Сочинение на тему почему важно помогать тем кому трудно

Добро. как важно в нашей жизни это понятие? как много от него зависит? какую огромную роль играет добро в ежедневном

Добро. Как важно в нашей жизни это понятие? Как много от него зависит?
Какую огромную роль играет добро в ежедневном взаимодействии людей? Ответы на эти вопросы не так трудно, но емки и значимы. Что же такое добро?
Добро – это положительные поступки, слова, действия, которые совершает человек по велению своего сердца, руководствуясь желаниями своей души и внутренними потребностями совершать хорошие поступки. Каждый из нас знает, что такое добро и хочет, чтобы в его жизни добра было как можно больше. Но не все люди готовы творить добро
безвозмездно и искренне. Ведь для того, чтобы делать добро необходимо желание души, а не просто “все делают, и я буду” или же “добро это хорошо, его НАДО делать”. На самом деле, если человек воспитан правильно и его моральные качества преобладают над вредными привычками и эгоизмом, то он будет добрым, а значит, будет совершать положительные поступки.
Настоящее добро делается легко, от чистого сердца. Человек, совершающий добрые поступки не стремится пополнить свою “копилку” добрых дел или же похвалиться, какой он хороший. Добрые поступки делаются и забываются теми, кто их совершает, но они никогда
не пропадают из памяти того, к кому это добро было адресовано.
Я думаю, что на добрых поступках держится мир. Ведь, как многие успели заметить, в последнее время в современном мире, люди стремятся разбогатеть, улучшить свое положение в обществе за счет денег или же каких-то материальных благ. Как правило, у них не получается, потому что нельзя купить счастье, любовь и, конечно же, добро. Такие понятия и искренние чувства не продаются, их можно только заслужить либо подарить другому искренне, от всего сердца.
Добро согревает сердца людей, помогает им в трудные минуты и спасает от деградации души. Именно поэтому мы должны стремиться к добру, совершать как можно больше хороших поступков от чистого сердца. Ведь они очищают наш мир, и вместе с этим обогащают мир окружающих нас людей.
(No Ratings Yet)
Loading…

Похожие сочинения:

Трудно или легко делать добро? (притча о милосердном самарянине) План I. Тема добра и зла. II. Притча о добром самарянине: 1. Случай с иудеем. 2. Моральный выбор прохожих: А) убеждения священника; Б) равнодушие левита; В) помощь самарянина. 3. Равнодушие…
Трудно или легко делать добро? Библия является книгой книг. В ней можно найти ответы на многие вопросы. В виде притч в ней рассказывается о тех или иных поступках человека, о добре и зле, равнодушии и…
Сочинение на тему “Благородство – это желание делать добро” Все мы слышали о славных рыцарях Средневековья: об их подвигах, уме, остроумие, об их неотъемлемой второй половинки: даме сердца. Возникает ли у вас хотя бы какая-то ассоциация со словом “рыцарь”?…
Сочинение на тему: “Твори добро другим во благо” Добро. Что именно означает это понятие? Важны ли добрые поступки для человека? Что означают эти слова “твори добро другим во благо”? Я считаю, что добро должно быть неотъемлемой частью жизни…
Сочинение на тему: “Добро возвращается добром” Быть добрым нас учит семья, воспитание. Это то качество характера, которое не постоянно и всегда зависит от того, что происходит вокруг. Это общее понятие нашей моральности, одна из категорий этики,…
Спешите делать добро Как вы думаете, что такое добро? А что такое зло? Вдоль всей своей истории человечество старается ответить на эти вечные вопросы. Давайте посудим вместе. Мне кажется, что добро в первую…
Сочинение на тему: “Добро и зло” Добро и зло. Две противостоящие друг другу силы, которые существовали всегда. Зло пытается поработить мир, а добро смело и яро с ним борется. Так было всегда. Эта вечная борьба двух…
“Спешите делать добро”. (По произведениям русской литературы ХХ века) Сквозные темы “Спешите делать добро”. (По произведениям русской литературы ХХ века) Кто не вредит и не обидит, И злом не воздает за зло: Сыны сынов своих увидит И в жизни…
Сочинение на тему: Что такое добро? С самого нашего рождения родители учат нас тому, что мы должны быть добрыми ко всем остальным. Этому же учат нас и учителя в школах. Но что, же такое добро? Думаю,…
Сочинение на тему “Добро и зло в сказке Г. Х. Андерсена “Снежная Королева” Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка “Снежная Королева”. Ее любят за то, что главная героиня – простая девочка…
Сочинение на тему: “Зло, добро и художественная деятельность Акутагава Рюноскэ “Муки ада” Тема: Зло, добро и художественная деятельность Акутагава Рюноскэ “Муки ада” Творчество зла Когда человек талантлив, говорят, что он отмечен Богом, что мастерство дано ему свыше. Но так ли это на…
Сочинение на тему: “Можно ли научиться доброте” Доброта. Это качество всегда ассоциируется с чем то светлым. Для меня доброта – высокое, жертвенное чувство, которое толкает человека на благонравные поступки. Люди, движимые этим поступком, имеют очень большие сердца,…
Сочинение на тему: “Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы хотеть того, что делаешь” Все мы люди и все мы всенепременно стремимся к счастью. Состояние счастья описывается поэтами, о нем слагают произведения, о нем мечтают и уходят из этого мира с такой мечтой. Любой…
Что несут Воланд и его спутники миру :зло или добро? …так кто ж ты, наконец? -Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Фауст Гете. События в начинаются. В столице появляются сатана и его свита. Главным…
Сочинение “Трудно ли быть настоящим другом?” Друзья бывают разные. Наверняка у каждого человека есть приятели, хорошие знакомые – но настоящий друг у всех один. Трудно ли быть таким другом? Конечно, почти каждый смог бы стать приятелем,…
Сочинение на тему: “Быть способным на поступок” Невзирая на то, что обычно жизнь человека исчисляют годами, месяцами и днями, думается, что наиболее важным индикатором того, что человек действительно жил, являются его поступки. Чтобы жить хорошо и счастливо,…
Сочинение на тему: “Проблема борьбы со злом” “Добро всегда побеждает зло”, – эти слова нередко встречались каждому из нас. Ведь с самого раннего детства нас учат совершать только хорошие поступки и остерегаться злых, потому что они разрушают…
Трудно ли быть милосердным В данном сочинении я постараюсь ответить на довольно актуальный вопрос среди современного общества -“Трудно ли быть милосердным”. Любой индивид хоть раз в жизни наверняка попадал в такую ситуацию, где милосердие…
Живут лишь те, кто творит добро “Человек по природе своей добр”, – сказал кто-то из великих. Но почему же он совершает злые дела? В народных сказках добро торжествует, зло наказано, а в жизни часто оказывается совсем…
Пословицы и поговорки про добро – зло Цитаты, афоризмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки Добро – зло Высказывания и афоризмы о добре и зле Чем нравом кто дурней, Тем более кричит и ропщет на людей, Не видит…
ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” критика назвала “закатным романом” писателя. Этот роман – попытка ответить на вечные вопросы…
Сочинение на тему: “Действие права повелевать, запрещать, разрешать, наказывать” Основой для стабильной жизни любого общества является право. Функций у этого явления достаточно много, и чтобы понимать, как оно работает, следует проанализировать большую часть из них. Право являет собой неотъемлемую…
Сочинение на тему: “Способна ли природа воспитать человека?” Природа всегда ассоциируется с чем-то прекрасным. Многие люди искусства в своих творениях восхваляют ее красоту. Как же природа способна воспитать человека? Порой мы забываем, что природа – самое удивительное и…
Сочинение на тему: “Цена жизни” Задумывались ли вы о том, насколько дорога жизнь каждого человека? Если нет, то задумайтесь, а если да, то вы согласитесь с нижеописанной информацией. Оценить жизнь невозможно, ведь ее нельзя ни…
Сочинение на тему “Что такое зависть” Все мы за свою жизнь сталкивались с таким чувством, как зависть, и все когда-либо да завидовали кому-нибудь другому. Зависть – это, одно из наихудших качеств человека. Завидуя, люди способны совершать…
ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро… Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном…
Добро и зло в сказке Маршака “Двенадцать месяцев” Сказка “Двенадцать месяцев” рассказывает нам о девушке “падчерицы”, которая мне очень сильно симпатизирует. Маршак изобразил главную героиню сказки очень доброй и приветливой девочкой, чем пользовались другие негативные герои. В качестве…
Сочинение на тему: “Призвание это…” У каждого человека есть то, для чего он рожден, иными словами, у всех есть какой-то талант. Конечно, у людей много талантов, не все из которых раскроются. Но один особенный талант,…
Сочинение на тему: Что такое совесть? Все мы появляемся на этот свет со своим, непохожим на другие внутренним голосом, который всегда подсказывает нам, что делать в сложной ситуации, как правильно себя вести. Именно он отделяет и…
Добро и зло в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова Вероятно, каждый, кто читал “Мастера и Маргариту” М. А. Булгакова, называет этот роман если не любимым, то одним из самых любимых литературных произведений из всех когда-либо прочитанных. Эту книгу знают…
Сочинение на тему: “Трудно ли делать добро”

«ЗАВТРА». Владимир Борисович, 19 августа этого года в Ярославле, на открытии XXIX Международного фестиваля искусств «Преображение» прозвучала ваша оратория «Под стягом Александра», посвящённая 800-летию Александра Невского. Князя Александра Ярославича почитают все русские люди, но тем не менее, чтобы сочинить ораторию, нужно было какое-то особое отношение к нему. Или всё-таки дата сподвигла вас к этому?

Владимир ДОВГАНЬ, композитор, заслуженный деятель искусств России, профессор Православного Свято-Тихоновского университета. Здесь несколько факторов. Дата тоже сработала, потому что поводом послужил звонок моего старого товарища, дирижёра Евгения Святославовича Тугаринова. Он предложил мне написать ораторию-действо, посвящённую святому благоверному князю Александру Невскому.

Сначала я отказывался, хотя это очень дорогая для меня фигура, можно сказать, любимый герой с детства, но после кантаты Прокофьева, его музыки к фильму, браться за такую тему было как-то трудно.

Но Тугаринов мою совесть успокоил: «Прокофьев работал с симфоническим оркестром, а ты будешь без оркестра, только хор. И сама идея написать новое сочинение на эту тему принадлежит епископу Феодору Переславскому и Угличскому». Это было в 2016 году. Епископ Феодор, зная, что через пять лет будет 800-летие святого благоверного князя, обратился к Тугаринову, председателю правления Русского Православного хорового общества, с вопросом, есть ли, кроме кантаты Прокофьева, какие-то большие хоровые сочинения, посвящённые Александру Невскому. На что Евгений Святославович ответил: «Нет, но мы можем сделать. И есть композитор, который может написать!» Вот он мне и позвонил.

В общем, я загорелся этой идеей. К тому же она на подготовленную почву упала. Я уже сказал, что Александр Невский — мой любимый герой. И у меня были мысли о нём что-то написать, но как-то рука не поднималась после Прокофьева. Это же дерзость большая! Вроде как: «А не попробовать ли мне после Чайковского взяться за Пушкина?» Но, с другой стороны, всё-таки жанр другой. Тугаринов мне сам очертил, что это будет оратория-действо. Почему действо? Был у нас в XVII веке такой старинный жанр, освящённый церковью. То есть это не чисто театральное действо, но с элементами театрализации, обычно на библейский сюжет.

«ЗАВТРА». Мистерия.

Владимир ДОВГАНЬ. Да, православная мистерия XVII века. И я должен был что-то подобное сделать. Задача очень сложная. Оратории-то я писал, у меня было две оратории, но они не назывались действом. А здесь какой-то элемент театрализации был возможен, хотя это не обязательно, кстати говоря. На премьере мы отказались от театрализации, просто потому что это было трудно организовать. Но всё-таки у нас есть партии, олицетворяющие конкретных героев.

«ЗАВТРА». Упомянутый вами Прокофьев писал для фильма Эйзенштейна «Александр Невский», и там был сценарий, созданный в глобально символическом ключе противостояния двух культур, двух цивилизаций. Это один из самых православных фильмов в истории кино, что само по себе удивительно и потрясающе! Но тема Александра Невского имеет и исторический контекст. Вы учитывали какие-то исторические моменты, кроме символических, образных?

Владимир ДОВГАНЬ. Конечно! Я всегда увлекался историей. Не только русской, вообще историей, но история русская для меня была тем, чем я болел… И у меня были уже сочинения на исторические темы. Например, Третья симфония была посвящена святому благоверному князю Михаилу Черниговскому. И опера «Пожар московский», которая целиком не была поставлена, но финал на исторической сцене Большого театра исполнялся-таки в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном.

Так что историческая тематика мне близка. К тому же, когда я стал собирать материалы, то убедился в том, что фигура Александра Невского несмотря на то, что это самый признанный у нас герой, святая фигура для большинства, для кого-то является своего рода мишенью, в которую пускались и пускаются стрелы, часто отравленные. Я об этом и раньше слышал, конечно, но когда посмотрел в интернете, с ужасом обнаружил, что это принимает уже какие-то грубые и пошлые формы.

Тут у меня даже задор появился, полемический. Если вы говорите, что это чистый миф, мол, «ну, есть у вас миф о герое, а на самом деле никакой он не герой, человек он был плохой» и так далее, то я должен тогда людям показать правду, дать фактический исторический материал.

Наверное, я даже впал в какую-то крайность. Потом мне Тугаринов говорил: «У тебя же получается историческая лекция, а не текст оратории». Я говорю: «Ты прав! Надо сокращать и что-то переделывать». И сократил, причём такие вещи, которые мне очень не хотелось сокращать. Но я понимал, что дирижёр прав, нельзя утяжелять. Жанр оратории разрешает использование прозаического текста, читаемого, но он должен быть очень ёмким и кратким. И вот я ужал. Но несмотря на это совершенно справедливо Николай Петрович Бурляев, который, к счастью, взялся за то, чтобы прочитать этот текст, сказал: «Знаете ли… Всё-таки немного похоже на газетный текст». Я бы не сказал, что это назидательность, просто много сухой информации.

«ЗАВТРА». А на какие исторические источники вы опирались?

Владимир ДОВГАНЬ. Сначала, как дирижёр меня направлял, я хотел в основном представить героя как русского святого и опираться на его житие. С этого я начал. Но потом понял, что нужно всё-таки давать историю, и не только летописи, что обязательно, но и те факты, которые раскопали историки, и свести всю эту мозаику воедино.

Когда я встречался с епископом Феодором, он сказал, что не надо делать это сугубо церковным произведением. Это должно быть произведение для широкой публики, а не только для воцерковлённых. И даже для тех, кто вообще далёк от православия. Я и сам об этом думал, но для меня было важно, что епископ, который был инициатором создания сочинения, об этом сказал.

Мало того, он мне даже дал некоторые задания. Когда я ему показал набросок либретто (а мне пришлось самому писать, с большими трудностями, поскольку я пытался с писателями договориться, но у меня не получилось), епископ попросил добавить какие-то фрагменты. Например, посвящение в витязи четырёхлетнего Александра отцом и боярами. Пришлось искать этот материал, очень интересный, кстати.

И ещё он меня попросил отразить опасность возрождения язычества. У меня противостояние католического Рима и русского православия, естественно, было отражено, а о язычестве ничего не было. И я обратился к образу князя Михаила Черниговского — недавнего соперника отца Александра. Когда Михаила Черниговского вызвал в Орду хан Батый, князь отказался совершать языческие обряды и поклоняться идолам, за что был зверски убит. Я ввёл рассказ о подвиге Михаила Черниговского в сюжет, и это органично в него вплелось, хорошо рисуя эпоху.

В литературном тексте оратории есть и то, что в музыке не отражено. Например, походы Александра Невского после его знаменитых битв. Об этих походах мало известно широкой публике, и иногда даже складывается впечатление, что были только две битвы…

«ЗАВТРА». Невская битва и Ледовое побоище.

Владимир ДОВГАНЬ. Да! А дальше тишь да гладь, и только переговоры с Ордой. На самом деле было много походов в противостоянии Литве и скандинавским державам, Норвегии и Швеции.

«ЗАВТРА». Вообще конфликт, противостояние лежит в основе любого произведения. А как в оратории отражён образ врага?

Владимир ДОВГАНЬ. Надо сказать, что в своём творчестве, обращаясь к истории, я избегал создания образа врага. Почему? Во-первых, считаю, что это не дело музыки — заниматься созданием образа врага. Но иногда избежать этого просто невозможно! Вот, скажем, за симфонию «Михаил Черниговский» меня даже упрекали некоторые критики, что я чуть ли не межнациональную рознь разжигаю между русскими и монголами. На что я отвечал, что это исторические события…

«ЗАВТРА». Но рознь-то была!

Владимир ДОВГАНЬ. Да! Но в симфонии нет никакого шовинизма и национализма.

«ЗАВТРА». Выходит, тогда и Шостакович в «Ленинградской симфонии» разжигает национальную рознь?

Владимир ДОВГАНЬ. То есть, это странно поставленный вопрос. А во-вторых, в симфонии у меня основная тема — образ Михаила Черниговского. И эта тема модифицируется: то превращается в какие-то благородные темы, то в темы зла. И в первую очередь это преодоление зла в самом себе. Вот главная задача христианина! Но битв я там не изображал.

Я хотел показать, как человек преодолел самого себя. Всю жизнь князь Михаил Всеволодович боролся за власть: то за Киев, то за Новгород. И в конце концов он сбросил с себя великокняжеский плащ и отрёкся от славы земной, взыскуя Славы Небесной. То есть он пошёл на смерть сознательно. Батый обещал сохранить его власть в Чернигове, если он признает и соблюдёт все языческие обряды. И ведь другие князья это делали. Но, во-первых, духовник Михаила Черниговского благословил его на подвиг, а во-вторых, он сделал для себя какой-то внутренний выбор. Он решил преодолеть то, что было, вообще-то, ловушкой для князей. Ведь их не только заставляли поступиться совестью христианина, но и сталкивали в братоубийственной борьбе ради сохранения личной власти. И Михаил Черниговский от этой власти отказался. Поэтому у меня в симфонии нет образа врага, а есть борьба с самим собой.

Но в оратории, посвящённой Александру Невскому, отказаться от изображения врагов было невозможно. У меня центральная часть называется «Битва». Это хоровая сцена. Кстати, посредством хора изобразить битву почти невозможно. Тем не менее я решил это сделать. Нарочно не вводил никакие инструменты, хотя в оратории в целом я использовал барабаны (том-томы) в интермедиях. В хоровом номере я использовал барабаны только один раз, при изображении гибели Михаила Черниговского. Там барабаны создают атмосферу языческого злодейства. Причём среди этих язычников тот, кто отрубил голову князю, — свой, недавний черниговский, северский человек (Северская земля входила в Черниговское княжество). Он отрёкся от христианства, стал язычником и убийцей Михаила Черниговского. Правда, Карамзин считал, что это из милосердия, чтоб прекратить мучения, но это другой вопрос. Главное, что он был одним из убийц.

«ЗАВТРА». Возможно, он этим хотел доказать, что он больший язычник, чем сами язычники. И в наше время среди эмигрантов, покинувших Россию, тоже есть такие, которые хотят доказать, что они — люди Запада гораздо больше, чем коренные жители.

Владимир ДОВГАНЬ. Так вот, в изображении битвы русских воинов и западных рыцарей я опирался, с одной стороны, на традиции русской православной музыки: знаменный распев и другие старинные распевы. Кстати, так же, как и Прокофьев, я не пытался точно воссоздать русскую музыку XIII века, но не потому, что я Прокофьеву подражал, а потому, что понимал неслучайность выбора великого композитора: современная публика это не восприняла бы. Конечно, я использовал старинные интонации знаменного распева, но обработал их в таком контексте, который современным человеком воспринимается как русская старина.

С другой стороны, для изображения рыцарей и их пехоты буквально перенести западную музыку XIII века — тоже не подействовало бы. Поэтому я взял оттуда некоторые ритмические, интонационные формулы и обострил их, как бы увеличил, как в увеличительное стекло.

И вот ещё на чём сыграл: я с самого начала знал, что у меня будут церковнославянский язык и латынь. Тут, как говорится, изобретать ничего не надо. Русские во время битвы у меня поют тексты псалмов, они очень удачно легли, и мне даже не надо было ничего придумывать. А латынь? Поскольку для русского человека крестоносцы не веру христианскую несли, а смерть, разрушения, то я заставил этих рыцарей произносить не слова молитвы, а некоторые латинские изречения о страхе, смерти, и это как заклинание звучит.

«ЗАВТРА». Это верно. Я в своё время вслух читал начало «Записок…» Цезаря о Галльской войне: «Gallia est omnis divisa in partes tres, quarum unam incolunt…» Очень впечатлялись люди и думали, что это страшные заклинания.

А как прошла премьера оратории? Что стояло на пути к ней? Ведь подобная постановка, мне кажется, крайне сложна. Как вы вообще смогли это сделать?

Владимир ДОВГАНЬ. Трудностей было очень много. Во-первых, я писал в расчёте на определённые коллективы, там должен был быть не один хор, а несколько. Но пока я писал, возможность работы с этими коллективами улетучилась. Пришлось менять в расчёте на другие составы. У меня детский хор участвовал в двух номерах. А на премьере детского хора не было, поскольку из-за ковидных условий у нас не было возможности привлекать детей. Поэтому пришлось дирижёру их как-то заменять. Но так как всего два номера, это не смертельно. А до этого, за полтора года до премьеры, меня, наоборот, просили, чтобы я увеличил количество номеров с детскими хорами, потому что тогда с ними была возможность работать. Но я от этого потом отказался, так как это было достаточно случайно, необязательно.

В результате менялись составы, велись долгие переговоры, но кончалось всё… обрушением. То есть несколько проектов обрушилось. В итоге сам дирижёр мне позвонил в начале сентября прошлого года и сказал: «Володя, я не смогу!» (он весной тяжело переболел ковидом), «… у меня просто сил не хватит на такой гигантский проект. Но помогать тебе буду!»

И Евгений Святославович Тугаринов действительно продолжал мне помогать. Он очень много сделал. Он помог найти дирижёра Владимира Викторовича Контарева, профессора Московской консерватории. Владимир Викторович взвалил на себя всю организационную и творческую работу. Тугаринов его знал хорошо, он даже когда-то учился у него в консерватории. И рекомендовал мою музыку, что имело значение, поскольку мы с Контаревым не были знакомы.

«ЗАВТРА». Хотя, казалось бы, общая среда…

Владимир ДОВГАНЬ. Да, а вот не были… Я просто знал, что есть такой хороший дирижёр, и он тоже обо мне что-то слышал.

Тугаринов ещё очень помог тем, что договорился с Бурляевым, а участие в премьере такого большого артиста, как Николай Петрович, имело огромное значение. Вообще Тугаринов не только прекрасный дирижёр, но и замечательный организатор, потому что договариваться и обзванивать людей — это большая и сложная работа. А я уже шёл по проторённой дорожке. Так что, спасибо всем, кто мне помогал. И, конечно, огромная благодарность Владимиру Викторовичу Контареву, художественному руководителю и главному дирижёру хоровой капеллы «Ярославия».

Этот хор на уровне лучших московских, ничуть им не уступает. Виртуозный хор, в прекрасных русских традициях, исполняет много русской музыки. И ведь я написал сложное произведение. Тугаринов меня даже за это поругивал и просил, чтобы я что-то упростил. Но, в общем, мы исполнили вариант не упрощённый, а самый, так сказать, бескомпромиссный, сложный вариант. Хор справился очень хорошо.

Конечно, в первом исполнении, может быть, не всё стопроцентно получилось так, как я задумывал. Тем более, что я присутствовал только на последней, генеральной, репетиции в день концерта. Естественно, менять какие-то темпы было уже поздно. Но в целом исполнение было очень удачным. Ярославские СМИ писали, что публика приняла сочинение восторженно, что было приятно.

И власти ярославские отнеслись к нам очень хорошо. Это было открытие фестиваля, и тема такая, святая для всех. Всё вечернее время, с 19 часов, ярославское телевидение отдало концерту: показали не только ораторию, но и вступительные слова, и вручение наград и дипломов после концерта — всю церемонию. Такого внимания к музыке я не видел с далёких 1980-х годов. Это уже забытое явление… Так что спасибо ярославцам, всем, за такое доброе отношение и к музыке, и к композиторам! Чувствовалось, что и хору музыка близка, они всё через себя пропустили.

Хочу поблагодарить также солистов и музыкантов. Это лауреаты международных конкурсов Алина Яровая (сопрано), Яна Чернятина (меццо-сопрано), Александр Суханов (баритон), Родион Васенькин (бас), лауреат премии «Национальное достояние России» Ольга Алексеева (гусли), дипломант Всероссийского конкурса Марфа Никитина (гусли), заслуженный артист России Владимир Попов (ударные), лауреат международных конкурсов Анна Попова (ударные). И особая благодарность народному артисту России Николаю Петровичу Бурляеву за художественное слово. Также хочу отметить, что название оратории — «Под стягом Александра» — предложил епископ Феодор, ныне митрополит Волгоградский и Камышинский.

«ЗАВТРА». Владимир Борисович, спасибо за беседу!

Пользуясь случаем, приглашаю всех на московскую премьеру оратории-действа в честь 800-летия Александра Невского, которая состоится 15 января в Московском Доме музыки.

На фото: мемориальный комплекс «Князь Александр Невский с дружиной», установленный на берегу Чудского озера 11 сентября 2021 года Российским военно-историческим обществом при поддержке Министерства обороны РФ. Скульпторы Виталий Шанов и Дарья Успенская, архитекторы — Константин Фомин и Дмитрий Смирнов.

На чтение 19 мин. Просмотров 6 Опубликовано

Сочинение-рассуждение на тему «Почему важно уметь прощать?» с аргументами из произведений Л.Н. Толстого «Война и мир» и Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Прощение — это проявление великодушия и огромной жизненной силы человека. Этими качествами наделен далеко не каждый. Всегда легче следовать порокам и низменным потребностям, чем воспитывать в себе глубокую нравственность и человечность. Легче и встать на путь мести, чем суметь простить и отпустить причиненную обиду или боль. Но желание мести не может быть оправдано. Месть и злорадство поедают душу человека изнутри и все его моральные принципы. Важно уметь прощать. Только великодушие имеет смысл.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

В произведениях отечественной классики нередко поднимаются темы мести и великодушия. Обычно и то и другое читатель может заметить в одном герое. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» раскрывает эту проблему на примере персонажа Андрея Болконского. Его возлюбленная Наташа Ростова совершила бесчестный поступок — поддалась страсти и увлеклась молодым повесой Анатолией Курагиным.

Узнав об этом, Болконский приходит в ярость. Чувства одолевают его, и герой решительно настраивается отомстить Курагину убийством. Однако в нужный момент он направляет негативные помыслы в правильное русло. Патриотизм Болконского вынудил его сражаться за свою Отчизну. Он получил в бою смертельное ранение и в последние минуты своей жизни понял смысл великодушия: любви и прощения достоин даже враг.

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» прекрасными качествами наделена Соня Мармеладова, дочь бывшего чиновника и пьяницы. Сердце и душа девушки полны прекрасных порывов и великодушия. Она жертвует девичьей честью ради прокормления семьи и ни капли зла не держит на горе-отца. Героиню настолько переполняет чувство любви ко всем живым, что она готова простить даже самого негодного и бесчестного человека. К каждому она проявляет сострадание и каждого пытается понять.

Она прощает и поступок Раскольникова, благодаря чему он избавляется от чувства вины, раскаиваясь в совершенном преступлении. Благодаря вере в человека, способности любить и прощать, понимать и сострадать, Соня Мармеладова обретает свое счастье и делает счастливым даже убийцу.

 Важно уметь прощать. С прощением человек обретает душевную свободу и спокойствие. Счастлив тот, кто полон великодушия. И бесконечно страдает тот, в ком злоба и желание мести съедают душу.

Автор: · 15.10.2020

Многомудрый Литрекон представляет два варианта итогового сочинения по направлению «Я и другие» на тему: Почему важно уметь прощать? Аргументы он взял из произведений «У войны не женское лицо», «Война и мир», «Гроза», «Тихий Дон».

Вариант 1

(565 слов) Вокруг нас происходит немало жестоких, бесчеловечных и аморальных инцидентов, которые заставляют нас замкнуться в себе и возненавидеть весь мир. Если бы мы не умели прощать, жизнь была бы невыносима. Человек должен отпускать обиду и возвращаться к мирному настроению, иначе он разочаруется во всем, что его окружает, или же доведет окружающих до нервного срыва. Примерами, подтверждающими эти утверждения, богата русская классика.

Так, если бы семья Катерины из драмы А.Н. Островского «Гроза» смогла простить ее за адюльтер, то она, быть может, не совершила бы самоубийство в финале книги. Из доброжелательной и вольной атмосферы родного дома героиня попала в дом Кабанихи, где цвели пышным цветом тирания и самодурство. Марфа Игнатьевна не приняла невестку: осыпала ее упреками и жалобами, грубила ей и считала, что только страх упорядочивает жизнь в кругу близких. Тихон не заступался за жену, ведь сам боялся матери. Как мы узнаем из финальных явлений, за пределами Калинова он находил себе развлечения на стороне и часто выпивал. Но молодая женщина всем сердцем жаждала любви и ласки. Все это она нашла только за пределами дома — в объятиях Бориса, племянника купца Дикого. Однако мысли о греховности этой связи преследовали героиню днем и ночью. Она решила признаться в содеянном и больше не таить свою любовь. Конечно, Катерина надеялась, что убежит из Калинова с Борисом, что узаконит свои отношения с ним, но юноша струсил и выбрал наследство от дяди, а не избранницу. Это разочарование в чувствах было, тем не менее, не самой большой проблемой Катерины. Дома ее избивали, оскорбляли, унижали за измену. Даже обманутый муж жалел супругу — настолько жалко она выглядела. Однако это не мешало ему бить жену и по-прежнему терпеть деспотизм матери. Кабаниха угрожала девушке и всячески изводила ее. В итоге Катерина совсем отчаялась найти в жизни счастье и утопилась. Если бы свекровь и муж нашли в себе силы простить героиню, этой трагедии удалось бы избежать. Их гнев и нетерпимость были последней каплей, переполнившей чашу терпения Катерины.

Прощение нужно не только тому, кто согрешил, но и в большей степени тому, кто обижен. Это доказывает пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский был помолвлен с Наташей Ростовой, но по требованию отца отправился за границу, чтобы немного повременить со свадьбой. Во время его отсутствия за барышней начал ухаживать Анатоль Курагин, которому хотелось соблазнить девушку. Она влюбилась в него и согласилась на побег, не зная о подлости юноши. План сорвался, однако о поступке Ростовой узнали в свете. Более того, еще раньше она сама разорвала помолвку. Болконский узнал об этом и очень сильно обиделся на невесту и ее кавалера. Он поклялся себе отомстить Анатолю, а Наташе вернул все письма и подчеркнутой презрительностью отказался от встречи с нею и предложения Пьера простить ее. Князь Андрей сильно мучился от своей же обиды. Негативные чувства и мысли сделали его суровым, замкнутым, разочарованным в любви человеком. Даже на войне он грезил о поединке с Курагиным. Но в госпитале он увидел искалеченного Анатоля и простил его, а потом судьба свела его с Наташей, и Андрей снял с души камень ненависти, простив и ее тоже. Он умер счастливым в окружении любви и понимания.

Прощение дает людям возможность вновь довериться окружающим и вернуть себе позитивное настроение. Оно же помогает нам сохранить браки и семьи. Без него человек обрекает себя на груз ненависти и злости, а своих близких — на обострение чувства вины, которое может довести слабого человека до полного отчаяния. Таким образом, прощение — это клей, с помощью которого мы восстанавливаем разбитые произведения искусства: любовь, дружбу, семью.

Вариант 2

(471 слово) Человеку важно уметь прощать, потому что только великодушие противостоит ненависти, вражде и мести. Если мы не научимся контролировать свои чувства и идти на компромиссы, то мы не сможем гармонично существовать с другими людьми в одном доме, на одной улице, в одной стране и даже на планете Земля. Без прощения не будет мира во всем мире. Доказательства этого утверждения мы находим в литературе.

Например, Светлана Алексиевич в книге «У войны не женское лицо» собрала многочисленные свидетельства того, что наш многострадальный народ смог простить оккупантов и не ответил им такой же волной насилия, которую они обрушили на наши города и села. Ефросинья Григорьевна Бреус, военный врач, вспоминала, как наши солдаты кормили пленных немцев, которые очень хотели есть. Со снабжением случались перебои, и многие бойцы сами нуждались в еде, но они не могли морить других людей, даже врагов, голодом. Они обделяли себя, но делились с теми, кто еще недавно шел на них с оружием. При этом они упрекали медсестер, которые тоже делились припасами, но сами отказать не могли: «Вот вам душа русского солдата. Они осуждали нас, а сами дали хлеба, да еще каши, и только тогда, когда заправили салом». Видимо, в этом великодушии и заключалась нравственная победа советского народа над фашизмом. Прощение победило войну, ведь если бы они начали тогда мстить, битвам и кровопролитию не было бы конца.

Но далеко не все люди способны простить своего врага, поэтому вооружённые конфликты принимают затяжной характер. Такую ситуацию мы видим в романе-эпопее «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Мишка Кошевой и Гриша Мелехов были закадычными друзьями, но со временем их пути разошлись. Кошевой стал убежденным коммунистом и служил в Красной армии, а Мелехов не мог определиться с идеологией. Его взгляды соответствовали большевистской системе ценностей, он мечтал о свободе, равенстве и братстве. Но в нем были сильны и другие чувства: Григорий не хотел раздела казацких земель и национализации всего хозяйства. Поэтому он метался между двумя сторонами и не мог выбрать себе дорогу по совести ни в одной из армий или рот. Когда к власти пришли «красные», Мелехов оказался в первом ряду неблагонадежных казаков. Ему припомнили его прошлое и пригрозили арестом. Сам же Михаил Кошевой написал донос начальству, чтобы взять бывшего друга под стражу. Драматизм истории заключается в том, что он был еще и мужем сестры Мелехова! Он так и не смог простить Григория за его метания, как и новая власть не смогла принять оступившихся людей. Месть в масштабе страны породила политические репрессии, которые сделали несчастными миллионы граждан СССР. А если бы красные командиры амнистировали и помиловали отступников, то лояльность народа к партии была бы гораздо больше, и жители СССР жили бы намного лучше.

Таким образом, прощение необходимо для того, чтобы оставить все негативные явления в прошлом и начать настоящее с мира, отзывчивости и доброты. Только тогда у страны и народа появится великое будущее, в котором не будет мести, жестокости и насилия. Именно прощение дает провинившимся людям шанс на исправление.

Команда Литероведа предлагает сочинение на тему «Почему важно уметь прощать» в двух вариантах с аргументами из русской художественной литературы для подтверждения своих мыслей. Для выпускников 11 классов работа послужит примером написания итогового сочинения по направлению «Разговор с собой».

Содержание

Вариант 1.

«Как хорошо уметь прощать», – хочется сказать, перефразировав строчку известного стихотворения о чтении. Задумывался ли кто-либо о том, почему важно уметь прощать? По-моему, это умение очень важное и нужное. Оно освобождает сердце от злобы, ненависти, жажды мести для чистых и искренних чувств: великодушия, доброты, радости. Немало примеров для подтверждения этой мысли можно найти в произведениях художественной литературы.

В романе А.С. Пушкина «Дубровский» повествуется о ссоре двух старинных друзей: Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Она привела к тому, что Троекуров, влиятельный барин, отсудил имение у Дубровского, у которого не было ни связей, ни достаточного богатства. Суд вынес решение передать имение Кириле Петровичу, а Дубровский, не выдержав этой несправедливости, умер. Его сын Владимир, оставшись без отца и без дома, решил отомстить обидчику родителя и под именем Дефоржа, француза-гувернера, проник в дом к Троекурову, где он обдумывает, как страшнее отомстить человеку, который свел его отца в могилу, а его лишил даже скромного угла, оставил ни с чем. Пока он вынашивал план мести, случились невероятные изменения. Владимир влюбился в дочь Троекурова Марью Кириловну, а девушка ответила ему взаимностью. Ради нее младший Дубровский отказывается от своего замысла и всем сердцем прощает врага. Вместо черной ненависти и мести его душу наполняет нежное чувство любви к тихой и скромной девушке. Дубровский понимает, что, если он причинит зло отцу любимой, ей придется испытать те же чувства, что и ему, когда он потерял своего отца. Поступить так жестоко с ней он не смог. Любовь учит человека важному умению – прощать, которое, освобождая душу от ненависти, позволяет человеку жить в радости и в гармонии с собой.

Умение прощать примиряет людей, помогает им понять друг друга, облегчить страдания.  К таким выводам можно прийти, читая  поэму «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова.  В поисках счастливого человека странники пришли к Матрене Тимофеевне Корчагиной, прозванной в народе Губернаторшей. Она рассказывает о своей непростой жизни. В девушках ей жилось счастливо у родителей, а после замужества попала она «из девичьей холи в ад». В семье мужа ее невзлюбили, старались обидеть, задеть, оскорбить, а защитить ее было некому, так как муж много времени проводит на заработках. Огромной радостью для нее стало рождение первенца, сына Демушки. Во время полевых работ Матрена Тимофеевна вынуждена была оставлять его со старым дедом Савелием, который однажды не уследил за мальчиком, и его съели свиньи. Страшным горем это событие стало для матери, даже спустя десятилетия ей непросто рассказывать о тех страшных днях странникам. Савелий не мог смотреть в глаза женщине и ушел в Песочный монастырь, однако спустя несколько лет, когда они вновь встретились на могиле мальчика, Матрена Тимофеевна простила Савелия и забрала к себе жить. В ее образе сочетаются такие качества, как трудолюбие, решительность, смелость, верность, честность, жертвенность и умение прощать, поэтому она и не смогла поступить иначе.  Простив смерть Демушки, она облегчила душу старику и себе тоже, а это было очень важно для них обоих. Матрена Тимофеевна сумела понять, насколько важно ее прощение не только для старого человека, но и для нее самой.

Проанализировав произведения русской литературы, мы приходим к выводу, что человеку нужно уметь прощать, чтобы не копить в душе негативные чувства, не отравлять ими свою душу, а жить в радости и гармонии с собой и со всем миром.

Вариант 2.

«Почему важно уметь прощать?» Этот непростой вопрос мы каждый раз задаем себе, когда встаем перед выбором отомстить или забыть об обиде, когда размышляем о смысле жизни или заглядываем в свою душу, словно проводим там ревизию человеческих качеств. Многие классики русской и зарубежной литературы считают, что умение прощать очень важно и необходимо для человека. Оно характерно для людей великодушных, сильных, желающих жить в мире и гармонии.

Произведение А.П. Платонова «Юшка» знакомо многим читателям. Главный герой произведения – человек простой, добрый, беззащитный. Он был невысокий, худой, бедный. Юшке было сорок лет, но выглядел он старше, так как болел чахоткой, которая сделала его физически слабым. Он плохо видел, глаза его были всегда влажны, будто в них были невысохшие слезы. Ходил Юшка всегда в одной и той же одежде, которая за долгие годы сильно износилась, но хозяин не обращал на это никакого внимания. В городе все знали этого незлобного, скромного человека, и все жители от детей до пожилых старались обидеть его, поглумиться над ним, выместить на безответном человеке свою злобу. Ребятишки бросали в него камни, землю, а взрослые обижали грубым словом или поднимали руку. Но Юшка всегда терпел, никогда и никому он не ответил грубо, со злостью. Он умел прощать людям непонимание, бесчеловечность, жестокость. Его душа оставалась чистой, словно вода родника, словно он давно уже знал простую истину: душа и мысли человека должны быть чище, чем его лицо и тело. Умение по-доброму относиться к людям, прощать им наделяло героя внутренним зрением и огромной силой. Он видел и замечал то, что не замечали другие и мог выносить разные житейские лишения и тяготы.

Но жизненные примеры и литературные произведения говорят о том, что есть люди, которые не умеют простить, понять другого, даже близкого человека. Часто это непонимание и неумение простить приводит к трагедии. Героиня романа «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина знакома многим читателям. Арина Петровна – женщина властная, расчетливая, жадная. У нее четверо детей, но особых материнских чувств она не испытывает к ним, так же, как не испытывает любви к своему мужу. Она считает своих домочадцев обузой, не доверяет никому из них. Автор не наделяет свою героиню никакими положительными чертами: она скупая, склочная, суровая барыня, не умеет понять тех, кто рядом с ней. Она требует от детей полного послушания, а тех, кто посмел поступить по-своему, зло проклинает. Арина Петровна не умеет выслушать, понять и простить. Сына Степана она не прощает за то, что тот растратил свой капитал, нищенствовал, а потом вернулся к маменьке в Головлево. Она проклинает свою дочь Анну, на которую имела большие виды, но та из-под материнской опеки сбежала с корнетом, который бросил ее через некоторое время с маленькими дочерьми-близнецами. Ни разу она не выслушала ни сыновей, ни дочь, не постаралась понять их и тем более простить. Это привело к трагедии: один за другим умирают сыновья Степан и Павел, дочь Анна. Обманутая сыном Иудушкой, Арина Петровна остается одна и умирает. Неумение находить компромисс, сочувствовать, дарить тепло своей души, прощать не позволяет жить спокойно, отравляет жизнь человека.

Таким образом, произведения художественной литературы позволяют нам сделать вывод о том, что умение прощать очень важно для каждого, так как оно очищает душу человека, делает его благороднее, чище и выше других, а также наделяет огромной силой, благодаря которой он может вынести все житейские тяготы.

Дополнительные материалы

Дополнительные материалы для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Разговор с собой” можно найти  в разделе сайта «Банк аргументов».

Кого из нас не обижали? Кто не обижал сам? Таких людей просто нет. Отличает нас друг от друга иное — умение или неумение прощать. «На обиженном воду возят» — в этой пословице показано негативное отношение к человеку, не способному забывать обиды. Да и самому обиженному тяжело носить в себе свою обиду. Поэтому стоит научиться прощать людей.

Умение просить прощения и прощать — признак сильной личности. Ведь это преодоление своего гнева и признание собственных ошибок.

Прощать обиды необходимо. Когда мы обижены, у нас испорчено настроение, нет улыбки на лице, понижен тонус. А в подавленном состоянии мы сами можем причинить боль. «Прости…». Иногда это слово способно утихомирить самые разыгравшиеся конфликты. Оно способно проникать в самые глубины нашей души, если оно было сказано с искренностью. «Прости»… Сказав это слово, мы словно освобождаемся от оков, которые были столь тягостны. От этого слова в нашей душе утихают все бури, замирают вьюги. И сердце словно оживает от обыденности и печали.

Как научиться прощать? Нужно хотя бы на минуту представить себя на месте обидчика. Ему тяжело, неприятно и обидно за то, что не принимают его извинений. Кроме того, не нужно забывать, что и мы не раз обижали кого-то, чувствовали тревогу, свою вину. Прощать нужно навсегда и от чистого сердца. Если это не так, то значит не было прощения. Если вспоминаешь обиду, то, значит, не простил. Не стоит, если прощаешь, ставить себе это в заслуги. Надо просто забыть.

В художественной литературе есть немало примеров, где звучит тема прощения. Например, в романе-эпопее Толстого «Война и мир». Болконский безумно влюбляется в Наташу Ростову, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда он её кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, весёлая девушка. Наташа не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал её измену. Гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять её. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». Перед нами предстаёт жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе.

Мне кажется, прощать нужно всё и всем, даже предательство друга. Обида и месть разрушают нас. Они могут быть сегодня убедительными, а завтра разрушительными. Вернее, они всегда такие. Приносят лишь минутное удовольствие. У нас нет права судить. Пусть всё рассудит жизнь. Ни к чему держать тяжёлые мысли в сердце. Там должны селиться только светлые, благородные чувства. Прощение – это великодушие. Давайте будем великодушными, и, возможно, мир станет добрее!

28-10-2019, 21:32 —> Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Р.П. Погодина«Витька врал редко, но сейчас, когда новенькая Валя, которая ему так нравилась, смотрела на соперника с уважением, нахмурился и стал придумывать, что бы сказать такое.»Как Вы понимаете значение слова ВЕЛИКОДУШИЕ? Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно уметь прощать?«Исходный текстЧто такое великодушие? Что мы вкладываем в это понятие? По моему мнению, великодушие – это свойство человеческой души, которое проявляется в доброте, отзывчивости, бескорыстии,  но, в первую очередь, в  умении прощать обиды. Умение прощать позволяет человеку не держать злобы в себе, не накапливать ее, тем самым сохранять добро и достоинство своей души. Более того, проявление великодушия является примером и для остальных.Чтобы подтвердить тезис, обратимся к тексту Р.П. Погодина. В нем повествуется о великодушной девочке Вале, которая была незаслуженно обижена Витькой. Он посчитал, что она смеется над ним, его чувствами, потому разозлился и поставил ей подножку. Несмотря на то что она пострадала, она не выдала его, сказав, что «она сама поскользнулась и упала». Тем самым она спасла Витю от отчисления. К тому моменту он  уже и сам осознал свои ошибки, поняв, как глупо поступил. Это можно увидеть в предложении 41. Он глубоко в душе всегда знал, что девочка, в которую он влюблен, великодушна и «не могла поступить по-другому, не могла подставить товарища, не могла допустить, чтобы пострадал тот, кто поступил глупо. Девочка оказалась очень мудрой, она понимала, что в Витьке говорит сиюминутная злоба, что на самом деле он не такой уж и плохой, потому простила его раньше, чем он сам извинился.Пример великодушного поведения показывает нам и Лена Бессольцева из повести В.К. Железникова «Чучело». Лена — добрая девочка, которая не понаслышке знает, что такое несправедливость, потому что сама не раз становилась мишенью для одноклассников, получив обидное прозвище «Чучело». Она простила предателя Диму Сомова, своих одноклассников. Ее великодушие стало уроком для них всех, потому в конце повести, когда она уезжает, Рыжий пишет на доске: «Чучело, прости нас!». Этими словами он выражает общее раскаяние, а у читателя появляется надежда на то, что пример Лены сделал ребят добрее и великодушнее.Таким образом, можно сделать вывод: умение прощать – главный признак великодушного человека. Часто великодушие граничит с мудростью, а поступки великодушного человека учат окружающих поступать правильно.ТЕМА ВЕЛИКОДУШИЕдля написания сочиненияИспользуемые источники:

  • https://sochinyalka.ru/2019/01/pochemu-vazhno-umet-proshhat.html
  • https://litrekon.ru/sochineniya/itogovye/pochemu-vazhno-umet-proshhat-2-varianta/
  • https://literoved.ru/sochineniya/itogovye-sochineniya/sochinenie-pochemu-vazhno-umet-proschat.html
  • http://11ege.ru/sochinenie-rassuzhdenie-na-temu-umenie-proshhat/index.html
  • https://primersoch.ru/sochogerus/86-sochinenie-ogje-93-velikodushie-pochemu-vazhno-umet-proschat-po-rp-pogodinu.html

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Что человек ищет в путешествиях?
2) Почему люди хотят путешествовать?
3) Как путешествия развивают личность?
4) Что человек ищет на своем жизненном пути?
5) Куда ведет жизненный путь человека?
6) Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
7) Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
8) Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
9) Дорога к счастью — какая она?
10) Можно ли идти к цели «по головам»?
11) Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
12) Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
13) Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
14) Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
15) Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
16) Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
17) Как не сбиться с жизненного курса?
18) Что означает фраза «сбился с пути»?
19) Что направляет человека на жизненном пути?
20) Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
21) Какие качества необходимы для первооткрывателя?
22) Какие качества необходимы для путешественника?
23) Чему человек может научиться в путешествии?
24) Как определить свой путь в жизни?
25) Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
26) Как не потерять свою дорогу в жизни?
27) Для чего люди путешествуют?
28) Как путешествовать, не выходя из дома? Что мешает человеку двигаться вперед?
29) Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор?
30) Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу?
31) Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
32) Какой может быть «дорога к себе»?
33) Почему важно самому выбрать жизненный путь?
34) Дорога к себе: взлёты и падения
35) Что значит идти по жизни своей дорогой?
36) Выбор пути как жизненная проблема.
37) Как путешествия обогащают человека?
38) Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
39) Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
40) Какие цели важно преследовать на жизненном пути?
41) Как характер человека влияет на его жизненный путь?

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред.
Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Технический прогресс — зло или благо?
2) Чем опасен технический прогресс?
3) Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
4) Что такое технический прогресс?
5) Как развитие технологий влияет на общество?
6) Как развитие технологий влияет на человека?
7) Как развитие технологий влияет на экологию?
8) Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
9) Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
10) Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
11) Почему люди отстают от цивилизации?
12) Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
13) Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
14) Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
15) Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
16) В чем заключается опасность технократии?
17) Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
18) Для чего необходим прогресс?
19) В чем заключается личностное развитие?
20) Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
21) Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
22) Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
23) Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
24) Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
25) Почему обществу необходим прогресс?
26) Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
27) Какие люди способны стать двигателями прогресса?
28) Как научные открытия влияют на современное поколение?
29) Какие опасности таит в себе технический прогресс?
30) Как повлияло развитие технологий современного человека?
31) Можно ли жить лишь сегодняшним днем?
32) Какие возможности появляются у человека с развитием технологий?
33) С какими вызовами сталкивается человек в современном мире?
34) Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества?
35) Что значит «разумное использование технологий?»
36) Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени?
37) Почему человечество так стремится развивать технологии?

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
2) Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
3) Может ли преступление иметь законное основание?
4) Можно ли оправдать преступление?
5) Какое преступление никак нельзя оправдать?
6) Достоин ли преступник сочувствия?
7) Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
8) Месть — это преступление или восстановление справедливости?
9) Может ли преступление быть справедливым?
10) Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
11) Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
12) Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
13) Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
14) Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
15) Почему люди совершают преступления?
16) Какие преступления нельзя простить?
17) Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
18) Почему люди становятся преступниками?
19) Что мешает человеку преступить закон?
20) Какое наказание для преступника является самым страшным?
21) Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
22) Можно ли оправдать убийство человека?
23) Жестокость по отношению к животным — это преступление?
24) Может ли преступник исправиться?
25) Как бороться с преступностью в обществе?
26) Какие преступления нельзя прощать?
27) Может ли справедливость быть жестокой?
28) Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
29) Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
30) Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
31) Чувство вины — это хорошо или плохо?
32) Что толкает людей на преступления?
33) В чём разница между ошибкой и преступлением?
34) Какую роль играет совесть в жизни человека?
35) Важно ли анализировать свои поступки?
36) Может ли совесть лгать?
37) Возможно ли всегда поступать по совести?
38) К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
39) Всегда ли можно исправить ошибку?
40) Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
41) Можно ли заслужить прощение?
42) Можно ли искупить свою вину?
43) Какие поступки можно считать непоправимыми?
44) Раскаяние в жизни человека.
45) Свобода и ответственность в жизни человека

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
2) Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
3) Как искусство влияет на личность?
4) Способно ли искусство врачевать душевные раны?
5) Магия классической музыки — в чем она заключается?
6) Какой вид искусства Вам ближе и почему?
7) Что лучше: книга или фильм?
8) В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
9) Как музыка влияет на людей?
10) Может ли кино заменить литературу?
11) Может ли кино заменить театр?
12) В чем разница между спектаклем и фильмом?
13) Может ли творчество помочь человеку найти себя?
14) Чему учит читателя классическая литература?
15) Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
16) Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
17) Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
18) Может ли книга помочь разобраться в себе?
19) Может ли чтение быть опасным?
20) Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
21) Какие качества помогает воспитать в себе литература?
22) Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
23) Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
24) Верно ли, что музыка — это язык чувств?
25) Почему люди в 21 веке не перестают читать?
26) Могут ли новые технологии заменить искусство?
27) Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
28) Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
29) Зачем человек слушает музыку?
30) Зачем человек читает книги?
31) Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
32) Может ли книга помочь в минуту отчаяния?
33) Какое произведение искусства Вы можете назвать великим?
34) Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
35) Какое произведение вы бы хотели экранизировать?
36) Какие произведения искусства делают вас счастливым?
37) Какую книгу вы бы прочитали своим детям?
38) Кто из современных писателей Вам особенно близок?
39) Какое место литература занимает в Вашей жизни?
40) Чего я жду от новой книги?
41) Книги моего детства.
42) Способна ли книга сделать человека лучше?
43) Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?
44) Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
2) Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
3) Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
4) Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
5) Кто счастлив на Руси?
6) Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
7) Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
8) Кому на Руси жить плохо и почему?
9) Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
10) В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
11) Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
12) Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
13) Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
14) Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
15) Что значит «любить Родину»?
16) Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
17) Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
18) Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
19) Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
20) Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства
состоит в сохранении и размножении русского народа»?
21) Верите ли Вы в то, что сказал когда-то Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
22) Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
23) Как научиться ценить свою Родину?
24) Как сделать Россию лучше?
25) Чего не хватает на Руси для полного счастья?
26) Кто виноват в бедах русского человека?
27) Почему люди на Руси страдают?
28) Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
29) Что мешает нам найти счастье на Руси?
30) Какого человека можно назвать патриотом?
31) Что объединяет нас в одну страну?
32) Как нужно относиться к своей Родине?
33) В чем польза и опасность патриотизма?
34) В чем польза и опасность критики России?
35) Какими качествами обладает русский человек?
36) Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?
37) Может ли государство быть справедливым ко всем?
38) Возможно ли всеобщее счастье?
39) Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей?
40) Возможно ли абсолютная справедливость?
41) Почему важно помогать тем, кому трудно?
42) Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
43) Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?

Источник: vk.com

Мы подготовили для Вас несколько сочинений на тему — «Что может разрушить дружбу?» Используйте наши примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.

Сочинение 1

У каждого человека есть друзья, с которыми хочется общаться, устраивать посиделки и просто болтать ни о чем. Однако веселье и беззаботность еще не показатель надежности тех, с кем приятно проводить время. Настоящая дружба обычными приятельскими отношениями не ограничивается.

Случается, что тот, на кого надеешься больше всего, подводит и предает в самую трудную минуту. С таким человеком уже не хочется иметь ничего общего и о дальнейшей дружбе не может идти речи.

Предательство – самый главный враг дружбы. Известно ведь, что “предавший однажды, предаст снова”.
Возможно, человек и будет раскаиваться всю жизнь и жалеть о том, что не устоял перед соблазном устроить карьеру за счет друга или разболтал всем о том, что доверено было только ему. Но былые доверительные отношения вряд ли удастся наладить. Друг может только простить и забыть обиду, но дружбу уже не вернуть.

Разрушительные последствия для самой крепкой дружбы таит зависть. Да, зависть именно таится до поры до времени. До того самого момента, когда друг взлетает по карьерной лестнице, когда у него складываются прекрасные отношения с партнерами по бизнесу, и его дела быстро идут в гору. Очень немногие умеют радоваться успехам других. Зачастую завистливого друга буквально съедают мысли: “почему ему все, а мне ничего, чем я хуже него”. Зависть порождает злобу и недовольство. Появляются необоснованные претензии и упреки к более успешному другу. Из всего этого вырастает стена непонимания, и бывшие закадычные друзья постепенно отдаляются друг от друга.

В худшем случае зависть перерастает в откровенную месть и подлость. Если в твоей жизни все хорошо, очень трудно сразу распознать, кто из твоих приятелей бесконечно предан тебе и кому радостно от твоих достижений. Надо научиться разбираться в людях. Это приходит со временем. Со временем и отсеиваются все те, с кем человеку оказалось не по пути, а остаются самые верные и самые надежные, настоящие друзья.

Сочинение 2

Каждый из нас хочет сохранить дружбу, поэтому все мы нередко задаемся вопросом: «Что может ее разрушить»? Прежде всего, врагами всех доверительных взаимоотношений являются такие пороки, как гордыня, эгоизм, упрямство, трусость и безразличие к чувствам других людей. Те, кто обладает такими чертами характера, не могут сохранить товарищей, что доказывают многочисленные примеры из литературы.

Так, в романе А.С. Пушкина «Дубровский» читатель видит наглядную демонстрацию вреда гордыни и упрямства для товарищеских взаимоотношений. Андрей Гаврилович и Кирила Петрович дружили с юношества и были соседями. Оба героя сблизились, потому что были похожи: проходили службу в армии, рано овдовели, растили детей, любили поохотиться. Но однажды одна роковая случайность рассорила их навсегда: Дубровский сделал замечание, что крестьяне Троекурова живут хуже, чем его собаки для охоты, а псарь ответил колкостью, что иные дворяне живут не лучше. Дубровский потребовал наказать псаря, но Троекуров не стал этого делать. Оскорбленный дворянин удалился и потом нашел способ отыграться: наказал тех людей Кирилы Петровича, которые оказались на его территории. Оба героя с этой поры искали повод задеть друг друга. Оба были упрямы, высокомерны и ни за что не хотели уступать. Каждый из них считал, что смертельно оскорблен, и если бы дворяне были помоложе, то непременно затеяли бы дуэль по столь ничтожному поводу. Но Кирила Петрович поступил еще хуже: он подкупил чиновников и отобрал поместье у друга, и только после этой низости поехал мириться. Если бы оба героя были менее горды и упрямы, то они смогли бы пойти на компромисс и решить проблему мирно. Именно эти качества характера разрушили их дружбу.

Не менее показательный пример А.С. Пушкин описал в романе в стихах «Евгений Онегин». Главный герой дружил со своим соседом — Владимиром Ленским. Они были полными противоположностями друг другу, но все же очень близко сошлись «от делать нечего». Однажды Онегин решил подзадорить приятеля, который привел его на скучный вечер, где Евгению было неприятно находиться. В качестве мести он выбрал флирт с Ольгой — невестой Владимира. Легкомысленная кокетка все внимание уделила Евгению, и ее пылкий жених приревновал красавицу. Он вызвал друга на дуэль. Онегин понимал, что реального повода для кровопролития нет, ведь ему совсем не нужна Ольга. Но поединок он отменить не решился, так как его попытку примириться могли бы счесть трусостью. Поэтому Евгений пошел на поводу у общественного мнения и убил товарища. Он потерял дружбу из-за своего эгоизма и равнодушия к чувствам окружающих. Он знал, что Ленский любит Ольгу искренне, но все равно играл на его чувствах. А потом он проявил страх и не попросил прощения, ведь боялся уронить свое достоинство. Все эти пороки Евгения разрушили его товарищеские узы с Владимиром.

Таким образом, дружба разрушается из-за таких пороков, как гордыня, упрямство, эгоизм, равнодушие и трусость. С такими качествами характера невозможно выстроить прочные и долговечные отношения с людьми, потому что они накладывают свой негативный отпечаток на все виды коммуникации. Чтобы сохранить друга, нужно работать над собой и совершенствовать свою натуру.

Сочинение 3

Дружба является очень важной составляющей нашей жизни. Без друзей человек лишается общения, помощи и внимания. Каждый человек хочет иметь хороших и верных друзей, но не каждый умеет дружить без корыстных намерений.

Противоположным понятием дружбы является вражда. Вражда не приводит ни к чему хорошему, отделяет людей друг от друга и делает мир грубее и злее.

Между дружбой и враждой существует тонкая грань. Можно дружить годами и десятилетиями, а в один момент начать враждовать. Важно не нарушать баланс отношений и всегда стараться сохранять с людьми дружественный настрой. Я радуюсь тому, что у меня есть верные друзья, с которыми я могу говорить о самом личном. Мне нравиться дружить и помогать людям. Мне бы хотелось иметь, как можно больше друзей и всегда получать удовольствие от общения. Но жизнь показала мне, что можно враждовать и с друзьями. Таким примером являются отношения моих знакомых, которые долгое время дружили, а потом стали враждовать из – за обид и огорчений. Поэтому я знаю, что к людям нужно быть терпимее, учиться уважать чужое мнение и прощать обиды. Связано это с тем, что каждый человек имеет свое мнение, имеет свои амбиции, но в обществе необходимо научиться идти на контакт, идти на уступки и учитывать мнение всех сторон в решение какой – либо проблемы.

Мне бы хотелось, чтобы на нашей земле было, как можно больше друзей, а вражда перестала существовать на нашей планете. Вражда никогда не приводила ни к чему хорошему. Вражда разбивала семьи, разлучала влюбленных, мешала друзьям. А когда люди враждуют, то и настроение у них ухудшается, нет желания общаться с другими людьми и доверять им. Поэтому, я считаю, что каждая история должна быть примером и каждый человек должен извлекать для себя информацию из конкретных ситуаций и стараться не враждовать, а больше любить и уважать своих друзей.


Adblock
detector