Сестрица аленушка и братец иванушка сказка кратко о чем

Во тьме тысячелетий, в языческие времена начинали складываться сказки. в зависимости от таланта сказителя к ним прибавлялись дополнительные приключения героев

Во тьме тысячелетий, в языческие времена начинали складываться сказки. В зависимости от таланта сказителя к ним прибавлялись дополнительные приключения героев или, наоборот, отсекалось лишнее. У каждой сказки было множество вариантов. Но главное – она учила, что для хорошего человека все закончится добром. В каждой сказке была своя мораль. Сказки не записывали до середины 18 века. Научное увлечение русским фольклором началось в 19 веке.

«Что за прелесть эти сказки!»

Вслед за нашим гением эти слова мог бы повторить А. Н. Толстой. Ему, как всем детям его поколения, были близки русские сказки. Будучи уже знаменитым писателем, он неоднократно обращался к фольклору. Он в юности издал сборник «Сорочьих сказок», затем были «Русалочьи сказки», и лишь потом писатель литературно обработал сорок три русские сказки. Сегодня мы рассмотрим народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (краткое содержание). Автор для людей нашего времени – не народ, а А. Н. Толстой, потому что в его обработке она говорит с нами на нашем языке, без употребления устаревших слов и выражений. Ее сюжет предельно сжат, и мораль ясна самым маленьким слушателям.краткое содержание сестрица аленушка и братец иванушка Пока мы не начали излагать краткое содержание («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») сказки о непростой жизни сестры и братика, то вкратце расскажем о ее авторе. Вернее, о его жизни и работе над сказками.

Жизненный путь писателя

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) родился в Николаевске в семье графа, предводителя уездного дворянства. Свое детство и как он начинал учиться дома, мастер слова описал в замечательном рассказе «Детство Никиты». Там действует и его матушка Александра Леонтьевна. Подросток заканчивает училище в Самаре, а затем начинает учиться в Петербургском технологическом институте. Поняв, что его призвание – литература, он оставляет учебу и начинает понемногу печататься. Сначала это были стихи, затем Алексей Толстой обратил внимание на прозу.

Во время 1-й мировой войны он отправляет в тыл статьи из фронтовой жизни. После революции он надолго уезжает за границу. Живя в Париже и Берлине, писатель тоскует по родине. По ходатайству А. М. Горького ему разрешают вернуться домой. Он активно работает над крупными увлекательными романами, которые являются гордостью нашей прозы. Но и в это время он успевает обрабатывать русские сказки. Одной из них, которую любили и наши русские художники, мы сейчас рассмотрим краткое содержание. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» – сказка короткая, но поучительная.

Слушаем сказку

Умерли родители Аленушки и Иванушки. Сестричка была почти девушкой, а братец совсем еще маленький. Девушка пошла на работу и взяла братика с собой. Мы начали рассказывать краткое содержание («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») сказочной истории. Идут они долгой дорогой под жарким солнцем. Иванушка захотел пить. Он хотел выпить водички из следа от коровьего копытца, а потом — из следа конского. Но сестра объяснила, что он станет теленочком или жеребеночком.сестрица аленушка и братец иванушка краткое содержание Идут дальше, становится все жарче и жарче. Видят следок, полный воды, от козьего копыта. Не послушал Иванушка сестричку, что если выпьет воды, то станет козленочком, и напился воды. Оглянулась Аленушка, зовет братика, а к ней бежит беленький козленочек. Всегда может приключиться беда, если маленькие дети не слушают старших: маму и папу, брата или сестру, тетю или дядю. Села Аленушка и расплакалась. Мимо едет купец, останавливается и расспрашивает, о чем плачет красная девица. Аленушка все ему и рассказала. Тогда купец позвал ее замуж и пообещал, что козленочка они не бросят. Краткое содержание («Сестрица Аленушка и братец Иванушка) сказки пока благополучно продолжается.

Что было дальше

Вышла замуж за купца девушка, и стали они дружно жить все вместе. Однажды купец уехал по делам, а к окошку Аленушки подошла ведьма и ласково стала звать ее купаться. Аленушка, не чувствуя ничего плохого, пошла за ней. Вот еще одна мораль. Нельзя ходить ни большим, ни маленьким за чужими людьми, потому что ведьма привела Аленушку на речку и утопила. А сама обернулась красной девицей, переоделась в ее платье, и даже купец не распознал подмены. Один козленочек все знал. Он стал грустный, перестал есть и пить и начал бегать на берег, звать сестренку назад.произведение сестрица аленушка и братец иванушка краткое содержание Ведьма это обнаружила и стала уговаривать купца зарезать козленочка. Тому жалко, но не отказал он ведьме. Так страшно и драматически продолжается сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», краткое содержание которой мы сейчас пересказываем.

Как окончится сказка

Козленочек отпросился перед смертью на бережок и стал жаловаться сестрице, что скоро его зарежут и мясо сварят. Аленушка отвечает, что выплыть не может, потому что камни тяжелые к ней привязаны, трава ноги запутала и песок тяжелый лег на грудь. Услышал слуга купца этот разговор, побежал домой, все рассказал своему хозяину. Пришли добрые люди с сетями и вытащили Аленушку на берег. В ключевую воду ее окунули, и стала Аленушка еще краше.сестрица аленушка и братец иванушка краткое содержание автор Козленочек три раза (по русским поверьям это волшебное число) перевернулся через голову и снова стал хорошеньким мальчиком. Ведьму казнили за ее злодеяния.

Так хорошо заканчивается поучительное и занимательное произведение «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», краткое содержание которого мы рассказывали и объясняли.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленный конспект по «Речевому развитию» является авторской разработкой и составлен в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования и с учетом авторской программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. При составлении конспекта, использовала следующую методическую литературу: Лекция О.М.Ельцовой по теме «Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста». Занятия по развитию речи в подготовительной группе В.В.Гербова.

Занятие основано с учетом следующих принципов дошкольного образования:

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Были использованы следующие методы и приемы:

  • Наглядный метод: (Игра «Разрезные картинки по русским народным сказкам», мультимедийная презентация)
  • Словесный метод: (Загадки, беседа, игра «Продолжи предложение», совместное рассказывание сказки, составление рассказа о животном, озвучивание мультфильма)
  • Прием эмоциональной заинтересованности (Поход в кинотеатр)
  • Игровой прием: («Игры- загадки», игра «Продолжи предложения», музыкальная игра «Шел козел по лесу»)
  • Прием кооперации: (Дети работают в малых подгруппах, выполняют задания, добиваются общей цели.)

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены заданиями из нескольких областей, таких как:

  • Речевое развитие: (Игры-загадки, игра «Продолжи предложения», чтение и беседа по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка, составление рассказа о животных из сказки, озвучивание мультфильма.)
  • Социально-коммуникативное (дидактическая игра «Разрезные картинки по русским народным сказкам»)
  • Художественно-эстетическое (музыкально-ритмическая игра «Шел козел по лесу», Русская народная песня «Барыня»)
  • Познавательное развитие (дети, получив билеты в кинотеатр, на котором было указан номер места, находили его в зале)

На протяжении всей образовательной деятельности у детей поддерживалась мотивация. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Во время образовательной деятельности дети работали в «малых» подгруппах, отвечали на вопросы педагога, играли, выполняли интересные задания. В конце был подведен итог занятия, где каждый из детей смог высказать свое мнение.

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель достигнута.

Цель: Уточнить и обобщить знания детей о русских народных сказках, развивать речевую активность.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать активизировать словарный запас детей.
  • Обеспечить применение на практике детьми полученных знаний.
  • Учить узнавать и называть сказку по заданию, умение рассказывать и называть героев сказок, продолжать формировать умение находить ответ на поставленную задачу, выход из сложившийся ситуации.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук, мышление, воображение.
  • Развивать творческие способности детей в речевой деятельности
  • Развивать умение действовать согласованно, работать в малых подгруппах, добиваться единой цели.

Воспитывающая:

  • Воспитывать интерес к русскому народному фольклору, дружеские взаимоотноше-ния.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, отгадывание загадок, просмотр презентаций, театрализованная деятельность, рассматривание иллюстра-ций, посещение библиотеки.

Словарная работа: Одинешеньки, девица, дальнему, викторина, жетон, залилась.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран для проектора, магнитофон.

Материал: Картинки по русским народным сказкам, картинки репки, разноцветные конверты, жетоны, билеты, мультимедийные презентации.

Форма организации детей: участие в совместной деятельности, работа в малых подгруппах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Ребята, сегодня я предлагаю вам посетить кинотеатр и посмотреть мультфильм. К сожалению, вход строго по билетам, и они уже все почти распроданы. Остались только те билеты, которые можно выиграть, приняв участие в викторине по русским народным сказкам.

Ну, что вы согласны? (ответы детей)

Тогда вперед мы начинаем.

Ребята, проходите, пожалуйста, к столам присаживайтесь на стульчики (детям предоставляется право выбора, где и с кем они будут сидеть). Вот у нас образовалось три « малых» подгруппы.

Воспитатель сообщает детям, что в процессе игры они будут соревноваться, отвечать на вопросы и выполнять задания.

Педагог: Работать в «малой» группе надо дружно, стараться вырабатывать общее мнение, уметь договариваться. За каждое выполненное задание, вы будите получать жетон, который потом обменяете на билеты.

Вот первое задание. Сейчас я попрошу вас тянуть репку, на которой написана загадка и постарайтесь ее отгадать (заранее педагог распечатывает картинки репки и на обратной стороне пишет вопросы, дети самостоятельно вытягивают, воспитатель читает)

1. Почему некоторые сказки называют русскими народными?

2. Какими словами обычно начинаются русские народные сказки?

3. Назовите русскую народную сказку, в которой сестра спасает своего брата?

4. Каково настоящее имя царевны лягушки?

5. Кого первым встречает героиня сказки «Гуси-лебеди» отправившись на поиски брата?

6. Какой герой в сказке вместо удочки использовал хвост?

Педагог хвалит детей (ребята которые были более активные, получают жетон).

А теперь, давайте пройдем на палас. Выберите любой конверт, который вам нравится (все конверты разного цвета в них задания)

Педагог: Ребята, какого цвета конверт вы выбрали? (дети называют цвета). У вас в конвертах разрезные картинки, в которых зашифрована, какая- то сказка. Соберите, пожалуйста, и скажите фрагмент, из какой сказки на ваших картинках (дети выполняют задания под веселую русскую народную песню «Барыня», после чего получают жетон).

Ребята, а как вы думаете, почему для каждой картинки был конверт определенного цвета? (Зеленый, серый, белый)

Дети дают свои варианты ответа.

Педагог: Правильно, каждый конверт соответствовал названию сказки, (зеленый конверт «Царевна лягушка», серый «Заяц Хваста», белый «Гуси лебеди»).

Группа, которая первой догадается, получает жетон.

Ребята, давайте вспомним, какие животные встречаются нам в русских народных сказках (лиса, волк, заяц, медведь, мышка, кошка и т.д.) А как вы думаете, чем они питаются?

Группы сначала называют животных, рассказывают, чем они питаются, а потом составляют об одном животных рассказ-описание, не называя прямо это животное. Дети из других «малых» групп должны догадаться по описанию, о каком животном идет речь.

За каждое удачное высказывание мини-группа получает жетон.

Ребята, хотите, я расскажу вам одну очень интересную сказку?

Ответы детей.

Педагог в кратком изложении рассказывает детям сказку «Аленушка и братец Иванушка» делая акцент на некоторые фразы.

Педагог: Очень хорошая сказка, не правда ли? Скажите, мне какие же необычные сказочные события происходят с героями?

Ответы детей.

Педагог: Аленушка предлагает вам с ней поиграть в игру «Продолжи предложения». Я прочитаю начало предложения, а вы попробуйте его продолжить.

(Дети проходят к мультимедийному экрану)

«Остались Аленушка да Иванушка …» (одни-одинешеньки)

«Идут они по дальнему пути, по широкому…» (полю)

«Залилась Аленушка горькими…» (слезами)

«О чем плачешь, красна -…» (девица)

Педагог: Молодцы, ребята. Аленушке очень понравилось, как вы играли.

Братец Иванушка, который превратился в резвого козленка, тоже хочет с вами поиграть.

Проводится музыкально-ритмическая игра «Шел козел по лесу».

Педагог предлагает детям подсчитать количество жетонов, которые они получили в процессе игры

— Сказки закончились, и закончилась наша игра, вы очень умные и талантливые дети — и сказки хорошо знаете, и на все вопросы ответили, и все задания выполнили. Теперь мы смело можем отправляться в кинотеатр.

Дети проходят за большую ширму, где расставлены стульчики в ряд, на которых написаны номера. Воспитатель берет на себя роль кассира и обменивает детям жетоны на билеты. На каждом билете написан номер. Дети находят стул, который совпадает с номером билета, садятся на свои места.

Дети рассаживаются перед большим экраном.

Педагог: Ребята, сегодня мы будем смотреть мультик (на экране появляется картинка) как он называется?

Дети: «Гуси-лебеди».

Мультик начинается, а звука нет.

Педагог: Ой, ребята! Что-то пошло не так и почему- то нет звука. Что же делать?

В совместной беседе, решают самостоятельно озвучить мультфильм.

Педагог: Правильно, мы сами сможем его озвучить. Кто хочет первым начать?

Дети по очереди озвучивают изображения на экране.

Педагог подводит итог.

Молодцы, ребята! Давайте вспомним, что вам больше всего понравилось, какие сложности возникли, давайте обсудим. Вам понравилось работа в «малых группах»?

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. — М.: ТЦ «Сфера», 2001
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. — 2-е изд. — М.: Просвещение,2005г.
  4. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
  5. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008
  6. Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Составители: В.В.Гербова, Н.П.Ильчук, при участии Л.Н. Елисеевой, Н.П. Бабуровой. «Издательство Оникс» 2010.
  7. Лекция О.М. Ельцовой по теме «Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста». Занятия по развитию речи в старшей группе В.В.Гербова.

Автор проекта:

Файзуллина Наталья Петровна

старший воспитатель

МАДОУ детский сад №100 города Тюмени

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“Есть все фактические и теоретические основания

 утверждать, что не только  интеллектуальное развитие

ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности

 в целом находится в непосредственной зависимости от речи”.

Л.С. Выготский 

Стимулом для создания проекта стала необходимость дополнения и обновления развивающей среды группы пособиями для активной деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие ребенка происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. В силу своей специфики она обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка, приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения, формирования представлений о труде взрослых, а также основ безопасности собственной жизнедеятельности, безопасности окружающего мира.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка, потому что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет  образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, но вступают в контакты с детьми из других групп, со взрослыми, что способствует развитию их речевых навыков. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Автор проекта: старший воспитатель Файзуллина Наталья Петровна

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: дети затрудняются передавать эмоциональное состояние героев сказок, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Актуальность: детство — счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Актуальность темы видится мне в приобщении детей к традиционному русскому фольклору, возвращению к своим истокам.

Сказка — это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык — сказки. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть злодеев, врагов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

«Сказочное времечко-

Времечко желанное.

Тихо начинается

Сказка долгожданная.

Королевство сказочное

Чудесами славится.

Публика, внимание!

Сказка начинается!»

Цель проекта: воспитание любви и интереса к сказке, как средству формирования положительных взаимоотношений между детьми и познания окружающего мира; формировать ценностные представления о добре и зле путем осмысления морали сказки.

Задачи проекта:

Для детей:

  • проявлять интерес к процессу чтения, рассказывания сказок, как жанру художественного слова; формировать интерес к театральным играм;
  • прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение);
  • учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок;
  • совершенствовать  диалогическую речь детей, расширять словарный запас детей;
  • формировать умение видеть отрицательное в поступках героев и одобрять действия того, кто поступил справедливо;
  • совершенствовать навыки рисования, лепки, конструирования, аппликации по сюжетам любимых сказок, создания декораций к сказкам;
  • реализовывать полученные знания в совместной театрализованной деятельности;
  • совершенствовать коммуникативные навыки.

Для педагогов:

  • систематизировать информацию по теме;
  • дополнить развивающие центры (театральный уголок, развития речи, книжный уголок);
  • обобщить опыт работы.

Для родителей:

  • привлечь родителей к ознакомлению детей с жанрами художественного слова;
  • заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми;
    • развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
    • заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Для социальных партнеров:

  • вызвать эмоциональный отклик у детей через просмотр спектаклей по сказкам в театрах;
  • воспитывать активных читателей библиотеки.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

  • совместный с родителями игровой досуг;
  • выпуск буклета.

Продукты проекта:

Для детей:

  • декорации к сказкам;
  • рисунки, поделки, аппликации по сказкам;
  • придуманные детьми сказки, книжки-раскладушки, книжки-малышки;
  • драматизация сказок «Колобок», «Теремок», «Репка».

Для педагогов:

  • изготовление Платочного театра по сказке «Колобок»;
  • изготовление настольного театра по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят»;
  • дидактические игры по сказкам;
  • презентация проекта.

Для родителей:

  • выставка рисунков «Мои любимые сказки».

Для социальных партнеров:

  • выставка в детской библиотеке «Радуга» детских рисунков.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

  • развитие интереса к русскому фольклору;
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, изобретательности, активности;
  • формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
  • развитие способности решать жизненные задачи (проблемы), иметь первичные представления о моральных нормах поведения;
  • организованная образовательная деятельность по сказке «Теремок» для детей 2 младшей группы.

Для педагогов:

  • обобщение опыта работы по теме: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»;
  • открытая интегрированная организованная образовательная деятельность «В гости к сказкам мы идем»;

Для родителей:

  • развитие навыков взаимодействия с ребенком;
  • гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Для социальных партнеров:

  • тесное сотрудничество с дошкольным учреждением и родителями воспитанников.

Обеспечение:

сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, рисунки к сказкам, фотографии, аудиозаписи сказок, методическая литература, разные виды театров.

Предварительная работа:

  • педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (Приложение № 1);
  • рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • чтение сказок и знакомство с литературными произведениями: “Лисичка-сестричка и серый волк”, “ Жихарка”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка””, “Волк и семеро козлят”, “Три  поросенка”, “Маша и медведь”, “Колобок”, “Теремок”, “Заюшкина избушка”,  и т.п;
  • знакомство с театральным искусством, с видами театра.

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Тематические физкультминутки. Речедвигательные гимнастки по сюжетам сказок. Пальчиковые гимнастики по сказкам. Совместный оздоровительный досуг «Маша и медведь».

Тематические комплексы упражнений по мотивам сказок. Подвижные игры с масками. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Медведь и пчелы»

Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутки

Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок. Использование в игре различных видов театра. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр». Игры – драматизации. Просмотр и обсуждение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Маша и Медведь». Беседа «Положительные и отрицательные герои сказок», «Хорошие и плохие поступки». Дидактическая  игра «Назови героя сказки», «Угадай какая сказка». Кубики «Сложи сказку».

Труд

Безопасность

Познание

Изготовление масок и костюмов к постановке сказок. Изготовление книжки – раскладушки «Любимые сказки». Уборка рабочего места после окончания деятельности.

Беседа на тему: «Что было бы, если бы».

Беседа — рассуждение «Как избежать неприятностей в сказке «Волк и семеро козлят», «Ребенок один дома». По сказке «Колобок» — «Ребенок и чужой», «Ребенок на улицах города».

Проблема: Зачем нужна сказка?

Тематические пазлы.

Творческое придумывание сказки по набору иллюстраций.

Презентация для детей «В гостях у сказки».

Игры со строительным материалом «Дом для поросят», «Теремок».

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Вступительная беседа о сказках «Откуда сказка пришла?». Игра «Из какой сказки отрывок?» Рассказывание сказок по мнемотаблицам. Беседа о нормах и правилах поведения «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Рассказывание сказок по цепочке  («Теремок», «Колобок», «Репка»). Пересказ сказки по ролям. Театр сказок на фланелеграфе.

Игры на развитие коммуникативных качеств, этюды. Дидактические игры: «Закончи предложение (отрывок)», «Назови добрых героев сказок», «Отгадай сказку».

Чтение, слушание, рассказывание сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и Медведь». Прослушивание ауд. диска «Русские народные сказки». Отгадывание загадок. Выставка книг: «Сказка к нам приходит».

Организация выставки портретов героев сказок. Аппликация по сюжету сказки «Колобок». Рисование по сюжетам сказок. Раскрашивание иллюстраций по сказкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам художника Ю.Васнецова.

Музыка

Режимные моменты

Прослушивание музыкальных произведений. Игры в музыкальном сопровождении. Тематические танцы «Бабка – Ежка», «Колобок» и т. д.

Ситуативный разговор с детьми, обсуждение. Дидактические игры «Продолжи сказку», «Отгадай сказку», «Загадай персонажа сказки». Рассматривание иллюстраций и открыток к сказкам.

МЕТОД ПРОЕКТА

ВЫБОР ТЕМЫ ИЛИ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема: «Сказка»

что вы знаете

что вы хотите узнать

как можно узнать об этом

сказки живут в книжках

как сказку «оживить» (показать)

спросить у мамы, у воспитателя, у старших детей

сказки бывают веселые и грустные

как можно показать веселого или грустного героя сказки

сходить в театр кукол;

их смотрят в театре и по телевизору

кто показывает сказки

почитать с родителями в интернете;

какие театры есть в нашем городе

поиграть с воспитателем в сказку;

посмотреть, как взрослые играют в сказку

 СБОР СВЕДЕНИЙ

1. Работа в книжном уголке группы.

2. Беседы с детьми о прочитанных произведениях.

3. Рассматривание фотографий, иллюстраций в альбоме «Профессии», «Любимые сказки».

4. Экскурсия в театр, библиотеку.

5. Анкетирование родителей.

6. Внесение энциклопедий.

7. Презентация «Театр»

8. Встреча с актером театра.

9. Коллекция театральной атрибутики (афиши, программки, билеты).

ВЫБОР ПРОЕКТА

  • декорации к сказкам;
  • рисунки, поделки, аппликации по сказкам;
  • придуманные детьми сказки, книжки-раскладушки, книжки-малышки;
  • драматизация сказок «Колобок», «Теремок», «Репка».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

 «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия

членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

Проблема: Зачем нужна сказка?

Планирование Выяснить, какие сказки знают дети, любимые сказки детей. Знакомство с новыми сказками. Прогнозирование

Вызвать устойчивый интерес к сказке, как к жанру художественного слова-кладези народной мудрости. Дать представление о моральных нормах, анализируя поступки героев. Понимание пословицы «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».

Выбирая книгу для чтения дети нашли сборник сказок. Возник вопрос «Зачем нужна сказка?» Решение проблемной ситуации «Если бы не было сказок?». Слушание сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Репка» и др. Прослушивание музыкальных дисков в исполнении артистов театра и кино

Чтение сказок детям. Просмотр мультфильмов и кинофильмов по сюжетам сказок. Подбор книг, дисков, аудиокассет со сказками. Соц. партнерам: заказ абонементов в театр «Ангажемент», театр кукол. Посещение детской библиотеки, оформление тематической выставки.

Консультации для родителей по теме. Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании вашего ребенка»

Деятельностный

Непосредственная деятельность по проекту. Поэтапная оценка: выяснить, чему учат сказки, выявить поучительный момент, установить связи между поступками героев и жизненной ситуацией.

Подбор дидактических и развивающих игр по теме. Беседа о нормах и правилах поведения «Сказка ложь да в ней намек — добрым молодцам урок». «На какого сказочного героя ты хотел бы быть похожим?». Показ презентации для детей.

Решение проблемной ситуации «Что было бы если…». Фантазирование по теме «Добрые сказки». Использование в самостоятельной деятельности всех видов театра, костюмов из уголка ряжения. Рассказывание по иллюстрациям, открыткам. Игровая деятельность: игры драматизации по сюжетам сказок, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр». Дидактические игры: «Отгадай сказку», «Придумай загадку к сказке», «Закончи предложение». Подвижные игры. Изготовление с детьми поделок из бросового материала.

Посещение с детьми театров. Обмен впечатлениями между родителями (круглый стол). Информационный лист «Какой спектакль посетить?» «Афиша выходного дня». Посещение с детьми тематической выставки в библиотеке. Рисование сюжетных картинок к любимым сказкам. Записывание и оформление сказок придуманных детьми. Помощь в оформлении рисунков по теме: «Сказка в моей жизни».

Завершающий

Презентация продуктов проекта. Систематизировать представления детей о нормах морали, добре и зле.

Организация коллективной работы «Декорации к сказкам «Теремок», «Маша и Медведь». Изготовление масок и костюмов к инсценировкам сказок.

Рассказывание сказок по цепочке: «Продолжи сказку». Рисование «Моя любимая сказка». Лепка к сюжету по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассуждение по сказке «Волк и семеро козлят» на тему «Ребенок один дома». Книжка-малышка «Колобок» Настольный театр «Маша и Медведь»

Совместный показ сказки (педагоги, родители и дети) «Маша и Медведь».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

  • Создание буклета «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Для воплощения данной идеи распределение ролей среди участников проекта (дети, воспитатель, родители): фотограф, артисты, оформитель, распространитель. 
  • Совместный с родителями праздник «Сказка в гости к нам пришла».

А ЧТО ДАЛЬШЕ?

Работа по произведениям советских писателей.

Проект, посвященный произведениям С. Михалкова «Я карандаш с бумагой взял…»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. — 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
  2. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
  3. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб.: «Детство-пресс», 2008
  4. Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.
  5. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г.
  6. Сборники русских народных сказок, сборники сказок народов мира, иллюстрации к сказкам, методическая литература, разные виды театра.

ПРИЛОЖЕНИЕ

— Дидактические игры «Назови героя сказки», «Угадай какая сказка».

— Игры по развитию речи, эмоций, воображения.

— Народные игры со словами.

— Комплексы гимнастик по сказкам.

— Упражнения на расслабление мышц (гимнастики, физкультминутки).

— НОД «Культпоход в театр», НОД «Путешествие в мир театра», НОД «Слушаем сказку!» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», «В гости к сказкам мы идем».

— Спортивное развлечение «Как Зима Солнышко спрятала».

— Развлечение «Сказка в гости к нам пришла».

— Физкультурный досуг совместно с родителями «Маша и медведь».

— Сказки, поговорки, загадки.

— Консультации «Воспитание сказкой», «Играйте с ребенком в кукольный театр».

— Презентации «Колобок», «Семеро козлят», «Театр», «Сказка»

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008450

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

19.04.2021

Белова Лариса Валерьевна

Конспект открытой НОД «Игра-путешествие по русским народным сказкам» в подготовительной к школе группе. Баба-Яга перепутала русские народные сказки. Дети вместе с педагогом в ходе путешествия побывали в сказках: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» , «Морозко». В каждой сказке они находили предмет из другой сказки и переносили его в нужную сказку, ориентироваться приходилось по волшебной карте, а в пути преодолевать препятствия.

Оценить



326

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 «ИСКОРКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Конспект непрерывной образовательной деятельности

«Игра-путешествие

по русским народным сказкам»

в подготовительной к школе группе.

Сестрица аленушка и братец иванушка сказка кратко о чем

Автор – составитель:

Воспитатель Белова Л.В.

Конспект НОД «Игра-путешествие

по русским народным сказкам»

в подготовительной к школе группе.

Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование:Сборник русских народных сказок; конверт с письмом-загадкой; карта сказочного леса; настольный театр «Морозко»; иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; иллюстрация к сказке «Царевна лягушка»; царевна-лягушка – фигурка вылепленная из пластилина, макет избушки на курьих ножках, народная кукла из ткани.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные:  рассматривание, упорядочивание иллюстраций к сказкам;
Практические: решение проблемной ситуации; поисковые действия.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Морозко», беседы по содержанию сказок, рассматривание иллюстраций к ним; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель : Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. «Бабушка, расскажи нам сказку»- можно было услышать и сто. И двести лет, и пятьсот лет назад. Бабушка брала в руки веретено или спицы и спрашивала: «Какую хотите сказку, внучата?» рассказывает бабушка сказку, сама прядет или вяжет.

Любят сказки все на свете

Любят взрослые и дети,

Любят слушать и смотреть,

Сказки могут душу греть.

Воспитатель : А вы знаете, что значит сказки народные? (придумывал сказки народ: люди рассказывали их один другому; так через века дошли сказки и до нас) Сегодня я принесла вам книгу, в которой собраны самые интересные русские народные сказки, и хочу познакомить вас с русской народной сказкой….(листает книгу) Что такое! Ничего не понимаю! В книге все перепутано, и названия у сказок странные какие-то: «По собачьему веленью»; «Волк и семеро тигрят»; «Гуси-вороны»; «Емеля-Царевич и зеленый волк». Что произошло? (находит в книге письмо) Здесь письмо! Оно адресовано нам: детский сад «Искорка» группа «Огоньки». А от кого не написано. Так как письмо адресовано нам, мы можем его прочитать. (Читает письмо):

Кто на ступе в лесу летает?

И в избушке там живёт?

Кто детей всегда ругает

Сказки слушать не даёт?

— Кто это? Догадались? (Баба Яга)

Воспитатель : Так значит это Баба Яга заколдовала книгу сказок! Она перепутала все сказки, чтобы дети не смогли прочитать их. Всем сказочным героям, очень нужна помощь. В конверте есть еще что-то (находит карту), похоже на карту.

Сестрица аленушка и братец иванушка сказка кратко о чем

Воспитатель : Как нам поступить? Как вы думаете, что нужно сделать? (Выслушивает ответы детей) Давайте попробуем попасть в страну, где живут сказки, и навести в них порядок! (встают в круг) Произнесём волшебные слова:

Два раза хлопни,

Три раза топни,

Вокруг себя обернись,

И в сказочной стране очутись!

(звучит волшебная музыка)

Воспитатель : Вот мы и очутились в сказочной стране. Вокруг нас волшебный лес, сказочные деревья и цветы. Куда же идти? Что делать? Так у нас же карта есть! (Рассматривает ее вместе с ребятами) На карте лес, в этом лесу есть поляны, а названия у полян тоже странные: «Сестрица Василисушка и братец Никитушка»; «Лягушка -квакушка»; «Анастасия Прекрасная»; «Жара». Что это за названия такие, как вы думаете? Вы думаете это названия русских народных сказок? Ну что же, тогда отправляемся в путь и проверим , правильно ли вы догадались! Первый остров на нашей карте «Сестрица Василисушка и братец и Никитушка».

На столе стоит коробочка с картинками. Дети достают, убеждаются, что это иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Сестрица аленушка и братец иванушка сказка кратко о чем

Воспитатель :

  • Чем сказка отличается от рассказа? (в сказках происходит что-то чудесное, волшебное, чего не может быть на самом деле)

  • Какие же чудеса происходят в этой сказке? (Иванушка превратился в козленочка, Аленушка разговаривала из воды с Иванушкой, Аленушка осталась жива, после того, как ее ведьма утопила в реке).

  • Что ещё вы заметили волшебного в сказке? (есть волшебный герой – ведьма). Ребята, а как вы думаете, почему Аленушка запрещала Иванушка пить из копытца? Может быть она злая была и из жадности не давала Иванушке пить?

  • Почему не послушался братец Иванушка сестрицу Алёнушку? (стояла жаркая погода).

  • К чему привело это ослушание? (первый раз братец Иванушка, попив воды из козьего копытца, стал козлёночком, а второй раз попал в руки колдуньи, из-за него колдунья погубила Аленушку).

  • Чему учит эта сказка?(Слушаться старших, родителей, не уходить далеко от дома)

Воспитатель : Молодцы ребята! Давайте разложим иллюстрации по порядку. (Раскладывают иллюстрации, находят иллюстрацию из сказки «Царевна-лягушка). Давайте возьмем ее с собой, может быть нам встретится эта сказка. Посмотрим на карту. Ребята, на нашей карте название этой поляны поменялось: теперь она называется«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Значит, мы все сделали правильно! Карта оказывается волшебная! Ну посмотрим, куда она нас дальше поведет. Здесь есть подсказка- загадка: «Все обходят это место: здесь земля как будто тесто; здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги» (Болото) Значит нам придётся идти через болото! Будьте осторожны, нужно перепрыгивать с кочки на кочку, иначе утонете! Идите за мной след в след!

Через импровизированное болото подходят ко второму столу.

Воспитатель: Вторая поляна. На карте написано, что этот остров называется «Лягушка-квакушка». Что-то я не знаю такой сказки. А вы знаете ребята? (Царевна-лягушка. Если дети не могут догадаться, то предлагает открыть коробку на столе. В коробке фигурка царевны –лягушки из пластилина и тряпичная кукла).

Сестрица аленушка и братец иванушка сказка кратко о чем

Воспитатель : Наверно, ребята, вы были правы, это действительно сказка «Царевна-лягушка». А картинка, которую мы принесли с собой из этой сказки?

  • Кто изображен на этой картинке? (Иван-царевич и лягушка со стрелой).

  • Ребята, а вы не знаете, почему Иван-царевич такой грустный? (Ему надо жениться на лягушке).

  • А зачем же ему надо на ней жениться? (Так сказал его отец). И Иван-царевич послушается своего отца? Почему? (Потому что он любит своего отца и уважает).

  • Скажите ребята, что принесет Ивану –царевичу женитьба на лягушке : горе или счастье? (счастье).

  • Как вы думаете, чему учит эта сказка? (Родителей нужно почитать и уважать).

  • Ребята, в этой сказке есть кукла?(нет) Давайте возьмем ее с собой, может быть нам встретится подходящая сказка.

Воспитатель : Ну что же, давайте посмотрим на карту, название этой поляны тоже поменялось, теперь она называется «Царевна-лягушка». Отлично! Куда же нам дальше идти? Путь на следующую поляну лежит через ручей, нам нужно перепрыгнуть через него, чтобы ноги не замочить.

Подходят к третьему столу, на нем стоит макет избушки на курьих ножках, возле него Баба-Яга и сундук с сокровищами

Сестрица аленушка и братец иванушка сказка кратко о чем

Воспитатель : Да это же избушка на курьих ножках. Вот где коварная Баба –Яга спряталась! Ничего, мы все сказки распутаем, которые Баба-Яга запутала. Правда, ребята? А мы с вами игру знаем, которая называется «Баба – Яга», поиграем? (Встают в круг)

Физкультминутка:

В темном лесе есть избушка, (пружинка, руки домиком над головой)  
Стоит задом наперед, (прыжком стать спиной к Б.Я. и на место)  
В той избушке есть старушка, (козырек вправо, влево)  
Бабушка яга живет. (кулачки на поясе, топают ногой)  
Нос крючком, глаза большие,
(палец-крюк у носа, глаза — соед. б. и указ. палец)  
Как фонарики горят!
(выброс пальцев из кулачка)  
Фу, сердитая какая, (отмахиваются руками)  
Дыбом волосы торчат! (показ торчащих волос)  
Подойдем мы к той избушке, (подходят к избушке Б.Я.)  
Постучимся в дверь к старушке.(как-бы стучат кулачком)  
Выходи-ка, поскорей, (отходят назад)  
Не догонишь ты детей! (рукой жест — часики)  

Воспитатель:В какую же мы теперь сказку попали? В каких сказках встречается Баба Яга?(Перечисляют). Может быть нам карта поможет? На карте поляна называется «Анастасия Прекрасная». (Дети угадывают сказку «Василиса Прекрасная») Что это за девушка была такая? Что вы знаете о ней?( У Василисы умерла мама и перед смертью подарила ей куклу , которая помогала Василисе во всем) Для чего мама перед смертью подарила Василисе куколку? ( Потому что мама знала, что Василисе будет очень сложно жить без нее. Никто не будет ее любить и заботиться о ней, так как родная мама). Какие пословицы вы знаете о маме?

  • Нет такого дружка, как родная матушка

  • При солнышке тепло, при матери добро.

  • Сердце матери греет лучше солнца.

  • Родных много, а мать роднее всего.

Воспитатель:Чему учит сказка? (Варианты ответов:

  1. Добро побеждает зло: злая мачеха, хотевшая извести свою падчерицу Василису, пославшая ее в логово бабы Яги на верную погибель, сама была погублена бабой Ягой;

  2. За терпение, старание, труд не сразу, но обязательно приходит награда: Василису, влюбился царь и женился на ней;

  3. Никто не позаботится так о своем ребенке, как родная матушка, родительская любовь к детям сильнее смерти).

Воспитатель:Ребята, а кукла, которую мы принесли с собой не из этой сказки? Тогда оставляем ее здесь. А сундук с сокровищами в этой сказке встречается? (Нет) Возьмем его с собой! Посмотрим нашу волшебную карту сказочного леса. Ну вот и эта сказка поменяла свое название, теперь она называется «Василиса Прекрасная». Какие ребята молодцы! И с этим заданием справились! У нас впереди еще одна поляна. Чтобы до нее добраться, нам нужно перейти через овраг по перекинутому через него бревну. Осторожно, не упадите, овраг очень глубокий! Вот мы и пришли.(Подходят к четвертому столу)

Сестрица аленушка и братец иванушка сказка кратко о чем

Воспитатель :Карта говорит, что мы пришли в сказку «Жара». Первый раз о такой сказке слышу! Давайте посмотрим, что находится в коробке. (В коробке настольный театр «Морозко») Вы думаете это сказка «Морозко»? И сундучок из этой сказки? Отлично!

  • Давайте вспомним героев этой сказки. Какие из героев этой сказки добрые? (Старик и его дочь, Морозко) А какие злые? (Старуха и ее дочь)

  • Тепло ли было стариковой дочке, когда к ней подходил Морозко? (Холодно) Для чего она говорила неправду? ( Что бы не обидеть Морозко).

  • Морозке было приятно слышать добрые слова? (Да)

  • А как разговаривала с Морозко старухина дочка? (Грубо, невежливо, прогоняла его).

  • Жалко ли вам старуху и ее дочь, несмотря на то, что они жестокие и злые? Что бы мы могли посоветовать старухиной дочке, чтобы Морозко ее не заморозил? (Разговаривать с Морозко вежливо, попросить, чтобы он ее не замораживал)

  • Чему учит сказка? (доброе отношение к окружающим, вежливые слова, улыбка всегда помогают в трудных жизненных ситуациях).

Воспитатель :Ну что, посмотрим на карту. Ну вот и эта поляна поменяла название, теперь она называется «Морозко». Молодцы ребята, все сказки расколдовали! Теперь мы можем возвращаться в детский сад.

Встают в круг, произносят волшебные слова:

Два раза хлопни,

Три раза топни,

Вокруг себя обернись,

В детском саду очутись!

Дети садятся на стульчики.

Рефлексия:Воспитатель берет книгу со сказками, листает ее.

Воспитатель: Ну вот ребята, теперь и в книге все в порядке, сказки правильно называются, ничего не перепутано, все герои на своих местах, в своих сказках. Теперь мы с вами обязательно вернемся к этой замечательной книге и познакомимся со всеми сказками. Вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего?

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/450018-konspekt-nod-igra-puteshestvie-po-russkim-nar

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, я  заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом,  некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

 Исходя из этого поставила перед собой цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

  1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.

  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

  3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

  4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

  5. Подобрать  диагностические материалы  направленные на  отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей  на примере  героев русских народных сказок.

  6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.

 Приемы формирования восприятия сказки

     Выразительность чтения.

Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие.   Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением  отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

  • Ø Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

  • Ø Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

  • Ø Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

  • Ø Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драмотизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Для того , чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:

Подготовительный этап:

  1. Подбор и изучение  методической литературы;

  2. Подбор игр дидактических игр

  3. Составила перспективный план

  4. Разработала циклограмму по теме «Неделя с добром в сердце»

 Основной этап или этап реализации

Совместная работа с родителями.

Провела родительское собрание « Сказка ложь – да в ней намек..» (познакомили с предметно-развивающей средой группы, составили план посещений театральных пятниц)

Информировала родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-го года жизни. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаю советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.

Провела индивидуальные консультации и беседы с родителями на  темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка»,  «Воспитание и книги».

Совместно с родителями пополнила библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители,  у которых сохранились книги их детства приносили в группу, пополнили театральный уголок пальчиковым театром из ниток ко всем русским народным сказкам по нашему возрасту. Осуществили проект «Книжка своими руками»

Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостяхусказки», «Что?, Где?, Когда?», «В стране добра и зла»

Вместе с родителями устраиваю выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».

На День Матери организовала конкурс «Бабушкин пирог» и для всех гостей дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику 8 марта показали сказку «Колобок на новый лад» — сказку переделывали вместе с детьми.

Осуществили проект «Книжка – своими руками»

Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями

 Работа с детьми.

В группе прошли ряд развлечений: на День Матери организовали конкурс «Бабушкин пирог» и для всех гостей дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику 8 марта показали сказку «Колобок на новый лад» — сказку переделывали вместе с детьми, к 23 февраля папам рассказали сказку с новой  концовкой «Волк и семеро козлят»

 Сказка в системе нравственного воспитания

  Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• что злоСказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Заключительный этап

Подобрала диагностический материал отслеживания уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок: диагностика Н.В.Нижегородцевой «Нравственная лесенка», критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных ситуаций.

В конце мая планируем провести день открытых дверей в группе, мы подготовили театрализованную сказку «Дом для друзей» по мотивам русской народной сказки «Теремок» с участием всех детей.

Результат :

— Дети научились понимать смысл сказок

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

— Произошло взаимопонимание,  благодаря совместной работе детей и родителей;

— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

 Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.


Adblock
detector