Терапевтические сказки для подростков 12 14 лет

Тема 1 - первичная диагностика методами арт-терапиисодержание занятия:1. проективные методы диагностики в работе с дошкольниками.2. диагностика умственных способностей на различных
  • Тема 1 — Первичная диагностика методами арт-терапии

Содержание занятия:

1. Проективные методы диагностики в работе с дошкольниками.
2. Диагностика умственных способностей на различных возрастных этапах. Рисуночные способности детей 3х лет, 5 лет, 6-7 лет.
3. Диагностика самооценки.
4. Диагностика эмоциональных расстройств.
5. Диагностика семейных отношений
6. Выбор изобразительных материалов.
7. Первичная беседа с родителями и ребенком. Что Важно знать на первой встрече.

  • Тема 2 — Особенности применения метафорических ассоциативных карт в работе с детьми

Содержание занятия:

1.  Общие особенности применения МАК при работе с детьми
2. Ошибки в использовании МАК с детьми.
3. Психологическая коррекция детской агрессивности с использованием метафорических карт.
4. Возможности МАК в работе с детским горем.
5. Работа с горем и ПТСР методами МАК.
6. МАК  в работе с детско-родительскими отношениями

  • Тема 3 — Особенности сказкотерапии детских проблем

Содержание занятия:

1. Виды сказок и принципы их написания.
2. Алгоритм сочинения сказки.
3. Способы и техники написания сказок.
4. Простые каркасы сказок.
5. Сказкотерапия в консультировании детей.
6. Мужская тема в сказках. Сказки для мальчиков.
7. Женская тема в сказках. Сказки для девочек.

  • Тема 4 — Арт-терапия в работе с семейной системой

Содержание занятия:

1. Диагностический инструментарий в работе с семьей. Методики: «Молекула семьи», «Рисунок семьи», «Семья животных»
2. Типы семейных дисфункций. 

3. Методики для работы с дисфункциональной семьей: «Семейные правила», «Круги близости», социограмма.
4. Подросток в семье. Методики в работе с подростками: «Комната моей мечты», «Мое будущее», «Письмо себе»
5. Деструктивные семейные коммуникации. Пути формирование диалога.
6. Стратегия работы с семьёй.

  • Тема 5 — Основы работы с травмой в арт-терапии

Содержание занятия:

1. Особенности и механизмы переживания психотравмы в детском и подростковом возрасте.
2. Диагностика травмы у детей и подростков.
3. Психодиагностика личностных особенностей детей и подростков, сформированных в условиях психотравмы.
4. Особенности проживания травматического опыта у детей и подростков. Факторы повышенного риска психической травматизации ребенка.
5. Специфика протекания посттравматических стрессовых расстройств у детей.
6. Этапы работы с травмой в детском и подростковом возрасте.
7. Методы и техники психологической помощи детям, переживающим психологическую травму, техники поддерживающей терапии.
8. Работа с травмой методами арт-терапии (изотерапия, песочная психотерапия, работа с пластическими материалами, куклотерапия)

  • Тема 6 — Особенности детской кризисной арт-терапии

Содержание занятия:

1. Особенности реагирования детей на различные типы экстремальных ситуаций.
2. Возможные возрастные особенности реагирования детей на кризисную ситуацию
3. Техники экстренной психологической помощи детям и подросткам в кризисной терапии.
4. Психогении у детей в экстремальных ситуациях.
5. Поддержка детей через поддержку взрослых.
6. Работа с кризисами методами арт-терапии (изотерапия, песочная психотерапия, работа с пластическими материалами, куклотерапия)

  • Тема 7 — Арт-терапия в работе с девиантными подростками

На нашем занятии мы создадим теплое и поддерживающее пространство для исследования темы девиантных подростков методами арт-терапии:
1. Через работу с МАК-картами «Тотемное животное» познакомимся и разберёмся с ожиданиями.
2. Определимся в понятиях:.  «девиантность, девиации, девиантные подростки» и найдем своё тепло-принимающее обозначение детёнышей, которые научились выживать/жить неприемлемыми и/или страшащими нас — взрослых способами.
3. Создадим образ «Подростка обыкновенного» и обсудим границы нашей компетенции на пересечении трёх парадигм восприятия: социальной, медицинской, юридический и психологической.
4. Актуализируем свой опыт и найдем свои опоры и ресурсы в арт-практике «Мое место силы».
4. Обсудим ориентировочный алгоритм индивидуальной, семейной и групповой психологической помощи.
5. Разработаем методологический «костяк» авторского социально-психологического тренинга.
6. Заглянем в «Тайные комнаты» и обнаружим подводные камни в работе со сложно-прекрасными подростками.
7. Методикой «Мое сокровище», книгами и фильмами по теме, завершим наше многообещающее путешествие!

  • Тема 8 — Основы работы с детской психосоматикой методами арт-терапии

Содержание занятия:

1.  Модели возникновения психосоматических заболеваний.
2. Основные принципы психотерапии при психосоматических заболеваниях.
3. Причины развития психосоматических расстройств  в детском возрасте.
4. Специфика детской психосоматики.
5. Особенности работы с детьми при психосоматических нарушениях.
6. Алгоритм  работы с психосоматическими расстройствами у детей.
7. Особенности использования методов арт-терапии, элементов символдрамы в психотерапии психосоматических нарушений у детей.

Кроме записей занятий курса вы так же получите записи промо-вебинаров курса:

Терапевтические сказки творят настоящие чудеса. Они способны решать детские проблемы и справляться с возникающими жизненными трудностями. Читая сказки детям, вы сможете стать ближе и будете лучше понимать друг друга. Они не только развлекут, но и непременно принесут большую пользу.

Что такое сказкотерапия?

терапевтические сказки

Детский мир совершенно не похож на взрослый. Он особенный и огромный. В доказательство этого достаточно вспомнить себя в юном возрасте. В детстве мы верили в чудеса. Волшебство окружало нас повсюду. Мы доверяли игрушкам свои самые сокровенные тайны. Мы думали, что когда-нибудь можно из шкафа попасть в великолепную страну Нарнию, а за зеркалом находится Зазеркалье, где живет Ягупоп77, Анидаг, Абаж и другие персонажи. Для нас не существовало границ между реальным и выдуманным мирами. Поэтому мы верили в сказки и очень их любили. Да что уж скрывать, мы их любим до сих пор.

Благодаря сказкам долгожданное волшебство может произойти и с вашим ребенком. Слушая их, дети с интересом и большим удовольствием получают незаменимый опыт и знакомятся с неизведанным миром. Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей.

Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо. Малыши прекращают плакать по разным поводам, их страхи превращаются в пустяки, дети становятся более послушными.

Авторы терапевтических сказок

терапевтические сказки для детей

Такие сказки пишут многие авторы. Среди них:

  • Шкурина М. Ей принадлежат такие терапевтические сказки для детей, как: «Сказка о полезных овощах», «Королевство Лентяев», «Про Петушка из Барселуша», «Зайчонок, который убегал от мамы» и многие другие.
  • Черняева С. А. Ей принадлежит книга «Психотерапевтические сказки и игры», в которой содержится большое количество сказок, предназначенных для разных возрастов.
  • Гнездилов А. В.: «Терапевтические сказки». Благодаря сказкам этого автора родители смогут найти выход из затруднительных ситуаций, а дети найдут ответы на вопросы о смысле и сути бытия.
  • Хухлаева О. В и Хухлаев О. Е. Ими создана книга «Лабиринт души». В ней около семидесяти сказочных историй, которые направлены на решение определенных проблем. Они предназначены для дошкольников, младших школьников и подростков.

«Лабиринт души. Терапевтические сказки»

Это замечательная книга создана Хухлаевой О. В. и Хухлаевым О. Е. Начинается она со сказки девочки Тани Шмидт, а уже после этого идет традиционное введение, основной раздел и заключение. Все истории, написанные авторами книги, являются проблемно-ориентированными. Некоторые из них направлены на решение какой-либо одной проблемы, другие же охватывают сразу несколько.

лабиринт души терапевтические сказки

Сказочные истории непременно помогут всем детям. Благодаря таким рассказам у ребенка вырабатывается «механизм самопомощи». Он самостоятельно сможет справляться со сложными ситуациями. Терапевтические сказки показывают, что выход есть всегда, а финал обязательно будет счастливым.

Истории предназначены для трех возрастов: дошкольного, младшего школьного и подросткового.

Группы тем книги «Лабиринт души»

Перед каждой сказкой указывается ее направленность, очерчивается круг проблем. Очень удобно, что в конце книги содержится «проблемный указатель», где в алфавитном порядке перечисляются основные проблемы и номера соответствующих рассказов.

терапевтические сказки для дошкольников

Сказки детские (терапевтические) условно делятся на четыре группы тем:

  1. Трудности, связанные с общением (с родителями и сверстниками). Каждому ребенку свойственны ссоры с друзьями, обиды на одноклассников, конфликты с родителями и прочие моменты.
  2. Чувство неполноценности.
  3. Различные страхи и тревоги. Здесь очень важно понять, как сильно боится ребенок. Это может быть определенный этап, который нужно перешагнуть. Но если страх препятствует развитию, то обязательно нужна помощь.
  4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.

Как использовать сказочные истории?

Терапевтические сказки для детей нужно читать вслух, даже если ребенок прекрасно знает буквы и может самостоятельно прочитать историю. Следите за реакцией малыша. Его поведение подскажет вам актуальность выбранной истории и заинтересованность ребенка. Обсуждайте с ним прочитанные сказки, спрашивайте его мнение, возможно, он захочет что-то добавить. Однако сильно не затягивайте с разговорами. Если ваш сын или дочка ничего не хочет обсуждать, то не стоит заставлять.

Терапевтические сказки для детей можно иллюстрировать яркими картинками. Это повысит интерес к прослушиванию. Рисуйте картинки сами, а также предлагайте вашему малышу сделать собственный рисунок. Несложные сказки, которые очень понравятся ребенку, пробуйте сыграть.

сказки детские терапевтические

Это послужит развитием актерских талантов и усилит эффект той или иной истории.

Сказки для дошкольников

Терапевтические сказки для дошкольников должны быть написаны простым и понятным крохе языком. Лучше выбирать коротенькие истории, где главная проблема будет освещена завуалировано.

В книге «Лабиринт души» это сказки № 1-27. Вот некоторые из них.

  • «Как Кенгуреныш стал самостоятельным». Поможет малышу побороть страх расставания с мамой.
  • «Сказка о подсолнечном семечке». Направлена на преодоление страха самостоятельности и общей боязливости.
  • «Белочка-Припевочка». Если ваше чадо постоянно твердит: «Помоги, я сама не умею» — то эта сказка именно для вас.
  • «Случай в лесу». Поможет бороться с неуверенностью в себе.
  • «Сказка про ежика Витю». Ее главная направленность – трудности в общении со сверстниками, преодоление чувства неполноценности.

Сказки для младших школьников

терапевтические сказки для младших школьников

Терапевтические сказки для младших школьников помогут бороться с различными трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками). Примерный возраст ребенка: 5-11 лет. В книге «Лабиринт души» это сказки № 28-57. Каждая из них имеет яркое название и направлена на решение определенных проблем. Вот некоторые из них:

  • «Кенгуренок Вася». Поможет решить проблемы с учебой, которые вызваны страхом возникших трудностей, а также справиться с чувством неполноценности и неуверенности в себе.
  • «Цветик-семицветик». Если у вашего малыша возникли сложности с освоением школьной программы и конфликтные ситуации с учителем, то прочтение этой истории непременно поможет вашему ребенку.
  • «Медвежонок и Старый Гриб». Поможет справиться с такими трудностями, как неусидчивость и нежелание работать со сложным материалом, неумение концентрировать внимание.
  • «Шустрик и Обжорик». Иногда дети настолько переживают из-за плохих оценок, что у них длительное время нет настроения, вследствие чего возникает депрессивное состояние. И появляется чувство вины: «Раз я плохо учусь, значит, я плохой». Эта сказка поможет справиться с этими чувствами и повысит интерес к учебе.
  • «Кораблик». Бывает так, что многократное получение негативных отметок «убивает» у ребенка желание учиться, у него появляется отрицательное отношение к учебе, так как он не видит в ней никакого смысла.

Сказки для подростков

терапевтические сказки для подростков

Терапевтические сказки для подростков помогут бороться с определенными трудностями и почувствовать себя самостоятельной личностью. Они предназначены для детей в возрасте от 9 до 16 лет. Если они считают, что уже достаточно взрослые для чтения сказок, то замените данное слово. Например, скажите, что это интересная история или увлекательный рассказ. Если ребенок наотрез отказывается ее читать, то расскажите ее сами, подведя интересным вопросом. Например: «Антон, а ты знаешь, откуда появились фламинго? Нет? Ты даже не знаешь, кто это? Тогда слушай чудесную историю о прекрасных птицах». С такой преамбулой даже самому упертому ребенку захочется послушать рассказ.

Большое количество сказок для подростков содержится в книге «Лабиринт души». Вот некоторые из них.

  • «Фламинго, или Скала Желаний». Поможет побороть неуверенность в себе, сомнения и чувство неполноценности.
  • «Повесть о настоящем … цвете». Иногда ребенок может посчитать, что он никому не нужен. Причины возникновения таких мыслей могут быть абсолютно разные. На фоне этого могут появляться депрессивные и суицидальные тенденции. Данная сказка поможет справиться с чувством неполноценности и ощущением того, что он не нужен никому.
  • «Щечка». Поможет избавиться от заниженной самооценки.
  • «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном Синем Море». История направлена на решение проблем, связанных с трудностями в общении со сверстниками.
  • «Сказка о Дрюпе Дрюпкине». Поможет справиться с равнодушием, неорганизованностью и неумением осознавать свое поведение.

Заключение

Таким образом, терапевтические сказки могут совершить настоящее волшебство с вашим чадом. Те проблемы, которые вы не можете решить благодаря обычным уговорам и разговорам, помогут преодолеть такие необычные и увлекательные истории. Они ничем не отличаются от обычных сказок, только в каждой из них содержится определенная проблема и ее решение. Главная идея – выход есть всегда, справиться можно с любой, даже самой сложной ситуацией. Многие авторы пишут такие сказки. Среди них: Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Черняева С. А., Гнездилов А. В., Шкурина М. Сказки предназначены для разных возрастов: для дошкольников, для младших школьников и подростков.

Терапевтические сказки принято считать инструментом детского психолога. Однако родители тоже могут использовать их, чтобы улучшить отношения с ребенком и помочь ему увереннее справляться с самыми разными жизненными ситуациями. О том, чем могут быть полезны терапевтические сказки и как их использовать, рассказывает Оксана Суетина, младший научный сотрудник Института коррекционной педагогики.

Терапевтические сказки можно читать даже двухлетним детям

Многие поколения родителей во всем мире рассказывали и будут рассказывать детям сказки — смешные, поучительные, иногда — немного страшные. Сказки идут рука об руку с детством, они благотворно влияют на психологическое состояние ребенка, помогают в воспитании и развитии эмоциональной сферы, учат ребенка сопереживать сказочным героям, быть чутким и отзывчивым, предупреждают о последствиях неправильных поступков.

Сказка сопровождала человека многие века, а сказкотерапия стала развиваться относительно недавно. Ее цель — максимально способствовать развитию и адаптации, корректировать поведенческие трудности у детей, подростков и взрослых. Сказкотерапия эффективна для всех возрастов, но чаще всего применяется для помощи детям.

Терапевтическая работа сказки начинается с того возраста, когда ребенок сможет ее понять, установить причинно-следственные связи, сделать выводы из услышанного, — то есть примерно с 3 лет. Но начинать рассказывать самые простые и короткие терапевтические сказки можно и двухлетнему ребенку.

Терапевтические сказки «работают» с различными проблемами: тревогой и страхами, агрессией и застенчивостью, низкой самооценкой и трудностями в общении. Через прослушивание занимательных историй ребенок может накопить опыт, который необходим ему для позитивных изменений.

Применять сказкотерапию вполне можно дома, когда сказки ребенку рассказывают родители, бабушки или дедушки. В интернете или в книжных магазинах можно даже растеряться от разнообразия терапевтических сказок. Есть целые сборники, направленные на решение определенных детских проблем: трудностей укладывания спать, агрессии, капризности, разнообразных детских страхов.

Написаны серии сказок о приключениях определенного персонажа, который попадает в разнообразные ситуации, встречающиеся в жизни малыша, и успешно преодолевает возникающие трудности. Например, идет в детский сад, учится дружить, идет к врачу, перестает бояться темноты или прекращает обманывать маму.

Придумываем «персональную» терапевтическую сказку

При всем разнообразии изданных терапевтических сказок совсем не обязательно читать ребенку книгу, купленную в магазине. Родители могут самостоятельно сочинять терапевтические сказки для работы со сложностями, возникшими именно у их ребенка. Для этого можно придумать сказку с чистого листа или внести изменения в готовую.

Героями терапевтических сказок можно сделать любимых и значимых для ребенка персонажей, например, из мультиков или комиксов. Скажем, волноваться перед походом в детский сад или к доктору может машинка, паровозик, черепашка или даже супергерой — ведь он тоже когда-то был маленьким.

Есть несколько принципов, на которые можно опираться при сочинении терапевтических сказок. Эти же правила помогут оценить уже написанные сказки, проверить, подойдут ли они ребенку или в них лучше что-то изменить.

1. Прежде чем читать сказку ребенку, прочитайте ее сами. Оцените ее длительность, насыщенность событиями и соотнесите ее с возрастом малыша. Текст не должен быть слишком сложным и содержать незнакомые, трудные для понимания ребенка слова. Начните с малого, в первую очередь ориентируйтесь на своего ребенка — не каждый малыш способен сразу выслушать длинную поучительную историю. Ребенок взрослеет, и сказка постепенно обрастает подробностями и деталями, увеличивается количество персонажей, переживания главного героя становятся сложнее.

Не стоит читать сложные терапевтические тексты «на вырост» — такая сказка может оказаться непонятной и совсем неинтересной ребенку. Малыш уйдет от книги или быстро отвлечется, а сказка не сможет ему помочь.

2. Проблемы или конфликтные ситуации персонажей должны перекликаться с проблемами и ситуациями ребенка. Если вы вникнете в суть проблемы, беспокоящей вашего ребенка, он охотнее последует за похожим на него персонажем по пути решения проблем. Например, если малыш все время убегает далеко от родителей, можно прочитать ему сказку примерно такого содержания:

«Маленький Ежик во время прогулки все время убегал от Мамы-Ежихи. „Ах, как быстро я бегу, всех могу обогнать! И мама вместе со мной бежит — как же весело!“ — думал Маленький Ежик и бежал от мамы все быстрее. Однажды мама предложила Маленькому Ежику поиграть в „Гонки“ — кто быстрее добежит до большой березы. Маленькому Ежику понравилось играть с Мамой-Ежихой в „Гонки“, и дальше березы он больше не убегал».

3. В терапевтической сказке должен быть хороший финал. Потерявшиеся звери найдены, неспящий зайчик убаюкан, пугливая мышка стала смелой. Важно помнить, что «поучительные» сказки про бабайку, который уносит детей, или про волка, который пришел и съел не спавшего ночью зайчика, никак нельзя назвать терапевтическими, — скорее, наоборот, они могут спровоцировать неврозы и другие проблемы.

4. Читая сказку, не стоит излишне эмоционально описывать моменты, пугающие ребенка. Если вы знаете, что ваш малыш склонен пугаться, впечатлителен и раним, постарайтесь сократить описание сказочных неприятностей и злоключений, произошедших c героями. Излишний акцент на пугающих моментах может стать источником дополнительной тревоги и новых страхов.

Например, у ребенка выраженный страх врачей. В таком случае не стоит, рассказывая сказку «Про храбрую девочку и доктора», излишне детально описывать страшного, строгого врача, сидящего в кабинете с таблетками и шприцами. До момента, где храбрая девочка проявит свою храбрость, можно просто не успеть дорассказать — ребенок к тому времени уже заплачет.

Начните, например, так: «Храбрая девочка Лиза с такими же косичками, как у тебя, смело пошла к Доброму Доктору. На двери так и было написано: „Кабинет № 5. Очень Добрый Доктор“. Доктор заботливо спрашивал девочку, не болит ли ее животик, смотрел ушки, просил показать горлышко и весело играл в игру „Скажи Ааа“. Храброй девочке Лизе так понравилось у Доброго Доктора, что в следующий раз она решила взять с собой свою любимую куклу и попросила доктора проверить и ее животик, ушки и горлышко».

Когда ребенок станет чуть старше, постепенно придет время сказок с приключениями и пугающими событиями. Но, начиная применять сказкотерапию, руководствуйтесь принципом постепенности. Ведь цель терапевтической сказки — находить и подсказывать ребенку выход из проблемной ситуации, а не создавать новые и закреплять имеющиеся страхи.

Ненавязчивый способ привить любовь к чтению

Помимо своей основной, терапевтической, функции, сказкотерапия имеет целый ряд других положительных моментов. Во-первых, чтение красиво оформленного издания формирует положительный образ книги. Ребенок получает представление о том, что дает человеку чтение и зачем учиться читать. Во-вторых, чтение сказок тренирует память ребенка, расширяет словарный запас, а при обсуждении — формирует навык пересказа.

И в-третьих, при регулярном чтении ребенку терапевтических сказок в семье постепенно формируется своеобразный ритуал: побыть с ребенком и рассказать сказку, обсудить ее с малышом, услышать его мысли по поводу услышанного, узнать о его переживаниях.

Таким образом, сочиняя и рассказывая терапевтические сказки своему ребенку, вы настраиваетесь с ним на одну волну. Это повод задуматься о его тревогах, постараться понять, почему он ведет себя так, а не иначе, как можно решить возникшую проблему. Терапевтические сказки дают возможность родителям, бабушкам и дедушкам не только помочь малышу справиться с трудностями, но и стать добрыми сказочниками для своих детей и внуков.

Источник: ( Ссылка )

Коронавирус: вакцинация и беременность. Как вирус влияет на женщину и на плод? В какой триместр наиболее опасен? Как защититься?
Гость «Медицинского лектория» — доктор медицинских наук, профессор, академик Национальной Академии Наук Республики Казахстан, руководитель Международного центра клинической репродуктологии «PERSONA» Вячеслав Нотанович Локшин.


Adblock
detector