Традиционные герои русских волшебных сказок

Самые известные и популярные сказки русских и советских писателей, народные сказки. русские литературные сказки василий андреевич жуковский 17831852 стал одним

Самые известные и популярные сказки русских и советских писателей, народные сказки.

Русские литературные сказки

skaz23

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) стал одним из родоначальников русской авторской сказки.
В сказках А.С.Пушкина (1799–1837) отразилось знакомство с разнообразными текстами, от народных сказок из собрания братьев Гримм до высокой литературы. Несомненное влияние на пушкинские сказки оказало и знакомство автора с русским фольклором.

Одна из лучших русских авторских сказок Черная курица, или Подземные жители. Волшебная повесть для детей (1829) написана Антонием Погорельским (настоящие имя и фамилия – Алексей Алексеевич Перовский, 1787–1836). 
Заметную роль в становлении русской литературной и авторской сказки сыграли Владимир Иванович Даль со своими вариациями на темы русской фольклорной сказки, Петр Павлович Ершов (1815–1869), автор стихотворной сказки Конек-Горбунок (1834), Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1862–1889), создатель многочисленных сатирических сказок.

Корней Иванович Чуковский (настоящие имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, 1882–1969). создал ряд сказок, ставших классическими – Мойдодыр (1923), Тараканище (1923), Муха-цокотуха (1924), Бармалей (1925), Айболит (1929). 

Интересный авторские сказки в русле народной устной традиции создали отлично знавшие северный фольклор Борис Викторович Шергин (1896–1973,и Степан Григорьевич Писахов (1879–1960).
Этапной в развитии авторской сказки стала книга Юрия Карловича Олеши (1899–1960) Три толстяка (1924, выход в свет – 1928), его единственный опыт в детской литературе. 

Произведения Евгения Львовича Шварца (1896–1958)  Дракон (1944), Обыкновенное чудо (1954), демонстрируют прекрасное знание западноевропейской сказки, но являются неотъемлемой частью художественного мира драматурга.

Популярной стала Алексея Николаевича Толстого (1883–1945) Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)., где рассказывается о похождениях деревянного мальчика Буратино.

Лазарь Ильич Лагин (настоящая фамилия – Гинзбург, 1903–1979), создавая повесть Старик Хоттабыч (1938) строит повествование, описывая сказочное волшебство в социалистической стране, выработавшей новый тип человека..

С пересказа книги американского писателя Л.Ф.Баума «Мудрец из страны Оз»  начинал Александр Мелентьевич Волков (1891–1977), написавший  повесть «Волшебник Изумрудного города» (первое издание – 1939).  Вышедшие впоследствии Урфин Джюс и его деревянные солдаты, Семь подземных королей, Огненный бог Марранов, Желтый туман и Тайна Заброшенного Замка – оригинальные сочинения автора.

Переходный между литературной и авторской сказкой жанр представлен в сборниках Финист – Ясный Сокол (1947) и Волшебное кольцо (1949), собранных Андреем Платоновичем Платоновым (1899–1951). Русские народные сказки преображены настолько, что вряд ли верно называть это «обработкой».

В 50-х годах большую известность получили книги Виталия Георгиевича Губарева (1912–1981) Королевство кривых зеркал (1951), В Тридевятом царстве (1956), Трое на острове (1959). Подлинную популярность книге принес одноименный кинофильм режиссера А.А.Роу, вышедший на экран в 1963.

Триология Николая Николаевича Носова (1908–1976) Приключения Незнайки и его друзей (отдельное издание – 1954), Незнайка в Солнечном городе (отдельное издание – 1958) и Незнайка на Луне (отдельное издание – 1971) соединила  в себе различные стили, от утопии до памфлета.

Валерий Владимирович Медведев (род. 1923) в повести Баранкин, будь человеком! (1962) близок к жанру научной фантастики. Превосходную авторскую сказку Шел по городу волшебник…(1963) написал ленинградский прозаик Юрий Геннадьевич Томин (настоящая фамилия – Кокош, р. 1929).

Эдуард Николаевич Успенский (род. 1937). в книге «Крокодил Гена и его друзья» (1966) создает непривычную систему персонажей, делая главным героем изобретенное им существо. Его книга Вниз по волшебной реке (1979) построена на игре с формами и стереотипами народной сказки,  в данном случае фольклорное произведение приобретает черты авторской.сказки

▤ Дополняющие материалы: 100 лучших сказок мира. Гид по сказкам

ss196tr

70 лучших сказок русских и советских писателей

1 Александр Пушкин — Руслан и Людмила
2 Александр Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке
3 Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
4 Александр Пушкин — Сказка о попе и о работнике его Балде
5 Александр Пушкин — Сказка о золотом петушке
6 Александр Пушкин — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
7 Василий Жуковский —  Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче,
о хитростях Кощея Бессмертного и
о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери
8 Василий Жуковский — Сказка о Иване-царевиче и сером волке
9 Иван Крылов — Ворона и Лисица
10 Иван Крылов — Мартышка и очки
11 Иван Крылов — Лебедь, Рак и Щука
12 Иван Крылов — Стрекоза и Муравей
13 Иван Крылов — Слон и Моська
14 Сергей Аксаков — Аленький цветочек
15 Петр Ершов — Конёк-Горбунок
16 Алексей Толстой — Золотой ключик, или Приключения Буратино
17 Алексей Толстой — Прожорливый башмак
18 Александр Островский — Снегурочка
19 Павел Бажов — Уральские сказы
20 Николай Некрасов — Генерал Топтыгин
21 Николай Некрасов — Сказка о добром царе, злом воеводе и бедном крестьянине
22 Николай Гоголь — Вий
23 Александр Грин — Бегущая по волнам
24 Самуил Маршак — Двенадцать месяцев
25 Николай Носов — Приключения Незнайки и его друзей
26 Николай Носов — Незнайка на Луне
27 Николай Носов — Незнайка в Солнечном городе
28 Алан Александр Милн — Винни-Пух
29 Эдуард Успенский — Дядя Фёдор, пёс и кот
30 Лазарь Лагин — Старик Хоттабыч
31 Корней Чуковский — Мойдодыр
32 Корней Чуковский — Доктор Айболит
33 Евгений Велтистов — Электроник — мальчик из чемодана
34 Аркадий Гайдар — Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове
35 Сергей Козлов — Сказки о ёжике и медвежонке
36 Виталий Бианки — Рассказы и сказки
37 Юрий Олеша — Три толстяка
38 Константин Паустовский — Сказки
39 Виталий Губарев — Королевство кривых зеркал
40 Александр Волков — Урфин Джюс и его деревянные солдаты
41 Виталий Бианки — Синичкин календарь
42 Евгений Шварц — Голый король
43 Валентин Катаев — Цветик-семицветик
44 Александр Волков — Волшебник Изумрудного города
45 Александр Волков — Жёлтый Туман
46 Александр Волков — Огненный бог Марранов
47 Александр Волков — Семь подземных королей
48 Борис Шергин — Волшебное кольцо
49 Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком
50 Юрий Томин — Шёл по городу волшебник
51 Лия Гераскина — В стране невыученных уроков
52 Сергей Абрамов — Выше радуги
53 Кир Булычев — Сто лет тому вперёд
54 Владимир Одоевский — Городок в табакерке
55 Владимир Одоевский — Мороз Иванович
56 Владимир Одоевский — Индийская сказка о четырех глухих
57 Вениамин Каверин — Песочные часы
58 Софья Прокофьева — Сказка о ветре в безветренный день (Пока бьют часы)
59 Всеволод Гаршин — Attalea princeps
60 Владимир Брагин — В Стране Дремучих Трав
61 Радий Погодин — Где ты, Гдетыгдеты?
62 Дмитрий Гайдук — Растаманские Сказки
63 Андрей Малышев — Елена Прекрасная
64 Софья Ролдугина — Ключ от всех дверей
65 Виталий Губарев — В Тридевятом царстве
66 Эдуард Веркин — Серия книг «Хроника Страны Мечты»
67 Тамара Крюкова — Кот на счастье
68 Елена Данько — Побеждённый Карабас
69 Степан Григорьевич Писахов —  Соломбальска бывальщина
70 Ованес Туманян.  Умный и глупый

BOOK24. САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ СО СКАЗКАМИ


Русские народные сказки

Фольклористы обычно выделяют 3 основных вида русских народных сказок: сказки о животных, бытовые, и волшебные сказки.
Среди русских народных сказок присутствует достаточно много сказок о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т. п.), у которых обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми. Затем идут бытовые сказки, в которых прослеживаются реальные черты народной жизни («Кашица из топора», «Жена-спорщица» и т. п). Наконец, самые интересные – волшебные сказки, с необычными сюжетами, героями, превращениями и всевозможными чудесами («Марья Моревна», «Сивка-бурка» и т. п.).

Всем хорошо известны традиционные персонажи русских сказок: Баба-яга, Василиса Премудрая, Иван-царевич, волшебные помощники (утка, заяц, медведь и другие).
В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между Добром и Злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его, простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-ягой.
В русских сказках частым персонажем оказываются волшебные животные, которые могут разговаривать и помогать главному герою. Иногда такими животными оказываются заколдованные люди, которых необходимо освободить от власти злых чар. Наиболее часто в русских сказках присутствуют следующие животные: лягушки (Царевна-Лягушка), птицы (Гуси-лебеди, Жар-Птица), лисы (Лиса Патрикеевна), медведи (Мишка Косолапый), кошки (Кот-Баюн), волки (Серый Волк), козы (Коза-дереза), лошади (Сивка-Бурка).
Нередко персонажами становятся демонические существа (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-юдо, Змей-Горыныч).
Люди представлены либо мужскими (Иван-дурак, Иван-царевич, Емеля, Солдат), либо женскими (Марья Искусница, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Василиса Прекрасная) вымышленными персонажами.
Также персонажами могут стать ожившие артефакты (Терёшечка, Глиняный парень, Колобок).

Звери и птицы принимают активное участие в событиях народной сказки. Часто герой спасает их, а они, в свою очередь, ему помогают – так в сказках утверждается связь человека и природы. Каждый зверь имеет в сказке определенное символичное значение. Так, ворон – птица мудрая, волк всегда зол и коварен, лисица хитра, а медведь глуп. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михаил Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Приключения животных похожи на людскую жизнь.

65 лучших русских народных сказок

1 Гуси-лебеди 33 Два Ивана — солдатских сына
2 Иван-царевич и серый волк 34 Два Мороза
3 Сестрица Аленушка и братец Иванушка 35 Елена Премудрая
4 Василиса Прекрасная 36 Золотая рыбка
5 Царевна-Лягушка 37 Иван Бесталанный и Елена Премудрая
6 Иванушка-дурачок 38 Иван — коровий сын
7 Колобок 39 Казак и ведьма
8 Репка 40 Как лиса шила волку шубу
9 Курочка Ряба 41 Кашица из топора
10 Петушок – золотой гребешок 42 Коза — дереза
11 Баба-Яга 43 Кот — серый лоб, козел да баран
12 Сивка-Бурка 44 Кривая уточка
13 Теремок 45 Мальчик с пальчик
14 Морозко 46 Маша и медведь
15 Иван — крестьянский сын и чудо-юдо 47 Медведь и лиса
16 Финист — ясный сокол 48 Морской царь и Василиса Премудрая
17 Волк и коза 49 Мужик и медведь
18 Белая уточка 50 Никита Кожемяка
19 Бобовое зернышко 51 О Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове
20 Волшебное кольцо 52 О молодильных яблоках и живой воде
21 Журавль и цапля 53 Пастушья дудочка
22 Зимовье зверей 54 По щучьему веленью
23 Каша из топора 55 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
24 Летучий корабль 56 Поп и батрак
25 Кот и лиса 57 Правда и Кривда
26 Лиса и волк 58 Семь Симеонов
27 Лиса и журавль 59 Фома и Ерема
28 Лиса и кувшин 60 Хаврошечка
29 Мужик и медведь 61 Хрустальная гора
30 Никита Кожемяка 62 Царевна — змея
31 Хаврошечка 63 Чернушка
32 Марья Моревна 64 Чудесная рубашка
    65 Яичко

Сказки. Купить книги


Русские народные сказки. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru

Сказки отечественных писателей. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru

Жанр «Сказки» в книжном магазине Литрес
litres.ru 

Почитать русские народные сказки 


Детская электронная библиотека «Пескарь»

peskarlib.ru/skazki

Сайт «Сказки»

l-skazki.ru 

Мульфильмы по руским сказкам


А

А в этой сказке было так…

Алёнушка и солдат (мультфильм)

Б

Баба Яга. Начало (мультфильм)

Бабка Ёжка и другие

Бурёнушка

В

Вернулся служивый домой

Волк и семеро козлят (мультфильм)

Волк и семеро козлят на новый лад

В некотором царстве…

Василиса Прекрасная (мультфильм)

Верлиока (мультфильм)

Вершки и корешки

Волчище — серый хвостище

Волшебная птица (мультфильм)

Г

Горе — не беда

Гуси-лебеди (мультфильм)

Д

Двенадцать месяцев (аниме)

Девочка и медведь

Дереза (мультфильм)

Ж

Жар-птица (мультфильм)

Жил у бабушки козёл

Жихарка (мультфильм, 2006)

З

Зимовье зверей (мультфильм, 1981)

И

Ивашко и Баба-Яга

К

Как поймать перо Жар-Птицы

Как старик наседкой был

Колобок (мультфильм, 1936)

Краса ненаглядная

Крылатый, мохнатый да масленый

Как грибы с горохом воевали

Каша из топора

Колобок (мультфильм, 1956)

Кот и лиса (мультфильм)

Кот Котофеевич (мультфильм)

Л

Лиса и дрозд (мультфильм)

Летучий корабль (мультфильм)

Лиса и Волк (мультфильм, 1936)

Лиса и волк (мультфильм, 1958)

Лиса и заяц

Лиса и медведь (мультфильм)

Лиса Патрикеевна (мультфильм)

Лиса, заяц и петух (мультфильм)

М

Машенька (мультфильм)

Межа (мультфильм)

Мороз Иванович (мультфильм)

Мальчик-с-пальчик (мультфильм, 1977)

Машенька и медведь (мультфильм)

Медведь — липовая нога

Молодильные яблоки (мультфильм)

П

Петушок — золотой гребешок (мультфильм)

Поди туда, не знаю куда (мультфильм)

Последняя невеста Змея Горыныча

Про деда, бабу и курочку Рябу

Петух и боярин

По щучьему велению (мультфильм, 1984)

По щучьему велению (фильм, 1970)

С

Синеглазка (мультфильм)

Сказка о солдате (мультфильм)

Сказка сказывается

Снегурочка (мультфильм, 2006)

Старик и журавль (мультфильм)

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (мультфильм)

Сказка о глупом муже (мультфильм)

Сказка о Снегурочке (мультфильм)

Сказка про Емелю

Снегурка (мультфильм)

Т

Теремок (мультфильм, 1937)

Теремок (мультфильм, 1945)

Терем-теремок (мультфильм)

Три дровосека

У

Уважаемый леший

У страха глаза велики

Ц

Цапля и журавль (мультфильм)

Царевна-лягушка (мультфильм, 1954)

Царевна-лягушка (мультфильм, 1971)

Царь Дурандай

Ч

Чудесный колодец

Чудесный колокольчик

Чудо-мельница

ВИДЕО


Советские фильмы по мотивам литературных и народных сказок

www.ivi.ru

Советские и российские фильмы по мотивам сказок

www.youtube.com

60 любимых советских мультфильмов по мотивам сказок

kino.mail.ru

ÄÎÁÐÎ ÏÎÆÀËÎÂÀÒÜ Â ÍÅÌÛØÊÈÍ ËÅÑ!

Êàê âû äóìàåòå, áûâàþò íà ñâåòå ìåäâåäè, êîòîðûå óìåþò ÷èòàòü êíèãè? Íå ïðîñòî óìåþò — ëþáÿò! È íå ïðîñòî êíèãè, à ñàìûå òîëñòûå, ó÷¸íûå, ñî âñÿêèìè äëèííûìè íåïîíÿòíûìè ñëîâàìè!
À áûâàþò íà ñâåòå ëèñû, êîòîðûå îáîæàþò òàíöåâàòü ôîêñòðîò? À âîëêè, êîòîðûå ñ óäîâîëüñòâèåì ïåêóò ïèðîãè — è íå ñ ìÿñîì, à ñ ëèìîíîì? Íó õîðîøî, — à êòî âèäàë áîáðà, ïàñóùåãî êîðîâó? Èëè áàðñóêà, ïåðåêðàøèâàþùåãî çåë¸íûå ëèñòüÿ íà äåðåâüÿõ â æ¸ëòûé öâåò?
Õîòÿ áû áåëî÷êó â öàðñêîé êîðîíå âû êîãäà-íèáóäü âèäåëè?
Äà, ñäà¸òñÿ ìíå, ÷òî íè÷åãî ïîäîáíîãî âû â ñâîåé æèçíè íå íàáëþäàëè, — è ýòî çíà÷èò, ÷òî âû íèêîãäà íå áûâàëè â ÷óäåñíîì Íåìûøêèíîì ëåñó, ãäå è æèâóò òàêèå çàìå÷àòåëüíûå çâåðè. À çðÿ âû â Íåìûøêèí ëåñ íå çàõîäèëè! Åãî íåïðåìåííî ñòîèò ïîñåòèòü, — íó, èëè õîòÿ áû ïðî÷èòàòü êíèãó Äèíû Áàêóëèíîé «Ñêàçêè Íåìûøêèíà ëåñà».
Ïîìíèòå, êàê íàñ â øêîëå, íà óðîêàõ ëèòåðàòóðû ó÷èëè? «Åñòü ñêàçêè âîëøåáíûå, åñòü ñêàçêè áûòîâûå è åñòü ñêàçêè ïðî æèâîòíûõ». Óæå òîãäà, â íà÷àëüíûõ  êëàññàõ, ýòà êëàññèôèêàöèÿ âûçûâàëà íåäîóìåíèå: âåäü æèâîòíûå äåéñòâóþò è â âîëøåáíûõ ñêàçêàõ, à íàðîäíûå ñêàçêè ïðî çâåðåé íàïîëíåíû ÿðêèìè êàðòèíêàìè ïîâñåäíåâíîãî êðåñòüÿíñêîãî áûòà.
Òàê ê êàêîìó æå æàíðó îòíåñòè íîâóþ êíèãó Äèíû Áàêóëèíîé «Ñêàçêè Íåìûøêèíà ëåñà»? Ãëàâíûå ãåðîè â íåé — èìåííî æèâîòíûå, íî åñòü òóò è ÷óäåñà, êàê â âîëøåáíûõ ñêàçêàõ, à ñîáûòèÿ, ïðîèñõîäÿùèå â Íåìûøêèíîì ëåñó, — òàêèå óçíàâàåìûå, âñåì íàì çíàêîìûå, ÷òî ÷èòàòåëü íåâîëüíî óëûáàåòñÿ ýòîìó çàáàâíîìó ñõîäñòâó. Ñëîâîì, âñåãî ïîíåìíîãó — îò âñåõ æàíðîâ âçÿòî ÷òî-òî (è íå ÷òî-òî, à ñàìîå ëó÷øåå!)
È, êàê âî âñÿêîé õîðîøåé äåòñêîé  ñêàçêå, åñòü â Íåìøêèíñêèõ ðàññêàçàõ íå÷òî îò áàñíè è îò ïðèò÷è: îíè íåïðåìåííî ÷åìó-òî ó÷àò ñâîèõ ìàëåíüêèõ ÷èòàòåëåé, ñîâåòóþò ÷òî-òî ïîëåçíîå, ïðåäîñòåðåãàþò îò ÷åãî-òî äóðíîãî. Áåç ýòîãî â äåòñêîé ñêàçêå íåëüçÿ: êòî áû ÷òî íè ãîâîðèë íà ñåé ñ÷¸ò, à äåòñêàÿ ëèòåðàòóðà îáÿçàíà âîñïèòûâàòü. Äðóãîå äåëî — êàê èìåííî îíà âîçüì¸òñÿ çà âîñïèòàíèå? Ó Äèíû Áàêóëèíîé åñòü ñ÷àñòëèâûé òàëàíò: ïîó÷àòü áåç ñêó÷íîãî ìåíòîðñòâà, ïðåïîäíîñèòü äåòÿì âûñîêèå èñòèíû íå ñâûñîêà, íî òàê âûñòðàèâàòü ñâîè ñêàçêè, ÷òî ðåá¸íîê, ÷èòàÿ èõ, ñàì ïðèõîäèò ê íóæíîìó âûâîäó, ñàì äåëàåò îòêðûòèå: îêàçûâàåòñÿ, íàäî óâàæàòü ñâîèõ äðóçåé! îêàçûâàåòñÿ, æàäíè÷àòü — ýòî íåêðàñèâî! îêàçûâàåòñÿ, ÷òî òðóñîñòü è îñòîðîæíîñòü — ýòî âîâñå íå îäíî è òî æå!.. Âåñ¸ëûå çâåðè èç Íåìûøêèíà ëåñà íà ñîáñòâåííîé ïóøèñòîé øêóðêå ïîñòèãàþò ýòè è äðóãèå ìîðàëüíûå ìàêñèìû, è ÷èòàòåëü, îò äóøè ñî÷óâñòâóÿ èì, ó÷èòñÿ âìåñòå ñ íèìè.
Ýòîò ñâîé òàëàíò íåíàâÿç÷èâîãî ïîó÷åíèÿ Äèíà Áàêóëèíà ñ áîëüøèì óñïåõîì ïðîäåìîíñòðèðîâàëà â ïðåæíèõ ñâîèõ ñêàçî÷íûõ öèêëàõ: «Ñêàçêè î Ðóññêîì ìóçåå» è «Îæèâøèå êàðòèíû». Òàì å¸ öåëüþ áûëî — ïîäàðèòü þíîìó ÷èòàòåëþ ëþáîâü ê êëàññè÷åñêîé ðóññêîé æèâîïèñè, ðàññêàçàòü î øåäåâðàõ íàøèõ õóäîæåñòâåííûõ ìóçååâ íå êàê ó÷¸íûé èñêóññòâîâåä, à êàê âåñ¸ëàÿ ñêàçî÷íèöà.  «Ñêàçêàõ Íåìûøêèíà ëåñà» ïèñàòåëüíèöà ïîñòàâèëà ïåðåä ñîáîþ èíóþ çàäà÷ó: ïîãîâîðèòü î áåäàõ è ðàäîñòÿõ íàøåé ïîâñåäíåâíîé æèçíè, — ïóñòü â å¸ ñêàçêàõ ýòà æèçíü è ïðÿ÷åòñÿ ïîä âîëøåáíîé îáîëî÷êîé, è âìåñòî îáû÷íîé ãîðîäñêîé êâàðòèðû ïåðåä íàìè ïðåäñòà¸ò ÷óäåñíàÿ èçáóøêà â äðåìó÷åì ëåñó, íàñåë¸ííàÿ ãîâîðÿùèìè çâåðÿìè.
Äàâàéòå ïðèñìîòðèìñÿ ê îáèòàòåëÿì ýòîé èçáóøêè. Âî-ïåðâûõ, íàñ íå ìîæåò íå óäèâèòü, ÷òî çà ðàçíîø¸ðñòíîå îáùåñòâî çäåñü ñîáðàëîñü: òóò è çäîðîâåííûé Ìåäâåäü, è ìàëåíüêàÿ Áåëî÷êà, òóò è ñåðü¸çíûé Âîëê, è ïðîñòîäóøíûé Áàðñóê, òóò è õèòðàÿ, êîêåòëèâàÿ Ëèñà, è òðóäîëþáèâûé Áîá¸ð… Äà êàê æå îíè óæèâàþòñÿ ïîä îäíîé êðûøåé?! Ýòîò âîïðîñ ïîäñïóäíî âñòà¸ò â äóøå ó êàæäîãî ÷èòàòåëÿ — äàæå ñàìîãî ìàëåíüêîãî, — è ñêàçêè äàþò  ÿñíûé îòâåò íà íåãî: âñåõ ýòèõ çâåðåé ñâÿçûâàåò êðåïêàÿ äðóæáà, — è äàæå íå ïîáîþñü ñêàçàòü, áðàòñêàÿ ëþáîâü. Êîíå÷íî, â èçáóøêå ñëó÷àåòñÿ âñÿêîå: áûâàåò, ÷òî êòî-òî ñ êåì-òî ïîññîðèòñÿ,  áûâàåò äàæå, ÷òî è íåøóòî÷íàÿ äðàêà ðàçðàçèòñÿ (êàê, íàïðèìåð, â ñêàçêå «Áåëî÷êà-Öàðåâíà»), — íî âàæíî, ÷òî, â êîíöå êîíöîâ, çâåðè íàõîäÿò â ñåáå ñèëû è ðàçóì, ÷òîáû ïîãàñèòü ññîðó è îáùèìè óñèëèÿìè âåðíóòü â ñâîé äîìèê ìèð è ëþáîâü.
È ýòîò îïûò ïðåîäîëåíèÿ êîíôëèêòîâ ëþáîâüþ — îäèí èç ãëàâíûõ óðîêîâ, êîòîðûé ïðåïîäà¸ò ñâîèì ÷èòàòåëÿì Äèíà Áàêóëèíà. Îí ïðèñóòñòâóåò, ïî-ìîåìó, â êàæäîé ñêàçêå Íåìûøêèíñêîãî öèêëà íà÷èíàÿ îò ñàìîé ïåðâîé, â êîòîðîé çâåðè òàê ãîðÿ÷î ïîñïîðèëè,  êòî èç íèõ ñàìûé äîáðûé, ÷òî äîáðÿêè ýòè, â êîíöå êîíöîâ, íà÷àëè òóçèòü äðóã äðóãà, òàê ÷òî ìèðèòü èõ ïðèøëîñü ñàìîìó Äåäó Ìîðîçó… Èëè ñêàçêà î òîì, êàê Ìåäâåäü âîîáðàçèë ñåáÿ ñàìûì óìíûì â èçáóøêå è ïðèíÿëñÿ ñâûñîêà ïîó÷àòü ñâîèõ òîâàðèùåé, — ñïåðâà, êîíå÷íî, ýòî ïðèâåëî ê ññîðå, íî ïîòîì âñ¸ êîí÷èëîñü ìèðîì. Èëè íåìíîãî ñòðàøíîâàòàÿ èñòîðèÿ î òîì, êàê Ññîðà, Ïå÷àëü è Ëåíü ñîáñòâåííûìè ïåðñîíàìè ÿâèëèñü â èçáóøêó, ÷òîáû ïîñåëèòü âðàæäó ìåæäó å¸ îáèòàòåëÿìè, è ïîíà÷àëó ïðåóñïåëè â ñâî¸ì ÷¸ðíîì äåëå, íî çâåðè âñ¸ æå íàøëè â ñåáå ñèëû, ÷òîáû îäîëåòü çëûõ ãîñòåé.
À âîò ñêàçêà î òîì, êàê çâåðè ïåêëè ïðàçäíè÷íûé ïèðîã  —  ýòî íàñòîÿùèé òðèóìô äðóæáû, ëþáâè è ñîãëàñèÿ: êàæäûé  èç ãåðîåâ ñòàðàåòñÿ èñïå÷ü ïèðîã ïî-ñâîåìó, íî â ðåçóëüòàòå óñèëèÿ êàæäîãî ñëàãàþòñÿ â îáùèé òðóä, à ðàçíûå ïèðîãè — â îäèí îáùèé ïèðîã.
×åìó åù¸ ìîãóò íàó÷èòü «Ñêàçêè Íåìûøêèíà ëåñà»? Äà èç íèõ ìîæíî ìíîæåñòâî óðîêîâ èçâëå÷ü! Íî âû æå ïîíèìàåòå, ÷òî ìàëåíüêèé ÷èòàòåëü áåð¸ò â ðóêè êíèæêó âîâñå íå çàòåì, ÷òîáû íàéòè â íåé íå÷òî ïîó÷èòåëüíîå. Îí èùåò ïðîñòî ñêàçêè — çàõâàòûâàþùèå, âîëøåáíûå, âåñ¸ëûå. È â êíèãå Äèíû Áàêóëèíîé îí èõ íàõîäèò!  ãåðîÿõ ñêàçîê îí èùåò ñåáå íîâûõ äðóçåé — íåîáû÷íûõ, îáàÿòåëüíûõ, íàõîä÷èâûõ. È îáèòàòåëè Íåìûøêèíà ëåñà âïîëíå ãîäÿòñÿ åìó â äðóçüÿ!
Âîò ÷òî õîòåëîñü áû ñêàçàòü îá ýòèõ Íåìûøêèíñêèõ æèòåëÿõ. Ýòî, â ñóùíîñòè, òðàäèöèîííûå ãåðîè ðóññêèõ ñêàçîê î æèâîòíûõ —  îáû÷íûå íàøè ëåñíûå çâåðè, è îáðàçû èõ â îáùåì-òî íå ðàñõîäÿòñÿ ñ òåìè, ÷òî ìû ïðèâûêëè âñòðå÷àòü â ôîëüêëîðå. Õîòÿ… Äèíà Áàêóëèíà ñóìåëà, íå âûõîäÿ  çà ðàìêè íàðîäíîé òðàäèöèè, òàê ïîâåðíóòü õàðàêòåðèñòèêè ñâîèõ ãåðîåâ,  ÷òî îíè çàñâåðêàëè íîâûìè ãðàíÿìè, óäèâèëè íåîæèäàííûìè êà÷åñòâàìè. Äàâàéòå, ðàññìîòðèì âñåõ èõ ïî î÷åðåäè.
Âî-ïåðâûõ, Ìåäâåäü ïî ïðîçâèùó Óìíèê. Ñêàçî÷íîìó ìåäâåäþ ïîëàãàåòñÿ áûòü äîáðîäóøíûì (à âðåìåíàìè è ãðîçíûì), òÿæ¸ëûì íà ïîäú¸ì òóãîäóìî셠 À âîò Óìíèê èç Íåìûøêèíà ëåñà — îí ê òîìó æå áîëüøîé êíèãî÷åé, ðåçîí¸ð, íåìíîæêî çàíóäà — ñîâñåì íåìíîæêî!.. È åù¸ — ó íåãî åñòü ñâîÿ òàéíà: îí ìå÷òàåò ñòàòü áàëåòíûì òàíöîðîì, — íî íèêîìó èç ñâîèõ äðóçåé íå ðàññêàçûâàåò îá ýòîì, áîèòñÿ,  ÷òî çàñìåþò.
Ñëåäóþùèé ïî ïîðÿäêó — ýòî Âîëê. Âîò óæ îí íèêàê íå ïîõîæ íà îáû÷íîãî ñêàçî÷íîãî âîëêà, — õîòÿ áû òåì, ÷òî â Íåìûøêèíîì ëåñó õèùíèêè íå æèâóò, à ïîòîìó è íàø Âîëê ìèðíî óæèâàåòñÿ ñ ìåëêèìè çâåðóøêàìè, äàæå ñ Çàéöåì! Îí, ïðàâäà, ñïîñîáåí èíîãäà ïîâðåäíè÷àòü, îí, ìîæåò áûòü, ãðóáîâàò è ïðÿìîëèíååí, íî â îáùåì Íåìûøêèíñêèé Âîëê — òàêîé æå õîðîøèé òîâàðèù, êàê è âñå åãî ñîñåäè ïî èçáóøêå.
Äàëåå — Ëèñà. Îíà, êàê ðàç, ìåíåå ïðî÷èõ îòëè÷àåòñÿ îò ñâîåãî êëàññè÷åñêîãî îáðàçà:  õèòðà, óâ¸ðòëèâà è íåñêîëüêî êîêåòëèâà. Íî ïëþñ ê òîìó îáëàäàåò õóäîæåñòâåííîé íàòóðîé è óìååò îòëè÷íî òàíöåâàòü.
Áîá¸ð ïî ïðîçâèùó Çóáàñòèê — îí òðóäîëþáèâ, êàê ïîëîæåíî áîáðó, íî ïðè òîì åù¸ è ñïîðòñìåí — óâëåêàåòñÿ áîêñîì.
Áàðñóê, áåäíÿãà, ñëåãêà æàäíîâàò, îáîæàåò ïðèáàðàõëèòüñÿ, çàïàñòèñü ëè÷íûìè âåùàìè, íî îí æå òðîãàòåëüíî ïðèâÿçàí ê ñâîåìó ëó÷øåìó äðóãó — Áîáðó. Òàê ïðèâÿçàí, ÷òî îäíàæäû, êîãäà Áîá¸ð óåõàë èç èçáóøêè è îáåùàëñÿ âåðíóòüñÿ îñåíüþ, Áàðñóê ðåøèë ñîáñòâåííûìè ñèëàìè ïðèáëèçèòü îñåíü, è ïðèíÿëñÿ ðàñêðàøèâàòü ëèñòüÿ íà äåðåâüÿõ â æ¸ëòûé öâåò! Ëèøü áû äðóã ïîñêîðåå âåðíóëñÿ! Ê òîìó æå íàø Áàðñóê óìååò èãðàòü íà ãèòàðå è ñî÷èíÿòü ïåñíè, — õîòÿ íå âñåì åãî ïåñíè ïî âêóñó…
È, íàêîíåö, Áåëî÷êà — óìíèöà-ðàçóìíèöà, ïåðâàÿ áðîñàþùàÿñÿ ïðèìèðÿòü òåõ, êòî ïîññîðèëñÿ, ïîìîãàòü òåì, êîìó ñòàëî ïëîõî. Íåäàðîì èìåííî åé Äåä Ìîðîç âðó÷èë êîðîíó Ëåñíîé Öàðåâíû!
Íî êðîìå ýòèõ øåñòåðûõ äðóçåé, åñòü â ñêàçêå åù¸ îäèí î÷åíü âàæíûé ãåðîé — äåâî÷êà Îëÿ, êîòîðóþ âñå íàçûâàþò Ñâ¸êîëêîé. Îíà æèâ¸ò íå â ëåñó, à â äåðåâíå Íåìûøêèíî, íî â èçáóøêå ó äðóçåé-çâåðåé ãîñòèò ÷àñòî, òî è äåëî ïîìîãàÿ èì óìíûì ñîâåòîì. Åñëè óæ ïðîâîäèòü ïàðàëëåëè, òî Ñâ¸êîëêà èãðàåò â «Ñêàçêàõ Íåìûøêèíà ëåñà» òó æå ðîëü, ÷òî äîñòàëàñü Êðèñòîôåðó Ðîáèíó â êíèãå À.À. Ìèëíà î Âèííè-Ïóõå: ðîëü ñâÿçóþùåãî çâåíà ìåæäó ñêàçî÷íûì ëåñîì è ðåàëüíûì ìèðîì ëþäåé. Ñâ¸êîëêà — ýòî êàê áû ïðåäñòàâèòåëü âñåõ ìàëåíüêèõ ÷èòàòåëåé êíèãè: å¸ ãëàçàìè îíè ñìîòðÿò íà ÷óäåñà âîëøåáíîãî ëåñà, ñ å¸ òî÷êè çðåíèÿ ñóäÿò î ïîñòóïêàõ ñìåøíûõ, ïðîñòîäóøíûõ íåìûøêèíñêèõ çâåðåé.
Åñòü â êíèãå è åù¸ íåñêîëüêî ïåðñîíàæåé, ïîÿâëÿþùèõñÿ íå â êàæäîé ñêàçêå: ýòî è Çàÿö ïî ïðîçâèùó Ïå÷åíüêà (à ïðåæäå, äî çíàêîìñòâà ñ îáèòàòåëÿìè èçáóøêè, åãî çâàëè Ïå÷àëüêîé!); ýòî è ìåäâåäü Øàòóí, êîòîðîãî íåìûøêèíñêèå çâåðè ñïàñëè îò ãèáåëè â çèìíåì ëåñó, ýòî è êîðîâà Ëàñòî÷êà, æèâóùàÿ â îáû÷íîé äåðåâíå,  à ïîòîìó íå ãîâîðÿùàÿ…
Íî, ðàç çàøëà ðå÷ü î ïàðàëëåëÿõ ñ äðóãèìè ïðîèçâåäåíèÿìè äåòñêîé ëèòåðàòóðû, òî âñïîìíèì åù¸ ðàç è Ìèëíà, èáî «Íåìûøêèí ëåñ» î÷åíü ðîäíèò ñ åãî êíèãîé è îáèëèå äîáðîãî þìîðà, è ÿðêî ïðîïèñàííûå ïåðñîíàæè, è ïðèíöèï ïîñòðîåíèÿ ïîâåñòâîâàíèÿ, ñîñòîÿùåãî èç îòäåëüíûõ ñêàçîê, ñâÿçàííûõ äðóã ñ äðóãîì òîëüêî îáùèìè ãåðîÿìè. Ìîæíî âñïîìíèòü è êíèãó íîðâåæöà Òóðáü¸ðíà Ýãí¸ðà «Ïðèêëþ÷åíèÿ â ëåñó ¨ëêè-íà-Ãîðêå», ñ êîòîðîé ó Íåìûøêèíñêèõ ñêàçîê òîæå ìíîãî îáùåãî. Äèíà Áàêóëèíà ñëåäóåò â ðóñëå óñòîÿâøåéñÿ òðàäèöèè, áåðÿ åäâà ëè íå àðõåòèïè÷íûé îáðàç âîëøåáíîãî ëåñà è íàïîëíÿÿ åãî, âî-ïåðâûõ, ðóññêèìè íàðîäíûìè òåìàìè, à âî-âòîðûõ, ñîáñòâåííîé ÿðêîé ôàíòàçèåé. «Ñêàçêè Íåìûøêèíà ëåñà» ÿâëÿþòñÿ òàêèì îáðàçîì ñàìîáûòíûì ðàçâèòèåì äàâíèøíåé òåìû, ïðî÷íî ïîñåëèâøåéñÿ íà ñòðàíèöàõ ìèðîâîé äåòñêîé ëèòåðàòóðû.
Íàâåðíîå, ýòî íàøå îòñòóïëåíèå â ëèòåðàòóðîâåä÷åñêèå ñôåðû î÷åíü ïîíðàâèëîñü áû Ìåäâåäþ Óìíèêó, îáîæàþùåìó âñÿ÷åñêèå âûñîêèå ìàòåðèè, à ïðî÷èå çâåðè èç Íåìûøêèíà ëåñà îòâåòèëè áû íàì òàê:
— Íå çíàåì ìû íèêàêèõ «òðàäèöèé», íå ïîíèìàåì, ÷òî òàêîå «ôîëüêëîð» è «àðõåòèï»! Ìû ïðîñòî æèâ¸ì â íàøåì ÷óäåñíîì ëåñó — ÷óäåñíîì âî âñåõ îòíîøåíèÿõ! — è î÷åíü ðàäû òîìó, ÷òî íàøè ìàëåíüêèå ïðèêëþ÷åíèÿ íðàâÿòñÿ äåòÿì! Ïîæàëóéñòà, ÷èòàéòå î íàñ, áåðèòå ñ íàñ ïðèìåð, êîãäà ìû æèâ¸ì äðóæíî, à åñëè õîòèòå, ñìåéòåñü íàä íàìè, êîãäà ìû ñîâåðøàåì âñÿêèå òàì ñìåøíûå ãëóïîñòè. Ìû íå îáèäèìñÿ íà âàø ñìåõ! Íàîáîðîò, ìû ïîñìå¸ìñÿ âìåñòå ñ âàìè, ïîòîìó ÷òî ìû — âàøè äðóçüÿ, ìû âàñ ëþáèì, è î÷åíü õîòèì, ÷òîáû âû òîæå ïîëþáèëè íàñ!
Ýéíî Àíòèëëà

Актеры петербургских театров рассказали в эфире пресс-центра Медиагруппы «Патриот» о сложностях роли Деда Мороза и Снегурочки и объяснили, почему новоявленные герои детских мультсериалов и комиксов никогда не вытеснят традиционных героев русских сказок.

По словам актеров, при всей кажущейся простоте роли Деда Мороза или Снегурочки в действительности исполнение их сопряжено со многими трудностями. И основная сложность заключается в том, что играть приходится не на сцене, а в процессе общения со зрителями.

Почему российские Деды Морозы и Снегурочки не боятся конкуренции со стороны американцев

Федеральное агентство новостей /

«Если к этому относиться как к зарабатыванию денег, то это адский труд, потому что все люди и дети разные. Если это корпоратив, а в компании накопилось много негатива, тебя дергают за бороду, ругаются матом. Причем это не зависит от того, насколько ты хорошо исполняешь роль, просто людям нужно выплеснуть негатив. И ты здесь вот, пожалуйста, — объект, на который можно все это вылить», — рассказал актер «Небольшого драматического театра» Александр Белоусов.

Создает дополнительные трудности Дедам Морозам и Снегурочкам некорректное поведение некоторых родителей.

Почему российские Деды Морозы и Снегурочки не боятся конкуренции со стороны американцев

Федеральное агентство новостей /

«Ты стараешься создать детям атмосферу сказки, а родители вдруг вводят ребенка в зал, когда Дед Мороз и Снегурочка переодеваются. Ты стоишь и думаешь: ну зачем так? Ведь мы делаем эти поздравления не такими бытовыми, привычными для всех. Я актриса-кукольница, поэтому у меня очень много придумок. Они все волшебные до такой степени, что дети не верят своим глазам и падают на колени. Как такое возможно? Им очень хочется чуда. И когда тебе немножечко портят эффект чуда, становится неприятно», — отметила актриса продюсерского центра LAbb Production Studio Валерия Ватаман.

Между тем многие актеры с удовольствием работают в канун Нового года и последующие праздники Дедами Морозами и Снегурочками. Для многих актеров это еще и возможность поправить свое финансовое положение.

Почему российские Деды Морозы и Снегурочки не боятся конкуренции со стороны американцев

Федеральное агентство новостей /

«Есть даже пословица такая: Новый год кормит весь год. Действительно, новогодний заработок является одним из самых ощутимых лично в моей актерской профессии. После каждого Нового года я думаю: все, надо завязывать с этими Дедами Морозами. Потом подходит Новый год, и ты видишь: тому должен, этому должен, что-то хочешь купить. И опять идешь на елки. Все-таки эта работа — достаточно ощутимое подспорье для актера», — рассказал актер театра и кино Константин Стрелков.

Вместе с тем исполнение роли Деда Мороза и Снегурочки доставляет актерам много позитивных эмоций и дает дополнительные возможности для совершенствования своего мастерства. Александр Белоусов рассказал о различных казусах, в которые попадают актеры на новогодних мероприятиях, и только актерская импровизация позволяет им выйти из непредвиденных ситуаций с достоинством.

«Как-то я забыл шапку Деда Мороза в детском саду, приехал без нее в детский пансионат за 200 км от города. Решил надеть на голову красный мешок, посмотрел на себя в зеркало — вроде выглядит нормально. Вышел в коридор, и первые попавшиеся дети спросили меня: Дедушка Мороз, зачем ты мешок на голову надел? Пришлось отказаться от этой идеи. В это время на сцене разыгрывалась история с Шапокляк, вот я на нее все и свалил, что она украла у меня шапку Деда Мороза. Актриса молодец, тоже сообразила, что надо импровизировать. В итоге мы взяли эту придумку с шапкой, украденной Шапокляк у Деда Мороза, и используем ее на детских праздниках», — рассказал актер.

По словам актеров, новые фантастические истории для детей выводят на сцену новых персонажей, которые также начинают принимать активное участие в новогодних праздниках. Однако серьезную конкуренцию традиционным персонажам русских сказок, по их мнению, они вряд ли составят. Прежде всего из-за скудости образа и отсутствия игрового момента, которым богаты русские сказки.

«Появляется много разных персонажей. И ты порой ты даже не понимаешь кто есть кто — свинка Пеппа или Смурфик. Но я к этому спокойно отношусь, поскольку замечаю, что у детей есть потребность получения азов именно русской культуры. В американской культуре, в европейских сказках все замешано на том, что, если у тебя появилась проблема, ты вдруг стал Человеком-пауком, молнию метнул, и все, ты победил. Или пошел выпил зелья, получил суперсилу и победил. В русских сказках не так, здесь подумать надо: надо пойти к Бабе Яге, от Бабы Яги — к Кощею, от Кощея пойти еще к кому-то — и детям это интересно: туда пойти, сюда пойти, там что-то сделать. В Голливуде мальчик до того, как стал Человеком-пауком, был никем, потом его что-то стукнуло, он стал супергероем. То есть он не прошел какой-то этап, он не ходил к Бабе Яге, не делал задание, он не ходил к Кощею, он не побеждал Змея Горыныча, он не воевал с гномами, просто раз — и стал Человеком-пауком. Тогда как наши сказки направлены на развитие смекалки, логики, мышления», — рассказал Константин Стрелков.

В связи с этим актеры не считают, что традиция поздравления детей в Новый год героями русских сказок уйдет в прошлое. Дети, по их мнению, очень нуждаются в сказке, никакие социальные сети не смогут заменить им ту атмосферу таинственности и чуда, которую создает игра профессиональных актеров. Многие дети, по словам Александра Белоусова, встретившись с Дед Морозом и Снегурочкой в раннем детстве, продолжают ждать их каждый Новый год, пока не становятся взрослыми.

«Есть детки, к которым мы ходим 5-6 лет подряд. И если это наш последний приход, родители говорят нам: пожалуйста, придумайте что-то, какую-то легенду, что в следующем году Дед Мороз уже не сможет прийти, но не разрушайте эту сказку для ребенка. И мы играем такую завершающую встречу», — рассказал актер.


Adblock
detector