Урок музыки на тему что за прелесть эти сказки

Урок конкурс по литературе для учащихся 5 класса что за прелесть эти сказки! урок подготовлен на конкурс мультимедиа

Урок – конкурс по литературе для учащихся 5 класса

«Что за прелесть эти сказки!»

$ УРОК ПОДГОТОВЛЕН НА КОНКУРС

«МУЛЬТИМЕДИА УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Учитель русского языка и литературы МОУ –

средней общеобразовательной школы №6 г. Шарыпово

Красноборова Елена Михайловна

$ Красноярский край. Россия

Форма урока: литературный конкурс

Ведущие: учащиеся 7 класса А, члены литературного клуба «ЛИК»

Участники: учащиеся 5 класса

Зрители: учащиеся 7 класса, родители, учителя.

Оборудование:

      • рисунки учащихся по сказкам А. С. Пушкина;

      • выставка произведений А. С. Пушкина;

      • презентация «Что за прелесть эти сказки!»

      • музыкальное сопровождение.

      • $ видеосюжеты по сказкам А.С. Пушкина из электронного пособия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий».

      • фрагменты музыкальных произведений на сюжеты сказок

А. С. Пушкина.

Цель урока:

  • Проверить знания учащихся по содержанию сказок А.С.Пушкина.

  • Развивать познавательные и коммуникативные компетенции учащихся через р$азнообразны виды деятельности.

  • $Воспитывать интерес, любовь к литературному наследию русского ге­ния, через другие виды искусств.

  • Показать высокую идейную направленность произведений Пушкина, красоту слога его поэзии, обогащая лексикон учащихся, работая над выразительностью чтения пушкинских строк.

  • повысить мотивации обучения у пятиклассников посредством представления материала в визуализированной, интересной и максимально понятной для учащихся форме.

  • помочь учащимся сделать процесс обучения увлекательным и интересным, а учебный материал – наглядным, доступным и увлекательным.

  • актуализировать интеллектуальные и творческие способности учащихся и их родителей.

  • воспитывать чувства ответственности за общее дело (участие в команде)

Виды деятельности учащихся:

1.Чтение:

— выразительное чтение наизусть художественного текста;

2. Аналитическая работа по тексту:

— ответ на вопрос $с привлечением и без привлечения цитат;

3. Устная речь

Монологическая речь: выражение впечатлений, вызванных изученными произведениями

Ход урока – конкурса

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок – конкурс, урок — праздник, посвященный 210- летию со дня ро$ждения русского гения.

В 1837 году «замолкли звуки чудных песен», злодейская пуля обор­вала жизнь поэта. Но он по – прежнему жив в сердцах поколений. Пушкин победил время и пространство. Пушкинская эпоха уходит всё дальше от нас, а поэт как будто всё ближе. Основоположник русской литературы, он и$ ныне самый любимый и читаемый поэт. Неослабевающий интерес у читателей разных возрастов вызывают сказки Пушкина. Прикоснёмся к этому светлому имени, которое для каждого из нас остаётся яркой звездой добра и истины, перелистаем любимые произведения. В конце урока мы должны ответить на вопрос « В чём же заключается прелесть сказок А. С. Пушкина».

К нам пришли герои пушкинских сказок (члены литературного клуба «ЛИК»), которые и помогут провести конкурсы. Встречайте гостей! (учащиеся аплодируют).

1 ведущий (Слайд №2 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 г в Москве. В доме у них была прекрасная библиотека, и маленький Пушкин с детства увлекался литературой. Мальчик не был избалован теплотой родных, не был любимым сыном (мать больше любила младшего сына, Льва).

$

2 ведущий (Слайды №3-№4 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Детские годы Пушк$ина протекли в Москве и подмосковном селе Захарове. Будущий поэт рос в обедневшей дворянской семье. Его отец Сергей Львович воспитание детей поручил жене Надежде Осиповне из рода Ганнибалов.

3 ведущий (Слайд №5 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры. Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства».

$4 ведущий Слайд №6 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Юный Пушкин очень интересовался русским языком и русской стариной. Его няня, Арина Родионовна, не только пела Пушкину песни – она была ещё и сказочницей. О том, как сам Александр Сергеевич слушал нанины сказки и как их любил, он написал в письме к брату Льву: « До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Со слов няни Пушкин записывал сказки, которые потом переложил в стихи.

5 ведущий

Ребята, а как вы думаете, почему и за что нам дорог Пушкин? Почему и взрослые, и дети любят читать сказки? В чё$м их прелесть? Перелистаем любимые страницы, встретимся с любимыми героями.

Итак, начинаем конкурсы! Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина.

В конце урока компетентное жюри ( представление жюри, учащиеся 7 класса) определит команду победителей и назовет знатока пушкинских сказок. Коман$да, набравшая большее количество жетонов, становится победительницей, а учащиеся, набравшие 5 жетонов, получают оценку «пять», 4 – жетона — «четыре». Другие оценки не выставляются.

$

КОНКУРС №1 (5минут)

«Лучший чтец»

Задание командам: прочитать наизусть любые отрывки из сказок А. С. Пушкина. Победителем становится та команда, от которой ученик последним прочитает отрывок. Приглашается по одному ученику от команды. На конкурс отводится 5 минут.

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

По итогам конкурса определяется команда-победитель.$

КОНКУРС №2 (5 минут)

« Продолжи строку»

1 ведущий

Задание: Каждая команда вытягивает карточку, на которой написаны первые строки из сказок. Продолжите строчки. Отгадайте, из какой они сказки.

2 ведущий. (Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

$ «Продолжите начатую мной строчку и назовите сказку».

1.Три девицы под окном…(пряли поздно вечерком)

2. Ветер по морю гуляет и…( и кораблик подгон$яет)

3.Ель в лесу, под елью белка:

Диво, право, не безделка-

Белка песенки… (поёт да орешки всё грызёт, а орешки не простые, всё скорлупки золотые)

3 ведущий. ( Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

4. Жил старик со своею старухой

Старик ловил …..(неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу)

5. Стал он кликать Золотую рыбку

( приплыла к нему рыбка, спросила.$..)

6. Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю…(всю правду доложи…)

4 ведущий

7.У лукоморья дуб зеленый …$

8. Вдруг шатер распахнулся.

И девица, Шамаханская царица,

Вся, сияя, как …(заря, тихо встретила царя)

9. Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой…

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 3 (6 минут)

$«Узнай сказку»

5 ведущий: « А теперь , ребята, внимание!

Мы покажем вам фрагменты из сказок А. С. Пушкина.

Вы должны назвать, из какой сказки этот фрагмент. Каждой команде предлагается по 2 фрагмента.

$ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ ( См. «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 3 «Сказка о царе Салтане…»).

  • $ВИДЕОФРАГМЕНТ № 12 «Сказка о золотом петушке»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 15 «Сказка о царе Салтане…»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 21 «Сказка о попе и работнике Балде»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 23 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 24 «Сказка о рыбаке и рыбке»).

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

$

КОНКУРС № 4

«Музыкальный»

1 ведущий Сказки Пушкина не похожи одна на другую. Многие сродни народным песням. Нас пленяют напевность и мелодичность их стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно сказки вдохновили композиторов на создание дивных опер.

А теперь самое сложно$е задание: определите композитора и произведение А.С.Пушкина, на основе которого создана музыкальная композиция. Каждой команде предлагается по 1 фрагменту обязательно и 2 дополнительно, кто отгадает первым.


ЗВУЧАТ ФРАГМЕНТЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.( См. папку

« Музукальные произведения» (6 минут ))

$

  • m8 Н. Римский – Корсаков «Сказка о золотом петушке». Ария Шамаханской царицы.(1 минута 28 сек.)

  • m21. М.И. Глинка. «Руслан и Людмила». Ария Руслана в исполнении И И. Петорова.(1 минута 20 сек.)

  • m22.Д. Шостакович. «Сказка о попе и работнике его Балде». Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. (59 сек.)

  • $m24 Н. Римский — Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Полёт Шмеля.(1 минута 28 сек.)

  • m25. Н. Римский — Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Ария царевны Лебедь в исполнении В. Барсовой.(1 минута 20 сек.)

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 5 (3 минуты)

$«Пантомима»

$Группа учащихся 7 класса (члены литературнго клуба «ЛИК» в костюмах представляют фрагменты из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

— «Чернавка ведёт в лес царевну»

— « Разговор царицы с зеркальцем»

— « Царевна у семи богатырей»

2 ведущий: задание: определите фрагмент из сказки Пушкина, на основе которой создана пантомима.

$

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 6 (5 минут)

«Ораторы»

3 ведущий: задание:$ дома каждая команда готовила ответ на вопрос « В чём прелесть сказок А.С. Пушкина». Слово командам. Жюри оценивает оригинальность, выразительность, артистичность выступающих.

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

$

Учитель

ИТАК, РЕБЯТА, ЗАКОНЧИЛСЯ НАШ КОНКУРС.

Вы ещё раз встретились с любимыми героями, проявили творчество, активность, ответили в чём прелесть пушкинских сказок, показали, что любите и читаете сказки А.С. Пушкина. А сейчас слово жюри.

Итоги уро$ка.

Награждение команды – победительницы.

Определение Знатока сказок А.С. Пушкина. Награждение.

Выставление оценок учащимся по количеству жетонов.

МОЛОДЦЫ! ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!

Домашнее задание. Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», стр.118-151, в.1-7

Используемая литература.

$

1. Пушкин А.С. Стихи и сказки. М. «Детская литература», 1998.

2. Учебный диск Мультимедиа Энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий». Фирма 1 С, 2002,Республиканский мультимедиа центр.

А) видеофрагменты. Б) музыкальные произведения. В) иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

Урок музыки в 4 классе

Тема урока: «Три Чуда».

Цель урока: создать и сформировать, новые ощущения красоты сказок А. С. Пушкина, путём восприятия – знакомства с музыкой Н. А. Римского-Корсакова. Явить и обосновать связь музыки с другими видами искусств.

Задачи: Обучающие:

1.Обучать умению образного восприятия, сосредоточенного слушания музыки и умению излагать свои мысли о ней, «проникая вглубь» замысла как литературного, так музыкального произведения.

2. Формировать знания о том, что музыка способна быть живописной, а живопись, музыкальной. Особое внимание обращено к понятиям «контраст, музыкальная иллюстрация, симфонический оркестр и музыкальный сказочник»

3. Использовать поэтические пласты с музыкальными.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность учащихся, их способность овладевать знаниями и умениями в самостоятельной деятельности, касающейся слушания музыки Н. А. Римского-Корсакова и поэтического материала А. С. Пушкина к уроку…

  2. Развивать творческие способности учащихся, путём осмысленного применения знаний о средствах музыкальной выразительности. Использовать музыкальную терминологию при оценивании музыки.

  3. Развивать Художественное и логическое мышление, воображение, восприятие на основе стиля музыки Н. А. Римского-Корсакова, поэзии А. С. Пушкина и предметов живописи и кинематографии запечатлевших этот тематизм.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к классической музык, поэзии и искусству в целом.

2. Воспитывать чувство прекрасного, осознавая великую силу музыки, поэзии, изобразительного искусства, театра, кинематографа в судьбах героев…

3. Воспитывать музыкальный вкус на лучших образцах музыкальной и поэтической культуры и иных видов искусства.

4. Расширять музыкальные и поэтические впечатления формируя эстетический вкус.

Тип урока: Комбинированный (новые и прежние знания)

Вид урока: Интегрированный

Форма проведения урока: Урок – путешествие

Средства обучения: Учебники, творческие тетради, детские рисунки по теме урока (прежних лет).

Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова и поэта А. С. Пушкина:

Симфоническая картина «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» /

Материал из Интернт-ресурса по ссылке – https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%A2%D1%80%D0%B8+%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%B0/.

Технические средства.

Фортепиано, проектор, интерактивная доска.

Структура урока:

Организационный этап и приветствие (2 мин.)

Сообщение темы урока и вступительное слово (3 мин.)

Этап объяснения нового материала, слушание стихов, музыки. Рассуждения о услышанном и увиденном в ходе идущего времени урока. Краткая запись по материалу урока (20 мин.)

Музыкальная релаксация: гимнастика глазами и верхней частью корпуса тела (3 мин.)

Настрой на исполнение и само исполнение песни (3 мин.)

Этап закрепления полученных знаний (2 мин)

Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению, анализ работы (1 мин)

Этап подведения итогов урока (рефлексия) (самостоятельная творческая работа) (1 мин)

Повторный просмотр полюбившегося «Чуда» из трёх и вход из класса под музыку (2 мин)

Ход урока

Ребята входят в класс под музыку – «Шествие князей из оперы-балета «Млада»»

https://www.youtube.com/watch?v=ieSFBiWc7Tk&ab_channel=%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0-Topic

-Здравствуйте ребята.

-/ В ответ на приветствие учителя – дети приветствуются кивком головы/.

— Понимаю, что музыка, под которую вы вошли в класс вам понравилась. Вы так горделиво приняли осанку и сосредоточили своё внимание. Правда?

-Да.

— По характеру и стилю она даже показалась, возможно, знакомой. Если это так – молча поднимите руки.

— /Дети поднимают руки/.

— Вы вошли под музыку русского композитора – классика Николая Андреевича Римского-Корсакова. Садитесь. Это «Шествие князей из оперы-балета «Млада»»

Сегодня мы будем говорить о том, как сказки являют нам чудеса. А когда сказка становится оперой, то музыка придаёт ей не с чем не сравнимую выразительность, образность, художественность. Появляется явственное ощущение «музыкальной живописи» У каждого Чуда в операх-сказках своя мелодия, своя гармония, своя музыка. У каждой чудесной картины свои неповторимые краски.

Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение, прежде всего, в литературе затем композитор, вдохновившись сочиняет музыку, придавая ей ту или иную музыкальную форму, а художник создаёт художественные полотна.

Если это всё «встречается» в театре (поэтическое слово, музыка, декорации, художественно выполненные костюмы, то мы можем стать участниками великолепного действа. Это будет?

-Опера!

-Молодцы. Правильно!

— Слушайте и догадайтесь. Кто автор и откуда, я взяла эти поэтические строки?

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя родила Богатыря!

-Это «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной Царевне-Лебеди» Александра Сергеевича Пушкина /Дети обязательно упоминают того, кто им эту сказку читал/.

— Смотрите у нас на нашей доске иллюстрации художников к этой сказке и к другим сказкам. Давайте отберём и оставим те, что относятся к сказке о Царе Салтане /выходят дети и движением рук производят отбор нужного материала с помощью всего класса/.

-Хорошо.

Замечательный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А.С. Пушкина, что сочинил оперу «Сказка о царе Салтане». В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал Пушкин, а значит присутствуют и Чудеса. В

Открываем книги на стр. 50-51. Открываем свои тетрадки и записываем тему нашего урока /Дети записывают тему урока/. Запишите в тетрадь симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского- Корсакова. В каждой сказке чудеса. А внутри этой оперы, композитор создал симфоническую картину. Нам предстоит самим, представить какими предстанут перед нами герои, о которых будет идти музыкальное повествование.

— Послушайте, как описывает Белочку А. Пушкин — /Читаю легко, игриво, слегка поднимая плечи и качая немного головой/ —

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут».

— Если бы вы были композиторам, то в каком жанре была бы у вас тема «Белочки» — в жанре песни, танца или марша?

— Песня и танец.!

Послушайте, как описывает Богатырей А. Пушкин — / Читаю эмоционально, подчёркнуто/-

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Это диво, так уж диво,

Можно молвить справедливо!»

— Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»?

-Маршевая!

— О «Царевне – Лебедь» пишет так-

/Читаю на распев очень выразительно, певуче на одной высоте, подчёркивая напевность/-

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо,

Это диво, так уж диво».

— Песенная!

-Запишем названия всех трёх Чудес в тетрадь /записывают…/

— Итак, в опере у каждого чуда, своя музыкальная тема –яркая картинка, только написанная не красками, а звуками. Давайте сравним свои предположения с музыкальным видением самого композитора Н. А. Римского-Корсакова. Слушаем. / Вопросы и ответы к слушанию:

— Какую песенку композитор использует, чтобы показать нам белочку. Как она звучит?

— Для характеристики белочки Римский-Корсаков использовал русский народный инструмент – балалайку. Песня «Во саду ли, в огороде».

— Какой инструмент исполняет тему белочки? Её присвистывает самый высокий инструмент оркестра?

– флейта — пикколо (маленькая флейта)/.

-Послушаем и представим Второе чудо «Тридцать три богатыря».

/Вопросы и ответы к слушанию: — Ребята, что вы представили, слушая музыку? Каков характер?

В оркестре слышен грозный шум, кипенье морского прибоя и на его фоне звучит богатырский марш/.

И вот третье чудо «Царевна -Лебедь». /Вопросы и ответы к слушанию:

-Кого композитор изображает этой мелодией?

— Что вы представили, слушая Третье чудо?

Каков характер музыки?

Какие инструменты услышали? — Музыка рисует чудесное превращение Лебедь — птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос, флейты, кларнеты, арфа/.

— Если бы вы были художниками. Как бы вы украсили сцену этой оперы? (Дети дают ответы, тем самым определяется на сколько они живописно себе представили музыкальное произведение/.

— Поднимаемся ребята и после плодотворного труда, дадим себе небольшой отдых — / Музыкальная релаксация: гимнастика глазами и верхней частью корпуса тела/.

Садитесь. Как красиво сказка вошла сегодня к нам, и мы обогатили свои знания ещё на порядок, а разве природа, из которой черпают вдохновения все представители искусства не сказочна тем, что дарит нам смену времён года, красоту пейзажа, пение птиц и многое-многое другое? Сейчас, за окном осень. Любимое время года А. С. Пушкина, герои сказки, которого сегодня представали перед нами, а у нас есть песня о сказочной красоте осенней природы.

— Споём?

-Да. /Ребята исполняют песню «Волшебная папаха»

Подведём итог нашего урока. Вот мои вопросы:

— Назовите сказку, у которой мы были сегодня в гостях?

— Какими чудесами наполнил А. С. Пушкин свою сказку?

— Какой композитор сочинил оперу по «Сказка о царе Салтане»?

— Какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что «Белка песенки поет да орешки все грызет»?  /Дети отвечают в тетради писменно и кратко. Читают ответы/.

— Молодцы ставлю вам пятёрки!

/Звенит звонок. Ребята встают, кивком головы прощаются с учителем и выходят под фрагмент из оперы, который демонстрируется на интерактивной доске/.

Открытый урок литературы, музыки, ИЗО по теме «А.С. Пушкин «Что за прелесть — эти сказки»Цели:Закрепить знания детей о сказках.Развивать творческие способности учащихся.Вызвать интерес к чтению русских народных сказок, приобщать детей к народному творчеству;Способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей.познакомить с фрагментами из оперы Н. А. Римского-Корсакого “Сказка о царе Салтане”;через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.Задачи:приобщать детей к народному творчеству;формировать у учащихся доброе взаимоотношение;способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся;направить учащихся на осмысление музыкальных образов сказочных героев;развивать навык слушания музыки;воспитывать чувство прекрасного через произведения искусств.
Оборудование:
аудиозапись, иллюстрации литературных героев, портреты А. С. Пушкина, презентация.
Три чуда из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”.
Ход урока
Слайды №1,2.
Солнце – одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По-разному титанический образ Пушкина воспринимается каждой душой, каждой личностью. И как из миллиардов преломленных каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так, можно думать, общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует в веках многоцветный и прекрасный образ его.

Учитель читает стихотворение Ярослава Смелякова «Здравствуй, Пушкин!».
Здравствуй, Пушкин! Просто страшно это -словно дверь в другую жизнь открыть -мне с тобой, поэтом всех поэтов,бедными стихами говорить.Быстрый, шаг и взгляд прямой и быстрый -жжет мне сердце Пушкин той поры:визг полозьев, песни декабристов,ямбы ссыльных, сказки детворы.В январе тридцать седьмого годапрямо с окровавленной землиподняли тебя мы всем народом,бережно, как сына, понесли.Мы несли тебя — любовь и горе -долго и бесшумно, как во сне,не к жене и не к дворцовой своре -к новой жизни, к будущей стране.Прямо в очи тихо заглянули,окружили нежностью своей,сами, сами вытащили пулюи стояли сами у дверей.Мы твоих убийц не позабыли:в зимний день, под заревом небес,мы царю России возвратилипулю, что послал в тебя Дантес.Вся Отчизна в праздничном цветенье.Словно песня, льется вешний свет,Здравствуй, Пушкин! Здравствуй, добрый гений!С днем рожденья, дорогой поэт!
Пушкин! Имя этого величайшего поэта сопровождает нас всю жизнь. Впервые мы слышим его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть со слов старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Мир пушкинских стихов, сказок о злой царице-мачехе или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесёнке, обманутым ловким Балдой, или царе Дадоне, который в молодости обижал соседей и был за это наказан, живёт с нами и позже, в школьные годы.
— Ребята! О чем сегодня пойдет речь на уроке?
Сегодняшний урок, как вы уже догадались, будет посвящён сказкам А.С.Пушкина, знакомым вам с детства. Как вы думаете, что ждет вас на уроке, посвященном сказкам А.С. Пушкина? Это не обычный урок, а театрализованный. Мы расширим представления о любимом поэте, услышим выразительное чтение отрывков из ваших любимых пушкинских сказок, рассмотрим особенности «пера» Александра Сергеевича, раскроем смысл слов: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Итак, начинаем.
Слайд №3 Появляется ученик в образе поэта, садится за стол, пишет пером и одновременно читает стихотворение «У Лукоморья…».
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Учитель:
— Почему так завораживают эти строки?
— В какой мир переносят нас пушкинские стихи?
— Вы… поверили им? Но это же сказка! Почему же вы поверили, «увидели» каждую строку, каждый образ пушкинского «Лукоморья»? В чем же мастерство поэта-сказочника?
Сказочный зачин в интонации непринужденного будничного повествования, незаметно переходящего в волшебные образы и сюжеты; «ученый кот» в роли сказочника. «Лукоморье» — мир народной сказки с ее вечными сюжетами и героями, борьбой добра и зла; присутствие самого поэта в сказочном мире; простодушие и лукавство автора.
Слайд №4
Инсценировка отрывка «Сказки о рыбаке и рыбке»
Учитель:
— Узнали сказку? Правильно, молодцы!
— Как, по-вашему, автор относится к своим героям?
Выразительное чтение наизусть любимых отрывков из сказки.
— Как вы думаете, безжалостна или справедлива пушкинская рыбка?
— Что преобладает в сказке: повествование, описание, диалог? Почему?
— Почему в сказке то и дело слышится море? Найдите в тексте и зачитайте, пожалуйста, перемены, происходящие с морем. Почему оно все время меняется?
— Легко ли пересказывать сказки Пушкина?
Конечно же, нет. Хочется читать дословно, стихами, которые имеют ритм – повторяемость однородных звуковых особенностей, ударных и безударных слогов. Рифма — звуковые совпадения в конце строк.
Слайды № 5,6,7,8
Инсценировка отрывка «Сказки о мертвой Царевне и о семи Богатырях» (обращение королевича Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру).
Слайды № 9,10,11
Игра «Буриме»
— А сейчас немного поиграем. На экране вы видите последние слова строчек пушкинских сказок. Вспомните и назовите начало каждой строчки, название сказки.
«Сказка о царе Салтане…»
……………………………………………………… ходит
………………………………………………………сводит
………………………………………………………вод
………………………………………………………плывет
………………………………………………………прекрасный
………………………………………………………ненастный
………………………………………………………чему
………………………………………………………ему
«Сказка о мертвой Царевне и о семи Богатырях»
………………………………………………………неутешен
………………………………………………………грешен
………………………………………………………пустой
………………………………………………………другой
— Определите, к каким сказкам выполнены иллюстрации.
Слайды № 12,13,14,15,16
— Что роднит любимые строки с русскими народными сказками? (Зачин, победа добра над злом, эпитеты, много волшебства).
Физминутка (мультролик)
Слайд № 17
— У: А сейчас давайте остановимся на героях “Сказки о царе Салтане”. Назовите их (Белочка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь. Три чуда, которыми удивлял всех князь Гвидон).
Правильно. Какую музыку вы подобрали бы к образу богатырей? (Что-то громкое, мощное)
Верно, такими Пушкин рисует нам богатырей.
У: А какую музыку мы бы написали к образу Царевны-Лебеди?
(Ответы детей)
У: Царевна-лебедь. Что о ней пишет автор?
Творенья музыки, что может быть чудесней? Они рождают в людях красоту,Они способны излечить недуги,
Осуществить заветную мечту.
Красота спасёт мир, а знакомство с красивой музыкой зарядит нас положительными эмоциями, что благотворно скажется на нашем здоровье.
Слайд № 18,19
В своё время русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, познакомившись с текстом этого произведения, создаёт оперу “Сказка о царе Салтане”.Сейчас послушайте фрагменты оперы Н. А. Римского-Корсакого и постарайтесь услышать, какими увидел композитор пушкинских героев?(Слушание музыки)Дети анализируют услышанные фрагменты.
Итак, какое же музыкальное произведение своим появлением обязано сказке Пушкина?
Д: Опера Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”.
Интерактивная игра «Вместе к Пушкину»
У вас на столах лежат альбомные листы. Попробуйте изобразить на них одного из героев или персонаж из сказки А.С. Пушкина, наиболее вам полюбившейся.
Учитель:
Молодцы, ребята! Задачи урока выполнены. Думаю, что время мы провели с пользой, окунувшись в поэтический мир сказок великого русского поэта А.С.Пушкина. (Выставление оценок и их комментирование).
Домашнее задание: составить кроссворд по сказкам А.С.Пушкина.

Цель:

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Синтаксис словосочетания и простого предложения»;
на примерах дидактического материала воспитывать у учащихся чувство прекрасного, развивать у них интерес к литературе, искусству.

Оборудование: мультимедийная система, иллюстрации художника И. Билибина к сказкам А.С. Пушкина, выставка книг авторов литературных сказок.

Хочешь вернуться в детство?

Хочешь вернуться в сказку?

Есть колдовское средство:

Краску кладу на краску,

Слово кладу на слово –

Все я могу на свете…

Вот мы с тобою снова

В маленьких шубках дети.

С. Островой

Ход урока

Экран. Текст читается вслух.

Сказка – это произведение устного народного творчества. Сказки возникли давно, когда люди еще не умели писать и читать. Автор сказок – народ. Это не значит, что все люди собирались вместе и сочиняли сказки. Один талантливый человек придумал и рассказал своим детям. А многие поколения потом добавляли что-то свое и переделывали ее.

Что называется текстом?
Какова тема этого текста? Что такое тема?

Экран.

На экране задания.

Продолжите ряд основных синтаксических единиц:

СЛОВО, …, …, …

Закончите предложения (устно):

Синтаксис –

Пунктуация –

Работа с толковым словарем С.И. Ожегова.

Синтаксис – раздел грамматики, наука о законах соединения слов и строения предложений.

Пунктуация – раздел грамматики о расстановке знаков препинания.

Из текста выписать восемь словосочетаний, отметить в них главное слово, поставить вопрос к зависимому.

Вопросы.

Из каких слов состоит словосочетание?
Как осуществляется связь между словами в словосочетании?
Какие слова в предложении не являются словосочетанием? Почему?

Работа с учебником «Русский язык», Е.И. Быкова: чтение правила   с. 28

Представьте себе, что вы смотрите мультфильм. Вот на экране появились отдельные слова:

Ложь, да, в, ней, сказка, урок, добрым, намек, м?лодцам

Вам что-нибудь понятно? А если эти слова расположить в определенном порядке? Что у вас получилось?

Экран.

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Какая сказка А.С. Пушкина заканчивается этими словами? («Сказка о Золотом петушке»).

Чем предложение отличается от словосочетания?

На доске ученик записывает под диктовку.

Герои сказок – честные, добрые и трудолюбивые люди. Народные сказки интересны и поучительны. 

На доске выставка иллюстраций И. Билибина к сказкам А.С. Пушкина. Какими художник изобразил героев сказок Пушкина?

В первом предложении выделите грамматическую основу. Объясните постановку тире.
Объясните постановку запятой в первом предложении. Что такое однородные члены предложения?
Сделайте синтаксический разбор второго предложения. Назовите признаки предложения.

Работа с учебником «Русский язык», Е.И. Быкова: чтение правила   с. 32

Экран.

Укажите неправильное утверждение:

а) в состав предложения обязательно входят главные и второстепенные члены предложения;

б) предложение, в отличие от словосочетания, выражает законченную мысль;

в) второстепенные члены предложения – это дополнение, определение, обстоятельство.

Учащиеся работают с учебником «Литература» (5 класс).

Выпишите из сказки  А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» по два предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное.

Экран.

Что за прелесть эти сказки.

Что за прелесть эти сказки!

Какая разница между этими предложениями? В чем особенность побудительных предложений?

Куда девался товарищ Петра?

Прочитайте два предложения. Чем они отличаются? Что повлияло на различие в смысле предложений?

На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата, своего товарища.

На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата своего товарища.

Почему во втором предложении встречаемых стало меньше?

Экран.

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания.

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!

Выделите грамматическую основу.  Что не входит в грамматическую основу? Почему? Кто автор этих строк? А какие еще произведения этого автора вы знаете (К.И. Чуковский).

Работа с книгами, выставленными на стенде. У доски два ученика. Между ними должна состояться беседа на тему: «Мои любимые книги и авторы». В построении предложений необходимо использовать обращения. Что такое обращение?

Экран.

Задания. Учащиеся работают на заранее заготовленных листах.

Укажите предложение, в котором между однородными членами не нужно ставить запятую (знаки препинания опущены).

А. Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

Б. Ноги носят а руки кормят.

В. Герои-шоферы возили по Ладоге хлеб и доставляли солдат на фронт.

Укажите предложение с обращением.

А. Наш город преобразился с наступлением весны.

Б. С добрым утром, милый город.

В. Мой город, насчитывающий два миллиона жителей, считается одним из самых больших в стране.

Укажите предложение с вводным словом.

А. Все кажется сказочным в дремучем лесу.

Б. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах.

В. Мне показалось, что кто-то открыл дверь.

Сделанные работы учащиеся тут же сдают на проверку.

В чем особенность однородных членов предложения?
Нужны ли нам вводные слова и вводные словосочетания?
Необходимо ли вам изучать такой раздел языка, как синтаксис и пунктуация?

На доске запись под диктовку.

I в.

Без сказок не становятся взрослыми (немецкая народная пословица).

II в.

Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь (Г.-Х. Андерсен).

Согласны ли вы с этими высказываниями?

Домой (по группам).

Составить предложения, используя вводные слова или вводные словосочетания на тему: «Советы читателю».
Написать сочинение-миниатюру (8-10 предложений) на тему: «Что за прелесть эти сказки!»

Урок музыки в 4 классе

Раздел: «День, полный событий»

Тема: «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда.

Дидактическая цель: целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе; расширить представления учащихся о связи музыки с жизнью, изобразительности и выразительности музыки на примере творчества А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова.

Задачи:

— Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;

— Познакомить учащихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (опера «Сказка о царе Салтане»);

— Вызвать эмоциональный отклик на музыку Н.А.Римского-Корсакова;

— Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Оборудование:

— компьютер, проектор, экран (для презентации к уроку);

— музыкальный центр, фортепиано, треугольник, ложки, бубенчики

— раздаточный материал (текст из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», тексты песен) для работы в парах и самостоятельной индивидуальной работы.

Ход урока:

Организационный момент.

Вход в класс.

СЛАЙД 2

Длинными зимними вечерами под завывание вьюги няня рассказывала А.С. Пушкину сказки.

СЛАЙД 3

— В письме Пушкин писал брату: «Знаешь ли, мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – Что за прелесть эти сказки! — Каждая есть поэма».

— Сегодня мы поговорим о творчестве великого русского поэта и писателя. Вспомнить и оживить его сказки нам поможет музыка и, конечно, стихи самого А.С.Пушкина.

СЛАЙД 4

— Сказки А.С.Пушкина знают все. Посмотрите на слайд «Сказки Пушкина» Палех.

— Какие строки вы можете вспомнить?

— Правильно, так начинается поэма «Руслан и Людмила»

Нашел ли образ героев воплощение в музыке? (в 3 классе мы слушали фрагменты оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»)

СЛАЙД 5

Многие сказки, фантастические поэмы Пушкина навеяны рассказами няни.

Они всегда начинались одинаково «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…» Сегодня все знают царя Салтана и царя Дадона, витязя Руслана и Шамаханскую царицу.

А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Н.А.Римский – Корсаков.

СЛАЙД 6

— Почему, как вы думаете, Н.А.Римский – Корсаков – это музыкальный сказочник? (Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин).

СЛАЙД 7

— А на сюжет этой сказки А.С.Пушкина Римский-Корсаков написал оперу.

О какой сказке идет речь?

Фрагмент фильма «Сказка о царе Салтане».

СЛАЙД 8

Итак, это «Сказка о царе Салтане» приглашает нас в гости.

В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» что происходит. Римский – Корсаков как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.

В этой опере нет вступления – увертюры.

— Перед каждой музыкальной картиной вы будете слышать фанфарный призыв трубы, чтобы привлечь внимание слушателей.

Звучит фрагмент.

СЛАЙД 9

Перед вами 2 варианта текста из «Сказки о царе Салтане». Вслушайтесь в музыку, всмотритесь в музыкальные краски и выберите нужный вариант, который изображает это музыкальный фрагмент.

Н.А.Римский – Корсаков. Звучит вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане» слушание.

СЛАЙД 10

Итак, прочитайте выбранные вами строки к услышанному музыкальному фрагменту.

(«В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…)

Какую музыкальную картину написал Н.А.Римский – Корсаков! Удивляешься, неужели это все может нарисовать музыка?

При помощи чего композитору удалось так точно изобразить эту картину?

(при помощи голосов, или тембров музыкальных инструментов)

СЛАЙД 11

— рокот волн, плывущая по волнам бочка – струнные,

СЛАЙД 12

— мерцание и блеск звезд – челеста

СЛАЙД 13

— мрачная туча – литавры, фаготы

СЛАЙД 14

— стон и плач царицы – струнные, флейта).

СЛАЙД 15

— В каждой сказке есть чудо. А сколько их в «Сказке о царе Салтане»?

— Вспомните, какие чудеса дарит волшебная Лебедь-птица?

(«Белочка», «Богатыри», «Царевна – Лебедь»)

Давайте вспомним как об этих чудесах рассказывает Пушкин.

Дети читают отрывки из сказки

Поиграем в композиторов.

А для начала вспомним про трех китов в музыке. Как их зовут?

(песня, марш, танец)

СЛАЙД 16

— Если бы вы были композиторами, то какая была бы у вас тема «Белочки»?

Фрагмент фильма

СЛАЙД

— Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»?

СЛАЙД

— А тему «Царевны – Лебедь» вы написали бы?

— Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки самого композитора Н.А.Римского — Корсакова.

Вступление к 4 действию «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский – Корсаков — слушание

— Итак: «Белочка» — танцевальный характер, звучала флейта.

— А кто заметил, какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что «белка песенки поет да орешки все грызет»?

— Её сочинил композитор? (нет).

(исполним русскую народную песню «Во саду ли в огороде» используя музыкальный инструмент ТРЕУГОЛЬНИК.

СЛАЙД

— «Богатыри» — маршевый характер, литавры, духовые инструменты передали богатырскую поступь.

СЛАЙД

— « Царевна – Лебедь» — песенный характер, скрипка, арфа, гобой. Особенно глубокая поэтичность центрального образа оперы — Царевны-Лебеди. Две стороны его — фантастическая и реальная — воплощены в контрастных типах мелодии: первый основан на мотивах в основном инструментального характера

СЛАЙД

второй — на народно-песенных интонациях.

СЛАЙД

-ИТОГ: Как мастерски, точно композитор изобразил сказочных героев!

Мы услышали замечательные изобразительные находки и поэтическую прелесть оркестровых эпизодов музыки Римского-Корсакова.

Можно сделать вывод, что Н.А.Римский – Корсаков не только композитор, но и «музыкальный художник». Согласны?

— Спасибо, молодцы, вы были внимательными слушателями.

— Дома вы попробуете изобразить красками то, что изобразил Н.Римский- Корсаков музыкой. Раскрасьте рисунок и вспомните к какому фрагменту сказки он относится (иллюстрации к опере нарисовал русский художник Михаил Врубель).

-С какой сказкой мы сегодня познакомились благодаря музыке Н.А. Римского-Корсакого и стихам А.С. Пушкина?

— Кто знает полное название сказки?

Итог урока:

— Вы сегодня были внимательными слушателями, хорошими исполнителями, попробовали себя в роли композиторов. Дома вы попробуете себя и в роли художников (нарисуете иллюстрации к музыке).

— Урок мы закончим песней «Сказки гуляют по свету» — исполнение.

Итак, что о сказках хочется сказать?

Хочется воскликнуть: все вместе «Что за прелесть эти сказки!»

— Оценки за урок

— Выход под музыку


Adblock
detector