Сочинение по чудесному доктору

Сочинения по литературе куприн по рассказу чудесный доктор произведение рассказывает о чудесах, произошедших с одной семьй накануне рождества. один из
  • Сочинения
  • По литературе
  • Куприн
  • По рассказу Чудесный доктор

Произведение рассказывает о чудесах, произошедших с одной семьёй накануне Рождества.

Один из главных героев – Емельян Мерцалов. Он из-за болезни потерял работу управляющего домом и ему теперь не на что содержать свою семью. Его дети голодают и их нечем кормить. Одна девочка умерла несколько месяцев назад, а другая – тяжело болеет и  не на что купить лекарства, чтобы её лечить.  Семья больше года живёт в сыром подвале рядом с крысами. Мерцалов обращался за помощью в разные инстанции, но везде ему отказали. Он не видит выхода из сложившейся ситуации. В  отчаянии мужчина бежит из дома в парк и готов там совершить самоубийство.

В это время неожиданно появляется ничем не примечательный пожилой человек. Он вступает в разговор с Мерцаловым, от которого узнаёт о его бедах. К счастью, старик оказывается доктором. Он немедленно едет с Мерцаловым к нему домой. Доктор осматривает больную девочку, назначает лечение и выписывает рецепт на лекарства. Он так же  даёт Мерцалову деньги на ужин для семьи, а детей  отправляет к соседям за дровами. Затем доктор спешно прощается с хозяевами и уходит, не назвав даже своего имени. После его визита Мерцалов находит на столе под блюдечком крупные денежные средства. На пузырьке с лекарством, выданном в аптеке, он узнаёт фамилию доктора. Их спасителем оказался известный профессор Н.И. Пирогов.

С того чудесного случая дела семьи пошли на поправку. Отец устроился на работу. Девочка Машутка выздоровела. Мальчишки поступили учиться в гимназию за казённый счёт.  Один из братьев Мерцаловых — Григорий, в дальнейшем получил хорошее образование и занимал высокую должность в банке.  Он слыл честным и отзывчивым человеком на нужды бедных. Григорий Емельянович часто вспоминал со слезами на глазах чудесного доктора.

Мерцаловым повезло встретить в жестоком и равнодушном мире,  окружающем их семью, уникального человека – профессора Пирогова. Он – единственный, кто не прошёл мимо чужой беды; не пожалев для этого ни времени,  ни средств. Доктор совершенно бескорыстно оказал помощь незнакомым людям,  не ожидая от них благодарности. Он избавил семью не только от физических, но и от душевных страданий: вселил веру в хороших людей и подарил надежду на будущее. Благородный поступок доктора – настоящее рождественское чудо для Мерцаловых, а доктор – добрый ангел.

Каждый человек может творить такие чудеса, проявляя сострадание и милосердие к людям, которые в этом нуждаются.

2 вариант

Рассказ А.И.Куприна « Чудесный доктор», написанный в 1897, доносит до читателя чудесную историю, произошедшую на самом деле с одной семьей в городе Киеве.

Емельян Мерцалов и его семья оказались в сложном положении, потому что он потерял работу из-за тяжелой болезни. Им приходиться уже год жить в подвале с крысами. По причине сырости их дочки заболели, и одна уже умерла. На лечение второй не было денег. Даже на покупку еды у семьи нет средств. Отец семейства обращался за помощью в разные организации, но не дождался ответа. Мужчина впадает в отчаянье и хочет покончить с собой.

Неожиданно в парке он встречает приятного, пожилого человека. У них завязывается разговор, и Мерцалов делиться своими проблемами. Встреча стала удачной, потому что мужчина оказался доктором. Он соглашается помочь, и они направляются в дом Мерцалова. Осмотрев заболевшую девочку, он выписал рецепт на лекарство. Также он дал отцу семейства денег на еду. После он попрощался и в спешке покинул жилище, не сказав своего имени. Когда гость ушел, Мерцалов нашел на столе под блюдом большую сумму денег. Но имя доброго человека он все-таки узнал, когда забрал лекарство из аптеки. Этим мужчиной оказался профессор Н.И. Пирогов.

Этот чудесный случай стал переломным моментом в семье, так как после него дела пошли на лад. Глава семейства нашел хорошую работу, а дочка пошла на поправку и вскоре выздоровела. Его сыновья поступили на обучение в гимназию. Григорий – один из братьев, хорошо выучился и получил престижную работу в банке. Он славился честностью и отзывчивостью по отношению к нуждающимся людям, и с большими чувствами вспоминал того доктора, который очень помог его семье в тяжелые времена.

Семье Мерцаловых повезло встретиться с этим чудесным доктором, который не остался равнодушным в жестоком и враждебном мире. Он совершил настоящее чудо, оказав бескорыстную помощь нуждающимся людям. Отцу семейства он помог не только материально, но и духовно, вселив в него надежду на успех и не дав совершить страшный поступок.

Проблема сострадания, милосердия и взаимопомощи актуальна и в наши дни. Окружающий мир может стать лучше, если в нем будет больше доброты и чудес, таких как в рассказе «Чудесный доктор».

Сочинение 3

Чудесный доктор – даже лучше, чем дед Мороз. Там всё на Рождество происходит, поэтому он, скорей, как святой Николай выступает, которого во многих странах призывают на Рождество – с чудесами и подарками. Так вот, для одной семьи доктор Пирогов оказался добрым волшебником, который всех спас. Они сами говорили, что он стал для них ангелом, ведь после его помощи дела чудесным образом пошли вверх (и места в гимназии нашлись, и работа).

Очень хорошо, что он им помог! Думаю, что он мудрый человек, много общался с людьми, понял, что незнакомец, к которому он подсел на скамейку в парке – на самом деле в беде, на грани самоубийства, что он – хороший человек, которому просто не повезло. Он не прогулял, не пропил, не проиграл деньги своей семьи! Им нужна была как раз помощь в нужный момент, но их все гнали от себя.

Вот бы всегда знать, кому помогать… А то перед церковью троица нищих – все здоровые мужики, выходит бабуля старенькая бедненькая с клюкой, а они ей вместо того, чтобы помочь хоть по ступенькам скользким спуститься, руки для подаяния протягивают. И тут же понятно, что они алкоголики. Тоже, конечно, несчастные люди, но те деньги, которые им дают, они опять потратят на водку… А ещё, я слышал, есть целая сеть нищих, которые «делят территорию», пишут вместе таблички свои, чтобы не повторяться. Соответственно, все эти истории – обман, дети и животные – не их, травм тоже нет на самом деле… Но не у всех! Некоторые, действительно, страдают и нуждаются. Вот только, как понять? Я думаю, что лучше немного всем помогать, кроме тех, кому вы точно не поверили (как вот той троице), если правильно – хорошо, а если неправильно, то это на совести обманщиков пусть останется.

На такие размышления меня натолкнул этот рассказ. Как Пирогов увидел искренность нечастного незнакомца? Поверил и помог! Тот мог бы оказаться обманщиком, ограбил бы!.. Ведь в фильмах я видел, что часто добрых людей «ловят» на их стремлении помочь. Но и бездушным тоже нельзя быть… В общем, нужно быть добрым и умным, смотреть, кому помогаешь… И ещё хорошо выбирать свое окружение! Так, по крайней мере, твердят мои родители.

Хорошая, добрая и умная история о жизни людей.

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Чудесный доктор

По рассказу Чудесный доктор

Популярные сегодня темы

  • Анализ эпизода встречи Раскольникова и Мармеладова в трактире

    У Раскольникова, как известно, сложный характер. Герой запутался в философской теории, которую сам и придумал. Но ведь, в принципе, он неплохой человек… (Добряк, убивший двух слабых старух ради странной идеи!)

  • Сочинение Чем доброта отличается от милосердия? Итоговое декабрьское

    Милосердие и доброта – это одни из самых главных качеств современного человека! Они идут бок обок, понятия этих слов близки. Но, тем не менее, есть и различия у этих качеств характера. Давайте попробуем разобраться, чем же они отличаются друг от друга.

  • Сочинение Лекарь Харитон в рассказе Муму Тургенева

    Лекарь Харитон – один из крепостных барыни, однако он на несколько позиций выше них, так как барыня заметили в нём потенциал хорошего доктора, и с тех пор он лечит её, назначая ей самые причудливые лекарства и настои.

  • Спешите делать добро сочинение

    В порыве повседневной суеты иногда важно остановиться и задуматься, что совершенства требует не только тело, но и душа. В быстротечной и суетливой жизни мы ищем некую внутреннюю свободу, источник сил и энергии

  • Сочинение по рассказу О чем плачут лошади Абрамова 7 класс

    Фёдор Александрович Абрамов, написал произведение «О чём плачут лошади?» в не таком далёком 1973 году. Автор был обыкновенным человеком из крестьянской семьи, но с большим талантом и желанием творить что-то новое

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Малая Сергиевка

Тамалинского района Пензенской области

$

Урок литературы в 6 классе

$по рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор»

УМК под редакцией В. Я. Коровиной

Подготовила: Манохина Ольга Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ с. Малая Сергиевка

Тамалинского района Пензенской области

$

2014 год

Тема урока: рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»

Цели:

  • познавательные$ – познакомиться с рассказом А.И.Куприна «Чудесный доктор»;

  • практические формировать умения культуры чтения, включающей в себя умение пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

  • развивающие – развивать критическое мышле$ние, речь, обогащать словарный запас обучающихся;

  • воспитывающие – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброту.

Тип урока: урок текстуального изучения.

Методы и приемы: «мозговая штурм», чтение с остановками.

Оборудование: стенд с высказываниями писателей о доброте, учебник, рабочая тетрадь.

$Ход урока

  1. Вступительное слово.

На доске:

1. Поистине велик тот человек, кто обладает великим милосердием. Фома Кемпийский

2.…Милосердие не бывает чрезмерным…
Френсис Бекон

3. Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не
думая о вознаграждении.
Конфуций
$

— Какая тема объединяет все афоризмы? (милосердие)

— Подберите синонимы к этому слову. (доброта, сострадание, сочувствие)

Ребята, вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда чувство доброты помогло преодолеть трудности или помочь кому-либо? (спасли щенка, котенка, помогли больному другу)

2. Прием «Мозговой штурм»$

— Сейчас мы прочитаем текст под названием «Чудесный доктор». Ребята, о чем, по- вашему, этот рассказ?

(- Наверное, это рассказ о докторе, который сотворил чудо: вылечил безнадежно больного человека..

-Может быть, это рассказ о докторе с доброй душой, бескорыстно помогавшем всем людям.)

— Что же связывает эти 2 понятия – «милосердие» и «чудесный» в наше время, в XXI веке? Каков смысл названия рассказа «Чудесный доктор»? Именно на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

  1. Работа по теме урока. Прием «Чтени$е с остановками».

— Итак, обратимся непосредственно к тексту рассказа (читает учитель от слов «Гриш, а Гриш!…» до слов «…так неожиданно и так плачевно») В. 1-я остановка

— В какое время происходит действие в рассказ$е?

— Какие чувства испытываете вы при приближении этих праздников?

— Как вы думаете, почему с описания витрины магазина начинается рассказ? Заполните таблицу: Можно ли по началу рассказа увидеть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром? Какие слова помогают это понять? (примерная таблица)

Мир вокруг

Мальчики

Перед огромным окном гастрономического магазина

Великолепная выставка

Эффектная картина:

Возвышались целые горы крепких яблок и апельсинов;

$

Стояли пирамиды мандаринов;

Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;

Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.

Очаровательное зрелище

Приплясывали от ж$естокой стужи

Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки

Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью.

Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей.

Произнес сурово, подавив тяжелый вздох

— Обсудите таблицу в парах.

АП. Предположите, о чем дальше будет идти речь.

Развитие действия

$ Что я ожидаю

Что оказалось неожиданным

— Продолжим чтение рассказа ( от сл$ов «Старший мальчик первый оторвался…» до слов «…подталкивать локтем качающуюся колыбель»)В. 2-я остановка

По$чему Куприн так подробно описывает дорогу мальчиков домой от ярких, праздничных витрин предновогоднего города до закоптелого, сырого подвала на окраине, в котором жила их семья? (автор противопоставляет их семью миру сытых и равнодушных, а на фоне благополучия одних виднее бедность других.)

— Как с помощью имен прилагательных в этом эпизоде автору удается передать нам эту мысль?

Жизнь большого города

Жизнь мальчиков

Прекрасные магазины

$

Малолюднее и темнее становились улицы

Сияющие елки

Кривые, узкие переулки.

Рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками

Покосившийся, ветхий дом,

$

Праздничное оживление толпы

Мрачные, не освещенные косогоры

Веселый гул окриков и разговоров

Темный, обледенелый и грязный двор

$

Разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам

Грязная широкая постель

Праздничное ликование

Закоптелые, плачущие от сырости стены

Мокрые отрепки

Ужасный запах керосинового газа

$

Детское грязное белье и крысы – настоящий запах нищеты.

— Как называется такой прием? (антитеза)

АП. Предположите, о чем дальше будет идти речь.

— Читаем расс$каз от слов «Мальчики молчали» до слов «разогреть-то нечем…»ВПр. 3-я остановка

— Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

— Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он, по вашему мнению, этого не сделал?

$- Можно ли согласиться с высказыванием И.Шмелева: «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие — милосерднее»? К кому из персонажей рассказа вы уже сейчас могли бы применить эти слова?

— Читаем от слов «Незаметно для себя…» до слов «Вы изволите здесь присесть?»В. 4-я остановка

— Можно ли сказать, что описание общественного сада — это психологический пейзаж? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставьте душевное состояние г$ероя и пейзаж, найдите слова, помогающие это понять. (Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых, во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение).

Как Куприн показал отчаяние Мерцалова? Что прежде всего запоминается в его портрете?

— Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не $в состоянии ничего изменить? (ответы уч-ся)

-Что же остановило героя от страшного поступка? (Встреча с доктором).

— Предположите, каков финал рассказа.

— Читаем от слов «Мерцалов умышленно..» до конца ВПр. 5-я остановка

$

— Почему старик решил помочь грубому незнакомцу? О каких качествах характера это говорит?

— Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»? (Аптечный ярлычок на лекарстве).

— Почему до$ктор сам не назвал себя? (Скромность, помощь от души, а не за благодарность).

— Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»? (Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых)

— Посмотрите внимательно на свои таблицы и схемы, которые вы заполняли в течение урока. Какая общая мысль их объединяет? (противопоставление одного мира другому)

— Теперь вернемся к нашим вопросам, которые мы задали в начале урока: Что же связывает эти 2 понятия – «милосердие» и «чудесный» в наше время, в XXI веке? Каков смысл названия ра$ссказа «Чудесный доктор» и темы нашего урока? Какой жизненный совет дал «чудесный» доктор Мерцаловым? (Помощь в критический момент, человеколюбие, сострадание воспринимаются, как чудо, но никогда нельзя падать духом, надо всегда надеяться и ждать, остались еще милосердные люди и в наше время, «чудесные» люди).

— В чем же идея рассказа о «чудесном» докторе? На какие поступки автор хотел вдохновить читателя?

3.Прием «Синквейн»$.

Синквейн к слову «милосердие, сострадание, доброта» (на выбор).

4.Подвеление итогов

Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать$ “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся. Ребята, надо верить в чудеса!

5. Домашнее задание.

Встречались ли вам или вашим родителям чудесные люди, подобные доктору? Расскажите или напишите о них .


Adblock
detector