Тема персонажи сказок поле чудес

Несколько дней назад мы попросили вас написать, какие фильмы или сериалы вы планируете смотреть во время длинных новогодних каникул. результат

Несколько дней назад мы попросили вас написать, какие фильмы или сериалы вы планируете смотреть во время длинных новогодних каникул. Результат вышел ожидаемым — большинство из нас в праздники стремится убежать в мир сказок, чудес и добрых комедий. Учитывая, насколько суровым выдался 2021 год, желание это вполне оправдано. Как и обещали, рассказываем о главных новогодних картинах по мнению читателей «Нового Калининграда» и немного о том, на что стоит обратить внимание в наступающем 2022-м

От Хогвартса до Средиземья

Киносаги о мальчике, который выжил, и хоббите, который дошёл, в 2021 году отметили своё 20-летие. И до сих пор каждый год многие люди (в том числе и некоторые сотрудники редакции «Нового Калининграда) традиционно выделяют время на каникулах, чтобы пересмотреть «Гарри Поттера» (12+) и «Властелина колец» (12+). В дополнение к последнему обычно ещё идёт более свежий «Хоббит» (12+). Видимо, за последние два десятка в мире не сняли ничего более масштабного и влиятельного, ну или хотя бы подходящего для новогоднего отдыха под ёлкой с мандаринами. А ещё для многих из нас эти истории — возвращение в детство, когда добро всегда побеждало, а зло было хоть и жестоким, но понятным.

В честь юбилея «Гарри Поттера» 1 января 2022 года выйдет документальный фильм «Возвращение в Хогвартс» с повзрослевшими актёрами, рассуждающими о влиянии поттерианы на их жизни, вселенную и всё остальное. Достойное дополнение к существующим восьми фильмам. Также в апреле ожидается выход третьей части «Фантастических тварей» (12+) под названием «Тайны Дамблдора». Теперь — с Мадсом Миккельсеном вместо уволенного Джонни Деппа.

Что касается «Властелина колец», то Питер Джексон со вселенной Дж. Р. Р. Толкина, похоже, окончательно распрощался. Зато теперь за Средиземье взялся стриминговый сервис Amazon. О сериале, премьера которого намечена на сентябрь 2022 года, до сих пор толком ничего неизвестно, кроме того, что действие будет происходить во Вторую эпоху, то есть за тысячи лет до, собственно, «Властелина колец».

Мальчик, который остался дома, и прочая голливудская классика

Актёру Маколею Калкину в 2020 году исполнилось 40 лет, о чём он не забыл напомнить всем фанатам фильма «Один дома» (0+): «Эй, ребята, хотите почувствовать себя старыми? Мне 40 лет. Не благодарите», — написал он в своём «Твиттере».

«Один дома» вышел в 1990 году, и до сих пор остаётся одним из любимых новогодних (рождественских) фильмов во всём мире. Его влияние на культуру настолько велико, что Университет Джонса Хопкинса использовал отрывок из фильма, чтобы показать, как вакцины защищают организм от коронавируса. Сложно сказать, что может быть доходчивее, чем Кевин Маккалистер, расправляющийся с грабителями.

Киноделы всё ещё пытаются зарабатывать на популярности приключений Кевина, однако с каждым разом всё неудачнее. Так, вышедший в 2021 году очередной «Один дома» (0+) был разгромлен критиками, имеет рейтинг 3,6 на IMDB и вряд ли когда-нибудь станет рождественской классикой.

Любопытна история другой классики американского кино — картины «Эта замечательная жизнь» (12+), которую также несколько раз упомянули читатели «Нового Калининграда». Вышедшая в 1946 году сентиментальная сказка об ангеле, спасающем отчаявшегося добряка, не была успешна в прокате. Спустя почти 30 лет закончилось действие авторских прав, продлевать их не стали (картина-то провальная), а фильм попал в общественный доступ. Чем и воспользовались американские телекомпании, начавшие активно показывать бесплатный для них фильм в канун Рождества. В итоге зрители так прикипели к «Этой замечательной жизни», что картина стала обязательным атрибутом Рождества.

Также в число любимых зарубежных новогодних фильмов наших читателей вошли первая и вторая части «Крепкого орешка» (16+) про Джона Макклейна, спасающего Рождество от террористов, и рождественские ромкомы «Реальная любовь» (16+) и «Отпуск по обмену» (16+).

Герои, знакомые с детства

Будем честны — сложно представить Новый год без советских комедий. Здесь, пожалуй, история схожа с «Этой замечательной жизнью» — мы с детства режем салаты под «На Тихорецкую состав отправится» и наблюдаем, подъедая эти салаты, за путешествиями во времени Ивана Грозного. По данным онлайн-кинотеатра IVI, большинство россиян в новогоднюю ночь смотрят именно «Иронию судьбы» (6+), пишет ТАСС. «Иван Васильевич меняет профессию» (6+) занял в топе третье место.

Кроме того, вы вспомнили фильмы «Джентльмены удачи» (6+), «Чародеи» (0+), «Карнавальная ночь» (0+), сериал о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, а также сказки «Морозко» (0+) и «Двенадцать месяцев» (0+).

Ни один из современных римейков этих фильмов, кстати, не удостоился упоминания. Из относительно современного отечественного кино вы назвали «Сироту казанскую» (6+), «Особенности национальной охоты» (а также рыбалки и политики) (16+), «О чём ещё говорят мужчины» (16+) и антологию «Ёлки» (12+).

И немного ваших рассказов о праздничных картинах

Дмитрий:

Сериал «Фарго» (18+), первая часть. Почему? Да потому что там по-зимнему снежно, холодно и просто убийственный сюжет.

Юлия:

Обычно в новогодние каникулы освобождается время для просмотра лучших фильмов года ушедшего. Я планирую посмотреть уже доступные онлайн фильмы «Рука бога» (18+) Паоло Соррентино, «Параллельные матери» (16+) Педро Альмодовара, «Память» (16+) Апитчатпона Вирасетакула, и новый сай-фай с Лео ди Каприо «Не смотрите наверх» (18+). Ну а если останется ещё время, можно переключиться и на документальные фильмы Beat Film Festival — например, «Моби» или «Баския: Взрыв реальности» (16+). Кажется, в этом году вышло столько всего нового и непросмотренного, что на классику вроде фильмов «Один дома» уже не остается времени.

Елена:

«Три орешка для Золушки» (0+) почему-то всегда пересматриваю в новогодние каникулы — позитивный фильм. Больше предпочтений нет. Телевизор уже несколько лет не включаю. Есть Youtube. Слушаю разные ролики, занимаясь рукоделием.

Алекс:

Вот уже третий Новый год отмечаю на корабле, находясь в рейсе. Как правило, никаких новогодних программ и ТВ у нас нет. Но «Ирония Судьбы или с Лёгким Паром» — это святое!

Роман:

Обычно пересматриваю нашу советскую классику (те, что еще были на видеокассетах). Но на этот Новый год решили с девушкой обновить кинотеку новогодних фильмов. Теперь там «Эта замечательная жизнь», «8-битное Рождество» (12+) и «Чудо на 34-ой улице» (12+)

Кирилл:

В детстве смотрел новогодние сказки. К 2022-му году все сказки уже давно пересмотрены, остаются политические ток-шоу. А так обычно телевизор стараюсь не смотреть .

Марина:

«Иван Васильевич меняет профессию» — бестселлер на века! «Джентльмены удачи», пожалуй, посмотрю. Потом неплохо идет «Властелин колец» или «Хоббит», ну, на крайний случай — «Крепкий орешек». Вне конкуренции для меня «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (СССР). А посмотреть хочу, наверное, новую «Матрицу» (16+) и, желательно, какой-нибудь шикарный исторический сериал от BBC.

Изучила новогодний кинематограф Татьяна Зиберова / Новый Калининград

Артем Бизяев — художник-мультипликатор из Санкт-Петербурга, о котором заговорили в начале 2021 года благодаря проекту «славянского Lego» — избушке с Бабой-Ягой. Концепт появился на сайте с идеями для конструктора и стал вирусным, а еще в рекордные сроки набрал 10 тыс. зрительских голосов, необходимых, чтобы пройти в конкурс на реализацию. В конце сентября «Baba Yaga» ждала решения, станет ли она реальным набором. Но не дождалась.

Артем, размышляя о возможной судьбе проекта, понимал, что шансы не остаться «рисунком» малы. В последние годы Lego делает ставки на аксессуары, а не на игрушки, в которые можно полноценно играть. «Lego решили, что нужно продавать свои товары взрослым, которые якобы стесняются детских магазинов. Даже выпустили набор с Винни-Пухом с пометкой 18+ и в черной коробке. Иными словами, эта программа нацелена на наборы, которые будут хорошо смотреться на полке. Lego выпускают вещи в виде вещей», — объясняет Артем.

Впрочем, карьера художника от решений дизайнеров из Lego не зависит. Бизяев сотрудничает с издательским домом Bubble Comics (именно Артем рисовал титры для фильма «Майор Гром: Чумной доктор» и комиксы про стажера Дубина), продолжает заниматься мультипликацией (он режиссер-мультипликатор по образованию) и сочиняет новые Lego-наборы (среди недавних концептов — «Поле чудес», «Деревня дураков» и реалистичная модель типичной российской однушки).

На сайт Lego Ideas недавно отправился проект о курьерах, созданный вместе с Delivery Club: это двухэтажная панелька с меблированной комнатой (в телевизоре даже показывают «Диалоги о рыбалке» с Иваном Затевахиным), в которой есть советская стенка, ковер на стене, батарея (прежде невиданная деталь для Lego) и мусоропровод. Дом можно разобрать поэтажно. Рядом с ним расположена пиццерия. Главные герои — курьеры, которые курсируют между пиццерией и панелькой, доставляя игрушечные продукты и пиццу местным жителям.

«РБК Стиль» поговорил с художником о субкультуре комиксов, высшем образовании и необходимости возрождать в культуре любовь к русским сказкам. А еще — о детстве в 90-е и жизни интроверта.

Какие сказки вы читали в детстве?

Стандартный набор русских сказок у меня был. Помню огромную книжку со сказками, которую, на самом деле, самостоятельно собрал мой дядя из множества тоненьких книжек. Он сшил их и сам сделал обложку. Но если быть честным, в детстве я не очень любил именно читать — мне нравилось картинки разглядывать.

Какие иллюстрации к сказкам вам больше всего нравились? Билибин?

Рисунки Ивана Билибина — это книга ужасов. В детстве смотреть это было очень страшно — анатомия реалистичная. В советской школе сказочных иллюстраций преобладало что-то пестрое, игривое. А у Билибина все серьезное, темное, мрачные тона, гнетущая атмосфера. Очень впечатляет, но и устрашает.

Какая история вас сформировала?

Разброс большой. Я в 90-е вырос, так что сказки остались на втором плане. А на первом, как у многих детей 90-х, это какие-нибудь черепашки-ниндзя. Сейчас мне уже кажется, что это немножко «к сожалению». Но у меня есть любимый лейтмотив. Мне очень по душе в этих мультсериалах наличие базы у команды героев. Обычно каждая история начинается в этом убежище. Это создает некий уют. У черепашек-ниндзя — это подземная база в канализации: у них там свой автомобиль, своя тусовка. Это уютное «гнездо» мне почему-то запомнилось.

Как думаете почему?

Не знаю, может это особенности вечного квартирного вопроса?

Своя комната была у вас?

Нет, я делил комнату с братом. Потом было общежитие, съемные квартиры. До своей базы мне еще расти.

Значит, мы нашли, откуда ноги растут. А кого из персонажей вы могли назвать своим героем?

Мои любимые герои, пришедшие из иностранной культуры, в первую очередь Астерикс и Обеликс, Франция. У них, кстати, тоже была своя «база» — деревня, которую они оберегали и защищали. На втором месте — еж Соник из видеоигры Sonic the Hedgehog. Та же история: он живет на своем уютном острове, на него постоянно посягает злодей, доктор Эггман. Вот эти герои мне больше всего нравились, я их постоянно рисовал.

Вы убежденный интроверт, как я понимаю.

Да. В детстве всегда сидел один, рисовал и проблем родителям не доставлял.

Фото: Андрей Уваров

Когда вы серьезно занялись рисованием?

В художественную школу меня записали в пятом классе. Учился я там пять лет. Кайфа от учебы не испытывал — это довольно унылое занятие, но я понимал, что «надо». И вот ходишь три раза в неделю, сидишь среди девочек в классе, у них разговоры и сплетни, тусовка. А я просто три часа рисую какой-нибудь натюрморт. В общем, я не был вовлечен в социум, возможно, из-за этого был лучшим учеником (смеется). Один раз получил премию от мэрии города — 800 рублей. Еще ездил на конкурс в Пермь. Художественная школа — место для тренировки навыков, а не для творчества. Вспоминаю этот период и понимаю, что не учился там осознанно. То есть уже в более зрелом возрасте познавал основы и техники.

После «художки» вообще не думал продолжать заниматься рисованием, потому что учился в физико-математическом лицее, довольно сильном, где очень натаскивали на математику, ЕГЭ. Я думал, что буду программистом. Поступил в СПбГУ на математико-механический факультет, целый год там учился. Надо понимать, что там всем сложно. Я учился в школе с углубленным изучением математики, но, попав в университет, понял, что глубина была недостаточная. Сессии там с первого раза сдают только гении — 90% студентов отчисляются и перезачисляются, пересдают. Первую сессию я кое-как закрыл, но ко второй мое настроение упало. Я задумался, хочу ли быть программистом (смеется).

И немудрено!

К тому же моя тетрадка для занятий вся была изрисована. В итоге я бросил матмех и через год поступил в Институт кино и телевидения. Сначала хотел поступать в художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица, самое крутое заведение для художников в Петербурге. Даже пошел к ним на курсы, а потом и на экзамен. Абитуриенту нужно написать обнаженную женщину с натуры. Мне казалось, что я лучше всех справился — тело похоже, лицо похоже. Но меня не оценили: преподавателям нужен был схематичный набросок.

В институт кино и телевидения я попал случайно на режиссерскую специальность, и оказалось, что это очень круто.

Я видела ваши анимационные работы. Сериал на «2 x 2» про странных зверей, например.

Да, «Атомный лес». Это одна из моих первых работ, первые серии мы создавали чуть ли не вчетвером, очень маленькой командой. Преимущество режиссуры в том, как она перестраивает творческое, довольно хаотичное мышление — тебя учат, что у каждого пикселя на экране должна быть логика, у каждой сцены — обоснование. Это ставит мозги на место и помогает вообще везде, не только в рисовании.

Кадр из мультфильма «Атомный лес»

Кадр из мультфильма «Атомный лес»

© Kinopoisk

Вот откуда такая детальность в тех же Lego-идеях. Мусоропровод и батарея в модели хрущевки чего стоят!

В придумываниях Lego важно идти от общего к частному (этому учат на факультете режиссуры). Сперва структуру придумываешь, ставишь перед собой цель и идею, а потом уже все «мясо» и красивые штучки на них навешиваешь.

А почему Lego? Откуда такая любовь?

В отношениях с конструкторами Lego моя математическая сторона находит утешение. Я больше всего любил в школе геометрические задачи, мне нравилось искать решения множеством разных вычислений: либо пробираться напролом, либо найти хитрый элегантный способ и за три шага выдать решение. В Lego тот же принцип.

Отличаются ли наборы Lego из 90-х от современных, как думаете?

Да. Самое главное отличие в том, что в 90-х наборов Lego было очень мало, особенно в России (смеется). Я владел несколькими очень небольшими и очень простыми наборами — зато фантазия работала яростно. Сейчас конструктор более доступный.

Я покупаю теперь очень много Lego. В последний раз кучу деталек высыпал на кровать и удивился, насколько она огромная. Три дня собирал свой постапокалиптический корабль, спал на диване.

Вообще новые наборы гораздо симпатичнее, детализированнее. Хотя фишка старых наборов была в том, что Lego развивали свои серии, а теперь они делают ставки на франшизы.

То есть раньше они создавали что-то уникальное от Lego, а теперь они берут нечто популярное и делают наборы. Это минус?

Я считаю, что да, минус. В 2000-х у компании грянул кризис и они придумали серию Bionicle, которая их очень выручила. А потом рискнули выпустить набор по «Звездным войнам», и по «Гарри Поттеру». Это принесло им много денег. Но, к счастью, они сообразили, что пора делать свою серию, и представили Ninjago. Был успех, весь мир до сих пор этих ниндзя обожает. И все равно Lego пока едут на франшизах.

Как думаете, почему ваша Баба-Яга с избушкой всем зашла?

Русским людям хочется чего-нибудь своего, родного, но такого же качественного, как западное. С точки зрения мульткомиксного пространства я сам втянут в «славянофилию» сейчас. Меня затянуло в «русскую тему» лет пять назад.

Фото: ideas.lego.com

А почему?

Большинство художников, которые любят комиксы и мультики, в детстве напитываются иллюстрациями, сказками, книжками и другим русским контентом, годам к 13 все эти богатыри надоедают и тут в жизнь врывается аниме. А там вампиры с пистолетами, боевые роботы. И сознание переключается. К зрелому возрасту этот вайб может художника отпустить. Меня отпустил. Я стал натыкаться на иллюстрации из детства — от Билибина, Виктора Васнецова — и увидел, насколько высокий это уровень. Недавно я увидел иллюстрации советской школы «сказочников» и испытал восторг. Это вдохновило меня.

Вообще я считаю, что всю традицию сказочного иллюстрирования нужно осовременивать и активно продвигать в культуре нового поколения.

Какие-нибудь японцы совершенно не стесняются своего фольклора, заезженных персонажей типа самураев или Тоторо. Ковбои в американской культуре популярны по всему миру. Наши богатыри — из той же упряжки, но нам кажется эта тема стыдной. По-моему, причина в нехватке контента в разном стиле — для детей, для взрослых, что-то милое или что-то брутальное. Если каждый зритель найдет что-нибудь близкое в таких историях, репутация их возрастет.

Мы примерно 70 лет были вообще не про контент. Возможно, в этом причина. Сейчас совершенно другая ситуация.

Да, поэтому я думаю, что тенденция будет расширяться и мы получим много крутых идей в разных жанрах, а не только «Мельницу» с богатырями. Которые очень крутые, к слову. Но нужно масштабировать эту тему до исторических фильмов, фэнтези и так далее.

А смотрели «Последнего богатыря»?

Я не смотрел последнего «Последнего богатыря», но видел первого, и мне вообще не понравилось. По-моему, это очень проходная штука. Мне как режиссеру анимации бросается в глаза, что режиссер не делал раскадровку и композиция кадра выстроена неправильно. Я не понимаю, как так вышло, ведь это же высокобюджетная картина. Но все равно хорошо, что все это есть. Нужны и плохие, и хорошие примеры.

Вы говорили, что набор с Бабой-Ягой, будь он физическим конструктором, собрать и установить было бы сложно. Зато, как я вижу, хрущевка с курьерами, которую вы для Delivery нарисовали, в реализации проще.

Хрущевка — это типичный формат Lego City. В реальном размере она была бы 50 на 30. Избушка и Яга, напротив, были бы довольно большие, только в высоту 50 см. Нюанс в том, что избушка тяжелая и массивная, а ножки у нее тонкие. Хотя Lego используют довольно крепкую пластмассу, нужно постараться, чтобы найти баланс.

Фото: oleg.legov / Instagram

Вы создали рисованные титры к блокбастеру «Майор Гром: Чумной доктор». Расскажите, как это происходило?

Артем Габрелянов (глава издательского дома Bubble Comics. — «РБК Стиль») сразу закладывал идею рисованных титров. Всегда круто, когда финал фильма с изюминкой, к тому же это помогает переждать время до сакральной сцены после титров. Габрелянов придумал, что титры должны быть как бы нарисованы персонажем Дубиным, стажером Грома. Я рисовал до этого комиксы про Дубина, и мы с ним ассоциировались с комикс-вселенной. Так что я и получил сценарий. Я сделал аниматик (раскадровка с таймингом, поставленная на монтажную ленту, благодаря чему видна длительность каждой сцены), его утвердили, и мы с моим другом Антоном Королюком (он тоже большой фанат Lego) анимировали.

Там была хитрая технология — нужно было имитировать карандашный рисунок в короткие сроки. Так что мы применили символьную анимацию, чтобы успеть в срок. На всю работу ушло около двух месяцев.

На анимацию в две минуты?

На самом деле, эта анимация довольно простая. Если бы это была цветная анимация с подвижным фоном, то работа до года растянулась бы. За неделю такое не сделать.

Да, его мы делали в свободное время, факультативно, неспешно. Целый год.

А сейчас чем занимаетесь?

У меня в голове миллион сценариев для авторских комиксов. Периодически выходят мои истории, но работать над каждой нужно минимум полгода. Последний мой комикс я рисовал про нечистую силу для Bubble. Адаптировал наши сказки под модное-молодежное. Идея в том, что в современном мире существуют лешие и домовые, а в центре истории — школьник, мечтающий стать рок-музыкантом. Он попадает в группу, которая состоит из такой нечисти, и с ними происходят разные приключения. Издали четыре выпуска, которые сшили в книжку на 120 страниц. Рисовал и писал все полгода — читается за один вечер.

Какой был тираж?

Не очень большой. Около 2 тыс. У комиксов небольшие тиражи — это субкультура все-таки.

Как считаете, выйдут ли комиксы за пределы субкультуры?

Может, стоит на это надеяться. Сейчас комиксы существуют в своем мире. Например, мангаки (художники, которые рисуют в стиле манга) в России малоизвестны. Другие художники обслуживают гик-культуру (это издательство Bubble, комикс-шопы и так далее). Иногда комиксы выбиваются в массовую культуру, но ненадолго.

Фото: Андрей Уваров

Через какие каналы комиксы могут окончательно выбраться в общекультурное пространство, встать рядом с кинематографом, например?

Возможно, через книжную среду. Мой ближайший комиксный друг Виталий Терлецкий придумал историю «Собакистан», нарисовал ее со своей девушкой Катей и представил ее не как продукт для внутренней тусовки, а для широкого потребителя. И распространил с той же идеей — комикс попал в книжные магазины. «Собакистан» котируется не только среди аудитории комикс-шопов, но и среди книжной. Его хорошо покупают, переиздают, тираж там уже больше 10 тысяч, полагаю.

Петербургское издательство «Бумкнига» выпускает «комиксы для интеллигенции», которые и за границей издаются. Это почетно.

Каким должен быть прогрессивный комикс «для всех»? Историей о супергероях или вообще любой историей, вплоть до описания жизни Александра Солженицына?

Жизнеописание Солженицына никто не купит. Аудитория, которая заинтересована в его истории, считает, что комиксы — это для детей.

Но если бы появился комикс о Наполеоне или — внезапно — о Путине, то аудитория любителей комиксов расширилась бы?

Про Путина точно был. Лет 10 назад выходил какой-то популистский комикс «Супер-Путин». И еще перед ним «Человек-Грызлов». В целом это была трешовая история для интернета. Но сейчас главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов запустил серию исторических комиксов. Если они подготовят аудиторию под такой тип литературы, будет хорошо. Однако посетители комикс-шопов вряд ли это оценят.

Так и хочется спросить: команда Marvel или команда DC?

Marvel и их самоирония. У DC стилистика мрачная с добавлением тяжелых жизненных конфликтов, и их любят люди, которые будто стесняются своего увлечения комиксами и пытаются доказать всему миру, что комиксы — это надрыв, душевная драма, суперсерьезный жанр. Мне кажется это лишним.

Может, DC и их фанаты так стремились вывести комикс-культуру на новый уровень?

Мне кажется, перестарались. Я перестал делить произведения по принципу низких и высоких жанров, так что для меня, что комикс открыть, что Льва Толстого прочесть — равноценное развлекательное времяпрепровождение. Ко Льву Николаевичу, кстати, тоже несправедливо серьезное отношение. Стоит почитать его дневники, чтобы понять, что он интересно относился к жизни — не унывал и не драматизировал какие-то события.

Что бы ты поменял в Петербурге, если бы собирал его из Lego?

Количество автомагистралей бы сократил — их много, они мешают жить. Мой друг, живущий в Сиэтле, показывал, как там решен транспортный вопрос: хайвеи разделяют кварталы, жителям которых машины особо не мешают, потому что внутри кварталов максимум двухполосное движение. В России очень много широкополосных трасс, которые проходят прямо под жилыми домами. Это никуда не годится. Хотелось бы меньше автомобилей и больше прогулочных зон.

Но в целом в Петербурге прекрасно живется, много событий. Самое большое счастье последних лет — это курьеры. Я перестал в магазины ходить, постоянно призываю курьеров. Теперь вообще не выхожу из дома. Такой приятный бонус для интроверта-домоседа.


Adblock
detector