Тема рассказа друг детства драгунский

Автор:стасенко юлия александровна воспитатель, мбдоу дс 40 кораблик, г. николаевск-на-амуре, хаьаровский край конспект нод по образовательной области речевое развитие

Автор:
Стасенко Юлия Александровна воспитатель, МБДОУ ДС № 40 «Кораблик», г. Николаевск-на-Амуре, Хаьаровский край

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

на тему: «Чтение рассказа В.Ю. Драгунского

«Друг детства» (старшая группа)

Цель: показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях: способствовать развитию конструктивного взаимодействия, повышению уверенности в себе.

Задачи:

Обучающие:

— учить анализировать произведение;

— совершенствовать связную речь.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям;

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формирование понятий «дружба», «друг».

Развивающие:

— способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Интеграция образовательных областей:

— Социально-личностное

— Познавательное развитие

— Речевое развитие

— Художественно — эстетическое

Материалы: портрет В.И. Драгунского, презентация к занятию, мяч

Предварительная работа: Знакомство с творчеством В. И. Драгунского.

Ход НОД

Организационный момент.

Ребята, давайте поприветствуем друг друга добрыми словами. Мы будем здороваться, называя друг друга ласково «солнышко», соединяясь ладошками с соседом справа. Давайте я начну: здравствуй солнышко! (воспитатель дотрагивается до ладоней ребенка, стоящего справа). Дети (продолжают здороваться друг с другом).

Вводная часть.

У каждого из вас дома есть много игрушек, но среди всех есть игрушка, которую вы любите больше других. И сейчас каждый из вас назовет свою любимую игрушку, но сначала отгадайте загадку:

Не люблю лежать на месте

И пускаюсь часто вскачь

С детворой веселой вместе…

Ты узнал меня – я ….. (мяч).

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный мячик», он очень любопытный и все хочет знать. Я беру мячик и передаю его тому, кто стоит рядом со мной (Маше). Маша берет мячик в руки и говорит рядом стоящему ребенку, какая у нее самая любимая игрушка и почему, и одновременно отдает мячик и т.д. по кругу. Игра заканчивается, когда мячик снова попадет мне в руки.

Воспитатель: -Молодцы! А теперь я предлагаю вам сесть на коврик полукругом поудобнее и взяться за руки.

Воспитатель читает стихотворение:

Друг задушевный навеки с тобой,

С тобою он связан одною судьбой.

В ладони твоей неизменно крепка

Надежного, верного друга рука.

Воспитатель: — Ребята, скажите, о ком это стихотворение?

Дети: — О друге.

Актуализация знаний.

Воспитатель: — А что такое дружба? (Ответы детей)

Воспитатель: — Что нужно делать, чтобы было больше друзей? — С каким человеком вы не хотели бы дружить? — Зачем нужны друзья?

Воспитатель: — Как вы думаете: а может ли игрушка быть другом? (ответы детей) Воспитатель: — Конечно, и игрушка может быть другом. Когда вам скучно, она с вами поиграет, когда вам грустно, ее можно обнять, положить с собой в постель, чтобы было теплее и сладко спалось.

Ребята, сегодня утром почтальон доставил нам посылку. Она из библиотеки. Хотите посмотреть, что там внутри? Дети располагаются на паласе вокруг посылки. Воспитатель открывает её, а там портрет писателя и книга.

Ребята, это Виктор Юзефович Драгунский (воспитатель показывает портрет писателя). Сл. 1

Этот автор писал рассказы о детях, для детей. Главным героем его рассказов является мальчик, его младший сын Денис. Когда у Владимира Юзефовича родился сын с ним начали случатся всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы». Сл.2

Сегодня мы с вами прочтем его рассказ «Друг детства». Сл.3

Но перед тем, как послушать рассказ, давайте немного разомнемся.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Открытие нового. Основная часть.

Часть 2. Чтение рассказа. Сл.4

Часть 3. Беседа по содержанию.

Воспитатель: дети о ком этот рассказ? Кем в детстве мечтал стать Дениска?

(Ответы детей: астрономом, капитаном дальнего плавания, боксёром).

Воспитатель: почему у него так часто менялось мнение?

(Ответы детей: Дениска был маленький, и его привлекали разные профессии).

Воспитатель: как отнёсся к просьбе сына папа? Почему так?

(Ответы детей: Он ему отказал).

Воспитатель: что почувствовал мальчик?

(Ответы детей: огорчение, обиду).

Воспитатель: а что предложила мама? Как отреагировал Денис на мамино предложение? Для чего же понадобился мишка Дениске?

(Ответы детей: Мама предложила мишку (старую игрушку) использовать вместо груши).

Воспитатель: Почему Дениска не стал использовать свою игрушку вместо боксёрской груши?

(Ответы детей: Ему стало жалко свою игрушку).

Воспитатель: о чем думал Дениска, глядя на своего мишку?

(Ответы детей: он вспомнил как играл с мишкой; он вспомнил, что мишка был его другом)

Воспитатель: Какие чувства вызывали эти воспоминания?

(Ответы детей: любовь, привязанность, нежность, желание «отдать жизнь за своего друга»)

Воспитатель: как называет Дениска мишку?

(Ответы детей: Он называет его своим бывшим, самым лучшим другом)

Воспитатель: Почему Дениска чуть не заплакал? Какое решение он принял?

(Ответы детей: Ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего «самого лучшего друга, настоящего друга детства», а так поступать нельзя. Он решил: нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные. Нельзя предать свою детскую любовь). Сл. 5

Заключительная часть.

А теперь, предлагаю, вам поиграть в игру «Выбери друга».

Раз, два, три, четыре, пять

«В пары» мы хотим играть.

Надо только нам узнать.

Кого кто будет выбирать.

Содержание: Дети садятся в круг, лицом к центру. Число участников – чётное.

Задание: без движений руками, без жестов, слов, только глазами, найти себе пару взглядом, «договориться» и по сигналу поменяться местами. (Одно перемещение).

Воспитатель: — Ребята, давайте встанем с вами в круг, возьмем любопытный мяч, и передавая мяч по кругу, скажем одно ласковое слово о своей игрушке. Воспитатель: — Молодцы, ребята! Я рада, что вы умеете дружить, цените своих друзей и сами можете быть настоящими друзьями!

Рефлексия

Воспитатель подводит итоги:

Как назывался рассказ, который мы прочитали? («Друг детства»). Кто его написал? (В. Ю. Драгунский). Что вы узнали про дружбу и друзей? (Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не оставит в беде, не будет обижать). Что мы еще с вами делали на занятии? Вам понравилось? Всем вам большое спасибо за работу!

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛ.

«Стихотворения о дружбе.

М.Пляцковский «Настоящий друг».

В.Орлов «Я и мы».

Ивахнова Ирина Сергеевна

учитель начальных классов МКОУ СОШ№ 15.

Тема: «М. Пляцковский «Настоящий друг».

Цель: познакомить с произведением о дружбе, настоящем друге.

Образовательные:

способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло,

сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;

создать условия для выразительного чтения;

способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения.

воспитательные:

воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое оборудование: учебник, ноутбук, проектор, аудиозапись песен о дружбе.

Предметные умения:

читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

формулировать правила дружеских отношений.

Личностные:

формировать нравственные убеждения, оценивание личностных качеств человека, осознание своей нравственной позиции.

проявлять желание читать произведения о дружбе;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

развивать творческое мышление.

Коммуникативные:

развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Структура и ход урока:

1.Организационный момент.

-Здравствуйте,ребята! Давайте поздороваемся друг с другом.

Игра : Здравствуй, друг!

(пожимаем друг другу руки)

Как ты тут? (за мочку уха)

Где ты был? (по плечу хлопаем)

Я скучал? (руку себе на грудь)

Ты пришёл? (руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Я думаю, что настроение у вас хорошее, и мы поработаем плодотворно.

« Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю» — гласит китайская пословица.

— Сегодня на уроке мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.

— Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

2. Речевая разминка.

 —  Прочитайте стихотворение Галины Ключниковой. Подумайте, как его можно назвать. (Дружба).

— прочитайте медленно и постепенно ускоряйте темп.

-прочитайте выразительно.

— Как можно назвать это стихотворение?

— Кто и с кем  дружат в этом стихотворении?

3.На доске пословица: (проверка домашнего задания).

Человек без друзей, что дерево без корней (русская пословица).

 Я вам задавала подумать над смыслом пословицы. Как вы её понимаете?

 Как вы её понимаете? (Корни для дерева это самое важное: это и опора и способ питания и …А человек без друзей как без воздуха, поскольку каждому человеку свойственны чувства и эмоции, которыми необходимо делиться с друзьями!)

— Какие ещё пословицы о дружбе вы подготовили?

Ответы детей!!!

4. Вспомните,  пожалуйста, как называется раздел, который мы начали изучать? (Мы – друзья).  Какие задачи мы поставили для себя на прошлом уроке, что мы должны узнать в этом разделе?

— на доску вынести слова (Дружба, терпение, уважение)

5.Подумайте, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О дружбе, о друзьях)

И тема  нашего урока? (Настоящий друг)

Какие  цели  поставим? ( Будем учиться- кого можно считать настоящим другом и почему?

— Как вы понимаете, что такое дружба?

«Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» — словарь С.И.Ожегов.

Как вы думаете, без кого не может быть дружбы? ( без друга)

А кто такой друг?

 «Друг — человек, который связан с кем-нибудь дружбой» — словарь С.И.Ожегов.

6.Ребята послушайте стихотворения, которые подготовили ребята.

— что хотел рассказать нам автор?

-может ли быть такой дружба, как здесь рассказано?

Друг у человека может

быть один – самый близкий,

которому доверяешь свои тайны, делишься своими проблемами.

Для своих одноклассников

вы должны стать настоящими друзьями.

 Мы называем друзьями тех,

с кем работаем, учимся, отдыхаем.

Быть другом – значит, помогать друг другу,

не обижать.

Вы должны заступаться за

своего одноклассника, выручить из беды.

8. О дружбе написано много произведений, рассказов, сложено много стихов.

И вот сегодня с одним из них мы познакомимся. Откройте учебник стр. 114. Стихотворение называется

 « Настоящий друг».

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Почему во втором тексте последние строчки повторяются два раза?

Вот это на уроке нам и предстоит выяснить.

Написал стихотворение Михаил Пляцковский – известный поэт-песенник.

А как вы понимаете это выражение «поэт-песенник»?

Поэ́тпе́сенник — это поэт, специализирующийся

на написании слов к песням. Поэты-песенники тесно сотрудничают

с композиторами при написании песен, причём каждый из них делает свой

вклад как в слова, так и в музыку.)

Знакомство с биографией М.Пляцковского.

9.Прочитайте стихотворение в пол голоса.

— о чем это стихотворение?

Прочитайте стихотворение выразительно.

— найдите строчки, обведённые в рамочку.  Поработайте в паре, обсудите, что значит «не разлить водой?»(ответы пар).

( неразлучны, всегда вместе, очень дружны)

Продолжим работа в паре.

Перечитайте четыре последние строчки произведения.

Обсудите с другом, что значит быть кому-то нужным.

(Быть нужным-это прекрасное чувство! Это значит помогать кому-то,даже в решении школьного задания. И если ты услышишь «спасибо» за помощь, значит ты кому-то помог и ты нужен!)

12) Знаете ли вы, что слова этого стихотворения положены на музыку?

Послушаем эту песню. А кто знает, подпевайте

( слушают песню о друге )

13. А теперь поработаем в группе.:

1 группа:

Послушайте задание: запишите правила дружбы, используя наше стихотворение и добавьте свои правила дружбы.

— Проверим написанное.

— А какие правила бы вы еще сюда добавили?

Ответ: уступать друг другу

Быть вежливым

Быть внимательным

Быть честным

Помогать друг другу

Не жадничать

Не злиться и не ссориться

Не обижать друга понапрасну

Уметь просить прощение. и т.д)

3 группа – написать, что помогает дружбе.  что мешает дружбе

помогает совместная игра) (Дружбе мешает ссора )

2 группа написать, какими качествами должен обладать настоящий друг( честность, преданность, чувство юмора , взаимное уважение. Настоящий друг всегда проявляет заботу о своем товарище. В трудную минуту настоящий друг всегда позаботиться о близком человеке. умение слушать и слышать.)

-Приходилось ли вам бывать в ситуации, когда нужно было проявить качества настоящего друга?

— Вот и подошел к концу наш разговор. Давайте подведём итог.

— Что на уроке было для вас новым?

— Что важное взяли вы с урока?

— Какую цель мы ставили в начале урока? ( выяснить, почему последние строчки повторяются 2 раза?)

15. Мне очень важно знать, как вы оцените наш совместный труд, нашу работу.

  • мне было сегодня интересно;
  • тема разговора для меня была важна;
  • мне сегодня понравилось работать.

– да; — иногда; – нет.

— Спасибо за вашу работу. Всего доброго! Хороших вам друзей!

16.Домашнее задание.

1.Найти информацию, какие еще детские песни о дружбе написал М. Пляцковский.

2.Выучить наизусть стих-е «Настоящий друг».

1 группа:

— запишите правила дружбы, используя наше стихотворение.

3 группа

Написать, что помогает дружбе:

Написать, что мешает дружбе:

2 группа

Соберите ромашку, только из тех качеств, которыми должен обладать настоящий друг.

ДОБРОТА

ВЕРНОСТЬ

СОСТРОДАНИЕ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

УВАЖЕНИЕ

ЧЕСТНОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ВЕРНОСТЬ

ВЗАИМОВЫРУЧКА

ДРУЖБА

ЖАДНОСТЬ

ГРУБОСТЬ

ЖАЛОСТЬ

БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Конспект выразительного чтения в старшей группе

Для старших дошкольников характерны следующие моменты:

Совершенствование восприятия у старших дошкольников идёт по линии всё большего осмысления прослушанных литературных произведений и обогащения чувств.

Для детей этой группы характерно следующее:

– пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей;

– формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы;

– рост внимания к выразительным средствам языка;

– герои произведения становятся им ближе и понятнее;

– сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер;

– понимание сложных скрытых мотивов поведения героев;

– чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, откидываются на спинку стула, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозится (они затихают, сидят неподвижно, напряжённо слушают читающего);

– способность к элементарному анализу литературных произведений.

Структураработы над произведением

  • знакомство с произведением, основной целью которого является обеспечить детям правильное и яркое его восприятия путем художественного слова;
  • беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и художественно-литературной формы,  средств художественной выразительности;
  • повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого
  • Использование иллюстративного материала
  • Словесные упражнения
  • Рефлекси

Визитная карточка занятия

Тема

Чтение сказки Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

Цель

Идея: Главную мысль этого произведения можно выразить цитатой из ,, Маленького принца» Антуана де Сент — Экзюпери : ,,Мы в ответе за тех, кого приручили» .
Лев привык к собачке, привязался к ней, поэтому так тяжело переживал ее потерю. Привязанность — очень сильное чувство, свойственное животным. Это видно на примере собак, которых выбрасываю хозяева, а они все равно приходят к родному порогу. Думаю автор произведения на примере истории про льва и собачки хотел показать людям, какими преданными могут быть животные, и нам, людям, стоит у них поучиться.

Планируемые результаты

Задачи

Образовательные: . Формировать   умения понимать авторский замысел, раскрывать идею произведения, давать характеристики действующих лиц.

Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения их переживания, чувства.     продолжать знакомить детей с детской литературой на примере рассказа «Лев и собачка»

— упражнять в умении  выделять главную мысль;

— совершенствовать умение ассоциировать последовательность содержания сказки по схемам;

— способствовать формированию  умения передавать в речи свои впечатления, своё отношение к героям рассказа.

Развивающие: развивать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Развивать чуткость к художественному слову, развивать  речь и умения анализировать текст,. продолжать, стремлению детей к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопросы по заданной теме;

Воспитательные: воспитывать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги,

Оборудование

портрет писателя, выставка его книг,», презентация,

Книга «Лев и собачка»Л.Н.Толстого

 Мультимедийные слайды

Приемы работы

Технологическая карта занятия

Структурные части

Ход деятельности

Задачи

Вариант2

Вводная

Дети, сегодня я услышала спор двух ребят Вани и Мани, они спорили  о дружбе.Ваня говорил , что дружбы не существует…и ее не нужно ценить. А маша утверждала что дружба существует и ее нужно беречь, ценить друзей.
Ребята , расходятя в своих мнениях. А как вы думаете существует ли дружба? Нужно ли ценить друзей?Беречь друг друга?
Ребята разобратся в нашем споре нам поможет  рассказ «Лев и собачонка». (Воспитатель показывает книгу).

Написал ее известный писатель Лев Николаевич Толстой — личность интересная и неординарная. Его талант не знает границ. Лев Николаевич родился четвертым ребенком в семье. У него было три старших брата и одна младшая сестра. Сам писатель был многодетным отцом, законная жена родила ему 13 детей. Несмотря на свою занятость, писатель был прекрасным отцом. Он любил проводить время с детьми, читая книги и устраивая мелкие шалости. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок,  Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие. А вот для вас есть рассказ «Лев и собачонка».В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам. Надеюсь и вам очень понравится эта сказка.

О чем же она?

Рекламный ролик

История, о которой нам сегодня расскажет Толстой, произошла очень давно в далеком городе Лондоне.  «Лев и собачка» — необычайно трогательная и грустная история о дружбе двух животных. Злые и жестокие люди бросили маленькую беззащитную собачку в клетку льву на съедение. Однако лев, всегда дикий, сильный, жестокий, её не тронул. С собачкой он был заботлив и внимателен: Через год собачка умерла. А вы хотите узнать что же произошло дальше? И чему нас учит сказка(цель для детей).

Вот об этом мы с вами и поговорим после того как я познакомлю вас со сказкой Л.Н.Толстого «Лев и собачонка» Усаживайтесь поудобнее. Слушайте.

В рассказе  вы встретитись с некоторыми незнакомыми для вас словами

 Зверинец- место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Ощетинился- Поднять шерсть, щетину на спине, готовясь защищаться или нападать

Засовы-большая задвижка.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Основная

1.Знакомство с произведением

Выразительное чтение отрывка

2.Беседа о прочитанном

  • Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? (За смотренье диких зверей брали деньгами или кошками и собаками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей (У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
  • Как лев повел себя? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…

Как повела себя собачка, когда попала в клетку? (Поджала хвост, прижалась в углу.)

Что сделал лев? (Смотрел и не трогал.)

Почему же он так себя повел? (Понравилась собачка, захотелось иметь друга, он подружился с ней, полюбил её.)

Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?(Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу).

Что же происходит с собачкой(Собачка заболела и умерла)

как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

-Зачем писатель рассказал нам этот рассказ ». Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль сказки?

Крепкую дружбу и топором не разрубишь

Храброму смерть не страшна.

Один за всех и все за одного.

Сила сломит всё, а ум силу.

Верному другу нет цены.

-Чему же учит этот рассказ ?Дети высказывают свои суждения. Воспитатель подводит итог.

-Этот очень трогательный рассказ. Толстой в этой книге хочет сказать нам, что все могут подружиться, даже лев и собачка.  как совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, могут испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу.Нужно беречь своих друзей , беречь и ценить дружбу.

уточнение содержания и художественно-литературной формы,  средств художественной выразительности

3.Использование иллюстративного материала

На столе иллюстрации к  сказке.  Перепутались фрагменты  сказки. Расположите их  по порядку

4.Словесные упражнения

А сейчас мы поиграем в игру закончи предложение..я начинаю а вы продолжаете.

5.Повторное чтение текста  

закрепление эмоционального впечатления и углубления воспринятого

Заключительная

6.Рефлексия

Ребята , как же вы все таки думаете существует ли дружба?
Нужно ценить друзей, беречь их, заботиться,помогать ?

-Чтобы вы пожелали другим что бы дружба оставалась крепкая?

-Кто из героев сказки вам понравился больше всего)

-Чему нас учит сказка?

 Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее добрее и преданнее нас.

— Я предлагаю вам дома нарисовать рисунок « Я и мои друзья»

Мы выбрали пять необычных рассказов, которые вы можете прочитать и обсудить за вечер со школьниками 3-11-го классов. Преподаватель литературы Антон Скулачев показывает, как делать это нескучно и параллельно учить ребенка проговаривать свои эмоции.

Виктор Драгунский «Друг детства»

3–4-й классы

О чем рассказ:

Дениска размышляет о том, кем хочет быть в будущем, и решает стать боксером. Он просит у папы боксерскую грушу, но тот ему отказывает. Мама предлагает Дениске вместо груши взять старого плюшевого мишку. Мальчик вдруг понимает, что не может бить игрушку, потому что она — друг его детства.

«Друг детства» входит в цикл «Денискины рассказы», который может казаться «избитым», несколько назидательным, совсем детским и простым.

На самом деле это немного застит восприятие, тогда как тексты Драгунского очень глубокие, многослойные и — что мне кажется особенно важным — человечные. Они про то, как ребенок учится справляться с самим собой. Я считаю, что «Друг детства» — хороший учебник по развитию эмоционального интеллекта, где показано, как человек открывает свои эмоции, учится их считывать и с ними справляться. Иными словами, рассказ показывает, как можно принимать себя и разговаривать с самим собой.

А зайти здесь лучше с разговора о том, что каждый человек в детстве мечтает кем-то стать. Спросите у ребенка: «А чего хочется тебе?» — и позвольте ему просто беззаботно помечтать. Сам герой рассказа тоже об этом размышляет в самом начале. 

«То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. <…> А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой».

Кстати, можно сравнить, что из этого ребенка привлекает. Мне вот больше всего нравится идея поехать в Сингапур и купить там забавную обезьянку (смеется). На самом деле, страшно полезно обсуждать с ребенком его мечты и то, как он представляет себе их исполнение. Посмотрите, как здорово герой раскручивает свою мечту и погружается в мир фантазий:

«Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило».

Попробуйте поговорить со своими детьми и так же раскрутить ситуацию. О чем ты мечтаешь? А что это? А как это будет? А что с тобой произойдет, если это случится? Здесь и путь к развитию речи, умению рассуждать.

Но это и рассказ о ребенке, которого не слышат взрослые. Кстати, очень часто в «Денискиных рассказах» ни один взрослый не понимает Дениску — мальчик невероятно одинок. Он решает, что хочет быть боксером, идет к папе, просит купить грушу, но папа отказывает и уходит на работу: «Ты спятил, братец, — сказал папа. — Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится».

Тема рассказа друг детства драгунский

Антон Скулачев

И здесь вы можете начать разговор, который очень поможет ребенку проговорить свои эмоции. Почему здесь папа не слышит Дениску? А кто тебя не слышит? Когда, в какой ситуации? Заодно можно и ненавязчиво учить ребенка «я-высказыванию», которое бывает так полезно в жизни, в сложные моменты коммуникации: «Я расстраиваюсь, потому что…»

Дениска считывает эмоции взрослых, считывает свои и честно себе в них признается: «А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся…»

Мама героя предлагает Дениске заменить боксерскую грушу старым плюшевым мишкой. И на этом фрагменте очень здорово повспоминать с ребенком его вещи из детства. Вообще мне кажется, это еще одна очень серьезная проблема современных детско-родительских отношений: наша жизнь часто по разным причинам беспредметна.

Тема рассказа друг детства драгунский

Человеку важно жить среди вещей, потому что он наделяет вещи смыслом: мой мишка, мой проигрыватель, моя любимая елочная игрушка, которую мы вместе с дедушкой достаем из коробки с антресоли… Вещь позволяет нам личностно отнестись к миру вокруг, зарядить его смыслом, эмоциями. А когда у нас только гаджет, этих эмоций и чувств нет, но не только в гаджетах дело: мы живем в культуре, где каждую вещь можно поменять, у нас одноразовый мир. И про это тоже интересно с детьми говорить.

И рассказ «Друг детства» — он про то, как вещи, наделенные смыслом, помогают ощутить, что мир не одноразовый, и то, как ребенок через игрушку приходит от сиюминутного к настоящему. Есть вещи, которые помогают нам удержаться за смысл, за чувства, за подлинное. 

Достаньте игрушки или другие вещи ребенка и вспомните, что с ними связано.

Это психологическая техника заземления или якорения. Возьмите в руки плюшевого мишку, что вы почувствуете? Уют, грусть, радость?

Говоря об этом рассказе, мы с учениками всегда вспоминаем, какие у них есть друзья детства. Понятно, что это обычно Таня-Вася-Петя, с которыми они бегали вместе или играли в прятки. А в рассказе Драгунского другом становится игрушка. Как когда мы в доме находим предмет и начинаем про него подробно рассказывать, мы видим, что он становится живым, заряженный ассоциациями, он начинает нам что-то говорить.

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал…

В своей книге «Снег на траве» Юрий Норштейн, рассказывая, как он снимал «Сказку сказок», говорит о шершавости детства. Мне кажется, очень точное определение. Спросите ребенка, кто или что у него ассоциируется с детством, какие ощущения, запахи, воспоминания. Это возможность отрефлексировать круг детских воспоминаний у ребенка, который вот-вот станет подростком. И это будет тем ресурсом, который поможет сохранить связь в будущем, если она будет рваться.

Финал рассказа очень сильный. В нескольких абзацах содержится формула огромного количества текстов русской литературы, например, «Войны и мира» или рассказа «После бала».

— Ты что, — сказала мама, она уже вернулась из коридора. — Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:

— Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

Это про то, как мы принимаем свои эмоции. Плачем — и честно признаемся себе, что мы плачем. Принято повторять довольно опасную «максиму», что мужчины не плачут. Но здесь хорошо видно, что, когда мальчик заплакал, в его жизни наступил экзистенциальный момент — момент выбора. Ты принимаешь решение — и с тобой происходит что-то такое, что твою жизнь переворачивает. Привычное стало новым, ты изменился. Мишка стал другой, ты открыл, что мир наделен смыслами и чувствами, что ты плачешь, что ты одинок, и это становится моментом жизненного поворота. Отсюда вырастает философская проблематика, то, что Толстой называл «остранением», с одной стороны, а с другой — очень простая, но по-человечески мудрая мысль: мы взрослеем, когда принимаем свои эмоции.

Нина Дашевская «Дом над морем»

5–6-й классы

О чем рассказ:

Мальчик по имени Джордж приезжает из-за границы к прадедушке Георгию, который живет в доме над сердитым морем. Он не знает русского языка, а дедушка — английского.

Для подростка самое главное в жизни что? Общение со сверстниками. И примерно в пятом классе у него как раз это открытие и случается. Каждый родитель сталкивается с тем, что прекрасный златокудрый ребенок с большими ресницами и пухлыми щеками превращается в высокое, колючее существо, которое даже ругается, слушает всякую ерунду и говорит: «Мам, отвали».

Тема рассказа друг детства драгунский

Помните пролог «Зеркала» Андрея Тарковского? Мальчик-заика в кабинете у логопеда пытается произнести без запинки фразу: «Я могу говорить». Через эту метафору можно показать, что происходит в душе у любого подростка, потому что его мир невероятно немой. Ключевой вопрос в таком возрасте — как найти с внешним миром общий язык и как научиться говорить, чтобы тебя поняли. Но и мир тоже ищет способ пробиться к подростку, хотя многим родителям порой проще сделать годовой бюджет, нежели пробиться к сыну или дочери.

Собственно, об этом рассказ Нины Дашевской «Дом над морем», и начинается он с ситуации тотального непонимания.

Дом стоял высоко над морем. Спиной прилепился к скале, как ласточкино гнездо; а окнами смотрел на море. Море, море, до самого горизонта. Такое спокойное там, вдалеке. А здесь, внизу, оно сердито набрасывалось на скалы, кипело, будто злилось на всех. И особенно на этот маленький домик, забравшийся так высоко.

Мир ощетинился. Первая сцена — это сцена немоты: у открытого окна старик варит кофе, на него смотрит его правнук, который приехал из-за границы и не понимает русского языка. Старика зовут Георгий, мальчика — Джордж. Друг для друга они — иностранцы. На самом деле это универсальная ситуация, которая описывает ощущения подростка и его родителей — они понимают, что утратили язык общения. И старик в рассказе чувствует эту стену:

Надо же, какие нежные у него руки, как у девочки. Что в голове — не поймешь. Не выпускает из рук модную игрушку, телефон. Фотографирует, щелкает кнопками — куда ему столько фотографий?

Самая главная метафора — чужой язык как знак непонимания между поколениями. С этим хорошо рифмуется стихотворение Кристины Стрельниковой «Говори», которое написано от лица подростка. Там есть такой рефрен: «Я-вас-не-слышу, я-вас-не-слышу…»

Но в рассказе вдруг рождается понимание. В доме есть старое трофейное пианино, на нем училась играть внучка старика, мама Джорджа. Именно она оказывается связующим звеном между прадедушкой и мальчиком. И Джордж тоже садится играть.

Во второй части показано, как понимание рождается без слов — в музыке. Здесь же старик впервые называет правнука Георгием, а прежде латинские буквы имени George казались ему такими же чужими, как в надписи на крышке немецкого пианино.

Два инопланетянина, пианино и мальчик. Говорят на одном языке, которого он, старик, не понимает. Джордж, наконец, перестал проверять, какие клавиши звучат звонче, а какие глуше; какие расстроены так, что не похожи сами на себя, а какие еще держатся. И он заиграл. По-настоящему.

<…> — Поиграй еще, Георгий, — попросил старик. Сам не понял, почему назвал мальчика по-другому, своим именем. — Поиграй. Поговори с ним.

Мир немоты, где люди и природа не могли найти общего языка, заканчивается пониманием без слов и помимо слов. Музыка — это метафора рождающегося разговора, понимания и преодоления разрыва.

Как известно, много говорить с подростком часто бесполезно, поэтому обсудить рассказ так же подробно, как и «Друг детства» с четвероклассником, у вас вряд ли получится. Но здесь можно спрашивать про ассоциации. Хороший вопрос: с кем в рассказе ты себя ассоциируешь? С мальчиком? С морем? С камнями?

Тема рассказа друг детства драгунский

В этом смысле, мне кажется, «Дом над морем» для подростка будет абсолютно терапевтичен, потому что там показано, как из мира немоты и тотального непонимания может родиться единство, и это единство часто проявляется не в словах. Понимание приходит через творчество и свободу, которую дает человеку искусство.

В финале совершенно посторонняя пара на пляже вдруг слышит звук пианино и видит, что море затихло. Это неожиданный композиционный ход, почти фантастический, но оказывается, что событие встречи и понимания имеет космический масштаб. Думаю, этот рассказ для подростка невероятно обнадеживающий и успокаивающий — как пианино для моря.

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

7–8-й классы

О чем рассказ:

Пятиклассник не решил домашнюю задачу по математике и обманом во время урока привел доктора с медсестрой в свой класс, чтобы устроить вакцинацию от тифа. Учитель Харлампий Диогенович обо всем догадывается и высмеивает его, вызывая к доске.

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» — интересный повод для разговора с подростком, потому что здесь важно уметь чувствовать юмор и иронию, как и вообще читая всего Фазиля Искандера. И с этим у школьников, избитых зачастую звериной серьезностью школьной литературы, есть большие трудности: они умеют смеяться над мемами, но совершенно не готовы считывать иронию в художественном произведении. 

Считается, что автор писал тексты только серьезно и непременно вкладывал в них «мораль, короче». Но слово «поучительно» никак не ложится на Искандера. Он часто уходит в добрый, иногда издевательский юмор.

Тема рассказа друг детства драгунский

О рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» можно говорить в двух плоскостях. Во-первых, в плоскости человеческой: что такое юмор и как он нам помогает в нашей жизни. Во-вторых, если ребенок интересуется литературой и мы хотим двинуть его в сторону внимательного чтения, здесь можно рассуждать о том, как человек побеждает хаос.

В этом рассказе смех помогает преодолеть страх. В самом начале мы погружаемся в атмосферу страха: в школе, где учился герой, боялись все. Это очень актуально, потому что сегодня, на мой взгляд, современная российская школа построена на педагогике страха: здесь все учатся бояться, начиная с первого класса. Увы, главный, кто боится, — это директор.

Он [директор] всегда, и зимой и летом, ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся. Со стороны могло показаться, что он больше всего боялся комиссии из гороно, на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина. Когда-нибудь я напишу о ней поэму в байроновском духе, но сейчас я рассказываю о другом.

Уже здесь ирония с поэмой в байроновском духе побеждает «демоническую женщину», оказывается, что смех — преображающая сила. Делая ситуацию смешной, мы позволяем себе отпустить ее. А самое главное, смех мешает человеку забронзоветь, недаром в рассказе вспоминается Древний Рим.

Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны. Обзаведись они вовремя шутами (надо хотя бы от дурака слышать правду), может быть, им удалось бы продержаться еще некоторое время. А так они надеялись, что в случае чего гуси спасут Рим. Но нагрянули варвары и уничтожили Древний Рим вместе с его императорами и гусями.

Если дальше копаться в этом рассказе, можно заметить, что здесь подозрительно много античности: упоминание Пифагора, учитель по имени Харлампий Диогенович. Рядом со школой находится стадион, а для греческой культуры это одно из ключевых мест — пространство олимпийских игр, во время которых, вспомним, прекращались любые войны.

А на что становится похожим урок математики у Харлампия Диогеновича? На спектакль. Ученик будто стоит на сцене, над ним все смеются. Это комическое представление. И функция театра в древнегреческой культуре точно такая же, как функция Геракла, то есть очищение мира от хаоса. В трагедии это очищение страданием, или катарсис, а в комедии — очищение смехом. Геракл, как мы помним, тоже очищает Авгиевы конюшни, но в метафорическом смысле — борется с хаосом. Превращение хаоса в космос — это ядро древнегреческой культуры.

Тема рассказа друг детства драгунский

Но что такое хаос в рассказе? Действие происходит в начале войны. Значимая деталь — задача про артиллеристский снаряд, которую пятиклассник никак не может решить. Вокруг война («потому что началась война и он [одноклассник героя Адольф] не хотел, чтобы его дразнили Гитлером»), страх — с которого начинали. И Харлампий Диогенович, устраивая представление на уроке, побеждает смехом страх смерти. Он преображает мир и создает из хаоса космос, как Геракл. И оказывается, это рассказ не только о том, как мальчик получил двойку, но и о том, как стихия жизни побеждает стихию смерти.

Юрий Буйда «Продавец добра»

8–9-й классы

О чем рассказ:

Родион Иванович продает в лавке гвозди и прочий железный скарб. Но однажды он сходит с ума и начинает разносить по всему городу пустые бумажные коробочки с надписью «Добро».

Рассказ Юрия Буйды «Продавец добра» строится вокруг странной метафоры, а подростки это очень любят. Поэтому, кстати, им так нравятся антиутопии, где все понятно, но метафорично. Здесь же главная метафора — пустая коробочка.

Тема рассказа друг детства драгунский

Начиная разговор об этом рассказе, хорошо бы обратить внимание подростка на название «Продавец добра», потому что это явный оксюморон: добро нематериально, его невозможно продать. Но у слова «добро» несколько значений, потому что добром может быть и философская категория, и домашний скарб. И в рассказе эти два понимания соединяются.

В самом начале текст переполнен добром в значении «скарб». Мы оказываемся в тесной лавчонке на базаре, где трудится Родион Иванович: это каменный мешок с единственным окном, и этот мешок забит страшными железными вещами. Добро здесь — это ящики с гвоздями, молотки, проволока. Один из покупателей, неуклюжий усатый мужик в тулупе, требует у Родиона Ивановича сепаратор.

Родион Иванович, повинуясь ее приказам, таскал из подсобки ящики с гвоздями, мотки проволоки или «занадобившийся этому черту сепаратор». Усатый «черт» в мерлушковой шапке притопывал сапожищами на кирпичном полу, приговаривая: «Добра-то у вас как много… и откуда только берется?» Выбравшись из склада с сепаратором в руках, Родион Иванович отвечал с одышкой: «Добра-то много — да добра нет». Выражение лица его всегда было печально-ласковое.

А дальше Родион Иванович делает добро нематериальной субстанцией. Если сначала он продает ящики с гвоздями и проволокой, то после дарит коробки с ничем. Здесь буквально сталкиваются два значения слова. При внимательном чтении мы поймем, что ящики с гвоздями что-то напоминают, да еще и рядом со словом «черт» здесь вообще всплывает христианский подтекст.

В рассказе есть мелкая деталь: «занадобившийся этому черту сепаратор» — это нечто разделяющее. Главная задача дьявола — разделить и перессорить человека с Богом и человека с человеком. Героя окружает адский мир, а сам Родион Иваныч напоминает то ли Акакия Акакиевича, то ли монаха, у которого есть послушание таскать ящики с железными вещами и который занимается тем, чем занимался преподобный Антоний в пустыне, — борется с чертом.

Тема рассказа друг детства драгунский

«Добра-то много — да добра нет», — совершенно житийный ответ. Монахи часто отвечают черту, переигрывая его, и Родион Иванович переводит язык черта на язык Бога, потому что на языке черта добро — это гвозди (как будто бы те самые, которыми распинали Христа), а на языке Бога добро, которого нет в мире, — это святость. И выражение лица героя печально-ласковое — так обычно говорится о лицах святых или юродивых.

Раздавать пустые коробочки — это юродское поведение. Когда Родион Иванович уходит из лавки во второй части рассказа, мы видим, что железо сменяется бумагой. Если раньше героя окружал тесный мир каменного мешка, то теперь Родион Иванович бродит по городу: это открытое пространство, оно размыкается до размеров всего мира.

И оказывается, что текст вообще не про Родиона Ивановича, а про рассказчика, который как персонаж появляется только во второй части.

Однажды он постучал и в нашу дверь. Я открыл. На пороге переминался с ноги на ногу тощий тип с печально-ласковым выражением лица, в стареньком брезентовом плаще и выгоревшем до рыжины берете на стриженной под ноль узкой голове.

Понятно, что здесь «он» можно заменить на «Он». Происходит встреча человека с духовным началом в жизни. Родион Иванович приводит человека из «добра-1» в «добро-2», из добра как скарба в добро как в духовную категорию. Дальше, конечно, нужно думать: а что это такое за добро? В чем оно заключается? И здесь нет какого-то одного ответа. Добро нельзя подарить или наполнить, это твоя жизнь.

Можно говорить и о том, что это рассказ про веру. Пустую коробочку мы сами наделяем смыслом: нам никто его не подарит и не преподнесет на тарелочке, нам его даже не гарантирует исполнение ритуалов — они не дадут нам того, что составляет суть нашей жизни, то есть чуда.

Тема рассказа друг детства драгунский

Очень здорово здесь показать подростку фильм Тарковского «Сталкер». Сталкер — юродивый, жена ему об этом открыто говорит. Он обрит наголо, как Родион Иванович. Люди надеются, что герой приведет их в Зону, где они найдут добро и счастье, а в итоге обнаруживают только комнату с хламом. «У них же орган этот, которым верят, атрофировался!» — говорит Сталкер.

Пустая коробочка — такая же метафора, как и комната в Зоне. И люди, которые способны видеть добро на дне пустой коробочки и верить, что в Зоне исполняются мечты, не утратили смысл человеческой жизни, к таким и приходят Сталкер, Родион Иванович и Христос.

Владимир Набоков «Облако, озеро, башня»

10–11-й классы

О чем рассказ:

Эмигрант Василий Иванович в Германии выигрывает билет на увеселительную поездку, где его заставляют участвовать в странных развлечениях. Случайно оказавшись в постоялом доме с поэтичным видом на озеро и башню, он мечтает остаться там навсегда, но попутчики избивают его и не разрешают ему прекратить поездку. Измученный Василий Иванович просит у неизвестного нам рассказчика его отпустить, так как он устал быть человеком.

С одной стороны, это рассказ про тоталитарное общество, которое всех людей делает одинаковыми. С другой — что очень важно для подростков — о мечте, которая противопоставлена страшной реальности.

Во время поездки Василию Ивановичу выдают нотные листки со стихами, это все нужно было петь хором.

Василий Иванович, который не то что петь, а даже плохо мог произносить немецкие слова, воспользовался неразборчивым ревом слившихся голосов, чтобы только приоткрывать рот и слегка покачиваться, будто в самом деле пел, — но предводитель по знаку вкрадчивого Шрама вдруг резко приостановил общее пение и, подозрительно щурясь в сторону Василия Ивановича, потребовал, чтоб он пропел соло. Василий Иванович прочистил горло, застенчиво начал и после минуты одиночного мучения подхватили все, но он уже не смел выпасть.

«Прокачивание позитивом», массовое шествие — это знаки тоталитарного общества. Человек лишен собственного голоса, там все неподлинное: вместо любви — «пацлуй» (единственное русское слово, которое помнил немецкий сосед Василия Ивановича), там игра не игра и песня не песня — потому что песню ты поешь по вдохновению и с радостью.

Даже ночевали путешественники в кривой харчевне. Это адский расчеловеченный мир, и он в буквальном смысле убивает личность. Когда герой заявляет о том, что хочет остаться на постоялом дворе с видом на облако, озеро и башню, мы снова встречаем библейские аллюзии: Василию Ивановичу штопором продырявливают ладонь и ступню, а потом его лупят кнутом и топчут железными каблуками.

Набоков — писатель, у которого все значимо, даже буквы. Весь рассказ строится на троичном повторении. Герой опоздал на три минуты, он сел в вагончик сугубо третьего класса, где ему попалось три немецких соседа: Шульц, еще один Шульц и Шрам, в фамилии у каждого из них — буква, состоящая из трех частей.

Тема рассказа друг детства драгунский

В рассказе царствуют две противоположные стихии. С одной стороны, есть страшный мир, он постоянно шумит и шуршит. Предполагаю, что это намек на немецкий язык, в котором очень много шипящих звуков. Так Набоков описывает ощущение русского человека, который оказался в тоталитарной Германии (рассказ написан в 1937 году).

Но, с другой стороны, есть еще очень важная троичная структура — облако, озеро, башня. Вспоминаем трехстопный дактиль — стихотворный размер, в который складываются эти три слова. Для Василия Ивановича это место — мир поэзии, счастья, гармонии, это стихия лиризма, противопоставленная стихии шипящего языка и тоталитарного общества.

Тема рассказа друг детства драгунский

Еще один подтекст рассказа — «Обломов». Все три романа Гончарова начинаются на «о» — «Обыкновенная история», «Обломов»», «Обрыв». Можно сказать, что облако, озеро, башня — Обломовка Василия Ивановича. И оказывается, что его идиллия, как и любая другая, утопична и недостижима: Василия Ивановича из нее выдергивают.

Я очень люблю в связи с рассказом Набокова говорить о том, что однажды мы все встречаемся с утопией и теряем ее. И наша жизнь — это попытка восстановить утраченный рай, обрести гармонию и поэзию. Предупреждаю, что попытка заранее обречена, но именно она и наделяет человеческую жизнь смыслом.

Фото: Людмила Заботина

Антон Алексеевич Скулачев — преподаватель литературы в ГБОУ Школа №1514 (Москва), председатель Ассоциации «Гильдия словесников», член Совета по русскому языку при Президенте РФ.


Adblock
detector