Сказка как вид народной прозы виды сказок урок в 5 классе

Тема: сказка как вид народной прозы. виды сказок. сказители.учитель: пузина маргарита фдоровна.место работы: мбоу сош 2 пгт нижний

Тема: « Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.»

Учитель: Пузина Маргарита Фёдоровна.

Место работы: МБОУ  «СОШ № 2» пгт Нижний Одес, МР «Сосногорск» , Республика Коми.

Базовый учебник:  В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В.И. Коровин. Литература.5 класс. Учебник в двух частях. Москва « Просвещение» 2010 г.    

Цель урока: продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления с элементами практикума.

Формы работы учащихся:  фронтальная беседа, индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, ЦОР, используемые на уроке.

Оборудование: репродукции картин В.Васнецова, И. Билибина, иллюстрации к сказкам И. Кузнецова, Ю. Васнецова, Т. Мавриной, Л. Токмаковой и др., выставка сборников сказок.

Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.

Таблица 1.  СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

Приветствуют учителя.

1 мин.

2.

Проверка домашнего задания ( ответы на вопросы учебника).

Определение уровня усвоения материала предыдущей темы

Слово учителя:

  -Проверим, насколько вы усвоили материал прошлого урока.

 Задание (уч. 2ч. стр 8 з.2).

Обучающиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему упражнению.

3 мин.

3.

Определение темы и целей урока. Моти-вация уча-щихся.

Актуа-лизация  знаний

Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

Слово учителя:

— Ребята, можно ли по оформлению кабинета догадаться о теме урока?

— «В некотором царстве, в некотором государстве жили- были…» Начало чего прозвучало? Как вы догадались, что это не песня, не былина?

— А что же такое сказка?

Учитель озвучивает  цель урока.

Обучающиеся

отвечают на вопросы учителя, сами  озвучивают тему урока и записывают ее в тетрадь.

3 мин.

4.

Изуче-ние нового материала

ЦОР № 1.

Своеобразие русской народной сказки

(стр. 2, 7)

Объяснения учителя.

Учитель эмоционально рассказывает, дополняя содержание ЦОР.

Учитель обращает внимание обучающихся на выделенные слова, значения которых они могут посмотреть в справочнике ЦОР.

Обучающиеся знакомятся с содержанием ЦОР на экранах компьютеров, читают определение «сказки», ее приметы. Делают записи в тетрадь.

8 мин.

ЦОР № 2.

Иллюстрация Е. Здорнова к сказке «Емеля и щука»

Учитель обращает внимание обучающихся на репродукции картин Васнецова В. А. , которые используются при оформлении кабинета и на экране и задает вопрос:

— Эпизоды каких сказок изображены?

— Как вы думаете, чем отличаются эти сказки друг от друга?

Обучающиеся рассматривают иллюстрации и репродукции, отвечают на вопросы учителя.

3 мин.

ЦОР № 1.

Своеобразие русской народной сказки

(стр.3)

Учитель акцентирует внимание обучающихся на особенности каждого вида русских народных сказок.

Обучающиеся знакомятся с содержанием ЦОР на экранах компьютеров, просматривают фрагмент мультфильма, делают вывод о различиях русских народных сказок.

8 мин

ЦОР № 1.

Своеобразие русской народной сказки

(стр.2)

Учитель:

— Ребята, а как вы думаете кто автор сказок?  Как сказки дошли до нас?

Одинаковые ли это вещи —  читать сказки и рассказывать их? Собиратель сказок и сказочник, как вы думаете, это одно и то же?

Обучающиеся

отвечают на вопросы учителя.

Прослушивают фрагмент из ЦОР в исполнении А. Зуевой.

7  мин

5.

Закрепление материала

ЦОР № 3

 выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке

 Учитель предлагает обучающимся выполнить задания по вариантам. Учитель делит класс на 3 варианта. Объясняет выполнение задания. Анализирует ответы обучающихся.

Обучающиеся  1 варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере.

Озвучивают результаты.

5 мин

ЦОР № 4

Задание: определите характерную черту животного — персонажа сказки (N 203491)

Обучающиеся  2  варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере.

Озвучивают результаты.

ЦОР № 5

Задание: распределите приведенные отрывки из сказок в две колонки (N 203441)

Обучающиеся  3  варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере.

Озвучивают результаты.

5.

Подведение итогов урока

 Слова учителя:

— Сегодня мы познакомились с русскими народными сказками, узнали о особенностях и видах русских народных сказок.

Таким образом, сказку легко выделить среди других произведений устного народного творчества.

И как говорил А. С. Пушкин:

Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Обучающиеся слушают вывод учителя, запоминают.

4 мин.

6.

Объяс-нение  домашнего зада-ния

 Прочитать сказку «Царевна- лягушка», нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки.

Записывают   домашнее задание.

2 мин.

7

Рефлексия

Учитель раздает обучающимся памятку «Как рассказывать сказку». Благодарит обучающихся за работу на уроке.

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, и при выходе из кабинета  на доску прикрепляют  «колобок»- урок понравился, я справился со всеми заданиями, все понял.

«Ёжик» — я не все понял.

 Благодарят  учителя за урок

1 мин

   Таблица 2.

Технологическая карта урока: «Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы»

Предмет:  литература

 Класс: 5

Тема:  «Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы» кл

Дата:  

Цель: формирование представления о жанре сказки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Задачи:

образовательные:  познакомить с  художественными  и жанровыми особенностями народных сказок, с видами сказок, их композицией.

развивающие: создать условия для развития аналитических способностей (сравнение, синтез) и коммуникативных навыков.

воспитательные:  способствовать формированию ценностного отношения к  произведениям фольклора, развитию культуры взаимоотношений  

Технология: прием визуализации  (ментальная карта)

Межпредметные связи:  изобразительное искусство, русский язык

Планируемые результаты:

предметные: расширение понятийной базы  по теории литературы.

метапредметные: умение использовать визуальные  опоры  при аргументации своего мнения

личностные: формирование стремления к совершенствованию своей речи и культуры в целом

Термины и понятия: жанр сказки, волшебная сказка, бытовая сказка, сказка о животных, постоянные эпитеты, ментальная карта

Формы работы: фронтальная  беседа и групповое задание

Ресурсы:   учебник, ментальная карта

Этап урока

 ФОУД,

Обучающие и развивающие

компоненты.

Задания и упражнения

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

деятельность учителя

деятельность обучающегося

1. Организационный этап.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Установление тематических рамок:

— Мы начинаем изучение раздела  народные сказки….

настраиваются на предстоящую деятельность

Личностные: Выработка учебной мотивации Регулятивные: работа  предложенному плану, выдвигать свой план

готовность к работе

2. Постановка цели и задач.

 Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Сегодня мы вспомним, что такое  сказка, какие бывают сказки, узнаем, по каким законам создается сказка.

осмысливают цель работы, планируют этапы деятельности и предвосхищают результат

записывают тему урока

Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: Целеполагание  Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

стремление к расширению кругозора понимание смысла поставленной задачи

3. Актуализация опорных  знаний

беседа и создание ментальной карты

— Что такое сказка?

— почему сказка называется именно сказкой? (рассказывают, в старину:сказываютОбщий корень, однокоренные слова

— Какие сказки вы читали?

— Как узнать сказку?

На основе имеющихся знаний начать  создание ментальной карты, отражающую ключевую информацию учебного исследования:  (ЗНАЮ)

формулирование ответов

рисуют ментальную карту

Личностные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: Формирование умения анализа и синтеза, выдвижение гипотез

Коммуникативные: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю

интуитивное представление решения задачи, использование источников информации, умение выдвигать гипотезу

4. Работа над новой темой, открытие нового знания

чтение текста учебника  

Чтобы  продолжить нашу ментальную карту проведем исследование:                                    1 группа: подготовить информацию о жанре «сказка» по следующему плану:

а) определение сказки;

б) виды народных сказок;

в) характерные признаки народных волшебных сказок;

г) добрые и злые герои русских народных волшебных сказок;

2 группа проводит исследование композиционных особенностей фольклорной волшебной сказки.

  1. выделите обязательные элементы композиции народной волшебной сказки;

  2. приведите примеры сказочных зачинов, сказочных концовок; троекратных повторений;

  3. на примере одной из фольклорных волшебных сказок доказать, что композиция сказки циклическая: герой совершает путешествие «туда и обратно»: из своего мира в чужой (волшебный) мир и возвращается обратно в свой мир;

3 группа исследует своеобразие литературной сказки.

1. выделить особенности литературных сказок.  2.Назовите авторов и их произведения (русский и зарубежных).

чтение статьи в учебнике, подготовка выступлений

Регулятивные: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму,  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

первичное представление об изучаемом явлении, создание алгоритмов действий,   умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания, формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств

5. Первичное закрепление

работа с визуальной опорой

обсуждение в классе для обобщения результатов выполненных работ и

заполнение  ментальной карты  (УЗНАЛ)

Личностные: осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами, Коммуникативные: построение монолога Познавательные: осмысление изученных понятий

критерии успеха: выделяет в тексте элементы композиции, определяет жанровые особенности

6. Информация о домашнем задании

 Учебник: сказка «Царевна-лягушка». Задание по выбору учащегося: 1.Составить 10 вопросов по прочитанному тексту (Учебник: стр. 13 — 17.), записать их в тетрадь. 2. Подготовить подробный пересказ прочитанного текста стр. 13 — 17.

записывают домашнее задание

Регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в учебном материале

Личностные: развитие ответственности за качество своей работы

готовность целенаправленно использовать знания

7. Рефлексия.

Итог урока

«Пьедестал»:

1.Нужно еще повторить 2У меня все получилось, уверен

 в своих знаниях

3. Нуждаюсь в помощи

Регулятивные: Оценивание собственной деятельности

самооценка на основе критериев успешности, адекватное восприятие оценки учителя

Приложение:

Сказка – первая история, которую мы слышим в жизни. Она называется сказкой потому, что ее рассказывают или, как говорили в старину, сказывают. Сказка – это история о том, чего не бывает в обычной жизни. Недаром говорится: сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.  Смысл этих слов состоит в том,  что в основе сказки лежит фантазия, а реальные события служат поводом к сочинению сказки.  Рассказывая о фантастических событиях, сказка учит нас понимать правду. Рассказывая сказки, мы передаем друг другу уроки добра, мудрости, правильного поведения. Рассказывая сказки,  народ воспитывает сам себя.

Сказки бывают трех типов. В основе первого типа сказки лежит чудо,  в ней происходят чудесные превращения, появляются чудесные предметы, действуют колдуны и волшебники.  Это волшебная сказка. События в ней происходят в волшебном, вымышленном мире.

Ко второму типу относятся сказки о животных.  В них животные, как правило,  действуют и разговаривают, как мы с тобой; они  часто оказываются в наших жизненных ситуациях. Сочиняя сказки о животных, люди получают возможность посмотреть на себя, на свое поведение и  поступки со стороны.  В основе таких сказок лежит иносказание.

Сказки третьего типа основаны  на событиях нашей хозяйственной и домашней жизни.  Это бытовые сказки.  Характеры героев этих сказок, отношения между ними, их поступки берутся из реальной жизни.  Такие сказки строятся на необычной ситуации или происшествии.

Объясни, как ты понимаешь смысл высказывания: «Рассказывая сказки,  народ воспитывает сам себя».

             После прочтения сказки:

Вопросы по сюжету

К какому типу сказок относится «……………………………………»? Почему ты так считаешь?

Что в сказке чудесное, а что могло бы произойти в действительности?

Дополни данные ниже слова определениями из сказки: …царство, …конь, …сокол, …молодец. Запиши их в рабочую тетрадь.  

Встречались ли тебе подобные определения в других сказках? Сделай вывод из своих наблюдений.

Назови ситуации, детали, присказки, числа, которые повторяются в сказке. Как ты думаешь, зачем нужны эти повторы?

Учит ли чему-нибудь эта сказка или она рассказывалась только для развлечения слушателей? Поясни свою мысль.

Понаблюдай, как начинается и чем  заканчивается сказка. Вспомни. Как начинаются и заканчиваются известные тебе сказки. Сколько раз повторялись в них события или действия героев? Сделай вывод, чем похожи эти сказки.

Сравни  уже сделанные тобой выводы и наблюдения с тем, что ты узнаешь из текста.

В сказке добро всегда побеждает зло. Слово «всегда» подсказывает нам,  что сказка – не простая выдумка. Каждая сказка учит нас понимать добро, благодаря сказке мы осознаем, что торжество добра – основной закон жизни. Сказка рассказывает, как побеждает добро. И даже если сказка нам хорошо знакома, мы все равно слушаем ее с любопытством, волнением и радостью, потому что мы каждый раз ожидаем, чтобы закон добра исполнился. Торжество добра не должно быть случайным, поэтому сказка строится из  постоянных, повторяющихся элементов.

Для того отделить добро от зла, красоту от уродства, правду от лжи, в сказке действуют волшебные, сказочные герои. Доброта, правда, мудрость,  смелость, находчивость проявляются в сказке благодаря ситуациям, в которые попадают добрые герои, и испытаниям, которые они выдерживают. Особу выразительность и красочность повествованию придают постоянные эпитеты.

Эпитет – слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его свойства, качества.

В сказке: волшебные помощники, предметы, средства.

Сказка строится по общим для нее правилам: зачин,  (разбудить воображение, настроить на сказочный лад). Заканчивается концовкой. Принцип троекратного повторения – волшебный закон сказки. Голос сказителя яснее всего слышится в присказке.  Присказка не рассказывает о событиях. Она их сопровождает.

Почему сказка строится из постоянных элементов?

После прочтения бытовой сказки: подбери пословицу которой можно было бы завершить текст сказки.

Расскажи сказку от лица старика ( другого персонажа)

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС
 «Сказки как вид народной прозы. Виды сказок». (5 класс)
8. Цель урока: развивать представление о сказке как о самом популярном жанре УНТ, 
показать своеобразие сказочного жанра, дать представление о различных видах сказок, ввести 
понятие «композиция сказки».
9. Задачи:
Обучающая: актуализировать и закрепить знания учащихся о своеобразии жанра «сказка», о 
видах русских народных сказок, об особенностях построения сюжета сказок; ввести понятие 
«композиция сказки»;
Развивающая: вовлекать учащихся в творческий процесс на уроке,
развивать аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводы
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным русским 
народом; развивать и поддерживать интерес к дополнительному чтению.
10. Цели для учащихся:
Знать: характеристику сказки как жанра, её определение; отличие волшебных сказок от 
бытовых и сказок о животных;
Уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный 
материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать со 
справочной и художественной литературой; 
11. Тип урока: комбинированный
12. Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, коллективная 
работа 
13. Необходимое техническое оборудование: 
 ПК;
 мультимедийный проектор;
 мультимедийная презентация к уроку; 14. Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка учебной задачи.
4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
5) Физ. минутка.
6) Закрепление изученного материала.
7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
   
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя 
Деятельность 
ученика
Приветствие 
учащихся

Организацион
ный момент, 
мотивация к 
учебной 
деятельности
Приветственное
учителя:
 
слово
­ Добрый день, ребята. 
Присаживайтесь на свои 
места. Я рада, что у вас 
хорошее настроение, и 
надеюсь, что мы с вами 
сегодня очень дружно и 
активно поработаем. 
2Актуализаци
я знаний
Вопрос к классу :
Отвечают на 
вопросы
­«В некотором царстве, в 
некотором государстве 
жил­был…»
­Начало чего прозвучало? 
­Как вы думаете, ребята, 
как будет звучать тема 
нашего урока?  С какими  
сказками мы будем 
Формулируют 
тему
3.Постановка 
учебной цели
Время
1
минута
4
минуты
Принципы 
системно­
деятельностного 
подхода, 
формируемые УУД.
Принцип 
психологической 
комфортности.
УУД: личностные, 
коммуникативные.
Цель – создание 
доброжелательной 
атмосферы, мотивация
на учёбу, создание 
ситуации успеха.
Принцип 
деятельности.
УУД: регулятивные 
(проблемная подача 
учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, 
регулятивные 
(самостоятельное 
формулирование цели,
планирование, 
прогнозирование) знакомиться?
­Откройте тетради, 
запишите число .Классная 
работа. Тему урока «Сказки
как вид народной прозы. 
Виды сказок».
­Исходя из темы урока, 
сформулируйте его главную
цель. Что сегодня 
предстоит нам выяснить?
(слайд  2)
­Правильно, в ходе урока 
мы познакомимся с 
основными  признаками 
сказки как жанра, видами 
русских народных сказок, 
будем учиться определять 
виды сказок, аргументируя 
свой ответ.
4.Усвоение 
1. Слово учителя о 
новых знаний 
и первичное 
закрепление
сказках
­Сказка – один из основных 
фольклорных жанров, в 
основе которого лежит 
вымысел. Сказки мы любим 
с детства, они согревают 
сердце, будят ум и 
воображение. Сказки 
наполнены невероятными 
событиями, 
фантастическими 
приключениями, в сказках 
звери и птицы говорят и 
поступают, как люди, они 
рассуждают, обманывают, 
Запись 
учащимися 
числа, «Классная
работа», темы 
урока.
ЦЕЛЬ: создать 
проблемную ситуацию,
спрогнозировать 
предстоящую 
деятельность.
Формулируют 
цель урока
17
минут
Принцип
деятельности.
УУД:
коммуникативные
, познавательные,
регулятивные
(развитие
внимания
учащихся,
монологической
речи; создание
благоприятной
атмосферы
заинтересованнос
ти; работа над
формированием
логических
умений: анализ,
сравнение,
обобщение,
построение
цепочек
рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать
умения
применять новые знания,
совершенствоват
ь технику чтения.
Один ученик 
отвечает на 
вопрос «Что 
такое сказка?» 
(Индивидуальная 
работа) 
Запись 
информации в 
тетрадь
Ученики вместе с 
учителем 
заполняют 
таблицы и 
фиксируют 
результаты у себя
в тетради.
ссорятся и дружат. Тем 
сказка нам и интересна. 
Сказку русский народ 
всегда любил, передавал её 
из уст в уста, из поколения 
в поколение. Люди, 
рассказывая сказку, часто 
изменяли и дополняли её. 
Обычно сказка становилась 
от этого всё интереснее, 
занимательнее.
 ­ Дадим определение 
сказке. (Введение 
литературоведческого 
термина (слайд 3)
2.  Основные признаки 
сказки (присказка, зачин, 
концовка, повтор, 
постоянные эпитеты и т.д.) 
(слайд 4) Демонстрация 
признаков на примерах из 
сказки.
Беседа с объяснением:
1) Присказка (вступление к 
сказке в виде прибаутки, 
пословице, обычно не 
связанное с содержанием ­ 
«В некотором царстве, в 
некотором государстве жил
да был белоус, надел на 
голову арбуз, на нос ­ 
огурец и построил дворец. 
Это не сказка, присказка, 
сказка будет впереди» 
(слайд 5)
2) Зачин (традиционное 
начало сказки ­ «Жили­
были старик со старухой», 
«В некотором царстве, в 
некотором 
государстве»(слайд 6) 3)Концовка 
(заключительная часть 
сказки ­ «Вот и сказки 
конец, а кто слушал ­ 
молодец) (слайд 7)
4)Привести примеры 
оборотов речи (ни в сказке 
сказать, ни пером описать; 
скоро сказка сказывается, 
да не скоро дело делается);
5)Постоянные эпитеты 
(красна девица, живая вода,
добрый молодец (слайд 8)).
6) Назвать повторы слов 
(жили­были, нежданно­
негаданно (слайд 9).
3. Работа с учебником, 
заполнение таблицы 
вместе с учениками 
«Виды сказок» (слайд  10)
Волшебные сказки 
(повествуют о подвигах 
героев, о их внешней и 
внутренней красоте; 
неотъемлемым является 
присутствие чудес, 
волшебства, целью является
победа добра над злом, 
прославляются такие 
идеала как доброта, 
сострадание, щедрость, 
трудолюбии )
Приведите примеры
Сказки о животных (герои ­ 
животные, на которых 
перенесены человеческие 
качества (жадность, 
зависть, злость, 
нахальство); отсутствие 
чудес и волшебства; такие 
сказки отражают 
существующие отношения 
между людьми 
5.Физ.минутка
.
(пауза 
релаксации)
(2 минуты)
Физкультминутка 6. 
Закрепление 
изученного 
материала
Приведите примеры
Социально­бытовые сказки 
(герои ­ обычные люди; в 
таких сказках 
прослеживаются черты 
народной жизни, 
поощряются такие качества
как смекалка, 
находчивость, ум; сюжет 
бытовых сказок динамичен, 
отсутствуют какие­либо 
волшебные атрибуты).
Приведите примеры
1.Конкурс знатоков (слайд
11).
Определяют виды
сказок, приметы 
сказок, отвечают 
на вопросы
­Из какой сказки эти 
строки? Определите вид 
сказки(слайд 12).
1.­Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко… 
(“Петушок­золотой 
гребешок”,о животных.)
(слайд13)
2.Старуха принесла котёл, 
солдат вымыл топор, 
опустил в котёл, налил 
воды и поставил на 
огонь(«Каша из топора», 
бытовая) (слайд14)
3.­Тепло , Морозушко, 
тепло, батюшка! 
(«Морозко», волшебная) 
(слайд15)
4.В самую полночь 
13 
минут
Принцип
деятельности,
непрерывности,
вариативности,
творчества. 
УУД: познавательные 
(опирается на уже 
известное); 
коммуникативные 
(учит способам 
взаимодействия, 
сотрудничества). прискакал в пшеницу 
разношерстный конь: одна 
шерстинка золотая, другая 
— серебряная, бежит — 
земля дрожит, из ушей дым 
столбом валит, из ноздрей 
пламя пышет. И стал тот 
конь пшеницу есть: не 
столько ест, сколько 
топчет.( «Сивка­бурка». 
Волшебная) (слайд16)
5.­Спасибо, мужик, тебе за 
гуся; только не знаю, как 
мы твоего гуся делить 
будем. Вот у меня жена, два
сына да две дочери. Как бы 
нам разделить гуся без 
обиды?  («Как мужик гусей 
делил», бытовая) (слайд17)
6.Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. 
(«Теремок», о животных) 
(слайд18)
7.«Сяду на пенек, съем 
пирожок» ( «Маша и 
медведь») (слайд19)
8.«Яблонька, яблонька, 
спрячь нас!» («Гуси ­ 
лебеди») (слайд20)
2. ­Главным героям 
помогают волшебные 
предметы. Какие?
Игра по рядам. «Кто 
больше всего назовет 
сказочных волшебных 
предметов?»
7.Рефлексия 
деятельности.
Значение сказки?
Достигли ли цели и задач 
урока?
Ученики отвечают
на поставленные 
вопросы 
УУД:   познавательные,
регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, 
сделать выводы, 

минуты Обобщение по пройденной 
(Фронтальная 
самооценка
теме.
беседа)
  Молодцы,
  ребята,
­
благодарю вас за активную
работу на уроке.  
Выставление оценок
Прочитать сказку 
«Царевна­лягушка» и 
составить кроссворд. 
(слайд21)
Запись учащимися
задания в 
дневники.

минута
Домашнее 
задание.
Источники:
1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. Вако, 2009
2.М.А.Снежневская. Методические советы  к учебнику­хрестоматии для 5 кл.: Литература. 
Начальный курс: Пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2000
3. Б.И.Турьянская. Литература в 5 классе. Урок за уроком. М.: Русское слово,  2000 
4. Интернет ресурсы.

Содержимое публикации

Урок литературы в 5 классе (по УМК под ред. Б.А. Ланина

ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ»)


Урок № 1

Тема: «Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки»

Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки.

Оргмомент. Проверка домашнего задания.

Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок.

Выберите свой вопрос (работа в группах)

Стр. 24

Чтение статьи учебника (с. 24-28) и коллективное составление плана этой статьи.
      — Что такое сказка?
      Определение сказки выпишем в тетрадь.

Слово учителя, эвристическая беседа

      — Давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим тайной слова.

      Сказители знали на память множество былин, называемых старúнами, исторических песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных — и волшебных, и бытовых, и сказок о животных. Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит наизусть целый том, равный по количеству строк «Илиаде» и «Одиссее» Гомера вместе взятым.
      На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки. Вот, например, поссорились промысловики между собой. А ссора на зимовье — очень опасное дело. Люди отрезаны от мира, как в космическом корабле, без связи с Землей. Срочно надо спорщиков мирить, разряжать обстановку. Тут не обойтись без сказителя.
      — Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему?
      Поразмышляв, дети придут к выводу: бытовые сказки, т. е. такие, в которых жадный, скупой, глупый и злопамятный человек всегда попадает впросак.
      Посмеются промысловики, глядишь, и зло ушло как не бывало.
      — Как вы думаете, какую интонацию выберет сказитель?
      Можно предложить определения на выбор: лукавую, ироничную, мудрую, примиряющую, успокаивающую.
      — Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. Начнут бывалые охотники припоминать случаи, что с ними на промысле происходили. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков — какою сказкой?
      Дети догадаются: сказкой о животных — о хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке и простодушном медведе.
      — Какая будет интонация на этот раз?
      Веселая, добродушная, лукавая, интонация удивления, насмешливая, спокойная.
      — Теперь снова вообразим себе зимовье. Дремучий лес, засыпанный снегом. В лесу — изба, в избе — печь-каменка, которая топится по-черному, в середине — стол, вдоль стен — лавки, под потолком — полати. На лавках да на полатях спали, за столом обедали. Зима долгая. Устали зимовщики, хочется им домой, к женам, к детишкам. Надоела однообразная пища, надоели одни и те же картины, одни и те же люди. Хочется лета, красоты, отдыха и любви. Вернулись промысловики к вечеру, отужинали, лежат, молчат. Никому говорить не хочется, тошно на душе. Какую сказку выберет сказитель на этот раз? Каким голосом начнет ее рассказывать?
      Дети поймут, что в таких случаях нужна волшебная сказка, рассказанная с интонациями удивления и восхищения перед богатством, красотой и чудесами мира. Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость.
      Приведём примеры различных видов сказок. Предложим детям заполнить таблицу.
      Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
      Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
      Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».      

      Домашнее задание

      Подготовить по плану пересказ статьи учебника(с. 25-29)

      Индивидуальное задание (опережающее)
      Предложим двум-трем ученикам к уроку подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором.

Урок 2
 Тема: Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки.

      I. Артикуляционная разминка, проверка домашнего задания
      Урок начнем с разучивания одной из предложенных детьми скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще на перемене написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу.

      Слушаем пересказ статьи учебника по плану, составленному на предыдущем уроке.
      — Какие виды сказок вам известны? Приведите примеры.

       «Царевна-лягушка»
      — Что вы знаете о том, как надо рассказывать или читать волшебную сказку?
      Ученики назовут особую выразительность, напевность, таинственность.
      Учитель читает сказку «Царевна-лягушка» в пересказе А.Н.Толстого (с. 29-36).

Чтение полного текста сказки занимает 15 минут.
(Можно сказку прослушать или посмотреть художественный фильм)
      II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования
      Беседа
      — Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки?
      Обычно дети из курса начальной школы знают, что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
      Если же детям эти термины незнакомы, можно обратиться к теоретическому материалу(с. 24-28).
      — Повторяем пройденное: отвечаем на вопросы (стр. 24)

      Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
      — Как царь предложил своим детям искать себе невест?
      После ответа учеников на вопрос учитель предложит прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор…».
      Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
      — Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
      — Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке. Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
      — Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
      — Как утешала Ивана-царевича лягушка?
      — Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
      Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета…» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
      — Что особенного в этом описании?
            — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
      Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
      — Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

«Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят».

      — Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
РАБОТА с ТЕТРАДЬЮ

Стр. 9

Упражнение 4 (Примеры из сказки)

Упражнение 5 (Основные события сказки – сюжетная лента)

РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ

Стр. 40

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Стр. 41

ЛИТЕРАТУРА и ИЗО

      — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир».
      Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
      Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
      — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

Слушаем учеников, которые приготовили выступление по творчеству Билибина

Подводим итог урока.

Тест по сказке заранее готовит учитель.

Дом. задание

Стр. 43 (на выбор)

или

Тетрадь (стр. 10-11) – напиши свою сказку

Ожидаемый результат: Учащиеся знают
определение сказки, определяют вид сказки; находят эпитеты,
сравнения, метафоры и объясняют их роль в сказке; выразительно
рассказывают сказку, передавая средствами выразительного чтения
собственное отношение к изображаемому; знают составляющие
элементы сказки; составляют народную волшебную сказку.

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о русских
    народных сказках, особенностях их построения;
  • создать эмоциональный настрой на изучение произведений
    устного народного творчества;
  • сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных
    видов сказок;
  • продолжать формировать интерес к чтению, развивать
    воображение, наблюдательность, развивать творческое мышление
    учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности, умение принимать
    решения.

Основные понятия. Народная сказка, волшебная
сказка, бытовая сказка, сказка о животных.

Оборудование. Репродукции картин И.Я.Билибина,
В.М.Васнецова; рисунки героев сказок, созданные детьми; рабочие
тетради; у педагога — компьютер, мультимедийный проектор,
экран.

Тип урока. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.

Вид урока. Комбинированный

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок


А.С.Пушкин

Ход урока

1. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся
приведенные тексты.

Колыбельная. Считалочка. Скороговорка.

Уж ты, котичка-коток,

Котик — серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать;

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин я молока

Да кусочек пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, серый, не проси.

***

Сон ходит по лавке,

Дремота по избе,

Сон-то говорит:

— Я спать хочу!

Дремота говорит:

— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают,

Заглядывают —

Спать укладывают.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной —

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

***

Чирики, микирики,

По кусту, по насту,

По слову кабасту,

Жучик, рючик,

Хруп, дуб,

Иванов зуб.

***

Эны-бены,

Рики-факи,

Тобра-орба,

Он дысмаки,

Деус-деус,

Касматэус,

Бакс.

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна — под попом,

Поп — под колпаком.

***

Добры бобры

Идут в боры.

***

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Учащиеся показывают скороговорки, которые они выписали дома.
Одну из скороговорок учим и произносим наизусть всем классом.
Рисунки детей развешиваются на доске.

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся

Приём-ледокол «Ветер дует для того…»

— Ветер дует для того, у кого хорошее настроение (подымаются те
учащиеся, у кого хорошее настроение).

— Ветер дует для того, у кого голубые глаза.

— Ветер дует для того, кто считает, народные сказки
передавалась из уст в уста народными сказителями.

— Ветер дует для того, кто считает, что А.С.Пушкин писал
народные сказки.

3. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной
деятельности на уроке

3.1. Сообщение темы урока

3.2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи
учебной деятельности. «Незаконченное
предложение».

Продолжите высказывание:

  • «Сегодня на уроке нужно… узнать (познакомиться…)
  • Выполнить (начать работу…)
  • Понять (выяснить, показать…)
  • Для этого нужно (необходимо) …

4. Этап усвоения новых знаний

4.1. Слово учителя

Ребята, давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят
назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или
сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые.
Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько
охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам
расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером
собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и
сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради
сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером
усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики
возвращались домой, в родной город или село, они продавали
пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали
равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим
тайной слова.

Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток,
сказок разнообразных. Когда исследователи стали их записывать,
оказалось, что один человек помнит наизусть целый том.

На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые
сказки.

И сегодня мы с вами будем тоже сказителями и попробуем
составить сказку. Но для начала давайте вспомним, повторим и
узнаем новое о народных волшебных сказках.

4.2. Беседа (на доске вывешиваются:
солнышко, лучики, три тучки, звезды)

— Представьте, что солнышко — это сказка, что такое сказка?
(Это вид устного или литературного повествования о
вымышленных необыкновенных событиях и приключениях.)

— Представьте, что лучики — это то, чему учат нас сказки? Чему
учат нас сказки? (добру, патриотизму, не бояться
трудностей, защищать слабых, нравственности, любви к ближним,
заботиться о слабых)

— Вы видите три тучки, а каким образом они связаны с народными
сказками? Что они обозначают? На какие на три вида делятся
народные сказки (сказки о животных, бытовые и
волшебные)

— Расскажите об особенностях каждого вида сказок.

(Сказки о животных — звери наделяются человеческими
качествами и являются главными героями.

Бытовые сказки — герои — это обычные люди, которые
добиваются успеха благодаря своим качествам.

Волшебные сказки — обязательно действуют волшебные силы,
помогают им волшебные вещи, с героями случаются всякие
приключения и превращения.)

4.3. Видеовикторина

Ребята, на экране будут показаны иллюстрации к сказкам, нужно
угадать сказку и определить вид сказки. Какие детали помогли
узнать сказку.

4.4. Работа над литературоведческими понятиями:
структура сказки.

Остановимся на тучке с волшебными сказками. Открываем тучку и
что мы видим, звёзды. Звёзды — это структура сказок,
особенность волшебных сказок. Каждая звезда имеет своё
назначение.

В волшебных сказка есть присказка (одна звезда),
которая настраивает слушателей на особый лад: переносят в
удивительный сказочный мир.

— Какие присказки вы знаете? (Дети приводят пример)

Вот присказка для самых маленьких слушателей:

Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем —

Сказку в гости позовем!

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи! В волшебных сказках обязательно есть
зачин (вторая звезда):

— Приведите пример зачина.

(«Жили-были», «В некотором царстве, в некотором
государстве», «Однажды», «В три девятом царстве, три десятом
государстве»)

И есть концовка (третья звезда):

— Приведите пример концовки («Тут и сказки конец», «Стали
они в добре поживать, лиха не знать», «Вот, видишь, как оно
бывает на свете»)

— Чего не хватает, ребята? Основной части

4.5. Ролевая игра. Инсценирование отрывка из сказки
«Гуси-лебеди»
.

Ребята, давайте сейчас посмотрим, как группа ребята из класса
справилась с домашним заданием. Они проинсценируют отрывок из
сказки «Гуси-лебеди» (сценка, когда сестрица помогает
печке, яблоне, речке)

4.6. Работа в паре над литературоведческими понятиями:
художественные средства.

В сказках встречается много художественных средств. Составьте в
паре список художественных средств, приведите примеры из
народных сказок. Пары по цепочке представляют результаты своей
работы.

— постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, лес
дремучий, яблочко наливное, молочные реки, тучи чёрные;

— метафоры: морщины прорезались; солнце лизнуло голову;
вещи под ногами путаются, за руки цепляются; утро вечера
мудренее; солдат пуще прежнего закручинился;

— сравнения: «Выходи за меня, красавица, — не говорит, а
ручейком разливается»; смотрит на маменьку, а слёзы так и
катятся, как по столу горошины; мать радовалась и баловала
задиристого, с рукавицу, малыша.

— гипербола: «Другой подобной красавицы во всём свете не
бывало!», «Рукавица крышу пробила», «Я его на одну руку посажу,
другой прихлопну — только мокрёхонько будет!», «Приезжают к
реке Смородине — по всему берегу лежат кости человеческие, по
колено навалено!»

4.7. Беседа. Подготовка к творческой работе.

Давайте сейчас все вместе попробуем составить народную
волшебную сказку.

У нас вроде бы все есть: присказка, зачин, основная часть,
концовка и, наверное, мы можем сказывать?

— Сказка готова? Нет.

— А чего нам не хватает?

— Без чего текст сказкой назвать нельзя?

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок,
Василиса Премудрая).

2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса
Прекрасная — лягушка).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3
железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).

5. Задания (найти ковер-самолет, испечь хлеб за одну ночь)

— А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

4.8. Работа в группах

У меня есть картинки с героями, волшебными вещами. Каждая
команда должна выбрать себе героев и вещь, а затем все вместе
будете составлять народную волшебную сказку. Не забываем, что с
главный герой должен пройти три испытания, одержать победу над
злом, кого-то спасти, а помогать ему должны волшебные предметы
или действия.

4.9. Представление результатов.

5. Рефлексия

«Микрофон»

Учащиеся по желанию высказывают свое мнение об уроке.

  • «На уроке я узнал о…; вспомнил…; понял…; научился…»
  • «Самый большой мой успех — это…»
  • «Самые большие трудности я почувствовал…»
  • «На следующем уроке я хочу…»

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению

6.1. Задание для всего класса.

Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

6.2. Индивидуальные задания.

Напишите волшебную народную сказку.


Adblock
detector