Сказка мороз иванович одоевский слушать

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, горецкий к сказке в. одоевского мороз иванович, страницы 207-208укм

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович», страницы 207-208

УКМ «Школа России»

1. Как ты думаешь, почему Одоевский назвал сказку «Мороз Иванович»?

Главные героини сказки — две девочки. Но и Мороз Иванович очень важный, центральный персонаж. С его помощью удаётся вознаградить добро и наказать зло. Мороз Иванович проверяет личные качества девочек, показывает разницу между ними.

Автор назвал сказку именно так, потому что Мороз Иванович выступает в ней в роли беспристрастного судьи.

2. Сравни главных героинь сказки.

Как проводила свой день каждая из девочек?

Рукодельница вставала рано и весь день трудилась. Ленивица весь день спала и сама ничего не делала, только няню просила.

Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?

Рукодельница ходила за водой и уронила ведро. Няня послала её в колодец за ведром. Ленивица полезла в колодец, чтобы получить дары от Мороза Ивановича.

Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?

Рукодельница достала пирожок и обтрясла яблоню. А потом поделилась этим с Морозом Ивановичем. Ленивица не стала доставать пирожок и отказалась трясти яблоню.

Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?

Рукодельница показала себя трудолюбивой, отзывчивой и вежливой девочкой. Ленивица была ленивой, грубой, эгоистичной.

Какие подарки получили героини? Почему?

Рукодельница получила горсть серебряных пятаков и бриллиант, потому что честно и добросовестно поработала, была вежливой и почтительной.

Ленивица получила слиток ртутит и сосульку, потому что она ничего не сделала из того, о чём её просил Мороз Иванович, была грубой и своевольной.

3. Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Рукодельница и Ленивица? Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?

В сказке есть следующие волшебные предметы: печка, яблоня, перина Мороза Ивановича.

Рукодельница достала пирожок, обтрясла яблоню и угостила Мороза Ивановича. Она взбила перину, хотя у неё сильно замёрзли руки. Это показывает то, что она была доброй, отзывчивой, щедрой, старательной и трудолюбивой. Она привыкла всё делать сама.

Ленивица отказала печке и яблоне, перину не взбила. Это показало нам, что девочка была грубой, эгоистичной, ленивой, хитрой, равнодушной. Она не привыкла что-либо делать сама.

4. Расскажи о Рукодельнице и Ленивице используя опорные слова.

Рукодельница была трудолюбивой девочкой. Она ни минуты не сидела спокойно, всё время что-то делала. Она была заботливой и доброй девочкой, стремилась помочь другим, уважала старость, была вежливой. Когда её о чём-то просили, например, яблонька и печка, она охотно помогала, ведь она была отзывчивой.

Ленивица была ленивой, никогда ничего не делала и не хотела делать. Она была равнодушной и невнимательной. Если её о чём-то просили, она отказывала в грубой форме. Она была очень грубой девочкой. И она была неблагодарной, от неё нельзя было услышать вежливого слова.

5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?

Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.

Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.

6. Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку. Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?

Сказка начинается пословицей о том, что даром без труда ничего не даётся.

Это значит, что человек сам должен заслужить своё счастье. И заслужить его в труде. Тот, кто трудится, будет иметь всё. Тот, кто ленится, не будет иметь ничего.

Так и случилось в сказке. Рукодельница получила богатый дар за свой труд. Ленивица не получила ничего за свою лень.

Эта пословица выражает главную мысль сказки.

7. Как ты понимаешь выражения:

Жить и служить — разница. Живут для себя и для людей, служат только кому-то. Служить — значит подчиняться, делать не то, что хочется, а то, что нужно.

Работа работе рознь. Работу можно делать по-разному. Можно делать хорошо и плохо. За хорошую работу награждают, за плохую ругают.

Какова работа, такова и награда. За хорошо сделанную работу всегда похвалят и наградят, за плохую — отругают. Награда соответствует качеству проделанной работы.

8. Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы «Что правда, а что неправда»? Что сказано шутки ради, а что в наставленье?

Автор предлагает детям самим подумать о том, что в сказке правда, а что нет, что сказано для наставления, а что ради шутки.

Мне кажется, что наставление этой сказки заключается в том, что люди должны быть добрыми, честными, вежливыми и трудолюбивыми.

Шутка этой сказки в том, как плохо получается работа у Ленивицы, у того, кто не хочет и не любит работать.

Правда этой сказки в том, что труд всегда приносит пользу человеку, а вежливость и отзывчивость помогают в отношении с другими людьми.

Неправды здесь нет, а есть сказка, то, что не может произойти в реальной жизни.

9. Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить её со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?

Пример сравнения народной сказки «Морозко» и литературной сказки «Мороз Иванович» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Общее в этих сказках то, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Различное в этих сказках то, что народная показывает пользу вежливости и смирения, а литературная говорит ещё и о пользе трудолюбия.

Сказка Одоевского рассказала мне о различных явлениях природы: о траве под снегом, о холодной воде в колодце, о том, как правильно топить печь.

10. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Перескажи текст, используя свои рисунки.

Пример разделения сказки на пять частей и пересказ сказки Одоевского можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента: Ярославцева Дарья Владимировна

Тема урока: «В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Класс: 3Э

Цель урока: ознакомление учащихся с творчеством В. Ф. Одоевского путем изучения и анализа произведения «Мороз Иванович»  

Образовательные: расширить знания обучающихся о многообразии литературного мира;

Развивающие: развивать у обучающихся самостоятельность мышления;

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к чужому труду.

Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение», портрет и книги В. Одоевского, картинки с изображением Мороза Ивановича, Рукодельницы, Ленивицы, карточки со словами-прилагательными, характеризующими героев сказки.

Этапы

урока

Задачи этапов урока

Методы

и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и

самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Организационный этап. Технологии – ИКТ.

(3 мин.)

Подготовить учащихся к работе на уроке, активизировать внимание и настроить работу в классе.

Словесный: Беседа.

Приветствует учащихся.

Просит проверить готовность к уроку.

— Ребята, обратите внимание на слайд. Сегодняшний урок я хочу начать с пословицы «С хорошей песней и дело спорится»! Давайте прочтем эту пословицу с веселой интонацией! А теперь прочтем эту пословицу строго! А теперь – быстро-быстро, будто мы куда-то спешим! Отлично, а теперь скажите мне, как вы понимаете значение данной пословицы? (слайд 1)

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Высказывают свое понимание пословицы.

Ф

Презентация

Контроль учителем

ознакомятся с особенностями данного произведения, формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст; развивать умения определять тему, формулировать цели урока, задачи; понимать разницу между жанрами художественных произведений, уметь выявлять место и причину затруднения.

Познавательные: формировать умение различать сказки народные и авторские в обычной речи в нужном контексте; совершенствование умения работать с текстом с элементами рассуждения, давать характеристику героям и их поступкам. Обогащение словарного запаса детей; развитие наблюдательности и мышления;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; составление плана выполнения задания в парах; прогнозирование (выдвижение гипотез о размножении животных);контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно).

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

 прививать интерес к литературе, к данному произведению; — научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся; формировать умение различать сказки народные и авторские в обычной речи в нужном контексте; совершенствование умения работать с текстом с элементами рассуждения, давать характеристику героям и их поступкам. Обогащение словарного запаса детей;

2. Актуализация знаний. Применение ИКТ.

(5 мин.)

Повторить ранее изученный материал.

Беседа, рассказ, иллюстрация.

— Ребята, скажите, с творчеством какого писателя вы знакомились дома?  

— Какое произведение данного автора вы изучали дома?

— Прежде, чем мы приступим к беседе по прочитанному вами произведению, я предлагаю Ирине Овдак выйти к классу и познакомить вас В. Ф. Одоевским благодаря подготовленному ею сообщению. Ирина, пожалуйста!

(слайд 2-6)

Отвечают на вопросы педагога, один из учащихся выступает с сообщением об авторе произведения с помощью презентации учителя.

Ф, И

Презентация

Фронтальный опрос.

Контроль учителем

3.

Изучение нового материала. Здоровье сберегающая технология, ИКТ, технология проблемного обучения.  (15 мин.)

Знакомство с новым материалом

Словесный:

Беседа, рассказ.

Иллюстрация

 — У этой сказки есть эпиграф. Давайте вспомним, что такое эпиграф?
— Давайте проверим себя. Внимание на слайд: Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл. (слайд 7)

— Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».

– Что нам помогают понять эти слова?

– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?

— В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов:

рубить платки –
студенец –
горница –
почивать –

Ребята, помните, что в вашем учебнике на странице 210 есть словарь! Воспользуйтесь им совместно с соседом по парте!

— Вот теперь значения всех слов понятны, и мы продолжим работать над сказкой. Назовите главных героев сказки.

— Где жил Мороз Иванович? Найдите ответ в тексте.

— Почему он жил в колодце? Найдите ответ в тексте.

  — Почему автор назвал девочек так: Рукодельница, Ленивица?

— Как проходил день у Рукодельницы? Прочитайте.

— Как проходил день у Ленивицы? Прочитайте.

— Какая беда случилась с Рукодельницей?

— Кто встретился ей в колодце?

— О чем пирожок и яблочки ее попросили?

— Как Рукодельница могла вернуть ведерко?

— Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?

— А что нужно было Ленивице в колодце?

— Отлично, ребята! Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Проводит физминутку в виде игры «Слон и моська», делая отсылку к известной басне. Просит учащихся назвать автора басни.

Отвечают на вопросы учителя, работают в парах, дают определения словам, после чего участвуют в беседе по сказке, работая параллельно с текстом для поиска ответов. Участвуют в физминутке, благодаря которой повторяют произведение И. А. Крылова – «Слон и Моська».

Ф

И
П

Презентация,

Фронтальный опрос.

Контроль учителем.

4.

Закрепление полученных знаний.

Технология творческого дела, игровая технология.

(10 мин.)

Формировать умение самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Словесный:

Беседа

Помогает некоторым учащимся, которые заранее подготовились, в инсценировке фрагментов сказки. (Приложение 1) Раздает учащимся таблицы, объединяет их в группы для заполнения таблиц по качествам главных героинь. (Приложение 2)

— За что Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу?

— Что дал он ей в награду?

 — А как он отблагодарил Ленивицу?

— А почему он ее так наградил?

— Почему Мороз Иванович отблагодарил девочек по-разному? Считаете ли вы его благодарность справедливой?

Некоторые учащиеся участвуют в инсценировке сказки. Другие – внимательно слушают и работают с карточками, заполняя качества героев, после чего отвечают на вопросы учителя.

Ф

И
П
Г

Карточки с заданием.

Контроль учителем.

Фронтальный опрос, самоконтроль.

5. Рефлексия, подведение итогов. Игровая технология.

(3 мин.)

Подвести итог в изучении материала

— Ребята, в жизни когда-нибудь встречали: Рукодельниц и Ленивиц?

— На кого бы из героев сказки вам хотелось походить?

— Почему?

— Вот мы говорили, что в сказках происходит волшебство. А в нашей сказке, где    волшебство?

— Наша сказка подошла к концу.

  Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается.

— Сказка напомнила нам с Вами о том, что уже наступают холода! Давайте потрем наши ладошки так, чтобы почувствовать жар, и возьмем своего соседа по парте за руки. Согреем друг друга! Что вы чувствуете? Какие выводы для себя вы сделали в ходе нашего урока?

Подводят уроки итога вместе с учителем.

Ф
И
П

6.

Домашнее задание, технология творческого дела

(4 мин.)

Словесный. Беседа.

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания, объясняет его.

— Дома, ребята, я предлагаю нарисовать вам иллюстрацию к одному из понравившихся фрагментов данной сказки! На следующий урок мы с вами сделаем выставку «Зимняя сказка»! Всем успехов! Урок окончен!

Слушают домашнее задание и инструктаж к нему, записывают.

Ф

ПРИЛОЖЕНИЯ

(П1) Ребята, в сказках происходит волшебство. Я взмахну волшебной палочкой и появится главный герой сказки.  Догадайтесь, кто это?

 Ученик:

 Красивый старичок, седой- седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест.      

       (Мороз Иванович)

— Ребята он понравился вам в сказке?

— Каким он был?

      (Добрым, красивым, справедливым, счастливым, мудрым, морозным, с белой     бородой)

— А вот еще один герой сказки.

Рукодельница:

Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки за работу принимаюсь.

      (Рукодельница)

—  Идет рукодельница дальше и смотрит перед ней сидит Мороз Иванович. Послушайте, как они повстречались.

Сценка (по ролям).

Рукодельница: Здравствуй, дедушка!

Мороз Иванович:

Здравствуй, Рукодельница знаю зачем ты ко мне пожаловала, ты ведерко в мой колодец опустила.  Отдам, я тебе его, только ты, мне три дня прослужи, будешь умна награжу, а ленива — тебе же хуже. А теперь мне пора спать.

— В это время рукодельница принялась за работу. Найдите в тексте и прочитайте.    

      (Рукодельница принялась взбивать снег…..

       Рукодельница меж тем все в доме убралась, кушать сварила.

       Рукодельница принялась чулки вязать да кроить…)

— Молодцы, ребята! А эту героиню узнаете?

Ученица:

Да, я лежу в постельке, потягиваюсь, с боку на бок переваливаюсь. А когда захочу встать, то заговорю:

“Нянюшка дай булочки”

“Нянечка завяжи башмачки”

— Вот по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну. Идет и видит Мороза Ивановича.

— Послушайте, как встретились Мороз Иванович и Ленивица.

Сценка.

Мороз Иванович. Что тебе надобно, девочка?

Ленивица. Пришла к тебе послушать, да за работу побольше получить.

Мороз Иванович. Дельно ты сказала, девочка за работу деньги следует. Только посмотрим, как ты работать будешь.

— Как же трудилась Ленивица у Мороза Ивановича? Найдите в тексте и прочитайте.

                      (“Стану я себя утомлять, да пальцы знобить..”

                       “Пришла на кухню, да не знает, что делать…”)

— Ребята, что вы можете сказать о Рукодельнице? Какая она?

— А Ленивица какая?

(П2 )                       Рукодельница                            Ленивица

                              трудолюбивая                        ленивая
                             скромная                                  неуважительная
                             заботливая                               грубая
                             добрая                                       злая

                              умная                                         жадная

Портал педагога

Автор: Кочнева Ольга Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ «Школа №58»
Населённый пункт: Город Камышлов, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Литературная гостиная «День рождения Мороза Ивановича»
Дата публикации: 08.01.2019
Раздел: начальное образование

«Одоевскому Морозу Ивановичу 177 лет »

Цель: учить работать с повествовательным текстом: находить

вательные особенности сказки.

обучающиеся научатся работать с текстом произведения, строить фразу-

проводить исследование содержания текста и записывать результаты исследо-

Универсальные учебные действия:

Личностные: проявлять желание читать народные сказки в авторской обра-

работать в соответствии с заявленным планом; выполнять учебное зада-

ние, используя алгоритм

выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий в учебной литературе;

устанавливать причинно-следственные связи в тексте.

Обучающиеся получат возможность научиться: преобразовывать информа-

цию из одной формы в другую (составлять таблицу, схему)

использовать речевые средства для представления результата деятельно-

строить понятные для партнёра (собеседника) высказывания;

Обучающиеся получат возможность научиться: адекватно взаимодейство-

вать в группе при выполнении учебного задания.

Читательское назначение: группы учащихся 4 классов

1. Рассказ о писателе и идее создания сказки

Владимир Федорович Одоевский (1803-1862) – русский писатель из ста-

ринного рода Рюриковичей. В юные годы Владимир Федорович организовал и

гих талантливых и благородных людей. В его литературно – музыкальной го-

стиной собирались крупнейшие русские писатели, композиторы и художники:

Пушкин, Брюлов, Глинка. Его квартира в Петербурге стала центром русского

искусства и литературы.

Владимир Одоевский был необыкновенным и очень разносторонним че-

ловеком. Он знал философию и математику, физику и химию, сам писал музыку

и изобретал музыкальные инструменты. Он собирал и изучал русские народные

песни. А еще он очень любил детей. По воспоминаниям друзей. Где бы он ни

появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нём своего друга. Он придумы-

вал для них игры, забавы и развлечения. Выдающийся критик Белинский В.Г.

назвал его «детским праздником».

Одним из первых в России Одоевский заинтересовался педагогикой как

наукой. В воспитании ребёнка он, прежде всего, ставил задачу развивать ум-

ственные способности ребёнка, «укреплять его умственные силы». Всех детей

писатель делил на «проснувшихся» и «непроснувшихся». «Непроснувшиеся»

их могут только сказки. Поэтому задачу детской литературы Одоевский видит в

том, чтобы пробудить «непроснувшийся» детский ум и одновременно развивать

«благодатные» чувства в душе ребёнка и писал для них рассказы и сказки, от

Лучшими из детских произведений Одоевского являются сказки «Городок в

табакерке» и «Мороз Иванович».

рассказы для детей дедушки Иринея» в 1841 году.

Имя Ириней было придумано автором за несколько лет до написания кни-

ги. И хотя автору на момент написания сборника было всего 40 лет, критики

восторженно писали: «…В настоящее время русские дети имеют для себя в де-

душке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций».

Сказка «Мороз Иванович» представляет собой вариацию на тему русской

народной сказки «Морозко». И поэтому и сюжет, и персонажи, и язык близки к

традициям русских сказок.

тей, поэтому он ввел в нее познавательные сведения (хорошо известные кре-

стьянскому слушателю, но мало знакомые дворянским отпрыскам, далеким от

народного быта), смягчил концовку, сделал сказку нравоучительной.

2. Поиск познавательных сведений в сказке:

Сегодня мы перечитаем сказку и определим, какие познавательные уроки

получали дворянские дети, читая сказку.

В произведении прослеживается чисто познавательная линия сюжета, в кото-

рой Одоевский проявляет себя, как ученый, просветитель. В доступной детям

сказочной форме он объясняет:

как можно очистить воду;

— как образуется иней;

— какой существует способ согревания замерзших рук;

— почему вода в колодце холодная;

— как правильно топить печь

— Работая в группе, вы найдете отрывки сказки, в которых автор отвечает на

Источник

Мороз Иванович — Владимир Одоевский

Нам даром, без труда ничего не достаётся, —
Неда­ром исстари посло­вица ведётся.

В одном доме жили две девочки: Руко­дель­ница да Лени­вица, а при них нянюшка. Руко­дель­ница была умная девочка, рано вста­вала, сама без нянюшки оде­ва­лась, а вставши с постели, за дело при­ни­ма­лась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кор­мила, а потом на коло­дезь за водой ходила. А Лени­вица между тем в постельке лежала; уж давно к обедне зво­нят, а она ещё всё потя­ги­ва­ется: с боку на бок пере­ва­ли­ва­ется; уж разве наску­чит лежать, так ска­жет спро­со­нья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи баш­мачки»; а потом заго­во­рит: «Нянюшка, нет ли булочки?» Вста­нет, попры­гает, да и сядет к окошку мух счи­тать, сколько при­ле­тело да сколько уле­тело. Как всех пере­счи­тает Лени­вица, так уж и не знает, за что при­няться и чем бы заняться; ей бы в постельку – да спать не хочется; ей бы поку­шать – да есть не хочется; ей бы к окошку мух счи­тать – да и то надо­ело; сидит горе­мыч­ная и пла­чет да жалу­ется на всех, что ей скучно, как будто в том дру­гие виноваты.

Между тем Руко­дель­ница воро­тится, воду про­це­дит, в кув­шины нальёт; да ещё какая затей­ница: коли вода нечи­ста, так свер­нёт лист бумаги, нало­жит в неё уголь­ков да песку круп­ного насы­пет, вста­вит ту бумагу в кув­шин да нальёт в неё воды, а вода-то знай про­хо­дит сквозь песок да сквозь уго­лья и кап­лет в кув­шин чистая, словно хру­сталь­ная; а потом Руко­дель­ница при­мется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кро­ить да ещё руко­дель­ную песенку затя­нет; и не было нико­гда ей скучно, потому что и ску­чать-то было ей неко­гда: то за тем, то за дру­гим делом, тут, смот­ришь, и вечер, – день прошёл.

Одна­жды с Руко­дель­ни­цей беда при­клю­чи­лась: пошла она на коло­дезь за водой, опу­стила ведро на верёвке, а веревка-то и обо­рвись, упало ведро в коло­дезь. Как тут быть? Рас­пла­ка­лась бед­ная Руко­дель­ница да и пошла к нянюшке рас­ска­зы­вать про свою беду и несча­стье, а нянюшка Прас­ко­вья была такая стро­гая и сер­ди­тая, говорит:

– Сама беду сде­лала, сама и поправ­ляй. Сама ведёрко уто­пила, сама и доставай.

Нечего делать было; пошла бед­ная Руко­дель­ница опять к колодцу, ухва­ти­лась за верёвку и спу­сти­лась по ней к самому дну.

Только тут с ней чудо слу­чи­лось. Едва спу­сти­лась – смот­рит: перед ней печка, а в печке сидит пиро­жок, такой румя­ный, под­жа­ри­стый; сидит, погля­ды­вает да приговаривает:

– Я совсем готов, под­ру­мя­нился, саха­ром да изю­мом обжа­рился; кто меня из печки возь­мёт, тот со мной и пойдёт.

Руко­дель­ница, нимало не меш­кая, схва­тила лопатку, вынула пиро­жок и поло­жила его за пазуху.

Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золо­тые яблочки; яблочки листьями шеве­лят и про­меж себя говорят:

– Мы, яблочки, налив­ные, созре­лые, кор­нем дерева пита­лися, сту­дё­ной водой обмы­ва­лися; кто нас с дерева стря­сёт, тот нас себе и возьмёт.

Руко­дель­ница подо­шла к дереву, потрясла его за сучок, и золо­тые яблочки так и посы­па­лись к ней в передник.

Руко­дель­ница идет дальше. Смот­рит: перед ней сидит ста­рик Мороз Ива­но­вич, седой-седой; сидит он на ледя­ной лавочке да снеж­ные комочки ест; трях­нёт голо­вой – от волос иней сып­лется, духом дох­нёт – валит густой пар.

– А! – ска­зал он, – здо­рово, Руко­дель­ница; спа­сибо, что ты мне пиро­жок при­несла: дав­ным-давно уж я ничего горя­чень­кого не ел.

Тут он поса­дил Руко­дель­ницу возле себя, и они вме­сте пирож­ком позав­тра­кали, а золо­тыми яблоч­ками закусили.

– Знаю я, зачем ты при­шла, – гово­рил Мороз Ива­но­вич, – ты ведерко в мой сту­де­нец опу­стила; отдать тебе ведёрко отдам, только ты мне за то три дня про­служи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, – при­ба­вил Мороз Ива­но­вич, – мне, ста­рику, и отдох­нуть пора; поди-ка при­го­товь мне постель, да смотри взбей хоро­шенько перину.

Руко­дель­ница послу­ша­лась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ива­но­вича сде­лан был изо льду: и двери, и окошки, и пол ледя­ные, а по сте­нам убрано снеж­ными звёз­доч­ками; сол­нышко на них сияло, и всё в доме бле­стело как брил­ли­анты. На постели у Мороза Ива­но­вича вме­сто перины лежал снег пуши­стый; холодно, а делать было нечего. Руко­дель­ница при­ня­лась взби­вать снег, чтобы ста­рику было мягче спать, а меж тем у ней, бед­ной, руки око­сте­нели и паль­чики побе­лели, как у бед­ных людей, что зимой в про­руби бельё поло­щут; и холодно, и ветер в лицо, и бельё замер­зает, колом стоит, а делать нечего – рабо­тают бед­ные люди.

– Ничего, – ска­зал Мороз Ива­но­вич, – только сне­гом пальцы потри, так и отой­дут, не отз­но­бишь. Я ведь ста­рик доб­рый; посмотри-ка, что у меня за диковинки.

– Вот ты гово­ришь, – ска­зала она, – что ты ста­рик доб­рый, а зачем ты зелё­ную травку под снеж­ной пери­ной дер­жишь, на свет Божий не выпускаешь?

– Ну, а скажи мне, Мороз Ива­но­вич, – ска­зала Руко­дель­ница, – зачем ты в колодце-то сидишь?

– Я затем в колодце сижу, что весна под­хо­дит, – ска­зал Мороз Ива­но­вич. – Мне жарко ста­но­вится; а ты зна­ешь, что и летом в колодце холодно бывает, от того и вода в колодце сту­дё­ная, хоть посреди самого жар­кого лета.

– А зачем ты, Мороз Ива­но­вич, – спро­сила Руко­дель­ница, – зимой по ули­цам ходишь да в окошки стучишься?

– А я затем в окошки сту­чусь, – отве­чал Мороз Ива­но­вич, – чтоб не забы­вали печей топить да трубы вовремя закры­вать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку исто­пить исто­пят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки про­го­рели, а оттого в гор­нице угарно бывает, голова у людей болит, в гла­зах зелено; даже и совсем уме­реть от угара можно. А затем ещё я в окошко сту­чусь, чтобы люди не забы­вали, что они в тёп­лой гор­нице сидят или наде­вают тёп­лую шубку, а что есть на свете нищень­кие, кото­рым зимою холодно, у кото­рых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко сту­чусь, чтобы люди нищень­ким помо­гать не забывали.

Источник

Мороз Иванович — Одоевский В. Ф

Мороз Иванович слушать

Мороз Иванович читать

moroz ivanovich 01

А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?»

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на верёвке, а верёвка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?

Расплакалась бедная Рукодельница да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

— Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай.

Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт!

moroz ivanovich 02

Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху. Идёт она дальше.

Перед ней сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

— Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

moroz ivanovich 03

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

Рукодельница послушалась. Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего.

moroz ivanovich 04

— Ну, а скажи мне, Мороз Иванович,- сказала Рукодельница,- зачем ты в колодце-то сидишь?

— Я затем в колодце сижу, что весна подходит,- сказал Мороз Иванович,- мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студёная, хоть посреди самого жаркого лета.

— А зачем ты, Мороз Иванович,- спросила Рукодельница,- зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?

Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и бельё выштопала.

moroz ivanovich 05

Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.

moroz ivanovich 06

Мороз Иванович отсыпал рукодельнице серебряных пятачков в ведерко. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня.

moroz ivanovich 07

Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведёрко, пошла опять к колодцу, ухватилась за верёвку и вышла на свет божий.

Только что она стала подходить к дому, как петух, которого она всегда кормила, увидев её, обрадовался, взлетел на забор и закричал:

У Рукодельницы в ведёрке пятаки!

moroz ivanovich 08

Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да бельё штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.

Ленивице очень не по вкусу было идти к старичку работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже.

Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за верёвку да и бух прямо ко дну. Смотрит перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт.

А Ленивица ему в ответ:

moroz ivanovich 09

Идёт она далее, перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят да промеж себя говорят:

— Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

moroz ivanovich 10

И прошла Ленивица мимо них. Вот дошла она и до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки прикусывал.

— Пришла я к тебе,- отвечала Ленивица,- послужить да за работу получить.

— Дельно ты сказала, девочка,- отвечал старик,- за работу деньга следует, только посмотрим, какова ещё твоя работа будет. Поди-ка взбей мою перину, а потом кушанье изготовь, да платье моё повычини, да бельё повыштопай.

Пошла Ленивица, а дорогой думает:

«Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на невзбитой перине уснёт».

«Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вместе будет».

Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатертцы не подостлала.

Ленивица отведала, да тотчас и выплюнула, а старик покряхтел, покряхтел да и принялся сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Ленивица пальчики облизала, кушая чужую стряпню.

moroz ivanovich 11

После обеда старик опять лёг отдохнуть, да припомнил Ленивице, что у него платье не починено да и бельё не выштопано.

Ленивица понадулась, а делать было нечего: принялась платье и бельё разбирать; да и тут беда: платье и бельё Ленивица нашивала, а как его шьют, о том и не спрашивала; взяла было иголку, да с непривычки укололась; так её и бросила.

moroz ivanovich 12

А старик опять будто бы ничего не заметил, ужинать Ленивицу позвал да ещё спать её уложил.

А Ленивице то и любо; думает себе:

«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».

На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича её домой отпустить да за работу наградить.

moroz ivanovich 13

Пришла домой и хвастается.

Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не что иное, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт. А петух вскочил на забор и громко закричал:

У Ленивицы в руках ледяная сосулька!

moroz ivanovich 14

А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление.

moroz ivanovich 15

Нашли ошибку? Есть пожелания? Жми!

Источник

Мороз Иванович

605 235

Нам даром, без труда ничего не достаётся, —
Недаром исстари пословица ведётся.

В одном доме жили две девочки: Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка, рано вставала, сама без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодезь за водой ходила. А Ленивица между тем в постельке лежала; уж давно к обедне звонят, а она ещё всё потягивается: с боку на бок переваливается; уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки»; а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?» Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать, сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку — да спать не хочется; ей бы покушать — да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать — да и то надоело; сидит горемычная и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

4240

Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыпет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, тут, смотришь, и вечер, — день прошёл.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодезь за водой, опустила ведро на верёвке, а веревка-то и оборвись, упало ведро в колодезь. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье, а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

— Сама беду сделала, сама и поправляй. Сама ведёрко утопила, сама и доставай.

Нечего делать было; пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к самому дну.

Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась — смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт.

4241

Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.

Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

— Мы, яблочки, наливные, созрелые, корнем дерева питалися, студёной водой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

4242

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой — от волос иней сыплется, духом дохнёт — валит густой пар.

— А! — сказал он, — здорово, Рукодельница; спасибо, что ты мне пирожок принесла: давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

— Знаю я, зачем ты пришла, — говорил Мороз Иванович, — ты ведерко в мой студенец опустила; отдать тебе ведёрко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, — прибавил Мороз Иванович, — мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

Рукодельница послушалась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был изо льду: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело как бриллианты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут; и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди.

— Ничего, — сказал Мороз Иванович, — только снегом пальцы потри, так и отойдут, не отзнобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки.

4243

— Вот ты говоришь, — сказала она, — что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь?

— Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, — сказала Рукодельница, — зачем ты в колодце-то сидишь?

— Я затем в колодце сижу, что весна подходит, — сказал Мороз Иванович. — Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, от того и вода в колодце студёная, хоть посреди самого жаркого лета.

— А зачем ты, Мороз Иванович, — спросила Рукодельница, — зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?

— А я затем в окошки стучусь, — отвечал Мороз Иванович, — чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошко стучусь, чтобы люди не забывали, что они в тёплой горнице сидят или надевают тёплую шубку, а что есть на свете нищенькие, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы люди нищеньким помогать не забывали.

Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке да и лёг почивать на свою снежную постельку.

4244

Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила, бельё выштопала.

Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; стол был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.

4245

Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целые три дня.

На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице:

— Спасибо тебе, умная ты девочка; хорошо ты старика, меня, утешила, но я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да сверх того, вот тебе, на память, бриллиантик — косыночку закалывать.

4246

Рукодельница поблагодарила, приколола бриллиантик, взяла ведёрко, пошла опять к колодцу, ухватилась за верёвку и вышла на свет божий.

Только что она стала подходить к дому, как петух, которого она всегда кормила, увидел её, обрадовался, взлетел на забор и закричал:

Кукуреќу, кукуреќи!
У Рукодельницы в ведёрке пятаки!

Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила:

— Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают. Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай: в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да бельё штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.

Ленивице очень не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей получить хотелось и бриллиантовую булавочку тоже.

Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за верёвку, да и бух прямо ко дну.

Смотрит: и перед ней печка, а в печке сидит пирожок такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт!

А Ленивица ему в ответ:

— Да, как же не так! Мне себя утомлять, лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь, сам выскочишь.

4247

Идёт она далее, перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят да промеж себя говорят:

— Мы, яблочки, наливные, созрелые; корнем дерева питаемся, студёной росой обмываемся; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

— Да, как бы не так! — отвечала Ленивица, — мне себя утомлять, ручки подымать, за сучья тянуть, успею набрать, как сами попадают!

4248

И прошла Ленивица мимо их. Вот дошла она до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки покусывал.

— Что тебе надобно, девочка? — спросил он.

— Пришла я к тебе, — отвечала Ленивица, — послужить да за работу получить.

— Дельно ты сказала, девочка, — отвечал старик, — за работу деньга следует; только посмотрим — какова ещё твоя работа будет. Поди-ка взбей мою перину, а потом кушанье изготовь, да платье моё повычини, да бельё повыштопай.

Пошла Ленивица, а дорогой думает:

«Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на невзбитой перине уснёт».

Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил, лёг в постель и заснул, а Ленивица пошла на кухню.

Пришла на кухню, да и не знает, что делать. Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило; да и лень было ей посмотреть.

Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас, всё по порядку. Вот она думала, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала, да чтоб большого труда себе не давать, то, как всё было, мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да ещё квасу подлила, а сама думает: «Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вместе будет».

Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатертцы не подостлала. Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах.

— Хорошо ты готовишь, — заметил он, улыбаясь. — Посмотрим, какова твоя другая работа будет.

Ленивица отведала, да тотчас и выплюнула, индо ей стошнило; а старик покряхтел, покряхтел, да принялся сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Ленивица пальчики облизала, кушая чужую стряпню.

4249

После обеда старик опять лёг отдохнуть, да припомнил Ленивице, что у него платье не починено да и бельё не выштопано.

Ленивица понадулась, а делать было нечего: принялась платье и бельё разбирать; да и тут беда: платье и бельё Ленивица нашивала, а как его шьют, о том и не спрашивала; взяла было иголку, да с непривычки укололась; так ее и бросила.

4250

А старик опять будто бы ничего не заметил, ужинать Ленивицу позвал да ещё спать её уложил.

А Ленивице-то и любо; думает себе:

«Авось и так пройдет. Вольно было сестрице на себя труд принимать: старик добрый, он мне и так задаром пятачков подарит».

На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича её домой отпустить да за работу наградить.

— Да какая же была твоя работа? — спросил старичок. — Уж коли на правду дело пошло, так ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил.

— Да, как же! — отвечала Ленивица, — я ведь у тебя целые три дня жила.

— Знаешь, голубушка, — отвечал старичок, — что я тебе скажу: жить и служить разница, да и работа работе розь. Заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.

С сими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой бриллиант. Ленивица так этому обрадовалась, что схватила то и другое и, даже не поблагодарив старика, домой побежала.

4251

Пришла домой и хвастается:

— Вот, — говорит, — что я заработала: не сестре чета, не горсточку пятачков да не маленький бриллиантик, а целый слиток серебряный, вишь какой тяжёлый, да и бриллиант-то чуть не с кулак… Уж на это можно к празднику обнову купить…

4252

Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не иное что, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и бриллиант, а петух вскочил на забор и громко закричал:

Кукуреќу, кукуреќулька!
У Ленивицы в руках ледяная сосулька.

А вы, детушки, думайте, гадайте: что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье, а что намёком. Да и то смекните, что не за всякий труд и добро награда бывает; а бывает награда ненароком, потому что труд и добро сами по себе хороши и ко всякому делу пригодны; так уж Богом устроено. Сами только чужого добра да и труда без награды не оставляйте, а покамест от вас награда — ученье да послушанье.

Меж тем и старого дедушку Иринея не забывайте, а он для вас много россказней наготовил; дайте только старику о весне с силами да с здоровьем собраться.

Источник


Adblock
detector