Сказка песенка про козлика

Полный звук: слушать каждая песня владимира высоцкого интересна по-своему. точно также истории этих песен по-своему любопытны, а иногда и совершенно

Полный звук: СЛУШАТЬ

Каждая песня Владимира Высоцкого интересна по-своему.
Точно также истории этих песен по-своему любопытны, а иногда и совершенно неожиданны. Как история популярнейшей «Песни про Козла отпущения».

3594132
Москва, ДК «Заветы Ильича», 23 февраля 1977 года. Фото Александра Стернина

До нас дошли фонограммы 92 исполнений песни, которую сам Владимир Семёнович в рукописи вообще озаглавил, как «Сказка про серого козлика, она же Сказка про белого бычка».
А концертных вариантов названий была масса: «Песня про Козла отпущения», «Про Козла отпущения», «Про Козла», «Про Козла (притча)», «Козёл отпущения», «Песня-басня про Козла отпущения», «Заповедник», «Песня про заповедник», «Заповедник, или Про Козла отпущения». Написана песня про «козла» в 1973 году, и первое зафиксированное ее исполнение было в октябре в Алма-Ате, в институте ядерной физики.

3594136
Вениамин Смехов, Владимир Высоцкий и Юрий Любимов.
Ала-Ата, Институт ядерной физики Академии наук Казахской ССР, 9 октября 1973 года

В какие-то годы Высоцкий пел ее чаще, в какие-то гораздо реже, но она оставалась в его репертуаре вплоть до последних месяцев жизни.
На концертах, к слову, бывало всякое, как например, 21 января 1976 года в Дубне, в ДК «Мир»: слушать

3594180
Дубна, ДК «Мир», 21 января 1976 года. Фото Анатолия Рогова

Поскольку сам Владимир Семёнович никогда об истории написания песни не говорил и не расшифровывал скрытых в ее тексте смыслов, то исследователи его творчества взялись за это самостоятельно и нашли массу разнообразных аллюзий.
Начиная с упоминания «заповедника». У Высоцкого этот образ возник не впервые. Была и просто песня «Заповедник», была и другая, где «в заповедных и дремучих страшных Муромских лесах». Причем, в песне про «Козла отпущения» заповедность места действия не играет никакого значения, если не заподозрить только, что Высоцкий имеет в виду некую страну, отгородившуюся искусственно от остального мира. Или же он подразумевал заповедник как место, где существуют, но нарушаются некие заповеди.

А что касается самого Козла отпущения, то тут каких только трактовок не встречается.

3594182
Москва, ДК МВТУ им. Баумана, 26 декабря 1976 года. Фото Николая Демчука

Причем, вполне обоснованных научно и литературно.
Одни видели здесь еврейскую тематику и проблему антисемитизма в СССР, зашифрованного в эвфемизме «козья морда». Евреев винили в различных проблемах, но при этом препятствовали еврейской эмиграции: «Вышло даже в лесу запрещение // С территории заповедника // Отпускать Козла отпущения». Однако здесь выявляется прямое противоречие, ни много ни мало, с Библией, где сказано про козла отпущения «…отослать его в пустыню для отпущения, и чтобы он понес на себе их беззаконие в землю непроходимую».

Иные видели в образе Козла сходство с Хрущевым, отношение к которому было неоднозначным.
Он, с одной стороны, «орёт по-медвежьему», а, с другой стороны «правит бал не по-прежнему».

3594188
Никита Хрущев на трибуне Генеральной Ассамблеи ООН, 12 октября 1960 года

При этом еще кому-то именно в этом созвучии мерещилась фамилия другого советского руководителя: «Не по-прежнему – Брежневу».
Те, кто более пристально следили за артистической средой, находили в этой песне описание театральных дрязг и Высоцкого, который, говоря про Козла отпущения, якобы подразумевал самого себя. И повторю, что каждый исследователь находил этим гипотезам логичное обоснование!

Это фрагмент концерта в киевской спецшколе №49, 15 ноября 1973 года: слушать

По ходу действия Козёл отпущения, безобидное вроде бы существо, ничего из себя не представляющее, покорно терпящее издевательства – вдруг преображается и «теряет всю свою безобидность, невинность и безвредность и приобретает качества своих мучителей».

3594712
Новокузнецк, драмтеатр им. Орджоникидзе, 4-7 февраля 1973 года. Фото Владимира Богачёва

Сначала
Хоть с волками жил – не по-волчьи выл,
Блеял песенки всё козлиные;

А потом уже
Он с волками жил – и по-волчьи взвыл
И рычит теперь по-медвежьему.

Превращается из того, кто страдает за чужие грехи и один в ответе за всё и за всех, в того, кто сам эти грехи и отпускает.

3594564
Канада, Morin Heights, 25 июля 1976 года. Фото Эль Брендис Перри
© Фото из архива издательства «Либрика»

Гениальность Высоцкого как раз в этом – в способности увидеть в привычном с детства выражении совершенно новый, даже противоположный смысл.

Отпускать грехи кому – уж это мне решать,
Это я – Козёл отпущения!

По мнению литературоведов, возможным прообразом этой песни Высоцкого могла быть пьеса Маршака «Сказка про Козла», где положительный «умница-козёл» одерживал победу над семерыми волками, что фактически иллюстрировало актуальную в советской литературе тему «кто был никем, тот станет всем».

Эта запись сделана 23 марта 1979 года в МВТУ имени Баумана: слушать

3594134
Москва, МВТУ им.Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука

И здесь необходимо важное пояснение.
У «Песни про Козла отпущения» изначально были еще два куплета. С февраля 1974 года и до конца жизни Высоцкий эти куплеты не исполнял, хотя и они весьма любопытны. Послушаем, как они звучали в записи для Константина Мустафиди, сделанной осенью 1973 года: слушать

3594560
Константин Мустафиди

Козел отпущения к концу притчи совсем уж раздухарился.
И землю жрать грозится заставить, и всех подряд в козлов отпущения самих превратить, да еще детишки его папаше-Козлу на помощь приходят.

Возможно, причина исчезновения этих финальных строф в поздних вариантах, при всей их яркости, связана с тем, что они вступают в противоречие с условным «сказочным» миром песни, где никакого «лесного Льва» изначально-то не было!

3594714
Казань, Молодёжный центр, 12-18 октября 1977 года. Фото Евгения Бурова

Как не было и козлятушек!
Чьё поведение к тому же выглядит совершенно неправдоподобно: «и пошли шерстить волчишек в пух и клочья». Смысл песни от всего этого размывается и возникает путаница.

А мы в завершении послушаем запись, сделанную Владимиром Высоцким весной 1975 года в Париже на студии «Резонансы».
Пластинка «Прерванный полёт» с этой песней вышла, к сожалению, уже после смерти Владимира Семёновича в 1981 году.

Про козла отпущения: слушать

35941903594192
Французский диск «Прерванный полёт», выпущенный фирмой Le Chant du Monde в 1981 году

Веселая вроде бы песенка Владимира Высоцкого получается не такой уж смешной.
В ней – отражение того мира, где происходило уродливое разрушение многовековых традиций и представлений, зло и добро смешались и порою менялись местами. Люди отказывались от своего мнения и слепо верили чужому, уповая на «вождей». В результате само общество оказалось в подчинении у ничтожного существа, как будто восстанавливающего справедливость, но с рогами и копытами становящегося уже похожим к концу песни на Дьявола.

3594562
Москва, ДК МВТУ им.Баумана, 19 марта 1978 года. Фото Николая Демчука

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Андрея Скобелева, Владимира Чейгина и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.

Слушайте в следующей программе: слушать

При подготовке программы использованы:
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Игоря Данилова, Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс»;
– А.В. Скобелев «Много неясного в странной стране…» – III. Воронеж, 2012. С.2365-239;
– Верещагина Л. Н.: К проблеме идиостиля Владимира Высоцкого. Глава из одноименной работы 1992 г. – хранится в фондах ГКЦМ. КП № 4691;
– Лукоморья больше нет… (стихотворения) / Высоцкий В. СпБ.: Амфора, 2012. С.62-63;
– Энциклопедия творчества Владимира Высоцкого, гражданский аспект, Корман Я.И., Ижевск, 2018. С.608-620.

Бонус

Песня про Козла отпущения:
слушать (Алма-Ата, ИЯФ АН КазССР, 9 октября 1973 года)
слушать (Москва, у Константина Мустафиди, 1973 год)
слушать (Троицк, ИФВД, 28 апреля 1980 года — последнее исполнение)

3595394
Троицк, ИФВД, 28 апреля 1980 года. Фото Владимира Харитонова

Сверстали

Друзья! У нас есть ещё одна хорошая новость.

3588306
Москва, ДК МВТУ им. Баумана, 26 декабря 1976 года. Фото Николая Демчука

Мы наконец-то завершили вёрстку всех ста глав, которые войдут в книжную часть проекта «Один Высоцкий. Том второй». Это была самая трудоёмкая часть работы над нашим мультимедийным изданием. Теперь она завершена.

3588308
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»

Таким образом, у нас уже готовы все флешки со звуком глав 101 – 200. Отпечатан весь тираж бокса (он же «домик»), в котором они будут помещаться. Свёрстана книжная часть, которая получилась гораздо объёмнее, чем мы рассчитывали – 772 страницы! То есть второй том толще первого на 140 страниц. Что потребует от нас ещё и технической коррекции макетов обложки и коробки, в которую книга вместе с боксом для флешек будет упакована.

3588310
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»

Что ещё осталось? Финальная, «чистовая» корректура. И электронная версия издания, которая будет на второй флешке. В неё тоже надо будет внести все правки корректоров.

3588314
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»

В общем, работы ещё хватает, но львиная доля её уже сделана!

Обязательно будем вас информировать обо всех этапах завершения работы над изданием.

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

В интернет-магазине «Планета.ру» вы можете приобрести:

3576224
«Владимир Высоцкий в х/ф Служили два товарища» Настенный календарь на 2022 год

3576234
Настольный перекидной календарь «Один Высоцкий» на 2022 год

3576240
Книга «РАДИОДЕТАЛИ. ГОЛОСА НА БУМАГЕ» с автографами авторов

Мы подготовили сценарий для сказки волк и семеро козлят на новый лад. Используйте эту статью для подготовки веселого мероприятия в детском саду. Сценарий рассчитан на всех детей группы.

Детальный сценарий

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости дорогие!

Сегодня мы пригласили вас на театрализованное представление, чтобы показать русскую народную сказку, а какую вам расскажут сами ребята.

Ведущая:

И ребята, и зверята — все имеют маму.
Но не только ослики иногда упрямы!
Могут пошалить котята, поросята, медвежата.
И бельчата, и ежата, и, конечно же, козлята!
Слушать каждый будет рад сказочку на новый лад
В сказке может всё случиться, наша сказка впереди!
В двери к нам она стучится, скажем сказке:

Дети ХОРОМ: «Заходи!

Дети встают в полукруг поют:

Волк и семеро козлят»
Все мы сказку знаем.
И её для всех ребят
Мы сейчас сыграем.

Припев (2 раза):

Эту сказочку со стажем,
Всю, как надо, целиком.
Мы по-своему расскажем,
И по-своему споём.
В зале зрители сидят,
И даём вам слово:
Волк и семеро козлят
Выступать готовы.

Припев (2 раза):

Эту сказочку со стажем,
Всю, как надо, целиком.
Мы по-своему расскажем,
И по-своему споём.

Коза сидит на лавочке около домика — перематывает клубок ниток. Два козлика сидят рядом и разговаривают, двое бодаются, трое играют в догонялки.

Коза:

Семь козляток у меня,
Вот она — моя семья.

I-й козленок:

Я веселый, безобидный,
Маленький козленок
И смеюсь и улыбаюсь
Прям с самих пеленок!

2-й козленок:

Мы спешим, мы спешим
И копытцами стучим,
Топаем мы ножками
И бодаем рожками.

3-й козленок: Ох-ох-ох! Ох-ох-ох!

С животом я маюсь,
Потому, что целый день
Травкой объедаюсь.

4-й козленок:

Ой-ой-ой, боюсь я волка,
Ой боюсь я мишки,
Среди вас ли нет такого,,
Вечного трусишки?

5-й козленок:

Недостатков очень много
Мы рассмотрим в лупу,
Но среди 7 козлят,
Не найдете глупых.

6-й козленок:

Вы запомнили конечно,
Сразу наши лица,
А теперь вы посмотрите-
Младшая сестрица.

7- й козочка:

Хоть я ростом маловата,
И почти без рожек,
Проучить большого волка,
Мне мой ум поможет

Песня козы

Ой, козлятушки, вы ребятушки,
Остается вы без матушки.
В огород иду за капустою.
Может Волк придти – сердцем чувствую.
Надо сидеть,
Слышите вы,
Тише воды,
Ниже травы!
Вы на семь замков запирайтеся.
Лишь на голос мой откликайтеся.
Ой, боюсь я за вас, ребятушки,
Ох, не вышли бы обознатушки!
Надо сидеть,
Слышите вы,
Тише воды,
Ниже травы!

Коза:

Итак, ребятки, любимые мои козлятки!
Уйду я за капустою
Вы не шалите,
И друг за другом вы смотрите!
Не ссорьтесь!
Вместе вы играйте, пойте
Но волку двери не откройте!

Козлята ВСЕ :

Не волнуйся, мамочка, будет все в порядке!

Коза: Как приду, спою вам песню

Вам мотив её известен:

Ведущий:

Нет … Козлята не скучали …
только мама – за порог,
В ритме танца застучали
Ровно двадцать восемь ног.

Танец козлят (Музыка из мюзикла волк и 7 козлят)

Стучится волк под музыку — заходит волк

Волк:

Вот он дом, родной, заветный.
Здесь коза с детьми живет,
постучусь авось откроют,
постучусь тук, тук, тук, тук.

Песня волка:

Отворите поскорей мамаше дверь.
Я устала. Я голодная, как зверь.
Вас поила я, поила молоком,
А теперь мой голос даже не знаком.

Козлята:

Твой голос на мамин
Совсем не похож.
Ты голосом толстым
Фальшиво поёшь!

Волк:

У порога, видно, буду помирать.
Не пускаете домой родную мать.
Открывайте! Не валяйте дурака!
Я – Козлиха. Но охрипшая слегка!

Козлята:

Твой голос на мамин
Совсем не похож.
Ты голосом толстым
Фальшиво поёшь!

2 козлёнок:

Нет, козлятам волк не друг,
Что за гости утром вдруг!

3 козленок:

Прочь от наших дверей,
Уходи в лес скорей!

Волк:

Не открывают, что же делать мне теперь,
я ведь голоден,как зверь.
У козы голос чист и тонок,
а у меня вон какой груб и громок.
Знаю, знаю птичье пенье,
петушок мое спасенье.
Петух – вокала мастер.
И творит он чудеса.
Может зверям дарить
на счастье он любые голоса.
К петуху пойду скорее.
Обмануть его смогу….
Все бегу, бегу, бегу.

Волк убегает. Выходит курица и цыплята

Курица:

Ко-ко-ко, ребята, где же вы, цыплята,
Жёлтые комочки, дочки и сыночки?
Поспешите к маме: кушать будем с вами
Семечки и крошки, доставайте ложки.

Цыпленок 1:

Цвета солнышка наш пух,
Смотрят все и щурятся
Папа ведь у нас — петух,
Ну а мама — курица.

Цыпленок 2:

Что-то не пойму я, ой,
Кто же сам-то я такой?
Петушонок или куренок?
Нет же! Вспомнил!
Я — цыпленок!

Цыпленок 3:

Любят прятаться цыплята в зарослях густой травы.
В одуванчиках, ромашках перышки их не видны.
Мы – веселые цыплята, очень любим поиграть,
Разбегаемся по грядкам, нас попробуй сосчитать

Цыпленок 4:

Мы — цыплятки, мы — братишки.
Знают все нас ребятишки,
Может, в ручках нас держали?
Или гладили? Едва ли!

Цыпленок 5:

Боязливые мы крошки.
Больше всех боимся кошки.
Злым нас коршуном пугают
Говорят, что он летает!

Музыка цыплят, танец (курица, цыплята)

Волк Стучится к Петушку. Все разбегаются, остается петушок.

Волк:

Помоги мне, Петя
Научиться петь.
Наступил мне в детстве
На ухо Медведь!

Петушок:

Проходи, садись!
Смело пой, не бойся звука
В этом пения наука!
Повторяй за мной, дружок!

Волк: — До. /грубым голосом/

Петушок: — Ре.

Волк: — Ре /грубым голосом/

Петушок:

Ох, и груб твой голосок!
Что ж, его подправим смело!
Будешь петь теперь умело!
На попробуй это Петушок

дает Волку попить яйцо

Волк поет:  — до. ре. ми…. тонко. получилось, получилось, спасибо все бегу, бегу к козляткам

Убегает

Петушок:

С Волком ровно полчаса, я позанимался
И запел ну прям — Коза!
И со мною распрощался.

Петушок уходит

Коза ходит по лесу собирает цветы

Коза:

Ох устала я, притомилася,
Уж я сяду на пенек,
Полюбуюсь на лужок.

Танец пчелок (7 пчелок)

Пчелка 1: Мы по лугам летаем, меду набираем

Пчелка 2: Возьми медку козляткам, маленьким ребяткам!

Пчелка дает мед козе

Коза: Спасибо, пчелки!

Коза уходит

Дом Козлят

Ведущая: А в доме скучно козлятам одним

Козленок: — Что то мама не идет

Козленок: – и капусты не несет

Козленок: – скучно, дома нам одним, давайте в окошко поглядим

Козлята выглядывают

Козленок: – посмотрите, на опушке пришли порадовать нас лягушки

Вышли лягушата

Лягушонок 1:

Я весёлый и смышлёный,
Мой костюм всегда зелёный.

Лягушонок 2:

Так люблю я поскакать,
В догонялки поиграть.

Лягушонок 3:

Обитаю я везде –
И на суше и в воде
На большом лесном болоте
Вы друзей моих найдёте.

Лягушонок 4:

Получше всякого
Прыгаю и квакаю

Лягушонок 5:

Песни петь не устаю:
Ква-ква-ква, — весь день пою!
Всем гостям безмерно рад
Хор задорных лягушат!

Танец лягушат. (две лягушки, две подружки)

Идет волк, лягушек разогнал.

Волк:

— вот он дом родной. заветный.
Здесь козлятушки живут. Постучусь.
Теперь откроют, постучусь тук.
Тук, тук, тук.

Раскрывает мешок без дня

Песня волка:

Открывайте, детки,дверь:
Мама к вам пришла теперь.
7 козлятушкам, принесла оладушек.
Принесла капусты, будет очень вкусно
Чтоб козлёнок, каждый был здоров и смел
И простудой никогда не заболел.
Чтобы стало вам детишки веселей

Козлята:

О,кей, о,кей, о,кей, о, кей, о,кей, о,кей, о,кей!
Вот теперь, мы слышим сами, —
Это голос нашей мамы.

Волк:

Окажу сейчас вам честь
Буду я сейчас вас есть.

Козлята открывают дверь и волк ловит козлят. Танец волка и козлят

Коза домой приходит.

— Ой а где же мои козлятки, малые ребятки.
Неужели волк унес?

Коза плачет

Вдруг слышит коза, музыка играет
Коза – А не мои ли козлята там?

Забегает волк, козлята. Заходит волк с чемоданом, в чемодане козочка, остальные козлята сзади идут. Козлята садятся на пол.

Танец волка и козочки

Козочка:

Мама! Мама! Мы пришли!
Гостя в дом к нам привели!
Он один на целый свет,
У него ведь мамы нет!

Волк:

Оказывается никого не надо кушать,
а только песни петь и слушать
Прими коза, детей своих.
Я хотел их чаще видеть,
Не хотел я их обидеть,
Не хотел я их пугать.
Мне бы с ними поиграть…
Ведь в моем пустом дому
Очень скучно одному.

Мама-Коза:

Так и быть,- сказала мама,
Пусть и он играет с вами.
Здесь для всех открыта дверь,
Если ты не страшный зверь!
В полукруг встают дети поют

Волк и семеро козлят:

Все мы сказку знали.
И её для всех гостей
Мы сейчас сыграли.

Припев: А теперь, как говориться,

С вами нам пора проститься.
Расстаёмся мы друзьями.
Рады новой встречи с вами.
А теперь, как говориться,
С вами нам пора проститься,
«До свидания», — говорят Волк и семеро козлят.

Про королька, про зиму, про орла и про королевского сына (французская сказка)

Рассказывают люди, что в былые времена как-то поссорились своенравная зима и дерзкий, упрямый королёк. Никто уже и не помнит, из-за чего вышла ссора, но только зима под конец так разозлилась, что в сердцах воскликнула:

– Погоди же, маленький наглец! Уж я тебя проучу! Этой же ночью почувствуешь ты мою силу, горько пожалеешь о своих дерзких словах, да поздно будет!

– Ну это мы, пожалуй, ещё посмотрим, кто кого, – весело прочирикал королёк и вспорхнул в небо.

Зима же своего обещания не забыла, и, как только наступила ночь, дохнула она на землю, и сковал её мороз, да такой, что вода моментально замёрзла, а деревья до утра тяжело кряхтели, всему свету жалуясь на холод.

– Ну и как? – спросила зима наутро по-прежнему весёлого королька. – Тяжело ли тебе пришлось?

– Да что ты, – ответил королёк, – разве ж это мороз? Я вот спрятался в прачечной у большого чана, где днём и ночью стирают, и мне так даже жарко было.

– Ах так, – пуще прежнего разозлилась зима, – ну, сегодня ночью тебе уж точно придётся передо мной голову склонить!

Сказано – сделано. Как только солнце опустилось за горизонт, дохнула зима, да так сильно, что по всей земле огонь в очагах погас да окна покрылись таким инеем, что через них уже и света белого не видно было.

– Что ты теперь на это скажешь? – спросила зима на следующий день королька.

– А скажу я вот что. Если это всё, на что ты способна, то мне тебя жаль. Я эту ночь провёл в стойле, где коровы да волы зимуют, и скажу я тебе, что под утро не знал уже, куда от жары и деваться.

– Ах ты маленький негодник! – в ярости вскричала зима. – Ну, сегодня ночью держись, уж ты у меня получишь!

И как только начало темнеть, зима дохнула в полную силу, и всю землю охватил такой мороз, какого старожилы и припомнить не могли.

Корольку же всё нипочём – порхает, резвится, над зимой насмехается.

– Всё ты грозишься, госпожа зима, – смеялся он, – а силёнок-то у тебя и не хватает меня побороть. Я вот этой ночью спрятался в доме, где любящая семья живёт. И так у них сердца любовью пылали, что жара там стояла неимоверная! Еле-еле утра дождался, чтобы на улицу вылететь да немного охладиться.

Тут уж зима разозлилась по-настоящему. Солнце ещё не успело зайти, как дохнула она что есть силы, и казалось, ещё немного – даже звёзды, промёрзнув насквозь, начнут льдинками падать с неба. Наутро соседи нашли несчастную семью замёрзшей до полусмерти, насилу их спасли.

А корольку всё нипочём – знай себе веселится. Он, хитрец, той страшной ночью спрятался у пекаря за печкой. Вот только не он один хотел укрыться в тёпленьком местечке. На беду, прибежала туда же и мышь, и всю ночь они с ней проспорили. Наутро спорщики так разошлись, что порешили: созовём всех птиц и зверей и устроим великую битву крылатых с четвероногими.

И вот стали они созывать на великую битву всех своих друзей, знакомых, родичей да и просто тех, кого по дороге встречали. И в назначенный день на вершине самой высокой здешней горы кто только не собрался! С одной стороны стояли куры, утки, гуси, пеликаны, павлины и совершенно уж невиданные птицы, прилетевшие из таких далёких краёв, куда и за год не добраться. С другой же стороны выступали медведи, волы, лошади, собаки, кошки и, конечно же, мыши. Было среди них немало и неведомого зверья, вышедшего из самых глухих лесных чащ.

И как только королёк с мышью подали знак, началась великая битва, которая длилась три дня и три ночи, и никто не мог одержать верх над другим, а земля уже была усеяна перьями да клочками шерсти.

Но в конце концов четвероногие стали теснить крылатых. И тут вдруг появился в небе орёл, который жил в дальних горах и, как только услышал о битве, сразу же на неё поспешил, но всё равно изрядно опоздал. Увидел орёл, что крылатые отступать начинают, – и ринулся в самую гущу схватки. Дрался он так отчаянно, что вскоре удача снова улыбнулась крылатым.

А надо сказать, что за битвой всё это время наблюдал принц, чей замок стоял на соседней горе. И как только он увидел, что четвероногие отступают, схватил свой лук, выстрелил в орла и попал ему в крыло. Орёл упал на землю, и четвероногие в конце концов одержали победу. Королёк же сражался все три дня как герой, за что ему почёт и слава.

– Эх, королевич, – сказал печально орёл, – бесчестно ты поступил, а потому должен теперь поднять меня с земли, принести в свой замок и верно ухаживать ровно до того дня, пока я снова не смогу летать.

Стыдно стало принцу, а потому он поспешил выполнить желание орла.

Ни много ни мало, а девять месяцев провёл орёл в замке у принца. На исходе же этого срока он почувствовал, что окреп окончательно и может уже воротиться домой.

– Благодаря тебе, принц, я здоров, – сказал королевичу орёл. – Ты выхаживал меня все эти долгие месяцы, и былую обиду я уже давно позабыл. А потому не хочешь ли ты отправиться в мой замок и посмотреть на моё житьё-бытьё?

– Я с радостью последую за тобой, – отвечал принц. – Вот только как же я туда доберусь?

– Что может быть проще? – сказал на это орёл. – Садись мне на спину, и я тебя мигом домчу до замка.

Забрался принц на спину орла, и полетели они быстрее стрелы мимо дремучих лесов, быстрых рек и высоких гор. И вскоре уже стояли перед воротами большого замка. В то же самое мгновение открылись двери, и навстречу им вышла матушка орла, старая орлица.

– Наконец-то ты вернулся домой, милый сынок! – воскликнула она. – Никогда ещё ты так надолго не улетал из дому. У меня уже всё сердце изболелось за тебя.

– Дорогая моя матушка, – отвечал орёл, – я был серьёзно ранен. Но как только опасность миновала и я достаточно окреп, я тут же поспешил вернуться домой. Сопровождать же меня соизволил сам королевич.

– Вот это ты славно придумал! – обрадовалась старая орлица. – Сам королевич. Молодой и красивый… Какой же нас знатный ужин ждёт!

– Нет-нет, матушка, прошу вас не трогать его. Во-первых, он мой гость. А во-вторых, это он выхаживал меня всё это время и обращался со мной со всем возможным почтением. Не могу же я отплатить ему злом за добро?!

Вздохнула старуха орлица, но сыну перечить не стала. С тех самых пор принц поселился в замке орла. А у того была красавица сестрица, в которую принц влюбился сразу же, как только её увидел.

Ни старая орлица, ни сам орёл не были довольны таким поворотом событий, но поделать ничего не могли, ибо законы гостеприимства священны для всех живых существ на этом свете.

Про королька, про зиму, про орла и про королевского сына (французская сказка)

Месяцы сменяли один другой, не выдержала старая орлица и подошла к своему сыну с такими словами:

– Гость он или не гость, друг тебе или не друг, но если не уберётся он восвояси, клянусь тебе памятью твоего отца, что в этот же вечер я его поджарю хорошенько на вертеле и будет у нас пир горой!

Вздохнул орёл, но ничего не поделаешь. Тут же пошёл он к принцу и сказал:

– Погостил ты у нас изрядно, и думаю, что жаловаться тебе за всё это время было не на что. Но пора и честь знать.

Принцу же совсем не хотелось уезжать, потому что сестру орла он полюбил всем сердцем. А посему начал принц отпираться да всячески орла укорять:

– Нехорошо поступаешь – гостя из дому гонишь. А ведь это ты сам меня сюда позвал.

– Ладно, – не выдержал наконец орёл. – Давай поступим так. Сыграем с тобой в кегли. Кто выиграет, того желание и исполнится.

– Почему бы и нет? – согласился принц.

Вышли они с орлом в замковый двор, и принц увидел огромные чугунные кегли, чуть ли не с него самого ростом. В ту же секунду принц понял, что проиграет. А орёл как ни в чём не бывало подхватил одну кеглю да так подкинул, что улетела кегля в небеса и лишь через несколько минут вернулась.

Подошёл и принц к кегле, обхватил её руками, но только и смог, что немного от земли оторвать.

– Ну, что же, принц, я выиграл! – громко вскричал обрадованный орёл. – Теперь я над тобой хозяин. Что захочу, то с тобой и сделаю.

– Ну уж нет, – возмутился принц. – Позволь мне хотя бы отыграться. Я, видишь ли, давно уже не играл в кегли и порядком позабыл, как это делается.

– Ладно, – вздохнул орёл, – будь по-твоему. Сыграем ещё раз завтра утром.

На том и расстались. Принц же пошёл прямиком к сестре орла и рассказал ей о постигшем его несчастье.

– Не печальтесь, королевич, – сказала ему на это сес тра орла. – Я помогу вам, только пообещайте мне вечно хранить верность.

– Обещаю, что всегда буду верен вам и даже смерть не разлучит нас! – горячо поклялся принц.

– Тогда слушайте. Есть у меня два бычьих пузыря. Этой ночью я их выкрашу в чёрный цвет и поставлю меж кеглей брата. На следующее утро, как станете вы играть, берите эти пузыри. А как возьмёте, тут же скажите: «Быки, быки, вы тут уже семь лет тоскуете, пришла теперь ваша пора. Подниметесь-ка повыше да летите-ка в сам Египет, где сможете вдоволь железа наесться». Как только вы это скажете, пузыри тут же взлетят в небо и улетят так далеко, что никто их уже и найти не сможет. Мой же брат решит, что это вы их так высоко подбросили.

На следующее утро всё случилось так, как сказала сестра орла. Первым к кеглям подошёл принц, взял два выкрашенных в чёрный цвет пузыря и начал играть ими с такой лёгкостью, что орлу не по себе сделалось.

«Ну и силач же, оказывается, королевич!» – подумал он.

Но отступать орёл не привык, а потому схватил свои кегли и подбросил их так высоко, что они на землю ещё добрых четверть часа не падали.

– Недурно, – сказал на это принц. – Но теперь моя очередь.

Схватил он пузыри поудобнее, прошептал над ними заветные слова, которым его орлова сестрица научила, и подбросил. Улетели пузыри в небо, да так высоко, так далеко, что больше уже никогда и не возвращались.

– Похоже, сегодня выигрыш за мной, – сказал принц, улыбаясь.

Не понравилось это орлу, но делать нечего, пришлось признавать поражение.

– Вчера я выиграл, сегодня – ты, а значит, нужно нам сыграть третью партию, чтобы уж окончательно выяснить, кто кого сильнее и кто кому служить должен, – сказал он.

Сказав так, орёл отправился прямиком к своей матушке, старой орлице, и со слезами на глазах рассказал ей обо всём произошедшем.

– Видно, придётся нам всё-таки королевичу уступить, – сказал он в конце.

– Не печалься, сынок, – ответила на это орлица. – Что-нибудь да придумаем. Надо было его сразу изжарить, как я тебе и говорила, теперь уже поздно. Ты должен его одолеть. А пока я буду думать, принеси-ка мне воды из ручья, что бежит у замковых стен.

– Знаешь что, матушка, я тут придумал? – сказал ей на это орёл. – Возьму я бочку побольше, королевичу дам другую. Кто больше воды сумеет зараз унести, тот и выиграл, тот и сильнее, тому и подчиниться придётся.

– Так тому и быть, – обрадовалась старуха орлица.

Отправился орёл к принцу и предложил ему на следующее утро снова в силе посостязаться. Делать нечего, пришлось принцу согласиться. Но как только ушёл орёл, он тут же кинулся к его сестре и всё ей рассказал.

– Ах, это совсем не беда, – ответила она. – Я помогу вам, только пообещайте хранить мне верность до конца жизни.

Принц очень любил сестру орла, а потому с радостью ей это пообещал.

– Поступите тогда так, – продолжала сестра орла. – Как только завтра выйдете во двор, попросите у моего брата не бочку, а кирку, лопату да носилки. Он спросит вас зачем, а вы ему отвечайте так: «В бочках воду таскать – только время терять. Я вот придумал дело получше. Возьму-ка я родник да перетащу его во двор замка, чтобы лишний раз за ворота не бегать». А родник этот волшебный и бьёт здесь с самого начала времён. Брат мой испугается и оставит вас в покое.

Так принц наутро и сделал. Вышли они с орлом во двор, где стояли бочки, да столь огромные, что в них сразу несколько человек спрятаться могли.

Схватил орёл одну бочку и побежал было к воротам, но тут принц остановил его:

– Дорогой мой друг, думается мне, что в бочках воду таскать – только время терять. Я вот придумал дело получше. Дай-ка мне кирку, лопату да носилки.

– А что это ты такое надумал? – удивился орёл.

– Да вот хочу родник прямо во двор перенести, чтобы зря каждый раз за ворота не бегать.

Испугался тут орёл. «Ну и силач же мне попался», – подумал он, а принцу сказал:

– Знаешь, не надо родник этот трогать. Ты уж лучше здесь оставайся, а я сам схожу воды наберу.

Как сказал, так и сделал.

А вечером он снова пошёл к матушке, старой орлице, и рассказал ей обо всём в подробностях.

– Ах, говорила же я, что королевича ещё в первый день надо было изжарить! – в сердцах воскликнула орлица. – И что же мы теперь будем делать? Как от него избавимся?!

– Погоди-ка, матушка, – сказал на это орёл, – придумал я тут одну штуку. И если уж на этот раз принц победителем выйдет, то тогда сам Бог велел мне ему поклониться.

После этого пошёл орёл к принцу и сказал:

– Сегодня я и один управился, но завтра тебе придётся мне помочь. В замке дрова закончились, так завтра поутру нужно пойти и нарубить их вдоволь. Только управиться нужно засветло, а то матушка будет недовольна.

– Куда же мы за дровами пойдём? – спросил принц.

– А вон туда и пойдём, – ответил орёл и указал на дубовую рощу, где росли вековые дубы, такие широкие да могучие, что один ствол и десять человек обхватить не могли.

Про королька, про зиму, про орла и про королевского сына (французская сказка)

– Да это не дело вовсе, а так, сущая ерунда, – похвастался принц, но сам при этом очень испугался.

Тут же пошёл он к сестре орла и обо всём ей рассказал.

– Ах, мой милый королевич, – отвечала она. – И эта беда не беда. Если вы пообещаете, что будете верны мне до конца жизни, то я непременно вам помогу.

С каждым днём королевич любил сестру орла пуще прежнего, а потому с лёгкостью поклялся ей в вечной верности.

Тогда сестрица орла дала ему деревянный топор и велела завтра, как только он войдёт в рощу, первым делом ударить по огромному пню, что стоит на самой дороге.

Принц сделал в точности так, как она сказала. После чего топор буквально вырвался у него из рук и начал валить деревья, да с такой скоростью, что он не то что к вечеру, а за час управился.

– Неужели ты не справился? – удивился орёл, в душе радуясь поражению принца.

– Да с чем там было справляться! Я-то думал, ты мне по-настоящему серьёзное дело поручил, а с этой ерундой и ребёнок легко управится. Похоже, что я тебя всё-таки одолел. А посему ты должен сделать всё так, как я хочу. Отдай мне в жёны свою сестру!

Делать нечего. Пошёл орёл к матушке своей, старой орлице, рассказал всё как было, а в конце прибавил:

– Не стану я больше с ним соперничать, потому что, сдаётся мне, не человек это вовсе, а сам дьявол в человеческом обличье.

Потом пошёл орёл к принцу и сказал:

– Будь по-твоему. Забирай мою сестру, только уходи отсюда побыстрее.

Обрадовался принц, взял за руку сестру орла и повёл её прочь из мрачного замка. Хотел он уже к батюшке с матушкой воротиться да свадьбу поскорее играть, но сестра орла его остановила:

– Не время нам пока жениться, милый принц. Нужно нам немного времени пожить в разлуке, вдали друг от друга. Сейчас мы расстанемся, а по прошествии нужного времени я вас сама найду. Только помните о своём обещании всю жизнь мне верность хранить. Вот вам половинка моего кольца и половинка моего платка. Храните их пуще жизни, потому что настанет день, и вы меня по ним узнаете.

С этими словами девушка исчезла, будто её и не было вовсе, а принц на дороге остался один. Сильно опечалился он, но делать нечего, пришлось ему одному возвращаться в родительский замок. Там ему все так сильно обрадовались, что устроили великий праздник, который длился ровно год и на который съехались все соседние короли и королевы, принцы и принцессы.

Вскоре принц начал забывать сестру орла, а потом и вовсе влюбился в одну из принцесс, приехавших на праздник. Родители их обо всём быстро сговорились и назначили день свадьбы.

А надо сказать, что сестра орла всё это время жила у придворного ювелира, к жене которого устроилась в услужение. Жена ювелира быстро полюбила красивую приветливую девушку и стала даже называть её своей дочкой.

Свадьба принца и принцессы обещала быть весёлой и пышной, а потому пригласили на неё столько народу, сколько даже и упомнить нельзя. Позвали и придворного ювелира с женой, тем более что ему велели выковать обручальные кольца для молодых.

Накануне свадьбы сестра орла пришла к своему названому отцу и сказала:

– Милый батюшка, хочу попросить вас о милости. Не могли бы вы сделать для меня из золота маленького петушка и крошечную курочку?

Ювелир ни в чём не мог отказать своей названой дочери, а потому согласился с её просьбой, даже не дослушав до конца. И на свадьбу сестра орла отправилась, положив в карман своего платья крошечных петушка и курочку.

Когда уже все гости сидели за праздничным столом, сестра орла достала свою половинку кольца и положила её перед своей тарелкой.

– Мой милый жених, – воскликнула принцесса, – мне кажется, или у тебя я видела точно такую же половинку кольца?

Принц повнимательнее присмотрелся к кольцу, лежащему перед тарелкой сестры орла, и начал что-то вспоминать. Она же, недолго думая, достала крошечных петушка и курочку, поставила их перед своей тарелкой и бросила одну горошинку. Петушок её в ту же секунду и склевал.

– Ах ты негодяй! – воскликнула курочка. – Съел горошину и даже меня не угостил.

– Не ругайся, – ответил ей петушок. – Обещаю, что следующую тебе отдам.

– Вот уж никогда не поверю! Принц тоже обещал, что будет верен сестре орла до самой смерти. Она ему в кегли у орла помогла выиграть, а он её обманул.

Услышав эти слова, принц поднял голову и внимательно осмотрелся. А сестра орла бросила меж тем вторую горошину, которую петушок тут же и проглотил.

– Ну ты и обжора! – принялась снова ругаться курочка. – Опять съел горошину, а меня даже крошечкой не угостил.

– Уймись уже, – возразил ей петушок. – Обещаю, что следующую обязательно тебе отдам.

– Ни одному слову твоему не верю. Вон принц тоже сестре орла обещал хранить верность до самой смерти. Она ему помогла орла перехитрить, когда они за водой ходили, а он теперь на другой женится.

Услышав эти слова, принц задрожал всем телом и вскочил на ноги. Гости же тоже были очень удивлены всем происходящим и гадали, что бы это всё могло значить. А сестра орла не растерялась и бросила петушку третью горошинку, которую он тут же и проглотил.

– Какой же ты всё-таки негодник! – закудахтала курочка. – Опять ты горошину один съел, мне даже понюхать её не дал.

– Молчи, – отвечал петушок. – Следующую тебе обязательно отдам, вот увидишь.

– Отдашь ты, как же! Принц вон тоже клялся сестре орла верность хранить до самой смерти. Она ему помогла рощу вековых дубов срубить, а он теперь за свадебным столом с другой сидит.

Тут уже принц всё вспомнил. Кинулся он к родителям да к тестю с тёщей и обо всём им рассказал.

– Что ж, делать нечего, – сказал отец принцессы. – Хоть и горько нам и плохо ты поступил с нашей дочерью, но с другой девушкой ты повёл себя не лучше. А так как её ты повстречал первой, то ей и быть твоей женой.

– Вы правы, – отвечал принц. – Я хотел бы перед всеми вами повиниться и попросить прощения, но сейчас я понял, что люблю именно сестру орла и теперь-то уж точно буду ей всегда верен.

С этими словами он пошёл и взял сестру орла за руку.

Принцесса с родителями и слугами удалилась в своё королевство, очень раздосадованная всем произошедшим, а король с королевой недолго думая решили сразу сыграть свадьбу своего сына и сестры орла. А посему в королевстве ещё долго продолжались весёлые празднества, а гости не спешили разъезжаться.

arrow prev

arrow

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Волк и семеро козлят, Мариан Коваль

  • Школа. Урок о Родине, песни
  • Буратино, песни для детей

«Волк и семеро козлят» — детская опера по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят»; композитор: Мариан Викторович Коваль; либретто Евгении Манучаровой; солисты, хор и оркестр Государственного детского музыкального театра; дирижёр: Виктор Яковлев; режиссёр: Наталия Сац; AO «Фирма Мелодия», 1967 год. Слушать любимые детские песни и музыку mp3 для детей бесплатно без перерыва и остановки в хорошем качестве аудио все подряд онлайн.

1. Волк и семеро козлят: Вступление и хор «Начинаем представленье» — Хор государственного детского музыкального театра, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

2. Волк и семеро козлят, пролог: Песня Петуха и козлят «Ку-ка-ре-ку!» — Валентина Солнцева, Зинаида Скворцова, Галина Скрипникова, Иветта Лаптева, Людмила Петровичева, Александр Ивановский, Сергей Менахин, Евгения Ушкова, Валентин Тучинский, Хор государственного детского музыкального театра, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

3. Волк и семеро козлят, пролог: Игровая песня «Огород» — Валентина Солнцева, Зинаида Скворцова, Галина Скрипникова, Иветта Лаптева, Людмила Петровичева, Александр Ивановский, Сергей Менахин, Евгения Ушкова, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

4. Волк и семеро козлят, пролог: Сказка про Козлика и Волка «В маленькой избушке» — Валентина Солнцева, Зинаида Скворцова, Галина Скрипникова, Иветта Лаптева, Людмила Петровичева, Александр Ивановский, Сергей Менахин, Евгения Ушкова, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

5. Волк и семеро козлят, пролог: Колыбельная песня «Время спать» — Евгения Ушкова, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

6. Волк и семеро козлят, пролог: Пляска Волка и песня Петуха «Я — серый волк» — Михаил Егоров, Валентин Тучинский, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

7. Волк и семеро козлят, действие I картина 1: Песенка весёлых козлят «Семеро, семеро, семеро козлят» — Валентина Солнцева, Зинаида Скворцова, Галина Скрипникова, Иветта Лаптева, Людмила Петровичева, Александр Ивановский, Сергей Менахин, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

8. Волк и семеро козлят, действие I картина 1: Урок вежливости «Мама вкусно накормила» — Валентина Солнцева, Зинаида Скворцова, Галина Скрипникова, Иветта Лаптева, Людмила Петровичева, Александр Ивановский, Сергей Менахин, Евгения Ушкова, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

9. Волк и семеро козлят, действие I картина 1: Песенка Матери-козы «Воротилась я с базара» — Валентина Солнцева, Зинаида Скворцова, Галина Скрипникова, Иветта Лаптева, Людмила Петровичева, Александр Ивановский, Сергей Менахин, Евгения Ушкова, Михаил Егоров, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

10. Волк и семеро козлят, действие I картина 2: Загадки «Стойте, друзья, стал учителем я» — Валентина Солнцева, Зинаида Скворцова, Галина Скрипникова, Иветта Лаптева, Людмила Петровичева, Александр Ивановский, Сергей Менахин, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

11. Волк и семеро козлят, действие I картина 2: Финальная сцена «Кто там?» — Валентина Солнцева, Зинаида Скворцова, Галина Скрипникова, Иветта Лаптева, Людмила Петровичева, Александр Ивановский, Сергей Менахин, Михаил Егоров, Валентин Тучинский, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

12. Волк и семеро козлят, действие II картина 3: Восхваление леса «Ой, лес, ты наш лес» — Наталия Макарова, Хор государственного детского музыкального театра, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

13. Волк и семеро козлят, действие II картина 3: Танец лесных чудовищ, разжигание костра «Цыц, брысь. Разойдись» — Наталия Макарова, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

14. Волк и семеро козлят, действие II картина 3: Колдовство и жалоба Бабы-Яги «Шилды-булды, чикалды» — Наталия Макарова, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

15. Волк и семеро козлят, действие II картина 3: Разговор Бабы-Яги с Волком «Здравствуй, Баба-Яга» — Наталия Макарова, Михаил Егоров, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

16. Волк и семеро козлят, действие II картина 3: Превращение Волка в козу «Эй, чудовища лесные» — Наталия Макарова, Михаил Егоров, Хор государственного детского музыкального театра, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

17. Волк и семеро козлят, действие II картина 4: Игры козлят «Я на венике верхом» — Валентина Солнцева, Зинаида Скворцова, Галина Скрипникова, Иветта Лаптева, Людмила Петровичева, Александр Ивановский, Сергей Менахин, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

18. Волк и семеро козлят, действие II картина 4: Воинственный марш «Стойте, друзья! Командиром стал я» — Валентина Солнцева, Зинаида Скворцова, Галина Скрипникова, Иветта Лаптева, Людмила Петровичева, Александр Ивановский, Сергей Менахин, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

19. Волк и семеро козлят, действие II картина 4: Нападение Волка «Для Болтушки погремушки» — Валентина Солнцева, Зинаида Скворцова, Галина Скрипникова, Иветта Лаптева, Людмила Петровичева, Александр Ивановский, Сергей Менахин, Михаил Егоров, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

20. Волк и семеро козлят, действие II картина 4: Финальная сцена «Что случилось?» — Валентин Тучинский, Сергей Менахин, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

21. Волк и семеро козлят, действие III картина 5: Шествие Волка с сундуком «Пусть поссорусь я с Ягою» — Михаил Егоров, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

22. Волк и семеро козлят, действие III картина 5: Песня Волка «Есть хочу! Есть хочу!» — Михаил Егоров, Наталия Макарова, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

23. Волк и семеро козлят, действие III картина 5: Драка Бабы-Яги с Волком «Я добычи не отдам» — Михаил Егоров, Наталия Макарова, Валентин Тучинский, Хор государственного детского музыкального театра, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

24. Волк и семеро козлят, действие III картина 5: Горе Волка «Сыт не буду никогда» — Михаил Егоров, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

25. Волк и семеро козлят, действие III картина 6: Возвращение Козы «Детки ждут меня с базара» — Евгения Ушкова, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

26. Волк и семеро козлят, действие III картина 6: Причитание Козы «Где жы вы» — Евгения Ушкова, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

27. Волк и семеро козлят, действие III картина 6: Встреча Матери-козы с козлятками и Петухом «Все за мной» — Валентин Тучинский, Евгения Ушкова, Валентина Солнцева, Зинаида Скворцова, Галина Скрипникова, Иветта Лаптева, Людмила Петровичева, Александр Ивановский, Сергей Менахин, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

28. Волк и семеро козлят, действие III картина 6: Финальный хор «Закрываем представленье» — Валентина Солнцева, Зинаида Скворцова, Галина Скрипникова, Иветта Лаптева, Людмила Петровичева, Александр Ивановский, Сергей Менахин, Хор государственного детского музыкального театра, Виктор Яковлев, Оркестр государственного детского музыкального театра

Все размещенные на этом сайте аудиозаписи предназначены исключительно для ознакомительного прослушивания; после прослушивания рекомендуется купить лицензионный продукт во избежание нарушения авторских прав производителя и смежных прав.

Жил-был у бабушки серенький козлик… Эту песенку в России знают все. Выражение «рожки да ножки» прочно вошло в память языка, стало элементом национального культурного кода. Однако вот вопрос: а можем ли мы сказать, где именно жил-был козлик вместе со своей любимой бабушкой, и в каком лесу он так неосторожно погулял?

Оказывается, вполне можем.

Где гулял серенький козлик? Необычная история детской песенки

Начнём с музыки. Мелодия «Серенького козлика» – явно танец, считается на «раз-два-три, раз-два-три», очень похоже на вальс, только какой-то «прыгающий». Может быть, народный, старинный? Отличное предположение – это действительно старинный народный танец с трёхдольным размером, только не австрийский вальс, а польская мазурка!

В 1864 году итальянский композитор Цезарь Пуни поставил в Петербурге балет «Конёк-Горбунок, или Царь-Девица». В последнем акте балета танцоры исполняли дивертисмент – танцы двадцати двух народностей, населявших Российскую Империю. Польша в те годы входила в состав России, так что польский танец в этом дивертисменте есть. Это именно мазурка, и, услышав её мелодию, вы от удивления подпрыгнете – потому что это… тот самый «Серенький козлик», только в исполнении большого симфонического оркестра!

Сейчас для нас с вами мелодия «козлика» не имеет никакой национальной окраски – но русского человека середины XIX века она мгновенно переносила в Польшу (в точности как сейчас лезгинка моментально и безошибочно отправляет нас в сторону Кавказских гор).

Теперь текст.

Впервые в русской литературе текст этой песенки встречается в пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне» (1850 год). Её поёт доктор Шпигельский (заметим, польская фамилия!) Лизавете Богдановне:

Шпигельский. Если вам непременно хочется знать мое мнение насчет Натальи Петровны, Веры Александровны, господина Беляева и вообще здешних жителей, слушайте же, я вам спою песенку. У меня голос прескверный, да вы не взыщите.

Лизавета Богдановна (с удивлением). Песенку!

Шпигельский. Слушайте! Первый куплет:

Жил-был у бабушки серенький козлик,
Жил-был у бабушки серенький козлик,
Фить как! вот как! серенький козлик!
Фить как! вот как! серенький козлик!

Доктор Шпигельский и Лизавета Богдановна в постановке "Месяца в деревне" театром Вахтангова

Доктор Шпигельский и Лизавета Богдановна в постановке «Месяца в деревне» театром Вахтангова

Ну, а теперь просто факт.

То, что песенка эта изначально польская, – не догадка и не гипотеза: один из вариантов текста песенки сохранился в найденном в Санкт-Петербурге рукописном сборнике начала XVIII века «Старинные польские песни». В 1913 году этот сборник был переиздан под названием «Dawne pieśni polskie. Pokłosie z rękopisów petersburskich» («Давне пещни польске. Поклосье з ренкописуф петерсбурских» – «Старинные польские песни. Подборка из петербургских рукописей»).

Сказка песенка про козлика

Первая строчка «Козлика» из «Петербургской рукописи»

Там мы можем найти и оригинальные ноты песенки (кстати говоря, они ну очень не похожи на ту мелодию, которая известна нам, но чего вы хотите – 300 лет прошло!), и польский оригинал текста:

Była babusia domu bogatego,
Miała koziołka barzo rogatego.
Fiu tak, pfleik tak, barzo rogatego…

И так далее. (Слово «бардзо» («очень») пишется именно как «barzo», а не «bardzo», – это орфография польского языка начала XVIII века.) Попробуем перевести…

Перевод:

Жила бабушка из богатого дома,
Был у неё козлик с большими рогами.
Фиу так, пфлейк так, с большими рогами…
Тот козлик был очень толстый
Съел у бабуси тысячу кочанов капусты
Взяла бабуся прочную дубовую палку
Прогнала козлика в ближнюю дубраву
Бегает бабуся по дорогам,
А найти не может, остались только рога
От того сильно она растроилась,
Что так печально потеряла козлика
Тогда позвала к себе дорогих гостей
Придти на поминки со всей округи
В одном роге пива наварила
А во второй мёду нацедила
Пейте, ешьте, мои дорогие гости,
Да за козлика просите Господа Бога
Пусть за него злые волки просят,
Которые по лесам шкуру его носят
Вот и случилось и бабули две беды
Козла испугала, гостей разозлила.

Как видим, в оригинале взаимоотношения бабушки с козликом совсем не такие идиллические, как в русском варианте…

Почему и каким образом эта польская песенка в середине XIX века попала в коренную Россию и стала там популярной?

Фото Анны Клименко

Точного ответа никто не знает, однако у исследователей есть веские основания предполагать, что это связано… с политикой! В 1830 году в Польше началось восстание против российского владычества. Было оно долгим, кровавым, и закончилась полным поражением. Польша, до этого имевшая автономию, была превращена в обычную российскую провинцию, многие участники восстания и сочувствующие им были арестованы и сосланы в Россию – кто в Астрахань, кто в Оренбург, кто на Кавказ, а большинство в Сибирь. В результате сформировалась весьма многочисленная польская община – причем в большинстве ссыльные поляки были людьми образованными, интеллигентными. Это были студенты, преподаватели, писатели, врачи, армейские офицеры. Их охотно брали на работу в качестве домашних учителей и воспитателей. Вполне вероятно, что именно от польских ссыльных нехитрая песенка про козлика запомнилась сперва российским детям, а потом – и всем остальным.


Adblock
detector