Слушать сказку про диких зверей

Тема недели дни недели режим дня совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей организация развивающей среды работа

Тема недели

Дни недели

Режим дня

Совместная  деятельность
взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей
среды

Работа с родителями

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность
в режимных моментах

Дикие
животные. Как звери к зиме готовятся.
Животный мир нашего края.

22 ноября  — понедельник

Утро

Утренний
круг.
«Утро
радостных встреч» Цель: постепенное вхождение детей в жизнь группы после
выходных, создание хорошего настроения.

Беседа с
детьми «Какие звери в лесу?
Цель: учить  называть животных наших лесов,
особенности внешнего вида, жизненные проявления.

Рассматривание
картин из серий: «Дикие животные»
Цель: разучивание пальчиковой
гимнастики «Есть у каждого свой дом».

Ди «Чьи
детки»

Цель: закреплять знания детей в назывании   детёнышей домашних и диких
животных.

Дигра:
«Собери картинку»
Цель: упражнять в умении составлять целое из частей

Утренняя гимнастика (Комплекс утр. гимнастики №2 )

Дежурство по столовой.

Воспитывать
умение высказываться, не перебивая друг друга, говорить спокойно, способствовать
формированию фразовой речи.

На
магнитной доске разместить картинки по теме «Дикие животные».

Рассказать родителям  как прошел день, чему научились.

Обратить внимание на работы детей.

ОД

1. Основы науки и естествознания Тема: «Как звери
готовятся к зиме»
Цель: систематизировать знания детей о жизни
диких животных Ход ОД: 1.Орг. момент. Стих-е «Есть у каждого свой дом» 2. Д/и
«Угадай по описанию» 3. Физкультминутка 4. Игра: «Кто где живёт?»5.
Дидактическая игра «У кого кто?» (с мячом) 6. Рефлексия

2. Лепка
 Тема: «Мишутка».
Цель: учить лепить фигуру
медвежонка, передовая форму частей, их относительную величину, расположение
по отношению друг к другу. (КЗ  стр.101)    Ход ОД: 1.Организационный момент.
2. 3 4. Рефлексия

3. Физическая
культура
(по плану физ. инструктора)

— д/картинки «Дикие животные. Как звери готовятся к зиме»

— пластилин, дощечки для лепки, стеки

Прогулка

Прогулка  1 Наблюдение за морозными узорами Цель: рассмотреть на окне морозные узоры. П/игры «Догони свою
пару».
  Цели:  — выполнять движения по сигналу воспитателя; четко
ориентироваться при нахождении своей пары. «Не попадись». Цели:  
упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег,
ориентировку в пространстве.

Ф/У
«Пройди ровно по бревну»
Цель: развитие равновесия, умение держать
себя на узкой поверхности; развитие координации движения

(в подгруппах)

Трудовая деятельность Сгребание снега в
определенное место.
Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке
детского сада.

Выносной материал: деревянные лопатки.

Обед

Чтение и
восприятие художественной литературы: Е.Трутнева «
Белкина
кладовая»
 
Цель: учить внимательно слушать  лит.произведение, понимать содержание
стихотворения. Воспитывать бережное отношение к труду животных.

Рассказывание
колыбельной «Спи дитя моё…»
Цель: продолжать знакомить детей с
малыми формами русского народного фольклора, развивать интерес к истокам
русской народной культуры. Создать тёплую, успокаивающую атмосферу в группе.

«Загадай
загадку. Дикие животные»
учить придумать загадки самим, развивать
воображение.

«Красивая
одежда».
Цель:
закрепить умение аккуратно складывать свои вещи при подготовке ко сну.

В
книжном центре подобрать и выставить книги на тему «Дикие животные» Цель: продолжать
развивать интерес к художественной литературе и книгам.

Вечер

Повторение
песни и стихотворений ко Дню матери

Конструирование
по сказке «Теремок».
Учить использовать в постройках деталей
разного цвета; стимулировать обыгрывание постройки и включение ее в игру.

Игра с
мячом «Назови животное».
Цель: развитие мышления, речи, воображения.

Счет до
9.

Цель: закрепление навыков прямого и обратного счета в пределах 9

Корригирующая
гимнастика. Хождение по массажным дорожкам.

Поощрять
участие детей в совместных играх, создавать игровые ситуации, способствующие
формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

— Строительный материал, конструктор

— мяч

Прогулка

Прогулка 2 Наблюдение за елью
Цель: формировать представление о ели, ее красоте.
П/ игра «Идите ко мне».
Цели: учить выполнять задание воспитателя; ходить прямо, сохраняя заданное
направление.

Выносной материал

Тема недели

Дни недели

Режим дня

Совместная  деятельность
взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей
среды

Работа с родителями

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность
в режимных моментах

Дикие
животные. Как звери к зиме готовятся.
Животный мир нашего края.

23 ноября — вторник

Утро

Утренний
круг.

Проблемная
ситуация: «Зачем зайцу другая шубка?»  
Цель:  продолжать
знакомить с жизнью животных в зимнем лесу, учить  делать простейшие 
логические выводы

Д/игры «
Чей хвост», «Собери картинку. Дикие животные»
Цель:
формировать умение детей складывать картинки самостоятельно. Развивать
логическое мышление, память, мелкую моторику рук. Закреплять знания о диких
животных.

Рассматривание
альбома (с подгруппой детей) на тему «Дикие животные». Цель: продолжить
знакомство с дикими животными.

Утренняя гимнастика (Комплекс утр. гимнастики  ноябрь №2 )

Дежурство по столовой.

Наблюдение
в центре природы
. Вместе с детьми отметить день, время суток, полить
и подрыхлить землю у цветов.
Развивать познавательную активность.

— альбом «Дикие животные»

— Д/игры
« Чей хвост», «Собери картинку. Дикие животные»

Индивидуальные
беседы и консультации по запросам родителей

ОД

1.
Развитие речи, основы грамотности
 Тема:
Чтение рассказа Б. Житков «Как я ловил человека» Цель:
познакомить
с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человека» (РР стр. 56) Ход ОД: 1. Организационный момент. 2. Чтение рассказа 3.
Беседа о прочитанном 4. Рефлексия.

2. Рисование Тема:
«Ежик»
Цель: учить отображать особенности фактуры изображаемого
предмета.

  Ход ОД: 1. Организационный момент. 2. Рассказ и показ
приема рисования ежика  3. Продуктивная деятельность. 5. Рефлексия.

3. Музыка (по плану музыкального руководителя)

 — иллюстрации к рассказу

— картинка «Ёж»; листы белого картона; 
блюдца с серой краской; бумага для сминания; тонкие кисти; тряпочки; баночки
с водой.

Прогулка

Прогулка 3 Наблюдение за облаками Цель:
формировать понятия об облаках и тучах.
П/ игры «Воробушки и кот». Цели:
учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленках; бегать, не задевая друг
друга, увертываясь от ловящего; приучать к   осторожности. «Бегите ко
мне».
Цель: учить ориентироваться по звуку, двигаться в сторону звука.

И/у
«Зайцы»

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, сохраняя дистанцию.

(по
подгруппам)

Трудовая деятельность Сгребание снега для снежных построек. Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных
поручений, оказывать помощь взрослым.

Работа по ОБЖ: закрепить знания безопасного поведения
на прогулке
.

Выносной материал: лопатки, маски для игр, формочки для игры со
снегом, кукла, одетая по погоде, детские игрушечные санки.

Обед

Чтение
худ. литературы: П.Бажова «Серебряное копытце»

Цель: познакомить
детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце»., учить воспринимать и
передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику
героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас, развивать
внимание, воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых

Повторение стихотворений ко Дню матери.

«Игра с
мишкой».

Цель: воспитание КГН через сюжетную игру с игрушкой, развитие умения отличать
части тела, находить и называть предметы ухода.

Иллюстрации к сказке

Вечер

Чтение:
Л. Кондрашенко «Чьи следы на снегу»
Цель: учить внимательно слушать,
развивать мышление.

Д/и по
развитию речи: «Сравни разных медвежат»
Цель: учить сравнивать
разных животных, выделяя противоположные признаки.

Этюд «Мы
медведя испугались»
Цель: учить детей средствами пантомимы
изображать себя.

Изготовление медвежонка способом оригами Цель: обучать детей различным техникам и приемам работы с бумагой

Корригирующая
гимнастика. Хождение по массажным дорожкам.
Цели: лёгкое
пробуждение ото сна; профилактика плоскостопия; профилактика простудных
заболеваний;

развивать
внимательное отношение к своему здоровью.

Предложить
детям настольно – печатные игры по желанию детей. Цель: развивать
умение определяться в выборе игры

Прогулка

Наблюдение:
признаки поздней осени
Цель: систематизировать знания об осени
(ранняя осень, середина осени, поздняя осень) Подвижные игра «Охотники и
зайцы».
Цель: совершенствовать умение детей  следовать правилам игры, развивать
быстроту движений и реакции, ловкость.

Самостоятельная
игровая деятельность
детей с использованием выносного
материала. Цель: развивать самостоятельность, коммуникативные навыки.

Выносной материал: лопатки

Тема недели

Дни недели

Режим дня

Совместная  деятельность
взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей
среды

Работа с родителями

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность
в режимных моментах

Дикие
животные. Как звери к зиме готовятся.
Животный мир нашего края.

24 ноября — среда

Утро

Утренний
круг «Что я видел по дороге в д/с».
Цель: создание дружеской
атмосферы, развивать монологическую речь умение описывать окружающую
действительность.

Беседы о
жизни животных в лесу «Кто живет рядом с нами?». Рассматривание картинок –
слайдов «Животные».

Д/игра
«Назови маму и детеныша»
Цель: Формировать умение детей узнавать
и правильно называть диких животных и их детенышей.
Развивать
внимание, память.

Артикуляционная
гимнастика

Цель: закрепить правильность произношения звуков [Ш] и [Ж], употребление их в
речи.

Утренняя гимнастика (Комплекс утр. гимнастики №2 )

Дежурство по столовой.

«Дежурство». Цель:
закрепить знание обязанностей дежурных в центре природы

Продолжать учить
правильно, пользоваться столовыми приборами.

— д/картинки «Дикие животные и их детеныши»

Памятка для родителей «Как поощрять
ребенка в семье» «Наказывая, подумай: Зачем? Семь правил для всех (Владимир Леви)»

ОД

1. Математическое
развитие.
Тема: «Счет предметов до 10» Цель: учить
в счете до 10, закреплять знания о геометрических фигурах. (КЗ стр. 114) Ход
ОД: 1. Орг. момент 2. Счет предметов 3.
Чтение
стихотворения Я. Рамниса «Десяток». 4. Математические задания. 5.
Рефлексия

2. Физическая
культура
(по плану физ. инструктора)

ромашки 10 шт., бабочки 10 шт., круги, квадраты,
треугольники

Прогулка

Прогулка 4 Наблюдение за осенним лесом Цели: расширять представление об осеннем лесе; учить видеть красоту осеннего пейзажа.

Подвижные игры «Найди нас». Цель: закреплять название
объектов на участке, ориентировку в пространстве.
«У оленя дом большой». Цель: закреплять
умение соотносить движения с текстом.

 «Сосчитай свои следы на снегу» Цель:
совершенствовать навыки счёта

 Трудовая
деятельность
Изготовление
снежных построек.
Цели: учить правильно носить снег для постройки,
помогать товари
щам в выполнении трудовых действий

Выносной материал: лопатки,
санки, ведерки, кукла, совочки,

Обед

Разговор
с детьми о пользе дневного сна.

Чтение
худ. литературы: «Два жадных медвежонка»
Цель: формировать
у  детей умение внимательно слушать сказку, находить иллюстрации,
соответствующие данному отрывку. Способствовать развитию интереса к чтению.

Ситуативный
разговор на тему: «Если бы в лесу не было бы животных»
Цель:
развитие умения анализировать, высказывать свои мысли

Игровая
ситуация «Научим мишку делать мыльную пену»,
«Покажем мишке,
как нужно вытирать руки насухо»

Иллюстрации к сказке «Два жадных медвежонка»

Вечер

С/р.
игра: «Больница для зверят»
(словарь: ветеринарная клиника, а врач
– ветеринар) Цель: формирование умения распределять роли и следовать игровым
правилам

Конструирование
из строительного материала по инициативе детей
Цель: поощрять
самостоятельность детей в выборе постройки, в подборе деталей

Нарисовать
сюжетный рисунок на тему «Дикие животные наших лесов»
Цель:
развивать воображение, усидчивость

 Корригирующая гимнастика. Хождение по массажным
дорожкам.

Беседа
«Драться или договариваться»
Цель: развивать у детей навыки общения
в различных жизненных ситуациях.

Атрибуты
для с/р игры «Больница для зверят»

— строительный
материал

Прогулка

Наблюдение
за березой в холодное время года
Цели: формировать знания об
особенностях жизни деревьев в холода; воспитывать бережное отношение к растениям
(не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются)
П/И
«Кто быстрей».
Цель: умение действовать в команде, развивать
быстроту бега

Выносной

материал

Тема недели

Дни недели

Режим дня

Совместная  деятельность
взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды

Работа с

родителями

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность
в режимных моментах

Дикие
животные. Как звери к зиме готовятся.
Животный мир нашего края.

26 ноября — пятница

Утро

Утренний
круг  Беседа «Всемирный день Матери»
Цель: формировать
у детей целостное представление образа матери – хранительницы домашнего очага,
играющей большую роль в жизни каждого человека. Способствовать созданию
тёплых взаимоотношений в семье

Д/ и
«Ласковые слова».
Цель: развитие коммуникативных способностей детей;
развитие умения образовывать уменьшительно- ласкательные формы имен.

Пальчиковая
гимнастика «Мамы»
Много мам на белом свете, (разводят руки
в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) Всех их очень любят
дети! Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца,
сначала на одной, затем на другой руке) Повар, милиционер, Швея, кондуктор и
учитель, Врач, парикмахер и строитель – Мамы разные нужны, (сжимают обе
ладошки в «замочек») Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают
ладошками вверх)

Составление
рассказа «Мама может все, что угодно».
 Цель: учить
детей составлять фантазийный рассказ на заданную тему по образцу и самостоятельно.

Утренняя гимнастика (Комплекс утр. гимнастики  ноябрь №2 )

Дежурство по столовой.

Чтение
стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».
Цели:
познакомить со стихотворением, продолжать знакомить с понятием «вежливые
слова», обогащать словарный запас детей. Воспитывать культуру поведения.

Внесение иллюстраций,  плакаты «С Днем матери»

Папка – передвижка «День матери»

ОД

1. В музее
русского быта  
(по плану руководителя)

2. Математическое
развитие
Тема: «Отсчитывание предметов в пределах 10 по образцу»
Цель:
закрепить порядковый счет в пределах 10 Ход ОД: 1.Орг.
момент 2. Путешествие на машине 3. П/и «Кто первый. Кто последний» 4. Игра
«Назови правильно» 5. Математические задания 6.  Рефлексия

игрушки
(белка,ежик); набор цифр; счетные палочки; плоскостные фигурки для счёта; голубая
бумага, выложенная в виде ручейка и речки;

Прогулка

Прогулка 8 Наблюдение за ветром Цели: продолжать наблюдение за ветром; учить определять направление ветра. П/игры «Воробушки и кот». Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать, не задевая друг друга,
увертываться от ловящего;
быть осторожными. «Живой лабиринт». Цель: развивать
чувство равновесия,быстроту движе­
ний.

«С кочки на кочку» Цели:  формировать
навыки прыжков в длину;
развивать ловкость.

Трудовая деятельность Сгребание снега с дорожек. Цели: приучать
соблюдать чистоту и порядок на участке детского
сада; побуждать
оказывать взрослым помощь.

Выносной материал: флажки,
маски для подвижных игр, венички, формочки, лопатки

Обед

Чтение
стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой».
Учить детей понимать
смысл слов в переносном значении, стихотворения в целом

 Выполнение КГН процедур под песню: «Мы
умеем чисто мыться»
Цель: Развитие интереса к музыке и
выполнению культурно-гигиенических процедур.

— запись «Мы умеем чисто мыться»

Вечер

С.р.и.
«Салон красоты»:
сюжет «Мама собирается на праздник». Цель: учить
детей играть вместе, продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры

Просмотр
презентации «Лесные жители осенью»
Цель: Показать детям как животные
заготавливаю себе корм на зиму

Конструирование
из лего.

Цель: формирование умения делать небольшие поделки, развитие фантазии,
воображения, моторики

Раскраски
«Открытка маме »
Цель: продолжать учить детей закрашивать предметы,
не выходя за контур. Развивать усидчивость и терпение. (в подгруппах)

Корригирующая
гимнастика. Хождение по массажным дорожкам.

Самомассаж
«Колючий еж» ( с массажным мячиком)
Цель: улучшать
эмоциональный фон детей, развить общую моторику, развивать координацию, способствовать
развитию речи детей.

Самостоятельные
игры: предложить детям кегли, кольцеброс, мячи.

Цель: учить
самостоятельно, развивать двигательную активность, силу, ловкость.

Прогулка

Прогулка 10 Наблюдение за птицами  Цели: продолжать
наблюдение за птицами, их повадками;
сравнить
воробья и голубя.

 Подвижные игры «Раз, два, три — беги!».  Цели: упражнять в
умении действовать по сигналу;
развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий. «Догони меня». Цели: учить быстро ориентироваться в пространстве;
развивать ловкость.

Выносной материал

Сказка Гадкий утёнок, которую написал Ганс Христиан Андерсен, показывает ребятам, что важно не то, как ты выглядишь снаружи, а главное, что у тебя внутри. Утёнок был добр сердцем, но не красив, по мнению других, снаружи. Эта история знакома всем с детства. На ней выросло не одно поколение ребят. Вся сказка сопровождается красочными иллюстрациями.

Аудиосказка Гадкий утёнок

https://totushkaskazka.ru/wp-content/uploads/2021/10/Audioskazka-Gadkiy-utyonok.mp3

Читать сказку Гадкий утёнок с картинками

Хорошо было за городом! Стояло лето, рожь уже пожелтела, овсы зеленели, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски — он выучился этому языку от матери. За полями и лугами тянулись большие леса с глубокими озёрами в самой чаще. Да, хорошо было за городом!
На солнечном припёке лежала старая усадьба, окружённая глубокими канавами с водой; от самой ограды вплоть до воды рос лопух, да такой большой, что маленькие ребятишки могли стоять под самыми крупными из его листьев во весь рост.
В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей порядком надоело это сидение, её мало навещали: другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать с нею.

сказка гадкий утёнок

Наконец яичные скорлупки затрещали. «Пи! пи!» — послышалось из них: яичные желтки ожили и повысунули из скорлупок носики.
— Живо! Живо! — закрякала утка, и утята заторопились, кое-как выкарабкались и начали озираться кругом, разглядывая зелёные листья лопуха; мать не мешала им — зелёный цвет полезен для глаз.
— Как мир велик! — сказали утята. Ещё бы! Тут было куда просторнее, чем в скорлупе.

гадкий утёнок мультфильм

— А вы думаете, что тут и весь мир? — сказала мать. — Нет! Он тянется далеко-далеко, туда, за сад, к полю священника, но там я отроду не бывала!.. Ну, все, что ли, вы тут? — И она встала. — Ах нет, не все! Самое большое яйцо целёхонько! Да скоро ли этому будет конец! Право, мне уж надоело.
И она уселась опять.
— Ну, как дела? — заглянула к ней старая утка.
— Да вот, ещё одно яйцо остаётся! — сказала молодая утка. — Сижу, сижу, а всё толку нет! Но посмотри-ка на других! Просто прелесть! Ужасно похожи на отца! А он-то, негодный, и не навестил меня ни разу! — Постой-ка, я взгляну на яйцо! — сказала старая утка. — Может статься, это индюшечье яйцо! Меня тоже надули раз! Ну и маялась же я, как вывела индюшат! Они ведь страсть боятся воды; уж я и крякала, и звала, и толкала их в воду — не идут, да и конец! Дай мне взглянуть на яйцо! Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи других плавать!
— Посижу уж ещё! — сказала молодая утка. — Сидела столько, что можно посидеть и ещё немножко.
— Как угодно! — сказала старая утка и ушла.
Наконец затрещала скорлупка и самого большого яйца. «Пи! пи-и!» — и оттуда вывалился огромный некрасивый птенец. Утка оглядела его.

гадкий утёнок читать

— Ужасно велик! — сказала она. — И совсем непохож на остальных! Неужели это индюшонок? Ну, да в воде-то он у меня побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть его туда силой!
На другой день погода стояла чудесная, зелёный лопух весь был залит солнцем. Утка со всею своею семьёй отправилась к канаве. Бултых! — и утка очутилась в воде.
— За мной! Живо! — позвала она утят, и те один за другим тоже бултыхнулись в воду.

читаем гадкий утёнок

Сначала вода покрыла их с головками, но затем они вынырнули и поплыли так, что любо. Лапки у них так и работали; некрасивый серый утёнок не отставал от других.
— Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе и недурён, как посмотришь на него хорошенько! Ну, живо, живо, за мной!

смотреть гадкий утёнок

Я сейчас введу вас в общество — мы отправимся на птичий двор. Но держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!
Скоро добрались и до птичьего двора. Батюшки! Что тут был за шум и гам! Две семьи дрались из-за одной угриной головки, и в конце концов она досталась кошке.
— Вот как идут дела на белом свете! — сказала утка и облизнула язычком клюв, — ей тоже хотелось отведать угриной головки. — Ну, ну, шевелите лапками! — сказала она утятам. — Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех! Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у неё на лапке красный лоскуток? Как красиво! Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка. Люди дают этим понять, что не желают потерять её; по этому лоскутку её узнают и люди и животные. Ну, живо! Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утёнок должен держать лапки врозь и выворачивать их наружу, как папаша с мамашей! Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!
Утята так и сделали; но другие утки оглядывали их и громко говорили:
— Ну вот, ещё целая орава! Точно нас мало было! А один-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!
И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!
— Это так, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошенькую трёпку!
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

гадкий утёнок онлайн

— Никак нельзя, ваша милость! — ответила утка-мать. — Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать — лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался. — И она провела носиком по пёрышкам большого утёнка. — Кроме того, он селезень, а селезню красота не так ведь нужна. Я думаю, что он возмужает и пробьёт себе дорогу!
— Остальные утята очень-очень милы! — сказала старая утка. — Ну, будьте же как дома, а найдёте угриную головку, можете принести её мне.
Вот они и стали вести себя как дома. Только бедного утёнка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.
— Он больно велик! — говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел к утёнку, поглядел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, как быть. И надо же ему было уродиться таким безобразным, каким-то посмешищем для всего птичьего двора!
Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито говорили ему:
— Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!
А мать прибавляла:
— Глаза бы мои тебя не видали!
Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

сказка гадкий утёнок читать

Не выдержал утёнок, перебежал двор и — через изгородь! Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов. «Они испугались меня, такой я безобразный!» — подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда. Бежал-бежал, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Усталый и печальный, он просидел тут всю ночь.
Утром утки вылетели из гнёзд и увидали нового товарища.
— Ты кто такой? — спросили они, а утёнок вертелся, раскланиваясь на все стороны, как умел.
— Ты пребезобразный! — сказали дикие утки. — Но нам до этого нет дела, только не думай породниться с нами!

гадкий утёнок бесплатно

Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы позволили ему посидеть в камышах да попить болотной водицы.
Два дня провёл он в болоте, на третий день явились два диких гусака. Они недавно вылупились из яиц и потому выступали очень гордо.
— Слушай, дружище! — сказали они. — Ты такой урод, что, право, нравишься нам! Хочешь летать с нами и быть вольной птицей? Недалеко отсюда, в другом болоте, живут премиленькие дикие гусыни-барышни. Они умеют говорить: «Ран, рап!» Ты такой урод, что, чего доброго, будешь иметь у них большой успех!
«Пиф! паф!» — раздалось вдруг над болотом, и оба гусака упали в камыши мёртвыми; вода окрасилась кровью. «Пиф! паф!» — раздалось опять, и из камышей поднялась целая стая диких гусей. Пошла пальба. Охотники оцепили болото со всех сторон; некоторые из них сидели в нависших над болотом ветвях деревьев.

гадкий утёнок слушать

Голубой дым облаками окутывал деревья и стлался над водой. По болоту шлёпали охотничьи собаки; камыш качался из стороны в сторону. Бедный утёнок был ни жив ни мёртв от страха и только что хотел спрятать голову под крыло, как глядь — перед ним охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она приблизила к утёнку свою пасть, оскалила острые зубы и побежала дальше.
— Слава богу! — перевёл дух утёнок. — Слава богу! Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня!

андерсен гадкий утёнок

И он притаился в камышах; над головою его то и дело пролетали дробинки, раздавались выстрелы.
Пальба стихла только к вечеру, но утёнок долго ещё боялся пошевелиться. Прошло ещё несколько часов, пока он осмелился встать, оглядеться и пуститься бежать дальше по полям и лугам. Дул такой сильный ветер, что утёнок еле-еле мог двигаться. К ночи он добежал до бедной избушки. Избушка так уж обветшала, что готова была упасть, да не знала, на какой бок, оттого и держалась. Ветер так и подхватывал утёнка — приходилось упираться в землю хвостом!
Ветер, однако, всё крепчал; что было делать утёнку? К счастью, он заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит совсем криво; можно было свободно проскользнуть через эту щель в избушку. Так он и сделал.

гадкий утёнок онлайн бесплатно

В избушке жила старушка с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти.
У курицы были маленькие, коротенькие ножки, её и прозвали Коротконожкой; она прилежно несла яйца, и старушка любила её, как дочку.
Утром пришельца заметили: кот начал мурлыкать, а курица клохтать.
— Что там? — спросила старушка, осмотрелась кругом и заметила утёнка, но по слепоте своей приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому.
— Вот так находка! — сказала старушка. — Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну да увидим, испытаем!
И утёнка приняли на испытание, но прошло недели три, а яиц всё не было. Господином в доме был кот, а госпожою курица, и оба всегда говорили: «Мы и весь свет!» Они считали самих себя половиной всего света, притом — лучшею его половиной. Утёнку же казалось, что можно на этот счёт быть и другого мнения. Курица, однако, этого не потерпела.
— Умеешь ты нести яйца? — спросила она утёнка.
— Нет!
— Так и держи язык на привязи!
А кот спросил:
— Умеешь ты выгибать спинку, мурлыкать и испускать искры?
— Нет!
— Так и не суйся с своим мнением, когда говорят умные люди!
И утёнок сидел в углу нахохлившись. Вдруг вспомнились ему свежий воздух и солнышко, и ему страшно захотелось поплавать. Он не выдержал и сказал об этом курице.
— Да что с тобой?! — спросила она. — Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдёт!
— Ах, плавать по воде так приятно! — сказал утёнок. — А что за наслаждение нырять в самую глубь с головой!
— Хорошо наслаждение! — сказала курица. — Ты совсем рехнулся! Спроси у кота, он умнее всех, кого я знаю, нравится ли ему плавать или нырять! О себе самой я уж не говорю! Спроси, наконец, у нашей старушки хозяйки, умнее её нет никого на свете! По-твоему, и ей хочется плавать или нырять?
— Вы меня не понимаете! — сказал утёнок.

гадкий утёнок смотреть онлайн

— Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймёт! Что ж, ты хочешь быть умнее кота и хозяйки, не говоря уже обо мне? Не дури, а благодари-ка лучше создателя за всё, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя — так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или выучись мурлыкать да пускать искры!
— Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят! — сказал утёнок.
— Скатертью дорога! — отвечала курица.
И утёнок ушёл. Он плавал и нырял, но все животные по-прежнему презирали его за безобразие.
Настала осень; листья на деревьях пожелтели и побурели; ветер подхватывал и кружил их; наверху, в небе, стало так холодно, что тяжёлые облака сеяли град и снег, а на изгороди сидел ворон и каркал от холода во всё горло. Брр! Замёрзнешь при одной мысли о таком холоде! Плохо приходилось бедному утёнку.
Раз вечером, когда солнце так красиво закатывалось, из-за кустов поднялась целая стая чудных, больших птиц; утёнок сроду не видал таких красавцев: все они были белы как снег, с длинными, гибкими шеями! То были лебеди.

смотреть бесплатно гадкий утёнок

Они испустили какой-то странный крик, взмахнули великолепными, большими крыльями и полетели с холодных лугов в тёплые края, за синее море. Они поднялись высоко-высоко, а бедного утёнка охватило какое-то смутное волнение. Он завертелся в воде, как волчок, вытянул шею и тоже испустил такой громкий и странный крик, что и сам испугался. Чудные птицы не шли у него из головы, и когда они окончательно скрылись из виду, он нырнул на самое дно, вынырнул опять и был словно вне себя. Утёнок не знал, как зовут этих птиц, куда они летели, но полюбил их, как не любил до сих пор никого. Он не завидовал их красоте; ему и в голову не могло прийти пожелать походить на них; он рад бы был и тому, чтоб хоть утки-то его от себя не отталкивали. Бедный безобразный утёнок!
А зима стояла холодная-прехолодная. Утёнку приходилось плавать без отдыха, чтобы не дать воде замёрзнуть совсем, но с каждою ночью свободное ото льда пространство становилось всё меньше и меньше. Морозило так, что ледяная кора трещала. Утёнок без устали работал лапками, но под конец обессилел, приостановился и весь обмёрз.

сказка гадкий утёнок слушать

Рано утром мимо проходил крестьянин, увидал примёрзшего утёнка, разбил лёд своим деревянным башмаком и принёс птицу домой к жене. Утёнка отогрели.

мультик гадкий утёнок

Но вот дети вздумали играть с ним, а он вообразил, что они хотят обидеть его, и шарахнулся со страха прямо в подойник с молоком — молоко всё расплескалось.

гадкий утёнок слушать онлайн

Женщина вскрикнула и всплеснула руками; утёнок между тем влетел в кадку с маслом, а оттуда в бочонок с мукой. Батюшки, на что он был похож!

гадкий утёнок сказка онлайн

Женщина вопила и гонялась за ним с угольными щипцами, дети бегали, сшибая друг друга с ног, хохотали и визжали. Хорошо, что дверь стояла отворённой, утёнок выбежал, кинулся в кусты, прямо на свежевыпавший снег и долго-долго лежал там почти без чувств.

Гадкий утенок
Было бы чересчур печально описывать все злоключения утёнка за эту суровую зиму. Когда же солнышко опять пригрело землю своими тёплыми лучами, он лежал в болоте, в камышах. Запели жаворонки, пришла весна.
Утёнок взмахнул крыльями и полетел; теперь крылья его шумели и были куда крепче прежнего.

сказка гадкий утёнок бесплатно

Не успел он опомниться, как уже очутился в большом саду. Яблони стояли все в цвету; душистая сирень склоняла свои длинные зелёные ветви над извилистым каналом.
Ах, как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утёнок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.
«Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитыми ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»
И он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.
— Убейте меня! — сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Своё собственное изображение, но он был уже не безобразною тёмно-серою птицей, а — лебедем!

аудиосказка гадкий утёнок

Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца! Теперь он был рад, что перенёс столько горя и бедствий, — он лучше мог оценить своё счастье и всё окружавшее его великолепие. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладили клювами.

про гадкого утёнка

В сад прибежали маленькие дети; они стали бросать лебедям хлебные крошки и зёрна, а самый меньшой из них закричал:
— Новый, новый!
И все остальные подхватили:
— Да, новый, новый! — хлопали в ладоши и приплясывали от радости; потом побежали за отцом и матерью и опять бросали в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный!
И старые лебеди склонили перед ним головы. А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился — доброе сердце не знает гордости, — помня то время, когда все его презирали и гнали. А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами! Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви, солнышко светило так славно… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:
— Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком.

Смотреть сказку Гадкий утёнок

Скачать текст сказки Гадкий утёнок

Скачать docx

Скачать pdf

Другие сказки для детей

Другие сказки Андерсена

22 декабря, среда

10.00 – «Доброе утро с Кузей»: «Мишки и Новый год» 3+

Кузя и Надежда Анатольевна приглашают ребят 3-6 лет вместе слушать веселые истории, рассматривать книжки с картинками, играть, мастерить и рисовать.

Ведущая: Надежда Потмальникова.

12.00 – Календарь ожидания Нового Года «Волшебные окошки» 6+

Скорее открывай новую «страницу» праздничного онлайн-календаря. Что там будет – сюрприз! Уютная поделка на вашу елочку, а может, веселая игра, которая добавит красок в праздничный вечер, удивительная поздравительная открытка или рассказ о необычных новогодних традициях разных стран, которым можно удивить домашних – все, что нужно, чтобы настроиться на волшебный праздник!

Ведущая: Анна Осипенко.

15.00 – «Мастерская сказок. Крупеничка» 10+

Мастер-класс по народному творчеству. Читаем сказку Н. Д. Телешова «Крупеничка». Изготавливаем своими руками одноимённую народную куклу, узнаём о её происхождении и назначении. 

Материалы для мастер-класса: кусочки натуральных тканей: для тела куклы 24×27 см (можно заранее сшить по одной стороне в виде рукава 12×27 см); рубашка 26×8 см (белая); юбка 20×6,5 см; зипун 48×5,5 см (толстая двусторонняя); для передника 8×4,5 см (несколько  разноцветных кусочков); для платка 40×40 см (тонкая мягкая); для повойника треугольник 40 на 16; прочные нитки белого и красного цвета; ножницы; 0,5 кг зерна или крупы.

Ведущая: Лада Новофастовская.

17.00 – Новогодний мастер-класс от художницы-иллюстратора Ольги Ионайтис 6+

На мастер-классе сделаем новогоднюю открытку-ёлочку.

18.00 – Новогодняя творческая мастерская для родителей «Мамины сказки» 

«Мамины сказки» – цикл мастер-классов для родителей по созданию мира вокруг книжки «Медвежонок» Э.Х. Минарик.

Вяжем курточку медвежонку к сказке Элси Минарик «Медвежонку холодно».

Ведущая: Надежда Потмальникова.

19.00 – «Сказка на ночь» 5+

 Наталья Карпова «Новогодние сказки»

Читает Ксения Будехина.

23 декабря, четверг

10.00 – «Сказка утром»: «Три брата» 4+

Рассматриваем и читаем добрую, весёлую и очень зимнюю историю, придуманную канадской детской писательницей и иллюстратором Мари-Луиз Гей для маленьких любителей снега и зимних приключений.

Жили-были три брата — Финн, Лео и Ули, больше всего на свете любившие читать истории про диких животных. Но однажды, они решили сами отправиться в путешествие и разыскать диких зверей! Хотите узнать, что из этого вышло?

Ведущая: Анна Осипенко.

12.00 – Календарь ожидания Нового Года «Волшебные окошки» 6+

Скорее открывай новую «страницу» праздничного онлайн-календаря. Что там будет – сюрприз! Уютная поделка на вашу елочку, а может, веселая игра, которая добавит красок в праздничный вечер, удивительная поздравительная открытка или рассказ о необычных новогодних традициях разных стран, которым можно удивить домашних – все, что нужно, чтобы настроиться на волшебный праздник!

Ведущая: Лада Новофастовская.

14.00 – Новогодний мастер-класс художницы-иллюстратора Ольги Ионайтис 6+

На мастер-классе сделаем одну открытку к Новому году: волшебную овечку.

16.00 – Онлайн-заседание клуба «Читающие люди». «Рождественская ёлка в семье Льва Толстого» 6+

Узнаем о том, как готовились в семье знаменитого писателя подарки, как помогали дети создавать украшения на ёлку к Рождеству. Почитаем увлекательные воспоминания его дочери Татьяны о прекрасном семейном празднике.

Ведущая: библиотекарь Елена Гречко 

Идентификатор конференции Zoom: 388 735 5612

Зарегистрироваться

18.00 – Новогодняя творческая мастерская для родителей «Мамины сказки» 

«Мамины сказки» – цикл мастер-классов для родителей по созданию мира вокруг книжки «Медвежонок» Э.Х. Минарик.

Вяжем носочки медвежонку к сказке Элси Минарик «Медвежонку холодно».

Ведущая: Надежда Потмальникова.

19.00 – «9 фактов о ёлках» 6+

Вы уже нарядили ёлку? Хотите узнать, как и когда ёлка стала символом зимних праздников? Как связаны ёлочные шарики и неурожай яблок? Какие у ёлок суперспособности? Об этом и многом другом сборник интересных фактов с новогодним настроением.

Ведущая: Ксения Будехина. 

24 декабря, пятница

10.00 – «Доброе утро с Кузей»: «Сказки снеговика» 3+

Кузя и Надежда Анатольевна приглашают ребят 3-6 лет вместе слушать веселые истории, рассматривать книжки с картинками, играть, мастерить и рисовать.

Ведущая: Надежда Потмальникова.

12.00 – Календарь ожидания Нового Года «Волшебные окошки» 6+

Скорее открывай новую «страницу» праздничного онлайн-календаря. Что там будет – сюрприз! Уютная поделка на вашу елочку, а может, веселая игра, которая добавит красок в праздничный вечер, удивительная поздравительная открытка или рассказ о необычных новогодних традициях разных стран, которым можно удивить домашних – все, что нужно, чтобы настроиться на волшебный праздник!

Ведущие: Марина Шуст и Анна Осипенко.

14.00 – Мастер-класс «Новогодние украшения из солёного теста» 6+

Мастерим украшения на ёлку из соленого теста в форме рождественского печенья.

Материалы: солёное тесто для лепки, разделочная доска, скалка, формы для печенья, гуашевые или акриловые краски, цветные контуры, разноцветные бусины, клей ПВА, стеки, стержень для ручки.

Ведущая: Лада Новофастовская.

16.00 – Онлайн-чтения из цикла «Книги и профессии». Стеклодув 6+

Кто такие стеклодувы и чем они занимаются? Познакомимся с профессией и спецификой работы. А также почитаем и обсудим книгу Нины Дашевской  «Зимний мастер».

Ведущая: Александра Дроздова.

Идентификатор конференции Zoom: 615 321 9839

Зарегистрироваться

18.00 – Новогодняя творческая мастерская для родителей «Мамины сказки» 

«Мамины сказки» – цикл мастер-классов для родителей по созданию мира вокруг книжки «Медвежонок» Э.Х. Минарик.

Клеим домик медвежонку к сказке Элси Минарик «Медвежонку холодно».

Ведущая: Надежда Потмальникова.

19.00 – Рисующий мир. Эстония. Мастер-класс «Мои супергерои»

В гостях у известного эстонского иллюстратора Кади Курема. Как выглядит мастерская художника?  Что вдохновляет автора? Творческое задание по созданию собственной книги художника «Мои супергерои». 

Победитель Премии Арсеньева в номинации «Детская проза» рассказала про жизнь среди северных людей и о планах на новую книгу

Нина Коледнева: сказки определили мою судьбу. Фото: Предоставлено автором

Создательница сказок про северные народы Нина Коледнева (Беломестнова) стала победителем общероссийской литературной Премии им. В. К. Арсеньева (12+). Как признается писательница, сказки определили ее судьбу — в детстве, сидя у костра, фантастические истории оленщиков запали в ее душу настолько, что теперь это стало ее профессией. О победной «Золотой нити» (6+) и планах на будущую книгу в материале ИА PrimaMedia.

— Нина Васильевна, расскажите, что сподвигло вас начать писать сказки?

— Я родилась и выросла в эвенкийском селении Тунгокочен на севере Забайкалья. Мое детство и отрочество прошло среди сверстников-эвенков. У нас были общие учебники, общие игры и забавы. Оленщики с караваном оленей, случалось, делали крюк в тайге, чтобы заглянуть к нам в село, проведать своих детей, живущих в пришкольном интернате. И тогда у ночного костра звучали фантастические истории — об одноглазых людоедах-великанах и об отважных охотниках, сумевших победить злобных нелюдей; о волках, что могут перевоплощаться в людей; о медведях, отвечающих добром на людское добро. Эти сказки запали мне в душу. И, по сути, подсказали мне будущую профессию, определили мою судьбу.

— Чтобы создавать такие фантастические истории, необходимо где-то черпать вдохновение, искать зацепки, приключения. Как вы ищите свою сказочную музу?

— За эти годы исколесила на машинах, облетела на самолетах, исходила пешком полмира. Сплавлялась по Витиму. Встречалась со звероловами и старыми оленщиками в эвенкийских селениях на севере Забайкалья и республики Бурятия, записывала их истории об охоте на диких зверей, о том, что случалось с ними на перекочёвках, их загадки, верования, шаманские табу. Побывала на Аляске, гостила в резервациях индейцев племени Пуэбло и племени Навахо в Америке. Дышала живительным воздухом Амура. Посетила деревню китайских орочон на Малом Хингане.

Слева Нина Коледнева

Слева Нина Коледнева. Фото: Предоставлено автором

Всё это стало питательной почвой для моих авторских сказок, герои которых — северяне, звероловы, оленщики и рыбаки. Они живут, согласуясь с циклами природы, и сами, по сути, ее часть. Они обитают на вечной мерзлоте, где, казалось бы, сложно выжить, но соорудили себе теплые чумы, пошили одежду из звериных шкур, и мороз им не страшен. Они умеют радоваться жизни — первому снегу, прилету птиц по весне, пению горного ручья. А чтобы не голодовать в зимнюю пору, когда не так-то просто добыть зверя, коренные северяне, эвенки, соблюдают нимат. Это неписанный закон звероловов, когда удачливый промысловик раздает часть своей добычи соплеменникам, тем, кому не повезло на охотничьей тропе. 

— Расскажите, как была создана книга сказок «Золотая нить», с которой вы стали победителем на Премии Арсеньева? 

— История уходит корнями в третью тунгусоведческую международную конференцию, что проходила в Благовещенске в 2018 году. Ученые-тунгусоведы из разных стран мира вместе с краеведами, журналистами, представителями северных коренных народов России искали наиболее действенные пути развития северного оленеводства. Печалились о том, что эвенки теряют свой родной язык (в наши дни общаются в быту на нем лишь старики), искали пути ревитализации языка. А самый эффективный способ дать второе дыхание языку, по мнению участников дискуссии, — через сказку.

Председатель родовой эвенкийской общины «Неут» Екатерина Шмонина из Хабаровского края загорелась идеей издать сказки о своем народе на эвенкийском языке. Я отозвалась на ее клич — у меня часть авторских сказок уже была издана, часть находилась в рукописи. Члены родовой общины «Неут» придирчиво прочитали сказки — в героях увидели себя и своих сородичей, узнали ушедших в мир иной предков, встретили своих эвенкийских богов. Они признали сказки — эвенкийскими, а после взялись за их перевод на родной язык.

Сборник сказок "Золотая нить"

Сборник сказок «Золотая нить». Фото: Предоставлено автором

В течение последующего года я, Екатерина Шмонина и эвенки — переводчики на эвенкийский язык, работали в тесном союзе: компоновали сборник сказок, привлекали к оформлению книги творчески одаренных детей. Иллюстрации к сказаниям готовили школьницы Диана Бондарь, жительница Забайкалья и старшеклассницы Наталья Волкова и Дарья Красинская из эвенкийского селения Тугур. 

И в начале 2021 г книга сказок  Нины Коледневой «Золотая нить», изданная на двух языках, увидела свет. Удалось также издать аудиоприложение к ней.

— А кому бы вы рекомендовали прочитать эти сказки?

— К сожалению, тираж книги небольшой — всего тысяча экземпляров. Все они разошлись по библиотекам Дальнего Востока и Восточной Сибири, в первую очередь северных сел, где живут аборигены. Сборник сказок «Золотая нить» мы подарили музеям, университетам и другим заведениям, где изучают эвенкийский язык. 

Книга послужит прекрасным учебным материалом для детей эвенков, которые изучают родную речь в школах. Материал можно будет использовать для театральных постановок. Хабаровские эвенки уже осуществили постановку сказки «Женщина-радуга» (6+) в своем национальном эвенкийском кукольном театре. Спектакль был впервые показан на телемосте трех регионов — Забайкальского и Хабаровского краев, а также Амурской области, где был презентован сборник сказок «Золотая нить» и принят зрителями на «Ура».

Книга послужит прекрасным учебным материалом для детей эвенков, которые изучают родную речь в школах

Книга послужит прекрасным учебным материалом для детей эвенков, которые изучают родную речь в школах. Фото: Предоставлено автором

Но главное, сказка вхожа в каждый дом жителей северных селений, в каждый чум или палатку оленевода. И если зазвучит на родном языке потомков вечных кочевников, то поможет юным северянам понять и впитать ценности их предков, полюбить свой родной язык. 

— Ваша миссия по сохранению эвенкийского языка понятна, а что побудило вас принять участие в Премии?

— Этот литературный конкурс близок мне, как близок по духу путешественник, исследователь, писатель Владимир Арсеньев, как близок и его проводник в дебрях Уссурийской тайги Дерсу Узала… Я встречала немало таких людей среди наших забайкальских эвенков, охотников и следопытов, знающих северную тайгу как свои пять пальцев. А подавая заявку на участие в конкурсе, всегда в душе надеешься на победу.

— Вы же не собираетесь на этом останавливаться? Есть ли в планах идея для новой книги?

— Я буду продолжать писать о Севере и северянах, о первопроходцах Дальнего Востока. И у меня есть конкретные герои — это мои родители. Они были врачами. Первыми в истории эвенкийского народа — у нас, на севере Забайкальского края. Отец возглавлял районный отдел здравоохранения в Тунгокоченском районе, а мама была главным и единственным в военные годы врачом в этом районе, по площади равном трем Франциям.

Совсем еще девчонка, выпускница Омского мединститута, моталась по глухой тайге верхом на лошади — часто одна, без сопровождения, без ружья, лишь с саквояжем с лекарствами и шприцем. А до Калакана было пять суток езды в одну сторону, до других эвенкийских селений, где ждали ее помощи, — по трое суток. Врач-педиатр по специальности, но ей пришлось овладеть смежными направлениями: принимать роды, оперировать неотложных пациентов, помятых медведем и истекающих кровью, спасать эвенков от инфекционных болезней.

Я очень хочу, чтобы о ее подвиге, о ее самоотверженном труде узнали наши современники. Узнали о судьбе моего отца, попавшего на Дальний Восток в молодости, и прикипевшему к этому суровому краю.


Adblock
detector