития проекта

Провести классные часы об использовании прилагательных в разных стилях речи для учащихся младших классов.

Мнение учителя (руководителя проекта)

На что следует обратить внимание при проведении проекта

Что можно улучшить при проведении подобного проекта

Создать подборку текстов региональных писателей для выявления роли прилагательных в разных стилях.

Подписи к слайдам:

Информационно-исследовательский проект «Роль имени прилагательного в речи» Подготовила: Сличенко Елизавета учащаяся 5 класса МОУ СОШ № 32

Актуальность темы

Проблема: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные? Цель: изучение текстов и определение роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном и разговорном.

Имя прилагательное Прилагательное Краткая и полная формы Окончание Именная часть сказуемого Род Число Падеж Какой? Какая? Какие? Чей? Признак предмета Зависит от существительного Изменяемость Согласованное определение

Роль имени прилагательного Художественный стиль Публицистический стиль Научный стиль Разговорный стиль

Художественный стиль «… — Постой, — Отвечает ветер буйный, — Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста…» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки. И.С. Соколов-Микитов «Зимний лес»

Публицистический стиль «В минувшую субботу Магнитогорская таможня двадцатый раз отметила профессиональный праздник. Современная таможня — один из важнейших государственных институтов. От того, как организована её работа, во многом зависит эффективность многих отраслей отечественной экономики, качество внешнеэкономических связей России и, в конечном счёте, уровень жизни россиян…» Газета «Магнитогорский металл», октябрь 2014 год

Научный стиль ЛОДКА, лодочка, лодчонка ж. – гребное судно вообще; небольшое судно для речного и прибрежного плавания. Канонерская лодка – военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большого калибра. Набойная лодка – с набоями, насадами, поднятыми бортами. В.И. Даль «Толковый словарь русского языка» В современном русском языке существует небольшая группа имен существительных с очень древними приставками: пра -, па — и су -. В словах пра дед, пра бабушка приставка пра — добавляет к корню значение « отдаленная степень прямого родства», в словах пра язык, прародина ее значение – « первоначальный, древний ». Учебник «Русский язык» 5 класс, часть первая

Разговорный стиль — Мама, купи мне это платье. -Но оно такое дорогое. -Ну, мама, оно такое красивое и элегантное. -Нет, оно слишком короткое. -Ну, мама, оно ведь такое строгое, как я хотела. -Ладно, куплю я тебе это чёрное платье.

Роль имени прилагательного Художественный стиль – 31-34 %; Публицистический стиль – 11-19 %; Научный стиль – 5-10 %.

Прилагательное

Спасибо за внимание!


Adblock
detector