С временем бесцельно спорить не воротишь ничего как пишется

Воротить1, -рочу, -ротишь; сов., перех. 1. разг. то же, что вернуть1 в 3 знач.. люди отвечали, что андрей гаврилович уехал

android bar znachenije

  • ВОРОТИ́ТЬ1, —рочу́, —ро́тишь; сов., перех.

    1. Разг. То же, что вернуть1 (в 3 знач.). Люди отвечали, что Андрей Гаврилович уехал домой. Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно. Пушкин, Дубровский. Вронский воротил камердинера и велел принесть депешу. Л. Толстой, Анна Каренина. С временем бесцельно спорить: Не воротишь ничего. Где вы, утренние зори, Годы детства моего? Щипачев, С временем бесцельно спорить.

    2. Прост. То же, что вернуть1 (в 1 и 2 знач.). — Только свитки нельзя уже было воротить скоро. Пана обокрал на дороге какой-то цыган и продал свитку. Гоголь, Сорочинская ярмарка.

  • ВОРОТИ́ТЬ2, —рочу́, —ро́тишь; несов. Прост.

    1. (сов. поворотить) перех. Отворачивать в сторону, назад. Лошади от ветра воротят морды назад. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». Входит денщик с лампой. Он воротит голову от света и жмурится. Куприн, Свадьба.

    2. (сов. своротить) перех. Валить, сдвигать что-л. тяжелое, громоздкое. — [Я] сам видел, как он [Ерш] крышу с дому воротил. Гл. Успенский, Нравы Растеряевой улицы.

    3. чем. Управлять, распоряжаться большими делами, предприятиями. Воротил старшой [купец] миллионами. Строил к дому дом да с колоннами. Маяковский, Сказка про купцову нацию…

    Воротить нос (или
    морду, рыло)
    от кого-чего (
    прост.) — относиться к кому-, чему-л. с презрением, пренебрежением. С души воротит (
    прост.) — противно, тошно, нет сил терпеть что-л.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • ВОРОТИ’ТЬ1, рочу́, ро́тишь, сов. 1. кого-что. Заставить вернуться назад, возвратить (разг.). В. с полдороги. 2. что. Отдать обратно, возвратить (простореч.). В. взятые взаймы деньги. 3. что. Получить обратно, возвратить себе (простореч.). Отдать деньги легко, да в. их трудно.

  • ВОРОТИ’ТЬ2, рочу́, ро́тишь, несов. (простореч.). 1. без доп. Поворачивать, сворачивать. Вороти с дороги! 2. чем. Управлять, распоряжаться; то же, что ворочать во 2 знач. Он здесь всем воротит.

    Рыло (морду, рожу) или
    нос воротить
    от кого-чего (вульг. простореч.)
    — отвертываться от кого-чего-н., относиться к кому-чему-н. с презрением, пренебрежением.

    С души воротит
    от чего (разг. фам.)
    — противно что-н., нет сил терпеть что-н.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • вороти́ть I

    1. разг. то же, что вернуть; заставить вернуться Приходит весна, зеленеют поля, древеса одеваются новым листвием, а кого нет ― того не воротит и весна. Б. В. Шергин, «Пушкин Архангелогородский», 1930-1960 г. (цитата из НКРЯ)

    2. прост. получить обратно что-либо утраченное, отданное, вновь обрести Великий князь Иван III, подбирая последние самостоятельные русские миры, в то же время заявил в борьбе с Польшей, что объединенная Великороссия не положит оружия, пока не воротит всех остальных частей Русской земли, оторванных соседями, пока не соберет всей народности. В. О. Ключевский, «Русская история. Полный курс лекций. Лекции 41-53», 1904 г. (цитата из НКРЯ)

    3. прост. отдать обратно, взятое у кого-либо

  • вороти́ть II

    1. прост. отворачивать в сторону, назад Принесла домой, а Марья от него нос воротит: «Ты рожала, ты и выхаживай». И. Грекова, «Перелом», 1987 г. (цитата из НКРЯ)

    2. прост. валить, опрокидывать, сдвигать что-либо тяжёлое, громоздкое Тут взводень, вал морской, горой ходит, песок со дна воротит. Б. В. Шергин, «Отцово знанье», 1930-1960 г. (цитата из НКРЯ)

    3. прост. управлять, распоряжаться большими делами, предприятиями Короче, опять администрация воротит, что ее левая нога возжелала? Красота, здоровье, отдых: Медицина и здоровье (форум), «2005» (цитата из НКРЯ)

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR bot

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова патриаршество (существительное):

Ассоциации к слову «воротить&raquo

Синонимы к слову «воротить&raquo

Предложения со словом «воротить&raquo

  • – Хватит нос воротить, ищи след, – прикрикнул капитан, словно какой-нибудь собаке.
  • Мэриан без конца носит из библиотеки, и случается, я беру и прочитываю несколько глав, – но рано или поздно натыкаешься на такое место, что с души воротит.
  • – Полная кошёлка у него костей и даже мяса ему жильцы положили, а он только морду воротит.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «воротить»

  • — Матушка моя! родная ты моя! — завизжала она. — Не выходи за него замуж! не выходи за него, а упроси его, матушка, чтоб воротил Фому Фомича! Голубушка ты моя, Настасья Евграфовна! все тебе отдам, всем тебе пожертвую, коли за него не выйдешь. Я еще не все, старуха, прожила, у меня еще остались крохи после моего покойничка. Все твое, матушка, всем тебя одарю, да и Егорушка тебя одарит, только не клади меня живую во гроб, упроси Фому Фомича воротить!..
  • — Не пускает, все лезет ко мне: вот и в острог теперь все ходит ко мне. А что, сударь, коли я в Сибирь уйду, он никогда уже не может меня к себе воротить?
  • Погуляев. Послушай, вот тебе мой совет: загуляй лучше — может быть, и позабудешь об невесте либо приедешь туда пьяный, и тебя прогонят, откажут тебе — это еще может тебя спасти. Напьешься — проспишься, а женишься, уж не воротишь.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Представительниц прекрасного пола, вне зависимости от возраста и национальности, часто интересует вопрос, стоит ли писать или звонить мужчине первой. Он действительно актуален, если вы находитесь в начальной стадии отношений. Предлагаем разобраться, в каких ситуациях это можно делать, а в каких нет, чтобы не показаться навязчивой.

Когда можно проявлять инициативу

После первого свидания девушки волнуются, если мужчина долго не звонит и не пишет

Чаще всего вопрос, стоит ли писать или звонить мужчине первой, возникает у дам после свидания. Знакомство вживую прошло, это было волнительно для двоих, и все могло пойти не по желаемому сценарию.

Если он после встречи молчит, девушки начинают нервничать, не понимая, понравились они или нет, и есть ли какая-то перспектива в дальнейшем.

Звонить первыми многие женщины не хотят, даже если потенциальный партнер сильно понравился. Дамы боятся показаться навязчивыми. Когда же можно это делать?

Весомый повод набрать молодого человека или написать ему вскоре после встречи — если вы что-то оставили у него в машине или дома. Это зависит от того, где проходило свидание или знакомство.

Повод не должен быть надуманным. Такая фальш легко чувствуется.

Если парень сам вам не пишет и при этом в мессенджерах или социальных сетях не появляется с момента встречи, а прошло уже 1 — 2 дня, поинтересуйтесь все ли с ним в порядке.

Приглашать на свидание должен мужчина

Свидание прошло на позитивной ноте и в целом вы друг другу понравились? Можете смело написать парню через 1 — 2 дня. Поинтересуйтесь как у него дела. Не исключено, что вы понравились, просто человек был занят по работе и т. д.

Если мужчина прочел сообщение, но не ответил на него в течение длительного времени или в ходе разговора был холоден, отстранен, отвечал односложно — скорее всего, вы ему не очень понравились.

Дамы хотят понять понравились ли они, но боятся показаться навязчивыми

Иногда вопрос можно ли писать первой, возникает у дам, которые знакомятся с мужчинами на сайтах или в приложениях для знакомств. Разработчики за счет матчей и возможностей поставить лайк облегчают путь к диалогу. С их помощью дама дает понять, что молодой человек приглянулся.

Иногда можно написать первой, посмотрев анкету парня или глянув, какие у него интересы на стене/в ленте. Начинайте общение с приветствия и тем, которые вам близки. Проявлять подобную инициативу не зазорно, пока речь идет о простом общении в сети или мессенджерах.

Приглашения на свидание в большинстве случаев лучше дождаться от мужчины. Иначе вы рискуете стать слишком легкой и не интересной «добычей».

Вопрос, стоит ли писать парню или мужчине может возникать и в дальнейшем. Чаще всего девушки задумываются об этом после ссоры. По умолчанию считается, что первым должен звонить тот, кто был виноват.

Видите свою вину в сложившейся ситуации? Не стесняйтесь признавать ошибки и просить извинения за свое некорректное поведение у потенциального партнера. Это не умаляет вашего достоинства в глазах другого человека. Напротив, мужчина видит, что вы взрослый человек, который умеет идти на компромиссы и признавать неправоту.

Когда не нужно писать и звонить первой

Звонить или переписываться желательно в свободное от работы время

Чего точно нельзя делать — это писать или звонить по несколько десятков раз в день, особенно если человек не отвечает или отвечает односложно. Он может быть занят, а активность и напор легко оттолкнут любого потенциального претендента на руку и сердце.

Не стоит дергать мужчину в течение рабочего дня. У человека могут быть важные переговоры или сложные задачи. Любые сторонние сообщения и разговоры будут отвлекать его. Если мужчина, с которым у вас завязалось общение, работает, в течение дня ничего не пишите ему.

В такой ситуации вы можете вступать в диалог, если он сам проявит инициативу и при условии, что вы сами не будете заняты.

В случае ссор и серьезных размолвок, когда был неправ мужчина, даме также не стоит звонить первой. Установка: кто инициирует разговор, тот виноват, срабатывает у представителей обоих полов.

Если мужчина не видит свою вину, отказывается ее признавать и не ищет других шагов к примирению и попыток поговорить об этом, значит, он не сильно заинтересован в женщине.

Почему активно проявлять инициативу первой вначале отношений некрасиво

Влюбленный мужчина, переписывающийся сутками напролет — фантазия дам. В реальности есть работа и прочие житейские проблемы

Мужчины неоднозначно относятся к излишне активным дамам. Когда женщины сами инициируют общение и делают это чаще, чем другому человеку нужно — это начинает раздражать. У потенциального партнера складывается мнение, будто дама ничем не занята и никто ею больше не интересуется.

Образ истосковавшейся по мужскому вниманию девушки, даже привлекательной внешне, всегда отпугивает.

Если девушка позвонила первой, и она молодому человеку нравится, это может быть стать приятным знаком внимания с ее стороны, но при условии, что дама не будет звонить бесцельно и выпрашивать у мужчины внимания. Пустыми и бесцельными разговорами девушки заставляют парней ощущать себя объектами, которые нужны в качестве развлечения, когда скучно.

Мужчина действительно может быть занят. Если вы понравились в течение нескольких дней он сам вам напишет

Решившись на звонок или разговор с парнем первой, обязательно продумайте пару тем или новостей, которые могли бы быть интересны вам обоим. Это поможет избежать неловких пауз.

Точно не стоит настаивать на продолжении разговора, если мужчина дает вам понять, что он занят или ему неудобно сейчас общаться.

Подведем итоги

В вопросе стоит ли писать или звонить мужчине первой, если он молчит очень много нюансов. Правильный ответ будет зависеть от контекста. Проявить инициативу, чтобы познакомиться для девушек уже не считается зазорным. При этом приглашения на свидание лучше дождаться от мужчины.

Первое время инициатива общения должна идти со стороны молодых людей. Если парень вам нравится, отвечайте смело, демонстрируя ответный интерес и симпатию.

В дальнейших отношениях подобные вопросы возникают только после ссор. В этих ситуациях на примирение и первый шаг к нему обычно идет тот партнер, который повел себя неправильно.

С временем бесцельно спорить не воротишь ничего как пишется

Suzuki Vitara второго поколения дебютировала в 2014 году, спустя аж восемь лет после ухода со сцены предшественницы. Но на надежности, как оказалось, это не отразилось: проблем с ней минимум!

С временем бесцельно спорить не воротишь ничего как пишется

Даже рестайлинг 2019 года был консервативен: ретушь внешности при отсутствии значимых изменений в технике

Рецепт долголетия Витары тот же, что применяет в своей практике Toyotа: простота конструкции и консерватизм.

Взять хоть четырехцилиндровый мотор 1.6 из М-семейства, которое появилось еще в прошлом веке, два десятка лет назад. Атмосферный агрегат М16А с обычным распределенным впрыском не блещет темпераментом, но популярен (93% автомобилей) и надежен. Разумеется, не раз модернизировался и подгонялся под ужесточающиеся эконормы, однако живучесть и ремонтопригодность сохранил. Даже при нещадном к себе отношении служит под 300 тысяч километров. Причем далее чугунные гильзы в алюминиевом блоке цилиндров прекрасно переносят расточку. А вдобавок имеется этакая по нынешним дням невидаль, как два ремонтных размера поршней.

С временем бесцельно спорить не воротишь ничего как пишется

Последняя версия мотора 1.6 имеет облегченные коленвал, шатуны и поршни. А благодаря измененным нейтрализатору и системе рециркуляции вписывается в нормы Евро-6

Среди самых популярных причин перебоев в работе топливо не значится: к разбросу качества бензина мотор толерантен. Чаще случаются тривиальные пропуски искры (свечи зажигания лучше менять каждые 20—25 тысяч километров). Еще одна банальная причина неустойчивой работы на холостом ходу — время от времени нуждающаяся в чистке дроссельная заслонка. Периодичность этой процедуры, помимо прочего, зависит от регулярности замены воздушного фильтра и от качества самого элемента, но чистка редко требуется ранее 50—60 тысяч километров. А клапанный механизм даром что лишен гидрокомпенсаторов: на деле нехитрая процедура регулировки при помощи шайб ­едва ли понадобится ранее ­100—120 тысяч километров.

С временем бесцельно спорить не воротишь ничего как пишется

С таким расположением ЭБУ не переусердствуйте с мойкой моторного отсека

Конечно, сломать можно все — как ту японскую бензопилу из анекдота про русских мужиков. Например, ответственно нужно относиться не только к качеству моторного масла, но и к его уровню. Ведь «ответка» на недостаток смазки прилетает быстрая и неслабая — в виде гарантированного проворота вкладышей и задиров на шейках коленчатого вала и соответствующих подшипниках.

С временем бесцельно спорить не воротишь ничего как пишется

Штатное место рассчитано только на установку «мелкокалиберного» аккумулятора

А несанкционированные потери масла вполне возможны — после 120—150 тысяч километров через задубевшие и изношенные сальники клапанов. Если проигнорировать их замену, к списку транжир добавятся и залегшие поршневые кольца. Благо, как правило, помогает раскоксовка.

А вот цепь в приводе газораспределительного механизма более критично относится именно к качеству смазки — хотя она раза в два массивнее, чем на моторах VAG. Легкосплавная головка блока цилиндров практически гарантированно коробится при перегревах. Так что внимательно следить нужно не только за чистотой радиатора, но и за самочувствием термостата (80 долларов оригинальный и от 15 аналоги) и насоса системы охлаждения (100 долларов фирменный и от 20 заменители). И пропуски газов через прокладку ГБЦ нечасто, но встречаются.

С временем бесцельно спорить не воротишь ничего как пишется

Турбомотор 1.4 производится с 2015 года и ставится еще на SX4 и Swift

Появившийся в 2015 году мотор с модным именем Boosterjet, турбокомпрессором и непосредственным впрыском не стал провалом. Ведь агрегат 1.4 с индексом К14С (7% автомобилей) вырос из К-серии моторов конца 90-х и, в отличие от коллег по цеху от других производителей, с рождения не страдал фатальными бедами наподобие разрушения поршней. Хотя с атмосферным старожилом М16А ему, конечно, тягаться сложно: в целом ресурс меньше примерно на 50 тысяч километров.

Турбокомпрессор Mitsubishi ­надежен, гидрокомпенсаторы в приводе клапанов не стучат без особых причин. Однако непосредственный впрыск бензина критичнее к качеству топлива, а впускные клапаны на порядок быстрее покрываются отложениями. Если для атмосферника растяжение цепи ГРМ ранее 150 тысяч километров — исключение, то на турбомоторах это иногда случается и через 100—120 тысяч километров. И холить систему охлаждения нужно еще ревностнее: двигатель К14С перегревается быстрее.

С временем бесцельно спорить не воротишь ничего как пишется

С временем бесцельно спорить не воротишь ничего как пишется

С временем бесцельно спорить не воротишь ничего как пишется

Требования к маслу у Suzuki очень демократичны. Во-первых, производитель ориентируется на общеотраслевой стандарт API SN, API SМ и даже устаревающий API SL. Во-вторых, требования к вязкости самые распространенные: от SAE 5W-30 до SAE 10W-40. Для ­атмосферного бензинового мотора межсервисные интервалы составляют 15 тысяч километров в обычных условиях эксплуатации и 7,5 тысячи километров — в тяжелых. Для турбоагрегата же они сокращены — до 10 тысяч и 5 тысяч километров соответственно.

Оригинальная жидкость в системе охлаждения двигателя имеет ресурс 150 тысяч километров или восемь лет эксплуатации. Для замены подойдет произведенная по «долговечной» гибридной ­органическо-кислотной технологии — например, G-Energy Antifreeze SNF 40. И не забудьте тщательно промыть систему перед заливкой свежего антифриза!

С полноприводной трансмиссией забот также немного. Контролировать утечки предписано при каждой второй замене моторного масла (то есть через ТО). Интервал замены оригинальных трансмиссионных масел в дифференциале заднего моста и раздаточной коробке — 150—160 тысяч километров. Советую не позже (а лучше раньше) этого срока менять и масло в АКП.

Требования стандартные: GL-5 SAE 75W-85 для дифференциала и раздатки и ATF Aisin Warner AW-1 для «автомата».

Трансмиссионное масло в МКП заменяется чаще, каждые 60—80 тысяч километров. При этом оно должно соответствовать стандарту производителя Suzuki ­99000-22B27-036. Это продукт уровня свойств ­GL-4, но редкой вязкости SAE 75W.

С временем бесцельно спорить не воротишь ничего как пишется

Таблица двигателей для автомобилей Suzuki Vitara (LY)
Модель Рабочий объем, см³ Мощность, л.с./кВт/об/мин Тип впрыска Годы выпуска Особенности
Бензиновые двигатели
K14С 1373 140/103/5500 DI 2014—н.в. R4, 16 клапанов, турбонаддув, интеркулер
M16A 1586 117/86/6000 MPI 2014—н.в. R4, 16 клапанов
МРI — распределенный впрыск топлива
DI — непосредственный впрыск топлива
R4 — рядный четырехцилиндровый двигатель

Трансмиссия тоже небогата на сюрпризы. Подключающую заднюю ось многодисковую электромагнитную муфту у полноприводных версий (35% автомобилей) редкий механик видел изнутри даже на изрядно послуживших экземплярах. Главное — не путать Витару с внедорожником и не штурмовать бездорожье с бродами. А в иных случаях, если Vitara вдруг превратится в сугубо переднеприводную, первым делом проинспектируйте контакты проводки от датчика полного привода на заднем редукторе.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас

я уже подписан

Ксюшей, красавицей невестой восхищались все: она была действительно очень хороша в своём белом похожем на облако платье. Белокурые локоны подчеркивали нежность её лица, а счастливая улыбка не сходила с розовых губ.

Сегодня она станет женой Олега и её мечта наконец-то исполнится. Она была влюблена в него ещё со школы. Олег, балагур и весельчак легко покорял девчоночьи сердца, и не было в школе девочки, которая не мечтала о нём. Ксюша не стала исключением.

Странно, но никого не заботило, что Олег родился в бедной многодетной семье. Словно никто этого не замечал, быть может потому, что сам парень никогда не стеснялся своей бедноты. Он умел дружить с разными ребятами, при этом с никогда не унижался и имел чувство собственного достоинства, что неизменно вызывало уважение всех, кто общался с ним.

Ксюшина семья тоже не была богатой, и всё же её родителям было полегче, ведь она была их единственной дочерью. И если семью Олега обеспечивал только отец, то у Ксюши работали и отец и мать. Они старались чтобы у их девочки было всё самое необходимое. Вот и теперь они взяли на себя свадебные хлопоты, понимая, что жениху будет нелегко справиться со всем самому. И хотя родители Ксюши были не в восторге от выбора дочери, спорить не стали, для них было главным её счастье…

Ксюша улыбнулась родителям и гостям, и направилась в машине. Они договорились с Олегом встретиться у дверей ЗАГСа . Подружка Ксюши Таня помогла невесте сесть в машину, аккуратно поправила платье и закрыла дверь, но только шагнула к переднему пассажирскому сиденью, как вдруг машина резко тронулась с места . Таня растерялась и сначала не поняла, что происходит, а потом вдруг закричала не своим голосом, обращаясь к гостям:

— Украли!!! Невесту украли!!!

Сначала все восприняли это как шутку, а потом начался сильнейший переполох. Все кричали, суетились, и не сразу догадались отправить за похитителями погоню. Отец Ксюши схватился за голову, матери стало плохо, и вместо того чтобы искать дочь, Игорь вынужден был остаться супругой. Ксюша сначала тоже удивилась, в свадебном сценарии ничего этого прописано не было, тем более приближалось время регистрации и она могла на неё опоздать.

– Кто вы такой? – воскликнула девушка, обращаясь к водителю, которого видела первый раз в жизни.

– Меня зовут Артём, – ответил он.– Но ведь вам это ни о чём не говорит.

– Я не понимаю, Артём, что происходит?

– Всё просто: я тебя украл!

Ксения задохнулась от удивления, она даже не нашлась, что сказать, но потом собралась с мыслями и горячо заговорила:

– Зачем ты сделал это??? У меня же есть жених, Артём, я уверена ты меня с кем-то спутал. Останови сейчас же машину или отвези меня к ЗАГСу! Дай мне хотя бы позвонить! – перешла на крик Ксения, но Артём словно не слышал её. – Да что же это такое???? – Ксюша совсем разнервничалась и попыталась открыть дверь, но та была заблокирована.

Несчастной невесте пришли на ум истории про маньяков и она испуганно замолчала, думая, что теперь ей делать. Какое-то время они ехали молча, наконец Артём свернул на просёлочную дорогу и вскоре они подъехали к небольшому домику, укрытому зарослями дикого винограда.

– Что здесь?– спросила она.

– Здесь живу я и очень хочу, чтобы жила и ты.

– Ну что ж это такое? – заплакала девушка. – Кто ты вообще такой??? Ты пугаешь меня! Разве это не понятно???

– Прости, но у меня не было другого выхода. Ты должна спокойно выслушать меня. Сейчас я приготовлю чай, мы с тобой сядем и обо всём поговорим.

– Да ты издеваешься надо мной??? Какой к чёрту чай??? Я сейчас должна выйти замуж! Ты понимаешь, что у меня есть любимый человек??? Есть жених , который не поймёт моего поступка! Как я всё это ему объясню???

– Ты ошибаешься, Ксюша. У тебя нет жениха, – спокойно сказал Артём.

– Как это нет? – Ксения без сил опустилась на подвернувшийся стул.

– Он предал тебя. Предал и продал…

– Не может быть! Олег не такой, он любит меня!

– Хорошо. Тогда послушай мою историю, а потом если захочешь, я отвезу тебя к твоему Олегу… Я работаю водителем в богатом доме. А вырос в приюте, уже так получилось, что туда меня сдали мои собственные родители. Они слишком были заняты собой и своими пьянками, чтобы уделять время мне, а потому однажды, собрав мои нехитрые вещички они отвели меня в «Аист». Знаешь, есть такой интернат для детей, чьи родители попали в трудное положение. Вот и меня провели туда. Интересно, что из всех нас только троих родители забрали обратно в семью. Мне не повезло. И я оставался там до своего полного совершеннолетия, – Артём вздохнул и замолчал на какое-то время.

Ксюша слушала его, не перебивая. Она вдруг уже поняла, что здесь кроется что-то серьёзное, а не просто какая-то глупая шутка. Тем временем Артем продолжил и рассказал, что жизнь в приюте ему не нравилось, и он часто убегал оттуда, чтобы просто бесцельно побродить по улицам города. Но его не манили роскошные торговые центры или другие развлекательные места. Он приходил в спальные районы, садился на какой-нибудь скамеечку и подолгу рассматривал чужие окна, откуда доносилась музыка или смех, а из чьих-то кухонь самые вкусные запахи.

Артём мечтал о семье и умирал от тоски в этом большом городе, в котором не был нужен никому. Как-то слоняясь по городским улицам, Артём увидел как мальчишки обижают старика. Он тут же бросился к ним, и стал защищать пожилого человека кулаками. Ярость обуявшая Артёма, помогла ему победить и когда хулиганы убежали, старик тепло поблагодарил своего неожиданного защитника:

– Ловко ты с ними расправился! Как тебя зовут?

– Артём…

– Молодчина ты, Артём, а я Николай Петрович. Вот только мама тебя теперь поругает за испачканную рубашку.

– Не поругает, я детдомовский, – вздохнул мальчик.

– Вот как? Ну и дела. А тогда я можно приглашу тебя к себе в гости? – спросил старик.

– Можно, я с удовольствием! – улыбнулся Артём.

Как узнал Артём, Николай Петрович работал в богатом доме садовником, жил он там же, в небольшой отдельно стоявшей сторожке. Старик пригласил Артёма к себе в гости, напоил его чаем, подробнее расспросил о жизни и сказал, чтобы Артём почаще приходил к нему.

Мальчик не преминул воспользоваться приглашением. Он в самом деле подружился со стариком и даже полюбил Николая Петровича, как будто он был ему родным дедом. А за ласку старика платил своей помощью: они вместе работали на клумбах, наводили порядок во дворе, убирали опавшие листья. Когда же строгий хозяин спросил однажды, чей этот ребёнок и что он здесь делает, Николай соврал, назвав Артёма своим внуком и попросил у хозяина разрешения на то, чтобы мальчик помогал ему в саду. Мужчина подумал и согласился, и с тех пор Артём часто приходил к Николаю Петровичу и бывало, что оставался тут даже ночевать.

Однажды Артём как всегда пришёл к своему другу и увидел в саду девочку, это была дочь хозяина, Кристина. Она была такой красивой, такой не похожей на остальных девчонок, которых он знал, что Артём тут же в неё влюбился. Но мальчик понимал, что она не захочет обратить на него своё внимание и старался не попадаться ей на глаза. Артём любил Кристину как что-то недоступное, возвышенное, будто она была из другого мира. Как ни странно, Николай Петрович не разделял восторгов своего приемного внука.

– Да ты даже не смотри на это избалованное исчадие ада! Я вообще не понимаю, куда смотрят её родители! – ворчал старик. – Она же из них верёвки вьёт уже сейчас. А что из неё потом вырастет? Нет, Артём, это будет чья-то беда, вот посмотришь…

Артём не понимал Николая Петровича и даже сердился на него: разве может такая красивая девочка быть плохой? Конечно же, нет. Просто старик уже не умел любить вот и всё!

Время шло.

Артём по-прежнему бывал в доме своего покровителя и ни разу не заговаривал с Кристиной. Вдруг она сама подошла к нему и спросила как его зовут. Всегда смелый и бойкий Артём растерялся и заикаясь произнёс своё собственное имя.

– А-а-а, так ты внука садовника? А сколько тебе лет?

– Двенадцать.

– Как интересно! А где ты учишься?

Артём покраснел и ничего не ответил, как он мог ей признаться, что воспитывается в приюте? Впрочем, Кристина уже потеряла к нему интерес и, распорядившись принести в дом свежих роз, ушла, добавив, что ей некогда, она готовится к собственному дню рождения.

Через несколько дней, спрятавшись в уголке тенистого сада, Артём наблюдал за великолепным праздником, который родители устроили для своей дочери. Лужайку перед домом заполнили столы с угощениями, вокруг которых гуляли гости. Повсюду были развешаны красивые яркие фонарики, отдельно поставленные столы ломились от подарков, отовсюду звучали музыка и смех. Словно зачарованный Артём любовался на всё происходящее, в глубине души ему хотелось, чтобы она вспомнила о нём, пришла и позвала с собой. Но разве его место было среди этих разряженных детей?

Вздохнув, Артём простился с Николаем Петровичем и вернулся в свой скучный унылый приют.

Прошло несколько лет.

Артём закончил обучение и покинул приют, потом отслужил в армии и, в первый же день своего возвращения, посетил старого друга. Николай Петрович искренне обрадовался ему, как будто Артём был в самом деле его внуком. Они долго разговаривали обо всём на свете, пока Николай Петрович не хлопнул себя по лбу рукой:

– Послушай, а ты в армии машины не научился водить?

– Научился, Петрович!

– И права есть?

– А как же!

– Евгению Викторовичу водитель нужен. Хочешь, я поговорю с ним? Тем более, что он тебя, наверняка, помнит.

– Спасибо, Петрович! Ты настоящий друг!

Так Артём стал водителем в доме Кристины, а вскоре увидел и её самое и замер от восторга. И маленькой феи она превратилась в юную богиню. И влюбленность Артема расцвела с новой силой. Кристина, впервые увидев Артёма, подняла бровь:

– А ты кто ещё такой?

– Я новый водитель твоего отца. Меня зовут Артём. Может быть ты вспомнишь меня, я внук вашего садовника…

Девушка поморщилась и произнесла капризным тоном:

– Нет, не помню. Да это и не важно! Я не обязана помнить каждого садовника!

Артём не обиделся на неё за это, он привык ей всё прощать.

Но однажды он всё-таки не выдержал и, перед тем как отвезти девушку домой, подошёл к ней с цветами:

– Я знаю, что я беден, Кристина. И твои родители вряд ли разрешат нам встречаться, но я хочу, чтоб ты знала, что я люблю тебя! И всегда буду ждать…

Кристина посмотрела на него изумлёнными глазами и расхохоталась, а потом взяла букет и бросила на заднее сиденье машины. Дома она не потрудилась забрать цветы, они так и остались увядать в салоне автомобиля…

И это Артём простил ей, знал, что избалованной девушке очень трудно угодить и решил просто ждать, когда же она поймет, что никто не будет любить её так как он…

Кристина же жила в своё удовольствие и ни в ком не нуждалась. Она привыкла к поклонению и потому очень удивилась, когда однажды парень, с которым она познакомилась в клубе, не упал перед ней на колени. Напротив, он вел себя с ней развязно и нагло, и покорять ветреную богачку не спешил.

– Я не знаю, что ей понравилось в нём. Но однажды я вёз Кристину домой, как вдруг она потребовала остановиться и прильнула к окну. По тротуару шёл тот самый парень и с ним была девушка. Они смеялись и целовались. Кристина даже зарычала от негодования и воскликнула, что готова на всё, лишь бы он стал её парнем. И она добилась своего… Они начали встречаться. И можешь себе представить, Ксюша, что однажды она стала приставать к нему прямо в машине, не стесняясь моего присутствия. Надо ли тебе говорить, что он не отказал ей? Я остановил автомобиль и вышел. Не просто вышел, Ксюша, я ушёл, бросив автомобиль на обочине. Насколько я её любил, настолько она стала мне противна… До дрожи…

– Артём! Зачем ты мне рассказываешь всё это???

– Потому что тот парень – твой Олег!

– Что??? – воскликнула изумлённая Ксения. – Олег???

– Олег, – повторил Артём. – Но даже это ещё не всё. Несколько дней назад я слышал их разговор. Кристина сказала Олегу, что хочет замуж за него и спросила, что он будет делать, с кем останется? С ней, богатой, или с бедной глупой невестой?

– Конечно с тобой. Я тебя люблю. А Ксении я прямо сейчас скажу, что свадьбы не будет.

Кристина рассмеялась:

– Ну уж нет! Слишком долго я бегала за тобой. Теперь ты должен доказать мне, что достоин моей любви.

– И как это сделать?

– Брось её в ЗАГСе. Опозорь. Растопчи. Ты же её не любишь, значит, тебе должно быть всё равно… Это будет моя месть этой выскочке, которая хотела забрать тебя у меня…

– Я согласен, – сказал Олег. – Ксения ничего не заподозрит. И напрасно будет ждать меня… Но ты сначала купи билеты на море и в час, когда она подъедет к ЗАГСу, мы улетим из этого города на побережье. Купи билеты и отдашь их мне…

Кристина рассмеялась:

– А ты совсем не дурак, кажется, я в тебе и в самом деле не ошиблась…

– Вот такие дела, Ксения, – вздохнул Артём. – Я принял решение украсть тебя и всё рассказать. Не хотел, чтобы ты стояла там, опозоренная…

– Я не верю тебе… – покачала головой Ксюша. – Олег не мог так поступить со мной…

– Вот тебе телефон, позвони своим родителям и спроси, приехал ли Олег. Может он мечется по ЗАГСу и ждёт тебя??? До бракосочетания ещё полчаса, не так ли?

Дрожащей рукой Ксения набрала номер отца и когда услышала его взволнованный голос, спросила про Олега.

– Нет, его здесь нет! Я не видел его сегодня! Где ты, дочка??? Что вообще происходит????

– Всё в порядке, папа. Сейчас я приеду, – ответила Ксения и отключив звонок, протянула телефон Артёму.  – Поехали, Артём. Надо всё объяснить гостям… и отменить банкет… Понимаешь, я бегала за Олегом как собачонка. Любила безумно и не видела, какой он на самом деле…

– Послушай, Ксюша, а может это судьба?

– В каком смысле?!

– Я предлагаю тебе руку и сердце. И этот дом. Больше мне предложить нечего… Но если ты согласишься, я сделаю всё, чтобы ты никогда не пожалела об этом.

– Знаешь, Артём, а я согласна! – улыбнулась Ксения. – Только нам надо поспешить…

– Ксюша, пожалуйста, позвони отцу, пусть кто-нибудь привезёт и моего старика. Николай Петрович мне как родной, больше с моей стороны никого нет. Родители давно умерли…

Ксюша снова улыбнулась и кивнула. Когда общее удивление прошло, Ксения громко объявила, что Олег передумал жениться, но свадьба не отменяется, и она просит всех остаться.

И вот уже она стала женой Артёма и веселилась вместе со всеми, с особой нежностью глядя на своего мужа. Родители Ксении улыбались, им понравился новый зять, простой и бесхитростный парень. А когда подошёл к микрофону Николай Петрович, чтобы поздравить своего любимца, все в зале прослезились, услышав трогательную историю их дружбы.

– Особенная благодарность тебе, внучок, за то, что я встретил сегодня самую прекрасную женщину на свете и хочу пригласить ее на танец, – сказал Николай. – И от души желаю вам дожить до наших лет и танцевать так на свадьбе у своих внуков.

Закончив речь, Петрович подошёл к раскрасневшейся от смущения и удовольствия бабушке Ксении и под общие аплодисменты протянул ей руку, приглашая танцевать. Свадьба была в самом разгаре, когда в зал вошёл…Олег.

Вокруг настала полная тишина.

– Я думал ты рыдаешь где-то тут, – сказал он своей бывшей невесте. – А ты как все, быстро нашла мне замену…

– Я думала, что тебе не до меня. Ты же хотел загорать на пляжах Майями…

– Это Кристина тебе сказала? Она, дрянь, обманула меня, посмеялась надо мной. Сказала, что просто пошутила, разыграла, а я поверил… Думал, успею к тебе…

– Опоздал, Олег. Ты опоздал… А теперь уходи…ты здесь лишний…

– А может…

– Не может! – выступил вперёд Артём.

– Не может счастье достаться тому, кто однажды предал его. Уходи…

Олег опустил голову и вышел, он потерял всё, что имел. И было неизвестно, сумеет ли снова стать счастливым.

А в Америке рыдала Кристина. Она была беременна от Олега, поняла это внезапно. И тесты подтвердили её догадку. Как же она могла теперь выйти замуж за красавца-итальянца? Все разрушил этот проклятый Олег…Ну за что ей это, за что???

Есть у человека такой замечательный перк. Он может обучить другого человека чему-то полезному. Да, конечно, некоторые животные тоже так могут делать, но им далеко до того грандиозного масштаба, с которым мы обучаем друг друга. Мы это дело поставили на поток и проворачиваем в таких объёмах, что тут можно только позавидовать.

Доводилось ли Вам кого-нибудь учить?

Что? Вас уже корёжит и передёргивает от одного только упоминания этого мероприятия? Вы постоянно вспоминаете о том самом стажёре, который был настолько туп, что Вы просто не могли себя сдержать?

Кто-то обвалил собранную базу данных, потому что не увидел разницы между rm -rf ./old и rm -rf . /old?

Бывали ли Вы когда-нибудь на курсах дополнительного образования, которые существуют только для галочки? А может быть, Вы помните себя, когда Вам уж очень хотелось стать пилотом самолёта, но после шести месяцев сидения в бесполезной школе, Вы решили на всё забить, потому что самолёт Вам можно будет увидеть только в следующей жизни?

Заходите, поговорим.

Отступление: про Григория Остера

Отступление. Все вредные советы в этой статье написаны мною. Имя Григория Остера используется как дань уважения к его стилю и идеям. Надеюсь, что использование этого имени напомнит родителям на хабре, что он писал замечательные книжки для детей. Сам Григорий к этим стихам не имеет никакого отношения.

Давайте поговорим о том, как учить людей.

Мой опыт в этой области подкреплён обширными экспериментами. На последнем курсе в университете, в 2008 году мне была выдана группа детишек-финансистов, которым надо было преподавать компьютерную графику. После этого на работе мне постоянно подкидывали всяких аспирантов, новичков, а иногда даже людей абсолютно далёких от компьютерной тематики.

Все данные проверены (и изучены) на собственном опыте.

▍ Итак, что является самым главным при обучении кого-либо?

Если вы учить решили
Сисадминов молодых
То, пожалуйста, не надо
Мямлить что-то там для них

Притворитесь лучше тигром
Грозно рыкните на всех
Ведь, чем лучше вы кричите
Ближе будет тем успех

Обученье страх вселяет,
И поэтому должны
Вы вселять вселенский ужас
В тех, кто в дар вам отданы

Вы. Первым делом надо сесть и разобраться, как Вы будете кого-нибудь чему-нибудь учить. В мире существует куча предрассудков и стереотипов в области обучения. Самый главный заключается в том, что есть люди, которых нельзя вообще чему-либо научить.

Итак, у нас есть сферический ученик в вакууме. Назовём его Василием. Василий попал в Ваши цепкие лапы, и стоит перед Вами с огоньком в глазах. Василий хочет познать HTML и Javascript. И тут Вы начинаете убивать его стремление учиться. Как? Случайно. Я слышал о многих идиотских методиках, которые «объясняют», как надо учить. Вот основные:

Первое идиотское утверждение: Чем тупее люди вокруг Вас, тем больше Вам будут платить. Существуют люди, которые могут заявить что-то подобное на полном серьёзе. Мне не нужны специалисты, которые будут со мной конкурировать. Если Вы хорошо обучаете специалистов, то конкурировать с Вами не будут. Вас будут носить на руках, потому что Вы можете делать специалистов.

Да, несомненно, Вам самому надо быть в форме. Если Вы сейчас придёте в любую приличную контору и скажете, что Вы умеете делать docker swarm, то Вас засмеют. Сейчас даже и k8s не в моде. Люди уже перешли на Helm и тому подобные приблуды. Но, это не причина не учить Василия. Это повод для того, чтобы сесть и самому подучиться.

Мне недавно предложили надбавку в шестизначную сумму в месяц только за то, что я взял бы на себя пару стажёров и превратил их в нормальных программистов.

Чем лучше программисты вокруг Вас, тем легче Вам будет работать. Вам нужно будет разгребать меньше говно-кода. А если Вы не можете произвести больше кода, (тем самым зарабатывая больше денег) используя хороших программистов, то извиняйте.

Тут, конечно же, можно сделать отступление для тех специальных предприятий, где работа появляется сама по себе и делается только для самого факта работы. Если Вам невыгодно рыпаться и производить код, который будет лучше, если Вы просто сидите месяц за месяцем и получаете 75к чистыми, то бог с ним. Сидите и не рыпайтесь. Или, подумайте о смене места работы.

Второе идиотское утверждение: Василий — дурак и не может научиться.

Не существует такого понятия, как «не смог». Есть только «недостаточно старался». Василий не «дурак по умолчанию». Его просто не учили достаточно усердно. Люди — это один из самых важных ресурсов Вашего предприятия. В людей можно инвестировать, и они будут пушить больше коммитов, красивых и разных.

Чуть дальше по тексту я поговорю о том, что делать с тем «свежесрубленным дубом», которого HR-отдел поставил перед Вами и заявил, что он будет новым DevOps-ом.

А пока, поймите, что с этим Буратино можно что-то сделать.

Не верите? Ну вот Вам история из жизни. Моя прабабушка работала в интернате для глухонемых детей. Она учила их разговаривать. Тот ещё финт ушами. У неё были железные нервы и стальное терпение. По количеству титана в своём организме она могла запросто переплюнуть Бендера Родригеза. Она никогда не выходила из себя по отношению к своим ученикам. Это бесполезно. А моя прабабушка рассказывала мне о методах обучения слепо-глухо-немых детей. Тут я уже сидел в шоке. Но ничего. Обучали. И дети начинали говорить. Специальным языком жестов и прикосновений, но они могли общаться.

А тут перед Вами стоит увалень, у которого в наличии два глаза, два уха и рот. Вы мне после этого будете рассказывать о проблемах? Ха!..

Опять же, конкретные методы и приёмы приведены ниже.

Третье идиотское утверждение: Он просидел в ***ГУ последние пять лет, он уже знает, что делать. Тут, думаю, большинство хабровчан прекрасно понимает, что это утверждение является просто откровенной чушью. Не ведитесь на это. И не позволяйте вешать себе лапшу на уши.

Обучение в университете даёт одно гигантское преимущество. Вы получаете базовые знания в огромном количестве областей, которые после этого могут стать полезными при обучении чему-то конкретному.

Мы все помним, что «матан с диффурами и статистикой были сущим адом, и никто их не любил». Мы все знаем, что «все эти данные абсолютно бесполезны», и т. п. Глупости. Спросите любого дата-сатаниста Петю, который сидит и гребёт деньги лопатой, потому что он прекрасно понимает, как работают статистические методы. Спросите AI-инженера Витю, как ему удаётся делать такие крутые модели для распознавания видео без базового понимания рядов Фурье. Подойдите к 3D программисту Анатолию и попросите его рассказать, как можно перевернуть картинку, не перемножая матрицы?

Но, не забывайте, что все эти знания достаточно сильно оторваны от реальности. Матан это Вам не Maya или Blender. С одними только диффурами далеко в tensor-flow не уедешь. Более того, для использования этих инструментов Вам не обязательно знать подлежащие науки. Но, если Вы знаете подлежащую теорию, то Вы можете использовать эти инструменты эффективно.

Обучения много не бывает. Обучения бывает мало.

Ладно. Разобрались с Вами, теперь давайте посмотрим на нашего сферического ученика в вакууме.

▍ Что такое “понял”?

Если новоиспечённый программист
Сидит перед книжкой со стеклянными глазами
То ни в коем случае даже не пытайтесь
Объяснить ему что-то сами

Пусть он познает
Как сложно бывает
Понять что-то быстро
В профессии вам.

Мы можем очень долго сидеть и обсуждать философские и психологические концепты того, что значит «понятно». Это вечные споры без конца и края. Давайте воспользуемся костылём.

Понял — это когда знаешь, как что-то делать.

Понял, это когда у тебя в голове крутится 3D модель компьютера, с которым ты работаешь.

Понял, это когда тебе говорят “G10” а ты в ответ берёшь Соль в пятой октаве.

Вы когда-нибудь видели того самого механика «в гаражах», который мог подойти к машине, послушать её движок и сказать Вам: «У тебя ремень не к ****, его ***** нужно ***** вообще **** *** ***** менять.» Что бы Вы ни говорили, он понимает, как что-то работает. Это может быть старая Тойота Королла 2009 года выпуска. Человек может в идеале знать всё об этой модели и ничего не понимать в других машинах. Есть такие, кто могут разобрать любой двигатель с закрытыми глазами и пересобрать его с завязанными руками. Эти люди понимают, как работает двигатель.

Когда ты приходишь к нашему юному дубку и говоришь ему: «вот тебе система, она не работает, почини её…» Он может просто впасть в ступор. Он прочитал все книги по k8s, которые он только видел. Он просмотрел 100+ часов по k8s и может запросто отбарабанить Вам все параметры командной строки для gcp, только толку от этого мало. Он не понял, что такое «система» и как она работает.

Теперь, посмотрим на обратное. У нас есть аспирант. В далёком 2005 году он разобрался с основами операционных систем. Он понял, чем линукс отличается от винды и может одинаково хорошо использовать обе системы. Он выяснил, что такое изоляция процессов и как работает виртуализация на низком уровне. Он знает, как работает память в компьютере и прекрасно понимает, что такое ядро системы. Он знает в чём разница между федорой и убунту. Он знает, в чём разница между дистрибутивом и ядром. Он понимает, что происходит, когда Вы запускаете контейнер на физической машине. Он знает, куда подключается сетевая карта и как работает сетевой мост. В итоге, быстро просмотрев конфиги файлов, он правит пару портов и всё снова начинает работать. Этот аспирант понял. Он не будет запускать контейнеры под рутом, не потому что так написано, а потому что он понимает, как работает виртуализация в контейнерах.

Когда Вы кого-то учите, Вам нужно добиться, чтобы человек что-то понял. Это может занять минуты, если у него есть обширное образование, и у него есть много фактов, на которые он может опираться. Это может занять недели, если он не может отличить бита от байта.

Я не буду здесь спорить о том, какой способ усвоения информации лучше. Они разные. Разные люди по-разному воспринимают информацию. Но не думайте, что Вы можете отделаться только кучей ссылок на PDF файлы.

▍ Как помочь человеку понять?

Если перед вами стоит
Новоиспечённый неофит
И в глазах его весь свет
Ярким пламенем горит

То не стоит поддаваться
И по-быстрому давать
Ему в руки что-то
Чем бы он мог управлять

Пусть сначала пострадает
Бедный маленький ребёнок
И обломит все желания
Задушив свой интерес

Один из самых главных моментов в обучении — это не убить искру. К Вам заходит неофит и говорит: «О, мастер! Дай мне силы познать Сишарп!» Не проблема, говоришь ты. Вот тебе Дональд Кнут, а вот Страуструп. Прочитай их, выполни все задания, и я тебя научу шарпам.

Если у Вас в руках не настоящий фанатик, Вы его больше не увидите.

Тот самый огонёк в глазах, это вечное «хочу, чтобы ты меня научил» — это всё замечательно. Это то, что заставляет Васю хотеть учиться. В какой-то момент времени дитё увидело страшного бородатого дядьку, который нажатиями пяти клавиш заставил свой телефон насвистывать мелодии. Кто-то увидел, как из ничего появляется компьютерная игра. Кто-то, проведя пять недель, играя в игру, внезапно осознал, что эта игра была кем-то написана.

Давайте, вспомните сами, каково это было для Вас в первый раз? У каждого из нас есть своя история. После множества часов игры именно в Theme Park я увидел закономерности в том, как посетители двигаются по дорожкам. В тот момент я осознал, что кто-то только что описал какую-то невероятную вселенную, которая живёт по своим правилам. Я был в шоке от того, насколько интересной могла быть эта вселенная. И мне захотелось создать свою игру. Прошло много лет, прежде чем я действительно научился писать программы. Я выучил паскаль, ассемблер и многие другие вещи, но вот именно эта картинка всегда стояла перед глазами.

u3jbwzrcb6rxujc25nze0s 1pbo

После неё были Roller Coaster Tycon, Theme Hospital, Transport Tycon Deluxe и Factorio. Но оригинальный Theme Park навсегда запомнится мне как первая игра в которой хотелось разобраться.

Убедитесь, что Вы не задушите эту надежду, приобщиться к новому знанию, рассказами о том, что «программирование — это сложно и у тебя так не получится». Не надо рассказывать о том, что сложно. Расскажите о том, что легко.

«Неофит ты наш. Так, с разгону написать игру ты не сможешь. Но, у меня есть идея. Мы начнём с очень простой игры и будем её усложнять, пока у тебя не появится новый Дум». Что-то в этом роде.

Любое обучение чему бы то ни было будет подчиняться этому правилу. Человек ХОЧЕТ научится чему-то. Учите его этому, не убивайте в нём желание учится вашими «Нииииизя». «Льзя!».

Это правило вдвойне применимо, если Вы учите человека чему-то физически существующему. Например, тому, как водить машину или как паять. Он пришёл, чтобы уметь дрифтить так же круто, как Дом. Если Вы его посадите в школу, учить теорию пять лет, он нафиг уйдёт и учить ничего не захочет. Не надо сразу же позволять ему рассекать по шоссе на скорости в 110 километров в час. Но и не надо ему говорить, что машины он не увидит, пока не прочитает 10 килограммов макулатуры.

Кстати, с точки зрения программирования, тут всё очень даже запутано. С одной стороны, в физической вселенной наш продукт — это что-то практически незримое. Ведь, если посмотреть на программу с точки зрения физики, то это всего лишь последовательность намагниченных участков на поверхности жёсткого диска.

Конечно, на программу нельзя смотреть настолько узкоспециализированно. В конце концов, хорошая программа ещё показывает что-то на мониторе. Основной прикол в программировании заключается в том, что Вы заставляете компьютер делать что-то. Посему, когда перед Вами стоит новичок со слезливыми глазами щенка, дайте ему хоть что-то, с чем он может поиграться. И, желательно, чтобы это было чем-то с Wow эффектом. Пусть он поиграется. Это только подначит его учиться лучше и быстрее.

Далее, начинайте учить. Как? Ну, вот именно конкретно это — не тема нашей статьи. У Вас могут быть учебные планы. Могут быть какие-то курсы. Может быть, Вы можете выдать ему хорошую книгу. А может быть, Вы просто возьмёте себе пацана в подмастерья, чтобы он следил за тем, как Вы скручиваете бело-оранжевый, оранжевый, бело-зелёный, синий… Как бы то ни было, существует множество программ обучения. Некоторые Вы испытали на своей шкуре, о некоторых Вы слышали. Хорошо. Если Вы знаете, где найти хороший материал, обязательно сохраните его в надёжном месте.

▍ А что если оно тупое и не понимает?

Ну, об этом я говорил немного выше. Если оно совсем тупое и не понимает, то проблема заключается в том, что Вы недостаточно старались.

Для того, чтобы понять что-то сложное, человеку нужно чёткое понимание простых частей, из которого состоит сложное.

Недавно в американской части интернетов старшее поколение открыло для себя жутко прикольную штуку. Они заставляют детей набирать номера на дисковых телефонах.

Посмотрите. Вы поржёте. Вы же знаете, как работает дисковый телефон? Хех, я в своё время приводил в ужас юнцов, когда поднимал трубку и звонил в приёмную путём нажимания на курок 10 раз подряд. А нынешняя детвора не может набрать номер на диске.

Являются ли идиотами эти дети, если они не знают, как пользоваться дисковыми телефонами? Нет. У них нет понятия о том, как работает коммутация в телефонных сетях. А я — инженер NEC. Я учил историю этой коммутации и знаю, как она работала при Александре Белле. Означает ли это, что у меня IQ выше? Ха! Один из этих мальчишек продал каких-то там NFT на $200,000, а я эти NFT прошляпил и понятия не имею, как они работают.

Посему, когда Ваш новоиспечённый садится, открывает Dockerfile и первым делом заменяет FROM ubuntu:20.04 на FROM apline, не спешите рубить его световым мечом в фарш.

Давайте начнём задавать вопросы:

«Почему ты это сделал?»
«Ну, альпин, он меньше!»
«Ага, а какая разница между убунту и альпином?»
«Эээээ…»
«А вот у нас на сервере стоит CentOS. Когда ты запускаешь Ubuntu контейнер с Alpine образом, то какое ядро будет запускаться, CentOS, Ubuntu или Alpine?»
«Ээээ… CentO…»
«Швах!» И новоиспечённый DevOps получает ногой под зад.

И тут Вы начинаете понимать, что малыш не знает, в чём заключается разница между дистрибутивом и ядром. Он не понимает, что докер построен вокруг концепции namespace, и что процессы изолируются. Копнув глубже, Вы понимаете, что он не знает, что такое процесс. Он не знает, как система выделяет память, и что происходит при создании нового процесса. Он понятия не имеет, как всё это дело подключается к сети.

У него не было университетского образования или просто опыта работы. Он слышал о чём-то, но он этого не понимает, потому что он не понимает подлежащих методов и терминов.

Вот в этом-то и заключается Ваша основная работа. Закатав рукава, сидеть и разбираться с тем, что непонятно ученику. Не обязательно углубляться в тонкости того, как работал диспетчер в Windows 3.11. Иногда общих деталей хватит. Но, раз уж ты программист, будь добр, знай, как работает ОС.

Как-то в результате одной такой сессии выяснения «какого чёрта тебе не ясно?», я добрался до того, что дитё понятия не имело, что такое электрический ток. А при ближайшем рассмотрении этого предмета, я докопался до того, что он не мог разобраться с индукцией. И тут, уже из последних сил я показал ему вот это вот параграф:

Происходит от лат. inductio «выведение», далее из гл. indūcere «вводить, внедрять», из in- «в» + dūcere «водить, вести» (восходит к праиндоевр. *deuk- «вести»).

Его как током ударило. Он внезапно понял, откуда в проводах появляется ток под воздействием магнитного поля, и почему это называется индукцией. В течение следующих трёх дней он без остановки, по 10 часов в день, с горящими глазами читал все те статьи, которые он не понял. Он разобрался с электричеством, после чего смог понять, как работает p-n переход. После этого ему открылся мир транзисторов, и немного поигравшись с оными, он разобрался в гейтах, которые потом позволили ему понять простые логические структуры, разобраться в том, как в общих чертах устроен процессор, и сесть изучать C#, с полным пониманием того, что это JIT-компилируемый язык, который отличается от нативного ассемблера для конкретного процессора.

И, конечно же, тут нет какого-то фиксированного подхода. Каждый человек уникален. Ваша задача, как преподавателя, понять, что нужно этому человеку, чтобы понять. Если Вы учите программиста, можете ограничиться тем, что скажете, что по проводам скачут электроны, которые переносят заряд из точки А в точку Б. А если учите инженера-электронщика, то тут даже последнее видео veritasium будет так, для новичков.

Мы с ним тормозили две недели, разбирая неясности в подлежащих технологиях. После этих тормозов он летал. Он не задавал тупых вопросов о том, как скомпилировать Java на Шарпах. Он понимал и знал, с чем он работает. И это знание зиждилось на куче маленьких и простых фактов.

▍ Не убей дитятко, давая ему слишком много за один раз

Как только к вам кто-то
С вопросом пришёл
Ответьте вы сразу
И очень уж много
Чтобы он весь расплакавшись
Быстро ушёл


Не стоит пытаться вывалить на своего подопечного всё сразу. Именно это я ценю в хороших книгах и курсах. Такие курсы построены по принципу “понемногу”. Если мы с Вами будем заниматься ядерной энергетикой, то уж лучше убедиться, что дитятко понимает основные принципы материи.

Если мы будем работать с Java и C#, то куда ни плюнь, без ООП ты не обойдёшься. А если Вам хочется учить его яваскрипту, то начать стоит с основных принципов функциональных языков.

Есть книги, которые написаны понятно. Есть и такие, которые написаны от балды. Если у Вас под рукой нет материалов, которые объясняют что-то хорошо и постепенно, Вы можете собрать эти материалы сами. Просто возьмите все книги, видео и тому подобные вещи и составьте из них курс. Просо ссылки на главы, видео и статьи. В более-менее человеческой последовательности.

И следите за дитём. Если Вы ему рассказали о природе сепулек, и он выглядит замороченным, то возможно, надо вернуться к сепулькам и разобраться с тем, кто они такие.

А если Вы только что объявили дитятку, что мы сейчас будем учить основы цикла for, и дитятко сдулось, то возможно стоит его спросить, сколько раз он видел цикл for, и предположить, что оно его знает.

▍ Тренировки и повторения

В большинстве случаев, в нашей профессии, сидения над книгой будет достаточно, чтобы усвоить 80% всей необходимой информации. Но, в некоторых случаях вещи придётся заучивать.

Если Вы учите кого-то администрированию линукса, то такие вещи как lsusb, lsblk, nestat, ls -lah, traceroute, и т.п. должны просто вылетать из-под пальцев. Тут, как ни крути, человеку нужно тренироваться.

Если Вы его учите паять или обжимать кабель, то это вдвойне важно. Сколько человеку не рассказывай о том, как правильно паять, первый раз всё равно получится сопля.

zipv86vjrvydnw 1ec5e6rjm4go

Ну ладно Вам, кто из нас не делал такого ни разу в жизни?

Но, когда у Вас есть достаточно опыта, и Вы знаете, что много олова — это много, то и пайка у Вас пойдёт лучше.

Если Вы учите DevOps, который должен уметь развернуть новую систему из бэкапа за пять минут, то дайте ему бэкап и тестовый стенд. Пусть он сидит и разворачивает всё это дело. После повторения этой операции N-ное количество раз, он заучит правильную последовательность действий.

Никогда не пренебрегайте обучением путём повторения и заучивания там, где это необходимо. Если дитятко что-то не понимает, то не думайте, что заучивание поможет. Ему надо разбираться. Когда он разобрался, то ему можно сесть и заучить.

Когда Вы последний раз видели сисадмина, который не помнит правильной распиновки кабелей в разъёме?

▍ Экзамены

Все экзамены важны,
Все экзамены нужны
Завалите вы интерна
Без какой-то там нужды!

s ssn4muvqcoqwdycadjbtzfoi

Все мы знаем, что экзамены бесполезны. Плохие экзамены бесполезны. Сколько бы Вы не показывали ему формулы или играли в вопросы-ответы, Вы не будете знать, насколько хорошо он понимает материал. Понимание можно оценить только его умением делать что-то, что он должен уметь делать.

Если мы говорим о курсе по починке автомобилей, то ему лучше уметь чинить автомобиль. Если Вы его учили обжимать кабель, то он должен уметь обжать кабель, подключить его к тестовому устройству и показать Вам, что соотношение сигнал-шум в норме.

Если Вам очень хочется устроить кому-то экзамен, то просто дайте ему реальную задачу, и пусть он её Вам решит.

Организация экзаменов по О-нотации приемлемо только если Вы его учите проходить экзамены в рекрутерских интервью.

Большинство из нас пережило школы и универы. Все мы умеем выходить из себя при слове «экзамен». Не стоит привносить этот архаизм в мир обучения людей. Если Вы действительно хорошо обучили человека программированию на PowerShell, то он будет в состоянии сесть и написать программу на PowerShell.

Не стоит усложнять ему жизнь. Ответы на вопросы о том, в каком году был изобретён язык Си, есть в Гугле и не помогают писать программы.

Если это в Ваших силах, освободите несчастного от ужасного экзамена.

▍ Реальный пример

Один раз в мои лапы попала группа несчастных детишек. Они были финансистами, и кто-то в деканате решил, что им пора учить программирование графики. Дети пришли ко мне в класс, и я начал знакомство.

«Вы программировать умеете?»
«Не-а». На самом деле на потоке было человек пять, которые так или иначе умели писать программы, остальные вообще ничего в этом не смыслили.
«Ок, тогда мы договоримся вот о чём. Я не буду Вас учить программированию графики. Мы будем вместо этого учить основы программирования, ок?»

Все согласились. И я начал вникать в то, что они знают и понимают. Некоторые ребята умели писать на различных языках, и я заставил их писать Марио. Пара из них умудрилась даже дописать этого Марио до конца.

Остальные сидели и изучали основы битов и байтов.

Для того, чтобы объяснить им, как работает связанный список, я посадил их вокруг большого стола в аудитории, и все они притворялись ссылками. Перед каждым на столе лежал кусок бумаги, на котором было написано число. Левая и правая рука были ссылками. Они сидели и вникали.

И ничего, большинство из них вникло. Да, не все сразу поняли, как писать компьютерную графику, хотя до кого-то дошло. Но, с учётом того, что у меня в руках было 20 человек и мне удалось провести с ними всего лишь 80 часов, я считал победой, что большинство детишек умеют писать простейшие программы и понимают, что происходит в памяти компьютера.

На экзаменах я их не мучал. Те, кто писали Марио, получили зачёт автоматом. От остальных требовалось рассказать мне о базовых принципах программирования. И ничего, все остались довольны и за редким исключением, истерики удалось избежать.

▍ Подводя итоги

  • Для того, чтобы кого-то чему-то научить, Вам нужно настроиться на лад. Не пытайтесь учить кого-то, если Вы считаете, что научить его бесполезно.
  • Человек, который хочет учиться, приходит к Вам с искрой в глазах. Не убейте это настроение бесполезной зубрёжкой материалов. Дайте ему поиграться с тем, чему он учится и почувствовать силу.
  • Учите до понимания. Используйте методы, которые Вы считаете правильными для того, чтобы человек понял с чем он работает. Понимание — это когда человек умеет правильно делать то, чему его учат.
  • Если человек не понимает, разбирайтесь в предыдущих и подлежащих материалах. Знает ли он, что такое электричество, если Вы его учите схемотехнике. Вы найдёте поразительные вещи, которых люди не знают.
  • Не перегружайте информацией и терминами. К каждому нужен индивидуальный подход.
  • Иногда Вам надо заучивать материалы. Но делать это надо после того, как обучаемый понял, что значит этот материал.
  • Не пытайте людей экзаменами. Испытывайте их знания.

Если Вы ещё никого ничему не учили, то знайте вот что: Это одна из самых замечательных вещей в мире. Лет через пять Вы увидите довольного инженера, который будет рассказывать кому-то, что Вы — тот самый человек, благодаря которому у него есть работа. Человек, который у Вас чему-то научился, ещё не раз упомянет своим друзьям, что Вы — самый-самый в мире. Вам не раз выкажут почести и пригласят в разные места. Вас будут уважать.

Вы же понимаете, что, обучая людей, Вы делаете их лучше? Вам за это будут благодарны много раз.

P/s ещё одна часть со стихами — тут: Григорий Остер — Вредные советы для писателей мануалов


Adblock
detector