Тема сказки кладовая солнца

Конспект урока по литературе. 6 класс.тема: сравнительная характеристика насти и митрашив сказке-были м.пришвина кладовая солнца.учитель: ранюк ж.с.тип урока: урок комплексного

Конспект  урока по  литературе.   6  класс.

Тема: Сравнительная характеристика Насти  и  Митраши

в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».

Учитель: Ранюк Ж.С.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Цель: понять поступки героев сказки-были в дальнейшем через раскрытие особенностей их характера и литературные портреты.

Задачи:

1) образовательные:

Учить работать с текстом, на основе прочитанного выделять черты характера главных героев; анализировать поступки детей, их поведение для понимания идеи сказки-были М.Пришвина. Повторить теорию литературы (портрет, изобразительно-выразительные средства).

3) развивающие:

Развивать образное и критическое мышление, устную речь, творческий потенциал обучающихся. Совершенствовать технику выразительного чтения. Пополнять словарный запас школьников.

2) воспитательные: 

Воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев произведения (чувство красоты, доброты, уважение друг к другу, бережное отношение к природе). Задуматься об ответственности человека за судьбу природы и за близких людей.

Методы: метод сравнительного анализа, метод аналитической беседы, метод работы с текстом, метод самостоятельной работы.

Формы работы: общеклассная, дифференцированная, групповая.

Педагогические технологии: элементы проблемного обучения, исследование, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:  раздаточные материалы для учащихся; рисунки.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  1. Организационный этап. (Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.)

— Здравствуйте ребята. Поприветствуйте, пожалуйста, наших уважаемых гостей. Я надеюсь, вы с удовольствием поделитесь своими знаниями с гостями, а вместе мы с вами сделаем важные выводы на сегодняшнем уроке.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала. (Организовать познавательную деятельность учащихся, обеспечить готовность к усвоению.)

Актуализация знаний

— На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством замечательного русского писателя М.М.Пришвина.

— Что вы о нем запомнили?

— Сын писателя Петр Михайлович Пришвин вспоминал об отце: «После охотничьего броска по торфяным болотам, немного передохнув, он энергично забрасывает ногу на ногу, вынимает из бокового кармана записную книжку, кладет её на коленку, берет карандаш и начинает что-то записывать, изредка прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами и опять спешно что-то записывает».

— А как вы думаете, что он мог записывать?

— У Пришвина много растений, повадок животных, их мест обитания. Писатель любил природу, был наблюдательным, внимательным. Он был путешественником, много ездил и ходил по стране, искал уединение в природе. Мы сегодня с вами подобно М.М. Пришвину тоже отправимся в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей, посмотрим, какие трудности пришлось испытать им в дороге, как они с ними справились, чему научились.

Формулирование темы и цели урока, выявление проблемы.

— Главные герои сказки-были – Настя и Митраша. Они схожи? А разница между ними есть? Сформулируйте тему урока.

— Тема сегодняшнего урока: Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Запишите число, тему урока.

— Поставьте перед собой цели на урок.

    Сегодня мы поработаем с текстом сказки-были, исследуем черты характера главных героев, поговорим об их поступках, поведении, попробуем посмотреть на одну и ту же ситуацию выбора Насти и Митраши с разных сторон.

— А что значит слово «сравнивать»? (Находить общее и различное.)

 Эпиграфом к уроку служат слова Михаила Михайловича Пришвина: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”.

— Как вы их понимаете?

— Через отношение к природе, к миру, к другим людям познается человек. Природа и люди являются главными героями замечательной сказки-были.

— Хочется подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Вот и сегодня мы продолжим  знакомиться с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца, и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты по предложенным отрывкам.

– Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?

— Литературный портрет – описание внешнего и внутреннего мира героя. Запишите определение в тетрадь.

— Ответьте на вопросы:

1. Где и когда происходит действие в произведении?

2. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Какие отношения сложились между ними?

3. Какое у ребят было хозяйство? (Корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры и поросенок Хрен).

4. За счет чего жили дети? (Хозяйство, бондарное дело Митраши, помогали соседям).

5. Как соседи относились к детям? (Любили и уважали их). За что? (Они всем помогали, справлялись со своим хозяйством, были дружны.)

6. Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?

— В тексте встречается много сложных слов. Посмотрим, как вы в них разбираетесь.

Словарная (лингвистическая) работа

— Продолжите фразы:

ПАЛЕСТИНКА –это…

ЕЛАНЬ – это…

СУХОДОЛ – это…

МАНОК – это…

ЗАГНЕТКА – это…

— Выполните взаимопроверку, взаимооценивание:

ПАЛЕСТИНКА – ОТМЕННОЕ МЕСТО В ЛЕСУ

ЕЛАНЬ – ТОПЬ В БОЛОТЕ

СУХОДОЛ – ДОЛИНА БЕЗ ВОДЫ

МАНОК – СВИСТОК ДЛЯ ЗАМАНИВАНИЯ ПТИЦ, ЗАГНЕТКА – УГЛУБЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПЕЧИ ДЛЯ ГОРЯЩИХ УГЛЕЙ

  1. Этап усвоения новых знаний.

(портреты Насти и Митраши)

— Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их внешности?

— А вы слышали такую пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают?»

— О чем она говорит? (Внешность бывает обманчива.)

— Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё и внутренние портреты детей.

— То такое, по-вашему, внутренний портрет человека? (Описание характера, поведения и т.д.)

— Помогут нам словесные описания героев.

— Найдите их в тексте.

— Самостоятельно перечитайте описание Насти и заполните таблицу, лежащую у вас на столе. (Инструктаж по заполнению таблиц. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой).

(словесный портрет Насти)

— Таким же образом исследуйте портрет Митраши.

 (словесный портрет Митраши)

— Сделаем выводы: что общего вы нашли в литературных портретах Насти и Митраши?

Общее

  1. Внешние сходства
  2. Внутренние
  3. Отношение жителей
  4. Отношение автора

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.

Различие внутреннее

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)

  — Какова завязка сюжета? С чего все начинается? (Дети собираются пойти на болото за клюквой.)

 (Сообщение учащегося о пользе клюквы.)

— Прежде чем пойти в лес, нужно что сделать? (Собраться)

— Отберите те  предметы, которые взял с собой Митраша? (Ружье, манки, компас, топор, сумка)

— А что взяла Настя? (Полотенце, корзина, молоко, хлеб, картошка)

— Какие черты характера детей проявляются в них во время сборов?

-Добавьте еще 3 предмета, которые взяли бы вы, объясните почему?

Физминутка.

— Продолжим беседу. Собравшись, Настя и Митраша отправляются в путь.

— Что первым встретилось на их пути? (Переплетенные ель и сосна)

— Прослушайте притчу о них (чтение учителя)

— Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Какой прием использует автор? (Олицетворение). Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого.

— Кого напоминаю нам эти деревья? Почему? (Настю и Митрашу)

— Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

— На какое болото пришли Настя и Митраша? (На Блудово)

— Почему оно так называется?

— Настя и Митраша пошли разными тропами.

— Как это произошло? Докажем строчками из текста. Прочитаем по ролям ссору детей.

— Что происходило в это время с Настей? (Она пошла по своей тропе.)

— Когда Настя вспомнила про брата?

— Кто и почему спас Митрашу? (Травка)

— Как вы думаете: Настя осознала свою вину?

— В чем ее вина? (В том, что она старшая.)

— A прав ли был Митраша, когда пошел по своему пути? Почему? (Чуть не лишился жизни.)

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

— Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Вернемся к ней.

— Зачем мы сравнивали героев? (Чтобы понять смысл их поступков.)

— Что нам хотел показать М.Пришвин на примере Насти и Митраши?

6. Подведение итога урока.

— У М.Пришвина есть замечательный завет: дружба помогает выжить в суровых условиях жизни.

— А вы знаете, что о дружбе гласит народная мудрость? (Пословицы детей). Запишите наиболее понравившиеся в тетрадь.

Домашнее задание:

  1. Написать мини – сочинение «Дружба в моей жизни» («4», «5»).
  2. Составить план («3»).

Рефлексия

— Какое настроение вы унесете с собой с урока?

Оценки за урок.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Богородская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока литературы

6 класс

Тема урока: «Кладовая солнца» М.М.Пришвин.

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

Тема урока: «Кладовая солнца» М.М.Пришвин .Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

Тип урока :урок анализа эпического произведения

Триединая задача :1) научить раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора; излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать; 2) воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе; 3) развивать умение анализировать текст, мотивировать свои суждения.

Оборудование: портрет М.Пришвина, текст сказки-были, компьютер, проектор;

карточки с заданиями для групповой работы; презентация.

Ход урока

  1. Оргмомент

II. Проверка домашнего задания

Мы продолжаем работать с текстом сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня в центре нашего внимания будут главные герои произведения – Настя и Митраша. Какие положительные и отрицательные черты характера вы отметили, составляя их сравнительную характеристику?

Учащиеся рассказывают по таблице, составленной дома о героях произведения. (На слайде – иллюстрации с изображениями героев)

Герой

Положительное в характере

Отрицательное в характере

Общее в характере

Митраша

Настя

  1. Целеполагание.

Мы видим, какие они разные. Говоря об авторском отношении к героям, мы отмечали, с помощью каких средств оно передаётся. Но вот между героями возникает спор, конфликт. Кто прав в этом споре? На чьей стороне автор? Об этом мы сегодня будем говорить на уроке. Поставьте для себя цель урока. Чему вы хотите научиться, что выяснить, что узнать?

  1. Дискуссия.

1) Расскажите, почему возник конфликт между детьми?

Обращаем внимание, что конфликт намечается ещё во время сборов детей за ягодами. Митраша вспоминает о палестинке и очень хочет попасть туда, где «ещё никто не бывал», а Настя боится угодить в Слепую елань, «страшное место».

2) Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?

Давайте попробуем осмыслить поступки детей, попытаемся понять их, понять те чувства, которые они испытывали, понять, о чём переживали, думали, когда делали свой выбор. Я предоставляю слово вам, чтобы вы попытались объяснить, кто же прав – Настя или Митраша, на чьей вы стороне. Бернар Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Но может быть, столкновение взглядов породит и нечто третье? Давайте обменяемся мнениями и посмотрим, к какому выводу мы придём.

4) Обмен мнениями. (Демонстрационная таблица поможет учащимся правильно сформулировать свои мысли (См. Приложение 1)

Обращается внимание на таблицу с правилами ведения спора (см. Приложение 2)

5) Учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений. В обсуждении затрагивают вопросы:

— Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе?

Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный,смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.

6) Учитель: Я не поддерживаю ни одну из сторон. Предлагаю вам разобраться в случившемся, внимательно проследив за мыслью рассказчика. Проследим за героями с самого начала их пути.

V.Работа в группах.

Дифференциация на этом этапе работе связана с интересами учащихся, уровнем развития речи и навыков исследования, умением выделять авторскую позицию, применять знания по теории литературы при анализе произведения. В группах идёт оценка деятельности каждого.

1 группа (Уровень деятельности группы поисковый)

1)Проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту и составить карту. Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»?

2 группа (Уровень деятельности группы репродуктивный)

1) Приготовиться к выразительному чтению отрывков «Ель и сосна» и «Тетерев-Косач».

Какое впечатление производят эти картины природы? Как ведут себя дети в лесу?

3 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)

Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге». Разыграть спор между Настей и Митрашей. Как ведёт себя каждый из них? Как природа помогает понять настроение спорящих?

4 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)

Вслед за Митрашей. Как ведёт себя Митраша, оставшись один?

Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые» — гл.8)

5 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)

Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти?

  1. Отчёты о деятельности групп.

По ходу ответов идёт беседа, демонстрируются слайды с изображениями картин иллюстраций к произведению.

1 группа представляет карту Блудова болота.

Учащиеся говорят о том, что Блудово болото, с одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”. “Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”. В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.

2 группа представляет выразительное чтение наизусть (подготовленное домашнее задание) предложенных отрывков.

Учащиеся говорят о том, что в отрывке «Ель и сосна» всё вокруг очень мрачно. Деревья борются за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Страшная картина, но и жалко ель и сосну.

Вопрос: Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).

Для чего автор использует этот приём? (С помощью олицетворений писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни детей. Злые силы природы стараются запугать, заставить уйти из леса. Добрая природа успокаивает детей, помогает им)

В отрывке «Тетерев-косач» Пришвин показывает удивительную красоту природы.

3 группа инсценирует спор между детьми, рассказывают о поведении детей в этой ситуации.

Говоря об изображении природы, отмечают, что картина прекрасного утра внезапно меняется, словно подготавливая читателей к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Учащиеся зачитывают отдельные фрагменты текста, показывающие реакцию природы на спор детей.

Учитель: Автор как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. И стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.

4 группа

Учащиеся рассказывают о смелом Митраше, который уверенно шагает, не обращая внимания на предвестников беды; о старушках-ёлочках, мешающих продвижению Митраши, о воронах, которые только и ждут, «что, может быть, скоро будет пожива».

Вопрос: Почему Митраша всё же становится пленником болота?
«Загадочные» слова мудрого лесника Антипыча. Как понимаете эти слова?
Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?(Предупреждение Насти и трава белоус). Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста. («…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»)

5 группа

Учащиеся рассказывают о Насте. Она пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Пришвин, изображая путь Насти, подбирает «ласковые» слова, чтобы передать своё отношение не к Насте, а к природе. (Ребята доказывают это текстом) Говорят о том, что Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.

  1. Вывод.

Так кто же прав – Настя или Митраша? Почему смогла произойти такая беда с детьми? На чьей стороне автор? Что осуждает он в поведении детей?

(Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких).

Учитель:

Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенствовании человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. Свою мысль Пришвин выражает во многих поэтических картинах, показывающих единство человека с природой.Вот, например, одна из них.

«Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь:весь-то, весь человек, большой, прекрасный, как для Травки Антипыч, из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, с лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звёздочки»

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Достигли ли вы своей цели? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Выставление оценок в группах.

  1. Домашнее задание.

1) Написать сочинение-миниатюру на тему:

  • Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?

  • Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»? (Тему миниатюры ребята выбирают по желанию).

2) Индивидуальное задание: Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)

Приложение 2

Правила ведения спора.

Правила спора.

1. Хорошо продумывай свою будущую речь.

«Сперва подумай, а потом скажи!» (В.Даль)

2. Высказывая своё мнение, строй ответ просто, чётко, ясно и доказательно. Помни, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».

« Много говорить и много сказать не есть одно и то же». (Софокл)

3. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.

«Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь

сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф.Честерфилд)

4. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не прерывайте выступающего.

«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К.Морли)

5. Избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца.

«Сто человек – сто мнений».

«Сколько людей, столько умов»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/467140-kladovaja-solnca-mmprishvin-nravstvennaja-sut

Урок литературы в 6 классе по теме:

«Сказка и быль в «Кладовой солнца» М.Пришвина»

Обучающие цели: 1) научить определять жанр сказки — были «Кладовая солнца»; 2 )уметь понять и объяснить смысл произведения.

Развивающие цели: 1 ) уметь найти в тексте элементы сказки и были;2) уметь инсценировать эпизод из произведения;3) уметь описать иллюстрацию к произведению.

Воспитывающие цели:1) воспитать в детях любовь к родной природе и бережное отношение к животным;2 )воспитать внимательность к близким людям и готовность помочь в трудной ситуации.

Оборудование: 1) иллюстрации учеников к «Кладовой солнца»; 2) определения слов «сказка» и «быль» из словаря С.Ожегова (на доске); 3) эпиграф к теме урока.

Никакой правды не бывает без выдумки!

Выдумка спасает правду, для правды только и существует

Выдумка. (М.М.Пришвин).

1.Проверка домашнего задания.

вопросы:

1)Почему произведение называется «Кладовая солнца»? Что вы понимаете под словом «Кладовая»? (Зачитайте строчки в тексте-с.

«Все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего ,торфа ,есть кладовая солнца

,как торф, достается человеку в наследство»).

Вывод: Кладовая — потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, которые «достаются человеку в наследство», а солнца- потому что рождены эти запасы солнцем.

2) Только ли торфом богаты эти места?

( Нет, здесь прекрасная и богатая на дары природа (богатая палестинка тоже кладовая).Природа здесь очень добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них .Вспоминаем ель и сосну. Происшествие с Настей на палестинке, Травку и т.п.)

Вывод: Природа- тоже кладовая, а так как она рождена солнцем и живет благодаря его теплу

Беседа по вопросам

,то природа- кладовая солнца.

3) О ком еще с такой теплотой рассказывает автор?

( О людях- Насте ,Митраше, их соседях, родителях, Антипыче. Все они щедры на добро ,трудолюбивы, мудры .А разве это не богатство земли? Вспоминаем ,как помогали соседи осиротевшим детям и беспокоились о невернувшихся домой к утру брате и сестре; о родителях, научивших детей своих заботиться друг о друге и любить трудиться, о самих детях; об Антипыче., мудрые советы которого помогают всем в жизни).

Вывод: Кладовая солнца- это и богатство земли(торф),и добрая и мудрая природа, и сами люди.

2.Вступительное слово учителя (слова Пришвина о сказках).

-Пришвин в предисловии к книге «Весна света» писал: «Содержание нашей любой сказки это борьба человека-героя с представителем зла (Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. Я всегда стремился писать современные сказки без традиционных Иванов-царевичей, но с тем же оптимистическим сказочным содержанием…»

Беседа по вопросам:

— Почему же «Кладовая солнца» — сказка-быль? Прочитайте , пожалуйста, определение «сказки» и «были» на доске.

Сказка- 1.Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выдумка, неправда, ложь.

Быль- То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.(Из словаря С.Ожегова).

— Что относится к были?

Рассказ о жизни детей, оставшихся в войну без родителей; об отношении к ним соседей, об их трудолюбии, поход детей за клюквой, история Травки и Антипыча.

Все это могло быть в действительности, значит , это быль.

А теперь обратимся к сказке и сказочным мотивам в «Кладовой солнца».

-Ребята, из каких элементов состоит обычно любая сказка? (Зачин, нонцовка, препятствия, мотив запрета, действие волшебных сил).

Сейчас мы с вами попробуем найти все эти элементы и в сказке Пришвина.

Зачин- начало повести (зачитать).

«Жили-были», «В одном селе , возле Блудова болота.»

Испытания, препятствия- болото, Слепая елань.

Мотив запрета- ссора Насти с Митрашей.

Концовка- победа добрых сил над злыми. (Возвращение детей домой, спасение Митраши.)

Волшебные, фантастические силы- природа.

Вы знаете, что в сказках животные, растения помогают или вредят героям. А в «Кладовой солнца»?

Разбор эпизодов (желательно чтение и анализ).

1) Сосна и ель- с.

Помогают эти деревья или вредят Митраше и Насте? С.

Когда Настя и Митраша поссорились, как повели себя эти деревья? (зарычали, завыли, застонали.) Вспомните, каким приемом пользуется писатель .(олицетворением).

То есть они как бы подсказывали детям неверность их решения, сочувствовали им. Конечно. Это помощь.

2) Елочки- старушки. С.

Проследите , как они ведут себя на тропе, по которой направляется Митраша.

Чтение отрывка.

Вывод: тоже препятствуют ему, предупреждают об опасности.

3)А кто из животных, наоборот ,радуется тому, что Митраша заблудился?

Черный ворон, сороки.

Чтение отрывка на с.

4) «Настя на палестинке».

Вспомните , что происходит на этом месте с Настей.(Пересказ)

Вывод: Настя ползала и собирала клюкву, забыла о еде, о брате, о себе. Она потеряла человеческий облик. И лось не принял ее за человека. Лишь столкнувшись со змеей, Настя опомнилась и приняла свой прежний вид. То есть и лось, и змея помогли Насте вспомнить, что она человек.

Вывод: Природа тоже является главным действующим лицом в сказке и помогает человеку преодолеть препятствия, которые возникают на пути Насти и Митраши. Все это вполне реально, но то, как эта помощь описывается, напоминает сказку.

Слово учителя:

В «Кладовой солнца» все можно назвать сказкой и одновременно былью. Поэтому, когда говорится о чем-то волшебном , Пришвин осторожно заметит «кажется», « как будто», «похоже» , а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и трудолюбия. Сказка для Пришвина- это путь в небывалое, в страну, где в трудностях и испытаниях реальной жизни добро всегда побеждает зло. Мир полон чудес, которые надо научиться видеть.

Прочитайте эпиграф на доске к теме урока. Как вы понимаете его смысл? Объясните, как «выдумка спасает правду» в этом произведении М.Пришвина.

Вывод: ученики, помогает учитель.

3. Демонстрация иллюстраций к сказке- были «Кладовая солнца» и защита их учениками по плану:

1) что я пытался изобразить; 2) какие цвета использовал; 3) с какой целью.

4. Инсценирование эпизода «Ссора Насти с Митрашей» .(герои- рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

5.Домашнее задание: сочинение на одну из тем:

1) «Смысл названия сказки-были Пришвина «Кладовая солнца».

2) «Почему «Кладовая солнца»- это сказка-быль?»

Кладовая солнца

«Кладова́я со́лнца» — повесть (по определению автора, «сказка-быль») русского писателя Михаила Пришвина, написанная и опубликованная в 1945 году. В повести рассказывается об опасном походе брата и сестры в лес за клюквой, в результате которого мальчик чуть не тонет в болоте, но спасается благодаря охотничьей собаке. Это последнее крупное произведение писателя, опубликованное при его жизни[2].

Повесть стала одним из наиболее известных произведений Пришвина и долгие годы входила в обязательную школьную программу для чтения[3]. Как продолжение повести было задумано самое последнее произведение писателя, повесть-сказка «Корабельная чаща» (1953), в которой действуют некоторые из персонажей «Кладовой солнца» (Настя, Митраша, Антипыч)[4].

Сюжет[править | править код]

Действие происходит в конце Великой Отечественной войны в районе Переяславля-Залесского на протяжении одного дня. В одном селе жили сироты Весёлкины: сестра Настя двенадцати лет и брат Митраша десяти лет с хвостиком. Они остались сиротами — их отец погиб на войне, а мать умерла, — однако дети сами вели хозяйство. Весной, когда растаял снег, дети собрались за прошлогодней клюквой, которая бывает более сладкой, чем осенняя. Они вспомнили, как отец рассказывал им о полянке («палестинке») в лесу, которая бывает вся красная от клюквы, но идти туда опасно, потому что она находится возле Слепой елани, самого опасного места на болоте. Когда дети дошли до развилки, Митраша решил идти по тропинке на Слепую елань, и Настя не смогла его отговорить. Сама она с корзинкой, где лежала и взятая с собой в дорогу картошка и хлеб, пошла по другой, более протоптанной тропинке.

Параллельно рассказывается о двух жителях леса, гончей собаке Травке и волке по прозвищу Серый помещик. Травка была собакой лесника Антипыча, но после его смерти осталась жить там, где стояла его разрушившаяся избушка. Она выла по ночам и мечтала когда-нибудь снова найти человека-хозяина. Волчья стая много лет жила на Блудовом болоте у Сухой речки, убивая местный скот, пока жители не пригласили волчью команду, чтобы перестрелять волков. Из стаи остался только один старый волк, Серый помещик, который не побоялся охотничьих флажков, перепрыгнул их и убежал. В день, когда дети пошли за клюквой, Травка почуяла зайца и погналась за ним, однако затем услышала след человека и побежала в ту сторону, куда пошла Настя.

Митраша шёл по компасу на север, следя за тропинкой, которую можно было различить только по растущими кустикам белоуса, однако в одном месте он решил сократить путь через поляну (которая и оказалась Слепой еланью) и провалился в трясину. Он услышал крик Насти и ответил, но звук его крика ветер отнёс в другую строну. Настя же, идя по своей тропинке, нашла место, где было много клюквы, и собирала её ползком, набрав полную корзину. Вдруг она увидела собаку Травку, прибежавшую к ней, захотела дать ей еды из корзинки в этом момент вспомнила про Митрашу. Этот крик и услышал её брат, который погрузился в трясину уже по грудь.

Наступил вечер. Травка услышала тявканье лисицы и поняла, что та стала преследовать того самого зайца, которого она почуяла утром. Она тоже побежала за зайцем, который направился к Слепой елани. Услышав лай собаки, туда же побежал волк Серый помещик. В погоне за зайцем Травка наткнулась на тонущего Митрашу, приняв его за «маленького Антипыча». Митраша позвал собаку, и та подползла к нему, он схватил её за задние ноги и сумел выползти из трясины. Травка продолжила гнать зайца, а Митраша с ружьём сел ждать в кустах можжевельника. Туда же прибежал волк, который лицом к лицу столкнулся с мальчиком, и Митраша выстрелом в упор убил его. Настя услышала выстрел и прибежала к брату, а вскоре Травка принесла пойманного зайца. Дети развели костёр и стали готовить еду и ночлег.

Утром дети вернулись в деревню, и с тех пор Травка жила с ними. Настя отдала собранные ягоды в детдом эвакуированных ленинградских детей. В конце повести автор говорит о том, кого он представляет — это «разведчики болотных богатств», которые в годы войны занимались подготовкой болота к добыванию из него торфа и обнаружили, что торфа в этом болоте, «кладовой солнца», хватит для работы большой фабрики «лет на сто»[5].

Название[править | править код]

Понятие «кладовая солнца» поясняется автором в одной из глав повести. Рассказчик говорит о том, что «всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца»[6]:

(…) горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не даёт родителям-растениям передать все своё добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.

Далее рассказчик отмечает, что «Блудово болото содержит огромные запасы горючего»[6], и в конце повести снова упоминает «кладовую солнца», говоря о готовящейся добыче торфа из этого болота.

Как писал сам Пришвин в предисловии к сборнику «Весна света» (1953), выражение «кладовая солнца» он встретил за много лет до написания повести в одной научной работе, автор которой использовал этот образ для описания торфяных болот, хранящих в себе огонь и тепло[1].

История создания[править | править код]

Повесть была написана в 1945 году в течение одного месяца (первого месяца Победы) для конкурса на лучшую книгу для детей, объявленного Министерством просвещения РСФСР[7]. 9 мая Пришвин отмечает в дневнике: «Пишу свой рассказ для детей», 17 мая — «Пишу во весь дух книгу для детей», 24 мая — «Через неделю закончу», 4 июня — «Закончил и выправил сказку»[1]. На конкурсе повесть получила первую премию и была напечатана в июльском выпуске журнала «Октябрь» (№ 7, с. 4-20). В 1946 году повесть вышла отдельным изданием в библиотеке «Огонька» (тираж 100 тыс.) и в Детгизе (тираж 150 тыс.)[1].

Несмотря не неоднократную публикацию уже в первые годы после написания, повесть не была опубликована в исходном виде, но подверглась редакционной правке. Так, например, во фразе «эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь» слово «любовь» заменили на «справедливость», в другом месте слово «поснут» заменили на «уснут», «неизбывной злобы» на «неизбежной», длинные предложения разбили на короткие, многоточия заменили точками и восклицательными знаками. В результате редакторской работы в двух издательствах («Детгиз» и «Правда») повесть вышла в 1946 году с разной правкой[8]. Текст произведения был восстановлен по автографу, хранящемуся в РГАЛИ, при работе над собранием сочинений 1982-86 годов[3].

По словам самого писателя, «в «Кладовой солнца» сюжет был: брат и сестра пошли в лес за клюквой, их тропа в лесу разделилась, дети заспорили, поссорились, разошлись. Вот и всё. Остальное навернулось на этот сюжет само собой, во время писания»[9][1]. При этом, как отмечают исследователи, замысел будущей повести возник ещё несколькими годами раньше с прямым отсылом к «Синей птице» М. Метерлинка (1908), ср. запись в дневнике от 28 июня 1938 года: «Мелькнул сюжетик для рассказа детям о лесе. Тиль-тиль и Митиль. В лесу. Тропинка расходится вилочкой. Поссорились в споре, по какой идти домой. <…> Рассказ начинается описанием этих тропинок. Вечный спор, и дети заспорили. И пошли. Одна глава: переживания Тиля, другая Митили. Конец: обе тропы сливаются в одну»[10].

В описании места, в котором происходит действие, нашли отражения впечатления М. М. Пришвина от жизни в деревне Усолье, где он два года жил в эвакуации. Прототипами главных героев, сирот Насти и Митраши, стали двое детей из Усолья, о которых в дневниках Пришвина есть такая запись (7 апреля 1943 г.)[3][11]:

Соне лет десять, Боре одиннадцать. Два года тому назад у них мать умерла, а вскоре затем и отец. Все крестьянское хозяйство — изба, огород, корова и мелкие домашние животные остались на детей. Поневоле они крепко взялись за дело и теперь живут двое — мальчик и девочка и справляются.

Персонаж по имени Антипыч являлся героем нескольких произведений Пришвина, а его прототипом был лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья[3][12].

Повесть быстро приобрела популярность, и уже в 1945-46 годах Пришвин получил предложение написать по её мотивам пьесу для детского кукольного театра, для «театра мультипликации», а также сценарий для фильма, который планировалось снять на «Мосфильме»[13].

Значение и художественные особенности[править | править код]

Как писал сам Пришвин в «характеристике писателя» для издания повести в «Библиотеке «Огонька»», «в этой сказке жизнь болота с его зверями и птицами описана с точностью естествоиспытателя и в то же время в совершенно сказочном преображении» (4 февраля 1946 года)[14]. По словам писателя, в «Кладовой солнца» «изображение природы, отталкиваясь от символизма Киплинга («Джунгли»), сходится со смелым реализмом Диснея. Мне остаётся только теперь более сознательно работать в эту сторону»[15]. Позже Пришвин отмечал, что «самая главная радость» от «Кладовой солнца» заключалась для него «в том, что этой сказкой, наконец-то, открылся мой выход от маленьких вещей к большому сказочному роману» (4 октября 1947 года) [16].

Пришвин придавал большое значению обозначению жанра произведения как сказки. При публикации в журнале «Октябрь» «Кладовая солнца» была обозначена как «рассказ». В письме в редакцию журнала Пришвин специально отметил «огромное расхождение (…) между намерением автора и действием журнала», упомянув, что получает письма от читатетей с вопросом, почему его произведение названо рассказом, а не сказкой. Он также обосновал выбор сказочного жанра[17]:

Меня увлекало при создании этой вещи создание правдивой сказки, народной в существе своем, но без традиционного народного мифа, и как фольклор, интересной для всех возрастов, стариков и молодых. Создавая эту сказку, я был даже несколько под влиянием идеи социального заказа, и в моем понимании сказка была как связь между поколениями. В молодости на севере на меня огромное влияние оказали сказки, которые я записывал там. И в старости, пописав более 40 лет, мне самому захотелось рискнуть попробовать выступить на конкурсе сказителем.

Работая над сценарием для фильма по повести, Пришвин в письме директору 1-й студии «Мосфильма» Д. И. Ерёмину подчёркивал её поэтический характер: «»Кладовая солнца» потому так и принята дружно всеми, что эта вещь является пионером огромного дела поэтического изображения края. Огромное достоинство этой вещи и в том, что она, почти как произведение фольклора, доступна всем возрастам и людям всякого образования» (22 марта 1947 года)[18]. Перечитав сказку после рецензии Льва Кассиля в «Литературной газете», Пришвин отмечает в дневнике (19 ноября 1945 года): «Под влиянием приятного чтения впервые со времени написания перечитал свою сказку. В ней хорошо сдержанная сила и тоже хорошо, что на немногих местах дано так много, и еще, что вещь советская, но без подхалимства»[19].

По мнению Я. З. Гришиной, «Кладовая солнца» не волшебная сказка, но «в ней имеется ряд реликтовых признаков этого жанра: росстань, развилка — выбор пути, один из которых ведет к погибели; поиск места, «где никто не бывал», путь к которому неизвестен; силы добра в образах растений (болотные ёлочки, трава белоус), наставляющих героя на путь истинный; силы зла в образах птиц (ворон, сороки), предрекающих и ожидающих смерти героя, его спасение и победа». Также «важную роль в сказке-были играют мифологемы солнца, ветра и воды, выполняющие структурообразующую функцию»[20].

Комментируя слова Пришвина о сочетании символизма Киплинга со «смелым реализмом» Диснея, Я. З. Гришина говорит о том, что единство художественного мира «Кладовой солнца» создается взаимодействием этих двух систем, реализма и символизма: «внутри «были» прорастает «сказка» и у писателя появляется произведение нового для него жанра — «сказка-быль», которая воспроизводит ту же и одновременно иную реальность, «символическую реальность», каждое мгновение которой полно смысла»[21].

Экранизация[править | править код]

В 1978 году по мотивам произведений «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща» был снят художественный фильм «Ветер странствий» (режиссёр — Юрий Егоров).

См. также[править | править код]

  • Берендеево болото

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Круглеевская, 1983, с. 458.
  2. ↑ Гришина, 2012, с. 683.
  3. ↑ 1 2 3 4 Круглеевская, 1983, с. 459.
  4. ↑ Рязанова, Чуваков, 1984, с. 429.
  5. ↑ Пришвин, 1983, с. 252.
  6. ↑ 1 2 Пришвин, 1983, с. 235.
  7. ↑ Круглеевская, 1983, с. 457.
  8. ↑ Гришина, 2013, с. 870.
  9. ↑ Дневники. 1944-1945, 2013, с. 661.
  10. ↑ Гришина, 2013, с. 754.
  11. ↑ Дневники. 1942-1943, 2012, с. 473.
  12. ↑ Дневники. 1942-1943, 2012, с. 731.
  13. ↑ Дневники. 1946-1947, 2013, с. 436.
  14. ↑ Дневники. 1946-1947, 2013, с. 39.
  15. ↑ Дневники. 1944-1945, 2013, с. 543.
  16. ↑ Дневники. 1946-1947, 2013, с. 681.
  17. ↑ Дневники. 1944-1945, 2013, с. 663-664.
  18. ↑ Дневники. 1946-1947, 2013, с. 452-453.
  19. ↑ Дневники. 1944-1945, 2013, с. 692.
  20. ↑ Гришина, 2013, с. 754-755.
  21. ↑ Гришина, 2013, с. 870-871.

Литература[править | править код]

  • Гришина Я. З. Комментарии // Пришвин М. М. Дневники. 1942-1943. — М.: РОССПЭН, 2012. — С. 669-790.
  • Гришина Я. З. Комментарии // Пришвин М. М. Дневники. 1944-1945. — М.: Новый хронограф, 2013. — С. 767-897.
  • Круглеевская В. Комментарии // Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах. Том 5. — М.: Художественная литература, 1983. — С. 457-460.
  • Пришвин М. М. Кладовая солнца // Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах. Том 5. — М.: Художественная литература, 1983. — С. 215-252.
  • Пришвин М. М. Дневники. 1942-1943. — М.: РОССПЭН, 2012.
  • Пришвин М. М. Дневники. 1944-1945. — М.: Новый хронограф, 2013.
  • Пришвин М. М. Дневники. 1946-1947. — М.: Новый хронограф, 2013.
  • Рязанова Л., Чуваков В. Комментарии // Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. — М.: Художественная литература, 1984. — С. 429-437.

Ссылки[править | править код]

  • Текст повести в Библиотеке Алексея Комарова
  • Информация о повести на FantLab.ru

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 56.

Тема. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Цель:

· продолжить работу по обучению написанию сочинений на литературную тему;

· развивать речь учащихся, навыки грамотного письма;

· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: тексты произведений сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

ХОД УРОКА.

І. Работа по подготовке к сочинению.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Вступительное слово учителя.

3. Обсуждение предложенных тем, выбор нескольких тем для сочинения.

  • Человек и природа в сказке-были.
  • Кладовые нашей души.
  • Тайна Блудова болота.
  • Одиннадцатилетний герой в оценке автора.
  • Происшествие в Слепой елани.
  • Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
  • Сказка природы.
  • Великая сила дружбы и любви.
  • История Травки и Антипыча.
  • Смысл заглавия повести “Кладовая солнца”.
  • “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин).
  • Дружба Насти и Митраши.
  • Собака – друг человека.
  • События на палестинке.

4.Составление плана. Коллективная работа-составление плана по одной из тем.

Тайна Блудова болота.

План.

I.“Кладовая солнца” – сказка-быль.

II.Удивительная тайна Блудова болота.

1.“Великий храм природы”.

2.“Охотники за сладкой клюквой”.

3.Кладовые природы и человека.

III. Смысл повествования о Блудовом болоте.

5. Работа в группах.

Создается 3 группы в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.

1 группа.

Кладовые нашей души.

План.

I.Смысл названия повести “Кладовая солнца”.

II. Кладовые души – истинное богатство человека.

1.Природные запасы – кладовая солнца.

2.Сокровища человеческой души:

а) трудолюбие;

б) доброта и щедрость;

в) преданность и дружба;

г) знание природы и любовь к ней.

III. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.

2 группа.

Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.

План.

I. Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.

II. Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.

1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.

2.Ссора детей у Лежачего камня.

3.Опасный путь “Мужичка в мешочке”.

4.Трудные испытания Золотой Курочки.

5. Великая сила любви.

III. Отношение автора к “умным детишкам”.

3 группа.

Сказки природы.

План.

I. М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).

II. Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.

1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.

2. Большой черный пень – чудо-домик.

3.Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.

III. Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.

6. Подбор эпиграфа к теме.

Возможные эпиграфы к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.

•Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)

•Друзья в несчастье познаются. (Пословица)

•Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)

•Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться… (Н.Рыленков)

•В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)

•Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)

•Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)

•Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)

7. Коллективное толкование слов и выражений.

— Каков смысл названия “Блудово болото”?

а) (буквальное понимание)

Название болота, в котором можно заблудиться.

б) (скрытый подтекст)

Заблудиться, то есть отступить от высоких общечеловеческих понятий добра, любви, веры.

— К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы, подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь, обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).

— Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”, “кладовые природы”, “кладовые души”.

“Храм природы” — место общения человека с Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов.

“Кладовые природы” — запасы торфа (других полезных ископаемых).

“Кладовые души” — навственные богатства человека.

— Подберите эпитеты к слову “душа”.

Душа может быть…. (прекрасной, открытой, щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой, радостной, искренней; больной испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).

— Вспомните толкование слов “Лежачий камень”, “Слепая елань”, “палестинка”.

— Как вы понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде?

8. Осмысление понятия “идея”.

Записи в ходе беседы:

а) Идея произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).

б) Идея (основная мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).

в) Идея повести “Кладовая солнца”.

Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.

9. Написание вариантов вступления по выбранной теме.

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.

Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.

М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.

10. Ответ на вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”

Возможные варианты ответов:

•Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила.

•Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе.

•Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.

•Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе.

•М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.

ІI. Подведение итогов урока.

III. Домашнее задание.

1.Написать сочинение.

2.Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение о символическом значении образа звезды в народной традиции.

3.Групповое задание.

Подготовить выставку, посвященную жизни и творчеству Н.М. Рубцова (фотографии поэта разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В.М. Клыкова, репродукция графического портрета Н.М. Рубцова работы В.А. Сергеева и др.)


Adblock
detector