Сказка о волшебном гранате читать

алексей дурасов/тассэрнст гофман, который родился 24 января 1776 года, композитор, музыкант и непревзойденный сказочник был большим выдумщиком

© Алексей Дурасов/ТАСС

Эрнст Гофман, который родился 24 января 1776 года, — композитор, музыкант и непревзойденный сказочник — был большим выдумщиком и интеллектуалом. В свои истории он закодировал символы, отсылки — разгадав их, воспринимаешь его сказки совсем по-другому. Вот немного тайных смыслов, которые вы могли не заметить в «Щелкунчике»

«Щелкунчик и Мышиный король» — одно из самых знаменитых произведений Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Он придумал его почти случайно, для детей своего близкого друга, а впоследствии и биографа, Юлиуса Гитцига: сказочник частенько захаживал в гости к своему товарищу и баловал ребят фантастическими историями, делал для них игрушки, а еще подарил главным героям сказки имена этих детей — Мари и Фриц. 

Записал и опубликовал «Щелкунчика» Гофман незадолго до своей смерти, в 1816 году, он вошел в сборник, который считается первым собранием детских романтических сказок Германии. Читатели с восторгом приняли новую работу писателя, восхищала она и его коллег, товарищей, критиков, кому-то больше нравилась романтическая история, кому-то — ощущение сказки и волшебства, а кому-то — батальные сцены, которые прописаны с удивительной четкостью. 

Что случилось в Рождество

Конечно, в первую очередь это сказка о дружбе и преданности, о том, как сбываются мечты. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Взрослые — скептики и реалисты, дети — мечтатели. Казалось бы, вопроса, кто прав, а кто сочиняет, нет. Но Гофман старательно выстраивает перед читателем волшебный мир, причем делает это так, что с каждой страницей ты все больше и больше веришь в правдивость рассказов маленьких героев. Соединяет два мира таинственный крестный — Дроссельмейер. Все тут двойственно: два волшебных царства — кукольное и мышиное, а само повествование — это рассказ в рассказе: главные события, которые происходят в доме Штальбаумов, временно прерываются другими, из сказки, которую рассказывает детям их крестный. 

‘ YouTube / Simon Rattle’

Как и положено детям, в сочельник Мари и Фриц в предвкушении чуда и праздника. Им запрещено заходить в залу, где находятся подарки, так что они с нетерпением ждут наступления Рождества, чтобы узнать, чем же их порадует их крестный, старший советник суда Дроссельмейер, большой выдумщик и искусник в изготовлении игрушек и разных механизмов. 

Мари мечтает о волшебном саде с озером и лебедями, фантазирует, как она будет гулять там и кормить птиц. Это образ идеального мира и гармонии, где царят любовь и порядок. Вода и лебеди не случайно появляются в мечтах Мари — это символы чистоты, романтической натуры и, конечно, женственности. Так Гофман ненавязчиво раскрывает перед нами внутренний мир девушки. Фриц же говорит, что сделать целый сад крестному не по силам, а самому ему больше нравятся подарки, с которыми можно играть, — вот и первое противопоставление реальности и фантазии в этой сказке. 

Сказка о волшебном гранате читать

Вечером, когда дети наконец попадают к елке, они тут же кидаются открывать подарки: там были и солдатики, и платья, и книжки —  все, что только можно представить. Дроссельмейер же удивляет детей игрушечным зáмком, с зеркалами и золотом, внутри которого двигаются сотни изящных фигурок. Фрицу и Мари очень хотелось поиграть с ними, им хотелось изменить порядок движения фигурок. Но Дроссельмейер остужает пыл детей: сделать этого нельзя, этот подарок не для игры, а для любования. Как и в жизни, как бы нам чего-то ни хотелось, изменить некоторые вещи мы не в силах.

Мудрость феи-крестного

Дроссельмейер в сказке — местная фея-крестная, образ мудреца, как Дамблдор или Гэндальф. Внешне он несимпатичен, характер у него строгий. Он даже хотел забрать волшебный замок, так как посчитал, что для Фрица и Мари этот подарок не подходит. Дроссельмейер становится символом начала волшебных событий. Он, как водораздел, отделяет реальность от фантазии, неожиданно появляясь там, где, казалось бы, не мог. Например, перед сном ровно в полночь Мари видит его в часах, где обычно восседала золотая сова. Он будто предупреждает главную героиню: будь внимательна, сейчас что-то начнется! 

Крестный становится главным источником знаний о Щелкунчике, новом любимце Мари, которого та пожалела (как вы помните, после неудачной колки орехов Фриц выломал ему несколько зубов) и с которым в первую же ночь она оказывается в центре заварушки с воинственными мышами.

Дроссельмейер рассказывает детям историю о жестком орехе и судьбе Щелкунчика. Кстати, замечали ли вы, какое внимание уделяет Гофман блюдам в этой сказке, особенно традиционным колбаскам, которые в Германии считаются символом домашнего уюта и достатка. Так что немудрено, что конфликт возник из-за съеденного мышами сала для сосисок. 

Эта сказка не похожа на другие волшебные истории, где добро побеждает зло. Казалось бы, обычный сюжет о заколдованной принцессе, которую спасет лишь настоящая чистая любовь. Только вот все тут пропитано иронией, например, король — любитель этих самых сосисок, а королева собственноручно их готовит и отгоняет мышей. То есть кажется, что все эти герои, которые вроде бы должны вызывать у нас положительные эмоции, не такие уж и положительные, особенно учитывая, как эта сказка заканчивается.

Чтобы избавиться от колдовства, принцессе нужен был особо крепкий орех — причем она должна не просто съесть его ядро: его должен разгрызть и поднести, зажмурившись, девушке человек, никогда еще не брившийся и не носивший сапог. После ему надо отступить на семь шагов, не споткнуться и только тогда открыть глаза. Такое заковыристое условие Гофман вводит неспроста. Орех тут — символ мудрости, а в колдовстве (которое обязательно есть в немецких сказках) используется как талисман на удачу влюбленным. Сапоги и бритье тут нужны, чтобы указать на чистоту и неопытность юноши, который способен справиться с любыми трудностями, даже с самым твердым орешком на планете. 

В сказке Гофмана Мышиный король действительно семиглавый. А вот в мультфильме Бориса Степанцева голов всего три Алексей Дурасов/ТАСС

В сказке Гофмана Мышиный король действительно семиглавый. А вот в мультфильме Бориса Степанцева голов всего три

© Алексей Дурасов/ТАСС

Магическое число семь встречается на протяжении всей сказки. Семерка имеет большое значение в самых разных религиях, практиках, кроме того, семь — «мужское» число, возможно, именно поэтому с ним и связано так много в истории главного мужского персонажа сказки: семиглавый Мышиный король — главный антагонист Щелкунчика, семь корон как символ победы над злом, семь шагов, которые ему надо сделать (кстати, музыка из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского тоже впервые прозвучала седьмого числа).

И Щелкунчик (который по рассказу Дроссельмейера оказывается его племянником) на этом седьмом шагу спотыкается, потому уродство принцессы переходит на него самого, ведь условия не выполнены. Но, как говорится, все, что ни делается, — к лучшему, ведь именно после этого девушка отвергает его. А зачем искреннему и доброму юноше такая внешне прекрасная, но внутренне отвратительная спутница? 

На эту тему

Юрист, бунтарь, любовник.

Тем временем Мари пытается убедить всех вокруг, что события прошлой ночи — реальны, Щелкунчик живой, а в комнате и правда была мышиная армия. Взрослым-скептикам по душе больше мнение советника о болезни девочки, что этот рассказ — или чудесный сон, или последствия горячки. Гофман же всячески убеждает читателя в том, что история Мари не выдумка. Так он говорит о двойственности всего в этом мире: порой вещи кажутся не тем, чем они являются на самом деле. Всегда нужно докапываться до истины. 

Перерождение куклы и счастливый финал

Вскоре Мари пошла на поправку и стала переживать за Щелкунчика, осуждая крестного в том, что тот не помог племяннику. Дроссельмейер отвечает, что уже не в силах сделать что-то, спасти Щелкунчика теперь может только сама Мари. Ночью под покровом тьмы к девочке вновь приходит Мышиный король, который вымогает у нее сладости, обещая не трогать Щелкунчика. Вскоре аппетиты его выросли, и он стал отбирать и книжки, и платья — все, что только мог увидеть. Девушка самоотверженно и не заботясь о самой себе отдала все, что только смогла, ради защиты куклы. В конце концов она поняла, что когда Мышиный король заберет все, он загрызет ее саму. 

Как вы знаете, все закончилось хорошо — Щелкунчик внутренне перерождается, решив встать на защиту Мари и победив Мышиного короля. Они оказываются в фантастической кукольной стране, которая по описанию выглядит как самая настоящая детская девчачья мечта. Тут есть и лес детских рождественских подарков, Апельсиновый ручей, Деревня медовых пряников и еще куча других потрясающих локаций. Но интересно, что и тут Гофман вплетает неожиданный символ — образ бога и рока, силы, которую людям не суждено побороть, — Кондитера, чье появление ужасно страшит всех жителей страны, да и сам Щелкунчик признается, что Кондитер — это то, что «может делать из людей все, что ему угодно».

Сказка о волшебном гранате читать

В финале, наконец, нам кажется, расставляют все точки над «i». Реальность и фантазия окончательно сливаются в единое, когда на пороге дома появляется племянник Дроссельмейера, признающийся девушке, что он и есть Щелкунчик, и зовет ее замуж. А сама она, как лебедь, превращается в настоящую девушку и «как говорят, до сих пор царствует в прекрасной стране со сверкающими рощами, прозрачными марципановыми замками — словом, со всеми теми чудесами, которые может увидеть только тот, кто одарен зрением, способным видеть такие вещи».

Гофман был одним из самых ярких представителей немецкого романтизма, умел как никто другой соединять сказку и реальность. Музыкальный талант, который у него, несомненно, присутствовал, позволял ему чувствовать текст на каком-то особенном уровне, потому его истории так легко становятся основами для балетов и опер. Самый знаменитый — «Щелкунчик» Петра Чайковского, последний балет прославленного русского композитора. Музыкант не случайно обратился к этому сюжету: преодоление злых чар с помощью любви — один из самых любимых лейтмотивов Чайковского. Кроме того, самые разные персонажи, ожившие игрушки, подарили балету ряд сольных номеров, которые все обожают: танцы кукол (испанской, арабской, русской, китайской), танец феи Драже и, конечно, финальное па-де-де, которое влюбленные танцуют вдвоем.

‘ YouTube / Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России’

Кадрия Садыкова

                        Подготовила:
Четайкина Т.Ф.,учитель начальных классов МОУ « Средняя школа №
36»                                                                                                        

                            Урок литературного
чтения

(3 класс)

                            А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане».

Эпиграф: «Сказка
ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок!»

А.С.Пушкин

Тип урока: урок обобщения                                            
                                           Форма урока: урок-беседа                                                                                    
Цели урока:
                                                                                                                               Обобщить
знания о «Сказке о царе Салтане» и сделать необходимые выводы; развивать умение
выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить
нужный отрывок в тексте по вопросам; отличать сказку от других произведений; учить
характеризовать героев и их поступки;                                                                                         учить
детей выделять главную мысль сказки; воспитывать доброту, милосердие.                                                                                                              Воспитывать
интерес к творчеству А. С. Пушкина через умение толковать мысли и чувства
поэта.                                                                                 
                    Воспитание любви к чтению, к родному языку, интереса к
истории родного края.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, презентация,
учебник, тесты, рисунки детей.

                                                     Ход урока

1.     Организационный
момент.
Мотивация учебной деятельности.

       Тихо сядьте, закройте глаза, опустите голову на
грудь и медленно за мной
повторяем:                                                                                                                             
                          – Я в школе на
уроке.                                                                                                             
– Сейчас я начну
учиться.                                                                         
                                           – Я радуюсь этому
(пауза).                                                                                                       
— Внимание моё
растёт.                                                                                                                 —
Память моя
крепка.                                                                                                                             
– Голова мыслит ясно (пауза).                                                                                                             —
Я хочу
учиться.                                                                                                                                         
– Я очень хочу учиться.                                                                                                                          
             — Я готов к работе (глазки
открыли).                                                                                 
                                                                                                                                                                                —
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

2.Актуализация знаний. Введение в
тему.

Беседа                                                                                                                                       -Иногда
вы можете услышать  «Ты еще в сказки веришь?», «Ты сказки рассказываешь»                                                                                                                    
Что такое сказка?                                                                                                           
(Это произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном,
волшебном)                                                                              
                                             Сказка–это богатейшая сокровищница
народной мудрости.   

Послушайте, пожалуйста, начало народной
сказки                                                       «Некоторый царь
задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды
разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит,
вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После
девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился
чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в
затылке месяц
                                                                                                                            

— Вам ничего это сказка не напоминает?                                                                  
( Сказку «О царе Салтане…»)
                                                   

Эпиграф нашего урока   «Сказка  ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок!»

-Почему  сказка ложь? ( В сказках выдуманные
сюжеты, персонажи)

— О каком тогда намёке говорится  в сказке?
(Хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)

— В чём  сила сказок? ( Добро побеждает зло)                                                           
– О чём же сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке)

Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти
великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать
«симфонией русской души».                                                                                                  У
нас с вами заключительный урок  и  мы проведем его, в необычной форме. Это будет
путешествие по сказке. А от вас потребуется знание сказки, внимание и память.

                                                                                         
                                                
— Подумайте, о
каких пяти сказках я вела разговор?                                                                       
 («
Сказка о царе Салтане…»,  « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о золотом
петушке», « Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях».)                                                                                                                                 
Кто автор  сказок?
  ( А.С. Пушкин)                                                                             
— Как называются эти сказки? ( Авторские или литературные)                                     
Почему?                                                                                                                                     
— 
Что вы знаете об А.С.Пушкине?
                                                                                                   
 Великий
русский поэт родился в Москве более двух веков назад.
Он
был любителем и ценителем сказок с детских лет. Эту любовь ему привили его
бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.                                                                                     
С раннего
детства он был окружён заботой и вниманием родителей.                                  
                                                            Но
особенно заботилась о нём его няня – простая крестьянка, у которой был особый,
певучий голос, она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький
Саша называл её ласково матушкой.

Когда — то няня поэта рассказала ему
сказку, из которой вы  услышали отрывок и в ней
не было никакой
белочки,  вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними
сыпалось золото и серебро.
                                                                                                                                    

Переработав сюжет, Пушкин создает
поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона,  о его приключениях, об
истории любви к царевне Лебеди,о чудесной встречи отца царя Салтана со своей
семьей.                                                                                                                           
 Через 9
лет

в далёком 1831 году
  появилась  сказка созданная Пушкиным  «О
царе Салтане…
»,
которую начал

писать поэт в 1822 году

3.Работа по теме урока.                                                                                                             
1.Анализ сказки.                                                                                                                      
В этой сказке отсутствует  зачин. Как
вы думаете, почему?                                                                                                                                                      
( Герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а
здесь, рядом с нами, на Русской
земле.)                                                                       
Что  заметили вы необычного в начале
сказки?                                                                            
    
( Начало, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или
трех братьях,  но царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном
разговор трех девиц; стоит  на улице один, без свиты; жену выбирает и тут же  женится
в тот же вечер
.)                                                                                    
 Похож ли он на царя в нашем представлении?
(Нет)                                                         
— Почему?                                                                                                                            —
Как  начинается действие сказки?
(Три девицы
под
окном,                                                                                                                      
Пряли поздно вечерком.)
                                                                                                      
Послушайте отрывок из сказки  в исполнение  детей.                                                                                                                  

Три девицы под окном,                                                                      
                                                Пряли поздно вечерком.

·        
1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

·        
То на весь крещёный мир,
приготовила б я пир                                                                        
2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

·        
То на весь бы мир одна,
наткала я  полотна

·        
3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

·        
Я б, для батюшки – царя,
родила богатыря.

·        
Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

·        
И в светлицу входит царь,
стороны той государь (кланяется третьей сестре)

·        
Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

·        
Будь царица и роди богатыря

·        
Мне к исходу сентября.

·        
Вы ж, голубушки-сестрицы,
выбирайтесь из светлицы,

·        
Поезжайте вслед за мной, вслед
за мной и за сестрой.

·        
Будь одна из вас ткачиха, а
другая повариха.

-Назовите, пожалуйста,  полное  название   
сказки?                                                                 
(«Сказка 
о  царе  Салтане, о сыне его  славном  и 
могучем  богатыре князе  Гвидоне  Салтановиче и  о 
прекрасной  царевне  Лебеди».)                                                                                                                             
Что подсказывает  название сказки?                                               
                                              
(Все
перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании                                                                                
                                   и герои не просто называются,  им дается  краткая
характеристика, отношение к ним автора).                                                                                                                        
Вы слышали  когда – нибудь имена героев в жизни?
                                                     (
Большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. В словаре личных имен
Гвидон – это реальное имя, но мало употребительное. Салтан – взято из восточной
традиции. Лебедь – эта героиня в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там,
где рождаются сказки,  у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой
лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из
народных сказок.
                                    

2.Словарная работа

В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи                                           
-Как они называются? (устаревшие или  архаизмы)                                                           
— Давайте заменим некоторые устаревшие слова, современными слова, которые
объясняют их смысл:

          Вымолвить

Светлица

Град

     Грамота

Нарёкся

Тужить

Город

Сказать

Назвался

Горевать

     Сообщение, письмо

     Светлая комната

3.Выборочное
чтение.  Работа по учебнику.
                                                                            А 
теперь более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами
из текста, зачитывая их.

1. Почему  царь
выбрал третью сестрицу? (с. 92)

2.Почему царю
пришлось проститься с женой? ( с. 94)

3. Что же стало причиной несчастий молодой
царицы? (с 94)                                                                              4.Кого
родила царица? (с.94)                                                                                     
5.Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.94-95)                                              
6.Какое указание дал гонцу царь? (с 95)                                                                                     
7 Как изменили настоящий приказ? (с.95)                                                                     8.Как
чувствовали мать и сын себя в неволе?  (с.96)                                                                                     
                                                                                                9.О
чём просило дитя волну? (с.96)                                                                                     
10.Где оказались мать и сын, после спасения? (с.97)                                                 
                                                                                                                                    11.О
чём подумал сын, выйдя на волю? (с. 97-98)                                                                         12.
Кого увидел царевич на море? (с.97-98)                                                                                   
13. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? (с.99-100)

        
 Скажите мне, пожалуйста, сколько раз и в кого превращался  князь      

          
Гвидон?

               (
1- комар, 2 – муха, 3 – шмель)
                                                                                                                                                      

         
14. Что же заставило Гвидона превращаться в эти облики? (с.102)                                                                    
                     

          
15.О каких трёх чудесах говорится в сказке? (с.105,111,117-118)

 4.Физминутка         
                                                                    

(имитирование
движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)

 — Изобразите богатырей,
выходящих из моря.

 — Изобразите волны,
набегающие на берег.

— Летящую царевну
Лебедь.

— Гвидона,
натягивающего лук.

— Танцующую белку,
поющую песенки.

Кто из вас
знает, что за музыка звучала?

— Это отрывок из
оперы «Сказка о царе Салтане»  «Три чуда».

А написал её в 1889 г выдающийся
русский композитор Николай Андреевич Римский — Корсаков, восхищённый сказкой и
в честь 100-летия со дня рождения поэта.                                                                                                                           

 К  творчеству Пушкина
обращаются не только композиторы, но и художники.
Особого блеска и
выдумки  достигает в своих иллюстрациях выдающийся иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.

Перед вами
репродукция картины русского художника М. А. Врубеля  «Царевна Лебедь».  Царевна
Лебедь изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.                                                                                   
А как вы думаете, что олицетворяет образ лебедя в сказке?
(добро)                            —
А ещё мы с вами организовали чудесную выставку ваших рисунков, посмотрите
на неё,   вы  тоже выступили в роли художников — иллюстраторов.

5.Чтение понравившихся отрывков

6.Характеристика
героев.

Читая  любое  произведение,  мы  не 
только  знакомимся  с  героями,  но 
и невольно  начинаем  сопереживать  одним  из 
них  и  испытывать  антипатию  к  другим.

-А сейчас ребята
мы проведём работу в
группах                                                                            
— На столе у вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя  (характер,
действия и поступки героя, ваше отношение к нему)

Царь Салтан (добрый,
щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)

Царь Салтандобрый и справедливый, щедрый  и очень
доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего
не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на
ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и
отпускает домой.

Царица (верная, добрая,
мягкая, выносливая, душевная
,
доверчивая,
мудрая.)

Князь Гвидон (храбрый,
выносливый, смелый, находчивый, благодарный,
славный, могучий богатырь, умный, ловкий,
крепкий, сильный, мудрый, душевный, добрый
.)

Князь Гвидон сын царя Салтана , прекрасный, сильный,
смелый и отважный юноша. Он спас Царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит
в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За
свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду:
чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.

Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая,
скромная, благодарная

)

Царевна Лебедьпрекрасная и мудрая волшебница. Спасённая
Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем
становится его женой.

Ткачиха, Повариха, сватья Баба
Бабариха

(жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).

На какие группы  можно разделить
героев?

(положительные и отрицательные герои)                                                                                                                                            
 
Каких  героев  вы  отнесли бы  в  группу 
положительных?

(Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан.)

— Каких  героев  вы  отнесли  в 
группу  отрицательных  героев?

(Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха.                                                     
                    

Действия, которые совершают положительные и отрицательные
персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле
зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом
случае победит!                                                                                                                    

–Вспомните, как заканчивается сказка                                                                                                       
  — Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки?                                                                                                            
Почему? (Семья воссоединилась  и в сказке добро всегда побеждает
зло).                                                                                                                                                                                               
Какой  пословицей мы могли бы закончить
сказку?                                                                         
(
Вся семья вместе и душа на месте).                                                                                                   
                                

При чтении сказок  мы можем сделать выводы о том, что добром воздается
тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убивай», «Почитай отца твоего
и мать твою», «Не лжесвидетельствуй », «Не завидуй», а к тем, кто нарушает
заповеди, приходит возмездие.

-Какие
Божьи
заповеди были нарушены в сказке?                                                          
 ( «Не
желай зла ближнему», «Не завидуй», «Не убивай», «Не лжесвидетельствуй»                                                                                                                  
 — Кто  в сказке нарушил  заповеди  данные человеку Богом?                                               
— Какая заповедь была
выполнена?                                                                                   

7. Тест по
сказке.                                                                                                                

8. Рефлексия.                                                                                                               

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, забытый век.

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Сказка в жизни помогает,                                                                                       Принимать
людей с добром!

9. Подведение итогов урока

— Вот и подошёл к концу наш урок.
Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для
себя что – то новое.

Чему
же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?
           
Начните со слов:  Меня эта сказка научила…
(доброте,
терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а
учиться радоваться за других людей
 и следовать заповедям, данным человеку
Богом, жить в гармонии с собой и миром.) 

 — Как вы думаете, для чего нужны чудеса?                                                            
 (чтобы исполнять желания, мечту)
                                                                                                            
В жизни чудеса встречаются?                                                                                
 (Если мы хотим верить в чудеса, то тогда — да)                                                    
 

Настроены ли вы, на Чудо? –
Оно нас окружает всюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!
                                                                             
                                                                 

И одно из чудес нашего урока, это подарок от белочки вам и нашим
гостям.
                                                                

Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Все молодцы!


Adblock
detector