Сказка цирк в шкатулке

Содержание введение 1. теоретическая часть дина сабитова и три ее детдомовские книги 2. практическая часть. где это: где нет зимы?

Содержание

Введение

1. Теоретическая часть

Дина Сабитова и три ее «детдомовские»
книги

2. Практическая часть. Где это: «где нет
зимы?»

Сюжет повести «Где нет зимы»

«Не сказочная фантастика» повести «Где нет
зимы» (тематика и проблематика книги)
8

В чем ценность
книги?………………………………………………………………………………….12

Выводы6

Список использованной литературы7

Что такое семья,
дом? На мой взгляд, семья – это самое ценное, что есть у человека, его самые родные
и близкие люди, которые сопровождают человека с момента рождения и на
протяжении всей его жизни. Настоящая семья объединяет, скрепляет людей
родственными и нравственными узами. Всем известно, что семья играет решающую
роль в становлении человека. Личность человека создается именно в семье, в
атмосфере, в которой он растет.

Ребенок начинает
познавать мир с самого раннего возраста, и в первую очередь он познает  мир
человека. Начинается это знакомство, конечно же, с семьи —  с матери и отца, с
того, как обращается к нему мать, как отец относится к матери. Но, к сожалению,
не у всех детей есть родители, не у всех есть семьи, а значит, есть дети –
сироты.

Казалось бы, какие
могут быть дети-сироты в ХХ
I?
Ведь уже давно нет войн, и мы живем в мирное время. Почему же сегодня
переполнены детские дома, приюты? Почему на сегодняшний день в нашей стране
огромное количество детей-сирот при живых родителях? Я часто задаю себе эти
вопросы и не могу найти на них ответа.

Я знаю одно: доля
детей-сирот очень тяжела, поэтому у каждого ребенка должна быть семья, должен
быть свой дом, в котором он найдет понимание, поддержку, любовь.

Страдания детей
всегда  вызывали особую заботу государства, общества, церкви.  Русская
литература  также никогда не оставалась в стороне от этой темы, старалась
привлечь внимание к судьбам таких детей. Литература воспитывает в людях
бережное и чуткое  отношение к детям – сиротам, призывает к состраданию.      

          Мое
знакомство с произведениями русской литературы на тему сиротства началось с
повести  В.Г. Короленко «В дурном обществе». Я заинтересовалась  этой темой и
решила почитать другие книги. Ими стали так называемые «детдомовские книги»
современной писательницы Дины Сабитовой: «Где нет зимы», «Три твоих имени» и
«Сказки про Марту». В них автор поднимает очень актуальные на сегодняшний день
темы: бездомных детей, детского одиночества и сиротства, усыновления детей. По мнению самого
автора, детям важно читать книги, в которых они могут осознать себя,
«идентифицируясь с героем книги» [4]. Еще более важно то, что историй о том,
как ребенок попадает в семью, как он в ней адаптируется – нет вообще. Но такие
истории очень нужны, поскольку, «если ребенок маленький, а родители хотят с ним
говорить на эти темы, ничего лучше, чем книга или просто сказка не придумаешь»
[4].

В своем
исследовании я хочу показать, как раскрывается тема сиротства в повести Дины
Сабитовой «Где нет зимы» и насколько волнует современное общество тема сиротства
и детского одиночества. И мне важно знать, как к этой проблеме относятся мои
сверстники.

       Актуальность темы. Тема
сиротства и детского одиночества очень актуальна в настоящее время, ведь в
нашей стране на сегодняшний день насчитывается огромное количество детей-сирот.
А самое страшное в этой проблеме, на мой взгляд,  — это то, что есть немалое
количество детей-сирот при живых родителях. Это дети, которые оказались ненужными
собственным родителям.  Забота о таких  детях ложится  на  плечи государства 
и  общества.

       По статистике, за последние годы
количество домов ребенка несколько снизилось, но увеличилось число
воспитывающихся в них детей. Разрушаются родственные связи между братьями и
сестрами, если их помещают в разные учреждения. Увеличиваются случаи отказа от
ребенка сразу после его рождения. Растет число детей, попавших в особо трудные
условия.

Цель
исследования
. Выявить основу причин сиротства и
проследить, как эта тема воплощается в произведениях русской литературы.

   
Задачи
:

·       
прочитать художественные произведения
русской литературы о детях – сиротах.

·       
выполнить анализ произведений
художественной литературы, в которых затрагивается проблема  детей – сирот.

·       
выяснить, почему так серьезно стоит
проблема детей – сирот в обществе.

·       
выявить, как складываются судьбы сирот в
современном мире.

·       
с помощью анкетирования исследовать
отношение  современных подростков к проблемам сиротства и их раскрытию в
современной  детско – подростковой литературе.

      Дина Сабитова родилась в Казани 24
мая 1969 г. Филолог по образованию, кандидат наук, доцент. После окончания
Казанского университета она преподавала в родной альма-матер на кафедре
прикладной лингвистики, но затем прервала академическую карьеру, перебравшись в
столицу. Сейчас Дина Сабитова живет в Подмосковье, они с мужем растят 2 сыновей
и приемную дочь.

      Известна писательница своими
повестями о нелегкой детской судьбе. На сегодня день  она издала пять книг:
«Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени», «Сказки про Марту» и
«Мышь Гликерия».

В 2007 году книга
Д. Сабитовой «Цирк в шкатулке» стала лауреатом Национальной детской литературной
премии «Заветная мечта», а в сентябре 2011 года на книжной ярмарке в Москве
писательница представила новую книгу «Три твоих имени» – повесть о жизни
воспитанницы детского дома.

В повести «Цирк в
шкатулке», говорится о настоящих ценностях: только семья и дом в современном
мире, как и сто лет назад, могут дать защиту всем людям, но в первую очередь –
тем, кто еще не вырос. И чувство сиротства, одиночества может настичь не только
детей, оставшихся без родителей, но любого из нас, кто лишен поддержки близких
людей и родных стен.

Проблемам
сиротства, приемных детей Дина Сабитова посвятила три книги: «Где нет зимы»,
«Сказки про Марту» и «Три твоих имени».

«Сказки про Марту»
– это книга, которая создавалась под заказ для проекта «К новой семье». Это
справочное пособие для родителей и приемных детей. «Сказки про Марту», по
словам самой Д. Сабитовой, имеют совершенно конкретного адресата – семьи,
которые усыновили ребенка и не хотят сохранять тайну усыновления. Она писалась
совместно с психологами и педагогами, оттачивалась каждая фраза для того, чтобы
родители смогли использовать ее в разговоре с приемным ребенком. Книга состоит
из двух маленьких сказок для детей 4 и 7 лет. В этих сказках котенок Марта
разговаривает со своей мамой-кошкой. Автор акцентирует внимание на том, что
семья – «это не обязательно кровное родство, но родство духовное, любовь друг к
другу, общие интересы» [4].

Вторая книга, «Где
нет зимы», тоже посвящена проблемам усыновления. Но это не пособие и не
справочник, а реальная история о судьбе мальчика-подростка и его сестры,
которые после смерти родных попадают в приют.

Третья книга, «Три
твоих имени»,  также о судьбе ребенка, девочки Риты, попавшей в приют и
мечтающей о семье, где ее полюбят. Книга интересна тем, что имеет три финала.
Каждая ее часть заканчивается определенным новым этапом в жизни героини. Эта
книга о семьях, которые как бы «ходят по краю», они держатся на плаву, однако,
в какой-то момент, жизнь детей в таких семьях сваливается в настоящую трагедию.
Но во всех трех книгах автор пытается показать, что из любых «жизненных
развалин» есть варианты выхода, пусть не всегда легких, но все-таки они есть…

       Дина Сабитова считает, что на свете
нет таких сложных вопросов, о которых нельзя было бы говорить с детьми. Надо
только найти правдивые и понятные для ребенка слова. Детская книга должна
давать маленьким читателям надежду на то, что справедливость и добро в мире
существуют, все будет хорошо, если самому не быть равнодушным и уметь бороться
за себя.

«Узнали
и забрали…

Да
ещё и сообщили, что

мама
больше никогда не придет…» [5]

Д.
Сабитова, «Где нет зимы»

По высказыванию критиков,
«Где нет зимы» – это честная повесть о взрослении детей, это разговор «о самом
важном без заигрывания и попыток манипуляции» [3].

Сложно кратко
описать сюжет повести, поскольку в сравнительно
небольшом тексте всего много: персонажей, событий, стилей, рассказчиков и
пересказать сюжет кратко также невозможно. Это книга о детях.
О таких детях, которые живут в семье, но до них никому
нет дела. Паша и Гуль живут с бабушкой и мамой – художницей, которая ведет
вольный образ жизни и часто исчезает из дома в «богемные вояжи». Но все
меняется в одночасье: бабушка умирает, мама исчезает, а дети оказываются в
детском приюте. Однако факт смерти мамы, по замечанию взрослых читателей книги,
описан так, что мысли и эмоции не отвлекаются на это происшествие от главного –
«жизни и чувств детей, которые остались одни и борются за свою, пусть и
маленькую, но семью, за то, чтобы остаться в этом мире вместе с единственным
родным человеком» [7].

У детей остается единственная перспектива – детский дом.
Попав в детский Центр временного пребывания, они не сдаются: мальчик Павел
пытается найти своего отца и отца сестры Гуль. В 13 лет он становится взрослым,
самостоятельным, заботится о сестре. Отцу он оказывается совершенно не нужным,
поскольку у него уже есть другая семья.

Детей забирает мама друга Гуль. Дети обрели семью, после
всего страха, безразличия и бед, которые им пришлось пережить. Однако конец
повести имеет грустную нотку, поскольку существует проблема адаптации детей в
новой семье. Сама приемная мама Мира, все еще привыкает к детям, однако ее слова
вселяют надежду: «Я знаю, что мы все привыкнем. И уже легче стало».

Вот так, по сюжету книги, не все получалось гладко и просто в
жизни ее героев, однако они победили и они на верном пути. У них есть семья, и
они вернулись в свой Дом.

Сюжетные линии, которые я выделила бы в повести:

1.           
Жизнь детей:
Павла и Гуль (смерть родных, поиски отца, детский дом, усыновление).

2.           
Жизнь семьи
друга Павла, их приемной семьи и матери Миры.

3.           
Жизнь бабушки
Шуры, которая пытается понять дочь.

4.           
Жизнь дочери,
мамы Павла и Гюль, свободной художницы, которая пытается разобраться в своей
судьбе.

5.           
Жизнь и
воспоминания старого домового Аристарха Модестовича.

6.           
Жизнь и
рассуждения куклы Ляльки, ее взгляд со стороны на судьбы людей.

Это удивительно теплая книга! Щемяще грустная, но
очень тонкая и трогательная. Реалистичная, но деликатная. Правдивая, но с
толикой сказки и чуда! [7]

Таким, казалось бы, предсказуемым поворотом сюжета Дине
Сабитовой в повести «Где нет зимы» удалось раскрыть сразу несколько очень
важных проблем. Сама повесть как синтез реальн
ости
и сказки. С одной стороны, это  суровые реальные будни, жизнь, в которой дети
становятся сиротами, где «маленького человечка горе может оглушить так, что он
уйдёт в свой мир, ища в нём спасения от действительности». В сердце ребенка
остается пустота, пока её не заполнит кто-то другой. С другой стороны, повесть –
это сказка, в которой дети могут свободно поговорить с куклами, а домовой может
поведать историю семьи и даже поспешить на помощь в трудную минуту.

Тема сиротства, сама по себе достаточно серьезная, объединяет в
себе несколько сложных вопросов – это детская травма в связи с потерей
близкого человека, адаптация в приюте или в новой семье. Это история,
раскрывающая особенности взаимоотношений брата-подростка и его сестры, у
которых, кроме друг друга, никого не осталось. На примере их жизни Д. Сабитова
обращается к проблеме так называемого «дистанцирования сирот от привычного
окружения», от детей, которые так и остались «просто детьми», – то есть, к проблеме
«вынужденного взросления», «экстренного выхода из детства».

Особого внимания в повести заслуживает образ Паши, 13-летнего
подростка. Именно его автор наделяет чувством ответственности за семью. После
смерти бабушки всё держится на нём, он всеми силами пытается сохранить семью.
Павел умный, начитанный, любит рисовать, знает английский язык, не прогуливает
уроки, заботится о сестре, многое понимает. В свои 13 лет он уверен, что, пока
стоит на месте их дом, они с Гуль не сироты. Он рано взрослеет (его называют
«взрослым поневоле») и правильно расставляет все приоритеты.

Когда Паша с Гуль
остались совсем одни, Павел просто вынужден был повзрослеть. В тексте много
эпизодов, в которых мы видим постепенное взросление Паши: он заботится о том,
чем накормить сестру, так как в доме закончились продукты; решается на кражу в
магазине (у него нет выхода); принимает решение покинуть приют и принести
Ляльку; отказывается уехать с отцом, так как не может расстаться с Гуль.

Но настоящее
взросление происходит тогда, когда он правильно расставляет приоритеты. Сравним
два эпизода. Первый эпизод – Паша провожает Киру после посещения дома Шуры. Он
обеспокоен тем, как Кира отнеслась к бабушке. Кира не понимает Пашу. Она
«нормальный подросток», у неё нет необходимости взрослеть и нести
ответственность: походы в кино весной, языковая школа летом, постановки по
шекспировским пьесам в школе осенью, лыжи зимой. И если ты хочешь быть
нормальным, то тебе лучше никому не рассказывать, что у тебя в кармане только
сорок пять рублей, что мама давно не появляется дома, что лыжи — это не твой
вид спорта. Здесь Паша вполне осознает, что он «ненормальный» подросток, что он
жертвует собой, своими интересами ради младшей сестренки. Но он выбирает для
себя именно это.

Проанализируем
эпизод — поход на лыжах. Обратим внимание на слова: «Нормальный человек не
будет лежать в снегу.. Значит, я ненормальный человек». Паша стал взрослым, так
как понял, что не стоит гнаться за тем, что ему не подходит, что семья всегда
на первом
месте, что не стоит
стесняться своих близких, даже если они ходят в цветных юбках, курят мундштук и
разговаривают с манекенами. Если бы Павел по-другому расставил приоритеты, их
история с Гуль закончилась бы по-другому.

Откуда в 13-летнем
подростке такое понимание семьи? Нельзя сказать, что это заслуга его мамы: для
нее дети никогда не были на первом месте. Я считаю, что все в их доме держалось
на бабушке, Шуре, как называли ее Паша и Гуль.

Жизнь бабушки была
нелёгкой. На химзаводе, где она работала во время войны, произошла авария, и
бабушка оказалась в больнице. Её дети, близнецы Маруська и Боря, родившиеся в
начале войны, заболели и умерли. от них осталась только фотокарточка. Потом она
воспитывала детей своей дочери, Гуль и Пашу. Она недовольна тем, что дети
заброшены, мать не может найти себя и постоянно куда-то исчезает. Одно только
радует Шуру, что дети такие самостоятельные. Она королева ненормальных людей,
символ дома и семьи для Пашки и Гуль. Это личность неординарная. Когда-то она
была портнихой на дому, курила папиросы с мундштуком и пела старинные романсы.
Какова роль бабушки в жизни детей? Именно она заботилась о детях, пока мама
впадала в депрессию; именно она показала Паше, как нужно подружиться с домовым,
который впоследствии часто помогал ребятам. Именно она сшила для Гуль говорящую
куклу Ляльку, которая заботилась о девочке лучше, чем все воспитатели, вместе
взятые; именно бабушка внушила Паше любовь к дому, к родному очагу. Паша
понимает: не будет дома — не будет и семьи.

Старый дом Паши и
Гуль в повести живёт своей жизнью, Он как живое существо, воспринимается как
полноценный персонаж, хотя, в отличие от Ляльки, он не умеет говорить. Зато он
таинственно скрипит ветхими половицами, уютно потрескивает дровами в печке и
помнит слова из старого аргентинского танго, которое пела бабушка. Фразой
именно из него назвала свою повесть Дина Сабитова.

Оказавшись в Доме
временного содержания, дети верят в то, что однажды снова вернутся в родной
дом, где им будет тепло. Поэтому Паша убеждает Миру переехать в их родной дом.
По его мнению, тепло в доме — это когда… «Гуль, примостившись на краю огромного
бабушкиного стола, кромсает швейными ножницами какой-то лоскутик. Перед ней
сидит Лялька в ожидании новой юбки. Мишка, забравшись с ногами в продавленное
Шурино кресло, читает Робинзона Крузо. Он не видит, конечно, что на спинке
кресла сидит Аристарх Модестович… Мира как раз подшивает штору… По радио
незнакомая старинная певица голосом, так похожим на Шурин, поёт её любимое танго…
И Павел наконец оттаивает душой и думает: «Хорошо, что я пошёл прямиком домой.
Дома тепло». Это другой дом, но это дом, в котором детям хорошо, уютно.

 Но прежде чем
обрести этот дом, дети должны были многое пережить, понять, где настоящие
ценности, а где мнимые.

Так в повести Д.
Сабитовой «Где нет зимы» раскрывается тема сиротства. Брат и сестра стали
сиротами сразу после смерти бабушки, еще при живой матери. Мама не думала о
своих детях, не появлялась дома, и 13-летний Паша все берет на себя, прежде
всего заботу о младшей сестре Гуль. Дети всеми силами стараются выжить,
скрывают, что их мать уже давно не появляется дома. Далее – детский центр
временного пребывания, попытки Паши найти своего отца и отца Гуль. Найдя отца
Гуль и узнав о его жизни, Паша принимает по-взрослому мудрое решение – ничего
ему не рассказывать. А когда в детский центр приезжает отец Паши, чтобы забрать
его в свою семью, Паша оказывается перед серьезным выбором: уехать с отцом,
оставив Гуль, или остаться с Гуль, но без отца, без дома. Павел, не раздумывая,
остается с сестрой, потому она – это его семья. Даже в этой, казалось бы,
безвыходной ситуации, Павел сохраняет в себе чувство семьи, чувство родного
дома. Наверное, именно это чувство помогло герою все-таки обрести семью. Но этого
не случилось бы без Миры, их приемной матери. Она совершила настоящий поступок
– решила забрать обоих детей, хотя приехала в детский центр, чтобы забрать
только Гуль. Мира не была подругой умершей мамы. Их семьи были знакомы потому,
что Миша, сын Миры, и Гуль учились в одном классе. Как легко ей было
отмахнуться от всех этих проблем, а потом с чистой совестью навещать детишек в
детдоме. Этого не случилось. Мира взяла детей в свою семью. Но они не стали
«жить-поживать да добра наживать». Соединить в одно целое две разные семьи
очень сложно. Надо приложить усилия каждому. Павлу многое не нравится в Мире и
её сыне, и Павел не нравится Мише. Вот и приходится Мире постоянно выбирать
между своим сыном и приёмными детьми. Надо быть чрезвычайно чутким и мудрым, бросая
привычную жизнь, чтобы помочь двум малознакомым сиротам.

Таким образом, в
повести Д. Сабитовой дети-сироты обретают приемную маму, и читатель верит, что,
несмотря ни на какие трудности, у этих двух семей все будет хорошо, они смогут
все преодолеть.

По результатам анализа сюжета и проблематики повести, хочется
отметить, чем она полезна для прочтения взрослым и детям.

Для взрослых:

1. В повести
много эпизодов, примеров восприятия и воспитания подростка, его понимания жизненных
ценностей, мотивы поведения и т.д.

2. Затронуты очень
сложные проблемы современной жизни, над которыми должны задуматься ИМЕННО
взрослые.

3. Описана
проблема того, как сложно стать для приемного ребенка родителями и создать
настоящую семью. Но это возможно, просто нужно время. Книга помогает понять,
как справиться с такими сложными моментами и как принять то самое, правильное
решение.

Для детей и взрослых:

1. Книга помогает
почувствовать и понять многие моральные нормы, абсолютно не поучая.

2. Раскрыта сложность
взаимоотношений между взрослыми, между детьми, между детьми и взрослыми

3. Книга
помогает решиться на благородный поступок, воспитывает человечность, помогает
прочувствовать доброту и тепло, дарить его людям, детям, всему миру.

Проблематику книги
«Где нет зимы» раскрою в небольшой рецензии-отзыве о произведении:

На
крылечке просторного постаревшего дома меня встретят новые знакомые – Паша и
Гуль. Серьезный подросток и очаровательная девочка, прижимающая к груди свою
любимицу, тряпичную куклу Ляльку. Брат и сестра. Обычные дети, коих сотни
пропадают в школах, на детских площадках и улицах, только вот история у них
вовсе непростая. Поэтому стоит все-таки пройти внутрь, услышать скрип половицы
под ногой, окунуться в тепло прогретой печкой комнаты. Залюбоваться елкой,
украшенной старинными игрушками, яркими оранжевыми занавесками на окне и
замереть посреди этой обители гостеприимства. За старым пианино Миша звучно
перебирает клавиши – талантливый мальчуган, а на кухне мама – Мира
Александровна, тетя Мира – осторожно переставляет кастрюльки в поисках
затерявшегося половника. Ох, уж этот Аристарх Модестович! В таком почетном
возрасте, а все шутки шутит… Погрузившись в это душевное семейное тепло, я не могу
поверить, что когда-то Паша и Гуль были брошены на произвол судьбы, оставлены
одни в огромном мире.

Очень
сложная, драматичная повесть. Она чем-то напоминает лоскутное одеяло, сшитое
искусной швеей. На относительно небольшом пространстве автор, словно неведомый
творец, соберет воедино судьбы различных людей. По отдельности, может, и не
столь значимые, но заигравшие удивительным светом, оказавшись рядом. Так о чем
же данная книга? Не заходя далеко, можно сказать – о сложностях усыновления
ребенка, о той ответственности, которая неизменно ложится на плечи человека,
решившегося на такой трудный шаг. И это будет верный ответ. Только, на мой
взгляд, это будет одна из многих тем. Ведь, помимо прочего, автор попытается
заглянуть в душу ребенка, проникнуться его переживаниями. Покажет, что и в
тринадцать лет ребенок способен взять на себя ответственность за близкого и
дорогого человека. Посмотрит со стороны на бабушку Шуру. Фигуру независимую,
яркую, в цветастых платьях с мундштуком и большой мечтой. Скрывающую за
притягательной оберткой сплошной душевный надлом, боль утраты, неспособность
понять собственную дочь.

Дина
Сабитова посетит и творческую мастерскую матери, попробует понять причину того,
почему чудесные пейзажи и иллюстрации превратились сначала в цветные пятна, а
после в черно-фиолетовые космические дыры. А после непременно подсядет на
подоконник к Ляльке. Узнать, что думает она, лишь только на взгляд бездушная
кукла, о людях, что дороже ей всего на свете. В бешеном потоке времени
причудливо смешаются прошлое и настоящее, реальное и фантастичное.

Паше
и Гуль через многое придется пройти, многое перенести на своих хрупких плечах.
И, видит бог, знакомиться с этой историей было не просто. Пережить с ребятами
устрашающую тишину покинутого дома, голод, мертвенно-белые стены приюта и
безразличие того, кто некогда казался чуть ли не самым важным человеком в мире.
Три лица. Три позиции. Непростая жизненная история, преломленная в сознании
разных людей, сверкающая различными гранями, наполненная необыкновенным
смыслом… А с последней страницей неизбежно и в который раз за небольшое
книжное путешествие придет осознание, что не должны дети получать такие
сердечные раны, сталкиваться с этой ужасающей стороной жизни – безразличием,
алчностью, злостью, лишаться тепла, добра, ласки. Не должны. Но сколько еще
таких будет…

            Очень сильное произведение. Я
рада, что есть такие женщины, как Мира. Она взяла к себе двух детишек, хотя
одна воспитывала своего сына. Неизвестно, как сложилась бы судьба Пашки и Гуль,
если бы не встретилась на их пути Мира.

          Всегда хочется, чтобы все было
хорошо. И чтобы такие Миры были бы реальностью.  Хотя почему были бы? Я
уверена, что  они есть. Подтверждением этому являются истории, о которых
рассказывают в различных телепередачах. Мне, например, очень нравится
воскресная  передача по ТВ «Когда все дома», особенно рубрика «У вас будет
ребенок». Каждое воскресенье Елена Кизякова  рассказывает об одном малыше из детского
дома или Дома ребенка, которые нуждаются в приемных родителях. И очень часто
такие приемные родители находятся!

Делать выводы достаточно сложно, поскольку везде мы
встречаемся с двойными стандартами. Проблема детского одиночества,  да еще и в
такой период, когда ты больше всего нуждаешься в поддержке, совете, а главное –
любви взрослых, знакома многим современным детям. И, думаю, не только сиротам.
Родители сегодня заняты работой, решением проблем, и часто дети, живя в семье,
остаются также одиноки. Поэтому я считаю, что тема сиротства и детского
одиночества, раскрытая в творчестве Д. Сабитовой, в частности в ее повести «Где
нет зимы», актуальна и важна, должна доноситься до взрослого и детского
читателя.

И я глубоко убеждена, что у  каждого
ребенка должен быть ДОМ – то самое  место, где нет зимы.

1.            
Аксенова К. Создавать миф, нажимая на
педали души… / К. Аксенова, Ая эН // Переплет. Осторожно! Литература для
подростков. – 2013. – № 4. – С. 62-68.

2.            
Где нет зимы. Дина Сабитова. О книге //
[Электронный ресурс], портал изд. «Самокат», режим доступа:
http://www.samokatbook.ru/ru/book/view/105/

3.            
Дина Сабитова «Где нет зимы» //
Литературный навигатор, [Электронный ресурс], Светлое радио, режим доступа:
https://radiovera.ru/literaturnyj-navigator-dina-sabitova-gde-net-zimy.html

4.            
Дина Сабитова и три ее «детдомовских»
книги // [Электронный ресурс], Молодёжный интернет-журнал МГУ «Татьянин день»,
режим доступа:
http://www.taday.ru/text/1224423.html

5.            
Дина
Сабитова. Где нет зимы. – М.: Самокат, 2011, – 176 с.

6.            
Логинова А. «Зная все это, очень тяжело
жить…». Почему некоторые взрослые боятся «недетских» тем / А. Логинова //
Переплет. «Недетские» проблемы в детской литературе. – 2012. – № 2. – С. 43-47

7.            
Скаф Мария «Где нет зимы» Дина Сабитова //
рецензия, [Электронный ресурс], портал «Open space», режим доступа:
http://os.colta.ru/literature/events/details/23152/?expand=yes#expand

8.            
Фельдман О. Кривые ухваты художественных
приёмов / О. Фельдман // Переплет. Осторожно! Литература для подростков. –
2013. – № 4. – С. 68-70.

Дина Сабитова

Дина Сабитова

Дина Сабитова

Псевдоним(ы) Дина Сабитова
Дата рождения 24.05.1969
Место рождения г. Казань, СССР
Гражданство СССР, Российская Федерация
Род деятельности детский писатель, филолог-русист
Язык произведений русский

Диана Рафисовна Сабитова — детский писатель, филолог-русист, кандидат филологических наук.

Дина Сабитова / Биография

Дина Сабитова родилась в 24 мая 1969 года в Казани, в семье технической интеллигенции. С помощью старшей сестры научилась читать в три года, а к семи уже была активным читателем трёх библиотек: детской городской, школьной и библиотеки завода, на котором работала мама. Летом ездила к бабушке-староверке, в вятскую деревню, где повсюду звучал своеобразный вятский говор.

Лет в десять Дина Сабитова написала свою первую сказку — о трёх маленьких существах, которые жили на даче в траве за корытом: хозяйственные девочка и мальчик, и третий — поэт.

В школе Диана училась отлично. Из школьных предметов особенно любила математику, посещала математический кружок. В старших классах училась в физико-математической школе при Казанском университете. Решая, куда поступать после школы, серьёзно рассматривала три варианта: быть ли филологом, математиком или физиком. В итоге Диана выбрала гуманитарную дисциплину и окончила филологический факультет Казанского университета по специальности «прикладная филология». В 1992 году защитила кандидатскую диссертацию «Справочная система учебных словарей: к проблеме лингво-информационного обеспечения русской лексикографии».

В 2002 году, после десяти лет преподавательской и исследовательской работы в университете, Дина Сабитова вместе с семьей переехала в Москву. В новом окружении было много представителей писательско-литературной среды. Общение с ними поспособствовало тому, что Д. Сабитова начала писать, и сначала это были сказки для её детей. Произведения публиковались в Интернете, затем в — периодических изданиях.

Первыми — в 2004 году — стали появляться истории о мыши Гликерии. В 2006 году несколько историй напечатал журнал «Кукумбер», а вскоре «Мышь Гликерия» приняла участие в первом национальном конкурсе «Заветная мечта», но осталась незамеченной. «Мышь Гликерия» была напечатана только в 2011 году.

Известность начинающему автору принесла повесть-сказка «Цирк в шкатулке», в 2007 году ставшая лауреатом второго сезона Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» (повесть получила вторую премию в номинации «Большая премия», первая в тот год не вручалась не вручалась).

Для участия в конкурсе «Заветная мечта» Д. Сабитова взяла псевдоним Дина Сабитова, под которым опубликовала все последующие произведения.

На сегодняшний день у Дины Сабитовой вышло пять книг: «Цирк в шкатулке» (Заветная мечта, 2008), «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни» (Розовый жираф, 2011), «Сказки про Марту» (Мир Детства Медиа, 2011), «Где нет зимы» (Самокат, 2011), «Три твоих имени» (Розовый жираф, 2018). Все они (за исключением «Сказок про Марту») неоднократно переиздавались.

  • Дина Сабитова
  • Сказка цирк в шкатулке

    Где нет зимы / Дина Сабитова

  • Сказка цирк в шкатулке

    Цирк в шкатулке / Дина Сабитова

  • Сказка цирк в шкатулке

    Сказки про Марту / Дина Сабитова

  • Сказка цирк в шкатулке

    Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни / Дина Сабитова

  • Сказка цирк в шкатулке

    Три твоих имени / Дина Сабитова

  • Сказка цирк в шкатулке

    Дина Сабитова / автограф

В своих произведениях Дина Сабитова обращается к «трудным» темам, среди которых сиротство и сложные детско-родительские отношения. Особое место в её творчестве занимает тема приёмных детей. Об этом автор знает не понаслышке: в её семье есть усыновленный ребёнок. Этой теме посвящены книги «Сказки про Марту» (написана по заказу издательства «Мир Детства Медиа» и содержит послесловие психолога, адресованное приёмным родителям), «Где нет зимы» и «Три твоих имени».

По мнению Дины Сабитовой, в литературе для детей нет табу: «…дети могут спросить о чем угодно, и самое поганое — это ответить: «Тебе пока рано об этом знать». Я уверена, и на этом стою, что не соврать, правильно подобрать слова и ответить можно практически на любой вопрос. <…> Единственное, чего не должно быть в детской литературе, — нравственной всеядности, абсолютной терпимости, когда мы уже можем оправдать, «понять» любую гадость и подлость. Мне кажется, что на каком-то этапе ребенку важна «чистая литература»: есть добро — есть зло, есть правда — есть ложь. Полутона, конечно, должны появляться с возрастом, но изначально ребенок должен научиться различать чистые цвета». При этом Дина Сабитова убеждена, что в книге для детей всё должно заканчиваться хорошо, даже если автор затрагивает серьезные проблемы. Детская книга должна давать своим читателям надежду на то, что в мире есть и добро, и справедливость.

Книги Дианы Сабитовой печатаются не только в России: «Цирк в шкатулке» вышел во Франции, «Три твоих имени» — на Украине (Издательство Старого Льва, 2014).

В 2012 году Детский центр Библиотеки иностранной литературы им. М. Рудомино номинировал Дину Сабитову на Мемориальную премию Астрид Линдгрен.

В январе 2020 года петербургский Академический Малый драматический театр — Театр Европы поставил спектакль «Где нет зимы» по мотивам одноименной повести Дины Сабитовой (реж. Яна Тумина).

В настоящее время Дина Сабитова живет на Коста-Рике, занимается предпринимательской деятельностью. Писать как прежде, каждый день, пока не получается, но у неё есть несколько идей и пять начатых книг. Возможно, это будут книги про Коста-Рику, маленькую зелёную страну, омываемую двумя океанами.

Дина Сабитова / Книги

  • Сабитова, Д. Цирк в шкатулке : [повесть-сказка] / Дина Сабитова ; художник П. Захаров. — Москва : Заветная мечта, 2008. — 235 с. : ил. — (Книги Заветной мечты).
  • Сабитова, Д. Цирк в шкатулке : [повесть-сказка] / Дина Сабитова ; худоник Н. Салиенко. — Москва :Самокат, 2008. — 272 с. : ил. — (Книги заветной мечты).
  • Сабитова, Д. Цирк в шкатулке : [сказка] / Дина Сабитова ; худож. Н. Салиенко. — Москва : Самокат, 2008. — 271 с. : ил. — (Сказки «Самоката»).
  • Сабитова, Д. Цирк в шкатулке / Дина Сабитова ; [ил. С. А. Гаврилова]. — Москва : Лев, 2019. — 223 с. : цв. ил. — (Город мастеров).
  • Сабитова, Д. Где нет зимы / Дина Сабитова. — Москва : Самокат, 2011. — 175 с. — (Встречное движение).
    • Сабитова, Д. Где нет зимы / Дина Сабитова. — [4-е изд.]. — Москва : Самокат, 2019. — 240 с. — (Встречное движение).
  • Сабитова, Д. Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни / Дина Сабитова ; нарисовала Алика Калайда. — Москва : Розовый жираф, 2011. — 87 с. : цв. ил.
    • Сабитова, Д. Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни / Дина Сабитова ; нарисовала Алика Калайда. — Москва : Розовый жираф, 2012. — 87 с. : цв. ил.
    • Сабитова, Д. Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни / написала Дина Сабитова ; нарисовала Алика Калайда. — Москва : Розовый жираф, 2018. — 88 с. : цв. ил.
  • Сабитова, Д. Сказки про Марту / Дина Сабитова ; худож. Герасимова Д. — Москва : Мир Детства Медиа, 2011. — 52 с. : ил.
  • Сабитова, Д. Три твоих имени : [повесть] / Дина Сабитова. — Москва : Розовый жираф, 2012. — 189 с. — (Вот это книга!).
    • Сабитова, Д. Три твоих имени : [повесть] / Дина Сабитова. — Москва : Розовый жираф, 2017. — 189 с. — (Вот это книга!).
    • Сабитова, Д. Три твоих имени : [повесть] / Дина Сабитова. — Москва : Розовый жираф, 2018. — 189 с. — (Вот это книга!).

Дина Сабитова / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • Сабитова, Д. Цирк в шкатулке [Текст : электронный ресурс] / Дина Сабитова ; [ил. Н. Салиенко]. — Электрон. дан. (6,72 МБ). — Москва : Самокат, 2010 (Москва : НБР, 2017). — 270, [1] с. — (Сказки «Самоката»).

Дина Сабитова / Публикации в периодических изданиях

  • Сабитова, Д. Мышь Гликерия и томатный соус / Дина Сабитова // Кукумбер. — 2006. — № 1. — С. 56–57.
  • Сабитова, Д. Мышь Гликерия и зелёная шкатулка / Дина Сабитова // Кукумбер. — 2006. — № 2. — С. 60–61.
  • Сабитова, Д. Мышь Гликерия и холодная окрошка / Дина Сабитова // Кукумбер. — 2006. — № 4. — С. 40–41.
  • Сабитова, Д. Мышь Гликерия и серебряный карандаш / Дина Сабитова // Кукумбер. — 2006. — № 7. — С. 60–63.

О жизни и творчестве

  • Бондарева, А. Без особых примет : [о автор проблеме героя в современной русской детской литературе, в том числе на примере книги Д. Сабитовой «Где нет зимы»] / Анна Бондарева // Октябрь. — 2014. — № 11. — С. 166–171. — (Публицистика и критика) (Предчувствие героя).
  • Борисенко, Н. Обыденный кошмар, или Добро и свет трудной темы : впечатлениями о новой книге Дины Сабитовой [«Три твоих имени»] делится один из авторов школьного учебника русского языка / Наталья Борисенко // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2012. —№ 7. — С. 51–53.
  • Бухина, О. Каждый дом хранит секреты : о книге Д. Сабитовой «Где нет зимы» / Ольга Бухина // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2011. — № 15. — С. 37–38.
  • Василькова, Н. Дина Сабитова : эскизы к портрету / Наталья Василькова // Библиотека в школе. — 2008. — № 21. — С. 25–28.
  • Горенко, Е. Баллада о книжных детях : о книге Д. Сабитовой «Где нет зимы» / Е. Горенко // Культура. — 2011. — 26 мая – 1 июня. — С. 4.
  • Колоскова, Н. Клад по имени Марта : [о книге Д. Сабитовой «Сказки про Марту»] / Н. Колоскова // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое Сентября». — 2012. — № 2. — С. 47–49.
  • Колоскова, Н. Мышь с именем собственным / Н. Е. Колоскова // Библиотека в школе : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2011. — 1–15 июня. — С. 34–37. — Ил. — (Эхолот).
  • Кольцова, А. Поговори со мною, кукла : [о книге Д .Сабитовой «Где нет зимы» / А. В. Кольцова // Учительская газета. — 2013. — № 50. — С. 22.
  • Молдавская, К. Верьте лошади! : [о книге Д. Сабитовой «Цирк в шкатулке»] / Ксения Молдавская // Книжное обозрение. — 2008. — № 42. — C. 19.
  • Молдавская, К. Целый мир в подарок : [о книге Д. Сабитовой «Цирк в шкатулке»] / Ксения Молдавская // Книжное обозрение. — 2008. — № 52. — C. 19.
  • Национальная детская литературная премия «Заветная мечта» : сборник литературных произведений. Финал. Сезон 2006/07 / [ред.-сост. К. Молдавская]. — Москва : Май, 2007. — 127 с. : цв. портр.
  • Остер, Г. Надеюсь, Бог подарит мне то, что я хочу : председатель жюри премии «Заветная мечта» – 2008 о детской литературе, своем творчестве] / Г. Остер ; беседу вела Д. Сабитова // Книжное обозрение. — 2007. — № 50. — С. 3.
  • Остер, Г. Надо купить своему ребенку хорошую книгу / Г. Остер ; беседу вела Д. Сабитова // Читаем вместе. — 2008. — № 2. — С. 6–7.
  • Порядина, М. Мышиные радости : [новые книги про мышей в современной детской литературе, в том числе о книге Д. Сабитовой «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни»] / Мария Порядина // Читаем вместе. — 2011. — № 3. — С. 34.
  • Сабитова, Д. И написано столбиком : [о стихах для дошкольников] / Диана Сабитова // Книжное обозрение. — 2004. — 19 апр. — С. 22.
  • Сабитова, Д. Октябрь в лицах и событиях // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2012. — № 8. — С. 58–59. — Дополнительные материалы к статье см. на CD-диске к № 8/2012.
  • Сабитова, Д. Противоречивые и многогранные : [к 120-летию со дня рождения амер. писательницы Перл Бак (1892–1973); 300-летию со дня рождения Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) и 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова (1812–1891)] / Д. Сабитова // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2012. — № 5. — С. 53–55. — Фот. — Доп. материалы см. на CD-диске к № 5/2012. — (Даты. События. Люди).
  • Сабитова, Д. Разговор про опасные и полезные книги: [интервью] / Дина Сабитова ; [беседовала] Алёна Бондарева // Читаем вместе : Навигатор в мире книг. — 2011. — № 4. — С.8–9. — (Персона).
  • Сабитова, Д. Три апрельские новеллы : [к 200-летию со дня рождения А. И. Герцена (6 апр. 1812-1870), 75-летию со дня рождения Б. А. Ахмадулиной (10 апр. 1937-2010) и 110-летию со дня рождения В. А. Осеевой (28 апр. 1902–1969)] / Дина Сабитова // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2012. — № 3. — С. 56–58. — Портр.
  • Савушкина, О. Истории про жизнь : развлечение по произведениям Д. Сабитовой / О. Савушкина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2015. — № 7. — С. 63–64. — Ил. — (Игры! Игры! Игры!).
  • Шатохина, О., Орлова, И. Найти свой дом : [о книге Д. Сабитовой «Цирк в шкатулке»] / О. Шатохина, И. Орлова // Литературная газета. — 2008. — 26 ноября – 2 декабря. — С. 8.
  • Гладышева, Л. Сказочная мама. Писательница Дина Сабитова делает быль сказкой, а сказку — былью / Луиза Гладышева. — Текст : электронный // Благо.ру : сайт.
  • Дина Сабитова : «Как читателю мне не хватало этих пяти книг. И я их написала» : [интервью] / беседу вела Ника Максимова. — Текст : электронный // Папмамбук : сайт. — (дата обращения: 30.01.2020).
  • Дина Сабитова : «Не хочется быть заподозренной в мейнстриме» : [интервью] / [беседовала К. Молдавская]. — Текст : электронный // Лабиринт : сайт. — (дата обращения: 30.01.2020).
  • Дина Сабитова : «Школьные навыки социализации могут пригодиться только в армии» : интервью / [беседовала] Мария Скаф. — Текст : электронный // OpenSpace.ru : сайт. — (дата обращения: 30.01.2020).
  • Климовски, К. Трагическая ирония спасительной сказки : [о сказочной реальности в произведениях современной российской литературы для детей и подростков, в том числе в книге Д. Сабитовой «Где нет зимы»] / Керен Климовски // Октябрь : электронный ресурс. — 2017. — № 11. — С. 158–167. — (Публицистика и критика).
  • Максимова, Н. Как училась читать писательница Дина Сабитова : [интервью] / беседу вела Ника Максимова. — Текст : электронный // Папмамбук : сайт. — (дата обращения: 30.01.2020).
  • Орлова, А. Дина Сабитова и три ее «детдомовских» книги / Алиса Орлова. — Текст : электронный // Татьянин день : молодёжный интернет-журнал МГУ. — (дата обращения: 30.01.2020).
  • Порядина, М. Дина Сабитова. Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни / Мария Порядина. — Текст : электронный // Библиогид : сайт. — (дата обращения: 30.01.2020).
  • Сабитова Дина. — Текст : электронный // Розовый жираф : сайт. — (дата обращения: 30.01.2020).
  • Сабитова, Д. Цирк в шкатулке: глава из повести-сказки [c небольшим предисловием, в котором автор рассказала о том, как начала писать книги для детей] / Дина Сабитова. — Текст : электронный // Библиогид : сайт. — (дата обращения: 30.01.2020).
  • Сказки для взрослых и детей Дины Сабитовой. — Текст : электронный // ВО!круг книг : сайт. — (дата обращения: 30.01.2020).
  • Скаф, М. Дина Сабитова. Три твоих имени : рецензия / Мария Скаф. — Текст : электронный // OpenSpace.ru : сайт. — (дата обращения: 30.01.2020).
  • Скаф, М. Дина Сабитова. Где нет зимы : рецензия / Мария Скаф. — Текст : электронный // OpenSpace.ru : сайт. — (дата обращения: 30.01.2020).

Награды и премии

  • 2007 — Национальная детская литературная премия «Заветная мечта» (вторая премия, номинация «Большая премия»; за повесть «Цирк в шкатулке»).


Adblock
detector