Сказка антонимы к этому слову

Урок литературного чтения тема: в.ф. одоевский городок в табакерке 4 класс цель: создать условия для знакомства с научно-познавательной сказкой городок

Урок литературного чтения

Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс

Цель: создать условия для знакомства  с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план;  содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию

Задачи:

1) расширять словарный запас учащихся,

2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Метапредметные:

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.

Ход урока

 I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь!

А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.

— Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела

— «Литературные сказки»

— С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?

— Ребята, а какие еще бывают сказки?

 — (народные)

— А чем народные сказки отличаются от литературных?

— (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).

— Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай ….

—  Чему будем учиться? Читает……

 II Сообщение темы и постановка цели и задач урока

На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 1).

— Мы с вами разделим сказку на части.

— Составим план к ней.                        

—  Дадим характеристику главному герою.

— Определим главную мысль произведения.     

 III Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского

— Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском

Каждый ученик говорит по одной строчке из биографии В.Ф. Одоевского.

 (Слайд № 2).

      2. Словарная работа

— Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.

 -Кто знает, что такое табакерка?   (Табакерка- коробочка для табака)

Выслушиваются ответы детей.

 — Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»

(Слайд № 3).

— Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?

— Опишите её. (Стр.156)

— Следующее слово «Бюро». (Слайд № 4)

— Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.

— Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).

Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.

      3. Работа с текстом, учебником

— С чего начинается сказка? Прочитайте.

— Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).

— Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)

— Кто главный герой произведения? (Миша)

— А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.

( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)

— Подтвердите свой выбор примерами из текста.

— Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?

— Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.

— Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)

— Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)

— С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)

— Прочитайте выразительно разговор с Валиком.

— Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).

— А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)

— Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)

      4. Физминутка(Ночь- день).

5. Составление плана

Работа в парах:

— Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).

I часть

— Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)

— Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157

II часть

— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)

 -Предложите название этой части. Стр. 157-158

III часть

— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».

Озаглавьте. Стр. 158-163

IV часть

— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».

Озаглавить. Стр.163-164

V часть

— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».

Озаглавьте. Стр.164

VI часть

— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».

Озаглавьте. Стр.165

VII часть

-Прочитайте до слов « — Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».

Озаглавьте. Стр.166

VIII часть

— Прочитайте от слов « — Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.

Озаглавьте. Стр.167

-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

План

  1. Удивительная табакерка

  2. Знакомство с Динь-динь

  3. Герои на улице города

  4. Встреча с молоточками

  5. Господа – дядьки-молоточки

  6. Знакомство с надзирателем

  7. Сударыня – царевна

  8. Миша проснулся

IV Итог урока

— Кто автор произведения.

— Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.

— Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского

— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).

V  Игра «Данетка»

— Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.

Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.

вопроса

ДА

НЕТ

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

Вопросы для игры

1.Данное произведение сказка? (да)

2. Главный герой мальчик Миша? (да)

3. Табакерка была сделана из золота? (нет)

4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)

5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)

6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)

7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)

8. Валик всё время работал? (нет)

9. Как звали сударыню царевну — царевна-пружинка? (да)

10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)?   (нет) (Слайд № 6)

— После того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я вам поставлю эту оценку в дневник.

VI Д/з: Сочинить свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».

VII Рефлексия: На доске – Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».

— А сейчас ребята, кто всё понял, возьмите зелёный колокольчик  и прикрепите его ….., а кто ничего не понял, возьмите красный колокольчик  и прикрепите его к ……

(Если будут такие детки, которые ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).

Вопрос № 7: Одоевский создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша. 

Есть те, кто управляет всем, и те, кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются бедствия и несчастья.

Конспект урока по
русскому языку в 4 классе по теме:

 «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке
А.С.Пушкина»
.

«Школа России».

Тип урока: урок проект.

Цель: развитие умений определять роль прилагательных в
литературном тексте, описывать картину при помощи прилагательных, передавать
своё отношение к произведению.

Задачи:

1. Повторить и обобщить знания учащихся об
имени прилагательном как части речи.

2. Развивать умение правильно и точно
использовать в речи имена прилагательные; развивать внимание, память,
восприятие на слух.

3. Воспитывать интерес к творчеству А. С.
Пушкина, формировать интерес к языку.

Планируемые
результаты
:

Предметные
УУД:

ü  научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных и практических задач;

Метапредметные
УУД:

ü  приобретают коммуникативные умения, работая в
группах;

ü 
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления
проблему, сбора информации, наблюдения,анализа, обобщения);

ü 
учиться основам смыслового восприятия художественных текстов,
уметь подготовить и презентовать материал.

ü  развивают системное мышление

Личностные:

ü 
формирование желания осваивать
новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.

 Тип проекта – исследовательский, межпредметный, групповой, внутриклассный, мини-проект

Участники проектной деятельностиученики 4-го класс

Оборудование: листы А-3, цветные
карандаши, фломастеры, заготовки заданий, презентация.

Этапы урока.

I. Этап мотивации. (2мин.)  

Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на
уроке, организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее
достижения.

Методы: словесный, мотивации учебной деятельности.

Способы организации деятельности: фронтальный.

1.     
Психологический настрой.

 —Ребята! Сегодня, мы будем
работать в группах. Активно, творчески, с интересом и с удовольствием, не
бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Внимательно выслушивайте выступления
своих одноклассников, мы ведь учимся друг у друга. И, конечно же, постарайтесь
сделать работу интересной и полезной для себя и других. Я предлагаю сделать
девизом нашей работы вот эти слова:(Слайд 1)

image001

Итак, успешной вам
работы!

II. Создание
проблемной
 ситуации
(8 мин.)

Цель этапа: Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к
самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно
находить новый способ действия.

Методы обучения: проблемный.

Форма деятельности: наблюдение, дискуссия.

Средства обучения: мультимедийная презентация.

Способы организации деятельности: фронтальный.

  Умение объяснять процессы, выявленные в
ходе наблюдения (П.)

Возьмите
карточку желтого цвета. Выполните задание (слайд 2)

image002

 -Выслушиваются
ответы детей. (Эти строки из сказки А.С. Пушкина)

 —
Прослушайте отрывок в аудио записи.
Что хотите сказать? (Этот отрывок из
сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
)


Почему вы так решили? А в чём разница? (Во втором тексте появились имена
прилагательные)

-Предположите,
о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Итак, тема
урока: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. (слайд3)

image003

Я предлагаю
выполнить проект по этой теме.

-Что такое
проект? (Это творческая работа ученика, решающая определённую проблему и
имеющая продукт деятельности
) (слайд4)

image004

-Прочитайте
отрывок ещё раз, а теперь прослушай. Сравните отрывки ещё раз. (Тот отрывок
который из сказки, он более точный и понятный
.)

— Какая
проблема возникла? (Какую роль играют прилагательные в сказке А.С. Пушкина)
(слайд 5)

image005

— Чтобы
продолжить работу нам нужно составить план.

— На доске
представлены пункты плана. Подумайте в группе и составьте план.

III. Поиск решения проблемы (5
мин)

1. Прочитать сказку

2. Определить роль прилагательных в сказке:

·       
Найти
прилагательные, которые помогут создать образ главных героев.

·       
Найти
прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы, употреблены в переносном
  значении.

·       
Установить
значение устаревших слов.

 3. Получить продукт деятельности.

 4. Оформить проект

IV.Реализация проекта (12
мин.)

-Вспомните,
какие образы описал А.С. Пушкин

Старик

Старуха

Море

Рыбка

Возьмите
карточку зелёного цвета и выполните 1 и 2 задание.

У каждой
группы своя карточка.

I группа

1.Прочитайте.

Жил у
моря. Ловил рыбу. Исполнял желания старухи, несмотря на то, что она его ругала,
называла простофиля. Народ над ним смеялся, потому что он невежа.

2.Определите,
о каком главном герое идёт речь? Докажите

3.Попробуйте
найти в сказке слова, уточняющие образ   героев. (слайд 6)

image006

II группа

1.Прочитайте.

2.Определите, о каком
главном герое идёт речь? Докажите

Старуха пряла пряжу. Хотела
получить избу баба.  На крыльце стоит в душегрейке. Старик ей
кланялся в ноги и молвил: «Здравствуй, царица!

3.Попробуйте найти в сказке
слова, уточняющие образ   героев. (слайд 7)

image007

III группа

1.Прочитайте.

2.Определите,
о каком главном герое идёт речь? Докажите

Пришёл
невод с одною рыбкой. Молвила голосом. Старик её и отпустил.
Выполняла желания.

3.Попробуйте
найти в сказке слова, уточняющие образ героев
. (слайд8)

image008

Далее
каждая группа зачитывает текст.

— Что заметил,
прослушав все тексты?  Точные ли получились тексты. А что бы вы изменили?
Выполните задание №3

— Какие
слова вы вставили?  Для чего автор использовал прилагательные?

 (Имена
прилагательные помогают А.С. Пушкину выразительно передать и описать внешний
вид, наряды, жильё главных героев, характеры людей
)

Прочитайте
1 абзац в сказке и найдите, какое прилагательное употребляется несколько раз.

ЗОЛОТАЯ

Какие
задания вы бы придумали с этим заданием?

— Я могу
придумать синоним к этому слову (драгоценная)

— Золотая
рыбка, употребляется в каком значении? Почему?

— Давайте
вернёмся к нашему плану. Что необходимо сделать дальше?

Возьмите
карточку белого цвета

V.Групповая
дискуссия (13 мин)

I группа

1.
Прочитайте отрывок.

Вот
идет он к синему морю,

Видит,
на море черная буря:

Так
и вздулись сердитые волны,

Так
и ходят, так воем и воют.

Стал
он кликать золотую рыбку,

Приплыла
к нему рыбка, спросила:

«Чего
тебе надобно, старче?»

Ей
старик с поклоном отвечает:

«Смилуйся,
государыня рыбка!

2.
Найди и выпиши прилагательные, которые употреблены в переносном значении.

3.Определи
к какому образу можно отнести эти прилагательные.

4.Почему автор использовал
прилагательные в переносном значении?

Чёрная
буря, сердитые волны, золотую рыбку.


Автор использовал прилагательные в переносном значении, для того чтобы
показать, что море живое. (слайд9)

image009

II группа

1.
Прочитайте отрывок.

Жил
старик со своею старухой

У
самого синего моря;

Они
жили в ветхой землянке

Ровно
тридцать лет и три года.

Старик
ловил неводом рыбу,

В
третий раз закинул он невод, —

Пришел
невод с одною рыбкой,

С
непростою рыбкой, — золотою.

Как
взмолится золотая рыбка!

Голосом
молвит человечьим:

«Отпусти
ты, старче, меня в море!

Дорогой
за себя дам откуп:

Удивился
старик, испугался:

Он
рыбачил тридцать лет и три года

И
не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил
он рыбку золотую

И
сказал ей ласковое слово:

2.
Найди и выпиши синонимы к прилагательным:

Старый
дом-

Ценный
подарок-

 3.Определи
к какому образу можно отнести эти прилагательные.

4.Почему автор использовал ветхая
землянка, а не старая?

(слайд 10)

image010

III группа

1.
Прочитайте отрывок.

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчугу  огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.

2.
Найди и выпиши устаревшие слова:

3.Определи
к какому образу можно отнести эти прилагательные.

4.Для чего автор использовал
устаревшие слова? (слайд 11)

image011

1.
Прочитайте отрывок.

Воротился
старик ко старухе,

Рассказал
ей великое чудо:

«Я
сегодня поймал было рыбку,

Золотую
рыбку, не простую;

По-нашему
говорила рыбка,

Домой
в море синее просилась,

Дорогою
ценою откупалась:

Откупалась
чем только пожелаю.

Не
посмел я взять с нее выкуп;

Так
пустил ее в синее море».

2.
Найди и выпиши антонимы к прилагательным:

Маленькое
чудо-

Дешёвая
цена-

3.Определи
к какому образу можно отнести эти прилагательные.

4. Почему автор использовал великое
чудо, а не маленькое?

Так с
какой целью автор использует разные прилагательные в содержании сказки? (Чтобы
выразить свою мысль точно, ясно, ярко, выразительно, живописно, чтобы речь была
полной, богатой
)

Прочитайте
высказывания. (Слайд 12)

image012

В каком
высказывании содержится основная мысль текста? (Если ты жадный, можешь потерять
всё)

— Какой
образ из представленных это доказал? Почему?

(Образ
старухи представлен более ярко, чтоб показать, что она много хотела и ничего не
получила)

Обсудите в группах
и дайте ответ на вопросы (слайд 13)

image013

  VI Итог
урока.(3 мин)

Цель этапа: Совместно с детьми соотнести запланированные и
достигнутые результаты

Методы обучения: словесный.

Форма деятельности: учитель задает вопросы, учащиеся отвечают

Методические приемы и их содержание: игровой, прием устной рефлексии.

Способы организации деятельности: фронтальный, индивидуальный.

Оценивают свои достижения.

Умение логически рассуждать, делать выводы (П.)

Умение слушать и понимать речь других (К.)

Умение соотносить цель и результаты своей деятельности.
(Р)

Давайте вернёмся к нашей проблеме?
Какую же роль играют прилагательные в сказке А.С. Пушкина (Прилагательные в сказке
играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ
предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в
котором бы не упоминалось прилагательное.)
Предложение без прилагательного, как торт без украшения.

Посмотрите
на наш план. Какой пункт мы не выполнили? (оформление)

А как мы
можем это сделать и где мы можем использовать? (Мы можем создать книгу и
подарить её в библиотеку.)

VII.Рефлексия.(2
мин)

А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?

-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка.

-Ребята, у каждого из вас на парте в конверте есть рыбка.

-Выберите рыбку согласно заданию в конверте.

Золотистая – на уроке мне было комфортно, я доволен своей работой

Серебристая-  на уроке мне было трудно, но я справился

-Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше
желание.

 Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там
себе на просторе.

(слайд 14)

image014

Всем
спасибо за работу. Молодцы! 

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствую я вас, друзья,
В этот прекрасный день февраля.

Ребята,
прослушайте отрывок из литературного произведения и скажите, что это за
произведение и кто автор.

(звучит
аудиозапись с отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина)

2. Самоопределение к деятельности.

    — Скажите, какую часть речи использует
автор для полноты и красочности произведения.

— Имя
прилагательное.

3.
Актуализация знаний.


Давайте вспомним, какая часть речи называется именем прилагательное?


Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос какой?
какое? какая? какие? чей? и обозначает признак предмета.


Опираясь на ваши ответы, попробуйте сформулировать тему урока.

(Дети
формулируют тему урока)

(Открываю
ставни, на доске портер Пушкина А. С., написана тема урока, внизу доски
нарисовано сине-белое море)

 
— Сегодня на уроке мы с вами исследуем имена прилагательные в «Сказке о рыбаке
и рыбке» А. С. Пушкина и создадим проект.

4.
Работа по теме урока

-Давайте
зачитаем план нашего исследования.

(Написан
на доске. Один ученик зачитывает.)

План
исследования

1.    
Перечитать
отрывок из сказки

2.    
Найти
устаревшие словосочетания.

3.    
Подобрать
прилагательные к слову.

4.    
Найти
ошибки в тексте.

5.    
Найти
имена прилагательные, употребленные в переносном значении.

6.    
Подобрать
к ним синонимы и антонимы.

7.    
Проиллюстрировать
составленные предложения.

8.    
Сделать
вывод.

9.    
Защитить
проект.

— Работать
сегодня на уроке мы будем в группах по этому плану: 1 ряд – 1 группа, 2
ряд-вторая, и 3 ряд – 3 группа.
 Свое исследование мы будем записывать на
волшебных листах (каждой группе раздается лист формата А4)

А сейчас я хочу
проверить, насколько хорошо вы помните эту сказку.
Посмотрите, на ваших
листах разбросаны слова.
Вам нужно
составить словосочетания. Стрелочками соедините каждое имя существительное с
подходящим по смыслу именем прилагательным из сказки.

1
группа

(Ветхая)
землянка,


(сварливая)баба,

…(грозная)стража,

…(черная)
крестьянка,


(синее) море,

2 группа


(золотая) рыбка,

…(парчовая)
кичка,

…владычица(морская),


(новое) корыто,

…(соболья)
душегрейка,

3 группа

 …
(золотые) перстни,

…сердитые
(волны),


(ласковое) слово,


(тесовые) ворота,

…(старый)
невежа.


Первая группа
, зачитайте какие словосочетания у вас получились.

— Вторая
группа…

— Третья
группа….

— Ребята, встретились
ли вам незнакомые слова? Первая группа, назовите. Вторая группа. Третья группа.

— А как называют
такие слова? (устаревшие)

— У вас на партах
лежит текст «Сказки о рыбаке и рыбке». Найдите и выпишите из сказки не менее
трех устаревших слов или словосочетаний:

Заморские
вина
– иностранные,
чужеземные.

Парчовая
кичка на маковке
 –
кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который
полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и
надетый на макушку.

Печатный
пряник
– мучное кондитерское
изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с
помощью пряничной доски. Пряник с выдавленными знаками, узорами.

Тесовые
вороты
– ворота из
тонких досок древесины хвойных пород.

Чёрная
крестьянка

крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.

Ветхая
землянка
 –
разрушающаяся, пришедшая в негодность.

Владычица – повелительница, властелина.

Душегрейка – старинная женская одежда в виде
короткой женской кофты без рукавов.

Заморский – привезённый из-за моря, из заграницы.
Землянка – жильё, вырытое в земле.

Корыто – большой продолговатый открытый сосуд
для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого
пополам и выдолбленного бревна, позднее из оцинкованного железа.

Столбовая
дворянка
 –
потомственная дворянка.

— 1 группа, прочитайте,
какие устаревшие слова вы выписали? 2 группа?  3 группа?

— Посмотрите на экран, на нём появилось одно из устаревших слов
(слайд 1)

— Кто из вас знает значение слова «кичка»?

— В сказке вы встречали словосочетание «парчовая кичка»

— Подумайте, что это такое?

-Куда мы можем обратиться, чтобы проверить правильность наших
определений?

5. Работа
со словарем.


Правильно! Мы можем обратиться к толковому словарю!


У первой и второй группы на партах лежат толковые словари с закладками.

1
группа находит значение слова «парча», вторая группа значение слова «кичка», а
третья группа – из предложенных картинок, должна выбрать именно ту, которая
обозначает это словосочетание.


Слова найдены. Начнем с 3 группы. Покажите ту картинку, которую вы выбрали.


Теперь мы узнаем значение слова «парча». На экране вы можете посмотреть как
выглядит эта ткань. А что же означает «кичка»? Посмотрите, на экране появилось
значение слова «парчовая кичка». Запишите на листах значение словосочетания
«парчовая кичка»

— Как вы думаете,
почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов?


Великий русский поэт употребил в сказке много старинных слов, чтобы приблизить
свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно
описать жизнь героев того времени, их характер (характер старухи и старика,
гнев рыбки и т.д.)

— Посмотрите на экран? Что на нём изображено? (слайд 2)

— На нём изображено море.

— Какое прилагательное употребил автор к слову «море»

-Море
синее.


Правильно! А какое еще может быть море?


Каждая группа записывает не менее пяти прилагательных к слову море на листах.

-Чёрное,
волнующееся, огромное, необъятное…

— Скажите сложно вам было подобрать имена прилагательные?

— В
«Словаре эпитетов русского языка» вы можете найти 138 определений к слову море!(слайд
3)

(например… безмолвное, беспокойное, беспощадное,  буйное,
бунтующее, величавое, взволнованное, встревоженное…)

5.
Физкультминутка.

Сказка
даст нам отдохнуть
Отдохнем — и снова в путь!

(Встаем, выходим
из-за парт. Все упражнения выполняем только руками)

Рыбка
плавает в водице,

(Плавные движения
кистями)

Рыбке
весело играть

(Плавные движения
кистями)

Рыбка,
рыбка, озорница,

(погрозить пальчиком)

Мы хотим
тебя поймать

(хлопок
«круглыми» ладошками)

Рыбка
спинку изогнула

(Выгнуть кисти,
пальчики вниз)

Крошку
хлебную взяла

(имитировать
движение пальчиками)

Рыбка
хвостиком махнула

(Сложить ладошки
вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла.
(спрятать ручки)

6. Продолжение работы по теме урока

Продолжаем
наше исследование.

У меня
в руках отрывок из нашей сказки и мне нужен помощник, чтобы проверить все ли окончания
имен прилагательных написаны правильно и исправить ошибки, если это будет
необходимо

 (Выходит
ученик)

—  Прочитай
отрывок.

“Воротился старик
ко старухе,
Что ж он видит? Высокая терем
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотой перстни,
На ногах красная сапожки”

— У каких
прилагательных заметили ошибки?

— Как мы определяем
окончание имен прилагательных?

(Правописание
окончаний прилагательных зависит от грамматических признаков слова – его рода,
числа, падежа. Определить окончание прилагательного можно наиболее простым
способом – достаточно подобрать нужную форму вопроса к прилагательному.
Окончание вопроса будет совпадать с окончанием прилагательного)

— Находим
существительное, к которому относится прилагательное и определяем его падеж,
род и число.


Выпишите словосочетания, исправляя окончания у имен прилагательных, рядом
укажите падеж, род и число.

(Ученик
на доске, остальные на листах)

Высокий
терем – это окончание  В.п., м.р, ед.ч, так как сущ. стоит в В. п., м.р., ед.ч

Золотые
перстни – В.п., мн.ч

Красные
сапожки –В. п., мн.ч


Ребята как вы понимаете фразу «золотые руки»? В каком значении употреблено
здесь имя прилагательное? (в переносном значении)

— Сейчас каждой
группе нужно выписать из текста  словосочетания, в которых имена прилагательные
употреблены в переносном значении.

Золотая (рыбка)

Волшебная рыбка, исполняющая
желания.

Чёрная (крестьянка)

Простолюдинка, принадлежащая к
черни.

Столбовая (дворянка)

Дворянка старинного и знатного
рода.

Печатный (пряник)

Пряник с оттиснутым
(отпечатанным) рисунком или буквами.

Чёрная (буря)

Ветер разрушительной силы,
поднимающий чёрную пыль.

Сердитые (волны)

Огромные волны.

Прямой (простофиля)

Простак, недалёкий человек.

— 1 группа
зачитайте, что вы выбрали? 2 группа? 3 группа?

 — Скажите, в
какой землянке жили старик со старухой?

— В ветхой
землянке

— Какое близкое по
значению прилагательное я могу подобрать к слову «ветхая»

— Старая?

— Что мы сейчас
подобрали?

-Синоним.

— А какое
прилагательное противоположно по значению слову «ветхая»

— Новая

— Что мы в этом
случае подобрали?

— Антоним

У вас на листах написаны
имена прилагательные из сказки, подберите и запишите к каждому синонимы и
антонимы:

Слово

Синоним

Антоним

Ласковое (слово)

Доброе

Грубое, злое

Разбитое (корыто)

Ветхое, старое

Новое, целое

Старый (невежа)

Пожилой

Молодой

Глубокое (море)

Огромное

Мелкое

Дорогая (цена)

Высокая

Низкая

Высокий (терем)

Большой, огромный

Низкий, маленький

Грозная (царица)

Жестокая, суровая

Добрая, милосердная

7. Подведение итогов урока.

— Творчество какого писателя мы вспоминали сегодня на уроке?

— Какие имена прилагательные употребил А. С. Пушкин в «Сказке о
рыбаке и рыбке»?

— Попрошу одного человека из группы выйти к доске и показать,
получившийся проект.

— Ребята, скажите, мы справились с исследованием?

8. Домашнее задание.

— Домашнее задание: закончить проект: составить и записать текст
из трех предложений, используя устаревшие словосочетания из сказки и
проиллюстрировать его.

9. Рефлексия.

— Ребята, у вас на столах лежат рыбки разного цвета. Оцените вашу
работу.

Если исследование было интересным и познавательным – прикрепите на
доску «золотую рыбку»

Если вам было сложно и не очень интересно – прикрепите оранжевую
рыбку

Если вам было совсем не интересно и вы не узнали ничего нового, то
отпустите в наше море красную рыбку

— Представьте,
что вы поймали золотую рыбку, чтобы вы у неё попросили?


Оценки за работу на уроке.

10.
Заключительное слово учителя:

— Наш
урок подошёл к концу. Спасибо за хорошую работу. Я получила огромное
удовольствие, надеюсь, что вы узнали много нового.

«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»

Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома? 

Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса. 

«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».

По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие. 

«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».

«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»

Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее. 

«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».

Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми. 

Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории. 

«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария. 

Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения. 

Чем заняться на каникулах дома? 

Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.

Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам. 

Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки. 

«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».

Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки. 

Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее. 

Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.

По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни. 

Карина Салтыкова
​​​​​​


Adblock
detector