Сочинение по тексту грековой свежо предание

крылатые слова см. крылатые выражения устойчивые воспроизводимые выражения, вошедшие в язык из определенного литературного источника, а также высказывания

 Крыла́тые слова́ (см. крылатые выражения) — устойчивые воспроизводимые выражения, вошедшие в язык из определенного литературного источника, а также высказывания известных исторических лиц (иногда им приписываемые):

 Кто сеет ветер, пожнет бурю (Библия);

Подобные выражения представляют лаконичные формулировки идей и понятий, характеризующих многообразные явления, ситуации, отношения.

Известным собранием литературных цитат и образных выражений является словарь Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной «Крылатые слова», неоднократно переиздававшийся (1-е изд. — М., 1955). В него включены выражения из русской и иностранной литературы, библейских текстов, греко-римской мифологии, отраженной в памятниках древней письменности:

Не говори с тоской: их нет. / Но с благодарностию: были

В. Жуковский;

Вера без дел мертва есть (апостол Иаков), ахиллесова пята (греч. мифология). Помещены в словарь имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными: Геркулес, Дон Кихот, Обломов, Робинзон. В словарной статье указывается происхождение и значение выражения, приводятся примеры его употребления в художественной литературе и публицистике.

«Большой словарь крылатых слов русского языка» (М., 2000), подготовленный В. П. Берковым, В. М. Мокиенко, С. Г. Шулежковой, содержит около 4000 относительно устойчивых по составу словосочетаний и предложений, а также отдельных слов, источники которых большей частью широко известны или легко восстанавливаются: Сердце, тебе не хочется покоя, Я дежурный по апрелю, авгиевы конюшни, вавилонское столпотворение, без руля и без ветрил, дети лейтенанта Шмидта, голгофа, домострой. Как и в предшествующем словаре, крылатые слова располагаются в алфавитном порядке, а указание их источника и толкование значений дополняется функционально-стилистической характеристикой; богато представлен иллюстративный материал. Отдельный раздел словаря — иноязычные крылатые слова, употребляемые в русской речи без перевода: Finita la comedia ит. досл. Комедия окончена. Употр. в значении ‘всё кончено; наступил конец кому-л., чему-л.’; Enfant terrible фр. досл. Ужасный ребенок, т. е. человек, шокирующий окружающих своим поведением, особенно своей бестактной непосредственностью.

Словари этого типа могут создаваться на материале из ограниченного круга источников: С. Г. Шулежкова «Словарь крылатых выражений из области искусства» (М., 2003), В. М. Мокиенко, К. П. Сидоренко «Словарь крылатых выражений Пушкина» (СПб., 1999), В. М. Мокиенко, К. П. Сидоренко «Школьный словарь крылатых выражений Пушкина» (М., 2005).

Словарь крылатых слов

Словарь крылатых выражений

Ивашко Л. А.

Лексикология. ФраФразеология

Крылатые слова



Крыла́тые слова́ (см. крылатые выражения) — устойчивые воспроизводимые выражения, вошедшие в язык из определенного литературного источника, а также высказывания известных исторических лиц (иногда им приписываемые): Кто сеет ветер, пожнет бурю (Библия);

Подобные выражения представляют лаконичные формулировки идей и понятий, характеризующих многообразные явления, ситуации, отношения.

Известным собранием литературных цитат и образных выражений является словарь Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной «Крылатые слова», неоднократно переиздававшийся (1-е изд. — М., 1955). В него включены выражения из русской и иностранной литературы, библейских текстов, греко-римской мифологии, отраженной в памятниках древней письменности:

Не говори с тоской: их нет. / Но с благодарностию: были

В. Жуковский;

Вера без дел мертва есть (апостол Иаков), ахиллесова пята (греч. мифология). Помещены в словарь имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными: Геркулес, Дон Кихот, Обломов, Робинзон. В словарной статье указывается происхождение и значение выражения, приводятся примеры его употребления в художественной литературе и публицистике.

«Большой словарь крылатых слов русского языка» (М., 2000), подготовленный В. П. Берковым, В. М. Мокиенко, С. Г. Шулежковой, содержит около 4000 относительно устойчивых по составу словосочетаний и предложений, а также отдельных слов, источники которых большей частью широко известны или легко восстанавливаются: Сердце, тебе не хочется покоя, Я дежурный по апрелю, авгиевы конюшни, вавилонское столпотворение, без руля и без ветрил, дети лейтенанта Шмидта, голгофа, домострой. Как и в предшествующем словаре, крылатые слова располагаются в алфавитном порядке, а указание их источника и толкование значений дополняется функционально-стилистической характеристикой; богато представлен иллюстративный материал. Отдельный раздел словаря — иноязычные крылатые слова, употребляемые в русской речи без перевода: Finita la comedia ит. досл. Комедия окончена. Употр. в значении ‘всё кончено; наступил конец кому-л., чему-л.’; Enfant terrible фр. досл. Ужасный ребенок, т. е. человек, шокирующий окружающих своим поведением, особенно своей бестактной непосредственностью.

Словари этого типа могут создаваться на материале из ограниченного круга источников: С. Г. Шулежкова «Словарь крылатых выражений из области искусства» (М., 2003), В. М. Мокиенко, К. П. Сидоренко «Словарь крылатых выражений Пушкина» (СПб., 1999), В. М. Мокиенко, К. П. Сидоренко «Школьный словарь крылатых выражений Пушкина» (М., 2005).

Словарь крылатых слов

Словарь крылатых выражений

Как следует воспринимать жизненные трудности?

Отвечая на этот вопрос, И. Грекова раскрывает важность формирования стойкого отношения к испытаниям судьбы. Автор начинает свое повествование с описания беседы двух врачей, внимание которых приковано к фикусу, и отмечает слова героини: «Стрижём его, стрижём. А он всё растёт в одном направлении – вверх». И. Грекова показывает естественное для цветка явление, в то же время преподнося его как невероятную силу, заключающуюся в умении не пасть под гнетом обстоятельств, которой обладает далеко не каждый человек.

Интересно наблюдать за тем, как автор использует прием зеркальной композиции в тексте, перенося ситуацию со «стойким» фикусом на свою героиню. И. Грекова отмечает, что Киру Петровну, которая еще недавно была на месте врача, а сейчас стала калекой, «пошатнуло, но не сбило с ног». Этим примером автор раскрывает силу духа героини, которая наполнила ее благодаря напоминанию доктора Чагина ситуации с фикусом, а также высказанной им мыслью о том, что важно «не обижаться на весь мир, а продолжать жить».

Важно подчеркнуть, как И. Грекова связывает ситуацию с фикусом со ставшей калекой Кирой Петровной. Она проводит параллель между естественными свойствами цветка продолжать расти вверх вопреки постоянным срезам, которым он подвергается, и своей героиней, оказавшейся пациентом после перелома бедра, но не опустившей руки перед ударом судьбы, а, наоборот, улыбнувшейся трудностям. В этой глубокой задумке и раскрывается авторская позиция.

Я согласна с мнением И. Грековой. Человек никогда не будет готов ни морально, ни физически встретиться с жизненными испытаниями лицом к лицу. Вот почему важно работать над своим отношением к трудностям, постоянно встречающимся на пути, чтобы научиться переносить их с высоко поднятой головой и улыбкой на лице. Так, в произведении Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека», главный герой, оставивший свою семью и ушедший на фронт, спустя время узнает о гибели близких. Как для человека, испытавшего на себе все ужасы войны и пережившего большое количество смертей своих товарищей, с потерей родных он осознает, что лишается самого ценного, что было в его жизни. Тем не менее, Андрей Соколов, чувствуя невыносимую боль, зная, что больше никто не ждет его дома, преодолевает себя вновь и вновь, но встает на ноги и продолжает защищать свою Родину ради будущих поколений. Так, Шолохов раскрывает формирование стойкости характера героя перед ударом судьбы.

Жизненные испытания неизбежны, однако они необходимы, так как помогают человеку расти духовно. Важно научиться воспринимать их без жалости к себе, без обиды на окружающих, а взяв ответственность в свои руки. Нужно продолжать жить.


Текст И. Грековой


Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах.
–Кира Петровна! О чём вы так задумались?

Обернулась. Рядом стоял доктор Чагин – низенький, массивный человек, зав. отделением травматологии и ортопедии. Тяжёлое, крупное, волевое лицо с янтарными, пронзительными, немигающими глазами. Железно-седые, густые волосы враскидку каким-то острым клювом сходятся на лбу. Общее впечатление – недоброй, умной, насупленной птицы.

Он стоял, опершись на палку, кряжистую, витую, с загнутой ручкой. Говорили, что потерял ногу на войне. И, что ещё страшнее, – семью. В больнице Чагин держался особняком, дружбы, даже приятельства ни с кем не заводил. Всех тут звали по имени-отчеству, а его почему-то не Глеб Евгеньевич, а доктор Чагин. Замкнут, ироничен, опрятно одет…

Стояли мы с ним у кадки с фикусом. Этот фикус был особенный. На его верхушке красовался свежий зелёный побег – третий за зиму.

– Что это вы так пристально разглядываете? – спросил Чагин.

– Да вот на фикус смотрю.

– Что же вы в нём усмотрели?

– Упрямый субъект. В книге «Комнатные растения» сказано: если срезать побег у верхушки, фикус начинает ветвиться. А этот – ни в какую. Стрижём его, стрижём. А он всё растёт в одном направлении

– вверх.

–Черта, достойная уважения, – серьёзно ответил Чагин. –Его урезали, его искалечили, а он всё остаётся собой.

С того нашего разговора прошло много времени. И я, врач, после сложного перелома бедра оказалась пациентом. Несколько операций, много боли, вытяжение, костыли. Сначала лежала в больнице в Москве, потом отправили в родной город. Доктор Чагин – именно ему предстояло заниматься моим дальнейшим лечением.

Снова рентгены, анализы, опять рентгены. Снова гимнастика, физиотерапия. Снова костыли, от которых невыносимо болели плечи…

Примерно месяц я пробыла в родной больнице. И вот Чагин пригласил меня в свой кабинет – поговорить. Мне показалось, что сердце моё остановилось. Кабинетик крохотный, совсем игрушечный, всё впритык: стол, топчан, кресло. Сели.

– Помните, – начал он, – наш разговор в коридоре у фикуса?

– Не помню. Какой фикус? Какой разговор?

– А я помню. Фикус – упрямый, стойкий. Его стригут, укрощают, калечат, а он растёт всё в том же направлении – вверх, вверх и вверх.

Я вспомнила всё это. И поняла, зачем Чагин позвал меня.

– Сращения нет? – всё же спросила я с крупицей надежды.

– Сращения нет. И новая операция вряд ли что-нибудь даст.

– А перспективы?

– Полной реабилитации ждать нельзя. Частичная возможна.

Всё это зависит от Вас.

– Значит, до конца – на этих костылях?

– Может быть, без них, с палкой. Хожу же я с ней. С работой справляюсь. Значит, справитесь и вы.

Я закрыла лицо руками.

– Испугались?

– Нет. Осмысливаю.

– Самое главное – не впадать в отчаяние, не жалеть себя. Не замыкаться в собственных бедах. Не обижаться на весь мир, а продолжать жить. Человек, если он стоит этого имени, – хозяин своих настроений. Это я вам говорю как врач врачу. И как калека калеке.

Вот оно, это страшное слово – калека. Сколько раз говорила его сама себе. Всё ещё надеясь, не веря, что навсегда. Впервые услышала его от другого человека. Пошатнуло, но не сбило с ног.

Отняла руки от лица. Взглянула прямо в глаза Чагину. Даже улыбнулась.

– Молодец, – сказал он. – Фикус.

Еще сочинения по данному тексту

Банк России с 2022 года возьмет все денежные переводы под контроль: Мишустин знает свое дело? У нас все под контролем?

Михаила Мишустина назначили премьер-министром России в январе 2020 года. Какие Мишустин привнес новшества на прежних местах и как ему это пригодилось на новом посту?

Ранее на встрече с депутатами «Единой России» Мишустин назвал реализацию нацпроектов и борьбу с бедностью приоритетами в своей работе. А для начала, оказывается необходимо посчитать все наши доходы.

В частности, через два года он пообещал наладить оказание адресной помощи малообеспеченным гражданам. Как все это будут воплощать в жизнь? Рассказываем.

«Все домохозяйства в России в течение двух лет будут внесены в информационную систему, и каждый доход будет отслеживаться от начала до конца для предоставления адресной социальной помощи» передает слова Мишустина член КПРФ Алексей Куринный изданию «Интерфакс»

Отслеживать доходы будут только для помощи? Свежо предание да верится с трудом!

С 2022 года Центробанк начнет запрашивать у кредитных организаций сведения по всем денежным переводам между физическими лицами

По словам представителей Центробанка и экспертов, такая мера необходима для борьбы с нелегальными онлайн-казино, криптообменниками, а также для выявления «черных касс», поскольку в малом бизнесе нередко принимают оплату за свои товары и услуги на личные карты. Свежо предание да верится с трудом!

ЦБ разослал банкам новую форму отчетности, в которой нужно будет указывать информацию обо всех p2p-транзакциях (от физлица физлицу). Также им потребуется предоставить персональные данные отправителей и получателей средств.

«ЦБ уведомил, что планирует периодически запрашивать информацию по p2p-переводам по данной форме с 2022 года», — отметил представитель платежной компании QIWI.

Заместитель председателя правления Совкомбанка Олег Машталяр подтвердил эту информацию, подчеркнув, что Банк России начнет риск-ориентированный мониторинг p2p-переводов с января следующего года.

Банк России с 2022 года возьмет все денежные переводы под контроль: Мишустин знает свое дело? У нас все под контролем?

Какие данные заинтересуют ЦБ с января 2022 года

РБК ознакомился с разъяснениями ЦБ по новой форме отчетности, которую он разослал банкам. Как следует из документа, в отчет должны включаться все входящие и исходящие переводы денежных средств между физическими лицами, которые проводятся по следующим сценариям:

  • с карты на карту;
  • со счета на счет;
  • с электронного кошелька на электронный кошелек, с карты на кошелек и обратно;
  • со счета абонента оператора связи на кошелек или карту и обратно;
  • платежи через Систему быстрых платежей;
  • трансграничные переводы денежных средств физическими лицами;
  • переводы денежных средств без открытия счета, в том числе через платежные терминалы платежных агентов;
  • переводы физического лица между собственными счетами в

Представитель ЦБ уточнил, что к p2p-транзакциям не относятся перечисление денег на депозитные счета, счета для погашения кредитов, брокерские или инвестиционные счета, комиссии кредитных организаций за обслуживание, а также переводы в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (они отслеживаются отдельно).

Информация по каждой операции должна содержать номера карт отправителя и получателя средств, данные банков, уникальный ID клиента (выпускается кредитной организацией), назначение платежа, сумму переведенных средств, дату и время перевода, код страны отправителя и получателя и т. д.

Отчитываться должны будут банки-эмитенты, банки-эквайеры, банки, предоставляющие интернет-сервисы для p2p-переводов, а также магазины и юридические лица, если они предоставляют онлайн-сервисы по переводам, и т. д.

Запросы будут формироваться по всем денежным переводам за определенный период. В отдельных случаях ЦБ может запрашивать информацию по отдельным операциям. Например, данные по конкретным картам или по определенным физическим лицам (ID, паспорт, ИНН, телефон).

Для чего это нужно?

В Банке России пояснили, что новая форма отчетности необходима для оптимизации предоставленных банками данных и получения актуальной информации о платежных услугах. Свежо предание, да верится с трудом!

Основная цель введения новых форм отчетности — оптимизация представления данных банками и получение актуальной информации о платежных услугах, сообщил РБК представитель ЦБ. Использоваться они будут для анализа рынка как в целом по стране, так и в территориальном разрезе и для формирования статистических показателей.

Также в Центральном банке рассчитывают, что нововведение позволит бороться с нелегальными онлайн-казино, криптовалютными обменниками, организаторами финансовых пирамид, форекс-дилерами и бизнесом, принимающим оплату на личные карты.

Доходы под контролем. Государство будет знать, сколько зарабатывает каждое домохозяйство

Власти будут знать, сколько зарабатывает каждое домохозяйство — об этом стало известно от нового премьер-министра Михаила Мишустина сразу после вступления его в должность. Создадут такую систему для оказания адресной социальной помощи, сообщает «Интерфакс». Но в правительстве уже не раз планировали контролировать расходы россиян. И это уже создаст проблемы для тех, кто не платит налоги.

Новый премьер-министр Михаил Мишустин на встрече с фракцией КПРФ дал обещание в январе 2020 года, что все доходы россиян будут строго контролироваться. И судя по всему он его сдержал!

Но в эти планы вмешалась пандемия.

Ранее Володин рассказал, что Михаила Мишустина в парламенте знают и он «зарекомендовал себя, создав фактически с нуля высокотехнологичную федеральную службу с использованием современных технологий, цифровой экономики».

«Его отличают такие качества, как открытость, динамичность и знание регионов. Этот человек профессионал — и в области финансов, и в налоговой области»,

отметил спикер Госдумы.

А мы собственно и не сомневались!

источник:

Подробнее ➤

источник:

Подробнее ➤

источник:

https://www.bfm.ru/news/434303

Александр Андреевич Чацкий — главный персонаж в пьесе «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова. Чацкий один из самых знаменитых персонажей в российских пьесах. Грибоедов не старался сделать этого героя, как и всех остальных в этом произведении, полностью положительного или отрицательного. Он вложил в него как хорошие качества, так и плохие, приближаясь к реализму.

Чацкий в пьесе молод, но уже не является мальчиком. Родители у него умерли рано, и он воспитывался у друга своего отца — Фамусова. Молодой человек относится к роду потомственных дворян. На данный момент у Чацкого имеется триста-четыреста душ. Воспитывался он вместе с дочкой Фамусова — Софьей.

Она была его лучшим другом, которого Александр полюбил. Когда Чацкий вырос, то решил жить отдельно, объясняя это тем, что в доме друга отца ему стало скучно. Позже он уехал в путешествие на три года, чтобы получить дополнительные знания. До этого был на службе, но ушел из-за того, что ему не нравилось прислуживать лицам.

Он считал, что наступило другое время и нужно рушить старые устои.

Александр Андреевич умный и способный человек. Все считают, что он добился бы многого, оставшись на службе. Также Чацкий остроумный человек, но иногда бывает и язвительным.

После поездки за границу он перестал понимать устои России (прислуживать людям, делать из себя посмешище, чтобы угодить вышестоящим лицам). Службу молодой человек признавал только в проявлении себя именно в работе, используя свои способности и знания.

Он открыто смеялся над Фамусовым и людьми, которые его окружают, понимая, что это их обижает. Чацкий порицал глупость этого народа.

Сразу после приезда, не заезжая домой, Александр поехал к Софье. При встрече он выяснил, что она давно влюблена в другого — Алексея Степановича Молчалина — и называла бывшие отношения с Александром «детскими шалостями». Степан был не похож на Чацкого. Он был не глуп, умен по-своему.

Молчалин относился к тому типу людей, которые прислуживают и добиваются успеха в карьере за счет своей хитрости. Поэтому он и «Молчалин». Из-за этого Софья его и выбрала (она никогда не стала бы быть с Чацким).

Софье не нравилось насмешливое обращение к ней Александра и пустила слух, что Чацкий сумасшедший, что быстро распространилось в обществе.

Узнав об этом, молодой человек бежал из того места. Куда? Об этом можно только догадываться. Может, он сбежал к таким же людям, как он, желая революции. Ведь Грибоедов выражал свои мысли через Чацкого, а у писателя были друзья-декабристы. И сам он был подозреваемым в участии планов декабристов.

Сочинение про Чацкого

Произведение Грибоедова «Горе от ума» отражает конфликт политических взглядов консервативно настроенного общества с людьми нового поколения и новыми веяниями. Комедия отразила эту проблему ярко, хлестко с присущей этому жанру сатирической силой и остроумием.

Чацкий – единственный человек нового поколения, который противостоит консервативному большинству. Очевидно, что пьеса «от и до» посвящена идеям декабризма. Здесь и патриотический настрой Чацкого, и громкие высказывания в защиту науки и просвещения, и критические замечания относительно крепостного права, а также идея самобытности русских людей, особенности русской национальной культуры.

Интересно, что главный герой произведения является, по своей сути, воплощением автора, его идей и страстей. Чацкий долгое время путешествовал по миру, в результате чего вдохновился идеями равенства, братства и свободы личности.

Но возвратившись на родину, герой видит, что ничего вокруг не изменилось, люди остались прежними. В доме Фамусова не рады приезду Чацкого, и главный герой это сразу замечает.

Он видит, что общество в стране построено на лицемерии и обмане, а главными занятиями московского дворянства являются бесконечные празднества, танцы и застолья.

Чацкий принадлежит к дворянам, небогат, в свое время отказался от военной службы. Свой поступок он объяснил тем, что не видит в этом деле никакой пользы и что рад был бы служить, а не прислуживаться.

Чацкий противостоит жителям фамусовского дома: Скалозубу, Молчалину, Репетилову и самому Фамусову. В комедии автор высмеивает и осуждает этих людей как представителей светского общества того времени.

Причиной возвращения главного героя на родину стала его безграничная любовь к Софье. Оказавшись в Москве, он сразу же направляется в дом Фамусова и признается девушке в своих чувствах.

По этому поступку можно охарактеризовать Чацкого как человека пылкого, страстного и романтичного. Любовь для него – высшее чувство, святыня.

Какую же боль ему приходится испытать, когда он узнает, что Софья любит Молчалина.

Чацкий образован, обладает тонким, острым умом и находчивостью. Но все эти качества окружающие будто не замечали, и только служанка Лиза смогла их отметить в разговоре с Софьей. Но та на слова девушки не обратила никакого внимания.

Главный герой резко осуждает крепостное право, называвшая их источником несчастья. Он презирает московских «тузов», для которых жизненным идеалом является богатство и карьерный рост. Чацкий отмечает неспособность старшего поколения отстаивать свою позицию и высказывать мнение.

В противостоянии с фамусовским обществом герой терпит ужасное поражение: Софья предпочитает его Молчалину, общество его не принимает и высмеивает. Потрясенный этими обстоятельствами Чацкий уезжает из города. По словам И.А. Гончарова, Чацкий оказался сломлен количественным превосходством «старой силы», но сам же нанес ей сокрушительный удар качеством силы нового поколения.

Вариант 3

Комедия Грибоедова «Горе от ума» усеяна различными отрицательными героями. Героями, которые вызывают неуважение, презрение и даже злость за их поступки, слова и мысли. Антагонистом же всех плохих героев является Александр Андреевич Чацкий.

В наше время очень популярны американские фильмы, снятые по комиксам и разного рода боевики, где один герой борется с десятком противников. Чацкий — это прототип такого героя в русской литературе, только борется он не физически, а духовно.

Александр Андреевич обладает самыми лучшими качествами человека: честностью, достоинством, честью, отвагой, сообразительностью, остроумием.

Когда он возвращается в Москву, чтобы встретиться с любовью всей своей жизни, Софьей, он приходит в большой шок, потому что любимая девушка теперь с ним холодна, а общество, которое образовалось вокруг её отца, поражает Чацкого своей глупостью, наивностью, преклонностью перед всем иностранным, лицемерием и абсурдностью своих размышлений. Чего только стоит один Скалозуб, который утверждает, что книги плохо сказываются на людях.

Увидав весь этот цирк в лице общества Фамусова, наш герой решает с ним бороться, доказать Софье, что их любовь ещё жива. Он путешествовал три года, но его любовь не прошла. Он прожил всё своё детство и юношество в доме Фамусовых, и он прекрасно помнит, как весело ему было тогда. Сейчас же перед ним восстал голем абсурда, являющий общество дома Фамусовых.

На балу он ни разу не стесняется говорить всем присутствующим в глаза, какие они невежды, как мелочна их жизнь, как жалко их преклонение перед иностранным, как недостойно они себя ведут. Люди же, будучи огромной массой, и из-за этого имеющие большую силу общественного мнения сходятся на том, что Чацкий сошёл с ума, и это идея как пуля пролетает по всему обществу.

Чацкий — это инородное тело в желудке, который пропитан лицемерием и испорченностью.

Отравленный и пьяный модой общества орган пытается извергнуть инородное тело из себя, общество Фамусова во главе с хозяином дома пытаются сделать из Чацкого ненормального человека, потому что всё, что противоречит их законам — ненормально, но они не допускают, что это не Чацкий лишний в этом органе, это сам желудок стоило бы вырезать, как загноившуюся рану, потому что он не несет никакой пользы, а даже скорее воздействует пагубно на весь организм, зовущийся Россией.

Образец 4

Произведение «Горе от ума» показывает нам борьбу старого и нового, широко развернувшейся в России в это время между людьми с взглядами декабристов и господами. Богатому обществу, где господствует Фамусов и другие его единомышленники противопоставлен в комедии Чацкий.

Мы видим, что мировоззрение Чацкого произошло в период подъема. Он рос в доме Фамусова любознательным, общительным и ранимым мальчуганом. Монотонность устоявшегося быта, духовная бедность московской аристократии вызывали у него тоску и полное отвращение.

Он был весь погружен в вольнолюбивые мысли о том, как бы переустроить старое общество, и поэтому совсем не посещал дом, где рос. Даже Софья это подметила.

Ведь Чацкий в юношестве уезжает, бросая девушку, для того, чтобы попутешествовать и одновременно обогатить свой ум.

Софья была конечно же испытывала к нему пылкие чувства, но не могла понять, как молодой человек рисковал личным счастьем ради всеобщего блага. Ограниченность в мировоззрениях не позволяет ей оценить образ Чацкого по достоинству. Но, молодой человек ничуть не отклонял чувства Софьи. Он духовные требования ставил шире личных.

Возвращаясь в Москву, пламя его любви полно надежд на взаимность. Однако, со временем девушка изменилась. Рассудительная, серьезная девушка, начитавшись романтических произведений, ищет такой же искренней любви, как и Чацкий. Она трезво дает оценку пустым фразам и ограниченному кругозору Скалозуба. Молчалин же кажется лишь только милым и впечатлительным юношей.

И если Софья полюбит его, значит, она автоматически примкнет к обществу фамусовых.

Чацкий же прямо дает оценку характеру Молчалина, что обижает девушку. Но точные высказывания в адрес героев пьесы и острый ум кажутся Софье пренебрежением молодого человека к людям. И когда девушка оценивает Молчалина вначале, это дает какую-то надежду Чацкому.

Но потом, узнав о том, что Софья все-таки предпочла соперника в супруги его сильно оскорбляет. Наш герой страдает от того, что его унизили, поставив его рядом с Молчалиным. Мы видим, как Чацкий беспощадно срывает маски двуличия и подлости с представителей светского общества, которое погрязло в интригах и развлечениях, разврате и коррупции.

Наш герой представлен гуманистом. Он верит, что люди должны стремиться к лучшему. И такие герои, как он, есть. Чацкий говорил о той передовой молодежи, которая пусть и в небольшом количестве, начинала выдвигать передовые идеи.

И, несмотря на то, что персонаж терпит поражение от Фамусова и его сторонников, его образ воспринимается с положительной точки зрения. Ведь такие люди существуют всегда, где ведется борьба старого поколения с новым.

Все сочинения

Образ Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова: сочинение, характеристика и значение образа

В этой статье вы найдете несколько сочинений про образ Чацкого из комедии «Горе от ума» Грибоедова.

Комедия «Горе от ума» Грибоедова занимает особенное место в русской литературе. В произведениях, которые были написаны другими авторами до появления на свет этой комедии, персонажи делились на плохие и хорошие.

Образ Чацкого сочетает в себе все качества человека — положительные и не очень. Этим этот персонаж и примечателен. Ниже вы найдете несколько сочинений по теме описания образа Чацкого. Читайте далее.

План к сочинению по литературе: образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Чтобы написать сочинение или составить доклад для сообщения по образу любого персонажа, нужно сначала составить план. Благодаря его пунктам можно уже мысленно представить весь текст. Вот план к сочинению по литературе по теме «Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»:

  1. Вступление.
  2. Внешние особенности персонажа.
  3. Зачем Чацкий нанес визит в дом Фамусова?
  4. Ценности героя — как он относится к службе, отношениям, образованию.
  5. Конфликт Фамусова и Чацкого. Кто победил, кто прав?
  6. Любовь Чацкого — отношения с Софьей.
  7. Сравнение Молчалина и Чацкого.
  8. Как герой относится к Фамусову и ему подобным?
  9. «Мильон терзаний» Чацкого.
  10. Роль Чацкого и его заключительной роли в произведении.

Теперь можно приступать к написанию сочинения. Но, если вы не читали произведение, то это сделать сложно, поэтому мы предлагаем несколько творений своими словами по образу главного персонажа комедии. Читайте далее.

Какой образ Чацкого в литературе, в комедии Грибоедова «Горе от ума», значение образа: сочинение, с цитатами, 9 класс, характеристика кратко

Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

В данном герое Грибоедов видит прогрессивного человека, что идеально подходит для своего времени. Какой образ Чацкого в литературе, в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Вот сочинение на тему «Значение образа в литературе» с цитатами и характеристикой, для 9 класса:

Чацкий честен, образован, совестлив, служит делу. Мало того, он имеет свое мнение и не боится выражать его. Видно, что общество, в котором находится персонаж, ему чуждо. Чацкий не старается лицемерить и лебезить, он показывает всем своим видом, что в корне не согласен с происходящим, пытается указать на то, что ценности «фамусовского» общества – ложные.

Все окружение Фамусов судит только по состоянию и чинам. Чацкий же противопоставлен им. Он говорит, что гнаться за репутацией глупо, что нужно ценить ни сословие, ни обеспеченность человека, а его внутренние качества. Конечно же, героя никто не слушает – мало того, его считают не вполне здоровым психически.

Одиночкой остается Чацкий и в любовных отношениях. Он питает чувства к Софье, но ей гораздо ближе Молчалин.

Герой испытывает потрясение – оказывается, что любимая девушка придерживается тех же ложных ценностей, что и все остальные. Возлюбленная судит так же поверхностно, не ценит ум и нравственность, а идет тем же путем, что и общество.

Это путь к деградации. А вот такие люди, как Чацкий способны привести социум к прогрессу.

Цитаты к сочинению:

  • «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — персонаж не против службы, но он считает, что человек не должен лебезить перед другими и унижаться. Полезность для общества не должна выражаться в предательстве своей натуры.
  • «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» — герой считает, что Бог – есть некая надежда, что греет душу человека и помогает в трудные моменты.
  • «Но чтоб иметь детей, кому ума не доставало?».
  • «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож» – отношение к людям, в том числе, к Молчалину.
  • «Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары» – несмотря на то, Чацкий пытается бороться с недостатками общества, он понимает, что многие из них засели в людских головах настолько прочно, что их невозможно искоренить.

Краткая характеристика Чацкого:

Герой является антиподом тогдашнего общества и символом «нового», прогрессивного человека. Его считают странным. Чацкий стремится показать, что социум заблуждается и людей стоит ценить не за чины и финансы, а за ум, моральные качества, за многогранность личности.

Чацкий считает, что в самой по себе службе нет ничего зазорного, но при этом человек должен сохранять свои честь и достоинства и никогда ни перед кем не унижаться. Обидно, что у героя практически нет единомышленников. Даже Софья — возлюбленная героя, более разделяет «типичные» ценности, не понимает его порывов.

«Образ Чацкого восходит сразу к нескольким…»: образ героя, изложение, сожмите текст кратко

В школе часто задают написать изложение по тексту, связанному с раскрытием образа Чацкого. Вот, к примеру, один из таких текстов — «Образ Чацкого восходит сразу к нескольким…»:

«Образ Чацкого восходит сразу к нескольким…»

В этом тексте раскрыт образ героя. Напишите изложение, сожмите текст кратко:

Образ Чацкого восходит сразу к нескольким известным лицам. Это известные люди того времени, многие из которых были декабристами и друзьями Пушкина. Они протестуют не только против имеющейся политической системы, но и против системы образования, состоящей из пансионов и лицеев.

Некоторые источники считают, что фамилии Чацкий и Чаадаев созвучны. Потому, последний может быть его прототипом. Автор очень близок с героем, соответственно в нем прослеживаются черты самого Грибоедова.

Чувствуются в Чацком и черты, свойственные Пушкину. Это протест, сочетающийся с неимоверной поэтичностью мысли. Соответственно, Чацкий – собирательный образ, в коем прослеживаются идеи декабристов и многих «прогрессивных» людей того времени.

Софья про образ Чацкого: отношения героев

Софья про образ Чацкого

Софья необходима, как персонаж в комедии, чтобы полностью раскрыть образ Чацкого. Какие были отношения у героев? Софья про образ Чацкого:

  • Чацкий: «Лицом и голосом герой».
  • Софья: «Не моего романа».

До поездки Чацкого за границу, молодые люди были близки. Однако сама Софья признавалась служанке, что отношения базируются на привычке.

Это привычка находиться рядом, поскольку они вместе росли. Взглядов Чацкого она не разделяет, не хочет меняться и менять привычный уклад. Мало того, отъезд героя она расценивает как побег.

В ее понимании, если человек любит, то он никогда так далеко не уедет.

Тот факт, что девушка влюбляется в Молчалина, говорит о том, что она воспринимает Чацкого не как мужчину, а как друга детства. Хоть последний и поныне влюблен в нее. Софья не отрицает, что в былые времена подростковая влюбленность, возможно, и имела место, но сейчас у нее другие приоритеты.

Вместо того, чтобы поддерживать героя в борьбе с ненавистным им обществом, Софья часто упрекает его. Она полагает, что молодой человек черств по отношению к окружающим. Считает, что он ядовит, как змея.

Она не дает Чацкому посторонних надежд и держит на дистанции, не отвечая взаимностью, поскольку мечтает о будущем с Молчалиным. Приехав к Софье, Чацкий оказывается оклеветанным ею. Он надеялся, что счастье близко, но впоследствии понял, что был слеп.

Герою очень обидно, что Софья забыла то, что было прежде, предала их чувства. Отношения заканчиваются.

Образ Чацкого и Молчалина: сочинение

Образ Чацкого и Молчалина

В Молчалине Софья видит героя романов того времени, которых боготворят. Но Чацкий раскрывает глаза на этого персонажа. Вот сочинение на тему «Образ Чацкого и Молчалина»:

Это противоположные герои. Чацкому претит поклонение деньгам и чинам, и он не хочет ни перед кем выслуживаться. Молчалин, наоборот стремится жить по правилам «фамусовского общества», хочет продвинуться и заслужить всеобщее уважение.

Возможно, именно поэтому, как жених он кажется Софье более перспективным. Что же касается Чацкого, она видит в его порывах лишь демагогию и ей сложно представить, как этот человек смог бы заботиться о семье и детях, если бы получит ее взаимность.

Молчалин оправдывает свою фамилию – даже, если его что-то не устраивает, он всегда отмалчивается. И в этом также отличие от Чацкого, который молчать не любит и всегда готов высказать свое мнение или недовольство происходящим.

Молчалина можно назвать подхалимом и приживалой. Этот человек достигает целей любыми средствами. А вот у Чацкого есть принципы, которыми он никогда не поступится.

Стоит сказать, что если Софья любит Молчалина искренне, то он лишь притворяется, чтобы продвинуться по службе. Также он обманывает и Лизу, хочет купить ее расположение. А вот Чацкий любит девушку искренне и предан ей до конца жизни. Почему же Чацкий не служит? Он не видит необходимости.

Раз в обществе поощряются такие, как Молчалин, значит они и достигнут высот. А ему и пытаться нечего.

Теперь о манере общения:

  • Чацкий говорит красноречиво.
  • Он грамотен.
  • Знает языки.
  • Имеет свое мнение.
  • А вот Молчалин своими устами выражает чужое, угодное кому-то мнение, лишенное уникальности и личных мыслей.

Молчалин нужен в творении и сравним с Чацким, поскольку автору требовались два кардинально разных персонажа. Один из которых отображает людей нового поколения, а другой – представителя поколения, ценности которого уже давно должны отойти в прошлое.

Как оценивает Гончаров Чацкого: «Мильон терзаний», образ Чацкого

«Мильон терзаний», образ Чацкого

Многие критики высказывались про главного героя комедии «Горе от ума». Одни не понимают его, как персонажа, другие разделяют его точку зрения. Как оценивает Гончаров образ Чацкого? Вот несколько слов про его статью «Мильон терзаний»:

В своей статье Гончаров уделяет персонажу пристальное внимание. Он считает, что если бы Чацкого не было, то «Горе от ума» утратило бы комедийные черты. Ведь «фамусовское общество» на фоне этого героя становится неимоверно смешным, нелепым. Можно сказать, литератор сам высмеивает его.

Критик считает, что Чацкий схож во взглядах с Евгением Онегиным и Печориным. Однако уверен в том, что он умнее их. Да и искренности в нем больше. Если Печорин с Онегиным понимали неправильность общества, но ничего не делали, то Чацкий стремится бороться за свои идеалы и стремится восстановить справедливость.

В отношениях с Софьей, Гончаров поддерживает главного героя. Он верит в то, что это искренняя любовь.

Как в образе Чацкого соотносятся черты драматического персонажа и роль главного участника комедии?

Образ Чацкого

Творение объединяет и сочетает в себе такие компоненты, как поучительное название, комические роли и искрометный юмор. Чацкий смешон как незадачливый любовник, Софья – как поверхностная девица.

 Фамусов – как отец, которого все обводят вокруг пальца. Лиза кажется служанкой, что намного умнее господ. Все это говорит о комедийных чертах произведения.

Как еще в образе Чацкого соотносятся черты драматического персонажа и роль главного участника комедии? Ответ:

Несмотря на то, что Чацкий является представителем «правильной» позиции, он смешон тем, что не сдержан, может вспыхнуть в любую минуту, всегда стремится доказать свою правоту – даже тогда, когда этого делать не нужно.

Но наряду с комичностью присутствует и трагизм – молодой человек, даже будучи доведенным до белого каления, понимает, что его никто и никогда не поддержит. Именно поэтому смеяться над главным персонажем не хочется.

К слову, Чацкий и сам пытается юморить – по крайней мере, это выражается в немного колких шутках в адрес Фамусова и ему подобных. Особенно искрометными замечания героя становятся, когда кто-то задевает его убеждения.

Видео: Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Русская литература 9 класс

Прочитайте по теме:

Сочинение на тему Образ Чацкого 9 класс (по комедии Горе от Ума : Грибоедов А. С.)

Александр Андреевич Чацкий не зря является одним из главных героев произведения, играя в нём немаловажную роль. У него есть определённое место в комедии, чётко прописанный образ и детали характера.

Чацкий – человек нового времени и новых устоев, противник притворства и построения карьеры нечестным путём: он умён и уверен в своих способностях, что возвышает его над теми, кто привык подчиняться.

По его мнению настало время, когда «прислуживаться» – позорно и глупо.

Мы можем видеть, как держится Александр с малознакомыми и родными людьми, что он не боится высказывать своё мнение и иногда даже становится ехидным, язвительным, когда дело доходит до чего-то, что ему не нравится.

На примере разговора с Фамусовым можно заметить, что он напрямую высмеивает этого человека, буквально заменившего ему отца, без зазрения совести, но делает это беззлобно, в попытке наставить старшего на путь истинный.

Можно ли делать выводы о том, что в формировании такого непростого характера сыграло роль семейное положение? Герой рано лишился родителей, а Фамусов вряд ли мог дать ему необходимую отцовскую заботу.

И всё же, по рождению он – дворянин, поэтому можно смело предположить, что гордость, галантное ехидство и чувство собственного достоинства он перенял от родителей: возможно, от отца.

Когда Чацкий взрослеет, то он покидает дом Фамусовых, оправдывая это «скукой»; возможно, ему просто невыносимо смотреть на то, как хозяин дома лебезит перед высшими по чину, ведь он наблюдал за этим с самого детства и наверняка давно питал к такому поведению скрытое отвращение.

Лиза отзывается о Чацком как о «приятном молодом человеке». В глазах же Фамусовых – отца и дочери – он даже чересчур высокомерен, вкрадчив и горд.

Он – человек, привыкший ровно держать спину и смотреть на всех сверху вниз; он одет с иголочки, явно пытаясь привлечь к себе внимание в доме. Изящный костюм – ещё одно доказательства приверженца новой жизни, ведь мода за рубежом так же изменилась, сильно отличаясь от русской.

Из этого можно сделать вывод, что молодой человек следит за собой и пытается соответствовать характеристикам «новых людей».

В речи Чацкого, как и говорилось, нередко присутствует ирония. Он говорит много, но по делу, когда заинтересован в разговоре и собеседнике или пытается отстоять свою точку зрения. Он – заядлый спорщик, что показано из беседы с Фамусовым, и в пылу словесного сражения может громко и эмоционально восклицать, но никогда не переходит на грубости.

Его максимум – попытка подколоть, высмеять оппонента, но и это он делает достаточно умело. Частенько в речи Чацкого можно встретить афоризмы: «Свежо предание, да верится с трудом».

Просто невозможно не заметить параллель с Базаровым, героем произведения Тургенева «Отцы и дети», который тоже придерживается принципа отрицания и любит использовать поговорки или пословицы во время разговора. Не зря говорят, что именно в таких высказываниях содержится мудрость. Но стоит заметить, что во время разговора с Софьей Чацкий – другой.

По нему видно, что он взволнован и рад в одно и то же время: ему не пристало скрывать эмоции. К своей возлюбленной он нежен, поэтичен, лишён иронии и попыток высмеять москвичей или её отца. Так что по речи Чацкого можно многое узнать о его эмоциональном состоянии, отношении или настроении.

Пусть Софья и относится к старому другу с некоторым подозрением, нельзя сказать, что он сам таит некие злые замыслы. Александр никогда не совершил бы плохого поступка, потому что это противоречило бы его гордости и чувству собственного достоинства.

Однако, обличая Молчалина, он всё-таки испытывает какое-то внутреннее превосходство, пусть и понимает, что не будет с Софьей. Также можно заметить, как изменилось его отношение к возлюбленной после того, как он узнал, что именно она пустила нехороший слух о его «безумии».

Покидая «сумасшедший дом», Чацкий разочаровывается в этих людях и в своём решении вернуться на родину. И в чём-то, верно, он прав.

Никто не может знать наверняка цель Чацкого, но можно предположить, что она относится к отрицанию принципов консервативного большинства. Возможно, он хотел бы посвятить свою жизнь науке и творчеству, просвещать «бедный русский народ», вернуть ему былую славу, изменить идею самобытности.

Как и всем подобным героям, ему хочется привнести что-то новое, стать эдаким «спасителем Руси», избавиться от старых устоев. Вдохновляясь идеями равенства и свободы личности, он решает проповедовать их на родине, но ошибается – страна ещё к такому не готова.

Или, быть может, герою просто не хватает упорства: после того, как общество и Фамусовы отрицают и высмеивают его, он не решается на вторую попытку.

Отношения Чацкого с другими героями действительно можно назвать сложными. Он недолюбливает Фамусова, несмотря на то, что он является, по сути, отцовской фигурой в его детстве. Впрочем, дело не в самом старике Фамусове – скорее в том, как слепо следует он старым принципам.

Этого Чацкий не понимает, но смиряется с невозможностью «перевоспитать» мужчину и подтрунивает над ним. Александр и Софья – пример несчастной любви. Его чувства разрушаются под гнётом ревности, непонимания и отчаяния оттого, что любовь не может быть принята.

В конце произведения он и вовсе отказывается от своих чувств после предательства со стороны возлюбленной, ведь ему она предпочла подлеца Молчалина. К нему же Чацкий испытывает чуть ли не ненависть, презирая его после разоблачения и недоумевая, чем он сумел так поразить Софью.

На примере Молчалина он видит всех русских людей, неумело лебезящих, врущих и кривляющихся, как Фамусов. Такими отношениями герой не дорожит, а в Софье, к сожалению, разочаровывается.

«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим» –пишет Грибоедов, подразумевая Чацкого. Он будто говорит, что роль героя – стать единственным здравомыслящим в «сумасшедшем доме» Фамусовых, отчаявшимся в попытках образумить глупцов.

Грибоедов всегда был вольным, свободным от чьих-то навязанных идеалов человеком, и таким же он сделал своего героя. Может быть, в Чацком автор даже увидел самого себя. Также и писатель, и персонаж – люди декабристского круга, они продвигают идею просвещения и образования Руси.

Чацкий умён, искренен, у него есть стремления и мечты – Грибоедов будто собрал в нём лучшие черты и сделал настоящим своим современником.

Ведь сколько таких же молодых людей, грезящих изменить историю, было во времена Грибоедова? Не был ли он сам таким же? Понимая Чацкого, мы можем понять и Грибоедова, все идеи, которые он пытался привнести через героя и тщетность попыток научить чему-то людей в доме Фамусовых – в доме, где никто не прислушается к словам умного человека.

Сочинение на тему образ чацкого в комедии горе от ума 9 класс

Причиной возвращения главного героя на родину стала его безграничная любовь к Софье. Оказавшись в Москве, он сразу же направляется в дом Фамусова и признается девушке в своих чувствах. По этому поступку можно охарактеризовать Чацкого как человека пылкого, страстного и романтичного.

Любовь для него – высшее чувство, святыня. Какую же боль ему приходится испытать, когда он узнает, что Софья любит Молчалина.
Чацкий образован, обладает тонким, острым умом и находчивостью. Но все эти качества окружающие будто не замечали, и только служанка Лиза смогла их отметить в разговоре с Софьей.

Но та на слова девушки не обратила никакого внимания.
Главный герой резко осуждает крепостное право, называвшая их источником несчастья. Он презирает московских «тузов», для которых жизненным идеалом является богатство и карьерный рост.

Чацкий отмечает неспособность старшего поколения отстаивать свою позицию и высказывать мнение.

В противостоянии с фамусовским обществом герой терпит ужасное поражение: Софья предпочитает его Молчалину, общество его не принимает и высмеивает. Потрясенный этими обстоятельствами Чацкий уезжает из города. По словам И.А. Гончарова, Чацкий оказался сломлен количественным превосходством «старой силы», но сам же нанес ей сокрушительный удар качеством силы нового поколения.

Вариант 3

Комедия Грибоедова «Горе от ума» усеяна различными отрицательными героями. Героями, которые вызывают неуважение, презрение и даже злость за их поступки, слова и мысли. Антагонистом же всех плохих героев является Александр Андреевич Чацкий.

В наше время очень популярны американские фильмы, снятые по комиксам и разного рода боевики, где один герой борется с десятком противников. Чацкий — это прототип такого героя в русской литературе, только борется он не физически, а духовно.

Александр Андреевич обладает самыми лучшими качествами человека: честностью, достоинством, честью, отвагой, сообразительностью, остроумием.

Когда он возвращается в Москву, чтобы встретиться с любовью всей своей жизни, Софьей, он приходит в большой шок, потому что любимая девушка теперь с ним холодна, а общество, которое образовалось вокруг её отца, поражает Чацкого своей глупостью, наивностью, преклонностью перед всем иностранным, лицемерием и абсурдностью своих размышлений.

Чего только стоит один Скалозуб, который утверждает, что книги плохо сказываются на людях.
Увидав весь этот цирк в лице общества Фамусова, наш герой решает с ним бороться, доказать Софье, что их любовь ещё жива. Он путешествовал три года, но его любовь не прошла.

Он прожил всё своё детство и юношество в доме Фамусовых, и он прекрасно помнит, как весело ему было тогда. Сейчас же перед ним восстал голем абсурда, являющий общество дома Фамусовых.
На балу он ни разу не стесняется говорить всем присутствующим в глаза, какие они невежды, как мелочна их жизнь, как жалко их преклонение перед иностранным, как недостойно они себя ведут. Люди же, будучи огромной массой, и из-за этого имеющие большую силу общественного мнения сходятся на том, что Чацкий сошёл с ума, и это идея как пуля пролетает по всему обществу.

Чацкий — это инородное тело в желудке, который пропитан лицемерием и испорченностью.

Отравленный и пьяный модой общества орган пытается извергнуть инородное тело из себя, общество Фамусова во главе с хозяином дома пытаются сделать из Чацкого ненормального человека, потому что всё, что противоречит их законам — ненормально, но они не допускают, что это не Чацкий лишний в этом органе, это сам желудок стоило бы вырезать, как загноившуюся рану, потому что он не несет никакой пользы, а даже скорее воздействует пагубно на весь организм, зовущийся Россией.

Образец 4

Произведение «Горе от ума» показывает нам борьбу старого и нового, широко развернувшейся в России в это время между людьми с взглядами декабристов и господами. Богатому обществу, где господствует Фамусов и другие его единомышленники противопоставлен в комедии Чацкий.
Мы видим, что мировоззрение Чацкого произошло в период подъема.

Он рос в доме Фамусова любознательным, общительным и ранимым мальчуганом. Монотонность устоявшегося быта, духовная бедность московской аристократии вызывали у него тоску и полное отвращение. Он был весь погружен в вольнолюбивые мысли о том, как бы переустроить старое общество, и поэтому совсем не посещал дом, где рос. Даже Софья это подметила.

Ведь Чацкий в юношестве уезжает, бросая девушку, для того, чтобы попутешествовать и одновременно обогатить свой ум.
Софья была конечно же испытывала к нему пылкие чувства, но не могла понять, как молодой человек рисковал личным счастьем ради всеобщего блага. Ограниченность в мировоззрениях не позволяет ей оценить образ Чацкого по достоинству.

Но, молодой человек ничуть не отклонял чувства Софьи. Он духовные требования ставил шире личных. Возвращаясь в Москву, пламя его любви полно надежд на взаимность. Однако, со временем девушка изменилась. Рассудительная, серьезная девушка, начитавшись романтических произведений, ищет такой же искренней любви, как и Чацкий.

Она трезво дает оценку пустым фразам и ограниченному кругозору Скалозуба. Молчалин же кажется лишь только милым и впечатлительным юношей. И если Софья полюбит его, значит, она автоматически примкнет к обществу фамусовых.

Чацкий же прямо дает оценку характеру Молчалина, что обижает девушку. Но точные высказывания в адрес героев пьесы и острый ум кажутся Софье пренебрежением молодого человека к людям. И когда девушка оценивает Молчалина вначале, это дает какую-то надежду Чацкому.

Но потом, узнав о том, что Софья все-таки предпочла соперника в супруги его сильно оскорбляет. Наш герой страдает от того, что его унизили, поставив его рядом с Молчалиным. Мы видим, как Чацкий беспощадно срывает маски двуличия и подлости с представителей светского общества, которое погрязло в интригах и развлечениях, разврате и коррупции.

Наш герой представлен гуманистом. Он верит, что люди должны стремиться к лучшему. И такие герои, как он, есть. Чацкий говорил о той передовой молодежи, которая пусть и в небольшом количестве, начинала выдвигать передовые идеи.

И, несмотря на то, что персонаж терпит поражение от Фамусова и его сторонников, его образ воспринимается с положительной точки зрения. Ведь такие люди существуют всегда, где ведется борьба старого поколения с новым.

Сочинение Чацкий в комедии Горе от ума (Образ и характеристика 9 класс Грибоедов)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Чацкий — передовой человек своего времени

А.С.

Грибоедов по своей сути был дипломат, наверное, поэтому он не излагал свои мысли прямо, а всегда искал обходные пути. Наверное поэтому у него получилось свои мысли изложить в легком жанре, в результате чего комедия легкодоступна людям.

Александр Чацкий является Человеком-передовиком своего времени. Именно он выражает новаторские идеи, присущие его эпохе.

Александр обучается за границей и набирается опыта, определенных знаний, молодой человек хочет обогатить этим своих соотечественников, которые давно отстали от века, однако это им совсем не надо. Но с чем он сталкивается? Московское дворянство на то время алчное, лицемерное, в его состав входят бездарные люди.

Их интересует только положение в обществе, репутация и влияние, судьбы простого народа им безразличны. Они не хотят вотворять в жизнь реформы, они ярые противники образования. Это настоящий застой в обществе. Против этого и выступает Чацкий. Он хочет высшей элите открыть глаза на то, как живут крестьяне при крепостном праве. Он тщательно высмеивает фамусовское общество.

Это общество на стороне манер и слов запада, их совершенно не волнует развитие национальной культуры и образования. В комедии прекрасно показаны: страх перед начальством, кумовство, рабское подчиненипе начальству. Александр совершенно не терпит невежество, карьеризм и алчность с эгоизмом. Чацкий является собирательным образом первопроходца.

Он сам пробирается сквозь консерватизм и отчетливо знает, какие перемены и открытия нужны стране.

От того что это понятие пришло к нему первому ему надо доказать всю необходимость другим людям. В лице Чацкого показан целый типаж героев, которые смогли пройти самый древний путь до современного мнения.

  • Людям в то время просто необходима новая идеология, которая бы смогла решить все противоречия и трудности.
  • Мировозрение достаточно противоречивое смогло стать началом освободительного движения в России.
  • Александр Чацкий достаточно хорошо отражает новаторские идеи своей эпохи.
  • Очень много людей желают видеть свою страну свободной и процветающей, но это сделать со сложившимся обществом очень трудно, практически невозможно.

Грибоедов в роли Чацкого хотел показать, что страну необходимо освобождать от консерватизма и давать дорогу молодым, при этом продвигая вперед реформы, а не сидеть на месте. Все это не было возможно и доступно в то время. Но Грибоедов старался в своих произведениях бороться со сложившимся укладом общества.

Характеристика Александра Чацкого в пьесе Горе от ума Грибоедова

Чацкий стоит в центре комедии Грибоедова «Горе от ума». Он совершенно не комический герой , но вовлечён в комедию жизни московского дворянского общества начала 19 века.

Судьба неласкова к нему. С детства рядом с ним не было ни отца ни матери. Он воспитан как приёмный ребёнок в доме Фамусова. Близкой ему с детских лет в этой семье стала только дочка Фамусова Софья, его ровесница, тоже оставшаяся без матери. Общие переживания, одни занятия в домашнем классе под руководством немца, ментора с указательным перстом, очевидно, сблизили детей, пришла любовь.

Чацкий верен юношеской любви и в начале пьесы признаётся, что мчался по заснеженным дорогам, не переводя дух, чтобы побыстрей встретиться с Софьей после трёх лет разлуки. Он мечтает о женитьбе, личном счастье.

Читателю и зрителю, между тем, с самого начала понятно, что надежды Чацкого напрасны. «Герой романа» у Софьи Фамусовой – Молчалин.

Александру Андреевичу предстоит сыграть другую роль – дать в одном доме в один день бой, отголоски которого разойдутся по всей России, а не только по Москве. Чацкий не готовился к нему. Но в репликах Фамусова, Молчалина угадывается, что воевать ему не привыкать стать.

Очевидно, герой благодаря уму, решительности сделал успешную карьеру, имел связь с министрами. Но внезапно разорвал отношения на службе, вышел в отставку и уехал за границу. Его стремление служить «делу, а не лицам», без сомнения, не нашло поддержки. Наверное, уже тогда была идейная схватка и Чацкий для себя расставил все точки над i.

Теперь через три года герой не допускает мысли о службе («Служить бы рад, прислуживаться тошно). Но он не желает и молчать, пропускать мимо ушей навязываемую ему всё ту же мудрость чинопочитания и угодничества. Он живёт своим умом, и от его метких, блестящих характеристик всем достаётся.

Главное же, что делает Чацкого настоящим героем, — это не столько его блестящий ум, сколько мужество быть не таким, как все, и открыто об этом заявлять.

Понимая, что у него нет никакой поддержки в закостенелом обществе, он не молчит, всё называет своими именами, решительно обнажает прошедшего и нынешнего « житья подлейшие черты».

Герой бунтует, смело обвиняет, спорит, высмеивает общепринятые устои. С ним не могут не считаться, его уколов боятся.

Он хоть и одинок в фамусовском стане, но это настоящий воин – не Дон Кихот, потому что его противники не мельницы, а реальное зло: крепостничество и крепостники, которые в погоне за иностранной модой утратили русские черты, родной язык, в народе видят только холопов. На службе они обделывают делишки, чтобы угодить в первую очередь начальству, потом себе и своим родственникам. Служение долгу, отечеству среди фамусовых, молчалиных, скалозубов – неслыханное дело.

Чацкий, всколыхнув их стоячее болото, посеял сомнения в обществе, а это немало, и его смелые обличительные слова – это тоже дело.

Чувства и особенности внутренних переживаний героя

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму.

Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении.

К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством.

Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

Сочинение 4

Можно сразу понять в монологах, что Чацкий, выражал помыслы и взгляды, которые соблюдал сам автор. А черты характера главного героя была скопирована с самого Грибоедова. Сам же автор был резким и увлеченным.

Многие взгляды нашего героя были взяты от самого Александра Сергеевича, а взгляды были такие как: повторение за иностранцами, жестокосердие к крепостному праву и чиновничество. Сам же он не раз упоминал их в округе.

Сам же главный герой небогатый дворянин, который отрекся от службы. Он это объяснял тем, что нужно служить делу, а не кому-то. Его цитата какова: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Не признание авторитетов, бережность к своей независимости, не боязнь общественного мнения, приводит к тому, что вызывает страх у аристократов.

Тем самым, Фамусов предлагая жить как все, на то Чацкий отказывается от такого.

Причина возвращения в Москву является любовь к Софье. Приехав в Москву, он сразу же поехал в дом Фамусова, чтоб признаться в любви к Софье. Так можно понять, что он созерцательный, усердный, пылкий. Для нашего героя любовь-это главное в жизни, который без нее не может быть. Когда узнав, что Софья полюбила другого, он был опечален, сломлен и разбит.

Главный герой не любит все прошлое, а точнее рабское служение перед всеми иностранцами, подхалимство и угодничество. Смотря на свое общество, он видит кучу людей, которые жадно охотясь за чинами, деньгами, чтоб зажить и выгодной женитьбы, а идеал их умеренность и аккуратность.

Максим Петрович для Фамусова является примером для подражания, который специально падая на приеме у императрицы, доставляя ей удовольствие и двору, но для главного героя это является клоунадой и не уважение к себе. Аристократы в этой пьесе стремятся получить свой положенный чин, а также привязаны к мотовству и безделью.

Чацкого бесит влечение старых дворян всюду заводить полезные знакомства, тем самым, посещая балы с этой целью. Для него лучше не путать дела с весельем и знает, что этому всему свое время.

В одной из сцен Александр Андреевич выражает негодование среди фамусовского общества, когда среди гостей присутствует человек, который хочет углубиться в искусство и науку, то общество его не воспринимает всерьез и негодует.

Заключение

Терпя столь тяжкое поражение, он мигом уезжает из Москвы. После всего что пережил и видел, он прекращает борьбу за лицемерие. Он один среди этого балагана, с которыми нет общего взгляда и умысла схожим с ним и поэтому он убирается прочь, не глядя ни на кого, ища свой укромный уголок.

Александр Андреевич Чацкий

Александр Андреевич Чацкий – ключевой персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий по происхождению наследственный дворянин и аристократ. Уроженец Москвы, Чацкий с рождения был окружен представителями высшего общества.

После смерти родителей он стал единственным наследником завидного поместья. Так как никаких других родственников у Чацкого не было его опекуном стал приятель отца – Павел Фамусов, который был чиновником и известным в аристократических кругах человеком.

Став взрослым Чацкий съезжает от Фамусова. Будучи аристократом Чацкий являлся членом Английского клуба джентльменов, в котором вместо обсуждения социальных и политических вопросов играли в карты и обедали.

Сначала в силу возраста, а затем из – за отъезда за границу, который продолжался три года, Чацкий был редким гостем этого клуба.

За время своего пребывания за границей он ознакомился с архитектурными особенностями, культурным наследием Европы и тонкостями отношений между людьми.

Чацкий был образован и подкован во многих вопросах, таких как обустройство мира и экономика, иностранные языки. Также он как настоящий аристократ не мог себе позволить не разбираться в музыке и танцах.

Он никогда не останавливался на достигнутом и постоянно развивался самостоятельно изучая новые направления. Чацкий был любознательным и занимал активную жизненную позицию.

Именно благодаря этим качествам он в столь молодом возрасте стал философом, но решил посвятить свою жизнь ведению хозяйства в поместье. За это окружающие сочли его безумцем, ведь перед ним открывались огромные перспективы.

Речь Чацкого не была лишена сарказма и иронии, с помощью которых он демонстрировал свое отношение к представителям чуждых ему взглядов.

Будучи человеком искренним и не терпящим лжи он был уверен, что людям необходимо говорить правду. В силу своей страстной натуры ему было тяжело контролировать свои эмоции.

Он грезит о лучшей жизни для своих соотечественников и готов приложить к этому все возможные усилия.

Чацкий категорически отрицает так называемое Фамусовское общество и всячески пытается ему противостоять.

Взгляды Чацкого сильно отличаются от взглядов Фамусова, ведь для Чацкого на первом месте достоинство и честь, а для аристократического общества взяточничество и преклонение перед начальником.

Если аристократы признают лишь военную и гражданскую службу, то Чацкий понимает ценность науки и искусства. Он уверен, что люди должны жить в первую очередь думая о морали, а не о личной выгоде.

Другие темы: ← Умен ли Чацкий?↑ ГрибоедовМое отношение к Чацкому →

`

помогите мини сочинение на тему «Чацкий мой герой»

Чацкий- герой своего времени. В великих произведениях мировой литературы созданы образы людей, которые, оставаясь героями своего времени, являются «вечными спутниками» человечества. Они не могут уйти в прошлое вместе со своим временем, потому что воплощают качества общечеловеческие, присущие людям всех эпох.

Таков Чацкий- герой своего времени. Оставаясь передовым человеком своего времени, он смело шагает в наше, становясь другом, единомышленником, а часто и советчиком наших современников.

  Сочинение Дети подземелья по произведению Короленко

Чацкий представляет передовую молодежь начала 20-х годов XIX века.

По возрасту он не мог быть участником Отечественной войны 1812 года, но сформировался под влиянием того духа свободы и вольномыслия, который принесла в Россию эта война.

Ведь молодые офицеры, участники сражений, по-новому увидели свой «добрый, умный», но, как и прежде, угнетенный народ и во имя его блага жаждали общественных перемен.

Чацкий полон энтузиазма и торопится поделиться своими убеждениями с теми, в ком рассчитывал встретить понимание и поддержку. Вернее, он просто не понимал, как можно не согласиться с очевидным.

По его убеждению, следует немедленно изменить старые порядки и отказаться от старых, изживших себя норм общественной жизни, пересмотреть отношение к крепостному праву, к государственной службе, к достоинству человеческой личности, к воспитанию детей, к национальной культуре.

Может ли процветать страна, в которой хозяйничают Фамусовы, использующие государственную службу только в личных интересах? Как можно считать достойным членом общества Молчалина, всегда следующего завету отца «угождать всем людям без изъятья», бессловесного подхалима, расчетливого лжеца и лицемера? А воспитание детей, которым занимаются «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле»!

«Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» — с горечью спрашивает Чацкий, видя вокруг «прошедшего житья подлейшие черты». Его поражают не столько низость Молчалина, тупость и солдафонство Скалозуба, сколько то, что эти ничтожества, как и многочисленные хлестовы, репетиловы, загорецкие, тугоуховские, — уважаемые члены общества.

Еще бы! Один «то моську вовремя погладит, то в пору карточку вотрет», второй «и золотой мешок, и метит в генералы», третий — «человек известный, хоть он и враль, картежник, плут…» Стать членом такого общества Чацкий не может: он перестал бы уважать себя. Он переживает «мильон терзаний» и из-за отвергнутой любви, и из-за неразрешенного общественного конфликта.

Эти драмы взаимосвязаны, исправить ничего нельзя.

Решительность, бескомпромиссность, неудержимый порыв Чацкого — это черты молодости. Поэтому каждый новый век рождает своих Чацких. Они там, где необходимы их воля, ум, решительность, смелость, уверенность в справедливости того дела, которое они отстаивают. Вот почему Чацкий — герой не только своего времени, но и современник всех поколений.

И нельзя не удивиться мудрости Грибоедова, которому не было тогда и тридцати лет. Чацкий вынужден покинуть дом Фамусова, но это не бегство, а временное отступление: своих убеждений он не изменит, от своих взглядов не откажется. Чацкий вернется, ведь «каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого» (Гончаров).

Вот почему он никогда не состарится и каждое время сможет назвать его своим героем.

Популярные сочинения

  • Сочинение Андрей Дубровский (образ и характеристика) в романе Дубровский Отец главного героя А.С.Пушкина, Андрей Гаврилович Дубровский является потомственным дворянином. Несмотря на свою бедность, он не потерял чувство собственного достоинства и очень дорожит своей честью и благородной фамилией.
  • Смешон или страшен Молчалин? — сочинение-рассуждение 9 класс В комедии Грибоедова Молчалин являлся одним из самых неоднозначных героев. Алексей воспринимался читателями по-разному, их мнение относительно этого героя
  • Сочинение Роль немой сцены в комедии Ревизор Особое внимание Н.В.Гоголь уделяет финалу комедии Ревизор. Произведение заканчивается немой сценой: известие о приезде в город настоящего


Adblock
detector