Урок по рассказу гамбринус

Этапы урокадеятельность учителядеятельность учащихся.1. организационный этап. приветствие. проверка готовности к уроку, наличие учащихся.2. проверка домашнего задания.что мы знаем об атмосфере?

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

1. Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие учащихся.

2. Проверка домашнего задания.

Что мы знаем об атмосфере? (Слайд)

Продолжите предложения: (Слайд)

  1. Атмосфера — это
  2. Какие функции газы выполняют в атмосфере.
  3. Атмосфера состоит из следующих слоев…  
  4. “Что за цифра?” (Слайд 3)

3000; 78; 21; 1; 18-20; 50-55;

  1. Почему во время перемены необходимо проветривать класс?
  2. Стр.136 задание 5 (поурочные разработки)
  3. Значение атмосферы.

Что за цифра?  Эталон ответа:

  • 3000 км – толщина атмосферы
  • 78% — содержание азота
  • 21% — содержание кислорода в составе атмосферы
  • 1% — содержание прочих газов в составе атмосферы
  • 18 — 20 км – мощность тропосферы над экватором
  • 50-55 км – верхняя граница стратосферы) (Слайд 4)

3. Актуализация знаний.

Ребята, скажите пожалуйста какими качествами или свойствами обладает воздух?

Сегодня, мы будем рассматривать одно из свойств воздуха –  а какое, нам подскажет небольшой рассказ.  

В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно. Выше облаков было еще холоднее — на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами. Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.

Какую закономерность вы заметили?

О каком свойстве воздуха шла речь?

Определите цели…

Ученики отвечаю на вопрос учителя:

  1. Температура
  2. Влажность

Послушав рассказ, ученики определяют, что свойство воздуха, о котором сегодня пойдет речь — это температура. И называют тему урока. Определяют цели урока.

4. Изучение нового материала.

Тема нашего урока: Тепло в атмосфере. (Слайд)

Скажите, а для чего нужны знания о температуре, людям каких профессий температура  нужна?

Первый вопрос, на который нам предстоит ответить:

1. Почему воздух у поверхности Земли теплее, чем на высоте? (Слайд)

Солнечные лучи, проходя через атмосферу, почти не нагревают ее. Нагреваются лишь поверхность Земли, твердые и жидкие тела. Если бы не было атмосферы, поверхность Земли очень быстро бы отдавала тепло, полученное от Солнца. Так происходит на планетах, лишенных атмосферы: на солнечной стороне там страшная жара, а на теневой — жуткий холод. А нашу Землю защищает ее воздушная оболочка. Воздух задерживает часть тепла, уходящего от нагретой поверхности Земли, и сам при этом нагревается. А если мы поднимаемся вверх? Чем дальше от поверхности Земли, тем меньше тепла туда доходит, тем тоньше становится слой атмосферы, и он задерживает меньше тепла.

Температура воздуха в тропосфере понижается примерно на 6* С на каждый километр высоты.

Вы можете в этом убедиться, побывав в горах.

(Решить задачу на презентации).

Но это не единственные изменения

Какие еще изменения в температуре воздуха вы замечаете?

Меняется температура воздуха  в течение суток, меняется температура  и в течение  года.

Мы каждый день интересуемся температурой воздуха. Для чего?  

От состояния атмосферы, а также явлений, происходящих в ней, зависит здоровье людей, их хозяйственная деятельность, особенно в с/х. Поэтому атмосфера всесторонне изучается.

Наиболее точные сведения о ходе температуры  в течение суток  получают на метеорологических станциях с помощью термометра, помещенного в  метеорологическую будку в тень (слайд).

Через определенные промежутки времени проводят измерения температуры, а потом вычисляют среднее арифметическое.

Это средняя суточная температура.

По значениям температур в разное время суток составляют графики суточного хода температур.

1. Для примера рассмотрим готовую таблицу  суточного хода температуры (стр.125 «Шаг за шагом»).

А теперь рассмотрим ход температуры при отрицательных и положительных показателях температуры (слайд).

Точно так вычисляют среднемесячные температуры и за год.

2.Сумму средних суточных температур делят на число суток в месяце (слайд).

3.Годовой ход температуры  строится на основе среднемесячных значений (рис.86 в учебнике).

На всех широтах при безоблачной погоде самая низкая температура бывает перед восходом Солнца, а самая высокая – через 2-3 часа после полудня.

Разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток называют суточной амплитудой колебания температуры.

Разность между средней температурой самого теплого месяца в году и самого холодного месяца называется годовой амплитудой колебания температуры

По рисунку 86 в учебнике вычислите годовую амплитуду температур для Москвы, С-П, Верхоянска.

А почему летом – жарко, а зимой холодно? Вспомните из курса изучения окружающего мира?

Количество тепла зависит от высоты Солнца над горизонтом. Летом Солнце поднимается высоко, дни длинные, поверхность нагревается продолжительное время, а от нее нагревается воздух. Зимой же, наоборот, Солнце низко над горизонтом, дни короткие и земная поверхность нагревается меньше.

Вывод : Что  мы узнали о  температуре воздуха?

— она изменяется с высотой;

— она изменяется в течение дня;

— она изменяется в течение года.

Тезауруссловарь, специальная терминология, стремящаяся дать описание лексики данного языка во всем ее объеме и полноте.

Суточный ход температуры – называется изменение температуры воздуха в течение суток.

Годовой ход температуры – называется изменение среднемесячной температуры в течение года.

Суточная амплитуда температуры – разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток.

Годовая амплитуда температур – разница между максимальной и минимальной среднемесячной температурой за год.

  Ученики высказывают мнение.

(запись в тетрадь темы, значение слова – температура)

Учащиеся в ходе работы при помощи учебника (с.123) находят ответы на следующие вопросы:

  1. Почему на большой высоте температуры воздуха низкие?
  2. Как изменяется температура воздуха с высотой? (Слайд)
  3. Какое существует правило понижения температуры воздуха с высотой?

Делают вывод: На поверхности суши и в горах происходят изменения температуры с высотой.

Ученики дают ответы на вопросы, исходя из собственных наблюдений:

1. Как изменяются температуры воздуха в течение суток?

2. В какое время суток наблюдается самая высокая и самая низкая температура воздуха?

Работая с  текстом учебника на с.125 и при помощи учителя выясняют:

Что такое средняя суточная температура (пример Шаг за шагом)

(Слайд), суточная амплитуда (слайд)

Выясняют максимальные и минимальные показатели температуры воздуха на планете. (Слайд).

(Делают записи в тетради)

5. Закрепление.

(Слайды)

  1. Устроим небольшой экзамен.

(Задания с ОГЭ (раздаточный материал)

7. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно….

Мне было сложно….

Мы подготовили для наших читателей несколько аргументов по рассказу «Шинель». Используйте эти примеры для написания своего сочинения на урок литературы в школе.

Равнодушие – это наивысшая жестокость (аргумент)

Н. В. Гоголь в повести «Шинель» изобразил общество, которому нет дела до такого человека, как Акакий Акакиевич Башмачкин. Когда у главного героя крадут шинель, никто не хочет помочь ему. Люди фактически оставляют умирать человека, который остался холодной зимой без верхней одежды. «Значительное лицо» отказывает Башмачкину в помощи. Герой понимает, что он остался без шинели, на которую он так долго копил. Равнодушие со стороны всех окружающих людей становится причиной смерти «маленького человека», коим был Акакий Акакиевич.

Надежда и отчаяние — аргумент

Присущая любому – богатому и бедному, «маленькому» и «сильному мира его», она способна изменить, окрылить, поверить в лучшее. Именно надежда на некоторое время осветила жизнь простого чиновника, занимающего самую низкую ступень на социальной иерархической лестнице – Акакия Акакиевича Башмачника, героя повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Безрадостным было его существование. Служил он в департаменте титулярным советником, где занимался переписыванием бумаг («…Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его…»). С другим делом он бы просто не справился. Но относился он к своей работе добросовестно: «…Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью…»

В департаменте все посмеивались над Акакием Акакиевичем, над его безответностью, над внешним видом, над шинелью — «капотом». Автор назвал его «существом», переносившим покорно канцелярские насмешки. Не способен был Башмачкин постоять за себя. Лишь изредка говорил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете».

Герой жил в небольшой комнатушке, ел скудный ужин, «ел всё это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору…». Ничего не замечал Башмачкин вокруг. И так каждый день. Правда, герой находил и в этой жизни для себя радость, создавал свой мир, в котором словно оживали буквы. По вечерам он с усердием выводил их в своей коморке, разговаривал с ними; у него даже были свои любимицы. Да, грустно наблюдать за героем, оказавшимся никому не нужном в этом огромном мире.

И вдруг… у него появилась надежда! Надежда на то, что всё может измениться. Он заказал новую шинель. Сколько труда было вложено в её покупку, сколько дней копил он денег на её приобретение, отказывая себе во многом, – это особая история. Но герой ждал, что скоро он появится в новой шинели, и тогда всё изменится. Так и случилось! Сослуживцы вдруг изменили отношении к нему, стали поздравлять с покупкой, даже пригласили отметить её. «Этот весь день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник». Он впервые почувствовал себя человеком, а не «существом». Надежда оказалась не напрасной.

Доброта и жестокость — аргумент

Н.В. Гоголь в своей известной повести «Шинель» знакомит нас с мелким чиновником. Участь его несчастна. Герой живет в мире жестокости, где мнение о человеке, отношение к нему определяется его материальным, служебным статусом и внешним видом. Встречают здесь исключительно «по одежке». Над добрым, безобидным, спокойным Акакием Акакиевичем смеются сослуживцы, даже самые молодые, вновь прибывшие в департамент. Неудивительно, ведь он покорно, бессловесно переписывает бумаги. А одет он жутко бедно. Его старенькая шинель давно прохудилась, заплаты ставить негде, что лишает ее гордого звания. Все называют ее капот. Тогда, как шинель для чиновника – гордость, а не только форма одежды.

Башмачкину путем жесткой экономии удается скопить на новую шинель. На него сразу начинают смотреть по-другому, даже зовут в гости в богатый район Петербурга. Но в мире, где царит жестокость, нет места справедливости. У Акакия Акакиевича отнимают шинель. И никто не хочет ему помочь. Нигде он не находит защиты, понимания, справедливости.

Добрый и милый старенький чиновник умирает. Но появляется жестокий призрак, который карает жителей Петербурга за равнодушие, похищая у всех шинели. Таким образом, Н.В. Гоголь показал как легко можно погубить добро, трансформировать его в жестокость.

Мечта и реальность — аргумент

В повести шинель становится символом мечты. Для Акакия Акакиевича она становится настоящим смыслом жизни. Примечательно, что к осуществлению своей мечты Башмачкин идет уверенно, он знает, что ему нужно сделать, чтобы быстрее накопить деньги на шинель. Автор показывает, что главный герой произведения не витает в облаках, шинель для него не фантазия, а мечта, к которой он идет уверенным шагом. Шинель – это предмет быта, однако то, что Башмачкин стремится к покупке, говорит о том, что тип «маленького человека», к которому принадлежит Акакий Акакиевич, тоже умеет достигать поставленных целей и идти к своей мечте. Это единственный герой в произведении, который к чему-то стремится.

Н. В. Гоголь показывает, что мечта Башмачкина сталкивается с реальностью. Действительность описывается автором жестокой и бездушной. Только в таком обществе у человека могли украсть шинель. Для Акакия Акакиевича она была смыслом жизни, и то, что шинель отобрали, явилось причиной разочарования Башмачкина в социуме. Однако больше всего Акакия Акакиевича удивило то, что никто не захотел ему помочь. Даже «значительное лицо», который по должностных своим обязанностям должен был разобраться в ситуации с кражей, ничего не делал. Украденная мечта и неспособность вернуть шинель приводит к тому, что главный герой заболевает и умирает. Так, Н. В. Гоголь поднимает тему столкновения мечты с реальностью.

10 вариантов.

9-13.docx

Вариант 1

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда со-держится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) горячий, роскошный, собирать
2) возраст, непримиримые (враги), протирать
3) поклониться, излагать, пловчиха
4) измерение, косички, подрасти
5) нажимать, придираться, выскочить

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..жал, полу..гнил, чере..чур
2) приобрести, пр..внёс (новое), пр..чудливый
3) вз..шло, пр..язык, п..никнуть
4) дез..нфекция, вз..мал, спортинвентарь
5) трёх..язычный, ад..ютант, в..едливый

3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) нищ..та, заплесн..веть
2) юрод..вый, застр..вать
3) ступенч..тый, изредк..
4) немец..кий, кавказ..кий
5) ноч..вка, ухаж..р

4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (рабочие) стро..т, стел..щийся (туман)
2) колебл..шься, закле..вший
3) погон..шься, муч..мый
4) кле..щий (карандаш), (друзья) обид..тся
5) мел..щий (муку), разве..нные (сомнения)

5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬ-НО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Случилось так, что мне (не)кому было рассказать о своих сомнениях.
Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (не)привычной обста¬новке.
Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.
Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне всё вам скучно.
Быстро текли воды (не)большой, но быстрой реки

Вариант 2

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда со-держится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) расположение, примирение (сторон), озарённый
2) промочить, поплавок, обнимать
3) стилистический (приём), горевать, полагаться
4) почитатель (таланта), замерев, неприкасаемый
5) покосить (траву), избирательный, перила

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) об..ём, в..ётся, под..ячий
2) неприступная (крепость), претензия, пр..емник (директора)
3) ро..черк, и..подтишка, не..добровать
4) с..служивец, пр..образ, вз..йти
5) по..коп, пре..теча, на..пись

3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) уклонч..вый, краведч..ский
2) потч..вать, гуттаперч..вый
3) большинство, милост..вый
4) блюд..чко, продл..вать
5) израсходовать, туш..нка

4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (мужчины) бре..тся, зависящий
2) высп..шься, недвижимый
3) (рабочие) стро..т, раска..вшийся
4) предвид..м, удосто..н
5) (плохо) слыш..щий, (родители) тревож..тся

5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

За туманом (не)было видно огней.
В глубине озера (не)ясным рогом отражался молодой месяц.
Для ночлега гуси выбирают ровный, (не)заросший камышом берег.
Ещё (не)зажившая рана давала о себе знать.
Дверь оказалась (не)заперта.

Вариант 3

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда со-держится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) начинать, поджигать, равнина
2) перескочить, примерять (костюм), нарастающий (шум)
3) возгорание, расстилать, косой (взгляд)
4) зажигательный (танец), отварить (овощи), отраслевой
5) озарилась (солнцем), отрастить (волосы), заблистать

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (без) пр..крас, пр..баутка, пр..поднести (цветы)
2) и..подлобья, бе..шовный, ..дешний
3) сверхъестественный, раз..ём, в..явь
4) д..гнал, вз..брался, пр..ступок
5) воз..меть (действие), вз..скал, об..ндеветь

3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) плать..це, застр..вая
2) расследовать, (говорить) общ..
3) блюд..чко, рыж..ватый
4) француз..кий, скольз..кий
5) смекал..стый, заботл..вый

4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (здания) выс..тся, курлыч..щие (журавли)
2) незыбл..мая (истина), зависавший
3) тащ..щий (телегу), замеш..нный (в преступлении)
4) заверт..шься (как белка в колесе), вид..мый
5) зала..вший (пёс), задерж..шь

5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Отец велел, (не)останавливаясь в гостинице, ехать на пристань.
Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.
Хозяева приняли гостей с (не)обыкновенным радушием.
Но страх (не)сжал души моей.
Сил (не)было дышать от раскалённого солнца.

Ответы

Вариант 1

1 35
2 245
3 135
4 34
5 НЕ ОСВЕЩЕНА

Вариант 2

24
345
24
235
НЕЯСНЫМ

Вариант 3

15
345
235
234
НЕОБЫКНОВЕННЫМ

Автор: Танашевич Александра Александровна.

Мы любим Чехова

Автор: Кириленко Светлана Сергеевна

Организация: ГКОУ РО Таганрогская школа №1

Населенный пункт: Ростовская область, г. Таганрог

Участники проекта: учителя, дети, родители воспитанников; сотрудники библиотеки, художественного музея.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Актуальность проекта: данный проект обеспечивает условия для осуществления патриотического воспитания, понимания и осмысления детьми творчества писателя.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что повышения интереса россиян к литературе, музыке, изобразительному искусству, гуманитарным и естественно-географическим наукам, к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства, как из важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому патриотизму призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего с патриотическим воспитанием подрастающих поколений. Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины. Патриотизм должен воспитываться с детства возраста в рамках национальной культуры через родной язык, в мире нравственных ценностей…

Имя А.П.Чехова – знаковое имя для культуры Таганрога. Читатели разного возраста и разных национальностей обращаются к творчеству писателя. Пьесы Чехова ставят во многих театрах мира, по его произведениям создают мультфильмы, снимают художественное кино. Читая произведения Чехова люди становятся добрей, благородней и красивей умом и душой.

Цель проекта: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину – г.Таганрог, через знакомство с творчеством А.П.Чехова.

Задачи:

  1. Изучить этапы жизни и творчества А.П.Чехова;
  2. Составить список мест связанных с именем писателя;
  3. Развивать познавательный интерес, память, воображение, умение слушать и понимать рассказ «Каштанка».
  4. Развивать художественно-эстетические навыки и умения у детей в создании образа по рассказу А.П.Чехова «Каштанка», путём рисования нетрадиционными методами.
  5. Раскрытие важности современных проблем по сохранению и использованию культурного наследия;
  6. Ориентировать родителей воспитанников на формирование любви и уважении к своему городу и к человеку, прославившему этот город.

Проблема проекта:

У семей школьников недостаточно сформировано гражданское и национальное самосознание по приобщению детей к культурному наследию города Таганрог и поэтому возникает проблема в воспитании патриотизма, как способа жизнедеятельности детей, познания творчества А.П.Чехова и осмысления ребёнком культурных ценностей своего родного города.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Познавательный материал предложенный библиотекой и художественным музеем.

2. Участие детских работ в выставке.

3.Эмоционально реагируют на иллюстрации произведения А.П.Чехова «Каштанка».

4.Портрет образа Каштанки .

5. Создание условий для осуществления патриотического воспитания и осмысления ребёнком культурных ценностей.

6.Повышение познавательного интереса среди родителей воспитанников к культурному наследию города Таганрог.

Формы реализации проекта:

1.Непосредственно образовательная деятельность.

2.Экскурсия по Чеховским местам.

3.Работы по изодеятельности.

4.Чтение рассказа А.П.Чехова «Каштанка»

Продукт реализации проекта:

— тематическая выставка в книжном уголке ко дню рождения А.П.Чехова;

— выставка детских рисунков «Каштанка и ее друзья»;

-коллективная работа по изодеятельности .

— участие в городском фотоконкурсе « Путешествие по городу А.П. Чехова»

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Подобрать детскую и педагогическую литературу, иллюстрации.

Книга с иллюстрациями к рассказу А.П.Чехова «Каштанка».

Основной этап:

Занятия познавательного цикла:

«Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»,

«Памятные места родного города — Таганрога».

Чтение рассказа «Каштанка».

Беседа по рассказам А.П.Чехова «Каштанка».

Продуктивная деятельность детей:

Лепка по рассказам А.П.Чехова «Каштанка».

Заключительный этап:

Рефлексия учащихся по теме проекта.

Участие и награждение учащихся в городском фотоконкурсе.

Экскурсия по Чеховским местам

Приложения:

  1. file0.docx.. 3,8 МБ

Опубликовано: 05.12.2021

Презентация творческого проекта в старшей группе
«Колокольчики»
Тема: «Творчество Николая Николаевича Носова»

Автор: Проценко Анна Ивановна

Организация: МБДОУ «Детский сад №22»

Населенный пункт: Ставропольский край, с. Надежда

Вид проекта: творческий, ролево–игровой.

Участники проекта: воспитанники старшей группы «Колокольчики», родители воспитанников, воспитатель группы.

Срок реализации: 2 недели, краткосрочный.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие.

Актуальность: На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают и не хотят читать книги.

В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным и добрым другом детей.

Герои рассказов Н.Н. Носова, обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: они строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.

Цели проекта: Формирование у детей представлений о жизни и творчестве Н.Н. Носова, развивать у детей ценностно-смыслового восприятие и понимание произведений писателя, речевую культуру и художественно-творческие способности.

Задачи проекта:

  • познакомить с биографией и основными произведениями детского писателя Николая Носова;
  • способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи;
  • воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык рассказов;
  • воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;
  • формировать способность у детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать детей к положительным поступкам;
  • развивать у детей способности к рассуждению, образное мышление, фантазию, творческие способности;
  • формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
  • развивать познавательные и интеллектуальные способности, речь детей;
  • приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Ожидаемые результаты: Воспитанники имеют представления о жизни и творчестве Н. Н. Носова, проявляют познавательный и эмоциональный отклик на содержание произведений поэта. Свободно, последовательно, логично и грамотно выражают свои мысли, чувства в речи. Творчески передают отношение к литературным образам в коммуникативной, театрализованной, игровой, изобразительной, музыкальной видах деятельности.

Этапы проекта

Содержание деятельности

Участники

1.Подгото-вительный этап

1. Обсуждение проекта, выяснение возможностей и средств для реализации проекта.

2. Сбор информационного материала, подготовка виртуальной экскурсии в библиотеку, оформления книжного уголка, подборка игрового и дидактического материала к играм – драматизациям и сюжетно — ролевым играм по произведениям Н. Н. Носова, иллюстрации к рассказам, фотографий по биографии, видеодисков с мультфильмами по рассказам Н.Н. Носова, аудиозаписи рассказов.

3. Знакомство родителей с проектом, пополнения книжного уголка. Выполнение книжек самоделок, иллюстрации (рисунки) к книжкам.

Воспитатель, родители, дети

2.Основной этап

1. Знакомство с биографией Н.Н. Носова. Рассматривание и обсуждение альбома «Семья Николая Носова»

2. Рассматривание портретов Н.Н. Носова, выполненных разными художниками.

3. Чтение рассказов, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей по произведениям Н. Н. Носова, обсуждения.

4. Пересказ рассказов или отрывков из рассказов.

5. Виртуальная экскурсия в библиотеку: «Творчество Н. Н. Носова».

6. Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника — иллюстратора И. Семенова.

7. Проведение Вечера загадок и викторины по произведениям Н. Н. Носова.

8. Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.

9.Изготовление костюмов, атрибутов, декораций к драматизациям.

10. Инсценировка рассказов Н. Н. Носова «Огурцы», «Телефон».

11. Рисование по произведению «Незнайка и его друзья». Лепка по произведению «Живая шляпа».

12. Оформление ЛЭПБУКа «Н. Н. Носов»

13. Домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его рассказах.

14. Оформление выставки детских и семейных рисунков в группе по произведениям поэта.

Воспитатель, родители, дети

3. Заключительный этап.

Презентация проекта.

Воспитатель: Добрый день, ребята, обратите внимание на портрет писателя. Вы знаете, кто это? (Н. Н. Носов). Хотите поучаствовать в игре «Мы знаем всё», которая посвящена писателю Николаю Николаевичу Носову?

Мы отправляемся в путешествие по произведениям Н. Носова. Вас ожидает 5 конкурсов. Главное – уметь слушать друг друга, договариваться, принимать совместное решение.

1. Разминка.

Воспитатель: Начинаем нашу игру с разминки. Я прочитаю вам стихотворение, а вы назовите произведения Носова, о которых в нем говорится.

С этой книжечкою сразу

Подружились ты и я,

В ней веселые рассказы,

Будто точно по заказу

Для тебя и для меня.

Фантазеры-почемучки!

Ваша жизнь полна вопросов,

И на радость много книжек

Сочинил писатель Носов.

Есть про горку и про кашу,

Про Незнайку и про

Телефон, ступеньки, Дружка,

Про живую шляпу, автомобиль,

И как ночью возвращали

Сорванные огурцы.

Ответы: («Фантазеры», «На горке», «Мишкина каша», «Незнайка», «Телефон», «Ступеньки», «Дружок», «Живая шляпа», «Автомобиль», «Огурцы»).

Воспитатель: Отлично, вы были очень внимательные и отгадали все произведения Н. Носова.

2. «Блиц-опрос».

Воспитатель: Внимательно слушайте вопрос и дайте на него ответ.

Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофелем)

Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазёры»)

В какой сказке Носов рассказал нам о человечках коротышках? («Приключение Незнайки и его друзей»)

Что нарвали на колхозном огороде мальчики? («Огурцы»)

На что обменял Виталик рыбку в рассказе «Карасик» (Милицейский свисток)

Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)

3. «Бюро находок»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Приглашаем Вас в бюро находок. Проходите, присаживайтесь. У нас есть коробка с находками. Попробуем, определить из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. Вот одна находка (Шляпа). Из какого рассказа этот предмет? (Полные ответы детей).

1. Шляпа («Живая шляпа»)

2. Огурец («Огурцы»)

3. Лопата («На горке»)

4. Пистолет («Саша»)

5. Нитка с иголкой («Заплатка»)

6. Отвёртка, винтики («Приключения Незнайки и его друзей»)

4. Физминутка: «Зарядка».

5. «Чему учит рассказ?»

Воспитатель: Зачитывает пословицу, задача детей – определить к какому рассказу подходит данная пословица.

Молодцы, отлично справились с заданием! А вы знаете, что рассказы Н. Носова чему-то учат. Попробуем к этим рассказам подобрать пословицы? Как вы думаете, к какому рассказу подходит пословица:

1.У страха глаза велики. (Живая шляпа), а чему же она учит?

2. Дурной пример заразителен. (Огурцы)

3. Сумел испортить, сумей и исправить. (На горке)

4. Всё хорошо, что хорошо кончается. (Саша)

5. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Заплатка)

6. Ломать не строить. (Телефон)

6. Инсценировка отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры».

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием отлично справились. Но у Н. Носова очень много интересных и поучительных рассказов. А сейчас посмотрим инсценировку отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры»?

Ребёнок1: Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

Ребёнок2: — Вот врут-то! И вам не стыдно?

Ребёнок3: — А чего стыдно? Мы же никого не обманываем.

— Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

Ребёнок2: — Сказки! — Нашли занятие!

Ребёнок4: — А ты думаешь, легко выдумывать!

Ребёнок2: — Чего проще!

Ребёнок 3: — Ну, выдумай что-нибудь.

Ребёнок2: — Сейчас… . — Пожалуйста.

Ребёнок1: Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

Ребёнок2: — Сейчас…- Э-э-э… гм… кхм э-э-э….

Ребёнок4: — Ну, что ты все «э» да «э»!

Ребёнок2: — Сейчас! Дайте подумать.

Ребёнок3: — Ну, думай, думай!

Ребёнок2: — Э-э-э….

Ребёнок1: — Снова сказал Игорь и посмотрел на небо

Ребёнок2: — Сейчас, сейчас… э-э-э…

Ребёнок3: — Говорил — чего проще! — Ну, чего же ты не выдумываешь?

Ребёнок2: — Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

Ребёнок4: — Ну и что же ты тут выдумал?

Ребёнок2: — Ничего. Как было, так и рассказал.

Ребёнок3: — А говорил — выдумывать мастер!

Ребёнок2: — Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

Ребёнок4: — Какая польза?

Ребёнок2: — А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

Ребёнок4: — Значит, из-за тебя, другому досталось, а ты и рад!

Ребёнок2: — А тебе что?

Ребёнок4: — Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!

Ребёнок2: — Сами вы брехуны!

Ребёнок3: — Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

Ребёнок2: — Я и сам не стану с вами сидеть.

Ребёнок1: Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

Ребёнок3: — Купим порцию и разделим пополам.

Ребёнок1: — Продавщица дала им мороженое на палочке.

Ребёнок3: — Пойдем домой — разрежем ножом, чтоб было точно.

Ребёнок4: — Пойдем.

Ребёнок1: — На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

Ребёнок3: — Ты чего ревела?

Ребёнок5: — Меня мама гулять не пускала.

Ребёнок4: — За что?

Ребёнок5: — За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

Ребёнок3: — Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свои пол порции мороженого дам.

Ребёнок4: — И я тебе свои пол порции отдам, вот только попробую разочек и отдам.

Ребёнок5: — А вы разве не хотите сами?

Ребёнок4: — Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня.

Ребёнок5: — Давайте лучше это мороженое, на троих разделим.

Ребёнок4: — Правильно! А то, у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Ребёнок1: — Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

Ребёнок3: — Вкусная штука! Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

Ребёнок5: — Ну, ты выдумываешь все! Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

Ребёнок3: — Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…

Воспитатель: Спасибо ребята за инсценировку! Ребята, а вам понравилось? Продолжайте ребята уже со своими родителями знакомиться с произведениями Н. Н. Носова и с творчеством других писателей. И чтобы вы не потеряли страницу, на которой вы остановились, мы вам дарим закладки. Любите книги.

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь набирайтесь ума!

Дети прощаются и уходят.

Приложения:

  1. file0.docx.. 30,6 КБ

Опубликовано: 17.11.2021


Adblock
detector